Полярная правда. 1936, август
ЗЕМЛЯ и НЕБО Методично, как часовой механизм, работает аппарат: Тнк-тнк-тпк-тик... Узкая лента медленно выплывает из аппарата. Тонкие очертания букв скрепляются словами, слова оформ ляются фразами и телеграмма на правляется адресату. Она приносит и бесконечную радость. Опа прино сит и большие печали. А молчали вый свидетель человеческих чувств— Стремим мы полет нашпх птиц. И в каждом пропеллере дышит Спокойствие наших границ...». Самолет летел в кольце 17 радио станций. На трассе самолета дежу рили люди, забывшие счет часам, ут ратившие чувство усталости. Через каждые шестьдесят минут принима лись радиограммы. «Все в порядке. Находимся Оне га». «Все в порядке, находимся на ши- 2 0 '. Фото Г Ратфелыера. человек у телеграфного аппарата, острота воспитания которого, казалось, роте 6 6 ° 0 ', долгота 38° должпа была бы притупиться от ц>-1 Все в порядке! стоянного соприкосновения с пе,ре-! Трое бесстрашпых, замечательное жпваниями тысяч людей, близко, к трио, виртуозно владеющее пскус- самому сердцу, принимает и радости ством отважного преодоления преплт- и печали. ствий, имело все основание на такое , И в этот поздний вечерний час, утверждение. Они знали, что за ик • припяв лаконичную, но совершенна полетом в высоких слоях атмосферы . необычную телеграмму, телеграфист бдительно следят на земле, понял, что в простых, совершенна t Четко и оперативно работали лю будничных словах: о подготовке к приему радиограмм какого-то самоле та с позывными «РТ» кроется боль шое, волнующее содержание. И он не ошибся. Дальнейшие те леграммы подчеркнули важность бес перебойной связи с самолетом. К двум часам ночи все было подготов ди: радист принимает и записывает радиограмму, дежурный по телефону передает ее на телеграф, а когда са- ( ыолет кончал работу, телеграмма ул;е находилась на проводе. Земля и небо в эти дпп были свя заны как никогда. Люди на земле, на родной советской территории об- лено. В четырех пунктах установи- ращалн всю остроту взглядов, всю ли аппараты для приема радиограмм, теплоту чувств ввысь. И, если бы Выделенные люди, заняли свои ме- миллионы сердец можно было бы ста, чтобы быть на страже позывных послать в. воздушный полет вслед за «РТ». I краснокрылой машиной, отважные Четыре телефона специального на- летчики прочли бы в этом чудесном значения установили в раднобюрс . 1 послании, непередаваемые словами, На телефонной станции ввели допол- чувства[ из чувств. Самые благород- нительное дежурство телефонистоа и ные. самые сердечные. техников. I Москва, Харловка, остров Викто- На линии дежурили монтеры. Они рия< зеыля фраица-Иоснфа, Северная Митрофан Цапковский свято, как земля. величайшую драгоценность, хранит | Здесь оборвалась связь M vp .anna “ “ Р ™ Г Ы 0 портретом героя Со с самолетом. i оетскога Союза Валервя Чкалова. В вы х о д н о й день — если будет готова Последив телеграммы получало 1 р т н и _ тртрет { ; .JeT • виоть щ П О Р А О Т К Р Ы Т Ь АЭРОКЛУБ В МУРМАНСКЕ Авиоспорт! Какие ТИБЫ Наша увлекательные Но дело не только в планеDax перспективы открывает этот в ид |У *е теперь нужна специальная Z - сиорта. а а молодежь иремптаг первая площади. В окрестностях ге- завоевать воздух, люоит парашют, В планерных кружках Мурманска молодежь предприятий города овладевает _ _ _ тывает в ней мужество, доблесть, отвагу. НА СНИМКАХ: (Слева направо) - планеристы Леонтьев, Моими и Пиликин. основами аяио-спорта, воспи- В а л е р и й Ч к а л о в и Митрофан Цапковский несли ответственную вахту и ни сон, ни усталость — ничто не могло сло мить их в это время. А в часы, когда в Мурманске к встрече, хотя бы и очень отдаленной пространством с самолетом, на под московном аэродроме, близ Щелкова шли последние приготовления. Огром ная стальная птица с гигантским 21 июля в 4 час. 15 минут. «Все в порядке. Обходим циклон. Беляков». И самолет пошел к мысу Челюски- размахом красных крыльев замерла на. на бетонной дорожке. i Короткая свод^ подвела итоговую Сигнальные ракеты взорвались яр- черту под непрерывной двадцатпче- кимп вспышками и самолет пошел в тырехчасовой работой людей: воздух , в заоблачную высь, в голу - «Радист т. Николаев, несмотря на р * _ тт тяжелые атмосферные у с л о в и я и бес- бые дали. 11 люди — водители воз- * 1 * , прерывное дежурство, сумел органи- душного корабля уже заняли свои прием радиограмм с самолета, места. - Ииженер т. Копылов для ориентнров- Так начался полег. Бесстрашные ки полета обеспечил работу закон* летчики, люди со стальной выдерж- сервированной радиостанции. Стар кой. храбрые, счастливо сочетающие шпй техник т. Павлов отвечал за мужество и отвагу с большим за а- проволочную связь с Ленинградом нием я опытом, повели м аш ину по Инженер т. Крпсталннский и диреп- воздушной трассе. Вперед и только торг телеграфа т. Соколов личным вперед, по маршруту, гениально вы- примером обеспечили четкую работу черченному на просторах великой на своих участках», страны, по большим высотам, по g e случайно мы вспомнили этих снежным равнинам и безбрежным людей сегодня — в день авиации, морским территориям самым мудрым 0 ЦЦ помогли беспримерному в исто- человеком нашей эпохи — Стали ным. Рано утром Мурманск «поймал* самолет. «АНТ-25» шел на север. Навстречу желанному гостю, чтобы дать ему правильную ориентировку, — радость для которых пле- ‘ ----------- выравнять ма- радио попесло на воздушных волнах ' ' пяптпст , Vu М 0 '10Д0М' человекУ совершенно чужд, шину на высоте. Много раз он делал " ' --------------- данность стране и партии — луч- Во время учебы в семилетке Цап-. это в мечтах — теперь быстро сде- ковский, как многие, по ночам маете- лал на яву и, пролетев некоторое рас- рнл на кухне самолеты. Маленькие стояние, приземлился повеем пиа рил человечества перелету на одном из самых ответственных его участ ков. Это люди советского воспитания, которых жизнь — ликование, самом видном месте комнаты. Приятель Митрофанова — Алексей Ермаков стремится запомнить все существующие в мире типы самоле тов и марки моторов и вписывает в особую тетрадку рекорды советских парашютистов, планеристов и пило тов. Митрофан иногда подтрунивает над старательным, добродушным пар нем: — Что, — вавнеть берет? — Не треплись. — А ты не обижайся. Я, ешь, тоже завидую. Пока >• что никаких подвигов в воздухе за Митрофаном Дапковским не числится. Примем во нпмание, что ему только нынче, в августе ис полнилось 18 лет. Учится он то карному делу #*фабзауче торгового порта. Перед вами обыкновенный со ветский юноша, который парень разыскал начальника порта и откровенно об’яснил, что он планер, самолеты iB зимнее время в Мурманске гру ппа молодежи успешно окончила планерные курсы, несмотря на боль шие трудности, которые пришлось преодолеть. За три и более километ- рив приходилось таскать на плечах планер, чтобы научиться нм управ лять. В таких условиях сделано юлько в Мурманске более шестисот полетов. ' мерным спортом горячо жела ют овладеть новые сотни людей. А в Мурманске всего лишь пять- шесть планеров. Считанные предпри ятия имеют свои планеры (Судо ремонтный завод, торговый порт. Бон дарный завод, Судоверфь, ОГЭС). Кольский полуостров представляет адлыпой интерес для планеристов. I ельеф местности особо балгоприятен. Многочисленные склоны гор, хорошие места для посадочных площадок — таким условиям могут позавидовать планеристы люоого города. Ленин градский аэроклуб уделяет большое внимание Кольскому полуострову. Сюда будет прислана специальная эк спедиция для изучения естественных возможностей для массового развития планерного спорта. В нашем округе должна быть организована областная школа планеристов. Областные сорев нования будут проводиться на тер ритории полуострова. Планерному спорту надо обугчить всех желающих. Есть полная воз- Он уже чувствует себя членом вели- гда кой могучей воздушной семьи. Еще * бы. он занимается в портовом i _ ‘ „ иожность приобрести планер’ “для планерном кружке п исполняет долж-| ‘ 1 И3 • Р“ НС“ ’ уЧИТСЯ В каждой первичной организаций Осо ность механика планера УС-4. (Планерном кружке. Нельзя ли отпра- авнахима. На это та бТ тся не так УС означает учебный-стандартный. вить в Москву. уж много средств. Начальник удивился: j - Но юноша так горд, как будто ему до верили целую эскадрилью настоящих аэропланов. Его обязанность — сма зывать механические части планера рода таких естественных площадок не мало. Окрисполком обязан помочь планеристам благоустроить площадку ,с тем,, чтооы они могли парить и над гродом. Планер над городом — лучший агитатор за массовое овладе ние этим видом спорта. Молодежь Мурманска хочет ле тать на самолетах. Город должен иметь своих летчиков. Лх надо гото вить. Авиационные кадры могут быть подготовлены и без отрыва от производства. у 'Вся эта большая работа по внед рению авиационного спорта должна быть сосредоточена в одних руках. Назрела необходимость создать в бли жайшее время в Мурманске аэроклуб. На предприятиях уже начали по ступать от трудящихся добровольные взносы на гражданское авностроение в Мурманске. Портовики, судоремонт ники, моряки тралфлота вносят сред ства на создание аэроклуба. На эти средства будут приобретены самоле ты гражданского типа, будет пост роен ангар, оборудована планерная площадка и т. д. Трудящиеся хорошо понимают зна чение развития авиационного спор та. Дело сейчас за организационным оформлением аэроклуба. Надо ска зать, что президиум Окрисполкома, который должен оформить юридиче ское членство и открытие аэроклуба, яе уделяет достаточного внимания ето- му делу. Призыв товарища Вороши лова каждому промышлетому Центру — аэроклуб, должен быть подхвачен всеми организациями Мур манска. Н. РАБИНОВИЧ. ве: огые“ вш™ « ' дальний рейс. — Очень срочные дела в Моск' — Нет. Просто охота совершить лоскут перкаля. В начале занятии 18-летний механик докладывает ин структору: — Планер готов к полету. Впрочем, пржеде чем летать, надо пройти два первоначальных упраж нения. Сначала планер ставится на — Сам из каких мест? — Нз Куйбышевского края. Чу ваш. — Земляк, значит. Ну ладно — лети. Но сегодня места заняты. На завтра я тебе, так и быть, билет за- зна- / камень, кружковец - учлет занимает j бР°нирую. I пилотское место и, действуя элеро- 1 11а утро задолго до отлета Ермаков нами, учится держать равновесие 1был на ^ Р 0^ * 5- Начальник пока- Затем юноша, ветшающий в воздух, зывал ему тР « * * т н ы й пассажир- усваивает — как управлять плане- скпи самолет- подготовляемый к ром, который скользит по земле. Эта i стаРтУ* Ермаков расспрашивал о работа называется пробежкой. ' М 0 Т 0 Р€> 0 плоскостях, о каждом вин- 11 вот, во время пробежки Цапков скин нечаянно взлетел. Он случайно мечтает, дернул ручку на себя. 'Планер отор- подобно миллионам сверстников, под- вался от земли. Учлет раньше време- няться в высь. П как начинающий ни, погалающегося по программе, планерист, он, можно сказать, уже очутился в воздухе. отрывается от земли. Мать иногда беспокоится. — Сумашедшпй. Разобьешься. Он растерялся? Нет — нисколько. Он так много читал по планеризму, так основа- Сьгн только посмеивается в ответ, тельно расспрашивал инструктора, что Страх перед высотой сегодняшнему знал каким образом т - марш. Это был марш летчиков — са мых мужественных сынов страны «Все выше п выше п выше стране п партии шне пз лучших человеческих i честв. * Б. МОЙЖЕС. Фото Г Ратфельдера. т р - все р аппараты, собранные из лучинок п вилам летного дела, ничего не пов- бумаги, нередко напоминали по фор- редив. ме те — большие, славой которых Инструктор чувствовал себя обя- бы.т полон мир. Самодельные бнпла- занным наложить взыскание за са ны и монопланы, /разведчики и тя- мовольпый взлет. Но очень уж ;хо- желые бомбардировщики стартовали рошо сел этот самодеятельный авиа- на детских ладонях. Игрушечный тор. И глядя на пылающего от воздушный флот мчался вдоль ули- счастья юношу, инструктор едва ны. н внезапно переменив курс, об- сдерживая улыбку, сказал: Г-ушнвался в какое - нпбудь, не под- — Чтобы этого больше не было, готовленное для воздушной тревоги Авиатор ответил, как мальчик: окно- " — Больше не буду. Окно, впречем, часто оставалось Дисциплина в авиации _ не целым. Но вот, пропеллер всегда ло-шутка. | мллея. Мальчуган созывал принте*-Приятели - планеристы долго го - 1 Ра_спаГшеРУ - стрелку. Мы посвятили лей, поднимал разбитую машину и ворилп о полете Цапковского. Но по- важно произносил: том их внимание отвлекла сенсация — Обследуем причину аварии, более крупного масштаба. Из отпуска « ..н о е самолет был не тан отрегу- вернулся кружковец Алексей Ерма- лиряван. Лешка, — держи крепче... гпп п „ к<)в — слесарь механических мастер Приятели копались весь вечер. 1 потрошили модель, чинили, запуска- тике, какой попадался ему на гла за. Вскоре пошел дождь, начальник ушел, но любопытный пассалшр остался наблюдать, как накачивают шины. Он хотел знать, как можно больше. Человек, однажды поднявшийся на крыльях, никогда не забудет очаро вания полета. Ермаков летал из Ле нинграда в Москву, слышал грохот винта, видел землю, которая качалась под ногами— землю, разграфленную черными линиями железных дорог, размеченную голубыми извилинами рек, сохолгую на очень подробную школьную карту. Теперь, вернув шись домой, слесарь еще сильнее мечтает о том, чтобы стать пилотом, самому повести машину за облака. Планеризм — это первый шаг в авиацию. |Мы рассказали здесь о двух советских юношах, которые вслед за первым шагом с радостью сделают второй, пойдут в летные школы, станут водителями гордых стальных машин. Мы рассказали о людях, которым грохот пропеллера так же мил, как пловцу — плеск прохладной волны, как треск затво- ГОРОДУ НУЖЕН ПЛАНЕРОДРОМ У различных организаций Мур манска ОГЭС, Судоремонтного за вода, железной дороги, Осоавиахима И ?РУГИХ имеются планеры, но почти все они из-за отсутствия ин структоров и сносного планеродро ма используются совершенно недо статочно. Взять хотя бы для примера торго вый порт. Как работает здесь пла нерный кружок? Заниматься трудно: площадка мала, изрыта канавами н усыпана камнями, добираться до нее далеко. Собираться на занятия удава лось лишь два: раза в шестидневку. И все же, 12 учлетов не бппгили Сейчас вопрос об инструкторах становится менее острым. Ленинград прислал 5 человек, и на-днях ожи даются еще два. 2 0 августа присту пит к занятиям второй* кружок. Но вопрос о планеродроме все еще не разрешен. Весной этого года были начаты работы по устройству планер ной станции около Больничного го РОДка, но были заброшены. Кто-то за- < еял площадку овсоц и репой, кто- то растаскал привезенные для пост ройки ангара, бревна и доски. Осоавнахим долями крепко взять ся за это дело. Нужно оборудовать под планерную станцию площадку у ►ч ’fT ——--- - росили ния, н звание плГем ста » 8 рм>ерм ’ п03?<“ “ - Z"ZnZma S u s s r s s * и планеристов второй ступени. ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ . ЛЕНИНГРАД—МУРМАНСК 2 ) Установление выхода экспеди- Партия и правительство уделяют огромное внимание развитию граж- Ппй о " ------- данской авиации, как наиболее сов- Арктику и основной базы ременному ц совершенному изыскательской транспортной связи. виду ----------------- - и исследовательской работе на территориях Карелии и Гражданская авиация сейчас об- Кольского полуострова. В чисто ком- ладает такими положительными свой- мерческом отношении воздушная ли с Т п™ “ Z ' h S m 6 ^ е” : ш я - — - порта. своем протяжении регулярными перевозка ми пассажиров, почты и наиболее авиотранспортабельных грузов. На базе роста и развития; социа листического хозяйства в нашей стра не непрерывно возникающие хозяй- этнм не исчерпываются воз- ственно - политические и культур- можности использования изыскивав- нет' мпе1” т ™ МЬШе “ Со-теше ста- аоВ “ ДУШНОЙ липпп. В зависши- вят перед транспортом треоовання— лТтг возможно быстрее перебрасывать пас- . - хозяиственно-экономичесвих сажиров, почту и грузы. Удовлетво- ' словни’ мест н их требований, рять эти требования в значительной ст^пенп оборудования при строитель- Г —- - - - - - - - - - - - - - - г J V . j/ v . t i * » , * 1 1 1 * л и ъ о л ш . щ l i n n Г » I ...,,, эти строки юношам, которые отра- ’ . >,егпают огромные географиче- стве гидро-и сухопутных аэропортов, Щивают себе крылья и вырастают СКПе пРостРаиства и расстояния, от- в зависимости от характера ошани- в ° Р Л0В- ! 7 Г ° СГТВЬ и„ несоответствие транспорт- зации материальной части этих hod - Ф а ^ Т а Г в — ' ^ н " ^ : , ^ е и и а ” . етссого ; ; о - « о ^ кова протягивается тонкая нить род- Преодолеть эти затруднения как * следствии местные авио - сообще ства к Валерию Чкалову, недавно Раа и призвана наша прославленная Ш,Я тРанспоРтного и нетранспортного •т гппп тт тлоглшт mmm настоящем самолете пз Ленинграда в ( проделавшему славный сталинский гражданская авнацпя, быстрый пост значения- Только цц участке воздуш- . v ’ ’ irfW Москву. Ребята без конца заставляли ' реЙС’ к Снгнзмунду Леваневскому, которой, особенно ее рост качествен- 11011 ЛИПН11 в пРеДелах Кольского по- пушеннйро ужина - вшеннлн, от- m повирать ^ ;ю и и о рш " “ »• — - р а Г р у “ , ™ » - н о в транснортно. ЛИ учебу в великой школе мужества. Пменно П0ЭТ0МУ и правитель- отпоптенпп развитие местного авио- Но в нашей замечательной стране поставили задачу скорейшего сооощения могл<> бы быть успешно тот, кто сегодня не герой — гото- развития гражданской авиосвязи пз °PraHD30Bano по направлениям, па- наиболее важных и отдаленных ок- меченным ^ Р 05 пятилеткой. ских порта. Он совершил полет на чего произошла авария. На другой „ v воздушного путешествия, день закладывалась новая модель, w А ’ Алексеи Ермаков во время отпу совершенная. ска flTnpaBn.lcJI 8 Ленинград и при Таково детство авиаторов. ~ п~ D - ' П1РЛ,п азР 0 П 0 Рт- Кассир сказал, .что внтся стать героем завтра, сейчас Цапковский почти летчпк. все билеты на самолет проданы. То- в. ДРУЖИНИН О В Л А Д Е Т Ь И С К У С С Т В О М П Р О Т И В О В О З Д У ШН О М О Б О Р О Н Ы раинах СССР и, в частности, в За- Что касается нетранспортпого при- полярье. <менения самолетов, то и здесь имеет | В связи с этим начаты работы по МеСТ0 достатотао широкое поле дся- изысканню воздушной линии Ленин- тельности’ авиотопографнческие Яесчотря ш исключительно серь- р ш реалнзоиано за это врсня лишь ппионенше стрелнон 40 « н е т т о - ГРи ~ за ноторы- 1,аССПВ№ " MecrHJ' ы ч « сратесическое значение п гео- 22.000 штук. р0, 2-го разряда -- ----------- Ю О ^ н - 10лжпи быть 1 и а ты Ра5™ * « » Ч » н н о в в противоиожар- •ммгческое положение Мурманска, Отдельные организации и их ру- структоров-общественников по стрел- проектированию. . 1!0М отношении значение, авиона- ’, ™ е ОГпРОМНОИ Раб0ТЬ1 * СрСДИ ководители все еще вносятся пре- новому спорту. Улучшилась матери -1 Основное назначение изыскиваемой блюдение за сплав(« леса и режимом ; ; ; д ® м п н н м у ' н сб р еж и тел ьн 0 к 000Р ° ППЫМ зад ачам ’ альная база стрелкового дела, увели- во зд у ш н о й л и н и и по пнедваейтеть ЛЬД0В’ на зверерыбных про- ом знании по противовоздушной л это подтверждается тем, что из 160 чилпп. к т н ™ ,™ -п.™,, -------------- ‘ предваритель Ш.1РЯОТ TV ТТПЛ1* инструкторов-общественников ПВХО, R пЯ™птоп _______ ___| ляется что при эксплоатация воз- Комсорг угольной базы тпалфлта МЕРЕНОВ готовится к вступлению в ряды Красной армии. Его мачта— военный воздушный флот. Чтобы прнтти в армию подготовленным, он читает литературу по жио-спорту, знакомится с моделями самолетов. .химической обороне, подготовка по инструкторов-об ественников , соревнования. r ' ” ’ .................. | ' ,тм *К(Ш0МПЧески* данным, опреде- ПВХО проходи? все еще неудовлетво-подготовленных окрсоветом Осбави.г- В развитии военно-иорсной работгл !'Ш ™ »“ & » « нал!-' , “ “ е>1 m t T необлоднио иол- хима, использованы на работе на ме- 'не д о с т и гн у т о пока еще серьезных i пьпш момент а и : . \ . ’ года стах лишь 60 процентов. улучшений.' В морском клубе Осоа- 1 Установление административно- *У ШНИИ бол>шУю Роль сыгРа' 1 & non vnviOTnnv(M1 , haK положительное явление мож- впахима работает всего лишь четыре политической, хозяйственной и ктль- ” “ к Р^гло:Уточная Работа* та« ^ак 15.000 трудящихся, что нп в какой но отметить создание 6 групп само- кружка, в* которых занимается 52 ЛП!* — --------- ---------- мере нельзя признать удовлетвори- защити при Жилстрое и подготовку человекз рптельно За истекший период 1936 сдало нормы «Готов к- ПВХО» всего турной связи с столицей Советско 1 Ч) Союза — . Москвой таких пунктоз, тельным. Еще хуже обстоит дело в ^ начальников этих групп из домо- Попрежнему стоят на точке замер- п части обеспечения трудящихся необ- хоз” ек- зания развитие* служебного собак»-; ^ Петрозаврдск и Мурманск, с его разрешенным. Подготовлен отряд «ворошиловских водства, радиолюбительства коротко- незамерзающим портом и установле- она будет снабжена светом и радио оборудованием. И только вопрос • аруглогодовой работе остается еще ве ходннынн средствам, индивидуал етрыков, м нне авио'сни7 П о в о д е и 'Г и Т ной зашиты — противогазаин, ното- 1.300 человек и 207 юпьп «воро- ловекях в < ' . Г . "етрозаводсна н Мур. манска с Ленинградом. 1 Инженер по изысканию воздуш ных путей — С. П. МАКАРЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz