Полярная правда. 1936, апрель

% К предстоящему столетию со дня смерти А. С. ПУШКИНА В е л и к и й русский поэт Глухой вимней ночью 1837 г. жандармы царя Николая I, таясь и крадучись, как воры, увозили из Петербурга мертвое тело Пуш- вииа. Царское правительство пыталось уврасть у русского на­ рода его веливого поэта, убито­ го агентом, ставленником дво­ рянской реакции. Давно развеяна ваувой официально-либеральная легенда о смерти Пушвина на дуэли из личных мотивов. По­ единок Пушкина, затравленной) придворной челядью, был завер­ шением длительной борьбы, вото рую гениальный поэт вел < реакционным дворянством ва судьбы русской литературы. Эта борьба не закончилась смертью Пушкина. Она продол­ жалась над гробом его. Ола велась вокруг произведений во эта и после того, как он полу чил, наконец, официальное при знание. Царские министры, которые под именем „народного просвещения , распространяли мракобесие в стране, скрывали от трудящихся подлинного Пуш ­ кина. Дворянская и буржуазная ли­ тература внесла свою долю в фальсификацию поэтического об­ лика Пушкина. Не имени его пытались сделать знамя реак­ ционного „чиетого искусства*. Во имя Пушвина боролись с ре волюционным движением трудя­ щихся масс. Задавленным нищетой, катор­ жным трудом, неграмотным и темным массам было тогда не до поэзии и литературы. Куль ­ тура была монопольным до­ стоянием дворянства и буржуа­ зии. Называя Пушкина наци­ ональным поэтом, они сами себя отождествляли с нацией. Но к этой .нации* капиталистов и помещиков с глубокой враждой относились миллионы трудящих­ ся. Веливая пролетарская рево­ люция впервые по - настоящему создает Пу швину подлинную на­ родную славу национального русевого поэта, славу веливого поэта народов советской страны. Постановление Ц И К Союза ССР об образовании Пушкинского комитета имеет огромное историческое значение. Правительство великой страны чествует память Пушкина, вак создателя русского литературно го языка. Это значит, что рус ский литературный язык стал достоянием миллионов трудящих ся, важнейшим орудием даль­ нейшего культурного роста и развития. Пушкин был созда­ телем прекрасного, могучего, гиб­ кого русского литературного явы- ва, он остается великим учи­ телем, и на любви к Пушкину, на подлинном знакомстве с его произведениями воспитывается советская молодежь. Пушкин был создателем но­ вой русской литературы. Клас­ сическим наследством этой ли­ тературы питается нынешняя наша советская литература. Любовь в поэзии неот'емлема от творческой, полной страсти и радостного увлечения жизни, а именно такова живнь советских народов. Пушкина энает и любит наша передовая молодежь. От Пушкина ведут свою родослов­ ную лучшие наши поэты. А о значении лучшего поэта нашей советской эпохи, о значении Маяковского, сказал недавно товарищ Сталин: „Маяковский был и остается лучшим, талан­ тливейшим поэтом нашей совет­ ской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление*. Эти слова о Маяковском на высочайшую сту­ пень подняли вопрос о значе­ нии нашей поэзии, и постанов­ ление Ц И К СССР о Пушкин­ ском комитете продолжает линию, указанную в словах тов. Сталина. Пушкин— великнй русский на- . пиональный поэт. Но бессмерт­ ные произведения его художест­ венного слова обогатили челове­ чество. Русский народ справед­ ливо гордится своим поэтом. В Пушкине сказались талантли­ вость, сила, вдохновение, страсть великой страны, ее трудящихся масс. Но не только для русского на­ рода писал Пушкин. Ем у дороги были трудящиеся всех нацио­ нальностей, дорог был каждый язык, каждая культура. Он под­ черкивал интернациональные чер­ ты в своей поэтической натуре, когда писал пророчески: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И наэовет меня всяк сущий в ней язык. И гордый внук славян, и финн, и ныне дивой Тунгуз, н друг степей валмыв. Эта мечта, не осуществимая в буржуазном строе, основанном на угнетении .диких* язывов, осуществляется в советсвой стра­ не с ее богатейшим развитием национальных культур, с ее вели­ кой дружбой народов. Пушкин дорог всем в Советском Союзе, и в Пушкинском комитете еой дутся писатели и деятели наро­ дов всего Союза. У всех одна задача— самым шировим образом распространить поэзию*Пушвина, все его произведения среди мно­ гомиллионных трудящихся масс Союза. Талантливые поэты народов со­ ветской страны входят в Пуш ­ кинский комитет, чтобы засви­ детельствовать дружбу всех со­ ветских литератур, их идейное родство, нх вванмную связь. В Пушкинском комитете отразил­ ся весь Советский Союз заме­ чательным культурным обликом своим, и работа комитета—это еще шаг в дальнейшем углуб­ лении и развитии культуры. В подготовке к историческому празднику советской культуры примет участие вся страна. Из .Правды* от 17 декабря 1935 г. Д у б р о в с к и й ОТРЫВКИ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ Прошло несколько дней и вгфажда» ния, зная короткую связь его с их между дв\мя соседамн пе унима- господином; теперь Дубров.скнй уви­ лась. Андрей Гаврилович пе возвра­ щался уже в Покровское, а Кирилла Петрович без него скучал, п досада его изливалась в самых оскорби­ тельных выражениях, которые, бла­ годаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправлен­ ные н дополпенные. Новое обстоя­ тельство уничтожило и последнюю надежду на примирение. Дубровский об’езжал однажды ма­ лое свое владение: приближаясь к березовой роще, услышал он удары топора и чрез минуту треск пова­ лившегося дерева; он поспешил туда н наехал па покровскпх мужиков, ворующих его лес. Увидя его, они бросились было бежать; но Дубров- j скип со своим кучером поймал одно­ го из них, которого привел связанно­ го к себе на двор; сверх того, две лошади неприятельские достались тут же в добычу победителю. Дубров, ский был чрезвычайно сердит: пре­ жде всего никогда люди Троекурова, I известные разбойники, не осмелива­ лись шалить в пределах его владе- дел, что они пользуются разрывом, происшедшим между ними и его со­ седом, и решился, вопреки всем по­ нятиям о праве воины,.проучить сво­ их пленников прутьями, коими они сами запаслись в его роще, а лоша­ дей отдать в работу, приписав к барскому скоту. Слух о сем происшествии в тот же день достиг ло ушей Кирилла Петровича. Он вышел нз себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кпстеневку (так назы­ валась деревня его соседа), разорить ее до тла и осадить самого помещи­ ка в.его усадьбе; таковые под виги были ему не в диковинку; но мысли годарности моей можешь быть уве­ рен». Шабашкин, поклонившись ночти до земли, вышел вон, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две,недели Дубровский получил из города приглашение явиться в суд и представить доку­ менты, в силу которых он владаоет сельцом Кистеневкою. ... Дело стало тянуться. Уверенный в своей правоте, Андрей Гаврилович мало о нем заботился, не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньгами, первый трунил над продажною совестью чернильного племени, и мысль сделаться жерт­ вою ябеды не приходила ему в голо- гу. С своей стороны Троекуг i его приняли вскоре другое направле- j столько же мало думал о выигрыше ппе. Расхаживая тяжелыми шагами ‘затеянного им дела: Шабашкин за взад и вперед по зале, он взглянул ’ него хлопотал, действуя от его пме- нечаянно в окно и увидел у ворот ни, стращая и подкупая судей и тол- остаповившуюся тройку: человек в куя вкривь и вкось все возможные кожаном картузе и в фризовой шп- указы. Как бы то ни было, 18... го- нели вышел из телеги и пошел во да, февраля 9-го дня, Дубровский, флигель к приказчику. Троекуров уз- получил через городовую полицию Д Е Р Е В Н Я Приветствую тебя, пустынный .уголок. Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья! Я твой: я променял порочный двор царей. Роскошные ппры, забавы, заблуждения На мирный шум дубрав, на тишину полей. На праздность вольную, подругу размышленья. Я твой: люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины. Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты; Везде следы довольства и труда. Я здесь, от суетных оклв освобожденный, Учуся в истине блаженство находить, Свободпою душой закон боготворить, Роптанью пе внимать толпы пепрвсвещенной, Участьем отвечать застенчивой мольбе И не завидовать судьбе Злодея, иль глупца в величии неправом. Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уедипеньи величавом Слышнее ваш отрадный глас; Он гонит лени сон угрюмый. К трудам рождает жар во мне, П ваши творческие думы В душевной зреют глубине. Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор * Друг человечества печально замечает Везде невежества губительный позор. Не видя слез, не внемля стона, Па пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея: Опора милая стареющих отцов, Младые сыновья, товарищи трудов, Из хижины родной идут собой умножить Дворовые толпы измученных рабов. О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар II не дан мпе в удел витийства грозный дар? Лвижу ль я, друзья, парод неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли, наконец, прекрасная заря? нал заседателя Шабашкина и ве­ лел его позвать. Через минуту уже Шабашкин стоял перед Кирпллою Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая, что он ему скажет. «Здорово... как бишь тебя зовут?» сказал Троекуров; «зачем пожало­ вал?». •— Я ехал в город, ваше высоко­ превосходительство,— отвечал Шабаш- приглашепие явиться в земский суд для выслушания решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дубровским и генерал-ан­ шефом Троекуровым, и для подписки своего удовольствия или неудоволь­ ствия. ... Настала глубокая .тишина, и секретарь начал звонким голосом чи­ тать определение суда. ___ „ „ Секретарь умолкнул; заседатель кин, и заехал к Ивану Демьянову встал ж с цизким поклоном обра- узнать, не будет ли каких приказа- тыся к Троекурову, приглашая его нпп. «Очень кстати заехал... как бишь тебя зовут? мне до тебя нужда; вы­ пей водки и выслушай». Таковой ласковый прием приятно изумил заседателя; он отказался от зодки и стал слушать Кириллу Пет­ ровича со всевозможным вниманием. «У меня сосед есть*»,— сказал Трое­ куров:— «мелкопоместный, грубиян; я хочу взять у пего имение... как ты об этом думаешь?» — Ваше высокопревосходитель­ ство, имеются ли какие-нибудь доку­ менты?... «Врешь, братец... как бишь тебя? подписать предлагаемую бумагу. Тор­ жествующий Троекуров взял из рук его перо и подписал под решением суда свое совершенное удовольствие. Очередь была за Дубровским. Се­ кретарь поднес ему бумагу, но Дуб­ ровский стоял неподвижно, потупя голову. Секретарь повторил ему свое приглашение: «подписать свое пол­ ное и совершенное удовольствие, или свое явное неудовольствие, если, паче чаяния, чувствует по совести, что дело его есть правое и намерен в положенное законами время про­ сить по апелляции*, куда следует». Дубровский молчал... вдруг он С К А З К И Ура! В России скачет Кочующий деспот. Спаситель горько плачет, А с ним и весь парод. Я сшил себе мундир. О, радуйся, народ: я сыт, здоров м тучен; Меня газетчик прославлял; гг „ Я ел, н пил, и обещал — Мария в хлопотах Спасителя и делом не пзиуче1 Узнай еще, в прибавку, стращает «Не плачь, дитя, пе плачь, сударь: Вот бука, бука— русский царь!» Царь входит и вещает: «Узнай, народ российский. Что знает целый мир: И прусский, и австрийский Что сделаю потом: Лаврову дам отставку, А Соца — в желтый дом; Закон постановлю на место вам I Послушавши, как царь-отец Горголи Рассказывает сказки!» И. людям все права людей. По царской милости моей, Отдам из доброй воли». От радости в постеле Запрыгало дитя: . «Неужто в самом- деле? Неужто не шутя?» А мать ему: «Бай-бай! Закрой свои ты глазки; Пора уснуть бы, наконец, какие тут документы? Дело в том '!!!* !!“ Г0Л0ВУ* ГЛа3а 6Г° 3аСвеРьали’ _ * схватил чернильницу и пустил ею в Ваше высокопревосходнтель- заседателя. Все пришли в ужас. Сто- ство, мудрено. р0жа сбежались на шум и насилу «Подумай, братец, поищи хоро- им овладели. Его вывели и усадили шенько». - в сани. Троекуров вышел вслед за — Если бы, например, ваше вы- ним» сопровождаемый всем судом; сокопревосходительство, могли достать виезапцое сумасшествие Дубровског* каким ннбудь образом от соседа за- сильно подействовало на его вообра- пись, в силу которой владеет он ^ение: судьи, надеявшиеся на его своим имением, то конечно... благодарность, не удостоились полу- «Понимаю, да вот беда: у него ЧИТЬ от иего ЫИ еДиного приветли­ вее бумаги сгорели во время пожа- п°го M0Ba; он т„отчас отправился в ра». |Покровское, втайне мучимый севе— Как, ваше высокопревосходи- СТШ “ Пе Ви° ЛНе Удовлетворенный тельство, бумаги его сгорели’ Чего ™ Р*еством своеи ненависти. Дубров- же вам лучше? В таком случае нз- ’ “ <ЖДУ тем' лелил в постели; вольте действовать по законам: без Л0Карь (не совсе“ певеаи> всякого сомнения получите совершен- ' П„ >СТИТЬ СМ> Кровь’ пРИС1а~ ное удовольствие. * I явки и шпанскне мухи; к ье- ,ru «0m, 9 п черУ стало екУ легче, и на другой ы думаешь. Ну, смотри же, я день отвезли его в Кпстеневку поч- полагаюсь на твое усердие, а в бла- ти уже ему не принадлежащую. Наш Пушкин Вся наша страна готовится к юбн-1ствовать тогда Россия, переставшая лейной дате — 100-летию со д н я! верить в несомненность вековых пра- сиерти великого русского поэта вм и с удивлением узнавшая о L С. Пушкина. Интерес, который *PyrHI.. о других мирах , 1 мыслей и понятии и новых, неиз^ тся с глубоким изучением вестных ей дотоле, взглядах на дав- биографии и творчества Пушкина, но известные ей дела п события», поистнне огромен. Об этом говорит, Творчество Пушкина очень ярко и хотя бы тот факт, что в цехах за- образно показывает нам его эпоху— вода им. Сталина после смен рабочие ' Эп° ху Р3™ 3** Феодальных °™оше- , г нии и развития капитализма. Он ри- ся и о суждают творческую Сует реальные картины жизни, бы- деятельпость Пушкина. В далеких .та, взгляды и мысли представителей уголках нашего необ’ятного Совет-j социальных групп, ского Союза имя Пушкина является п , любимым и популярным именем. | Пушкин в своем ™ Р чес™ был Пушкина любят, его изучают, в весь в Движении, нем черпают свежесть мысли, он пе- На раннем творчестве Пушкина редает чувство красок реальной жп- лежит печать его поэтических пска- зни. Его нельзя ие любить. Надежда ний. Годы пребывания в лицее и Константиновна Крупская в своих творчество этих времен носят на се- воспоминаниях о любимых писателях бе следы влияния Державина, Ка- Пльнча пишет, что Ильич больше рамзина, Жуковского. Он высоко це- всего любил Пушкина. И это понят- пил их мнение и особенно мнение но. Пушкин— непревзойденный ма- Державина. Пушкин вспоминает мо- стер художественного слова. В худо- мент читки своего стихотворения жественном мастерстве есть чему ‘ «Воспоминания в Царском Селе» пе- поучиться у Пушкина. Все его про-1ред Державиным, на выпускном эк- изведения проникнуты смелой и замене в лицее: «Я прочел мои серьезной мыслью, в них проявляет- «Воспоминания в Царском Селе», ся исключительный интерес к жиз- стоя в двух шагах от Державина. Я ни и ко всем явлениям жизни. Из- не в силах описать состояние души вестный критик Белинский сказал о иоей, когда дошел я до стиха, где Пушкине, что он был «одаренный упоминаю имя Державина, голос высоким поэтнческнн чувством и уди- мой отроческий зазвенел, а сердце вительной способностью принимать забилось с упоительным восторгом... и отражать всевозможные ощуще- Державин был в восхищении...» ния, ob перепробовал все тона, все (П ушкин о Дерливине). И позже в лады, все аккорды своего века; он послании «К Жуковскому» он еще заплатил дань всем великим совре- раз пишет о Дерливнне: менным событиям, явлениям и мыс-j «Славный старец наш, царей лям, всему, что только могла чув-1 певец избранный, С поникшею главой, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Описывая эти картины рабства, Пушкин, однако, живет надеждой на мной». J реформу сверху. Как либерал, он хо- Однако, позже Пушкин начинает чет видеть народ раскрепощенным, но путь к раскрепощению он видит не в массе крестьянства, а так: В слезах обнял мепя дрожащею рукой И счастье мпе предрек, незнаемое; Увижу ль я, друзья, народ быстро политически созревать. Это му способствуют прилив революцион­ ного движения в Европе и борьба либеральной части дворянства про-| неугнетенный t u b феодалов-крепостников в копце И рабство, падшее по манию царя 10-х и в начале 20 годов. . И над отечеством "свободы Дружба с Чаадаевым также нема-] просвещенной ло способствует политическому росту Взойдет ли, наконец, прекрасная Пушкина. Можно уверенно сказать, заря? что творчество Пушкина этого вре- Такой конец «Деревни» понятен мени по своим взглядам становится Пушкин, как и все передовое дво- близкпм к декабристам. Об этом мо- рянство того времени, хотел измене- жно судить по посланию «К Чаада- ния политического строя, но дей- еву» (1818 г.). Пока свободою горим. Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы. Товарищ, верь: взойдет она, Заря пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна И на обломках самовластья Напишет наши имена. Таким образом, он видит свой гражданский долг перед «отчизной» в борьбе против «самовластья». Его. связь и дружба с видными декабристами еще более усилила его либеральные настроения. В стихо­ творении «Деревня» (1819 г.) Пуш­ кин уже явно выражает свой протест против крепостничества: Здесь барство дикое, без чувства, ствовать, как революционер, он не мог. «Страшно далеки они были от народа», — говорил о декабристах В. И. Ленин в статье «Памяти Гер­ цена». Декабристы пользовались сти­ хотворениями Пушкина в интересах агитации. Поэт создал много эпи­ грамм против власти и даже против царя. Недаром впоследствии Жуков­ ский писал Пушкину: «В бумагах каждого из действовавших декабри­ стов находятся стихи твои». Но еще до процесса декабристов за револю­ ционное содержание стихов Пушкин был отправлен в 1820 году в ссыл­ ку. Последующие годы Пушкина — это годы усиленной творческой рабо­ ты. Он создает «Кавказский плен­ ник», «Цыганы». Он начинает пи­ сать свой любимейший роман в сти- . без закона хах «Евгений Онегин». В этом рома- Присвопло себе насильственной лозой не поэт отобразил состояние господ­ И труд, и собственность, и время ствующего класса, характеры и нра- земледельца. вы представителей данного класса. Особенно выпукло это отражается в обрисовке образов Онегина, Ленского и Татьяны. Сюжетная линия «Евге­ ния Онегина» говорит и относитель­ но судьбы молодого человека начала девятнадцатого столетия. Он показы­ вает трагизм и обреченность этих молодых людей. Особенно ярко в этом отношении описан образ Онеги­ на («Путешествие Онегина»), кото­ рого всюду преследуют скука, тоска. Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик. Как этот бедный откупщик? Зачем, как тульский заседатель, Я не лежу в параличе? Зачем пе чувствую в плече Хоть ревматизма? — Ах, создатель, Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? Тоска, тоска!... Состояние этого героя Пушьип видит в условиях паразитической I жизни. В этом отношении образ. Татьяны более устойчив. Поэт пока-i зывает черты рождающейся новоп­ русской женщины и, следовательно,! для того времени черты передового характера. Поэтический язык и яс­ ность, звучность стиха в романе «Евгений Онегин» находятся на очень высоком уровне. Будучи в Михайловском, он пишет i и оканчивает трагедию «Борис Году-1 нов». Однако, в печать опа была допущена цензурой только через1 пять лет. Иначе и не могло быть, ибо в трагедии «Борис Годунов» ^ Пушкин показал много сходного в положении России начала XVII века и начала XIX века. Он показал, как велика пропасть между царем и на­ родом. , Литературное богатство, оставлен­ ное нам Пушкиным, очень велико. Потребуется ещв ряд втатей, чтобы более или менее полно отобразить творчество Пушкина. Жизнь Пушкина была насиль­ ственно-прервана. Ненависть при­ дворной знати и царя к поэту поста­ вила Пушкина под дуло пистолета. Оборвалась замечательная жизнь од­ ного из величайших поэтов мира. Чувство глубочайшей скорби и него­ дования охватило наиболее умных и дальновидных представителей той I эпохи. Наиболее полно это чувство * выражено в произведении Лермонто­ ва «Смерть поэта»: Погиб поэт— невольник чести — Пал, оклеветанный молвой. С свинцом в груди, с жаждой мести, Поникнув гордой головой. Не вынесла душа поэта Нозора мелочных обид; Восстал он против мнений света * Один, как прежде, и — убит. v .................................................................. j'rac, как светоч, дпвний гений, Увял торжественный венок. ^ Пушкин является родоначальником русской художественной литературы. Ценность Цушкпна для нас — в его художественном творчестве, в его умении отображать жизнь и в той «большой общественной роли, какая присуща его поэзии». { Поэт имел все основания ска­ тов той эпохи. Именно поэтому пра­ вящие круги и поспешили поста­ вить Пушкина под выстрел пистоле­ та. ** * зать: \ j «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшии призывал». И если в последние годы своей, жизни идеи свободы стали у поэта I звучать не так ярко, — все же Пушкин продолжал оставаться по­ этом независимым от правящих кру­ Страна готовится к юбилею — столетию со дня смерти поэта. Че­ рез несколько дней по всему Мур­ манскому округу и в городе Мурман­ ске начнется широкая волна обсу­ ждений и изучения творчества Пуш­ кина в соответствии с указанием Окружкома ВКП(б). В основе этого указания лежат слова Ленина: «коммунистом стать можно лшт. то­ гда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (Ленин, том XXX). Пролетарская революция приобщи­ ла к культуре всех трудящихся; м дала Пушкина нашей многонаци­ ональной республике. Поистнне сбылись мечты Пушки­ на: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой Я назовет меня всяк сущий в ней fliblK, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык». Эти мечты Пушкина сбылись. Егв читают повсюду. I «калмык», и «финн», и «тунгуз». Это произошло потону, что наша революция «дала народу не только свободу, но и ма­ териальные блага, но и возможность зажиточной м культурной жизни» (Сталии). Пушкина жобят, читают. Пущ­ и н — ноэт многомиллионного Со­ ветского Союза. --- - БЕРХИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz