Полярная правда. 1936, август

ЗЕМЛЯ и НЕБО Методично, как часовой механизм, работает аппарат: Тнк-тнк-тпк-тик... Узкая лента медленно выплывает из аппарата. Тонкие очертания букв скрепляются словами, слова оформ­ ляются фразами и телеграмма на­ правляется адресату. Она приносит и бесконечную радость. Опа прино­ сит и большие печали. А молчали­ вый свидетель человеческих чувств— Стремим мы полет нашпх птиц. И в каждом пропеллере дышит Спокойствие наших границ...». Самолет летел в кольце 17 радио­ станций. На трассе самолета дежу­ рили люди, забывшие счет часам, ут­ ратившие чувство усталости. Через каждые шестьдесят минут принима­ лись радиограммы. «Все в порядке. Находимся Оне­ га». «Все в порядке, находимся на ши- 2 0 '. Фото Г Ратфелыера. человек у телеграфного аппарата, острота воспитания которого, казалось, роте 6 6 ° 0 ', долгота 38° должпа была бы притупиться от ц>-1 Все в порядке! стоянного соприкосновения с пе,ре-! Трое бесстрашпых, замечательное жпваниями тысяч людей, близко, к трио, виртуозно владеющее пскус- самому сердцу, принимает и радости ством отважного преодоления преплт- и печали. ствий, имело все основание на такое , И в этот поздний вечерний час, утверждение. Они знали, что за ик • припяв лаконичную, но совершенна полетом в высоких слоях атмосферы . необычную телеграмму, телеграфист бдительно следят на земле, понял, что в простых, совершенна t Четко и оперативно работали лю будничных словах: о подготовке к приему радиограмм какого-то самоле­ та с позывными «РТ» кроется боль­ шое, волнующее содержание. И он не ошибся. Дальнейшие те­ леграммы подчеркнули важность бес­ перебойной связи с самолетом. К двум часам ночи все было подготов ди: радист принимает и записывает радиограмму, дежурный по телефону передает ее на телеграф, а когда са- ( ыолет кончал работу, телеграмма ул;е находилась на проводе. Земля и небо в эти дпп были свя­ заны как никогда. Люди на земле, на родной советской территории об- лено. В четырех пунктах установи- ращалн всю остроту взглядов, всю ли аппараты для приема радиограмм, теплоту чувств ввысь. И, если бы Выделенные люди, заняли свои ме- миллионы сердец можно было бы ста, чтобы быть на страже позывных послать в. воздушный полет вслед за «РТ». I краснокрылой машиной, отважные Четыре телефона специального на- летчики прочли бы в этом чудесном значения установили в раднобюрс . 1 послании, непередаваемые словами, На телефонной станции ввели допол- чувства[ из чувств. Самые благород- нительное дежурство телефонистоа и ные. самые сердечные. техников. I Москва, Харловка, остров Викто- На линии дежурили монтеры. Они рия< зеыля фраица-Иоснфа, Северная Митрофан Цапковский свято, как земля. величайшую драгоценность, хранит | Здесь оборвалась связь M vp .anna “ “ Р ™ Г Ы 0 портретом героя Со­ с самолетом. i оетскога Союза Валервя Чкалова. В вы х о д н о й день — если будет готова Последив телеграммы получало 1 р т н и _ тртрет { ; .JeT • виоть щ П О Р А О Т К Р Ы Т Ь АЭРОКЛУБ В МУРМАНСКЕ Авиоспорт! Какие ТИБЫ Наша увлекательные Но дело не только в планеDax перспективы открывает этот в ид |У *е теперь нужна специальная Z - сиорта. а а молодежь иремптаг первая площади. В окрестностях ге- завоевать воздух, люоит парашют, В планерных кружках Мурманска молодежь предприятий города овладевает _ _ _ тывает в ней мужество, доблесть, отвагу. НА СНИМКАХ: (Слева направо) - планеристы Леонтьев, Моими и Пиликин. основами аяио-спорта, воспи- В а л е р и й Ч к а л о в и Митрофан Цапковский несли ответственную вахту и ни сон, ни усталость — ничто не могло сло­ мить их в это время. А в часы, когда в Мурманске к встрече, хотя бы и очень отдаленной пространством с самолетом, на под­ московном аэродроме, близ Щелкова шли последние приготовления. Огром­ ная стальная птица с гигантским 21 июля в 4 час. 15 минут. «Все в порядке. Обходим циклон. Беляков». И самолет пошел к мысу Челюски- размахом красных крыльев замерла на. на бетонной дорожке. i Короткая свод^ подвела итоговую Сигнальные ракеты взорвались яр- черту под непрерывной двадцатпче- кимп вспышками и самолет пошел в тырехчасовой работой людей: воздух , в заоблачную высь, в голу - «Радист т. Николаев, несмотря на р * _ тт тяжелые атмосферные у с л о в и я и бес- бые дали. 11 люди — водители воз- * 1 * , прерывное дежурство, сумел органи- душного корабля уже заняли свои прием радиограмм с самолета, места. - Ииженер т. Копылов для ориентнров- Так начался полег. Бесстрашные ки полета обеспечил работу закон* летчики, люди со стальной выдерж- сервированной радиостанции. Стар­ кой. храбрые, счастливо сочетающие шпй техник т. Павлов отвечал за мужество и отвагу с большим за а- проволочную связь с Ленинградом нием я опытом, повели м аш ину по Инженер т. Крпсталннский и диреп- воздушной трассе. Вперед и только торг телеграфа т. Соколов личным вперед, по маршруту, гениально вы- примером обеспечили четкую работу черченному на просторах великой на своих участках», страны, по большим высотам, по g e случайно мы вспомнили этих снежным равнинам и безбрежным людей сегодня — в день авиации, морским территориям самым мудрым 0 ЦЦ помогли беспримерному в исто- человеком нашей эпохи — Стали­ ным. Рано утром Мурманск «поймал* самолет. «АНТ-25» шел на север. Навстречу желанному гостю, чтобы дать ему правильную ориентировку, — радость для которых пле- ‘ ----------- выравнять ма- радио попесло на воздушных волнах ' ' пяптпст , Vu М 0 '10Д0М' человекУ совершенно чужд, шину на высоте. Много раз он делал " ' --------------- данность стране и партии — луч- Во время учебы в семилетке Цап-. это в мечтах — теперь быстро сде- ковский, как многие, по ночам маете- лал на яву и, пролетев некоторое рас- рнл на кухне самолеты. Маленькие стояние, приземлился повеем пиа­ рил человечества перелету на одном из самых ответственных его участ­ ков. Это люди советского воспитания, которых жизнь — ликование, самом видном месте комнаты. Приятель Митрофанова — Алексей Ермаков стремится запомнить все существующие в мире типы самоле­ тов и марки моторов и вписывает в особую тетрадку рекорды советских парашютистов, планеристов и пило­ тов. Митрофан иногда подтрунивает над старательным, добродушным пар­ нем: — Что, — вавнеть берет? — Не треплись. — А ты не обижайся. Я, ешь, тоже завидую. Пока >• что никаких подвигов в воздухе за Митрофаном Дапковским не числится. Примем во нпмание, что ему только нынче, в августе ис­ полнилось 18 лет. Учится он то­ карному делу #*фабзауче торгового порта. Перед вами обыкновенный со­ ветский юноша, который парень разыскал начальника порта и откровенно об’яснил, что он планер, самолеты iB зимнее время в Мурманске гру ппа молодежи успешно окончила планерные курсы, несмотря на боль­ шие трудности, которые пришлось преодолеть. За три и более километ- рив приходилось таскать на плечах планер, чтобы научиться нм управ­ лять. В таких условиях сделано юлько в Мурманске более шестисот полетов. ' мерным спортом горячо жела­ ют овладеть новые сотни людей. А в Мурманске всего лишь пять- шесть планеров. Считанные предпри­ ятия имеют свои планеры (Судо­ ремонтный завод, торговый порт. Бон­ дарный завод, Судоверфь, ОГЭС). Кольский полуостров представляет адлыпой интерес для планеристов. I ельеф местности особо балгоприятен. Многочисленные склоны гор, хорошие места для посадочных площадок — таким условиям могут позавидовать планеристы люоого города. Ленин­ градский аэроклуб уделяет большое внимание Кольскому полуострову. Сюда будет прислана специальная эк­ спедиция для изучения естественных возможностей для массового развития планерного спорта. В нашем округе должна быть организована областная школа планеристов. Областные сорев­ нования будут проводиться на тер­ ритории полуострова. Планерному спорту надо обугчить всех желающих. Есть полная воз- Он уже чувствует себя членом вели- гда кой могучей воздушной семьи. Еще * бы. он занимается в портовом i _ ‘ „ иожность приобрести планер’ “для планерном кружке п исполняет долж-| ‘ 1 И3 • Р“ НС“ ’ уЧИТСЯ В каждой первичной организаций Осо ность механика планера УС-4. (Планерном кружке. Нельзя ли отпра- авнахима. На это та бТ тся не так УС означает учебный-стандартный. вить в Москву. уж много средств. Начальник удивился: j - Но юноша так горд, как будто ему до верили целую эскадрилью настоящих аэропланов. Его обязанность — сма­ зывать механические части планера рода таких естественных площадок не мало. Окрисполком обязан помочь планеристам благоустроить площадку ,с тем,, чтооы они могли парить и над гродом. Планер над городом — лучший агитатор за массовое овладе­ ние этим видом спорта. Молодежь Мурманска хочет ле­ тать на самолетах. Город должен иметь своих летчиков. Лх надо гото­ вить. Авиационные кадры могут быть подготовлены и без отрыва от производства. у 'Вся эта большая работа по внед­ рению авиационного спорта должна быть сосредоточена в одних руках. Назрела необходимость создать в бли­ жайшее время в Мурманске аэроклуб. На предприятиях уже начали по­ ступать от трудящихся добровольные взносы на гражданское авностроение в Мурманске. Портовики, судоремонт­ ники, моряки тралфлота вносят сред­ ства на создание аэроклуба. На эти средства будут приобретены самоле­ ты гражданского типа, будет пост­ роен ангар, оборудована планерная площадка и т. д. Трудящиеся хорошо понимают зна­ чение развития авиационного спор­ та. Дело сейчас за организационным оформлением аэроклуба. Надо ска­ зать, что президиум Окрисполкома, который должен оформить юридиче­ ское членство и открытие аэроклуба, яе уделяет достаточного внимания ето- му делу. Призыв товарища Вороши­ лова каждому промышлетому Центру — аэроклуб, должен быть подхвачен всеми организациями Мур­ манска. Н. РАБИНОВИЧ. ве: огые“ вш™ « ' дальний рейс. — Очень срочные дела в Моск' — Нет. Просто охота совершить лоскут перкаля. В начале занятии 18-летний механик докладывает ин­ структору: — Планер готов к полету. Впрочем, пржеде чем летать, надо пройти два первоначальных упраж­ нения. Сначала планер ставится на — Сам из каких мест? — Нз Куйбышевского края. Чу­ ваш. — Земляк, значит. Ну ладно — лети. Но сегодня места заняты. На завтра я тебе, так и быть, билет за- зна- / камень, кружковец - учлет занимает j бР°нирую. I пилотское место и, действуя элеро- 1 11а утро задолго до отлета Ермаков нами, учится держать равновесие 1был на ^ Р 0^ * 5- Начальник пока- Затем юноша, ветшающий в воздух, зывал ему тР « * * т н ы й пассажир- усваивает — как управлять плане- скпи самолет- подготовляемый к ром, который скользит по земле. Эта i стаРтУ* Ермаков расспрашивал о работа называется пробежкой. ' М 0 Т 0 Р€> 0 плоскостях, о каждом вин- 11 вот, во время пробежки Цапков скин нечаянно взлетел. Он случайно мечтает, дернул ручку на себя. 'Планер отор- подобно миллионам сверстников, под- вался от земли. Учлет раньше време- няться в высь. П как начинающий ни, погалающегося по программе, планерист, он, можно сказать, уже очутился в воздухе. отрывается от земли. Мать иногда беспокоится. — Сумашедшпй. Разобьешься. Он растерялся? Нет — нисколько. Он так много читал по планеризму, так основа- Сьгн только посмеивается в ответ, тельно расспрашивал инструктора, что Страх перед высотой сегодняшнему знал каким образом т - марш. Это был марш летчиков — са­ мых мужественных сынов страны «Все выше п выше п выше стране п партии шне пз лучших человеческих i честв. * Б. МОЙЖЕС. Фото Г Ратфельдера. т р - все р аппараты, собранные из лучинок п вилам летного дела, ничего не пов- бумаги, нередко напоминали по фор- редив. ме те — большие, славой которых Инструктор чувствовал себя обя- бы.т полон мир. Самодельные бнпла- занным наложить взыскание за са­ ны и монопланы, /разведчики и тя- мовольпый взлет. Но очень уж ;хо- желые бомбардировщики стартовали рошо сел этот самодеятельный авиа- на детских ладонях. Игрушечный тор. И глядя на пылающего от воздушный флот мчался вдоль ули- счастья юношу, инструктор едва ны. н внезапно переменив курс, об- сдерживая улыбку, сказал: Г-ушнвался в какое - нпбудь, не под- — Чтобы этого больше не было, готовленное для воздушной тревоги Авиатор ответил, как мальчик: окно- " — Больше не буду. Окно, впречем, часто оставалось Дисциплина в авиации _ не целым. Но вот, пропеллер всегда ло-шутка. | мллея. Мальчуган созывал принте*-Приятели - планеристы долго го - 1 Ра_спаГшеРУ - стрелку. Мы посвятили лей, поднимал разбитую машину и ворилп о полете Цапковского. Но по- важно произносил: том их внимание отвлекла сенсация — Обследуем причину аварии, более крупного масштаба. Из отпуска « ..н о е самолет был не тан отрегу- вернулся кружковец Алексей Ерма- лиряван. Лешка, — держи крепче... гпп п „ к<)в — слесарь механических мастер Приятели копались весь вечер. 1 потрошили модель, чинили, запуска- тике, какой попадался ему на гла­ за. Вскоре пошел дождь, начальник ушел, но любопытный пассалшр остался наблюдать, как накачивают шины. Он хотел знать, как можно больше. Человек, однажды поднявшийся на крыльях, никогда не забудет очаро­ вания полета. Ермаков летал из Ле­ нинграда в Москву, слышал грохот винта, видел землю, которая качалась под ногами— землю, разграфленную черными линиями железных дорог, размеченную голубыми извилинами рек, сохолгую на очень подробную школьную карту. Теперь, вернув­ шись домой, слесарь еще сильнее мечтает о том, чтобы стать пилотом, самому повести машину за облака. Планеризм — это первый шаг в авиацию. |Мы рассказали здесь о двух советских юношах, которые вслед за первым шагом с радостью сделают второй, пойдут в летные школы, станут водителями гордых стальных машин. Мы рассказали о людях, которым грохот пропеллера так же мил, как пловцу — плеск прохладной волны, как треск затво- ГОРОДУ НУЖЕН ПЛАНЕРОДРОМ У различных организаций Мур­ манска ОГЭС, Судоремонтного за­ вода, железной дороги, Осоавиахима И ?РУГИХ имеются планеры, но почти все они из-за отсутствия ин­ структоров и сносного планеродро­ ма используются совершенно недо­ статочно. Взять хотя бы для примера торго­ вый порт. Как работает здесь пла­ нерный кружок? Заниматься трудно: площадка мала, изрыта канавами н усыпана камнями, добираться до нее далеко. Собираться на занятия удава­ лось лишь два: раза в шестидневку. И все же, 12 учлетов не бппгили Сейчас вопрос об инструкторах становится менее острым. Ленинград прислал 5 человек, и на-днях ожи­ даются еще два. 2 0 августа присту­ пит к занятиям второй* кружок. Но вопрос о планеродроме все еще не разрешен. Весной этого года были начаты работы по устройству планер­ ной станции около Больничного го­ РОДка, но были заброшены. Кто-то за- < еял площадку овсоц и репой, кто- то растаскал привезенные для пост­ ройки ангара, бревна и доски. Осоавнахим долями крепко взять­ ся за это дело. Нужно оборудовать под планерную станцию площадку у ►ч ’fT ——--- - росили ния, н звание плГем ста » 8 рм>ерм ’ п03?<“ “ - Z"ZnZma S u s s r s s * и планеристов второй ступени. ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ . ЛЕНИНГРАД—МУРМАНСК 2 ) Установление выхода экспеди- Партия и правительство уделяют огромное внимание развитию граж- Ппй о " ------- данской авиации, как наиболее сов- Арктику и основной базы ременному ц совершенному изыскательской транспортной связи. виду ----------------- - и исследовательской работе на территориях Карелии и Гражданская авиация сейчас об- Кольского полуострова. В чисто ком- ладает такими положительными свой- мерческом отношении воздушная ли с Т п™ “ Z ' h S m 6 ^ е” : ш я - — - порта. своем протяжении регулярными перевозка­ ми пассажиров, почты и наиболее авиотранспортабельных грузов. На базе роста и развития; социа­ листического хозяйства в нашей стра­ не непрерывно возникающие хозяй- этнм не исчерпываются воз- ственно - политические и культур- можности использования изыскивав- нет' мпе1” т ™ МЬШе “ Со-теше ста- аоВ “ ДУШНОЙ липпп. В зависши- вят перед транспортом треоовання— лТтг возможно быстрее перебрасывать пас- . - хозяиственно-экономичесвих сажиров, почту и грузы. Удовлетво- ' словни’ мест н их требований, рять эти требования в значительной ст^пенп оборудования при строитель- Г —- - - - - - - - - - - - - - - г J V . j/ v . t i * » , * 1 1 1 * л и ъ о л ш . щ l i n n Г » I ...,,, эти строки юношам, которые отра- ’ . >,егпают огромные географиче- стве гидро-и сухопутных аэропортов, Щивают себе крылья и вырастают СКПе пРостРаиства и расстояния, от- в зависимости от характера ошани- в ° Р Л0В- ! 7 Г ° СГТВЬ и„ несоответствие транспорт- зации материальной части этих hod - Ф а ^ Т а Г в — ' ^ н " ^ : , ^ е и и а ” . етссого ; ; о - « о ^ кова протягивается тонкая нить род- Преодолеть эти затруднения как * следствии местные авио - сообще­ ства к Валерию Чкалову, недавно Раа и призвана наша прославленная Ш,Я тРанспоРтного и нетранспортного •т гппп тт тлоглшт mmm настоящем самолете пз Ленинграда в ( проделавшему славный сталинский гражданская авнацпя, быстрый пост значения- Только цц участке воздуш- . v ’ ’ irfW Москву. Ребята без конца заставляли ' реЙС’ к Снгнзмунду Леваневскому, которой, особенно ее рост качествен- 11011 ЛИПН11 в пРеДелах Кольского по- пушеннйро ужина - вшеннлн, от- m повирать ^ ;ю и и о рш " “ »• — - р а Г р у “ , ™ » - н о в транснортно. ЛИ учебу в великой школе мужества. Пменно П0ЭТ0МУ и правитель- отпоптенпп развитие местного авио- Но в нашей замечательной стране поставили задачу скорейшего сооощения могл<> бы быть успешно тот, кто сегодня не герой — гото- развития гражданской авиосвязи пз °PraHD30Bano по направлениям, па- наиболее важных и отдаленных ок- меченным ^ Р 05 пятилеткой. ских порта. Он совершил полет на чего произошла авария. На другой „ v воздушного путешествия, день закладывалась новая модель, w А ’ Алексеи Ермаков во время отпу совершенная. ска flTnpaBn.lcJI 8 Ленинград и при Таково детство авиаторов. ~ п~ D - ' П1РЛ,п азР 0 П 0 Рт- Кассир сказал, .что внтся стать героем завтра, сейчас Цапковский почти летчпк. все билеты на самолет проданы. То- в. ДРУЖИНИН О В Л А Д Е Т Ь И С К У С С Т В О М П Р О Т И В О В О З Д У ШН О М О Б О Р О Н Ы раинах СССР и, в частности, в За- Что касается нетранспортпого при- полярье. <менения самолетов, то и здесь имеет | В связи с этим начаты работы по МеСТ0 достатотао широкое поле дся- изысканню воздушной линии Ленин- тельности’ авиотопографнческие Яесчотря ш исключительно серь- р ш реалнзоиано за это врсня лишь ппионенше стрелнон 40 « н е т т о - ГРи ~ за ноторы- 1,аССПВ№ " MecrHJ' ы ч « сратесическое значение п гео- 22.000 штук. р0, 2-го разряда -- ----------- Ю О ^ н - 10лжпи быть 1 и а ты Ра5™ * « » Ч » н н о в в противоиожар- •ммгческое положение Мурманска, Отдельные организации и их ру- структоров-общественников по стрел- проектированию. . 1!0М отношении значение, авиона- ’, ™ е ОГпРОМНОИ Раб0ТЬ1 * СрСДИ ководители все еще вносятся пре- новому спорту. Улучшилась матери -1 Основное назначение изыскиваемой блюдение за сплав(« леса и режимом ; ; ; д ® м п н н м у ' н сб р еж и тел ьн 0 к 000Р ° ППЫМ зад ачам ’ альная база стрелкового дела, увели- во зд у ш н о й л и н и и по пнедваейтеть ЛЬД0В’ на зверерыбных про- ом знании по противовоздушной л это подтверждается тем, что из 160 чилпп. к т н ™ ,™ -п.™,, -------------- ‘ предваритель Ш.1РЯОТ TV ТТПЛ1* инструкторов-общественников ПВХО, R пЯ™птоп _______ ___| ляется что при эксплоатация воз- Комсорг угольной базы тпалфлта МЕРЕНОВ готовится к вступлению в ряды Красной армии. Его мачта— военный воздушный флот. Чтобы прнтти в армию подготовленным, он читает литературу по жио-спорту, знакомится с моделями самолетов. .химической обороне, подготовка по инструкторов-об ественников , соревнования. r ' ” ’ .................. | ' ,тм *К(Ш0МПЧески* данным, опреде- ПВХО проходи? все еще неудовлетво-подготовленных окрсоветом Осбави.г- В развитии военно-иорсной работгл !'Ш ™ »“ & » « нал!-' , “ “ е>1 m t T необлоднио иол- хима, использованы на работе на ме- 'не д о с т и гн у т о пока еще серьезных i пьпш момент а и : . \ . ’ года стах лишь 60 процентов. улучшений.' В морском клубе Осоа- 1 Установление административно- *У ШНИИ бол>шУю Роль сыгРа' 1 & non vnviOTnnv(M1 , haK положительное явление мож- впахима работает всего лишь четыре политической, хозяйственной и ктль- ” “ к Р^гло:Уточная Работа* та« ^ак 15.000 трудящихся, что нп в какой но отметить создание 6 групп само- кружка, в* которых занимается 52 ЛП!* — --------- ---------- мере нельзя признать удовлетвори- защити при Жилстрое и подготовку человекз рптельно За истекший период 1936 сдало нормы «Готов к- ПВХО» всего турной связи с столицей Советско 1 Ч) Союза — . Москвой таких пунктоз, тельным. Еще хуже обстоит дело в ^ начальников этих групп из домо- Попрежнему стоят на точке замер- п части обеспечения трудящихся необ- хоз” ек- зания развитие* служебного собак»-; ^ Петрозаврдск и Мурманск, с его разрешенным. Подготовлен отряд «ворошиловских водства, радиолюбительства коротко- незамерзающим портом и установле- она будет снабжена светом и радио­ оборудованием. И только вопрос • аруглогодовой работе остается еще ве ходннынн средствам, индивидуал етрыков, м нне авио'сни7 П о в о д е и 'Г и Т ной зашиты — противогазаин, ното- 1.300 человек и 207 юпьп «воро- ловекях в < ' . Г . "етрозаводсна н Мур. манска с Ленинградом. 1 Инженер по изысканию воздуш­ ных путей — С. П. МАКАРЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz