Полярная правда. 1936, декабрь
Jii 291 (3056) 17 декабря 1935 г - П О Л Я Р Н Х Я П Р А В Д * ЗАБОТА О ДЕТЯХ— ЗАБОТА О НАШЕМ БУДУЩЕМ Іело всех организаций Школы Мурманского округа, в стенах которых воспитываются де сятки тысяч школьников, добились немалых успехов. Одпакс школы все еще не поднялись до уровня тех за дач и требовании, которые к ним пред’ являются.,. Это подтверждается итогами успеваемости за первую чет верть учебного года (очень низкий процент успевающих) и состоянием дисциплины среди школьников. За последнее время усилилось ху лиганство среди детей, особенно в городе. Вот некоторые факты. В 4-й школе г. Мурманска выявлена груц- па учеников, которая систематиче ски занималась кражами. Ученик втой же школы Дегтев нанес тяже лое ранение ножом ученику другой школы. Ученик первой школы Осет ров нанес ранение ученице 17-й школы. Случаи хулиганства имеют место и в школах Кольского, Тер ского, Кировского и других районов округа. Корень этих я р тении заключается в первую очередь в плохом воспита нии детей родителями и школой. «Органы народного образования непрочь поговорить об усилении вос питательной работы среди учащихся, об укреплении школьной дисципли ны, но общеизвестно, что во многих школах порядка все еще нет. Болтов ня об усилении воспитательной ра боты никак не может заменить пов седневного насаждения сознательной дисциплины» («Правда»), Именно такова практика работы ряда звеньев органов народного обра зования у нас в округе и в первую очередь в ОкрОНО. В ОкрОНО не из житы еще бюрократические методы руководства школами. Именно поэто му ОкрОНО до сих пор не знает ито гов учебы за первую четверть, кото рая закончилась 1 ноября, и ле зна ет действительного состояния школ. Совершенно неправильным надо считать создавшееся положение, когда директора многих школ превращены в завхозов, когда на ряду с лучши ми педагогами, болеющими за дове ренное им дело — воспитание детей, имеются педагоги, которые ведут свой предмет и только, когда не под нята на должную высоту роль класс ных воспитателей, когда органы на родного образования, педагогические коллективы и школьные организации ограничивают свою деятельность рамками школы. Но было бы неправильным все не достатки, имеющиеся в школе, отне- \\ , ста только к органам народного об разования. Комсомольские организации, в том числе Окружком ВЛКСМ, которые призваны всячески помогать органам народного образования в их трудном неответственном деле, наравне с ни ми отвечать за состояние работы в школах, не уделяют должного вни мания работе в школах. Многие комсомольские организации до сих пор не поняли существа ре шений X с'езда ВЛКСМ о школе, ре шений II пленума ЦК ВЛКСМ и по- прежнему пренебрежительно относят ся к работе в школе, к работе среди детей. В частности это можно отне сти к Мурманскому Горкому ВЛКСМ, который безответственно подошел к такому важнейшему делу, как обес печение пионер-отрядов вожатыми (в 44 отрядах в городе к 10 декабря не было вожатых). Горком совершен но не занимается организацией и работой форпостов при жактах. Надо решительно усилить полити ко-воспитательную работу среди де тей. Задачи воспитания детей одно временно с укреплением и повыше нием качества работы школы требу ют широкого разйертывания вне школьных мероприятий. Такое положение с внешкольной работой об’ясняется тем, что органы народного образования проявляют беспечное и беззаботное отношение к вопросам внешкольной работы, проф союзные п комсомольские организа ции неудовлетворительно руководят делом внешкольного воспитания. Дети — школьники и пионеры— чаще всего проводят досуг около своего дома, на улице или во дворе. Очень серьезно встает вопрос о ра боте с детьми в жактах. Руководите ли жилищной кооперации, партгруп пы жактов и все проживающие в жактах, обязаны практически помочь детям, доказать делом, что они уме ют заботиться о детях. Комсомоль ские организации должны создать форпосты по месту жительства ре бят и по-настоящему наладить их ра боту. Начать рабс#у в жактах надо, прежде всего, с того, чтобы былп предоставлены помещения, отведены участки для спорт-площадок, изыска ны средства для их оборудования, покупки игр. Плохо работают с детьми Дом культуры, рабочие клубы, которые в дневное время могли бы проводить большую работу с детьми. Совер шенно не организована такая увле кательная работа среди детей, как физкультура, а средства и возможно сти для этой работы имеются огром ные. Через несколько дней наступят каникулы в школах. Необходимо про вести огромную работу, чтобы дети весело, с пользой и занимательно, пх провели. Пусть этот момент послу жит поворотом для всех организа ций к непосредственному их участию во всей внешкольной работе среди детей, помня, что это является делом государственной важности. Воспитание детей немыслимо без участая самих родителей, заводских общественных организаций, в част ности профсоюзных организаций. Предприятия могут и должны ока зывать конкретную помощь школе в частности, например, они могут вы делить в подшефные школы для ру ководства техническими кружками инженеров, техников, лучших стаха новцев. Следовало бы партийным и комсо мольским организациям возродить применявшийся раньше метод — по становку самоотчетов коммунистов, комсомольцев о воспитании детей: братьев, сестер. Огьлгть детей от влияния улицы, усилить воспитательную работу сре ди них — это одна задача. А дру гая - очистить улицы от наиболее распущенных детей, от хулиганству ющего мемента, от преступно-чуж дого элемента, разлагающего’ детей. Сколько хулиганских поступков детей взрослые стараются «не замечать». Сколько малолетних правонарушите лей беспрепятственно разлагают дет вору? Надо, чтобы суд, прокуратура также выполняли решение партии и правительства, об усилении мер борь бы с хулиганством среди детей и с подстрекателями, за которыми часто скрываются противонародные элемен ты. Дружная работа по воспитанию детей всех организации: партийных, советских, комсомольских, должна обеспечить искоренение усилившихся за последнее время случаев хулиган ства и недисциплинированности сре ди детей. Для каждой организации и граж- данин& первейшим долгом должна стать забота о правильном воспита нии советских детей. Секретарь Мурманского Окруж ного комитета ВЛКСМ ШАМОНИН. ИСТОРИЯ ОДНОЙ] № БЕЗНЯДЗОРНОСТИ * ция упорно не занимается хулига нами, рост и возраст которых не достигает «положенного». *** История безнадзорности Румянце ва — серьезное предупреждение для родителей, которые безобразно отно сятся к своим обязанностям, предо ставляют детей улице. Только личным примером в быту, только тесным контактом семьи и школы можно предупредить воспри имчивый детский организм от дур- пых навыков, от вредных случайных знакомств, от прямых влияний клас сового врага, которому нетерпима радостная и цветущая жизнь совет ских ребят, которые пытаются порой свопм трупным запахом задурманить сознание ребенка. Партия п правительство, отдаю щие все внимание п заботу воспита нию советских ребят, возлагают на родителей, педагогов, на органы го сударственного порядка большую и почетную задачу воспитания расту щей смены. Тем более резко н не примиримо должны мы покончить с безобразными явлениями детской безнадзорности, имеющей место в нашем городе. Р. САДОФЬЕВА. В этой большой теплой комнате па «папаш и мамаш», покровитель- могло быть очень хорошо и уютао. ствующих безнадзорности п распу- Но комнату безобразят вещи и дю- іцепностп ребят. Недавно Румяппев дп: неубранная постель, пустые 5у- со своими друзьями избпл маленько- тылкп на столе, молодая, по неоп- го первоклассника Ткачева, мужест- рятная женщина, лениво покусьгва- венно заявившего в магазине, что ющая булку, бесформенная, с сапз- | «большой мальчик лезет к тетеньке жищами на одеяле, фигура пьяного, за деньгами в карман». Хулиганил Нина Румянцева считает, что вое- j Румяицев в клубе Моряков и в дру- пптанне ее брата Саньки — «дело гпх общественных местах. Но милп- не ейное». II вообще, чего к маль цу пристали? Нѵ подраться любит, в картишки балует. А если к вину прикладывается, — так только сме ху ради. В общем парень, как па рень. — Так рассуждает сестра. Елизавета Румянцева — мать Сани — тоже склонна думать, что сына оклеветали. Правда, парень ка тегорически не хочет учиться— прав да, он хулиганит, бывает и стащит что нибудь. Иногда подерется. По, «ведь все мальчики неспокойные». Под обывательской, под клеветни ческой болтовней «о всех мальчи ках» Румянцева хочет прикрыть и неоднократные исключения пз шко лы, систематические кражи, приво ды в милицию, судимости сына п несдержанное ею слово, которое она •дала в трудовой колонии, откуда до срока взяла Саню на поруки. На неправильный жизненный путь двенадцатилетнего Саню Румянцева поставили, как нп странно, его «лю бящие» родители Александр и Ели завета Румянцевы, не без известно го покровительства упомянутой вы ше, равнодушной сестры. Если заставить эту семью при помнить короткую, но печальную историю Санькпной безнадзорности, они, пожалуй, затруднятся ска зать, — как это началось. Трудно припомпить, когда впервые в при сутствии впечатлительного мальчика шумно распита бутылка водки. Не вспомнить число, когда увесистый кулак пьяного папаши впервые раз украсил лицо матери. Не вспом нить сколько рал «папаня» посылал Саньку за поллптром. Семья Румянцевых небольшая. Дочь замужем. Мать пе работает. Кроме Саньки есть еще трехлетняя болезненная девочка. Сам Румянцев неплохой столяр. Хорошо зарабаты вает, но тем не менее, соседи расска зывают, что в семье никто не гну шался «случайными» Санькиными находками — деньгами, яблоками и прочим. Материальная обеспеченность семьи позволяла приучить мальчика к оп рятному костюму, к аккуратности. Но пьянство отца, отсутствие мате ринской заботы привели к тому, что грязный пиджак, рваные брюки кепка на затылке, — стали своеоб разной гордостью маленького безнад- зорника. f Полная отвратительных пережит ков старого, семья Румянцевых пре доставила Саньку улице. Совершенно очевидно, что испра виться мальчику пе помогла и шко ла. В начале этого учебного года Румянцев неделю посещал 20-ю школу, потом передал через товари щей, что будет ходить в 4-ю школу. А в 20-й школе решили проверить— учится лп Саня— через несколько не дель, когда Румянцев совершенно оторвался от школы. И в прошлом году, в третьей школе, где он учил ся «за голову взялись» лишь, ког да стали известны многочисленные приводы и суд, необходимость от правки в трудовую колонию Свою «долю» в историю этой без надзорности внесла и «жалостливая» мурманская милиция, которая с та ким завндпым спокойствием относит ся к детской, безнадзорности в горо де, упорно отказывается пользовать ся законным наложением штрафов Организовать комнату .занимательной техники" У пас, в Мурманске, нет нп пи онерского клуба, ии технической станция, ни како-го-лпбо другого учреждения, организующего досуг ребят. Дети предоставлены самим себе, зачастую, безиадзорны. Жены ПТР Рыбокомбината реши ли организовать комнату «занима тельной техники». В Ленинграде и других городах такие комнаты давно существуют, приносят ребятам боль шую пользу, приучают с детства; к технике и труду. Нашу инициативу поддерск&л ди ректор Рыбокомбината тов. Шереде- ка и управляющий Мурманрыбой тов. Светов. То®. Светов сообщил? нам, что помещение будет предоставлено , в начале января, я обещал выде- - лить средства. Председатель соовта жен ИТР Рыбокомбината АЛЕКСЕЕВА. Вечером, в семье Умара Рызванова. Фото Г. Ратфельдера. В КВАРТИРЕ НАПРОТИВ Мити п Сопи еще нет дома. Ми- j мня счастливой советской детворы. тя, по всей вероятности, с увлече- j За правильным распорядком дня, нием воздвигает высокие башни из вставанием, укладыванием спать, ярких многоцветных кубиков, д Со- едой — следит мать. Белье, платье, ня нежно убаюкивает Тосю, Олю, валенки, весь несложный, но обяза- Веру — в общем какой-нибудь пред- тельный арсенал детского обихода у мет, выпученные глазки и забавные школьников и малышей семьи Рыз- коепчкп которого вызывают радост- | вановых в порядке, ную улыбку на пухлых Сониных гу- j Большой письменный стол стоит в " — Іг------- еще не углу второй комнаты. Разнообразный бах. Птак — Митя и Соня пришли пз железнодорожного очага. Но Умар и Сэжпде Рызвановы — многосемейные. И в уютных комна тах чистенькой квартиры мы знако мимся с тремя старшими детьми. Только что возвратилась белокурая и волнующий мир сотнями географи ческих названий глядит с голубого глобуса, подаренного Тамаре отцом. Безукоризненный порядок и чисто та на отцовской полочке с правила ми новой технической эксплоатапип, шестиклассница Тамара. В соседней книгами о тормозах Вестингауза и коннате Маня (ох, уж эти первогод ки!) с высунутым от усердия языком выводит — «На, мама, дом». Сэжпде Рызванова — женщина средних лет, готовит к обеду маленькие пахучие пирожки с мясом, п четырехклаіссник Юрий, вме сте с товарищем, следит за провор ными мамиными руками. , Умар Рызванов — старший ос мотрщик вагонного депо, железнодо рожник-стахановец гСивет по одной улице, в одном доме, в «днок этаже, в квартире напротив сем^н железно дорожного столяра Румянцева — от ца, прославившегося на весь город, злостного хулигана Саньки. Но как резко отличны жизнь в быт этих двух семей, живущих в квартщ^х напротив. Дети Рызвановых получают пра вильное ваботливое воспитание. Они растут здоровыми, жизнерадостными, как огромная, многомиллионная ар- Воспитатьдостойнуюсмену Радостно и легко дышится совет ской детворе. Забота партии и пра вительства, забота великого Стали на окружают детей нашей страны. Оградно сегодняшнее нашит ребят. Еще ярче их будущее! На основе Сталинской Конститу ции уверенно и победоносно пойдет наша страна к дальнейшему постро ению коммунистического общества. Это возлагает освоенную ответствен ность за воспитание нашей детворы, за создание здоровой, цветущей сме ны. верной великому нашему делу. Со всей .резкостью и прямотой нужно отметить, что широкой борь бой за правильное развитие ребят, 8а высокую дисциплину, за нормаль ную учебу школьников, Мурманск сохвалиться не может. В школьной дисциплине мы до стигли кое-каких успехов, но па улице, дома, вне п&оДЫ дети зача стую остаются без присмотра. С дет ской безнадзорностью, которую поч ти полностью ликвидировало боль шинство городов Союза, в Мурман ске неблагополучно. Пикудышное 'культурное обслужи вание ребят, отсутствие катков, лы жных площадок и комнат занима тельного отдыха, невнимательное от ношение к детям со стороны родите*> 4 _ п леи, отсутствие должной увязки шко лы и семьи, неумение, а возможно и нежелание, своевременно изолиро вать злостных хулиганов от массы школьников — приводят к отврати тельным явлениям хулиганства, во ровства, дракам среди ребят. Недав но несколько злостных дезорганиза торов — Сысоев, Галеев, Мнтягин— были осуждены нарсудом к разным срокам пребывания в* школах трудо вого воспитания. Характерно, что все эти ребята имеют родителей; На скользкий путь воровства и хулиганства — этих ро димых пятен старого общества — Сысоева с товарищами поставила безнадзорность, отсутствие родитель ской заботы, недостаточное внима ние школы. Ребята, предоставленные улице, порою встречаются с еще не уничто женными до конца остатками пре ступного мира, которые поощряют каждый дурной поступок ребенка. Партия и правительство возложи ли яа нас ответственную и почет ную задачу — воспитать поколе- пие 'великого будущего!" Мы с-можем выполнить это только полностью ликвидировав детскую безнадзор ность. На борьбу с этим позорным яв лением должна встать вся общест венность города. И в первую оче редь родители, педагоги, руководите ли .отдела народного образования, Городской совет, милиция. При каждой школе надо органи зовать родительский актив. Клас сные руководители должны родите лей-активистов сделать своими по мощниками по воспитательной рабо- I те. Пало прнвлекчтг. родителей к об- I следованию бытовых условий школь' пиков, действовать через них па Внешкольный комбинат имени Павлика Морозова — центр детской самодеятельности и художественного творчества. НА СШІМКЕ: занятия по рисованию с натуры. Фото Евзе рихпна и Лоскутова (Союзфото). семьи, где с воспитанием ребят ве- I разносторонне, красочно организо- Матроеова, — невольно заставляют подтягиваться и укладываться в ак куратную стопку учебники физи ки, алгебры, грамматики. Мягкий свет настольной лампы располагает к чтению. Чернила, вставочки, ре зинки, — весь инвентарь школьни ков всегда на месте. Так учит отец, так учит мать. И если мама иной раз «смажет ошибку», то отец никогда не забудет проверить, проконтролировать. Осо бенно хорошо знает об этом Юра. Дурные примеры заразительны. Как- то сосед ІОры — Санька/ Румянцев предложил мальчику папиросу. Юра закашлялся, завертел головой, но пристыженный замечанием — «Эх, девчонка», — взял папиросу второй раз. Отец сразу заметил. Позвал маль чика и сказал: — А ну, дыхни, сынок. Что, думаешь от отца скрыть можно? Нет! Я знаю, что ты брал папиросу. Чтобы это было в последний раз. Я проверять буду. Понял? И действительно проверил второй, третий, четвертый раз, прекратив проверку только, котда вполне убе дился, что сын отучен от скверной привычки. девочками оно легче, — рассказывает Рызванов. — А вот на счет Юры следить приходится/В оба. Тем более, под боком, пример плохой. С Марией Васильевной (педагог Юры) связь держу постоянно. Пра- хожу часто в школу. Чтобы мне сра зу знать, как ведет себя мальчна. Дома с детьми беседую много. Рао- сказываю, как в старое время бед някам, да еще нацменам, туго w лось. У вас,— говорю,— ботинки, ва ленки, а я в детстве свежих лаптеі не видел. Все носил с чужой ног*. Об'ясняю им, как от нас на произ водстве, дисциплины требуют, учат. Онп частенько спрашивают: — как твои правила эксплоатации, выучил? Выучил, отвечаю, и на «хорошо» сдал. У Рызванова огромное уважение ■ тяга к газете, книге, печатному сла ву. Даже нагрузку себе старый желез нодорожник выбрал по душе. Осмотр щик вагонов татарин Умар Рахма нов — организатор подписки на жо- риодическую печать среди рабочих вагонного депо. В свободное время Рызванов рас сказывает детям о том, как работа' ют на его производстве. — Большевистской днсциплп» учит нас, железнодорожников, Иг зарь Моисеевич Каганович. Подтяну# дисциплину и мы другими людьак стали. Смотрите, не срамите от ца. Может и вам выпадет честь рай ботать на железнодорожном транс порте. Я вот, помните, недавно чер норабочим был, потом слесарем ре монтным стал. А теперь я старший осмотрщик вагонов. И мне радоеті, и вам хорошо — заработок у нем больше, лучше вас обеспечива». ‘ Прекрасный пример личной жизни и работы, крепкая дружная связь е очагом и школой, правильное воспи тание и забота, которой окружены дети Рызвановых, — дают отличным результаты. Все ребята хорошо учат ся, дисциплинированы, ежегодно пе реходят из класса в класс. Іе тол вся семья выезжала на отдых. Прие хали загоревшие, здоровые. В семье стахановца - железнодо рожника Рызванова растет мдоромаа, счастливая, умствеино и физічеси развитая и полноценная смена. Р. ТРОЯНКЕР. Бездеятельная секция Г о р с о в е т а благополучно. Родительский актив должен помо гать педагогу в его внешкольной работе. Надо раскрепить активистов по улицам, магазинам, кино и дру гим местам скопления детей. Необ ходимо усилить педагогическую про паганду среди родителей, система тически организовывать беседы П ро дительские собрания в школе и на производстве, выявить всех ребят, почему либо неохваченных школой, и привлечь их к учебе. Развернутой сетью различных кру жков самодеятельности нужно при влечь наиболее недисциплинирован ных ѵчащихся, выявить их способ ности помочь правильно разви ваться. Невнимательных родителей надо призывать к поряпкѵ через местко мы профсоюзов и, наконец, через милицию, основываясь па законе от 7 апреля и 31 мая* 1935 года. Значительно лучше и больше дол- яшы работать Со школьниками пи онерские и комсомольские организа ции, которые могут и, должны ярко. вать работу пионерских отрядов. Этого еще вет. • Бездействующая сейчас секция Горсовета — секция по борьбе с детской безнадзорностью — должна позаботиться, наконец, об организа ции культурного досуга ребят, о со здавши катков, горок, лыжных вы лазок, об организации интерната для ;етей моряков тралфлота.*-* Недавно «Комсомольская правда», поставив вопрос о хулиганстве де тей на улице и о детской безнадзор- поста, привела интереснейший факт— встречу директоров школ, комсоргов, вожатых, отцов н цатерей,. председа телей жактов и депутатских групп со старшим лейтенантом адипдпп Фрунзенского района г. Москвы тов. Вайсмлном. Вне сомнения, такую встречу,— обмен мнениями, взаимные требова ния и дальнейшая совместная рабо та по ликвидации детской безнадзор-' ностн — было бы очень кстати про вести и в Мурманске. Р. РАЙТ. Летом прошлого года' при Мур манском Горсовете была организова на секция по борьбе • с детской без надзорностью. 25 членов Горсовета j пз’явилн желание работать в ней. дин, Тихомирова. Большую работу по выявлению многосемейных проде лали тт. Дундукова и Трошмжа. С другой стороны нужлм на- За яо-тгора п х а свои» Ч щество- змть тсв- Ш іігга’ « ““ «««У Л * " вания секция почти ничем не ігроя вила себя. На пленумы собирается редко больше половины членов, 14— 15 ' человек — максимальное количество присутствующих. Па заседаниях порою ставятся дельные вопросы и предложения, но в жизнь они не проводятся. Так, еще в апреле был поднят вопрос об открытии при Мурманрыбе интерна та для детей моряков. До сих пор дело не сдвинуто с мертвой точки. Частая смена председателей сек ции (за полтора года сменилось три, н« -считая временных заместителей), отсутствие борьбы. за реализацию предлагаемых мероприятий, ‘ игнори рование многими членами секции своих обязанностей привели к раз валу работы. Секция не создала креп кого актива, пе мобилизовала • па борьбу с детской безнадзор ностью 1 общественность пред приятий и учреждений, а даже ра- ■тфила основные кадры. Из 22 че ловек; числящихся в списке членов •екцпи, работают только 9. Это тт; 'Помещиков, Меньшиков, Свобс?- носову, комсомольца Морозова, на разу не явившихся на заседания секцім, Розу Леви, инструктора Гор* кома ВЛКСМ по пионерской работе, бывш. депутатку Рыбокомбината Дру-? жинину, которую ^бирателн отвела из членов Горсовета за бездеятель ность. Перед секцией непочатый край работы. Надо организовать родитель ский актив при школах, создать контрольное посты -при магазинах, на вокзале, в кино. За эту работу взялись только несколько женщин, жены ИТР Корытова, Хохлина, Куз нецова. Большую активность прояв ляют домохозяйки Гюнтер и Соколо ва. А секция в целой топчется ва одном месте. Характерно, что р.р** журналы «Советское строительство» и «Рабочий депутат», из которых можно было бы почерпнуть опыт ра боты других городов, секция пере стала получать. Горсовет должен обратить вявдга- пие на селщию, срочно помочь ей, заменить «мертвые души» действен ными, активными лодыга, которьа дороги и близки воцросы воспитанна детей. іѵ ! С. ВОЛКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz