Полярная правда. 1936, август

Опыт П О Р Я К Ф В Фото Г. Допец. И ску с с тво тралирования Р а с с к а з т р а л м е й ст е р а Р Т 7 5 „ С а р а т о в “ Н . С Т У Д Е Н Е Ц К О Г О , н а г р а ж д е н н о г о о р д е н о м „З н а к п о ч ет а “ В море. Спуск трала. С т а р м е х Р Т - 5 4 А . М . Н А Д Е Л Ь , н а г р а ж д е н о р д е н о м щ3 н а к п о ч ет а • Покорение дизеля Мне давно хотелось стать моряком. Меня привлекало Баренцово море. В 1930 году я осуществил свою завет­ ную мечту — поступил матросом на промысловый траулер. Плавая па траулере, я видел, как работают тралмейстеры — мастера высоких уловов. И мне захотелось стать таким же, как они. Я стал учиться, присматриваясь к работе опытных мастеров тралирования. Ис­ кусство тралирования я постиг бла­ годаря помощи таких опытных моря­ ков, как Валявнин, Кротов, Фадеев, Амосов, Михов. Много помогли моему росту пар­ тийные и профсоюзные организации тралового флота. Они заботливо вос­ питали меня, бывшего беспризорни­ ка. Изучая мастерство тралирования, я сделал вывод, что важнейшим ус­ ловием высоких уловов является тщательный уход за тралом. Успех «работы с тралом во многом решается здесь, на берегу. Нотсму-то еще задолго до тралирования, еще во время нахождения судна в порту, я За пять лет работы на траулере судно молодого парня, убедительно 54 «Судак» я неплохо освоился просившегося на работу хотя бы в со своим двигателем. За эти пять лет качестве ученика. Пять месяцев не было ни одной большой или ма- плавал он у нас учеником. За это ленькой аварии, н это лучшая ха- время я внимательно присмотрелся к рактернстика моей работы. нему и решил, наконец, перевести. „ * . . . и г» 1 начинаю подготовку к тралпрованпю Заботливое, хозяйское отношение к ег0 в мотористы. II теперь Огарков j • машине приносит свои прекрасные (такова фамилия ученика) — один плоды. Последние два года нага тра- из ЛУ<ППИХ наших мотористов, улер плавал без капитального и да- Техническая учеба на нашем ко­ же планово-предупредительного ре- рабле поставлена неплохо. Теоретн- монта. Наш двигатель и сейчас ра-,ческие знания, которые дает команде ботает нисколько не хуже, чем на второй механик Богданов, я закреп­ ляю проверкой на практике. Мы поставили задачу— каждый мо­ торист и механик должен освоить слесарное дело, чтобы суметь отре- остальных траулерах. Детальное изучение машины по­ зволило нам сделать ряд очень су­ щественных улучшений конструкции отдельных деталей. Я. например, переконструировал немецкие масля­ ные отражатели. Немецкая конструкция была очень несовершенна. Она давала много кок­ са, загрязняя картер и тем самым разрабатывая цилиндр. Механики и мотористы затрачивали немало тд^да на чистку картера. Моя конструкция масляного отра­ жателя уничтожила эти недостатки, во многом улучшила эксплоатацию двигателя и облегчила труд мотори­ стов. Сразу же после удачного опыта па нашем траулере такая переделка произведена и на нескольййх других судах. А теперь почта все суда фло­ та снабжены масляными отражателя­ ми с моей поправкой. Подбор и воспитание кадров — одна из серьезнейших обязанностей старшего механика. На нашем траулере сейчас работа­ ют несколько мотористов, которые пришли на траулер, не имея ни ма­ лейшего представления о дизеле. Тюлюбаев, например, рапыие пла­ вал на паровых судах кочегаром. Ви чем она заключается? Я тщательно проверяю все частп стых грунтах я надеваю па крылья несложным путем. Перед под’емом трала бооенцьг. А когда работаю на каждого трала я тщательно смазываю хороших песчаных грунтах, бобенцы ролики. И вот результат: ролики на вовсе снимаю. нашем корабле уже в течение двух Лучший показатель овладения ис- лет не требуют ремонта кусством тралирования — зто отсут- Благодаря всем этнм УСЛОвпям< на ствие завертев трала. У исня всегда „ш е я значительна сокга- бшо очень «ало- завертев а в вы- шева м ата „ „ ,и 1 вешнем толу вовсе пх пе С н и ноДеу трала (38 минут), па пе- Почему происходят завертыг Я реход с трала на трал (16— 20 мп- считаю, что они вызываются халат- нут). А раз это так — мы имеем ностыо тралмейстеров при травлении максимум времени на пропзводитель- ваеров, неправильной конструкцией цое тралированне досок трала н прочини причинами. 0днажды мпе т шлось испытать Некоторые тралмейстеры считают, генеральную проверку своих знаний что если трал спущен, то тралмей- по тралироваиию. Было это па про­ стер} можно и руки сложить. Это не- гторах Баренцова моря, на Гусиной верно! Надо пристально наблюдать за банке, где держались обильные ко- туго натянутыми ваерами. Я так и СЯки рыбы. В трал попало 160 пент- делаю. И как только ваера начина- перов рыбы. Передо мной нетала ют вздрагивать, дергаться, мы под- трудная задача: сохранить улов, пе нимаем трал на борт. Порывистое разорвав трала, быстро принять на вздрагивание ваеров вернын сиг- палубу обильный поток рыбы. Мы не пал о каменистом трудном грунте. растерялись. Я сразу же чашнуровал Я считаю, что тралмейстеру ни в зев трала и начал дележку улова, коем случае нельзя ограничиваться Четырнадцать раз делал дележку, только работой с тралом. Тралмейстер Рыба была взята на палубу. Трал еще должен стать подлинным хозяи- сохРанеп- Экзамен выдержан. Я вовсе этим не хочу сказать, что ном подсобных механизмов. Вот, например, лебедка. Ответ- мие - же печемУ учиться, что я по- ственность за работу лебедки обычно стиг все' ^ (хг’ я >ПОРНО продол- трала, просматриваю и исправляю возлагается па третьего механика жать учебу' овладевать все новыми и отметки (марки) на ваерах. Отдель-1 СУДНа. н 0 я считаю, что это вовсе не иовьпш высотамн стахановской про- ные части трала раскладываю в оп-»СШ14ает ответствепностп с тралмей- изводительности труда. I стера. Потому-то я всегда осматри ределенные места, чтобы во время j спуска трала не было лишней суеты, ■ В настоящее время отечественный ваю лебедку, аккуратно смалываю тРал с0 всемн усовершенствованиями, 1 ' V, - -.ь* . -• :Х *• .. ■ ' » V . " • . ^ .... * В порту. Вьгрузка стахан овского улова, фото Г. Ратфельдера. К а п и т а н т р а у л е р а щВ о р о ш и л о в “ Я . А . Б О Г Д А Н О В , н а г р а ж д е н о р д е н о м щ3 н а к п о ч ет а * Сорок лет на капитанском мостике лучшим карным станком. Путем овладения ре­ монтным делом мы сумеем освобо­ дить механические мастерские от мелких ремонтов. Как известно, дизельные траулеры в зимнее время промышляют только недалеко от берегов. По существу, промысел дизельных судов носит се­ зонный характер. Поэтому весеннее и летнее время нами должно быть использовано наиболее производи­ тельно. В среднем, дизельный траулер в течение месяца совершает полтора рейса. Этого недостаточно. Опыт ра­ боты траулера «Судак» доказал, что в летнее время можно с успехом со­ вершать два промысловых рейса в месяц и привозить при этом полный груз рыбы. В мае и июне мы сделали по два рейса, выловив за это время большое количество рыбы. Но два рейса мо­ жно совершать только при условии внесенными коллективом тралфлота, остается самым из всех двенадцати систем тралов, применявшихся у нас. Но кто сказал, что мы не можем разработать еще лучший трал, кто сказал, что в кон- Сорок лет назад я впервые стал водителем судна. Мне, в то время восемнадцатилетнему юноше, уда­ лось стать капитаном парусника. Это было непромысловое судно. Царская Россия, располагавшая ко спешки, беготни. ’ .ее, периодически прогреваю ее (осо- Теперь уже стало законом закреп- ] fcmI0 3ns,oB) „ вгегда монтировать ту или иную деталь. n o -:» u »e матросов за определенными ме- „ в беа, ере5оВно0 рабо1С от_ ломавшуюся на промысле. Но этого стами во время спуска и под’ ема j ; етстаеше8п1ег0 „ехашзма — небе»- мал0- трала. Это прекрасное правило я , кц Мы считаем, что каждый моторист | применил и на переходах с трала на . * „ должен еще уметь пользоваться то- _ - I взять ролики, через которые трал, чем и достиг минимальном за- проходят ваера трала. Ведь это целое струировании орудия лова мы уже траты времени на смену трала* j хозяйство! На ролики падает боль- использовали все возможности! В трале, с которым мне приходит - 1 тая нагрузка, в особенности при Я знаю, дальнейшая работа над тралового флота на Мурмане, я ся работать, я постарался сконцентри- больших под’ емах рыбы. И если это выполнением сталинского лозунга об вместе с другими северными капита- ровать все дополнения, сделанные к хозяйство будет в расстройстве, то освоении техники, о выращивании наии в эту большую и _ „ ; ' , „ „ нужную для страны Ьаботу орудию лова другими тралмейстера- ( вам никогда не удастся быстро спу- люден принесет нам новые победы.. „ _ ^ _ моряков лоссальным морским бассейном на севере, богатом рыбой, сама почти не занималась промыслом. Рыбу, вылов­ ленную в русских водах, в то время покупали у норвежцев. За этой ры­ бой я и плавал в Норвегию на па­ руснике прасола. Когда тов. Ленин, большевистская партия поставили вопрос о создании ми. Я применил и патентованный ' стить и поднять трал. Ни одни ро- И нынешний трал в свое время бу- * В первой сталинской пятилетке жу, работник он неплохой. Взял его четкой, бесперебойной работы двига- к себе и не ошибся. Тюлюбаев стал теля. А это условие целиком зави- опытиым, прекрасным дизелистом. I сит от нас, механиков, мотористов, Как-то во время междурейсовой. от нашего внимательного любовного стоянки наши моряки привели на 1 отношения к машине. К а п ит а н Р Т - 1 0 Н . Е . С К О Р Н Я К О В , н а г р а ж д е н о р д е н о м Т р у д о в о г о К р а с н о г о з н а м е н и .. | - - , на Мурмане один за другим стали узел, и гак. Кроме того, ввел новую >лик не должен заедать. дет сменен еще более совершенным появляться новенькие траулеры сушилку, ускоряющую под'ем трала, j Почти во всех дефектных ведома- нашим же отечественным орудием имеющие просторные помещения для По примеру других опытных трал-|стях фигурируют ролики. На многих лова. Все мы, тралмейстеры, мечтаем команды, хорошие машины, радио. мейстеров во время тихой погоды мы j траулерах ролики бесконечно ргмон- о создании высокомеханизированного. Вырос на Мурмане траловый флот, не поднимаем бобенцев на борт. ; тируются. У нас этого нет. трала, отвечающего требованиям ста- выросли и воспитались при помощи При промысле на трудных каменн- Сохранность роликов достигается хановцев - моряков. ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПРОМЫСЛА Фото Г. Донец. ■) Стахановские рейсы Первый же стахановский рейс, со-К«Двина» мы применили патентовап- вершенный траулером «Лебедка» в ный узел. Теперь тралмейстеру уже январе нынешнего года, ознаменовал-' нет надобности забираться под мешок ся изменением методов нашей рабо­ ты. Начали мы с небольших приспо­ соблений, ускоряющих спуск и под'ем трала. Ничего удивительного нет в том, что стахановская рационализация промысловых работ началась у нас с упрощения узлов. Ведь с незапамят­ ных времен на всех кораблях выра­ ботайся строгий порядок расстановки людей, а вот морские узлы попреж- нему остались замысловатыми. Это надежные узлы, но быстро вязать пх могут только виртуозы. Много этих замысловатых узлов перешло и в промысловую снасть тралового фл*- та. Вот, например, несложная опера­ ция — развязать мешок трала, туго набитый рыбой. С давних пор это де­ лалось кустарно. Тралмейстер заби­ рался иод мешок, поднятый на гру­ зовой стреле, и торопливо развязывал узел. Струи воды окатывали трал­ мейстера. Несложная, но трудная операция длилась несколько минут. По опыту траулеров «Киров» и трала. Достаточно скинуть «собачку» патентованного узла и рыбный по­ ток хлынет на палубу корабля. Па­ тентованный узел сберегает нам 5 минут на под'еме каждого трала. На креплении квартропов у кле- човок нами применен узел системы тралмейстера Лыкова. Этим тоже до­ стигнута экономия времени. Наш тралмейстер тов. Чухчин на­ шел способ быстрого и надежного со­ единения траловых досок с кабелем. Вместо чекеля он применил простой гак с гужикамн. Мы решили изменить и сам про­ цесс под’ ема трала. Всегда трал на На подходе к рыбному порту. дном. Прп работе в районах с засо­ ренным дном надо применять бес- красно, не допуская завертов трала. Интересное нововведение провел крытый трал. Он рвется меньше. В салогрей А. Сорокин. Благодаря его особенно трудных районах бывает нововведению увеличился выход ме- рвань любого трала. В этом случае дицинского жира. По плану преду- высокпи улов, стахановский уровень промыслового режима можно сохра­ нить только при умении быстро чи­ нить трал. Почти все матросы «Лебедки» у'ме- ’ смотрено получение одной тонны жи­ ра от 19 тонн рыбы, а Сорокин дает по одной тонне жира от 12 тонн ры­ бы. Салогрей Сорокин по нескольку ют чпнить трал, но эта операция раз перетапливает одну и ту же во- проходнла медленно. Один наш моряк юксу — в этом и заключается его , сделал простое предложение: ! нововведение, борт поднимается вместе со всем ос- — Перед чинкой трала мы много • Сэкономленные секунды н минуты нащенпем. Внимательно изучив эту времени тратим на поиски иголок и сложились в высокие показатели на наматывание прядена. С вахты на промыслового режима. Небезпнтерес- вахту надо передавать иголку с пря- но сравнить показатели обычных рей- деном. i сов и стахановских рейсов. Это, на первый взгляд, мелочное j Вот показатели декабрьского, пред- операцию, мы пришли к выводу, что под'ем на борт центральных бобен­ цев трала вовсе не обязателен. В спокойную, не штормовую погоду они тоже экономится время. В Барврювом море есть такие рай­ оны, где дно покрыто камнями и ко­ раллами. Такое дно губительно для тралов. Но если рыба концентрнрует- +) Из книги о стахановцах Варен- ^ в этих районах, то не будешь же цвва моря, подготавливаемой к печа- ради избежания рвани трала уходить ти редакцией «Полярная правда». ' в безрыбные районы, но с песчаным морт оставаться и за бортом. Этим- предложение впоследствии сыграло стахановского рейса: в море находп- болыпую роль. Теперь в Стаханов- лись 25 суток. За это время сделали ских рейсах мы почти не имеем сры- 78 тралений. На работу с тралом вов промысла из-за чинки трала. ! затратили только 33,4 проц. промыс- Моряки машинной команды тоже лового времени. Почему мы / мало; отлично поняли задачи и назначение ,тралировалн? Почему только треть стахановских промысловых рейсов.промыслового времени была занята Они обеспечили четкую бесперебой- активной работой в море? Разгадку ную работу механизмов. Палубные можно найти в следующих цифрах: минуты, в сутки на чистое тралиро- вание затрачивалось только 7,8 ча­ са, за один только рейс на ремонт механизмов было потеряно 35 часов, а иа починку трала — 40 часов., Как видно из втих цифр, львиная до­ ля дорогого промыслового времени тратилась непроизводительно. Совсем иная картина в стаханов­ ских рейсах. Приведу показатели первого ста­ хановского рейса. За 20-суточный рейс, с 12 января по 1 февраля, сделано 99 тралений, на работу с тралои затрачено 49,3 проц. промыслового времени. Спуск и под’ем трала производились всего за 45,8 минуты. В сутки мы трали- ровали по 12,1 часа. За рейс выло­ вили 2.271 центнер рыбы кместо 837,6 центнера по плану. Последующие стахановские рейсы принесли новое улучшение промысло­ вого режима. В третьем стахановском рейсе он выражался в следующих цифрах: А. гИ. Микояна и люди, работающие на траулерах. Выполняя гениальный сталинский лозунг об освоении тех­ ники, мы раскрыли резервы наших кораблей, подняли технику тралиро­ вания н, благодаря этому, достигли невиданных рекордных уловов. Вот поэтому п стало возможным движе­ ние сорокатысячнпков, показываю­ щее, какие чудеса можно делать, по- настоящему овладев техникой актив­ ного морского лова рыбы. Каким путем мы этого достигли? Секрет успехов очень прост. Он слагается из следующих элементов: тщательный уход за тралом, умение держаться на рыбных косяках, я? допускать завертов трала. Наш корабль не имеет проловов потому, что мы во время облова ко­ сяка работаем по четкому плану. На карту облавливаемого района мы наносим мзршрут промысловых дви­ жений траулера. Поэтому-то никогда и не сбиваемся с рыбы! Нам удаетсячдостигнуть нужного ас­ сортимента рыбы путем постоянного наблюдения за глубинами. Мы уже по опыту знаем, нз каких глубинах держится крупная рыба. За все первое полугодие у нас было лишь около 8 завертов трала. Завертов мы избегаем потому, чт* аккуратно спускаем трал. Сразу хе стараемся дать распор тралу путем увеличения хода судна. Мы работаем тралом без крыльев. Он ведь гораздо легче. Мысль о бес­ крылом трале у меня возникла еще в 1925 году. Случилось это так: промысловый рейс подходил к концу, но у меня случилась беда — отор­ вались крылья у трала. И вот тогда я попробовал ловить рыбу тралом, лишенным крыльев. Опыт увенчался удачей, — мне удалось набрать полный груз. По­ этому, как только в траловом флоте появился хорошо сконструированный трал без крыльев, я с большой охо­ той применил его. В заключение хочу сказать, что немалую роль в успешном промысле траулера Л» 62 играет безотказная работа всех механизмов судна. Эти* мы обязаны прекрасному стармехт Федотьеву, который в совершенстве овладел техникой механизмов ко­ рабля. > -------------- спуск и под’ ем трала 29,2 минуты, Корабли траловой флотилии, команды также стали работать пре- спуск и под’ем трала занимал 63,4 120 тралений за рейс, затрата на тралйрованне в сутки 12,5 часа, ис­ пользование на активную работу с тралом 51,9 проц. промыслового вре­ мени. Улов — 3.841,6 цента, рыбы. В четвертом стахановском рейсе— 115 тралений, тралированне в сутки 15,2 часа, затрата на спуск и под’ем трала — 29,3 минуты, использо­ вание на активную работу с тралом 90,9 проц. промыслового времени. Улов за рейс 4.827,4 центн. Достижения, завоеванные в стаха­ новских рейсах, не исчерпываются этими цифрами. Соревнованию по санитарии и ги­ гиене мы придаем колоссальное зна­ чение. Оно обязательно не только как культурный минимум моряка, но и как неот'емлемое условие работы на пищевом предприятии. Издавна считалось, что в море во время промысла моряку некогда пере­ одеваться и в салон он вынужден вклю­ чившиеся j в стахановские рейсы, разоблачили теории пределов, вдре­ безги разбили предубеждения против промысла в зимнее время. Огромное значение стахановских рейсов заключается именно в том, что благодаря им высокопроизводи­ тельная работа в море зимой стала достоянием подавляющего большинст­ ва кораблей нашей флотилп. Побеждая шторма, полярную ночь, туманы и морозы, моряки тралового флота зимой 1936 года добились больших уловов рыбы. Небезинтересно привести сравнк- тельные цифры. В 1935 году в наи­ более трудное для промысла время, в первом квартале было выловлено 128.572 центнера рыбы, а в 193G году в первом квартале траловый флот, благодаря успешному проведе- ' ниго стахановских рейсов, добыл 296 тысяч центнеров рыбы. В д м заходить в грязной промокшей одеж-, раза больше прошлогоднего! де. Нам удалось изжить эту прочно Партийные и непартийные болыпе- укореинвшуюся привычку. Теперь у ! викн н о в о г о флота стахановским, пас считается^ зазорным вонтп в са-. рейсами доказали, как надо бороться лон в грязной одежде. Моряки вхо- за изобилие продуктов для труда- дят в салон только в чистых костю- щихся нашей n anUi за ВЬ1ПОЛП, 1гае мах. Во время промысла мы обедаем указания тов. Микояна о Шлове 25 за столами, накрытыми белоснежны- ТЫсяч цента, и больше рыбы к кж - мн скатертями. дым траулером в стахановском году. Во всех каютах пол застлан кра- гг _ . сивым, радующим глаз линолеумом. Нп аког<> сомцення’ что и в * трудное осеннее время моряки тра*- Металлическая арматура надран- ф л т 0 с„ вается до блеска. Палубные надстрой- кн щеголяют аккуратной белоспеж- ш с ш '‘ уровае Ю 1 Ранят “ * ной окрасноб. воеванные в стахановских рейсах, ш Все это мы считаем последними тРаловая Флотилия даст за 1936 п * по счету, но не по важности, завое- не меньше 1.800 тысяч центнероа ваннями стахановских рейсов. высококачественной рыбы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz