Полярная правда. 1936, апрель

Строить хорошо, быстро и дешево С ПЛЕНУМА МУРМАНСКОЮ ГОРКОМА ВКЩб) В 1936 году Мурмапсхрой должен сдать в эксплоатацшо ряд важпей- » шнх строительных об'ектов — хирур­ гический корпус, поликлинику, ро­ дильный дом, жилой дом Внешторг- транса, дом РЖСКТ, хлебозавод, пед- техникум, школы, магазины «Гастро­ ном» и т. д. 12 миллионов рублей — таков об ем работы Мурманстроя в этом го­ ДУ- Недобросовестное отношение к ме­ ханизмам имеет место и здесь. 22 дрели завезли на стройку. Из них в работе — только 3, a i9 в ремон­ те. Нет еще хозяйского отношения к механизмам на участках. Решение *декабрьского пленума Центрального комитета ВКН(б) о тех- ническон учебе, о подтягивании ра­ бочих до уровня инженерно-технич 1 \- . ских работников в Мурпшцестрое вы- Началышк треста т. Федоров в полняется плохо. Из 1.S00 строите- IP P lffir finvun ЛТЧТТ Tin пл» ..Л ') П I ____________ своем докладе пе смог похвастать пе ред пленумом удовлетворительной ра­ ботой хотя бы одного участка. Сры­ вается заключение договоров с заказ­ чиками, составление проектов н смет. Намеченный по плану к сдаче в пер­ вом квартале в зксплоатацию ряд об ектов не сдан. План первого квар­ тала выполнен лишь на 86 проц. Огромная задолженность по зарплате строителям вошла в систему. Строй­ ка не обеспечена материалами. Вну­ тренние возможности используются скверно. Для строителей не созданы более или менее удовлетворительные условия работы. Слабое развертыва­ ние стахановского движения, умень­ шение количества стахановцев тов. Федоров пытался объяснить какими- то «внешними причинами», в то же время признавая, что труд строите­ лен организован плохо. ' Начиная с управлеяия, кончая бригадой, звеном, люди не знают, что им делать в ближайшие дни. Вот почему работы идут с перебоями, продолжается текучесть рабочей си­ лы, достижения стахановцев не за­ крепляются. Только за первый квар­ тал ушло со стройки около 30 про­ центов строителей и сейчас строи­ тельство ощущает острую нужду в квалифицированных кадрах. Неплохую механизацию имеет Мурманстрой: 4 лебедки, 10 мото­ ров, 2 бетономешалки, камнедробил­ ки н т. д. Однако, кроме одной кам­ недробилки. механизмы не работают. Той. Тверской — начальник Мур- ппщестроя — отмечает, что заказчи­ ки не чувствуют ответственности за строительство. Мурманрыба п ее предприятия исключительно халатно относятся к утверждению титулов, к составлению проектов и смет, к за­ ключению договоров. лен только 354 охвачены различны­ ми кружками. II атн кружки неудач­ но скомплектованы. Не учтен уро­ вень грамотности рабочих, квалифи­ кация и т. д. Плохо поставленное техническое обучение рабочих тянет уазад стахановское движение, — вы­ нужден копстатировать т. Тверской. Не выполняются правительствен­ ные указания о снижении себестои­ мости строительства. В первом квар­ тале по всему строительству стои­ мость снижена только на 4,3 проц. В оставшиеся три квартала этого года Мурпнщестрой должен произве­ сти строительных работ на 16 мил­ лионов рублен, не считая строитель­ ства домов для тральщиков за счет их прибылей. 570 тысяч рублей вкладывается « механизацию. Строительство обеспе­ чено квалифицированными кадрами. При данных условиях программа не только должна быть выполнена, но и перевыполнена. . А Мурпнщестрой работает все же плохо. Готовые строительные об'ек- ты сдаются с большими задержками. Готовое жилье на 6 тысяч кв. ме­ тров из-за мелких недоделок долгов время не сдается в эксплоатацшо. Дело упирается в сметы и проек- Шире развернуть инициативу жен ИТР! За работу! Фото Г. Ратфельдера. Инициаторы движения жен инженероз и технике» з рыбной промышленности Мурманска: тт. Рослякова, Саетогза, Пазлюченко, Муеаа, Богачеза, Корчагина, .Крыжановская, Богачева, Минееза, Скорнякоза, Оз- чинникоза за обсуждением телеграммы тов. Микояна. 25 апреля технический кабинет Дома культуры принимал, необычных для (него, гостей. Здесь собрались не капитаны и механики, пе инженеры и техники, не директора рыбной промышленности, а их жены. Собра­ лись ОНИ для того, чтобы обсудить, как лучше помочь своим мужьям в развитии стахаиовского движения па Мурмане. Тов. Берхнн (Окружком ВКЩб), открывая это собрание, рассказал о замечательном почине жен инжене­ ров и техников тяжелой промышлен­ ности, о телеграмме тов. Микояна женам ИТР азербайджанских рыбоза­ водов. ■: Управляющий Мурманрыбой тов. .Светов н унракзяющий тралфлотом тов. Богачев свои выступления по ­ святили обзору работы рыбной про­ мышленности Мурмана. Эти высту­ пления, в которых подмечались не­ достатки работы Мурманрыбы и тралфлота, прозвучал^ как своевре­ менный и необходимый отчет хозяй­ ственников перед женами ИТР и вызвали у участников совещания оживленные выступления. Тов. Муева — жена PT-S0 — п и с ь м о жен инженерно-технических работников Тралфлота и Судоремонтного завода товарищу МИКОЯНУ Дорогой Анастас (Иванович! норе; научить судовых коков гото- тельное время свои» сообщить Ва» Ознакомившись с Вашей тыеграм-1вигь такие ооеди дли команд судов, люопмый нарком о тех оон.ших де- мои женам инженеров и техников, которые иы не уступали по каче- *лах, которые будут сделаны женами ты. Рыборазборный склад, дом Сую- азербайджанских рыбозаводов, мы ств^ Домашним; помогать морякам и ИТР рыбного Мурмана. ремонтного завода, дома тралфлота п решили последовать их примеру н Работникам рыбокомбината бороться Мы гордимся своей понтон кого пппч на все ЭТИ об екты нет у т - . - г г . слоен родннон, кото­ в рьгонои промышленности ( за санитарию и гигиену на трауле- рая с величайшей ваботой воспиты- ро ., вержденных смет. Идет ведомствен- начать ная грызня между руководителями i ^Урмааа движение жен инженеров и ( в цехах рыбокомбината. Необхо- вает каждого человека, помогает раз- Мурпищестроя и Мурманрыбы, а техников, приобщиться к радостной , димо иам также нойтп в общежития веРн-ть творческие силы п способ- 1 1 - „ НПГТИ гяггтпли- г п п . м т , __ и увлекательной творческой работе. С великим энтузиазмом, с большой охотой включаемся мы в это заме- н м о строительство от этого страдает. ■. Но дело не только в этом. Дело упирается и в то. что коммунисты строительства, руководители участ­ ков, управление Мурпищестроя не чательное движение, рожденное пре- возглавили стахановское движение, слаба еще ведущая роль коммуни­ стов Мурпищестроя на производстве. П Р Е Н И Я Тов. Метелица (Комбанк) в своем выступлении приводит факты безоб­ разного отношения заказчиков (Гор- здрав, рыбокомбинат и др.) к зада­ чам строительства. Часто встречают­ ся такие проекты и сметы, которые только запутывают строительные ор­ ганизации. Титул па строительство в городе канализации представлен в трех сметах. Омета Облисполкома предусматривает затраты на 3.843 тыс. рублей, у Комбанка на 6.480 тыс. рублей, в то время, как факти­ ческая стоимость определяется в 4.411 тыс. рублей. Директор кирпичного завода Лап- цев безобразно относится к про­ изводству стройматериалов, — гово­ рит т. Меллер (Мурманстрой).— Пло­ хое качество кирпича, производимо­ го ва этом заводе, всем известно. Вместо того, чтобы улучшить каче­ ство кирпича, он заявляет: — Не нравится — не берите. Де вы, так Другие возьмут. Редактор газеты «Ударник» тов. Яновицкий подробно останавливается на причинах плохой работы Мурпи­ щестроя, на причинах, тормозящих развертывание стахановского движе­ ния. 13 апреля, — говорит он, — прошла весть по строительству о Двухнедельнике стахановской учебы, ло добрая половина строителей не знала об этом двухнедельнике, не ’ хангельска> команда траулера «Кол красной действительностью нашей великой родины. # J каждой из нас уже готово свое предложение, намечено с чего на­ чать оказывать помощь нашим му­ жьям в их стахановской работе. Анна Петровна Егорова — жена капитана - орденоносца, например, берется за организацию детской пло­ щадки при каменных домах Мурман­ рыбы. Татьяна Георгиевна Корчаги Стахановское движение на строй­ ках развивается (неудовлетворитель­ но. Если в городе мы имеем 23 про­ цента стахановцев на основных предприятиях, то в Мурпшцестрое их только 11 отроц. Надо сказать, что стахановское движение еще не ! иа ~ жена механика траулера Л: 10 дошло до сознания многих руководи- *«^бВДБа» — обязалась приложить телей строительных организации. Это. все СВ0И усилия к тому, чтобы является' большим минусом для пар- i УСТР0ПТ1>красный уголок нрн камеи- тийных организаций Мурманстроя и ных ,домах Мурманрыбы. Татьян! Мурпищестроя, где коммунисты j ^ нхайловна Богачева — жена дн- еще не стали во главе стахановско-1Р^тоР3 Судоремонтного го движения, не повели за собой бес­ партийных работников. Строить дома, больницы, школы,— говорит тов. Годгнльдиев, — это значит заботиться о жизни людей, заботиться о наших советских кад­ рах, об их семьях. Пожалуй, 1самой актуальной задачей нашей городской партийной организации должно быть — четко выполнять директи­ вы нашего советского правительства, строить хорошо, быстро и дешево. рабочих Судоремонтного яавода и тралфлота с тем, чтобы организовать здесь подлинный поход за внедрение культуры в быт. . Это далеко неполный перечень то­ го, что можно (И нужно сделать нам! ностн каждому гражданину Совет­ ской страны. Да здравствует товарищ Сталин, давший нам радостную, зажиточную жизнь! / 7 И С Б М А */ИТАТЕЛЕИ Стахановки в обиде Очередной номер газеты «Трало­ вый флот» за 10 апреля был посвя­ щен открытию X с'езда ВЛКСМ. Работники редакции «Траловый флот» в этом номере дали фотосним­ ки комсомолок тралово-такелажной мастерской. Однако, вместо подлин­ ных стахановок помещены фото ста­ хановок в кавычках — Антуфьевой и Абрамовой, работающих, как и все вязальщицы мастерской. Этот случай сотрудник редакции «Траловый флот» тов. Чауров об’ясняет такими слова­ ми: «Нам срочно нужно было сфото­ графировать двух комсомолок-стаха- новок тралово-такелажной мастер­ ской. Стахановки Павлова, и Враж- нева, выполняющие норму на 160— 200 проц., не пришли в редакцию, а в комитете комсомола находились комсомолки Антуфьева и Абрамова, ну, их и сфотографировали». Редакция «Траловый флот» види­ мо не поипмает, что она такими действиями опошляет подлинно ста­ хановское движение. Экономист тралово-такелажной мастерской МИХАЛЕВИЧ. механика говорила о том, что жены 1'Ю| ИТР рыбного Мурмана, в нерву очередь, до.тжвы взяться за органн- зацию культурного досуга I тралфлота, за устройство моряков содержа­ тельных и интересных бесед, лек­ ций, экскурсий, чего не смогли сде­ лать до ‘сих нор профсоюзники. Важнейший вопрос — о санита- рни и гигиене на пищевом пред-' приятии подняла тов. Кологрие- Ва — жена капитана. Она говорила: • . Г ' ™ " * в“ * “ да" 10- “ И” 1™ ы - Работает он “ е_Щ®ВД№ЮСЬ по- в Карелрыбтресте и получает 450 т 1 сталкиваться рублей. Поторопитесь, . с у д ь и ! Еще 15 февраля я подала заявле­ ние в Нарсуд о взыскании алимен­ тов с моего бывшего мужа Горочно­ го. Несколько раз я напоминала, чтобы суд ускорил рассмотрение мо­ его саявления. Так моя просьба н не выполнена. При мне осталось двое детей, сы­ ну 9 л*т и дочери полтора года. Адрес моего мужа: Северная ули- чти на каждом шагу с бескультурьем на судне. В. столо ВОЙ — грязь, ругань. Моряки во время работы ходят в грязной оде­ жде. И тов. Светова говорила об анти­ санитарии иа наших судах. Она зая­ вила, что грязь царит даже на луч- .ших судах, например, на «Буревест- Да здравствует тов. Микоян, веду- инке». Все *это происходит вовсе не пото- Мы приступаем к работе с уверен- щнй пищевую индустрию от одпой постыо, что через самое ненродолжи- победы к другой! Могилева Н . И ., Маслова А . Е ., Иванова М . М . С акж ар о зская А. С.. Иванникова Е , Т., Миева О Незговорова А В П лаксина А. Д ., Ти това А .' А.] Богданова А А., Рюхина А. Ф ., Кры ж ано вская 7 Р • - - Крю чкова . М . М .. Богачева Т., С ветова , Павлюченко \т к 'Ч ™ 0 к выводу, что Минеева Богачева, Корчагина В . Г .. Скорнякова Л . Долж,ны будут максимум Ностова Ц . Г ., Сыроежина и др. всего 39 подписей. ГОРОЧНАЯ А. М. Фото Г. Ратфельдера. завода — организует жен IITP завода на ак­ тивное участие в подготовке и про­ ведении празднования 1 мая на са- воде. Каждая пз пас внесет свою долю в это большое, нужное и полезное дело. Работы — непочатый край! Особенно нам надо будет взять под свое наблюдение постановку. куль­ турного обслуживания команд трау­ леров, успешно -совершающих стаха­ новские рейсы; взять шефство над передвижными библиотеками, которы­ ми снабжаются траулеры, отходящие f illЧ г • * ч 1 4< I* -Д и М Ш *'Ш ;; ' f | ' шк ■ л:Ж ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Азлов получил свой выигрыш В опубликованном письме в «По­ лярной правде» от 17 апреля сооб­ щалось, что работники Окрсберкассы, у которых хранятся облигации, до сих пор не высылают извещения о выигрышах. Рабочий Азлов с декабря прошло­ го года не мог получить свой выиг­ рыш. Окрсберкасса не высылала ему сохранно-ссудного свидетельства. Заведующий Окрсберкассой т. Ры- женков сообщил редакции, что рабо­ чему Азлову 21 апреля выслали вы­ игрыш и дубликат сохранного сви­ детельства. Как мы работаем 5ходя последним репсом из Ар-. команды к делу и широкое примене- знали даже и некоторые руководите­ ли. Неудивительно, что производи­ тельность труда даже и в, так на­ зываемый, двухнедельник, понижает­ ся. Звнеья Дудилова, Евстафьева и ДРУГИХ не выполняют нормы. Если в предыдущие стахановские декады учет работы был кое-как налажен, то те­ перь ежедневного учета нет, строи­ тели не знают, как они работают, сколько зарабатывают. Тов. Яковлев (Мурманторг) ука­ зывает иа плохой ремонт торговой се­ ти города. Сотяп и тысячи рублей затрачиваются на ремонт' и отделку магазинов, но ни один из них не удовлетворяет требованиям культур­ ной советской торговли. Тов. Годгнльдиев приводит в сво­ ем выступлении много фактов, пока­ зывающих, что в Мурманстрое и. -Мурпшцестрое недостаточно энер гуевец» взяла на себя громадное обязательство. Оно состояло в том, чтоб годовой шлан 1935 года закон­ чить не ниже, как на 135 проц. к заданию; междурейсовые стоянки в Мурманском поргу укладывать ма­ ксимум в пять суток; обеспечить работу механизмов »и уход за ними так, чтоб не было ни одного часу простоя, чтобы ни одной детали не сдавать в ремонт заводу; все ремон­ тировать своими силами машинной команды. И, наконец, выловить в 1936 году не менее 30.000 -цен­ тнеров рыбы. ■Как мы выполняем (наши обяза­ тельства? Прежде всего, план 1935 года м\, что нельзя добиться соблюдения чистоты на наших судах. Траулеры и все другие промысловые корабли •могут стать образцовыми по сани­ тарному состоянию. Поэтому совеща- жены внпма- ,ння уделить борьбе за санитарию и I игнену на пищевых (предприятиях. ; Крыжановская, Рослякова и дру- |ие^ выступавшие также подняли це­ лый ряд больших и важных вопро­ сов. I И конце своего первого совещания •|>ены ИТР рыбного Мурмана прпня- -Ш письмо боевому наркому пищевой индустрии тов. Микояну, в котором они очень хорошо высказали свое отношение к инициативе жен тяже­ лой промышленности, жен ИТР ры- i бозаводов Азербайджана. в I На совещании избраны инициатив­ ные группы по созыву конференций жен ИТР на Судоремонтном заводе и в траловом флоте. Начало развертыванию движения жен инженеров и техников рыбного коммУнальным отделом тов. Луйск Мурмана положено. Теперь надо паз- сообщает. что факты, изложенные в i ' " т я и о т г о пляпла « * . а ______________ верну боту выполнен на 135 процентов. Начало этого года (показывает также непло­ хие результаты. План первого квар­ тала выполнен на 240,9 проц., вы- ине стахановских методов в работе. На судне имеется 12 стахановцев. Это — лучшие из лучших, которые закрепили за собой высокие показа­ тели и дают их ежедневно. Боцман Кутузов Шкерит 12 рыбин в мину­ ту; он во всех отношениях является примером для команды, играет веду­ щую роль в работе и дисциплине. Взять матросов: Неткова, Шеста­ кова, Скребцова, Калинина, Беляева. Это люди дисциплинированные и их работа и поведение безукоризненны. Они шкерят 9— 10 рыбин и тянут всю комащу за собой. Команда имеет не только высокие показатели по шкерке; она дает вы­ сокие нормы но спуску н под'ему трала, спуск й под ем со всеми де- j лежками составляет 39 минут; без дележек спуск и под ем доходит до ков промысла и ловить не хуже, „В Муркомтрансе обсчитывают “ Под таким заголовком в «Поляр­ ной правде» была напечатана заметг ка, в которой указывалось, что на­ чальник Муркомтранса Тавосин уста­ новил своп порядки. Вместо "того, чтобы за доставку дров брать по 2 руб. 50 коп. за кубометр, с клиен­ тов брали по 15 р. 84 коп. Заведующий городским жилищно- [ ть глубокую повседневную па- и ’ и™ стью подтвердились. * • Р I Начальнику Муркомтранса Тавосину ' 1об’явлен выговор. Бьи такой случай. 'Стояли____ порту. Со всеми работами по маши­ не без чистки котла, — стоянка должна была затянуться иа 4 су­ ток. Я захожу к Предену в каюту, говорю: — «Андреевич, мы в печил бесперебойную работу маши­ ны. Дурындин все мелкие работы производит во время (набора воды или утля и во время починки тра­ ла и этим самым уменьшает ремонт в порту. Очень хорошо работает и На-днях вернулся о порт с промысла траулер «Колгуевец» НА СНИМКЕ: машинная команда под руководством стармеха т. Пре- ден В. А. проверяет состояние поршневых колец парового цилиндра. J E T T " недостаткн в строи- лииено за квартал 9.157 центнеров чтит- ’ и парторганизации За одну четверть * . строек еще ие организовали по- ’одна треть длинного стахановского движения за ‘ высокое качество стройки, за сдачу полноценных об'ектов в установлен­ ные правительственными органами сроки. Программа резкого улучшения всех строительных работ, — говорит тов. **шения снк и Дк ВшП(ц) от-11--феврад*-493(>-г. Эти решения выполняются неудовле­ творительно. года выловлена обязательства. Значит, есть все данные за то, что обяза­ тельство в 30.000 центнеров будет перекрыто, а (государственный план, который утвержден нам в размере 25.000 центнеров, будет выполнен нами еще ко дню 19-й годовщины Октябрьской революции. В этом (мы уверены! Все дело-решают кадры, оператив­ ность руководства, крепкая трудовая дисциплина, сознательное отношение 30 минут. Впереди идет вахта стар-! пома Гунинз. В этом году мы еще ни разу не иа по стажу, что, однако, не (мешает | машины— это результат их безуко- ему быть одним из лучших работни- ризненной работы. За все время плавания в Мур­ манск у нас не было ни одной по­ ломки, ни одного часа простоя из-за чем ловят старые (промысловики. лежали в дрейфе из-за уоорш рыбы; под'ем в 4 тонны убирается за 2lU часа, что дает возможность за сутки сделать лишний под'ем и увеличить время активной работы тралом. Но этого еще мало, что команда работает хорошо. Этд все еще не ре­ шает успеха дела. Главное здесь — надо уметь ловить рыбу. Но и тут колгуевцы не обижаются, — их ка­ питан умеет ловить рыбу. Александр Алексеевич Хохлин — молодой капитан и по возрасту, и Не плохие и помощники у Хохли- Старшпй помощник i T ybuh механизмов. Междурейсовые стоянки . . - • в порту составляют в среднем 4 сут - L k _ молодой, 1914 года ро«е- к„. ЬгаршиП „ехаш,,; В А. Пре^ ш я раоотает „ руководит подчи- Ы к п за ненными прекрасно. Стахановец. Его ‘ ид нои детали за вссь зимнии грюн нр вахта зашгмает первенство н а- суд - сезон не не. Поищите Кудри В. Г не от- ремнт заводу - от от * машины, нн от лебедки; н щщ этом стает от старпома. „ „ „ „ „ ' dTUM 1 мы не имели слесаря на судне. Кто Ко и это все еще не решало на- понимает, что значит — проплавать шего успеха. Немалую, да, пожалуй, семь месяцев и ничего не сдать в чуть ли не самую^ основную роль ремонт, не иметь ни одного часа играет машина иоо это пуша и простоя, довести междурейсовые сто- сердце -судна. Наша машина работает янкп до 4 суток, тот сам оценит ра- хорошо, мы машииои гордимся. Гор- боту наших механиков. Это действи- дятся и механики, ибо исправность тельно стахановская работа. справимся м 4 W~ 1 .%WL/V АЖ К 1 р 1/UW А К выходу в море за трое суток?».— старший машинист Распопнн UH говорит, что по машине много Все трое: Преден, Дурындин и накопилось раоот и поэтому не спра- Распопин-стахаковцы. Ъ т -эти сла­ вимся. «Только - только разве женность и организованность в ра- уложимся в 4 суток и то без гаран-(боте и дают возможность колгуевцам j иттц от победы к победе, и позволи- тии». Предлагаю ему — «а что, если .та нам выловить в I квартале 9.15? дадим человека центнеров, три с палубы на подсобную 1 мы тебе в машину .. _______ о п подсобну рабо-1 -На второй квартал «Колгуеву» чту ’ мм 1мДеН сразу ухватплся за.дзно задание выловить 7.500* цен- Г п т г Г !• ' С " 0ШЛ“ к к“ - « Ч » - ««««ТО заявляет: - «Вы- лтав). Капитан согааевм с навв'-товд» 11.880 цевтверов» И спва- r c . r * a e , l ” № “ - 33 один лервый рейс дои. Прихожу к команде, оо ясняю второго квартала мы привили 4.000 " центнеров; этим же рейсом вакончи- положение. Сразу же нашлись охот­ ники. — Хоть десять человек, если ма­ ло — так заявила команда. Были в машину назначены три человека: Феликсов, Петков, Давыдов, которые работали в .машине с большим рве­ нием. Результат от «этого получился изумительный — все работы были быстро закончены; мы были готовы к выходу за 2,5 суток. Но в иоре вышли через суток — затянул нашу стоянку берег: из-за ожидания соли простояли 12 часов и лз^а ожидания причала у угольного скла­ да 13 часов. Такая неповоротливость берега явно тормозит развитие ста­ хановского движения. Нужно также отметить хорошую работу второго механика Дурындина. Он хозяин машины. Он своевременно устраняет все ненормальности в ма­ шине. Он своей заботливостью обес- ли полугодовой план. Уверенность колгуевцев в победе подкрепляется делом. Мы не успокоимся иа достигнутых результатах и вторую половину года проработаем не луже, а еще лучше. «Шадкамп закидывать» мы не соби­ раемся, ибо шадки— средство не на- дежиое. Решают успех слаженность, организованность и умелое руковод­ ство. * Откуда такое рвение, такая жажда победы у колгуевцев? На это дал замечательный ответ наш вождь и учитель товарищ Сталин на совеща­ нии стахановцев: «Жить стало луч­ ше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спо­ рится. Отсюда высокие нормы выра­ ботки». „ А. П. АНТИПИН. Помполит РТ-412 «Колгуевец».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz