Полярная правда. 1936, декабрь
№ 285 (3050) 10 декабря 1936 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Семья рабочего сл. пути Кировской жел. лоі>- топ. Мігпопшпа чи тает текст сталинской Конституцн и Союза ССР. Фото Ратфельдерз. ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ ПРОВЕСТИ ЗИМНЮЮ НАВИГАЦИЮ В МОРЕ ТОЛЬНО ДВА ПОИСКОВЫХ ТРАУЛЕРА РТ -8 «СЕЛЬДЬ» (по радио от наг шего слецкорра). Сильный шторм, бушевавший поч ти двое суток, сегодня нэчью утих. Устанавливается хорошая промысло вая погода. Траулеры, которые во время штор ма сбились с рыбных косяков, снова находят их. Это подтверждает удач ная промысловая работа РТ-13 «Ми коян», РТ-82 «Димитров», которые поднимают до 4 тонн рыбы. Лучше всех в этп дни стал промышлять РТ -8 «Сельдь». За один под'ем он берет 'до б тонн. Однако, большинство промысловых кораблей все еще работает плохо. За один под’ем они берут не более тонпы. Сейчас особенно важна работа поисковых траулеров, которые дол жны помочь промысловым кораблям, вновь обнаружить рыбу. Но в море находятся всего только два поиско вых корабля: «Нева» и «Рыбец». Как ни странно, за последнее вре мя новые косяки рыбы обнаружива ют не поисковики, а промысловые корабли. Поисковые траулеры сей час находятся в районе Гусиной бапкп, в то время, как по мнению пекоторых капитанов, необходимо об следовать другие промысловые рай оны, в частности. Центральный рай он, где в это время концентрирует ся треска. Промысловую разведку необходимо активизировать, послать в море больше поисковых судов . Й. СКОРИКОВ. СТАХАНОВСКИЙ ДВУХДЕКАДНИК НА РЫБОКОМБИНАТЕ Мурманский торговый порт, ь об щем зпачнтельно улучшивший свою работу, к развернутому периоду зим них грузоперевозок подготовился не достаточно. Самым «узким местом» в порту являются строительные работы. Ме тод «за все возьмусь — ничего не закончу» характеризует работу глав ного инженера тов. Пономарева. Из- за этой ра-спылспностп строительного отдела сооружение ряда серьезных об’ектов, которые должны к началу навигации воіітп в строй, брошено на полпути. Начали строить депо для механизмов и, не оксачпв его, переключились па отепленную убор ную. Заложили фундамент, бросили, начали строить трансформаторный кпоск на 7-м причале. Разрыли ка ковы, — переключились на ремонт 11 пути. В результате — пи один из серьезных об’ектов не доведен до конца. Не все благополучно с железнодо рожными путями. Железная дорога отказалась от ремонта. Сейчас пор товики переключились на ремонт и удлинение путей, по работы развер нуты недостаточно. Вместо солидного капитального ремонта портовых складов, возобнов лен старый метод «заплаток».' Ha-днях в порту вышел из строя мотовоз. Пз-за этого были большие простои вагонов п рабочей силы. Ка залось, немедленно надо было взять в аренду мотовоз или паровоз па железной дороге, по транспортная группа порта шікак не может дого вориться с Кировской дорогой. А из-за отсутствия местной подачи ва гонов, па первом участке за пяти дневку было 700 часов простоя. Для бесперебойной круглосуточной работы порт требует значительно лучшего электроосвещения. Между тем, навесы внешторгтранса совер шенно не освещены. Сегодня-завтра придет груз, а рабочие не смогут приступить к выгрузке. Клиентура (уполномоченный тов. Мальцев) «умывает руки». Дескать, мы, кли ентура, дело паше маленькое. Не включился в подготовку к большевистской зиме на водном транспорте флот. Команды пароходов «Березина», «Аргунь», «Бурея» не выполняют приказ Наркомвода № 40. Суда приходят в порт не подготов ленными к выгрузке. Из-за неис правности лебедок, пз-за грязных трюмов и расхлябанности трудовой дисциплины ‘ среди команд, стаха новские бригады грузчиков проста ивают по несколько часов. 5 декаб ря бригада т. Земского пе могла приступить к погрузке концентрата па пароход «Бурея», потому что на первом н втором трюмах не работа ли лебедки, а в четвертом и сквоз ном — третьем, была. вода. 2 дека бря был простой пз-за того, что по вине команды пароход «Березин» пришел в порт с нераскрытыми трю мами и неподнятымп стрелами. Начальник 1 участка тов. Бонда ренко рассказывает, что в течение 6 суток нельзя было оформить требо вание судовой администрации на уголь, так как механик «Березины» пе являлся на судно. Руководители Балтийского паро ходства и политотдела должны при- J пять решительные меры к поднятию трудовой дисциплины на судах. Р. ТРОЯНКЕР. . I—I I Рабочие и работницы Рыбоком бината. изучая исторический доклад товарища Сталина и новую Консти туцию, принятую Чрезвычайным ѴШ Всесоюзным с'ездом Советов, вынесли предложение с 15 декабря на консервном заводе, холодильнике, посолзаводе, фильтрзаводе и муко мольно-экстракционном заводе прове сти стахановский двухдекадник. Стахановцы и ударники пред приятий комбината, обсуждая зада чи двухдекадника, взяли обязатель ства перевыполнить программу как з количественном, так и качествен ном отношепии. Наше предприятие выпускает пищевые продукты н поэтому борьба за высокое качество продукции является первоочередной задачей двухдекадника. Рабочие п инжеиерно-тсхническпс работники консервпо-филеиного за- водз об'являя стахановский двухде кадник. обязались выпускать за сутки по 15 тысяч банок высокока чественных консервов, ® том чпел?. копсервов: «печень трески» — 1.500 банок, «паштет» — 300. «треска в желе» — 3.000, «треепп копченой» — 3.000, «трески жаре ной» — 7.000 банок и т. д. Дтл обеспечения бесперебойной работы завода расширяется термостатная и устанавливается салогрейка. Жестянпо-баігочпый пех должен выпускать ежесуточно 20.000 кон сервных банок. Филейный цех обязуется выпу скать по 30 топн высококачествен ного фпле, добившись 75 - про- петного выхода от веса сырца. Посо.тзавод <в течение стахмор ского двухдекадника должен, прежте всего, поднять качество продукции за счет выпуска высших и первых сортов. Высшим сортом посолзтлд должен выпускать 10 проц. ос^Гі продукции, первым сортом — 87 проц., вторым — 3 проц. Общий выпуск мчлосола требуется довести до 35 проц. Мукомолъно-экстракциоптый за вод обязуется выпускать по 20 тонп рыбной муки в смену и экстрамим- вать 9 тонн полуфабриката в сутки при 3 проц. жирности. Фнльтрзавод будет выпускать по 16.5 тонны в сутки медицинского жира. Это значительно превышает проектную мощность завода. Руководители предприятий и ин женерно-технические работники ком бината должны создать все условия для стахановской работы с тем, что бы, закрепив достигнутые результа ты, поставить каждый завод па путь постоянной стахановской рабо ты в 1937 году. Директор Рыбокомбината — А. И ШЕРЕДЕКА. П И С Ь М А Т Р У Д Я Щ И Х С Я Когда же я получу комнату? (Письмо стахановца). Три года я работаю в Мурман- строе. С начала стахановского дви жения я стахановец. Все время вы полняю общественные нагрузки, яв ляюсь редактором стенгазеты. Работы хватает. Но аккуратно выполнять ее мешают скверные жилищные усло вия* Живу я с семьей в бараке Л: 12-а (комната 4) по Июльской улице. Комната до того тесная, что невозмо жно даже повернуться. О моих жилищных условиях в управлении треста и в постройкоме всем известно. Управляющий трестом т. Федоров и пред. постройкома на ложили не мало резолюций на мои заявления, обещая предоставить комнату в первую очередь. Много за это время было распределено квар тир, а я попрежпемѵ нахожусь, на «очереди» и когда .эта очередь дой дет до меня неизвестно. Надеюсь, что руководители треста и постройкома удовлетворят мою просьбу, чтобы дать мне возможность работать еще лучше. ПОЛОСОВ А. М. — каменщик Мурманстроя. Открыть новые киоски (Письмо допризывника) До сих пор Союзпечать не позабо тилась организовать повые киоски па таких многолюдных улицах, как Сталина, Северная, Челюскинцев. Мы учимся в 9-й школе. За га зетами приходилось нам ходить в кино «Северное сияние», а теперь и там их не продают. И мы вынуж дены, ічтобы купить газеты, ходить па ѵл Коминтерна, где они не всегда бывают. ПЕТРАКОВ П. Ф. Нет борьбы с расхитителями социалистической собственности (Письмо работников охраны). Мы работаем в команде пожарной охраны при колбасном заводе. Не сколько рал в проходной будке мы задерживали расхитителей колбаch ных изделий. 23 октября мы соста вили акт на гражданина Ткачинина, пытавшегося вынести 5 килограммов свипого пшика. Кроме этого нами был составлен еще ряд актов и со общено об этом директору завода. Только вот нам непонятно, поче му эти люди, расхищающие социа листическую собственность, продол- на про за его жают до сих пор работать изводстве, даже не получив взыскания. У отдельных работников охраны может после этого создаться такое мнение, что составлять акты неце лесообразно. Наша охрана состоит из 11 чело век. И не один не имеет спецодеж ды. НОСИКОВА, ПЕТРОВ, МАРИЕЛОВ. Обманщик Дубинин (Письмо студентов). При нашем поступлении нз кур сы счетоводов при Муррыбакколхоо- союзе заведующий кадрами тов. Ду бинин нам обленил, что эти курсы с отрывом от производства и, что сти пендия устаноатепа в 200 рублей, ічеба началась с большим опозда нием. Кроме русского языка, других дисциплин нет. Занимаемся мы только 4-5 часов в день. Так прошел месяц. А теперь мы узнали, что стипендию нам платить совершенно не будут. ИBACK, ЯЛОВЕЦ, НЕСТЕРОВ, ТЕЛЬЦИН, ЧЕЧЕНИН, ФОФА НОВ, ПРИВАЛИХИН. Саам - оленевод Д. А. Яковлев— один из лучших охотников Ло- возерского района. Па-днях он привез и сдал «Ленпупшпие» четыре шкуры куницы. На снимке: тов. Яковлев со своей добычей. Пришлите хорошего пекаря (Письмо завмага). Несколько раз пришлось писать в газету пока, наконец, сняли пло хого пекаря Фролова. На его место к нам, в становище Белокаменка, был 'Прислан хороший пекарь. Он выпускал хлеб всех сортов, булки хорошего качества. Радость колхоз ников и жителей становища была большая. По эта .радость длилась не долго. Через два месяца снимают нового пекаря. А на его место снова пазпз- чен Фролов. И хлеб попрежнемѵ стзл выпекаться плохим. Не стало булок, хотя белой муки лежит па окладе около 5 тонн. Мы просим, чтобы правление рай- рыбкома береговой промышленности дало нам хорошего пекаря. ОВСЯННИКОВ. 1 Нет учебников (Письмо учителя). Завершение ликвидации неграмот ности в 1937 году является одной пз основных политических задач. Мурманский окружной отдел на родного образования за выполнение этой задачи не борется. Это видно, например, и из такого факта: мало грамотные жители погоста Чудьзявр, Ловозерского района с делегатом окружного с’езда Советов посылали деньги на покупку учебников. Ока залось, что во всех магазинах Мур манска не найти ни одного учебни ка для (малограмотных. ВЯТКИН. Не заботятся о культурном обслуживании пациентов В амбулатории водников № 16 посетители по 3— 4 часа сидят у двери кабинета врача, особенно око ло хирургического кабинета, ожида ют своей очереди. Об обслуживании ожидающих ни кто не заботится. В ожндальной нет свежих газет, журналов, шашек, шахмат. А ведь это при желании устроить легко. Месткому амбулатории надо на ладить культурно-просветительную работу. ПОЛОВНИКОВ. Плохо организована учеба малограмотных Ликвидация неграмотности и мало грамотности попрежнему остается узким местом в Саамском районе. По имеющимся в РайОНО сведениям, из 76 взятых на учет неграмотных, обучается 29 и из 139 малограмот ных обучается 48 человек. Только в одном Семиостровском сельсовете имеется 34 неграмотных и 32 ма лограмотных, обучается же всего только 11 человек. В Поное из 56 неграмотных и малограмотных учит ся всего 16 человек, а в Красно- щелье 4 неграмотных и 25 малогра мотных еще даже не начинали за ниматься. Основная причина плохой органи зации учебы в том, что председате ли сельских советов самоустрани лись от этой работы и недостаточно руководство РайОНО (зав. тов. Рома нов). По всему району, за исключением Краснощелья, в школах не заготов лены дрова на зиму. Попрежнему вез де только «намечается» заготовка дров. Учебники для школ взрослых Саа адское райпо забросило только в 2 пункта — в Иоканьгу и Поной. В результате все другие становища не имеют этих учебников. РайОНО еще не сумело добиться, чтобы в торго вой сети района продавались учеб ники в каждом становище. Д. ПИРОГОВ. Иоканыа. ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ Неправильно начислили зарплату Работницы столовой Л ; 1 ОРС’а с возмущением сообщили а редак цию, что начальник ОРС’а перевел их на сдельщину, в результате при полученив зарплаты нечего было получать. Инспектор охраны труд» Мур- поргкохкоря тов. Носко сообщает, что заметка подтвердилась. Работ ники ОРС’а порта вместо с руково дителем Даниэльсоном ввели без согласования с союзом такую систе му оплаты труда, по которой работ ники столовой заработали за втору» половину сентября по 86 копеек, а некоторые даже остались в долгу. Мурпорткомморя эту систему оп латы отменил и предложил выпла тить работникам столовой из расче та должностных окладов. Энергетика Севера В начале первой пятилетки на шим лозунгом было «догнать и пе регнать Америку». В первую очередь это касалось нашей техники. Мы должны были обеспечить наиболь шую механизацию производства на основе электричества, в особенно сти на больших новостройках Сою за. Чтобы в безлюдных Хибинских горах освоить апатиты, создать руд ники и пустить в ход обогатительные фабрики в Кировске понадобилось срочное сооружение Нивской гидро станции. Еще не была закончена эта строй ка, а уже встала необходимость строительства новой ГЭС на реке Тѵломе для нужд развивающегося северного форпоста нашей республи ки — Мурманска. Вместе с развитием горно-химиче ской промышленности и освоением богатств морей, понадобился много емкий транспорт и электрификация железной дороги. Ло последних дней у нас на севе ре как электрические станции, так и "гидростанции возникали по заданиям той пли иной отрасли хозяйства н, зачастую, без общего учета злре- гѵлированности стоков воды и пра вильной очередности использования рек. Для того, чтобы в будущем обес печить Кольский полуостров наибо лее продуманным и рациональным 'строительством ГЭС и правильным распределением энергии станций, вступивших в эксплоатацию. Глав энерго 'в этом году создало новое районное управление Кольско-Карель- екпм энергетическим хозяйством — Кольэнерго.- Новый трест избрал местом твое го щ>ебывапия красивый пн,едок Туломстроя— Мурмашп. Территория, обслуживаемая им (если считать с севера на юг), начинается от Мур манска и кончается у Лодейного По ля Основная задача Кольэнерго обес печить энергией пе только сущест вующую промышленность, но и на мечаемую новым планом следующей пятилетки. . Энергетическое хозяйство Коль-; энерго за 2 — 3 года должно достиг - 1 путь современного уровня Ленэнерго, т. е., пробежать в короткий срок тот большой путь, который проде лан этой областной организацией в течение 20 лет. В 1937 году существующие стан- цпп Кольского полуострова п Каре- лип будут вырабатывать 250 мил- , лнонов киловатт-часов, а в 1939 го- I 1 ч ду явится потребность северной про мышленности на 1 миллард 800 миллионов киловатт-часов, следова тельно, за два года выработку элек троэнергии надо увеличить в 7 раз! Но н это количество лишь покро ет, как сказано, потребность бли жайших двух лет, так как уже в 1942 году наше хозяйство пред'яват * новое, повышенное требование на электроэнергию в размере 2 ‘ мил лиардов 600 миллионов к п л с г і т т - ча сов. . Само собою разумеется, что при та к ом плане выработки электроэнер гии пе ХЕ-атпт Нпжне-Туломской ГЭС вместе с Нивой II п даже с Нп- вой III. Главным потребителем энергии бу дет к тому времени развивающаяся никелевая промышленность. Сле- доввтельпо, полпая мощность работы Североиикеля сможет забрать всю электроэнергию, ничего не оставив дрѵгим потребителям. Учитывая это обстоятельство, а также грандиозный культурный рост городов и поселков, трест Кольэнерго своевременно и настойчиво возбуж дает вопрос о постройке четвертой гидростанции, т. е. Верхней Туломы. Правда, потребность Североиикеля могла бы быть покрыта п за счет строительства другой гидростанции, а именно Княжегубской Ковды, по Кольэнерго решительными доводами и бесспорно поддерживает строи тельство Верхней Туломы Дело в том, что создание Вепхне- Тѵломской ГЭС должно поднять ка чество работы заканчиваемой строи тельством ІІижне-Туломской стан ции, ибо техническими сооружения ми у Нотозера будет создан нужный запас воды. Равномерный же пропуск этой зарегулированной воды должеь повысить обеспеченный зимний мак симум Нижле-Тудомской ГЭС в 4 рапа или па величину до 40 мил лионов киловатт-часов. Вторым доводом, говорящим опять- такн в пользу Верхне-Туломскон станции, служит наличие ра.ѵмбэ-; тайного технического проекта, тогда как доработка проекта Кпяжегубской Ковды должна занять у проектиру ющей организации год времени, от тянув на такой же срок подачу энергии В пользу Ковдинской стапцпп го ворит близость железнодорожного транспорта. Сравнительная же стои мость и трудность возведения соору жений почти одинакова. • ІІо чтобы яснее представить энер гетическое хозяйство нашего округа в будущем, его надо рассматривать как нечто неразрывное с Карелией, связанное в будущем в одно общее энергетическое кольцо. Наиболее резкий недостаток в энергии ощущает Кондопожско-Пет розаводский узел. После окончания работ Сѵнастроя, перепускавшего воду реки Суны для Копдопожской гидростанции, вполае своевременно ставить вопрос об уста новке большой турбины на Кондопо ге, изготовление которой Ко.тьэнеріо обусловливает к концу 1937 года. Кроме этого встает вопрос об ус тановке гидростанции в районе Мед вежьей Горы — на реке Кумсе. Эті же две станции (Кондопож ская и Кѵмсинская) дадут энергию для элект|(Останцпн участка Киров ской жел. дор. от Медвежьей Горы п южнее Петрозаводска — района действия Свнрьстроя. Одновременно с проблемой южно карельского района должно увели читься энергетическое хозяйство п в Средней Карелии, в районе Сегежи. Там развиваются два мощных комби ната: целлюлозно-бумажный и лесо химический, дальнейший рост кото рых безусловно уперся бы в недо статок электроэнергии. Именно в связи с этой потреб ностью па-дпях только что утверж дено строительство гидростанции па реке Онде, мощностью в 100 тысяч киловатт. В дальнейшем эта стап- ция будет питать круппый участок железной дороги Лоухл-Масельская. Как говорилось выше, все гидро станции Кольского полуострова и Карелии будут в дальнейшем связа ны линиями передачи в единое энер гетическое кольцо. И утвержденная строительством новая Ондинская ГЭС будет служить как бы связующим звеном между заполярными и южио- карельекпмн станциями. Колоссальные возможности разви тия энергетики потребуют огромного строительства сетей и понижающих подстанций. К числу первоочередных работ строительства этого рода должна быть отнесена линия передачи, сое диняющая Пивскую гидростанцию с Туломской. * Река Нива служит единственным стоком воды гигантского озера Иманд ры в Белое море. Плотины н е р с кп х станций смогут запасать эту водѵ весной (регулировкой уровня озера), а Туломская ГЭС будет в это время работать за обе станции. Зимою же при ^акой взанмпостн их роли мо гут перемениться. Если постройка этѵй линии поче му ппбудь не будет выполнена, то вгганет угроза, что в зимний период будущего года Мурманск останется без электроэнергии опять-таки пото му, что сток воды по р. Тѵломе из Нотозера еще не зарегулирован. Следовательно, центральной зада чей ближайшего развития энергети ческих ресурсов на Кольском полу острове является пока что создание северного полукольца (линии пере дачи Нпва-Туломз). Будет также построена маленькая линия передачи от Туломы на Мон чегорск с целью отдачи туда гзлнш- ней весенней мощности Нижне-Ту лонской ГЭС. В дальнейшем эта ли* ния продолжится па восток и. раз делив кольцо, соединится с Олень* ей. К западу эта же линия от Мон чегорска может быть продолжена на Пону, откуда уже повернется к Пи ве III п закончит большое заполяр ное энергетическое кольцо. Последним вопросом, связанным с развитием сетей, будет строительст во в новом городе Мончегорске двух подстанций, одна из которых должна быть выполнена в будущем году. Обе они не имеют себе равных в Советском Союзе по мощности. Имен но через них будут питаться от Нивской станции новые предпрня* тпя Североиикеля. На юг пройдет линия передачи от Кандалакши до Joyx, предназначен ная пнтзть тяговые подстанции Ки ровской железной дороги. После прокладки такой линии транспортная магистраль будет элек трифицирована на расстоянии 450 километров, являясь самым большим электрифицированным участком же лезных дорог в нашей стране. Задача нового треста Кольэнерго чрезвычайно ответственна, так как, распределяя электроэнергию, надо все время учитывать новые жесткие требования растущей промышленно сти нашего округа и Карелии. Кроме того надо создать большие кадры, отвечающие требованиям современ ной техники. С начала будущего года в Мурма- шах начнется создание большой элек тротехнической лаборатории, устроен ной по последнему слову техники. Там же будет строшгься центральный диспетчерский пункт системы Коль- эн^рго, из котчфоію будет нтп і все управление станциями Мурмана н Карелии. Являясь как-бы мозгом грандиоз ных энергетических точек, отправля ющих к проводам могучего кольца свою движущую силу, диспетчерский пункт и любую секунду сможет ска зать, что делается на самой отдален ной гидростанции или подстанции. Бурные, теперь еще дико несу щиеся реки, обузданные по всем пра вилам техники, начнут служить голе человека и весь полуостров зальется электрическим светом. По Кировской дороге будут двигаться мощные элек тровозы. Улицы северных городов приобретут вид столичных, а каждая избушка саама в тундре получит лампочку Ильича. Таков ближайший путь развития энергетических возможностей, наме ченных еще Сергеем Мироновичем Кировым. Туд а ДАЦЕВИЧ. J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz