Полярная правда. 1936, август
Опыт П О Р Я К Ф В Фото Г. Допец. И ску с с тво тралирования Р а с с к а з т р а л м е й ст е р а Р Т 7 5 „ С а р а т о в “ Н . С Т У Д Е Н Е Ц К О Г О , н а г р а ж д е н н о г о о р д е н о м „З н а к п о ч ет а “ В море. Спуск трала. С т а р м е х Р Т - 5 4 А . М . Н А Д Е Л Ь , н а г р а ж д е н о р д е н о м щ3 н а к п о ч ет а • Покорение дизеля Мне давно хотелось стать моряком. Меня привлекало Баренцово море. В 1930 году я осуществил свою завет ную мечту — поступил матросом на промысловый траулер. Плавая па траулере, я видел, как работают тралмейстеры — мастера высоких уловов. И мне захотелось стать таким же, как они. Я стал учиться, присматриваясь к работе опытных мастеров тралирования. Ис кусство тралирования я постиг бла годаря помощи таких опытных моря ков, как Валявнин, Кротов, Фадеев, Амосов, Михов. Много помогли моему росту пар тийные и профсоюзные организации тралового флота. Они заботливо вос питали меня, бывшего беспризорни ка. Изучая мастерство тралирования, я сделал вывод, что важнейшим ус ловием высоких уловов является тщательный уход за тралом. Успех «работы с тралом во многом решается здесь, на берегу. Нотсму-то еще задолго до тралирования, еще во время нахождения судна в порту, я За пять лет работы на траулере судно молодого парня, убедительно 54 «Судак» я неплохо освоился просившегося на работу хотя бы в со своим двигателем. За эти пять лет качестве ученика. Пять месяцев не было ни одной большой или ма- плавал он у нас учеником. За это ленькой аварии, н это лучшая ха- время я внимательно присмотрелся к рактернстика моей работы. нему и решил, наконец, перевести. „ * . . . и г» 1 начинаю подготовку к тралпрованпю Заботливое, хозяйское отношение к ег0 в мотористы. II теперь Огарков j • машине приносит свои прекрасные (такова фамилия ученика) — один плоды. Последние два года нага тра- из ЛУ<ППИХ наших мотористов, улер плавал без капитального и да- Техническая учеба на нашем ко же планово-предупредительного ре- рабле поставлена неплохо. Теоретн- монта. Наш двигатель и сейчас ра-,ческие знания, которые дает команде ботает нисколько не хуже, чем на второй механик Богданов, я закреп ляю проверкой на практике. Мы поставили задачу— каждый мо торист и механик должен освоить слесарное дело, чтобы суметь отре- остальных траулерах. Детальное изучение машины по зволило нам сделать ряд очень су щественных улучшений конструкции отдельных деталей. Я. например, переконструировал немецкие масля ные отражатели. Немецкая конструкция была очень несовершенна. Она давала много кок са, загрязняя картер и тем самым разрабатывая цилиндр. Механики и мотористы затрачивали немало тд^да на чистку картера. Моя конструкция масляного отра жателя уничтожила эти недостатки, во многом улучшила эксплоатацию двигателя и облегчила труд мотори стов. Сразу же после удачного опыта па нашем траулере такая переделка произведена и на нескольййх других судах. А теперь почта все суда фло та снабжены масляными отражателя ми с моей поправкой. Подбор и воспитание кадров — одна из серьезнейших обязанностей старшего механика. На нашем траулере сейчас работа ют несколько мотористов, которые пришли на траулер, не имея ни ма лейшего представления о дизеле. Тюлюбаев, например, рапыие пла вал на паровых судах кочегаром. Ви чем она заключается? Я тщательно проверяю все частп стых грунтах я надеваю па крылья несложным путем. Перед под’емом трала бооенцьг. А когда работаю на каждого трала я тщательно смазываю хороших песчаных грунтах, бобенцы ролики. И вот результат: ролики на вовсе снимаю. нашем корабле уже в течение двух Лучший показатель овладения ис- лет не требуют ремонта кусством тралирования — зто отсут- Благодаря всем этнм УСЛОвпям< на ствие завертев трала. У исня всегда „ш е я значительна сокга- бшо очень «ало- завертев а в вы- шева м ата „ „ ,и 1 вешнем толу вовсе пх пе С н и ноДеу трала (38 минут), па пе- Почему происходят завертыг Я реход с трала на трал (16— 20 мп- считаю, что они вызываются халат- нут). А раз это так — мы имеем ностыо тралмейстеров при травлении максимум времени на пропзводитель- ваеров, неправильной конструкцией цое тралированне досок трала н прочини причинами. 0днажды мпе т шлось испытать Некоторые тралмейстеры считают, генеральную проверку своих знаний что если трал спущен, то тралмей- по тралироваиию. Было это па про стер} можно и руки сложить. Это не- гторах Баренцова моря, на Гусиной верно! Надо пристально наблюдать за банке, где держались обильные ко- туго натянутыми ваерами. Я так и СЯки рыбы. В трал попало 160 пент- делаю. И как только ваера начина- перов рыбы. Передо мной нетала ют вздрагивать, дергаться, мы под- трудная задача: сохранить улов, пе нимаем трал на борт. Порывистое разорвав трала, быстро принять на вздрагивание ваеров вернын сиг- палубу обильный поток рыбы. Мы не пал о каменистом трудном грунте. растерялись. Я сразу же чашнуровал Я считаю, что тралмейстеру ни в зев трала и начал дележку улова, коем случае нельзя ограничиваться Четырнадцать раз делал дележку, только работой с тралом. Тралмейстер Рыба была взята на палубу. Трал еще должен стать подлинным хозяи- сохРанеп- Экзамен выдержан. Я вовсе этим не хочу сказать, что ном подсобных механизмов. Вот, например, лебедка. Ответ- мие - же печемУ учиться, что я по- ственность за работу лебедки обычно стиг все' ^ (хг’ я >ПОРНО продол- трала, просматриваю и исправляю возлагается па третьего механика жать учебу' овладевать все новыми и отметки (марки) на ваерах. Отдель-1 СУДНа. н 0 я считаю, что это вовсе не иовьпш высотамн стахановской про- ные части трала раскладываю в оп-»СШ14ает ответствепностп с тралмей- изводительности труда. I стера. Потому-то я всегда осматри ределенные места, чтобы во время j спуска трала не было лишней суеты, ■ В настоящее время отечественный ваю лебедку, аккуратно смалываю тРал с0 всемн усовершенствованиями, 1 ' V, - -.ь* . -• :Х *• .. ■ ' » V . " • . ^ .... * В порту. Вьгрузка стахан овского улова, фото Г. Ратфельдера. К а п и т а н т р а у л е р а щВ о р о ш и л о в “ Я . А . Б О Г Д А Н О В , н а г р а ж д е н о р д е н о м щ3 н а к п о ч ет а * Сорок лет на капитанском мостике лучшим карным станком. Путем овладения ре монтным делом мы сумеем освобо дить механические мастерские от мелких ремонтов. Как известно, дизельные траулеры в зимнее время промышляют только недалеко от берегов. По существу, промысел дизельных судов носит се зонный характер. Поэтому весеннее и летнее время нами должно быть использовано наиболее производи тельно. В среднем, дизельный траулер в течение месяца совершает полтора рейса. Этого недостаточно. Опыт ра боты траулера «Судак» доказал, что в летнее время можно с успехом со вершать два промысловых рейса в месяц и привозить при этом полный груз рыбы. В мае и июне мы сделали по два рейса, выловив за это время большое количество рыбы. Но два рейса мо жно совершать только при условии внесенными коллективом тралфлота, остается самым из всех двенадцати систем тралов, применявшихся у нас. Но кто сказал, что мы не можем разработать еще лучший трал, кто сказал, что в кон- Сорок лет назад я впервые стал водителем судна. Мне, в то время восемнадцатилетнему юноше, уда лось стать капитаном парусника. Это было непромысловое судно. Царская Россия, располагавшая ко спешки, беготни. ’ .ее, периодически прогреваю ее (осо- Теперь уже стало законом закреп- ] fcmI0 3ns,oB) „ вгегда монтировать ту или иную деталь. n o -:» u »e матросов за определенными ме- „ в беа, ере5оВно0 рабо1С от_ ломавшуюся на промысле. Но этого стами во время спуска и под’ ема j ; етстаеше8п1ег0 „ехашзма — небе»- мал0- трала. Это прекрасное правило я , кц Мы считаем, что каждый моторист | применил и на переходах с трала на . * „ должен еще уметь пользоваться то- _ - I взять ролики, через которые трал, чем и достиг минимальном за- проходят ваера трала. Ведь это целое струировании орудия лова мы уже траты времени на смену трала* j хозяйство! На ролики падает боль- использовали все возможности! В трале, с которым мне приходит - 1 тая нагрузка, в особенности при Я знаю, дальнейшая работа над тралового флота на Мурмане, я ся работать, я постарался сконцентри- больших под’ емах рыбы. И если это выполнением сталинского лозунга об вместе с другими северными капита- ровать все дополнения, сделанные к хозяйство будет в расстройстве, то освоении техники, о выращивании наии в эту большую и _ „ ; ' , „ „ нужную для страны Ьаботу орудию лова другими тралмейстера- ( вам никогда не удастся быстро спу- люден принесет нам новые победы.. „ _ ^ _ моряков лоссальным морским бассейном на севере, богатом рыбой, сама почти не занималась промыслом. Рыбу, вылов ленную в русских водах, в то время покупали у норвежцев. За этой ры бой я и плавал в Норвегию на па руснике прасола. Когда тов. Ленин, большевистская партия поставили вопрос о создании ми. Я применил и патентованный ' стить и поднять трал. Ни одни ро- И нынешний трал в свое время бу- * В первой сталинской пятилетке жу, работник он неплохой. Взял его четкой, бесперебойной работы двига- к себе и не ошибся. Тюлюбаев стал теля. А это условие целиком зави- опытиым, прекрасным дизелистом. I сит от нас, механиков, мотористов, Как-то во время междурейсовой. от нашего внимательного любовного стоянки наши моряки привели на 1 отношения к машине. К а п ит а н Р Т - 1 0 Н . Е . С К О Р Н Я К О В , н а г р а ж д е н о р д е н о м Т р у д о в о г о К р а с н о г о з н а м е н и .. | - - , на Мурмане один за другим стали узел, и гак. Кроме того, ввел новую >лик не должен заедать. дет сменен еще более совершенным появляться новенькие траулеры сушилку, ускоряющую под'ем трала, j Почти во всех дефектных ведома- нашим же отечественным орудием имеющие просторные помещения для По примеру других опытных трал-|стях фигурируют ролики. На многих лова. Все мы, тралмейстеры, мечтаем команды, хорошие машины, радио. мейстеров во время тихой погоды мы j траулерах ролики бесконечно ргмон- о создании высокомеханизированного. Вырос на Мурмане траловый флот, не поднимаем бобенцев на борт. ; тируются. У нас этого нет. трала, отвечающего требованиям ста- выросли и воспитались при помощи При промысле на трудных каменн- Сохранность роликов достигается хановцев - моряков. ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПРОМЫСЛА Фото Г. Донец. ■) Стахановские рейсы Первый же стахановский рейс, со-К«Двина» мы применили патентовап- вершенный траулером «Лебедка» в ный узел. Теперь тралмейстеру уже январе нынешнего года, ознаменовал-' нет надобности забираться под мешок ся изменением методов нашей рабо ты. Начали мы с небольших приспо соблений, ускоряющих спуск и под'ем трала. Ничего удивительного нет в том, что стахановская рационализация промысловых работ началась у нас с упрощения узлов. Ведь с незапамят ных времен на всех кораблях выра ботайся строгий порядок расстановки людей, а вот морские узлы попреж- нему остались замысловатыми. Это надежные узлы, но быстро вязать пх могут только виртуозы. Много этих замысловатых узлов перешло и в промысловую снасть тралового фл*- та. Вот, например, несложная опера ция — развязать мешок трала, туго набитый рыбой. С давних пор это де лалось кустарно. Тралмейстер заби рался иод мешок, поднятый на гру зовой стреле, и торопливо развязывал узел. Струи воды окатывали трал мейстера. Несложная, но трудная операция длилась несколько минут. По опыту траулеров «Киров» и трала. Достаточно скинуть «собачку» патентованного узла и рыбный по ток хлынет на палубу корабля. Па тентованный узел сберегает нам 5 минут на под'еме каждого трала. На креплении квартропов у кле- човок нами применен узел системы тралмейстера Лыкова. Этим тоже до стигнута экономия времени. Наш тралмейстер тов. Чухчин на шел способ быстрого и надежного со единения траловых досок с кабелем. Вместо чекеля он применил простой гак с гужикамн. Мы решили изменить и сам про цесс под’ ема трала. Всегда трал на На подходе к рыбному порту. дном. Прп работе в районах с засо ренным дном надо применять бес- красно, не допуская завертов трала. Интересное нововведение провел крытый трал. Он рвется меньше. В салогрей А. Сорокин. Благодаря его особенно трудных районах бывает нововведению увеличился выход ме- рвань любого трала. В этом случае дицинского жира. По плану преду- высокпи улов, стахановский уровень промыслового режима можно сохра нить только при умении быстро чи нить трал. Почти все матросы «Лебедки» у'ме- ’ смотрено получение одной тонны жи ра от 19 тонн рыбы, а Сорокин дает по одной тонне жира от 12 тонн ры бы. Салогрей Сорокин по нескольку ют чпнить трал, но эта операция раз перетапливает одну и ту же во- проходнла медленно. Один наш моряк юксу — в этом и заключается его , сделал простое предложение: ! нововведение, борт поднимается вместе со всем ос- — Перед чинкой трала мы много • Сэкономленные секунды н минуты нащенпем. Внимательно изучив эту времени тратим на поиски иголок и сложились в высокие показатели на наматывание прядена. С вахты на промыслового режима. Небезпнтерес- вахту надо передавать иголку с пря- но сравнить показатели обычных рей- деном. i сов и стахановских рейсов. Это, на первый взгляд, мелочное j Вот показатели декабрьского, пред- операцию, мы пришли к выводу, что под'ем на борт центральных бобен цев трала вовсе не обязателен. В спокойную, не штормовую погоду они тоже экономится время. В Барврювом море есть такие рай оны, где дно покрыто камнями и ко раллами. Такое дно губительно для тралов. Но если рыба концентрнрует- +) Из книги о стахановцах Варен- ^ в этих районах, то не будешь же цвва моря, подготавливаемой к печа- ради избежания рвани трала уходить ти редакцией «Полярная правда». ' в безрыбные районы, но с песчаным морт оставаться и за бортом. Этим- предложение впоследствии сыграло стахановского рейса: в море находп- болыпую роль. Теперь в Стаханов- лись 25 суток. За это время сделали ских рейсах мы почти не имеем сры- 78 тралений. На работу с тралом вов промысла из-за чинки трала. ! затратили только 33,4 проц. промыс- Моряки машинной команды тоже лового времени. Почему мы / мало; отлично поняли задачи и назначение ,тралировалн? Почему только треть стахановских промысловых рейсов.промыслового времени была занята Они обеспечили четкую бесперебой- активной работой в море? Разгадку ную работу механизмов. Палубные можно найти в следующих цифрах: минуты, в сутки на чистое тралиро- вание затрачивалось только 7,8 ча са, за один только рейс на ремонт механизмов было потеряно 35 часов, а иа починку трала — 40 часов., Как видно из втих цифр, львиная до ля дорогого промыслового времени тратилась непроизводительно. Совсем иная картина в стаханов ских рейсах. Приведу показатели первого ста хановского рейса. За 20-суточный рейс, с 12 января по 1 февраля, сделано 99 тралений, на работу с тралои затрачено 49,3 проц. промыслового времени. Спуск и под’ем трала производились всего за 45,8 минуты. В сутки мы трали- ровали по 12,1 часа. За рейс выло вили 2.271 центнер рыбы кместо 837,6 центнера по плану. Последующие стахановские рейсы принесли новое улучшение промысло вого режима. В третьем стахановском рейсе он выражался в следующих цифрах: А. гИ. Микояна и люди, работающие на траулерах. Выполняя гениальный сталинский лозунг об освоении тех ники, мы раскрыли резервы наших кораблей, подняли технику тралиро вания н, благодаря этому, достигли невиданных рекордных уловов. Вот поэтому п стало возможным движе ние сорокатысячнпков, показываю щее, какие чудеса можно делать, по- настоящему овладев техникой актив ного морского лова рыбы. Каким путем мы этого достигли? Секрет успехов очень прост. Он слагается из следующих элементов: тщательный уход за тралом, умение держаться на рыбных косяках, я? допускать завертов трала. Наш корабль не имеет проловов потому, что мы во время облова ко сяка работаем по четкому плану. На карту облавливаемого района мы наносим мзршрут промысловых дви жений траулера. Поэтому-то никогда и не сбиваемся с рыбы! Нам удаетсячдостигнуть нужного ас сортимента рыбы путем постоянного наблюдения за глубинами. Мы уже по опыту знаем, нз каких глубинах держится крупная рыба. За все первое полугодие у нас было лишь около 8 завертов трала. Завертов мы избегаем потому, чт* аккуратно спускаем трал. Сразу хе стараемся дать распор тралу путем увеличения хода судна. Мы работаем тралом без крыльев. Он ведь гораздо легче. Мысль о бес крылом трале у меня возникла еще в 1925 году. Случилось это так: промысловый рейс подходил к концу, но у меня случилась беда — отор вались крылья у трала. И вот тогда я попробовал ловить рыбу тралом, лишенным крыльев. Опыт увенчался удачей, — мне удалось набрать полный груз. По этому, как только в траловом флоте появился хорошо сконструированный трал без крыльев, я с большой охо той применил его. В заключение хочу сказать, что немалую роль в успешном промысле траулера Л» 62 играет безотказная работа всех механизмов судна. Эти* мы обязаны прекрасному стармехт Федотьеву, который в совершенстве овладел техникой механизмов ко рабля. > -------------- спуск и под’ ем трала 29,2 минуты, Корабли траловой флотилии, команды также стали работать пре- спуск и под’ем трала занимал 63,4 120 тралений за рейс, затрата на тралйрованне в сутки 12,5 часа, ис пользование на активную работу с тралом 51,9 проц. промыслового вре мени. Улов — 3.841,6 цента, рыбы. В четвертом стахановском рейсе— 115 тралений, тралированне в сутки 15,2 часа, затрата на спуск и под’ем трала — 29,3 минуты, использо вание на активную работу с тралом 90,9 проц. промыслового времени. Улов за рейс 4.827,4 центн. Достижения, завоеванные в стаха новских рейсах, не исчерпываются этими цифрами. Соревнованию по санитарии и ги гиене мы придаем колоссальное зна чение. Оно обязательно не только как культурный минимум моряка, но и как неот'емлемое условие работы на пищевом предприятии. Издавна считалось, что в море во время промысла моряку некогда пере одеваться и в салон он вынужден вклю чившиеся j в стахановские рейсы, разоблачили теории пределов, вдре безги разбили предубеждения против промысла в зимнее время. Огромное значение стахановских рейсов заключается именно в том, что благодаря им высокопроизводи тельная работа в море зимой стала достоянием подавляющего большинст ва кораблей нашей флотилп. Побеждая шторма, полярную ночь, туманы и морозы, моряки тралового флота зимой 1936 года добились больших уловов рыбы. Небезинтересно привести сравнк- тельные цифры. В 1935 году в наи более трудное для промысла время, в первом квартале было выловлено 128.572 центнера рыбы, а в 193G году в первом квартале траловый флот, благодаря успешному проведе- ' ниго стахановских рейсов, добыл 296 тысяч центнеров рыбы. В д м заходить в грязной промокшей одеж-, раза больше прошлогоднего! де. Нам удалось изжить эту прочно Партийные и непартийные болыпе- укореинвшуюся привычку. Теперь у ! викн н о в о г о флота стахановским, пас считается^ зазорным вонтп в са-. рейсами доказали, как надо бороться лон в грязной одежде. Моряки вхо- за изобилие продуктов для труда- дят в салон только в чистых костю- щихся нашей n anUi за ВЬ1ПОЛП, 1гае мах. Во время промысла мы обедаем указания тов. Микояна о Шлове 25 за столами, накрытыми белоснежны- ТЫсяч цента, и больше рыбы к кж - мн скатертями. дым траулером в стахановском году. Во всех каютах пол застлан кра- гг _ . сивым, радующим глаз линолеумом. Нп аког<> сомцення’ что и в * трудное осеннее время моряки тра*- Металлическая арматура надран- ф л т 0 с„ вается до блеска. Палубные надстрой- кн щеголяют аккуратной белоспеж- ш с ш '‘ уровае Ю 1 Ранят “ * ной окрасноб. воеванные в стахановских рейсах, ш Все это мы считаем последними тРаловая Флотилия даст за 1936 п * по счету, но не по важности, завое- не меньше 1.800 тысяч центнероа ваннями стахановских рейсов. высококачественной рыбы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz