Полярная правда. 1936, декабрь

Jii 291 (3056) 17 декабря 1935 г - П О Л Я Р Н Х Я П Р А В Д * ЗАБОТА О ДЕТЯХ— ЗАБОТА О НАШЕМ БУДУЩЕМ Іело всех организаций Школы Мурманского округа, в стенах которых воспитываются де­ сятки тысяч школьников, добились немалых успехов. Одпакс школы все еще не поднялись до уровня тех за­ дач и требовании, которые к ним пред’ являются.,. Это подтверждается итогами успеваемости за первую чет­ верть учебного года (очень низкий процент успевающих) и состоянием дисциплины среди школьников. За последнее время усилилось ху­ лиганство среди детей, особенно в городе. Вот некоторые факты. В 4-й школе г. Мурманска выявлена груц- па учеников, которая систематиче­ ски занималась кражами. Ученик втой же школы Дегтев нанес тяже­ лое ранение ножом ученику другой школы. Ученик первой школы Осет­ ров нанес ранение ученице 17-й школы. Случаи хулиганства имеют место и в школах Кольского, Тер­ ского, Кировского и других районов округа. Корень этих я р тении заключается в первую очередь в плохом воспита­ нии детей родителями и школой. «Органы народного образования непрочь поговорить об усилении вос­ питательной работы среди учащихся, об укреплении школьной дисципли­ ны, но общеизвестно, что во многих школах порядка все еще нет. Болтов­ ня об усилении воспитательной ра­ боты никак не может заменить пов­ седневного насаждения сознательной дисциплины» («Правда»), Именно такова практика работы ряда звеньев органов народного обра­ зования у нас в округе и в первую очередь в ОкрОНО. В ОкрОНО не из­ житы еще бюрократические методы руководства школами. Именно поэто­ му ОкрОНО до сих пор не знает ито­ гов учебы за первую четверть, кото­ рая закончилась 1 ноября, и ле зна­ ет действительного состояния школ. Совершенно неправильным надо считать создавшееся положение, когда директора многих школ превращены в завхозов, когда на ряду с лучши­ ми педагогами, болеющими за дове­ ренное им дело — воспитание детей, имеются педагоги, которые ведут свой предмет и только, когда не под­ нята на должную высоту роль класс­ ных воспитателей, когда органы на­ родного образования, педагогические коллективы и школьные организации ограничивают свою деятельность рамками школы. Но было бы неправильным все не­ достатки, имеющиеся в школе, отне- \\ , ста только к органам народного об­ разования. Комсомольские организации, в том числе Окружком ВЛКСМ, которые призваны всячески помогать органам народного образования в их трудном неответственном деле, наравне с ни­ ми отвечать за состояние работы в школах, не уделяют должного вни­ мания работе в школах. Многие комсомольские организации до сих пор не поняли существа ре­ шений X с'езда ВЛКСМ о школе, ре­ шений II пленума ЦК ВЛКСМ и по- прежнему пренебрежительно относят­ ся к работе в школе, к работе среди детей. В частности это можно отне­ сти к Мурманскому Горкому ВЛКСМ, который безответственно подошел к такому важнейшему делу, как обес­ печение пионер-отрядов вожатыми (в 44 отрядах в городе к 10 декабря не было вожатых). Горком совершен­ но не занимается организацией и работой форпостов при жактах. Надо решительно усилить полити­ ко-воспитательную работу среди де­ тей. Задачи воспитания детей одно­ временно с укреплением и повыше­ нием качества работы школы требу­ ют широкого разйертывания вне­ школьных мероприятий. Такое положение с внешкольной работой об’ясняется тем, что органы народного образования проявляют беспечное и беззаботное отношение к вопросам внешкольной работы, проф­ союзные п комсомольские организа­ ции неудовлетворительно руководят делом внешкольного воспитания. Дети — школьники и пионеры— чаще всего проводят досуг около своего дома, на улице или во дворе. Очень серьезно встает вопрос о ра­ боте с детьми в жактах. Руководите­ ли жилищной кооперации, партгруп­ пы жактов и все проживающие в жактах, обязаны практически помочь детям, доказать делом, что они уме­ ют заботиться о детях. Комсомоль­ ские организации должны создать форпосты по месту жительства ре­ бят и по-настоящему наладить их ра­ боту. Начать рабс#у в жактах надо, прежде всего, с того, чтобы былп предоставлены помещения, отведены участки для спорт-площадок, изыска­ ны средства для их оборудования, покупки игр. Плохо работают с детьми Дом культуры, рабочие клубы, которые в дневное время могли бы проводить большую работу с детьми. Совер­ шенно не организована такая увле­ кательная работа среди детей, как физкультура, а средства и возможно­ сти для этой работы имеются огром­ ные. Через несколько дней наступят каникулы в школах. Необходимо про­ вести огромную работу, чтобы дети весело, с пользой и занимательно, пх провели. Пусть этот момент послу­ жит поворотом для всех организа­ ций к непосредственному их участию во всей внешкольной работе среди детей, помня, что это является делом государственной важности. Воспитание детей немыслимо без участая самих родителей, заводских общественных организаций, в част­ ности профсоюзных организаций. Предприятия могут и должны ока­ зывать конкретную помощь школе в частности, например, они могут вы­ делить в подшефные школы для ру­ ководства техническими кружками инженеров, техников, лучших стаха­ новцев. Следовало бы партийным и комсо­ мольским организациям возродить применявшийся раньше метод — по­ становку самоотчетов коммунистов, комсомольцев о воспитании детей: братьев, сестер. Огьлгть детей от влияния улицы, усилить воспитательную работу сре­ ди них — это одна задача. А дру­ гая - очистить улицы от наиболее распущенных детей, от хулиганству­ ющего мемента, от преступно-чуж­ дого элемента, разлагающего’ детей. Сколько хулиганских поступков детей взрослые стараются «не замечать». Сколько малолетних правонарушите­ лей беспрепятственно разлагают дет­ вору? Надо, чтобы суд, прокуратура также выполняли решение партии и правительства, об усилении мер борь­ бы с хулиганством среди детей и с подстрекателями, за которыми часто скрываются противонародные элемен­ ты. Дружная работа по воспитанию детей всех организации: партийных, советских, комсомольских, должна обеспечить искоренение усилившихся за последнее время случаев хулиган­ ства и недисциплинированности сре­ ди детей. Для каждой организации и граж- данин& первейшим долгом должна стать забота о правильном воспита­ нии советских детей. Секретарь Мурманского Окруж­ ного комитета ВЛКСМ ШАМОНИН. ИСТОРИЯ ОДНОЙ] № БЕЗНЯДЗОРНОСТИ * ция упорно не занимается хулига­ нами, рост и возраст которых не достигает «положенного». *** История безнадзорности Румянце­ ва — серьезное предупреждение для родителей, которые безобразно отно­ сятся к своим обязанностям, предо­ ставляют детей улице. Только личным примером в быту, только тесным контактом семьи и школы можно предупредить воспри­ имчивый детский организм от дур- пых навыков, от вредных случайных знакомств, от прямых влияний клас­ сового врага, которому нетерпима радостная и цветущая жизнь совет­ ских ребят, которые пытаются порой свопм трупным запахом задурманить сознание ребенка. Партия п правительство, отдаю­ щие все внимание п заботу воспита­ нию советских ребят, возлагают на родителей, педагогов, на органы го­ сударственного порядка большую и почетную задачу воспитания расту­ щей смены. Тем более резко н не­ примиримо должны мы покончить с безобразными явлениями детской безнадзорности, имеющей место в нашем городе. Р. САДОФЬЕВА. В этой большой теплой комнате па «папаш и мамаш», покровитель- могло быть очень хорошо и уютао. ствующих безнадзорности п распу- Но комнату безобразят вещи и дю- іцепностп ребят. Недавно Румяппев дп: неубранная постель, пустые 5у- со своими друзьями избпл маленько- тылкп на столе, молодая, по неоп- го первоклассника Ткачева, мужест- рятная женщина, лениво покусьгва- венно заявившего в магазине, что ющая булку, бесформенная, с сапз- | «большой мальчик лезет к тетеньке жищами на одеяле, фигура пьяного, за деньгами в карман». Хулиганил Нина Румянцева считает, что вое- j Румяицев в клубе Моряков и в дру- пптанне ее брата Саньки — «дело гпх общественных местах. Но милп- не ейное». II вообще, чего к маль­ цу пристали? Нѵ подраться любит, в картишки балует. А если к вину прикладывается, — так только сме­ ху ради. В общем парень, как па­ рень. — Так рассуждает сестра. Елизавета Румянцева — мать Сани — тоже склонна думать, что сына оклеветали. Правда, парень ка­ тегорически не хочет учиться— прав­ да, он хулиганит, бывает и стащит что нибудь. Иногда подерется. По, «ведь все мальчики неспокойные». Под обывательской, под клеветни­ ческой болтовней «о всех мальчи­ ках» Румянцева хочет прикрыть и неоднократные исключения пз шко­ лы, систематические кражи, приво­ ды в милицию, судимости сына п несдержанное ею слово, которое она •дала в трудовой колонии, откуда до срока взяла Саню на поруки. На неправильный жизненный путь двенадцатилетнего Саню Румянцева поставили, как нп странно, его «лю­ бящие» родители Александр и Ели­ завета Румянцевы, не без известно­ го покровительства упомянутой вы­ ше, равнодушной сестры. Если заставить эту семью при­ помнить короткую, но печальную историю Санькпной безнадзорности, они, пожалуй, затруднятся ска­ зать, — как это началось. Трудно припомпить, когда впервые в при­ сутствии впечатлительного мальчика шумно распита бутылка водки. Не вспомнить число, когда увесистый кулак пьяного папаши впервые раз­ украсил лицо матери. Не вспом­ нить сколько рал «папаня» посылал Саньку за поллптром. Семья Румянцевых небольшая. Дочь замужем. Мать пе работает. Кроме Саньки есть еще трехлетняя болезненная девочка. Сам Румянцев неплохой столяр. Хорошо зарабаты­ вает, но тем не менее, соседи расска­ зывают, что в семье никто не гну­ шался «случайными» Санькиными находками — деньгами, яблоками и прочим. Материальная обеспеченность семьи позволяла приучить мальчика к оп­ рятному костюму, к аккуратности. Но пьянство отца, отсутствие мате­ ринской заботы привели к тому, что грязный пиджак, рваные брюки кепка на затылке, — стали своеоб­ разной гордостью маленького безнад- зорника. f Полная отвратительных пережит­ ков старого, семья Румянцевых пре­ доставила Саньку улице. Совершенно очевидно, что испра­ виться мальчику пе помогла и шко­ ла. В начале этого учебного года Румянцев неделю посещал 20-ю школу, потом передал через товари­ щей, что будет ходить в 4-ю школу. А в 20-й школе решили проверить— учится лп Саня— через несколько не­ дель, когда Румянцев совершенно оторвался от школы. И в прошлом году, в третьей школе, где он учил­ ся «за голову взялись» лишь, ког­ да стали известны многочисленные приводы и суд, необходимость от­ правки в трудовую колонию Свою «долю» в историю этой без­ надзорности внесла и «жалостливая» мурманская милиция, которая с та­ ким завндпым спокойствием относит­ ся к детской, безнадзорности в горо­ де, упорно отказывается пользовать­ ся законным наложением штрафов Организовать комнату .занимательной техники" У пас, в Мурманске, нет нп пи­ онерского клуба, ии технической станция, ни како-го-лпбо другого учреждения, организующего досуг ребят. Дети предоставлены самим себе, зачастую, безиадзорны. Жены ПТР Рыбокомбината реши­ ли организовать комнату «занима­ тельной техники». В Ленинграде и других городах такие комнаты давно существуют, приносят ребятам боль­ шую пользу, приучают с детства; к технике и труду. Нашу инициативу поддерск&л ди­ ректор Рыбокомбината тов. Шереде- ка и управляющий Мурманрыбой тов. Светов. То®. Светов сообщил? нам, что помещение будет предоставлено , в начале января, я обещал выде- - лить средства. Председатель соовта жен ИТР Рыбокомбината АЛЕКСЕЕВА. Вечером, в семье Умара Рызванова. Фото Г. Ратфельдера. В КВАРТИРЕ НАПРОТИВ Мити п Сопи еще нет дома. Ми- j мня счастливой советской детворы. тя, по всей вероятности, с увлече- j За правильным распорядком дня, нием воздвигает высокие башни из вставанием, укладыванием спать, ярких многоцветных кубиков, д Со- едой — следит мать. Белье, платье, ня нежно убаюкивает Тосю, Олю, валенки, весь несложный, но обяза- Веру — в общем какой-нибудь пред- тельный арсенал детского обихода у мет, выпученные глазки и забавные школьников и малышей семьи Рыз- коепчкп которого вызывают радост- | вановых в порядке, ную улыбку на пухлых Сониных гу- j Большой письменный стол стоит в " — Іг------- еще не углу второй комнаты. Разнообразный бах. Птак — Митя и Соня пришли пз железнодорожного очага. Но Умар и Сэжпде Рызвановы — многосемейные. И в уютных комна­ тах чистенькой квартиры мы знако­ мимся с тремя старшими детьми. Только что возвратилась белокурая и волнующий мир сотнями географи­ ческих названий глядит с голубого глобуса, подаренного Тамаре отцом. Безукоризненный порядок и чисто­ та на отцовской полочке с правила­ ми новой технической эксплоатапип, шестиклассница Тамара. В соседней книгами о тормозах Вестингауза и коннате Маня (ох, уж эти первогод­ ки!) с высунутым от усердия языком выводит — «На, мама, дом». Сэжпде Рызванова — женщина средних лет, готовит к обеду маленькие пахучие пирожки с мясом, п четырехклаіссник Юрий, вме­ сте с товарищем, следит за провор­ ными мамиными руками. , Умар Рызванов — старший ос­ мотрщик вагонного депо, железнодо­ рожник-стахановец гСивет по одной улице, в одном доме, в «днок этаже, в квартире напротив сем^н железно­ дорожного столяра Румянцева — от­ ца, прославившегося на весь город, злостного хулигана Саньки. Но как резко отличны жизнь в быт этих двух семей, живущих в квартщ^х напротив. Дети Рызвановых получают пра­ вильное ваботливое воспитание. Они растут здоровыми, жизнерадостными, как огромная, многомиллионная ар- Воспитатьдостойнуюсмену Радостно и легко дышится совет­ ской детворе. Забота партии и пра­ вительства, забота великого Стали­ на окружают детей нашей страны. Оградно сегодняшнее нашит ребят. Еще ярче их будущее! На основе Сталинской Конститу­ ции уверенно и победоносно пойдет наша страна к дальнейшему постро­ ению коммунистического общества. Это возлагает освоенную ответствен­ ность за воспитание нашей детворы, за создание здоровой, цветущей сме­ ны. верной великому нашему делу. Со всей .резкостью и прямотой нужно отметить, что широкой борь­ бой за правильное развитие ребят, 8а высокую дисциплину, за нормаль­ ную учебу школьников, Мурманск сохвалиться не может. В школьной дисциплине мы до­ стигли кое-каких успехов, но па улице, дома, вне п&оДЫ дети зача­ стую остаются без присмотра. С дет­ ской безнадзорностью, которую поч­ ти полностью ликвидировало боль­ шинство городов Союза, в Мурман­ ске неблагополучно. Пикудышное 'культурное обслужи­ вание ребят, отсутствие катков, лы­ жных площадок и комнат занима­ тельного отдыха, невнимательное от­ ношение к детям со стороны родите*> 4 _ п леи, отсутствие должной увязки шко­ лы и семьи, неумение, а возможно и нежелание, своевременно изолиро­ вать злостных хулиганов от массы школьников — приводят к отврати­ тельным явлениям хулиганства, во­ ровства, дракам среди ребят. Недав­ но несколько злостных дезорганиза­ торов — Сысоев, Галеев, Мнтягин— были осуждены нарсудом к разным срокам пребывания в* школах трудо­ вого воспитания. Характерно, что все эти ребята имеют родителей; На скользкий путь воровства и хулиганства — этих ро­ димых пятен старого общества — Сысоева с товарищами поставила безнадзорность, отсутствие родитель­ ской заботы, недостаточное внима­ ние школы. Ребята, предоставленные улице, порою встречаются с еще не уничто­ женными до конца остатками пре­ ступного мира, которые поощряют каждый дурной поступок ребенка. Партия и правительство возложи­ ли яа нас ответственную и почет­ ную задачу — воспитать поколе- пие 'великого будущего!" Мы с-можем выполнить это только полностью ликвидировав детскую безнадзор­ ность. На борьбу с этим позорным яв­ лением должна встать вся общест­ венность города. И в первую оче­ редь родители, педагоги, руководите­ ли .отдела народного образования, Городской совет, милиция. При каждой школе надо органи­ зовать родительский актив. Клас­ сные руководители должны родите­ лей-активистов сделать своими по­ мощниками по воспитательной рабо- I те. Пало прнвлекчтг. родителей к об- I следованию бытовых условий школь' пиков, действовать через них па Внешкольный комбинат имени Павлика Морозова — центр детской самодеятельности и художественного творчества. НА СШІМКЕ: занятия по рисованию с натуры. Фото Евзе рихпна и Лоскутова (Союзфото). семьи, где с воспитанием ребят ве- I разносторонне, красочно организо- Матроеова, — невольно заставляют подтягиваться и укладываться в ак­ куратную стопку учебники физи­ ки, алгебры, грамматики. Мягкий свет настольной лампы располагает к чтению. Чернила, вставочки, ре­ зинки, — весь инвентарь школьни­ ков всегда на месте. Так учит отец, так учит мать. И если мама иной раз «смажет ошибку», то отец никогда не забудет проверить, проконтролировать. Осо­ бенно хорошо знает об этом Юра. Дурные примеры заразительны. Как- то сосед ІОры — Санька/ Румянцев предложил мальчику папиросу. Юра закашлялся, завертел головой, но пристыженный замечанием — «Эх, девчонка», — взял папиросу второй раз. Отец сразу заметил. Позвал маль­ чика и сказал: — А ну, дыхни, сынок. Что, думаешь от отца скрыть можно? Нет! Я знаю, что ты брал папиросу. Чтобы это было в последний раз. Я проверять буду. Понял? И действительно проверил второй, третий, четвертый раз, прекратив проверку только, котда вполне убе­ дился, что сын отучен от скверной привычки. девочками оно легче, — рассказывает Рызванов. — А вот на­ счет Юры следить приходится/В оба. Тем более, под боком, пример плохой. С Марией Васильевной (педагог Юры) связь держу постоянно. Пра- хожу часто в школу. Чтобы мне сра­ зу знать, как ведет себя мальчна. Дома с детьми беседую много. Рао- сказываю, как в старое время бед­ някам, да еще нацменам, туго w лось. У вас,— говорю,— ботинки, ва­ ленки, а я в детстве свежих лаптеі не видел. Все носил с чужой ног*. Об'ясняю им, как от нас на произ­ водстве, дисциплины требуют, учат. Онп частенько спрашивают: — как твои правила эксплоатации, выучил? Выучил, отвечаю, и на «хорошо» сдал. У Рызванова огромное уважение ■ тяга к газете, книге, печатному сла­ ву. Даже нагрузку себе старый желез­ нодорожник выбрал по душе. Осмотр­ щик вагонов татарин Умар Рахма­ нов — организатор подписки на жо- риодическую печать среди рабочих вагонного депо. В свободное время Рызванов рас­ сказывает детям о том, как работа' ют на его производстве. — Большевистской днсциплп» учит нас, железнодорожников, Иг зарь Моисеевич Каганович. Подтяну# дисциплину и мы другими людьак стали. Смотрите, не срамите от­ ца. Может и вам выпадет честь рай ботать на железнодорожном транс­ порте. Я вот, помните, недавно чер­ норабочим был, потом слесарем ре­ монтным стал. А теперь я старший осмотрщик вагонов. И мне радоеті, и вам хорошо — заработок у нем больше, лучше вас обеспечива». ‘ Прекрасный пример личной жизни и работы, крепкая дружная связь е очагом и школой, правильное воспи­ тание и забота, которой окружены дети Рызвановых, — дают отличным результаты. Все ребята хорошо учат­ ся, дисциплинированы, ежегодно пе­ реходят из класса в класс. Іе тол вся семья выезжала на отдых. Прие­ хали загоревшие, здоровые. В семье стахановца - железнодо­ рожника Рызванова растет мдоромаа, счастливая, умствеино и физічеси развитая и полноценная смена. Р. ТРОЯНКЕР. Бездеятельная секция Г о р с о в е т а благополучно. Родительский актив должен помо­ гать педагогу в его внешкольной работе. Надо раскрепить активистов по улицам, магазинам, кино и дру­ гим местам скопления детей. Необ­ ходимо усилить педагогическую про­ паганду среди родителей, система­ тически организовывать беседы П ро­ дительские собрания в школе и на производстве, выявить всех ребят, почему либо неохваченных школой, и привлечь их к учебе. Развернутой сетью различных кру­ жков самодеятельности нужно при­ влечь наиболее недисциплинирован­ ных ѵчащихся, выявить их способ­ ности помочь правильно разви­ ваться. Невнимательных родителей надо призывать к поряпкѵ через местко­ мы профсоюзов и, наконец, через милицию, основываясь па законе от 7 апреля и 31 мая* 1935 года. Значительно лучше и больше дол- яшы работать Со школьниками пи­ онерские и комсомольские организа­ ции, которые могут и, должны ярко. вать работу пионерских отрядов. Этого еще вет. • Бездействующая сейчас секция Горсовета — секция по борьбе с детской безнадзорностью — должна позаботиться, наконец, об организа­ ции культурного досуга ребят, о со­ здавши катков, горок, лыжных вы­ лазок, об организации интерната для ;етей моряков тралфлота.*-* Недавно «Комсомольская правда», поставив вопрос о хулиганстве де­ тей на улице и о детской безнадзор- поста, привела интереснейший факт— встречу директоров школ, комсоргов, вожатых, отцов н цатерей,. председа­ телей жактов и депутатских групп со старшим лейтенантом адипдпп Фрунзенского района г. Москвы тов. Вайсмлном. Вне сомнения, такую встречу,— обмен мнениями, взаимные требова­ ния и дальнейшая совместная рабо та по ликвидации детской безнадзор-' ностн — было бы очень кстати про­ вести и в Мурманске. Р. РАЙТ. Летом прошлого года' при Мур­ манском Горсовете была организова­ на секция по борьбе • с детской без­ надзорностью. 25 членов Горсовета j пз’явилн желание работать в ней. дин, Тихомирова. Большую работу по выявлению многосемейных проде­ лали тт. Дундукова и Трошмжа. С другой стороны нужлм на- За яо-тгора п х а свои» Ч щество- змть тсв- Ш іігга’ « ““ «««У Л * " вания секция почти ничем не ігроя вила себя. На пленумы собирается редко больше половины членов, 14— 15 ' человек — максимальное количество присутствующих. Па заседаниях порою ставятся дельные вопросы и предложения, но в жизнь они не проводятся. Так, еще в апреле был поднят вопрос об открытии при Мурманрыбе интерна­ та для детей моряков. До сих пор дело не сдвинуто с мертвой точки. Частая смена председателей сек­ ции (за полтора года сменилось три, н« -считая временных заместителей), отсутствие борьбы. за реализацию предлагаемых мероприятий, ‘ игнори­ рование многими членами секции своих обязанностей привели к раз­ валу работы. Секция не создала креп­ кого актива, пе мобилизовала • па борьбу с детской безнадзор­ ностью 1 общественность пред­ приятий и учреждений, а даже ра- ■тфила основные кадры. Из 22 че­ ловек; числящихся в списке членов •екцпи, работают только 9. Это тт; 'Помещиков, Меньшиков, Свобс?- носову, комсомольца Морозова, на разу не явившихся на заседания секцім, Розу Леви, инструктора Гор* кома ВЛКСМ по пионерской работе, бывш. депутатку Рыбокомбината Дру-? жинину, которую ^бирателн отвела из членов Горсовета за бездеятель­ ность. Перед секцией непочатый край работы. Надо организовать родитель­ ский актив при школах, создать контрольное посты -при магазинах, на вокзале, в кино. За эту работу взялись только несколько женщин, жены ИТР Корытова, Хохлина, Куз­ нецова. Большую активность прояв­ ляют домохозяйки Гюнтер и Соколо­ ва. А секция в целой топчется ва одном месте. Характерно, что р.р** журналы «Советское строительство» и «Рабочий депутат», из которых можно было бы почерпнуть опыт ра­ боты других городов, секция пере­ стала получать. Горсовет должен обратить вявдга- пие на селщию, срочно помочь ей, заменить «мертвые души» действен­ ными, активными лодыга, которьа дороги и близки воцросы воспитанна детей. іѵ ! С. ВОЛКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz