Полярная правда. 1936, декабрь

№ 285 (3050) 10 декабря 1936 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Семья рабочего сл. пути Кировской жел. лоі>- топ. Мігпопшпа чи­ тает текст сталинской Конституцн и Союза ССР. Фото Ратфельдерз. ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ ПРОВЕСТИ ЗИМНЮЮ НАВИГАЦИЮ В МОРЕ ТОЛЬНО ДВА ПОИСКОВЫХ ТРАУЛЕРА РТ -8 «СЕЛЬДЬ» (по радио от наг шего слецкорра). Сильный шторм, бушевавший поч­ ти двое суток, сегодня нэчью утих. Устанавливается хорошая промысло­ вая погода. Траулеры, которые во время штор­ ма сбились с рыбных косяков, снова находят их. Это подтверждает удач­ ная промысловая работа РТ-13 «Ми­ коян», РТ-82 «Димитров», которые поднимают до 4 тонн рыбы. Лучше всех в этп дни стал промышлять РТ -8 «Сельдь». За один под'ем он берет 'до б тонн. Однако, большинство промысловых кораблей все еще работает плохо. За один под’ем они берут не более тонпы. Сейчас особенно важна работа поисковых траулеров, которые дол­ жны помочь промысловым кораблям, вновь обнаружить рыбу. Но в море находятся всего только два поиско­ вых корабля: «Нева» и «Рыбец». Как ни странно, за последнее вре­ мя новые косяки рыбы обнаружива­ ют не поисковики, а промысловые корабли. Поисковые траулеры сей­ час находятся в районе Гусиной бапкп, в то время, как по мнению пекоторых капитанов, необходимо об­ следовать другие промысловые рай­ оны, в частности. Центральный рай­ он, где в это время концентрирует­ ся треска. Промысловую разведку необходимо активизировать, послать в море больше поисковых судов . Й. СКОРИКОВ. СТАХАНОВСКИЙ ДВУХДЕКАДНИК НА РЫБОКОМБИНАТЕ Мурманский торговый порт, ь об­ щем зпачнтельно улучшивший свою работу, к развернутому периоду зим­ них грузоперевозок подготовился не­ достаточно. Самым «узким местом» в порту являются строительные работы. Ме­ тод «за все возьмусь — ничего не закончу» характеризует работу глав­ ного инженера тов. Пономарева. Из- за этой ра-спылспностп строительного отдела сооружение ряда серьезных об’ектов, которые должны к началу навигации воіітп в строй, брошено на полпути. Начали строить депо для механизмов и, не оксачпв его, переключились па отепленную убор­ ную. Заложили фундамент, бросили, начали строить трансформаторный кпоск на 7-м причале. Разрыли ка­ ковы, — переключились на ремонт 11 пути. В результате — пи один из серьезных об’ектов не доведен до конца. Не все благополучно с железнодо­ рожными путями. Железная дорога отказалась от ремонта. Сейчас пор­ товики переключились на ремонт и удлинение путей, по работы развер­ нуты недостаточно. Вместо солидного капитального ремонта портовых складов, возобнов­ лен старый метод «заплаток».' Ha-днях в порту вышел из строя мотовоз. Пз-за этого были большие простои вагонов п рабочей силы. Ка­ залось, немедленно надо было взять в аренду мотовоз или паровоз па железной дороге, по транспортная группа порта шікак не может дого­ вориться с Кировской дорогой. А из-за отсутствия местной подачи ва­ гонов, па первом участке за пяти­ дневку было 700 часов простоя. Для бесперебойной круглосуточной работы порт требует значительно лучшего электроосвещения. Между тем, навесы внешторгтранса совер­ шенно не освещены. Сегодня-завтра придет груз, а рабочие не смогут приступить к выгрузке. Клиентура (уполномоченный тов. Мальцев) «умывает руки». Дескать, мы, кли­ ентура, дело паше маленькое. Не включился в подготовку к большевистской зиме на водном транспорте флот. Команды пароходов «Березина», «Аргунь», «Бурея» не выполняют приказ Наркомвода № 40. Суда приходят в порт не подготов­ ленными к выгрузке. Из-за неис­ правности лебедок, пз-за грязных трюмов и расхлябанности трудовой дисциплины ‘ среди команд, стаха­ новские бригады грузчиков проста­ ивают по несколько часов. 5 декаб­ ря бригада т. Земского пе могла приступить к погрузке концентрата па пароход «Бурея», потому что на первом н втором трюмах не работа­ ли лебедки, а в четвертом и сквоз­ ном — третьем, была. вода. 2 дека­ бря был простой пз-за того, что по вине команды пароход «Березин» пришел в порт с нераскрытыми трю­ мами и неподнятымп стрелами. Начальник 1 участка тов. Бонда­ ренко рассказывает, что в течение 6 суток нельзя было оформить требо­ вание судовой администрации на уголь, так как механик «Березины» пе являлся на судно. Руководители Балтийского паро­ ходства и политотдела должны при- J пять решительные меры к поднятию трудовой дисциплины на судах. Р. ТРОЯНКЕР. . I—I I Рабочие и работницы Рыбоком­ бината. изучая исторический доклад товарища Сталина и новую Консти­ туцию, принятую Чрезвычайным ѴШ Всесоюзным с'ездом Советов, вынесли предложение с 15 декабря на консервном заводе, холодильнике, посолзаводе, фильтрзаводе и муко­ мольно-экстракционном заводе прове­ сти стахановский двухдекадник. Стахановцы и ударники пред­ приятий комбината, обсуждая зада­ чи двухдекадника, взяли обязатель­ ства перевыполнить программу как з количественном, так и качествен­ ном отношепии. Наше предприятие выпускает пищевые продукты н поэтому борьба за высокое качество продукции является первоочередной задачей двухдекадника. Рабочие п инжеиерно-тсхническпс работники консервпо-филеиного за- водз об'являя стахановский двухде­ кадник. обязались выпускать за сутки по 15 тысяч банок высокока­ чественных консервов, ® том чпел?. копсервов: «печень трески» — 1.500 банок, «паштет» — 300. «треска в желе» — 3.000, «треепп копченой» — 3.000, «трески жаре­ ной» — 7.000 банок и т. д. Дтл обеспечения бесперебойной работы завода расширяется термостатная и устанавливается салогрейка. Жестянпо-баігочпый пех должен выпускать ежесуточно 20.000 кон­ сервных банок. Филейный цех обязуется выпу­ скать по 30 топн высококачествен­ ного фпле, добившись 75 - про- петного выхода от веса сырца. Посо.тзавод <в течение стахмор­ ского двухдекадника должен, прежте всего, поднять качество продукции за счет выпуска высших и первых сортов. Высшим сортом посолзтлд должен выпускать 10 проц. ос^Гі продукции, первым сортом — 87 проц., вторым — 3 проц. Общий выпуск мчлосола требуется довести до 35 проц. Мукомолъно-экстракциоптый за­ вод обязуется выпускать по 20 тонп рыбной муки в смену и экстрамим- вать 9 тонн полуфабриката в сутки при 3 проц. жирности. Фнльтрзавод будет выпускать по 16.5 тонны в сутки медицинского жира. Это значительно превышает проектную мощность завода. Руководители предприятий и ин­ женерно-технические работники ком­ бината должны создать все условия для стахановской работы с тем, что­ бы, закрепив достигнутые результа­ ты, поставить каждый завод па путь постоянной стахановской рабо­ ты в 1937 году. Директор Рыбокомбината — А. И ШЕРЕДЕКА. П И С Ь М А Т Р У Д Я Щ И Х С Я Когда же я получу комнату? (Письмо стахановца). Три года я работаю в Мурман- строе. С начала стахановского дви­ жения я стахановец. Все время вы­ полняю общественные нагрузки, яв­ ляюсь редактором стенгазеты. Работы хватает. Но аккуратно выполнять ее мешают скверные жилищные усло­ вия* Живу я с семьей в бараке Л: 12-а (комната 4) по Июльской улице. Комната до того тесная, что невозмо­ жно даже повернуться. О моих жилищных условиях в управлении треста и в постройкоме всем известно. Управляющий трестом т. Федоров и пред. постройкома на­ ложили не мало резолюций на мои заявления, обещая предоставить комнату в первую очередь. Много за это время было распределено квар­ тир, а я попрежпемѵ нахожусь, на «очереди» и когда .эта очередь дой­ дет до меня неизвестно. Надеюсь, что руководители треста и постройкома удовлетворят мою просьбу, чтобы дать мне возможность работать еще лучше. ПОЛОСОВ А. М. — каменщик Мурманстроя. Открыть новые киоски (Письмо допризывника) До сих пор Союзпечать не позабо­ тилась организовать повые киоски па таких многолюдных улицах, как Сталина, Северная, Челюскинцев. Мы учимся в 9-й школе. За га­ зетами приходилось нам ходить в кино «Северное сияние», а теперь и там их не продают. И мы вынуж­ дены, ічтобы купить газеты, ходить па ѵл Коминтерна, где они не всегда бывают. ПЕТРАКОВ П. Ф. Нет борьбы с расхитителями социалистической собственности (Письмо работников охраны). Мы работаем в команде пожарной охраны при колбасном заводе. Не­ сколько рал в проходной будке мы задерживали расхитителей колбаch ных изделий. 23 октября мы соста­ вили акт на гражданина Ткачинина, пытавшегося вынести 5 килограммов свипого пшика. Кроме этого нами был составлен еще ряд актов и со­ общено об этом директору завода. Только вот нам непонятно, поче­ му эти люди, расхищающие социа­ листическую собственность, продол- на про­ за его жают до сих пор работать изводстве, даже не получив взыскания. У отдельных работников охраны может после этого создаться такое мнение, что составлять акты неце­ лесообразно. Наша охрана состоит из 11 чело­ век. И не один не имеет спецодеж­ ды. НОСИКОВА, ПЕТРОВ, МАРИЕЛОВ. Обманщик Дубинин (Письмо студентов). При нашем поступлении нз кур­ сы счетоводов при Муррыбакколхоо- союзе заведующий кадрами тов. Ду­ бинин нам обленил, что эти курсы с отрывом от производства и, что сти­ пендия устаноатепа в 200 рублей, ічеба началась с большим опозда­ нием. Кроме русского языка, других дисциплин нет. Занимаемся мы только 4-5 часов в день. Так прошел месяц. А теперь мы узнали, что стипендию нам платить совершенно не будут. ИBACK, ЯЛОВЕЦ, НЕСТЕРОВ, ТЕЛЬЦИН, ЧЕЧЕНИН, ФОФА­ НОВ, ПРИВАЛИХИН. Саам - оленевод Д. А. Яковлев— один из лучших охотников Ло- возерского района. Па-днях он привез и сдал «Ленпупшпие» четыре шкуры куницы. На снимке: тов. Яковлев со своей добычей. Пришлите хорошего пекаря (Письмо завмага). Несколько раз пришлось писать в газету пока, наконец, сняли пло­ хого пекаря Фролова. На его место к нам, в становище Белокаменка, был 'Прислан хороший пекарь. Он выпускал хлеб всех сортов, булки хорошего качества. Радость колхоз­ ников и жителей становища была большая. По эта .радость длилась не долго. Через два месяца снимают нового пекаря. А на его место снова пазпз- чен Фролов. И хлеб попрежнемѵ стзл выпекаться плохим. Не стало булок, хотя белой муки лежит па окладе около 5 тонн. Мы просим, чтобы правление рай- рыбкома береговой промышленности дало нам хорошего пекаря. ОВСЯННИКОВ. 1 Нет учебников (Письмо учителя). Завершение ликвидации неграмот­ ности в 1937 году является одной пз основных политических задач. Мурманский окружной отдел на­ родного образования за выполнение этой задачи не борется. Это видно, например, и из такого факта: мало­ грамотные жители погоста Чудьзявр, Ловозерского района с делегатом окружного с’езда Советов посылали деньги на покупку учебников. Ока­ залось, что во всех магазинах Мур­ манска не найти ни одного учебни­ ка для (малограмотных. ВЯТКИН. Не заботятся о культурном обслуживании пациентов В амбулатории водников № 16 посетители по 3— 4 часа сидят у двери кабинета врача, особенно око­ ло хирургического кабинета, ожида­ ют своей очереди. Об обслуживании ожидающих ни­ кто не заботится. В ожндальной нет свежих газет, журналов, шашек, шахмат. А ведь это при желании устроить легко. Месткому амбулатории надо на­ ладить культурно-просветительную работу. ПОЛОВНИКОВ. Плохо организована учеба малограмотных Ликвидация неграмотности и мало­ грамотности попрежнему остается узким местом в Саамском районе. По имеющимся в РайОНО сведениям, из 76 взятых на учет неграмотных, обучается 29 и из 139 малограмот­ ных обучается 48 человек. Только в одном Семиостровском сельсовете имеется 34 неграмотных и 32 ма­ лограмотных, обучается же всего только 11 человек. В Поное из 56 неграмотных и малограмотных учит­ ся всего 16 человек, а в Красно- щелье 4 неграмотных и 25 малогра­ мотных еще даже не начинали за­ ниматься. Основная причина плохой органи­ зации учебы в том, что председате­ ли сельских советов самоустрани­ лись от этой работы и недостаточно руководство РайОНО (зав. тов. Рома­ нов). По всему району, за исключением Краснощелья, в школах не заготов­ лены дрова на зиму. Попрежнему вез­ де только «намечается» заготовка дров. Учебники для школ взрослых Саа адское райпо забросило только в 2 пункта — в Иоканьгу и Поной. В результате все другие становища не имеют этих учебников. РайОНО еще не сумело добиться, чтобы в торго­ вой сети района продавались учеб­ ники в каждом становище. Д. ПИРОГОВ. Иоканыа. ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ Неправильно начислили зарплату Работницы столовой Л ; 1 ОРС’а с возмущением сообщили а редак­ цию, что начальник ОРС’а перевел их на сдельщину, в результате при полученив зарплаты нечего было получать. Инспектор охраны труд» Мур- поргкохкоря тов. Носко сообщает, что заметка подтвердилась. Работ­ ники ОРС’а порта вместо с руково­ дителем Даниэльсоном ввели без согласования с союзом такую систе­ му оплаты труда, по которой работ­ ники столовой заработали за втору» половину сентября по 86 копеек, а некоторые даже остались в долгу. Мурпорткомморя эту систему оп­ латы отменил и предложил выпла­ тить работникам столовой из расче­ та должностных окладов. Энергетика Севера В начале первой пятилетки на­ шим лозунгом было «догнать и пе­ регнать Америку». В первую очередь это касалось нашей техники. Мы должны были обеспечить наиболь­ шую механизацию производства на основе электричества, в особенно­ сти на больших новостройках Сою­ за. Чтобы в безлюдных Хибинских горах освоить апатиты, создать руд­ ники и пустить в ход обогатительные фабрики в Кировске понадобилось срочное сооружение Нивской гидро­ станции. Еще не была закончена эта строй­ ка, а уже встала необходимость строительства новой ГЭС на реке Тѵломе для нужд развивающегося северного форпоста нашей республи­ ки — Мурманска. Вместе с развитием горно-химиче­ ской промышленности и освоением богатств морей, понадобился много­ емкий транспорт и электрификация железной дороги. Ло последних дней у нас на севе­ ре как электрические станции, так и "гидростанции возникали по заданиям той пли иной отрасли хозяйства н, зачастую, без общего учета злре- гѵлированности стоков воды и пра­ вильной очередности использования рек. Для того, чтобы в будущем обес­ печить Кольский полуостров наибо­ лее продуманным и рациональным 'строительством ГЭС и правильным распределением энергии станций, вступивших в эксплоатацию. Глав­ энерго 'в этом году создало новое районное управление Кольско-Карель- екпм энергетическим хозяйством — Кольэнерго.- Новый трест избрал местом твое­ го щ>ебывапия красивый пн,едок Туломстроя— Мурмашп. Территория, обслуживаемая им (если считать с севера на юг), начинается от Мур­ манска и кончается у Лодейного По­ ля Основная задача Кольэнерго обес­ печить энергией пе только сущест­ вующую промышленность, но и на­ мечаемую новым планом следующей пятилетки. . Энергетическое хозяйство Коль-; энерго за 2 — 3 года должно достиг - 1 путь современного уровня Ленэнерго, т. е., пробежать в короткий срок тот большой путь, который проде­ лан этой областной организацией в течение 20 лет. В 1937 году существующие стан- цпп Кольского полуострова п Каре- лип будут вырабатывать 250 мил- , лнонов киловатт-часов, а в 1939 го- I 1 ч ду явится потребность северной про­ мышленности на 1 миллард 800 миллионов киловатт-часов, следова­ тельно, за два года выработку элек­ троэнергии надо увеличить в 7 раз! Но н это количество лишь покро­ ет, как сказано, потребность бли­ жайших двух лет, так как уже в 1942 году наше хозяйство пред'яват * новое, повышенное требование на электроэнергию в размере 2 ‘ мил­ лиардов 600 миллионов к п л с г і т т - ча­ сов. . Само собою разумеется, что при та к ом плане выработки электроэнер­ гии пе ХЕ-атпт Нпжне-Туломской ГЭС вместе с Нивой II п даже с Нп- вой III. Главным потребителем энергии бу­ дет к тому времени развивающаяся никелевая промышленность. Сле- доввтельпо, полпая мощность работы Североиикеля сможет забрать всю электроэнергию, ничего не оставив дрѵгим потребителям. Учитывая это обстоятельство, а также грандиозный культурный рост городов и поселков, трест Кольэнерго своевременно и настойчиво возбуж­ дает вопрос о постройке четвертой гидростанции, т. е. Верхней Туломы. Правда, потребность Североиикеля могла бы быть покрыта п за счет строительства другой гидростанции, а именно Княжегубской Ковды, по Кольэнерго решительными доводами и бесспорно поддерживает строи­ тельство Верхней Туломы Дело в том, что создание Вепхне- Тѵломской ГЭС должно поднять ка­ чество работы заканчиваемой строи­ тельством ІІижне-Туломской стан­ ции, ибо техническими сооружения­ ми у Нотозера будет создан нужный запас воды. Равномерный же пропуск этой зарегулированной воды должеь повысить обеспеченный зимний мак­ симум Нижле-Тудомской ГЭС в 4 рапа или па величину до 40 мил­ лионов киловатт-часов. Вторым доводом, говорящим опять- такн в пользу Верхне-Туломскон станции, служит наличие ра.ѵмбэ-; тайного технического проекта, тогда как доработка проекта Кпяжегубской Ковды должна занять у проектиру­ ющей организации год времени, от­ тянув на такой же срок подачу энергии В пользу Ковдинской стапцпп го­ ворит близость железнодорожного транспорта. Сравнительная же стои­ мость и трудность возведения соору­ жений почти одинакова. • ІІо чтобы яснее представить энер­ гетическое хозяйство нашего округа в будущем, его надо рассматривать как нечто неразрывное с Карелией, связанное в будущем в одно общее энергетическое кольцо. Наиболее резкий недостаток в энергии ощущает Кондопожско-Пет­ розаводский узел. После окончания работ Сѵнастроя, перепускавшего воду реки Суны для Копдопожской гидростанции, вполае своевременно ставить вопрос об уста­ новке большой турбины на Кондопо­ ге, изготовление которой Ко.тьэнеріо обусловливает к концу 1937 года. Кроме этого встает вопрос об ус­ тановке гидростанции в районе Мед­ вежьей Горы — на реке Кумсе. Эті же две станции (Кондопож­ ская и Кѵмсинская) дадут энергию для элект|(Останцпн участка Киров­ ской жел. дор. от Медвежьей Горы п южнее Петрозаводска — района действия Свнрьстроя. Одновременно с проблемой южно­ карельского района должно увели­ читься энергетическое хозяйство п в Средней Карелии, в районе Сегежи. Там развиваются два мощных комби­ ната: целлюлозно-бумажный и лесо­ химический, дальнейший рост кото­ рых безусловно уперся бы в недо­ статок электроэнергии. Именно в связи с этой потреб­ ностью па-дпях только что утверж­ дено строительство гидростанции па реке Онде, мощностью в 100 тысяч киловатт. В дальнейшем эта стап- ция будет питать круппый участок железной дороги Лоухл-Масельская. Как говорилось выше, все гидро­ станции Кольского полуострова и Карелии будут в дальнейшем связа­ ны линиями передачи в единое энер­ гетическое кольцо. И утвержденная строительством новая Ондинская ГЭС будет служить как бы связующим звеном между заполярными и южио- карельекпмн станциями. Колоссальные возможности разви­ тия энергетики потребуют огромного строительства сетей и понижающих подстанций. К числу первоочередных работ строительства этого рода должна быть отнесена линия передачи, сое­ диняющая Пивскую гидростанцию с Туломской. * Река Нива служит единственным стоком воды гигантского озера Иманд­ ры в Белое море. Плотины н е р с кп х станций смогут запасать эту водѵ весной (регулировкой уровня озера), а Туломская ГЭС будет в это время работать за обе станции. Зимою же при ^акой взанмпостн их роли мо­ гут перемениться. Если постройка этѵй линии поче­ му ппбудь не будет выполнена, то вгганет угроза, что в зимний период будущего года Мурманск останется без электроэнергии опять-таки пото­ му, что сток воды по р. Тѵломе из Нотозера еще не зарегулирован. Следовательно, центральной зада­ чей ближайшего развития энергети­ ческих ресурсов на Кольском полу­ острове является пока что создание северного полукольца (линии пере­ дачи Нпва-Туломз). Будет также построена маленькая линия передачи от Туломы на Мон­ чегорск с целью отдачи туда гзлнш- ней весенней мощности Нижне-Ту­ лонской ГЭС. В дальнейшем эта ли* ния продолжится па восток и. раз­ делив кольцо, соединится с Олень* ей. К западу эта же линия от Мон­ чегорска может быть продолжена на Пону, откуда уже повернется к Пи­ ве III п закончит большое заполяр­ ное энергетическое кольцо. Последним вопросом, связанным с развитием сетей, будет строительст­ во в новом городе Мончегорске двух подстанций, одна из которых должна быть выполнена в будущем году. Обе они не имеют себе равных в Советском Союзе по мощности. Имен­ но через них будут питаться от Нивской станции новые предпрня* тпя Североиикеля. На юг пройдет линия передачи от Кандалакши до Joyx, предназначен­ ная пнтзть тяговые подстанции Ки­ ровской железной дороги. После прокладки такой линии транспортная магистраль будет элек­ трифицирована на расстоянии 450 километров, являясь самым большим электрифицированным участком же­ лезных дорог в нашей стране. Задача нового треста Кольэнерго чрезвычайно ответственна, так как, распределяя электроэнергию, надо все время учитывать новые жесткие требования растущей промышленно­ сти нашего округа и Карелии. Кроме того надо создать большие кадры, отвечающие требованиям современ­ ной техники. С начала будущего года в Мурма- шах начнется создание большой элек­ тротехнической лаборатории, устроен­ ной по последнему слову техники. Там же будет строшгься центральный диспетчерский пункт системы Коль- эн^рго, из котчфоію будет нтп і все управление станциями Мурмана н Карелии. Являясь как-бы мозгом грандиоз­ ных энергетических точек, отправля­ ющих к проводам могучего кольца свою движущую силу, диспетчерский пункт и любую секунду сможет ска­ зать, что делается на самой отдален­ ной гидростанции или подстанции. Бурные, теперь еще дико несу­ щиеся реки, обузданные по всем пра­ вилам техники, начнут служить голе человека и весь полуостров зальется электрическим светом. По Кировской дороге будут двигаться мощные элек­ тровозы. Улицы северных городов приобретут вид столичных, а каждая избушка саама в тундре получит лампочку Ильича. Таков ближайший путь развития энергетических возможностей, наме­ ченных еще Сергеем Мироновичем Кировым. Туд а ДАЦЕВИЧ. J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz