Полярная правда. 1936, август

Военно-фашистский мятеж оИспани Правительственные войска сокрушают мятежников ЛОНДОН, 4. По сообщению агент -1 Подожжена железнодорожная стан- ства Неитер, сегодня закончился & 4 - дня. часовой бои в горах к северу от | Представители правительственного Мадрида. (Мятежники потерпели п о -j «Красного креста» на фронте Сара- раженпе и отступили. [госсы заявили корреспонденту «Бри-» Вчерашняя атака мятежников на тиш Юнайтед Пресс», что раны, на- адахос потерпела неудачу. несенные правительственным солда- Iолучив подкрепление из Вален- там, были вызваны пулями «дум- снп, правительственные войска к се- дум». Они также сообщили, что фа- веру от ‘Мадрида подготовляются к новому наступлению. Правительствен­ ные отряды находятся теперь.непода- леку от Навальпераль де Линарес, (в 64 километрах к западу от Мад­ рида) и идут на Соединение с прави­ тельственными войсками в Сперра де Гуадаррама. Правительственные войска заняли Альто Дель Леои важнейший стра­ тегический пункт в горах ГУадарра- ма. Шестнадцать правительственных самолетов бомбардировали мятежников в Арагошш. шисты оостреляли автомобили «Крас­ ного креста» близ Сиотамо. На юге атаки испанского прави­ тельственного флота начались сегод­ ня с утра. Корабли «Хайме- 1 », «Ли- бертал» и другие на рассвете достиг­ ли побережья близ Эстепона и под­ вергли сильной бомбардировке доро­ ги, связывающие Малагу, Сан-Роке с Алжеспрасом. Бомбардировке подверг лось все побережье до Ла Линеа. Силы мятежников теперь концент­ рируются вокруг Алжеспраса. Неудач- позицип/ ная попы™ мятежников продвинуть­ с я в направлении Малаги показала, (Что правительство располагает зна j чнтельными силами, недалеко от I Эстепона. Мятежники получили из ' Марокко подкрепления, которые пе­ ревозятся теперь на полученных .мя­ тежниками крупных самолетах. Мя­ тежные войска, готовящиеся атако­ вать Малагу, не имеют достаточно артиллерии и получают из Сеуты пу­ леметы. Гренада не имеет связи с Алжесирасом и в •этом районе дейст­ вует ряд рабочих отрядов. В Альме* рие, Картахене и Ронда организованы рабочие комитеты. В Ронда рабочий комитет контролирует выдачу продо­ вольствия отдельным лицам и их семьям, в зависимости от нуждаемо­ сти и вооружает крестьян в окружа­ ющих деревнях. В Мадриде возобновилась нормаль-1 предложением ная жизнь. Р ынки открыты и хорошо снабжены товарами, открыты кино, театры, ходят трамваи, действует подземная железная дорога. НОТА ФРАНЦИИ О НЕВМЕШАТЕЛЬСТВЕ ЛОНДОН, 3. Агентство Рейтер со­ общает, что французская нота, при­ зывающая к совместной декларации средиземноморских стран Англии, Франции и Италии о невмешатель­ стве в дела Испании, сейчас срочно рассматривается английским мнннн- дел. Французская нота встретила весьма сочувственное отношение. ИТАЛЬЯНСКИЕ ОГОВОРКИ ПАРИЖ, 4. «Эко - де - Пари» отмечает, что французскому послу в Риме лишь вчера удалось вручить итальянскому правительству фран­ цузское обращение о невмешательстве в испанские дела. По сведениям из Рима итальянское правительство в ответ на это обращение будто - бы сформулирует ряд оговорок, в частности, предложит привлечь к пе­ реговорам помимо Франции, Англии, Италии также Германию', Бель­ гию и Советский Союз. Фрапцузский посол в Риме, — пишет газета, — имел поручение передать также и французский протест против переле­ та итальянских военных самолетов над французской территорией без предупреждения. АНГЛИЯ ПРИВЕТСТВУЕТ ИНИЦИАТИВУ ФРАНЦИИ ЛОНДОН, 4. По сведениям Рейтер говориться о невмешательстве в ис­ панские дела, передан французскому посольству в Лондоне. Английское правительство приветствует инициа­ тиву Франции и выражает принци­ пиальное согласие с французским ■Правительственные войска сейчас укрепляют позиции вокруг Сарагос- сы. Кавалерия мятежников пыталась обойти, но была отброшена самолета­ ми. По мнению «Таймс», Сарагосса, очевидно, является основным страте­ гическим пунктом, падение которо- •го явится самым важным фактором в исходе борьбы. Этот город имеет гарнизон в 12 полков, военную ака­ демию и военные заводы. Правитель­ ственные войска пытаются окружить Сарагоссу, наступая из Барселоны, Мадрида и других пунктов. В наступ­ лении участвует 40 тысяч человек народной милиции. Барселонские ча­ сти заняли позиции в Саринене, контролируя железную дорогу, под­ ходящую к Сарагоссе с востока. 1 Правительственные войска бомбар­ дировали Квинто. Войска (Мятежников дважды подвергались бомбардировке. ИЗМЕНЕНИЯ в ДИСЛОКАЦИИ ГЕРМАНСКОЙ ЭСКАДРЫ БЕРЛИН, 4. В дислокацию гер­ манской эскадры в испанских водах, “ сообщает « Р “ ВСК« впформаив-.'" ™ Р а « * н и * « Р«™> * | линейный корабль . Ы « е ь ’ иапра- __ I НИН) Испании АППЛЛ 1 . риптярт итп ! 1 г веное бюро, внесено новое измене­ ние: северная часть эскадры, состоя­ щая из крейсера «Кельн», эсминцев тяжела, заявил Хираль, н о 1 ровал взад и вперед вдоль порта Се тем не менее мы побеяедаеч пзченнн- t п jucmuar* ил.чешш VTe и преднамеренно маневрировал с ков - генералов, похитивших v пес- t r r i г публики ружья и пушки. Сейчас , 11елью воспрепятствовать правительство уже располагает под - 1 Ровке Сеуты. В результате «Ханме-1» линной армией, хорошо вооруженной отступил в направлении к Малаге, и одерживающей победы повсюду, j «Бритпш Юнайтед Пресс» передает Правительство имеет авиацию — славные крылья республики». КРУПНАЯ ЭКСПОРТНАЯ ГАРАНТИЯ. ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ ОБ АНГЛО-СОВЕТСКОМ КРЕДИТНОМ СОГЛАШЕНИИ СТОКГОЛЬМ, 3. Шведская печать публикует па видном месте крупным шрифтом сообщение о предоставлении Англией Советскому Союзу кредита в 10 млн. фунтов стерлингов. Газета «Свенска Дагбладет» поместила сооб­ щение в особой рамке под заголовком «Огромные английские кредиты Со­ ветскому Союзу». Газеты подчерки­ вают, что это наиболее крупная экс­ портная гарантия, которую англий­ ское правительство когда-либо пред- ' ставляло. ВАРШАВА, 3. Орган польских по­ мещиков, газета «Час», помещает статью, комментирующую англо-со­ ветское кредитное соглашение. Кре­ дит, предоставленный Англией СССР,; пишет галета, является рекордным, j так как ни одно государство не npe-i доставляло Советскому Союзу креди-| тов по столь низкой процентной став-! ке и ни одному пз других государств английский департамент Д е н ь н а ше й р о д и н ы Союзфото. Ледокол «Садко» ушел в высокие широты Арктики. НА СНИМКЕ: начальник экспедиции проф. Р. Л. Самойлович беседует с работ­ никами Севморпути перед отходом в рейс. Накануне полета Леваневского НЬЮ-ЙОРК, 4. Герой Советского Союза Леваневский в беседе с кор­ респондентом ТАСС сообщил из Лос- Анжелоса по телефону, что он наме­ рен вылететь в Сан-Франциско, как только закончит испытание самоле­ та, возможно завтра. Леваневский заявил, что прави­ тельство США оказывает ему полное содействие. Власти снабжают его ин­ формацией о погоде. В различных пунктах для самолета приготовлено | горючее. В случае необходимости са- I молету будет оказана помощь мор­ скими судами. Предстоящий перелет вызывает большой интерес на Тихо­ океанском побережье. Председатель авиационной фирмы «Вэльты» и другие видные лица прислали Лева­ невскому и Левченко письУа с по­ желанием успешного перелета. Замечательный сцеп кредитов не гарантировал 1 0 0 -про- центцое кредитование заказов, как это он сделал в отношении Советско­ го Союза. За все время своего суще­ ствования английский департамент etoie не заключал столь крупного со­ глашения. Оценивая политические послед­ ствия заключенного соглашения, га­ зе т а заявляет: «Следует приветство- __ . 1 вать английское правительство за то ответ английского правительства н а ; _________ ______ , французскую ноту, предлагающую до- РОСТОВ-ДОН, 4. Комбайнер-орде- экспортных j ноносец Штейнгардтской МТС тов. Борин, закончив уборку колосовых в своей МТС, выехал в соседиюю Ка- неловскую МТС. На полях колхоза «Красная нива» был сформирован замечательный сцеп из двух «Ста­ линцев» и комбайнеров тт. Борина и Костенко. Агрегат повел трактор ЧТЗ орденоносца Паши Ковардак. 2 августа знаменитые комбайнеры и трактористка дали самую высокую в крае выработку для сцепов. За Успех смены инженера Маркова МАГНИТОГОРСК, 3. Сегодня в средне-сортном цехе магнитогорского Новые троллейбусы ЯРОСЛАВЛЬ. Ярославский лвтомо- бильный завод недавно сдал в Мо­ скве новый троллейбусный вагон, от- завода вторая смена инженера Марко- 1 т , И1П„ - л ^ ' „ J F личающпися значительными преиму- ва добилась олестящего успеха. За - 3 3 ществами в сравнении с теми ваго­ нами, которые выпускал завод рань­ ше. Сейчас завод приступил к мас- смену прокатано 699 тонн трудппго профиля швеллера при норме в 462 тонны. Перекрыт рекорд, поставлен­ ный 24 апреля сменой инженера Трахтмана — >693 тонны швеллера. совому производству новых вагонов, инженера у же начата сборка 26 троллейбусов. ОБРАЩЕНИЕ ХИРАЛЯ к НАРОДУ ПАРИЖ, 4. 'Глава испанского ' зу испанских мятежников. По словам правительства Хосе Хираль обратил-; корреспондентов, когда испанский НАГЛЫЕ ДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКИХ ФАШИСТОВ ЛОНДОН. 4. Корреспонденты анг­ лийских газет сообщают из Гибралта­ ра о факте прямого вмешательства германских военных кораблей в поль- «Зееалдер» и «Альбатрос» переведена в Бильбао. Броненосец «Адмирал Шеер» и эсминец «Леопард» отправ­ лены в Альмерию, чтобы поддержать протест местного германского консула перед испанским правительством по поводу «угрозы для германских под­ данных». нню Испании. Хираль считает, что п , последние укрепления мятежников в ВИЛСЯ в ^ > те п подготовился к об- скором времени попадут в руки пра -1 стрелу мятежников, германский бро- вительственных сил. «Наша задача ■неносец «Дейчланд» медленно курси- что оно в момент крайнего обостре- ( день убрано 150,4 га. Каждый ком- нпя политического положения на ев-|байнер заработал в этот день по 450 ропейском континенте решилось дать j руб. Трактор работал на третьей скорости, работа принята секретарем райкома ВКН(б) тов. Павловым и председателем колхоза. Качество уборки признано отличным. свою подпись под документом, обес­ печивающим Советскому Союзу мир на ближайшее пятилетие до 1941 го­ да. Это является своего рода пактом о ненападении, гарантированным кредитом в 10 млн. фунтов стерлин­ гов. Не исключено, что подписание англо-советского кредитного соглаше­ ния открывает новую страницу в пос­ левоенной истории финансов и кре­ дитов в Европе». Засыпка семян в Азовочерноморье РОСТОВ-Д(^Н, 3. Колхозы Азово- Второй водопровод в Баку БАЮ'. Вдоль берега Каспийского черноморья, ' выполнившие п.пяы М 0 РЯ* Д° станции Кусар-Чай, проведе- хлебопоставок государству, начали ьа- на новая шоссейная асфальтирован- сыпку семян по озимому севу. На 1 ная Д°Р°га протяжением в 180 кило­ июля при плане в 2.599.139 центн. иетР°в. 260 автомашин ежедневно по краю уже засыпано 522.638 перевозят по этой дороге цемент, обо- нентн., из них 441.115 центн. высо- РУД°вание и другие грузы, предна- Уборка по Союзу 31 пюля по Союзу убрапо 43.414 тысяч га зерновых — 49 процентов плана. Прирост за пятидневку — 11 процентов — около десяти мил­ лионов га. В прошлом году к этому же времеип было убрапо 31.468 тыс. га — 37 процентов плана. Обмолочен хлеб с площади 18 .349 ' това‘ тысяч га — 42 процента к скошен­ ному. косортных семян. СЛУХИ о ПРОТЕСТЕ ИСПАНИИ ЛОНДОН, 4. По сообщению «Дейли Геральд» ожидают, что испанское правительство на основании статьи десятой устава Лиги наций обратит­ ся к Совету Лиги наций с протестом против поставки Италией оружия мя­ тежникам. Полагают, что как только П Е Р Е Д А Ч А Я П О Н С К И М П А РО Х О Д АМ РЫ Б А К О В , С ВЫ Б Р О С И ВШ И Х С Я НА Б Е Р Е Г Я П О Н С К И Х Ш Х У Н ПЕТРОПАВЛОВСК-на - КАМЧАТКЕ, 3. 31 июля па мысе Лопатка состоя­ лась передача японским пароходам рыбаков япопских шхун, выбросив­ шихся па берег. Для передачи при­ были два японских судна, которым был разрешен вход в советские во­ ды. Переданы 12 здоровых рыбаков, 3 раненых, а также три трупа рыба­ ков, погибших при взрыве второй j архивного фонда знаменитого ученого, j шхуны. Первая шхуна застряла на • Этот фонд насчитывает около 2,5 , берегу так, что снять ее не ставляется возможным. Женский автопробег ГОРЬКИЙ, 3. Участницы женско­ го автомобильного пробега Москва— Аральское море •— (Москва прибыли сегодня в Горький. Недалеко от го­ рода их встречала колонна автома­ шин и жены инженерно >- техниче­ с к и х работников завода имени Моло­ това. Все участницы пробега здотю- вы, машины в прекрасном состоянии. После двух дней отдыха они выходят дальше по маршрут}' на Чебоксары. Архив академика Павлова ЛЕНИНГРАД, 3. От вдовы акаде­ мика П. Л. Павлова — С. В. Паз- • % ловой в архив Академии h iv k в Ле­ нинграде поступила первая часть значенные для грандиозного водопро­ вода, который будет проложен парал­ лельно шоссе. Водопровод будет проложен под землей па глубине 5 метров протя­ жением 120 километров. Его про­ пускная способность — 18 милли­ онов ведер в сутки. Для второго бакинского водопрово­ да требуется значительное количе­ ство труб йолыпого диаметра. Таких труб не изготовляет ни один завод Союза. Поэтому построен специаль­ ный завод, который изготовит 100 километров железо-бетонных труб. Союзфото. из Гибралтара, что по полученным сообщениям, адмирал германского ( о п пред- тыс. писем, которые Павлов получат, ороненосца «Дейчланд» вчера посе- преимущественно в революционные г , тпл Фашнстского геиерала Франко в ] за все время пребывания раненых годы от ученых СССР и зарубежных rz s r i r : = « 8Озсраоиийбо1ь,№ пибылrtec- * молетах, совершивших посадку па ' ’ °Ф 1 щеРы типажа «Дейч- печен прекрасный уход, что отмече- периода в переданном в аохнз Ака- французской территории в Африке, ЛаНД>> выса111Л11сь в СеУте И геГ -, но в акте, составленном при переда- демип собрании имеются несколько то испанский мкннндел обратится по манекпц адмирал был принят гене-^че. писем Мечникова, а также другие телеграфу к генеральному секретарю [«лом Франко. Трансляция закончи-j у ХОдя, японские суда подняли си- крупных деятелей науки, которые на. и , ............. лась исполнением германского и гналы: «Благодарим за оказанную' ходились в переписке с знаменитым итальянского национальных гимнов, помощь». Лиги наций с требованием немедлен­ но созвать Совет Л иги нацпй. физиологом. Лесопильный завод им. Бухарина в Архангельске. Штабеля лесоэкс­ порта на просушке, на бирже пиломатериалов. Н едавно т ру д ящ и еся М у рм а н ск а п р о в ож а л и в сквозное п ла в ан и е паро ход „ Ст а л и н гр а д " . Н и ж е м ы п ом ещ а ем очерк наш его сп ецкорра с борта судна о первых д н я х р е й с а п о с л е от хода и з Л енин града . Павел Васильевич пришел к себе куда итгп, чтобы выйтп к блпжай- Кармалпн заканчивает подсчеты и на службу, получил зарплату и уже тему маяку. Шли густым туманом, подымается иа мостик чтобы пепе спускался по лестнице, когда его Точно, во время, которое указал при- дать капиталу таблицу Афанасий <юр, нз тумана вынырнул Гаврский Павлович Мелехов крепко жмет руку . - I г. - , „ {девиатору. Тот торопится на катер. фОН\ . I ( гРНЧЛЛ п я г г р я н .т п п а отл»! Роп О п Г __________a окликнули : — Товарищ Кармалин, вас к теле- маяк * 1 л „ j XV1 luj/uiiuiuji j Сейчас, рассказывая об этом, Кар- Заботливый старпом передает ему J под езда Павла Васильевича малин облегченно вздыхает, как-буд- большой пакет с бутербродами, ждала автомашина. Кармалпн полу- >то пеленгатор признан не пе- ” чил задание в кратчайший срок уста- сколько лет назад, а только-что. новпть на «Челюскине» радио-пелен гатор. Работа была сделана за восем- — Теперь капитаны сами требу­ ют пеленгатора. Я несколько дней ^ е в момент отхода катера вах­ тенный матрос успевает сбросить от - езжающпм несколько писем. Это пос­ ледние письма в Ленинград, на кон- Было восемь часов утра, когда буксиры «Моряк Л? 2» и «Норд- Ост» потянули наш пароход. С «Ана­ дыря» моряки машут платками. — Счастливого пути! Но кораблю «проходят теци порто­ вых зданий, элеватора. Буксиры тя­ нут «Сталинград» по морскому кана лу к Неве. Идем мймо доков, в кото­ рых •ремонтируются пароходы. * Последний раз любуемся Heedfe. Мы смотрим на массивные корпуса Балтийского судостроительного заво­ да имени Орджоникидзе, со стапелей которого несколько лет тому назад сошел «Сталинград». Вот кварталы Васильевского острова... * Буксиры помогают пароходу раз­ вернуться. Скрылась Нева. Трижды гудит «Анадырь», мимо которого мы прохо­ дим. Наш пароход отвечает своему испытанному соплавателю. Отпущены буксиры. «Сталинград» идет самостоятельно. Узкий морской канал остается позади. С лесовозов «Молотова» и «Крестьянина», тоже отправляющихся на - днях в сквоз­ ной рейс, матросы приветственно ма­ шут руками. Пустынен утром разукрашенный флагами всех наций морской вокзал. В лесной и угольной гавани— обыч­ ное оживление. На Канонерский за­ вод спешат рабочие. Легкий остовый ветерок подгоняет пароход. В стороне остаются покры­ тые зеленью островки. Пзчезает Ленинград. Но еще виден купол Исаакневского собора. Над го­ родом висит дым заводских труб. — Изумительное лето, — говорит девиатор, — когда я выходил на «Челюскине» было, вот, такое же лето... Девиатор Павел Васильевич Карма­ лпн идет с нами для того, чтобы проверить работу установленного им на судне радио-пеленгатора. Шесть лет назад этот пеленгатор был рекон­ струирован в центральной радполабо- раторпн. И с тех пор из Ленинград­ ского торгового порта не уходпло в сколько-нибудь ответственное плава­ ние ни одно судно, чтобы его не про­ вожал Павел Васильевич. — На «Челюскин» попал я со­ вершенно внезапно, — рассказывает Кармалпн. — Жил я тогда на даче. Приехал в город, получить отпуск­ ные. ! Инженеру Кармалпну пришлось! ~ 1ам “ raT0P вам пригодится •много убеждать капитанов, чтобы те на®еРн^ ка- Радиопеленгатор вер­ нейший друг моряка, особенно в Арк тике, где часты туманы. ... Подходим к Кронштадту. В бинокль видна верхушка петер­ гофского дворца, где однажды побы­ вали на экскурсии моряки «Сталин­ града». - Пароход идет узепьким фарвате- ( надцать часов. Чтобы проверить п е - . назад провожал в море ледокол «Ер-,вертах которых можно написать 'ленгатор, Кармалнну пришлось пойти | мак»- Там капитаном мой старый «здесь, улица такая-то», j на «Челюскине» вокруг Скандинавии 311ак0МЬ111 Воронин. Он сам настоял j «Сталинград» набирает ход. Прп- . до Мурманска... | на установке пеленгатора. Вы навер- вычным жестом капитан Мелехов пе- 1 — «Это было очень внезапное п у - | НОе вс'^Ретпт^ сь в М 0 Ре с «Ермаком»? реводпт стрелку машинного телегра- тешествне. Пришлось по радио Ъзв'е- • ^ а’ ekPMaK* нас будет прово- фа на «полный», стить жену об от’езде. j жать Н 0 РЯ Лаптевы*- j Капитан прохаживается по мости- I nnnm .w r. I 1 лменгатор ку. Простое обветренное лицо Меле­ хова спокойно. Его мягкие, лучистые глаза полны уверенности. Мелехов любит сложные рейсы и сейчас, пред­ вкушая трудности п неожпдапностн далекого пути, он в прекрасном на­ строении. Рано утром стал виден остров Гог- ланд. йа фоне притихшего синего за лнва его гористый рельеф выделяется особенно отчетливо. Горы в лесах. Где-то в стороне остается Гель­ сингфорс. «Сталинград» идет полным ходом. Жизнь на пароходе входит в норму. Началась обкатка палубы. Идет аврал чистоты. Матросы нещад­ но скребут палубу, щедро поливают ее. Энергичные струи воды расправ­ ляются с грязью. Надо задраить все иллюминаторы. Судовой врач вместе со старшим помощником совершает первый вбход кают. Доктор берет на карандаш не­ рях п настоятельно требует, чтобы каюты непременно проветривались. Старпом на ходу дает указания и плотнику, и электрику, п вахтенно­ му. ‘ | j признали радио-пеленгатор. ! — В двадцать девятом году, — рассказывает Павел Васильевич, — меня послали па одном пароходе в длительный рейс, чтобы испытать пе­ ленгатор. Капитан судна считал, что на ра- дпо-пеленгатор можно, разве только, ром, обставленным вешками и баке- концерты принимать. . нами. Старый лоцман Василий Сте- Выйдя из Новороссийска, пароход панович Семенов не помнит в какой спокойно прошел и Гибралтар, и Ла- раз он путешествует по этой прото- Манш. репной дороге. — Вот видите, без пеленгатора Навстречу' нам в порт впешат пно- обходимся, — шутил капптап. ( стРанные пароходы. Появляется фло- Однако, в Бискайском заливе паро-: тплия подводных лодок. Онн идут на ход попал в непролазный туман. Лю- поверхности воды и высунувшиеся в ди ничего пе видели, как-будто бы откРкгтые люки краснофлотцы Балтн- кто-то заоинтовал нм глаза. Как ве­ сти корабль в таких условиях? Капитан был не в ш у т к у г . зво . т - ки приветствуют «Сталинград», о рейсе которого они знают из газет. Залетйые зеленые бабочки напоми- нован. И он хотя не верил в пелен- нают 0 близости суши. Вахтенного гатор, решил испробовать и это сред-. пггурмана облепляет мошкара, ство. I Идем недалеко от маяка «Прием- Инженер засек пеленга и указал Н“ Й*- 01 П8Г° отделяется гатеР- 0н • • подходит вп ло тн ую к останавливаю- капитану, где находится корабль и щимся пароходам. После обеда начали переборку продуктов. В первую очередь надо просмотреть овощи, в особенности картофель. На брезенте рассыпан для просушкп молодой лук — урожай этого года. К встречам с пароходами настолько привыкли, что не обращаем на них внимания. Но одна встреча взволно­ вала всех, запомнилась. Мы разми­ нулись с «Товарищем Сталиным». Когда пароход, тоже неоднократно плававший в водах Северного Ледо­ витого океана, поравнялся с нами, люди высыпали на палубу. «Сталин­ град» дал три гудка. — Приятно встретить сородича,— говорит капитан Мелехов.— Этот паро­ ход в 1933 году зимовал с судами первого Ленского похода. А осенью прошлого года мы встретили его в Енисее, когда шли из Игарки в Лон­ дой. Капитан смотрит на карту. Для то го, чтобы попасть в Арктику, паро­ ход, идущий из Ленинграда, устрем­ ляется на юг. В Ленинграде еще сто­ ят белые ночи, а мы пдем навстречу темным, звездным ночам юга. Мы южнее Ленинграда. Спускается тем­ ная ночь. На темнеющем небоскл.ше горит лишь одна звезда. Где-то слева мелькают быстро гас­ нущие огни острова Даго. -Зто зна­ чит, что «Сталинград» выходит в Балтийское море. Повинуясь мали­ нам, вздрагивает корабль. Бьют склянки. Сменяется вахтен­ ный. Кочегары спешат в баню смыть с себя у го л ьн ую пыль. _ • • В море рассвет наступает незамет­ нее, чем на суше. Освещенное зарей блестит Балтий­ ское море. Оно также людно, как Финский залив. Часто попадаются пароходы. Кое-где мелькают паруса шхун и бригантин. Нас обгоняет иностранный тепло­ ход. Он идет совсем близка. Гортан­ ный крик чаек нарушает тишину ут­ ра. А море, встревоженное быстро идущими кораблями, сердито пенит­ ся. Мы смотрим в бинокль да швед­ ский остров Готланд — былой центр ганзейской торговли. Мы различаем здания кирки, вертящиеся ветря­ ные мельницы. Остров Готланд тя­ нется темной лентой. Сзади прибли­ жается какое-то парусное судно. Оно идет быстро. Его подгоняет свежий ветер. Последние новости, — вещает радист Коган, размахивая пачкой бе­ лых листов. — «Анадырь*, вышел в Арктику. На «Молотове» ударно за­ кончен саморемонт. В ПетроцявлоЕ- ске-на-Камчатке состоялся суд пад японцами, пытавшихся проводить хищнический улов рыбы в советских водах. Радист идет в кают-компанию. Он прикрепляет к желтой фанерной сте­ не последние телеграммы ТАСС. Око­ ло них сразу же образуется тесная кучка жадных читателей. Старший механик Эдуард Анцевич Фридвальд, добродушный голубогла­ зый старик, Hev выпускающий из зу­ бов трубки, мягко журит радиста: Опять стенку портишь, что с тобой поделать... Эдуард Анцевич одевает очки и пробирается к телеграммам. На столе уже появились стаканы, блюдца, хлеб, масло, печенье. Из большого медного чайника весело бьет пар. Бу­ фетчик Петр Григорьевич приглаша­ ет: — Граждане, будьте добдо ку ­ шать чай. , Вал. БРОУНШТЕЯН. %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz