Полярная правда. 1936, апрель

ПРОТЕСТ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 10 апреля заместитель народного комиссара ' но иностранным делам Б. С. Отомоняков принял японского посла г. Ота и заявил ему протест по поводу»нового перехода из Манч­ журии на советскую территорию в Гродековском районе вооруженной группы и обстрела ею на глубине около тысячи метров от границы со­ ветских пограничников, о чем сооб­ щено в телеграмме ТАСС из Хаба­ ровска от 9 апреля. В ответ па это г. Ота заявил протест по поводу того же инциден­ та от имени японского правитель­ ства, утверждая, что будто бы этот инцидент произошел па манчжурл ской территории, якобы, вследствие ничем не вызванного обстрелу япон­ ской военной группы советскими по­ граничниками, при котором, по сло­ вам посла, было убито с японской стороны три человека. Союзфото. Новое нарушение границы ХАБАРОВСК, 9. Сегодня в 14 ча­ сов 30 минут наряд пограничников из заставы «Сосновая падь», в со­ ставе 5 пограничников, под коман­ дованием начальника заставы Бубе- нышева, в районе севернее раз'езда «Рассыпная падь», обнаружил на глубине около 1.000 метров от гра­ ницы перешедшую пз Манчжурии группу не установленной числен­ ности. В ответ на сигналы остановиться, нарушители границы открыли огонь. Завязавшаяся перестрелка продолжа­ лась около 20 минут, после чего на­ рушители границы скрылись на манчжурской территории. ПОД'ЕМ* РЯДАХ ПРОСВЕЩЕНЦЕВ . Постановление партии и прави- Московская киностудия^ Мосфильм выпустила на экраны нозый фильм режиссера И. Пырьева «Партий­ ный билет». Снимали фильм операторы Солодков и Лебешев. ____ __________НА СНИМКЕ: артист Абрикосов в роли Пазла и артист Маслоз в роли Яши. СМОТР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНСТИТУТЕ НАРОДОВ СЕВЕРА Д В У Х Л Е Т И Е ГЕРОИЧЕСКОЙ ЭПОПЕИ свом В августе 1933 года у одного из|ских пилотов, паправляюгцпх причалов Мурманского порта стояло машины в стратосферу, и в бесстра- На фабриках, заводах, в школах п ! большое с/ дпо с отлакированными! шип парашютистов, и учреждениях Ленинграда разверти-1 чернымп 00 Ртамн, па которых было' вается шпрокпй смотр художествен- выведепо: «Челюскин». Судно готовп поп самодеятельности. Окончание Л° СЬ К ° ТХ0Ду в поляРиый РеЙс. А этого смотра приурочивается к пер-! ТРУДЯ вомайским торжествам. Народные та m,TT'’tI п,пгп " ....... лапты — певцы, танцоры, худож­ ники, скульпторы, рассказчики — покажут свое искусство в первомай­ ские праздники. Смотр художественной самоде.тгель щихся всего мира сковала великая тревога за жизнь людей, которых су­ ровая стихия Арктики выбросила на льды Чукотского моря, а корабль за­ хватила в жестокий плен. мудрости ученых, и в настойчивости красноар­ мейца, овладевающего обороииой техникой, и в трудовой героике ста­ хановцев — в беззаветной преданно­ сти миллионов своей великой родине, и горячей любви их к мудрой пар­ тии и величайшему гепшо человече­ ства — великому Сталину. . «...мы в Мурманске берем не только снабжение (уголь, вода, про- раионы мле в эти незаоываемые дни каждое В СО ВНА РКОМ Е СССР тельства о повышении зарплаты учи- |Та1'ии каме 11 ноуго! 1 ьной промышленно- телям и другим школьным работай- | сти’ чеРн°й металлургии, леспой, кам многочисленная армия советских химической и пекоторым другим от- педагогов встретила с огромным во- раслям промышленности в течение одушевлением. Во всех школах Ленинграда со­ стоялись митинги школьных работ­ ников. В приветствиях, посланных товарищам Сталину, Молотову и Жданову, учителя заявляют: «Только в стране победившего от­ ряда последних лет вызывалась тем, что на протяжении длительного пе­ риода, в некоторых случаях в тече­ ние 7 8 лет и более, отпускные цены па уголь, металлы, лес п хи­ мические продукты оставались па од- пиализма возможна такая забота об |иом неизменном уровне, между тем, се- учителе. Заверяем партию и прави- бестонмость производства этих продук- тельство в том, что мобилизуем все свои силы и дадим родине грамот­ ных, культурных, сознательных и преданных борцов за дело коммуниз­ ма». — Сталинская забота о работни­ ках народного просвещения создает огромный стимул для повышения ка­ чества учебы в наших школах, — заявляют педагоги Ростова-на-Дону. — Великий Сталин, партия и пра­ вительство нашей прекрасной и ве­ ликой родины выполнили заветы Владимира Ильича Ленина н подня­ ли звание народного учителя, дей­ ствительно, на недосягаемую высо­ ту, — заявила на митинге Надежда Ивановна Дегтярезская, — старей­ ший педагог Ростова. Азово - Черноморский крайиспол- рядка Совнарком прнзиал нецелесооб­ разным, поскольку уже с прошлого года по тяжелой, а в известной мерс ОБ ОТМЕНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОТАЦИЙ И ОБ ОТПУСКНЫХ ЦЕНАХ В ТЯЖЕЛОЙ ИЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Советом Народных Комиссаров Со юза ССР с 1 апреля отменены госу­ дарственные дотации ряду отраслей тяжелой и лесной промышленности. Это постановление относится к таким отраслям промышленности, которые производят каменный уголь, торф, железную руду, черные и цветные металлы, ряд продуктов химии, не­ которые виды машин, цемент, лес, пиломатериалы. Необходимость государственных до- БОЛЬШ ИЕ АРКТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЛЕТЫ Задержка на мысе Желания Челюскинская эпопея — наиболее ностп начался в ленинградском Ин- ЯрКОе выРажеипе советского патрио-1 довольствие), мы здесь получаем ституте народов Севера, где учится ™Ш1а’ ЛЮ"Р!Г п преданности родппе. большую зарядку энергии и инпцпа- свыше 400 представителей 26*шиш- i НД®ольшо® зс_ тпвы Для успешного проведения за­ дания. Мурманск, как нельзя боль­ ше, подходит для этой цели. Город кипит, строится, имеет блестящие перспективы». Это сказал славный командир по­ лярников Отто Юльевич Шмидт нака­ нуне отхода «Челюскина» в свой ге­ роический рейс. Эти слова подтвер­ ждаются всей дальнейшей работой по освоению Великого северного морского пути. После «Челюскина» блестяще про­ шел в одну навигацию путь с Восто­ ка на Запад краснознаменный ледорез опальностеи, населяющих „ Крайнего Севера. |ут,)0 с тРепетом и нетерпением раз- Наш ленинградский корреспондент ’ веРтывали газетные листы, стремя:ь беседовало директором института ГИапТИ D нах° дя РаД°с™ые подтвер- проф. Кошкиным, который сообщил j л‘д£гшя свонм большим чаяниям, следующее* I еропческие летчики, легендарные - Велика творческая активность' смельчакп’ бесстрашные покорители народов нашего Севера. Л учшим при- -°ЗДуха Ua скоростях, машинах пре- мером этого является И нститут па- одолевали высочайшие горные кряжи, родов Севера, где свыше 60 нрпцен-•П0КрЫТЫе вечпым снегом’ вались по тов всего состава учащихся активно ! не1ше^шпым воздушным трассам к участвует в различных формах ху - ДаЛСК0“ геогРаФпческой точке, зате- дожественной самодеятельности. 1Рявшенся в широтах коварной Чукот- Третий год существует при инсти- i ЕП'П „ „ к. Г Г £ * трассе • Нестрашно кропал пародов Севера. Артистами п автора - | ™ ° Г0 С,,веР Н0Г0 «рсвого пути не- мн пьес являются сами студенты ГЛП бе('смеии} 10 ЕахтУ У радно-аппа- ННС’а. С 19Н4 года работает эвен- раТ0В' НсвПДПМЫМИ’ по блпзко 0 П1У- ....... ........ 1 " * “ г а Г ,Ь“ а" С1УДП"- Т г е Г ш ' Г « « Р » "Одного «оре- АРХЛНГЕЛЬСК, 10. В северной Н ™ ~ “ " Ч " " . ■*“ части Новой Земли сетеия снова во- Большое развитие получили в пи-1" 3' “ “ ,р!'зм “ ашс" вы " коГ' Р01" ' . “ “ .£ ев.ер ™ ' льды Арктики флагманский ледокол «Ермак». Четыре грузовых судна — «Сталинград» п «Анадырь» с Восто­ ка, «Пскра» и «Ванцетти» с Запада иТесной*промышл"е 1 шостпТв*резул ь- зобн»вмся сильный Наклон. На мы- статуте раиотъГ“ст7де“нтов“в‘“области j НЫ ю кра,сиым ^ бежом были ПРСПС" *-°-CK-<>“ ° УТЬ ° “ стан0-вигся нор: Г , t J 1 се Желания --------------- ------- - ППЛНЙИИ П Р с т н в ш и т тт. 1 -п г,о „„л.. . тате успехов освоения новой техники --------- ------ - ,слццл , „ свирепствует восьми- живописи п скульптуры. Р исунки и не только ие имело места увелпче- ал1,иыи вест-нордвестовыи шторм. и лепка студентов заслужили востор- нпе себестоимости, а, наоборот пача- связи, с этим полет тт. Во- жепные отзывы как крупных худож - 1 ТАПТ. СПIЛПО TI М а г п ч .г .,..,, ____ п n n n n * ----- _ v u tw v v iU f Uy UUUIMfjlU |, UU 11 » •• ---- —I , **“ **••• лось ее серьезное еппженпе. В теку- rtw^™0Ba п ша на Землю ников СССР, так и ряда зарубежных ■ Иосифа не состоялся. мастеров жпвопнеп и скульптуры. Эти работы, так же как п лите­ ратурные произведения студентов, по­ лучили высокую оценку п от велпко- теку- фротттт, щем году народнохозяйственным пла­ ном установлено дальнейшее сниже­ ние себестоимости по всем отраслям тяжелой н лесной промышленности. В соответствии с этим Совнарком от Фарих летит обратно АРХАНГЕЛЬСК, 10. Летчик Фарих го пролетарского ппсателя М. Горь- менил с 1 апреля выдачу государ- се1Ч)^ня завершил свои перелет Мо- ного. ственных дотаций указанным выше остров Вайгач. В 14 час. ’ У нас есть высокоталантливые ак- отраслям тяжелой и лесной промыш- 1Г1ШП он приземлился на Ваига-(теры. художипки-самоучкп, скульп- ленностн п несколько повысил от- че‘ в ЗД6СЬ пушнину, добытую j торы, — говорит т. Кошкин. — Но- пускные цены по этим отраслям про- цРомышлр®никамн - ненцами, Фарих ! бывавшая педавно в ИНС е зас. ар- мышленностп с учетом проведения В 03 ВРат11лся в Амдерму. Приняв на тистка республики Викторина Крн- установленных заданий по снижению ° орт саио„лета пассажиров п допол-; тер заявила, что самое замечательное себестои-мостп в этот год. нительныи грр, он вылетел в Ар- в искусстве, народов Севера — это В связи с проведением изстоящпх мероприятий, государственные пред­ приятия и потребители соответству­ ющего сырья, топлива п оборудова­ ния, па которые повышены отпуск­ ные цены, получили дополнительные хангельск. ' Семьдесят девять i комбайнов в сутки РОСТОВ-ДОН, 10 . Ростсельмаш в оборотные средства. Для тех отрас- 1 ™ е Г ” « ^ п Х Ш ? леи Промышленности (легкой инду- еле письма тов. Орджоникидзе о ста- стрпп и других), для которых указан- ханововой подготовке к встрече ное повышенпе отпускных цен вызы- ^ мая’ Ра^эта пеха комбайнов улуч- вает увеличение себестоимости про- ^гилась-, первых же дней апреля тов в течение последних лет подня­ лась. Указанное увеличение себестои­ мости по тяжелой и лесной промыш­ ленности связано было с тем, что за этот период значительно поднялся vpo- вень заработной платы рабочих ослу- j.... ’ 7 .............. '"*** пех комбайнов перевыполняет с\точ- жащих (в угольной, металлургической, ■ * ‘Ции’ котоРое ,!е может Пь1ть иол- ные планы. 8 апреля с конвейера нефтяной и лесной промышленности ностью перекрыто улучшением ее ра- снято рекордное количество комбай- заработная плата в период первой и боты, уже в этом году произведено нов — ТУ. второй пятилетки подпялась не мс- ‘ пскоторое енпженне налога с оборота в т*,п ^1аза) ’ что между про-, с тем, чтобы розничные цены, по ко- чим вызывалось повышением сельско- I хозяйственных цен.«Кроме того, это ’ то*,ым товаРы отпускаются населе- повышение себестоимости было' свя- ШП0, пе повысились, а остались без зано с тем, что промышленности при- изменения. шлось за последние годы пестн боль- j В результате указапных здесь ме- шие расходы на подготовку новых ‘ропрнятий созданы более благоприят- “ -тачсства ио- „ыС умоми для ды1>„ еашег0 раззп вых предприятии. Возросли за это пх национальные пляски и физкуль­ турные игры. Опа особо отметила на- цпоиалытую пгру папайпев «шуточ­ ная борьба», прекрасно исполняемую студентом-наиаицем Семеном Киль. Внимание В. Кригер привлекла так­ же игра «фехтование па палках», привезенная одним студентом из На­ найского района. Сейчас мы готовимся к большому событию: в честь открывающегося в полнены бесконечным лнкованпем и радостью, когда радио прппоспло ла- копнчпые известия о новых победах советских летчиков пад своенравной Арктикой. П заключительные слова рапорта правительственной комис­ сии — «лагеря челюскинцев в Ледо­ витом океане больше не существу­ ет» — прозвучали на весь мир ве­ личественным гимном людям п стра­ не, чьи мужество и геропзм спаяли в одно целое маленький коллектив на льдине и многомиллионный коллектив на огромной советской земле. С тех пор прошло два года. Но пе перечеркнуты в памяти великие дни героической эпопеи. Это пе только воспоминания, эти дни живы не только в очевидцах и недавних де­ лах. Они живы н в мужественных подвигах красных пограничников, ох­ раняющих неприкосновенность наших рубежей, и в смелых взлетах совет- мальнон эксплоатацпонной морской линией. Сколь много мужества п преданно­ сти родине в этих, обычных для на­ шей страны, героических делах! П в еще большей степени этп больше­ вистские качества будут проявлены летом 1936 года, когда десятки су­ дов пойдут по путям Северной мор­ ской трассы. Шесть транспортных кораблей с полным грузом уйдут в сквозные рейсы. 38 экспедиций будут изучать гидрологические п павптапноппые ус­ ловия многообразных райопов Севмор- путп, десятки судов пойдут в Кар­ скую и Ленскую экспедиции. Захватывающе интересен и увле­ кателен план арктической навигации 1936 г. — славное продолжение и закрепление работ героических челю­ скинцев. . Б. МОЙЖЕС. Орденоносец Матусевич ... В комитете наблюдения за На-днях, — говорит т. Матусе- т строительством новых ледоколов при. вич — я вернулся из поездки по .Москве всесоюзного с езда ВЛКСМ в Ленсевморпути работает челюскинец-, металлургическим заводам Юга из- театре Народного творчества готовит-.орденоносец т. Матусевич. ся выступление наших театральных студии, А. ЯНВАРСКИЙ Ленинград (соб. корр.). Фото из альбома «Героическая эпопея». — Опыт, накопленный много за кногие годы плавания старшим ме­ хаником на ледоколах в Белом море и полярном бассейне, позволяет мно­ гое предусмотреть или изменить для улучшения эксплоатацпонных качеств I корабля. 8 особенности обогатились мои знания во время пребывания на «Челюскине» во время зимнего дрей* готовляющим ЛИСТОВУЮ сталь и про­ филя для новых ледоколов. От нач. Главсевморпути т. 0. Ю. Шмидта мною были получены письма, адре­ сованные директорам Мариупольско­ го, Краматорского н Ворошповского. заводов с просьбой лично заняться ликвидацией задолженности как по отгрузке, так и по изготовлению. И здесь я убедился, какой исключи­ тельной любовью и вниманием ноль- время также расходы промышленно­ сти па гужевой крестьянский транс- вом выделил 4 миллиона рублей на i порт, фураж и тому подобное. В ре­ подготовку учителей и повышение |зультате этого в народно-хозянствеи- мх квалификации. пом плане 1935 года должпы были — Никогда за 40 лет моей педа- быть пРеДУсмотрены государственные логической работы я не испытыва, 10 Р' 6' леи копеек на тонну тия. тяжелой и лесной промышлепно- стп на основе внедрения хозрасчета и обеспечеппя прибыльности всех хо - 1 рошо работающих промышленных предприятий. Кроме того, с 1 апреля введены повые железподорожные тарифы на , Фа, — говорит т. Матусевич. , л0:- . ..' 1 зуется на предприятиях Главсевмор- I Сейчас, при постройке новых ле- в прошлом убыточность перевозок но П о с л е д н и е д н и ла такой радости, как сейчас ч у < в ” ог“ “ * *ГЛЯ П 1 i пеРевозки Р ®*3 грузов, дающие воз- ствуя о т ц * ™ ,a 4 v . 7 ™ 26 “ т т " “ - — • » ликвидировать „чевшуос, . М J О и о у ч и т е л е н у l y i y u a . В П Р О Ш Л О М у б ь Г Г О Ч со стороны великого Сталина и пра- Дальнейшее сохранение такого по- железным дорогам. жительства, — заявила в своем вы- 1 ~ ________ - _ ступлении одна из старейших учи- * телЬниц Киева, преподавательница 51-й образцовой школы имени Коцю- j битового — 0 . Коцюбинская. С большим под'емом проходили учительские собрания в школах Горь­ кого. Более 1.500 учителей п школь­ ных работников Новосибирска собра­ лись нз митинг в городской театр, j Новосибирский горсовет взял на себя обязательство досрочно закон­ чить строительство 12 городских школ. , В ближайшее время в издательстве Главсевморпути в Ленинграде выходит книга двух челюскинцев - орденоносцев н% кова и Ширшова „На Челюскинеи, в которой в ви­ де записси дневника рассказывается вся история похода Че- Л™ ™ ПНа ’ его га6ели' пребывания на льдине и спасения "о т ­ важными летчикам и—героями Советского Союза. Мы помещаем неопубликованный еще отрывок из днев­ ника т . Ширщова о т 9 и 13 апреля 1934 года, где р а ск а лы ­ вается о последних днях ледяного лагеря Ш мидта. Новые лоезда првмого сообщения оделись и вы.’к гш.ти вз Быстро ДНЕПРОПЕТРОВСК, 10 . По Ста- палатки, линской дороге с 15 мая будут кур-1 По всей длине майиы шло спль- спровать 11 пар новых пассажир- пое торошение. В прздммйетиой ских поездов прямого сообщения. мгле над нами громоздился вал s Пойдут хорошо оборудованные поез- 3— 5 метров высотой, на котором ио­ да по маршрутам Днепропетровск— дымалнсь и обваливались вниз огрэм- Москва, Мариуполь — Москва и дру- ные глыбы льда, гие. Скорые поезда будут иметь ва-» — Па ту сторону К гоны-рестораны, пассажирские—бу- скорее! — 'кричал из феты. В вагоцах — настольные лам- старпом аы ковры, разные игры, библиотеки. Один'за другим «грабились мы Увеличивается скорость движения, по живому ледяному валу, ежесг- оезд № о- 6 , например, по новому кундно грозившему зажать о,ша- расписанию будет в nj-ти только 20 вить людей многотонными глыбами, часов, вместо 26 часов. j Перебрались без жертв. I азвертывается борьба за образцо- | Сжатие началась из-за норд-осто­ вое оослуживанне пассажиров на вого ветра с силою 6 баллов. . » Так как льдина, на которой рас- 9 апреля. Ночью в половппе вго- положился лагерь, оказалась более рого началось сжатие. Сильный тол-' мощной, под нее поджимало льдину, , чок разбудил всех в палатке, кроме на которой стоял барак. Жители ба- меня. Когда Громов растолкал меня, рака поспешно вытаскивали свои по- i под Соком леД Дрожал н скрипел, жпткп подальше в сторону. Человек гулко потрескивая. - тридцать пытались оттащить спаса- эараку полумрака доколов приходится учитывать пне! достатки «Челюскина». Теперь мы ! требуем от завода улучшения того или другого устройств!, примени- I тельно к запросам Арктики. ' Я очень удовлетворен своей рабо­ той в качестве старшего наблюдаю щего комнаба по постройке новых мощных ледоколов. Работа представ­ ляет исключительный интерес тем более, что ледоколы такой мощности строятся у нас в СССР впервые. путь — организатор всех работ в Арктике, в освоении Северного мор­ ского пути. На заводах были созваны техни­ ческие совещания, устанавливались и точно выдерживались сроки изго­ товления материалов и отгрузки. Почетна и ответственна моя рабо­ та содействовать и наблюдать за строительством самых мощных и лучших в мире ледоколов! Лагерь челюскинцев. тельный катер, но не могли даже j ®пт сжатием и машину Слсинева | сдвинуть его с местз. Ледяной вал' b J"^ ho было тащить на новую, пока погнал его как щепку н опрокинул еще целУю. площадку. ‘ j вверх килем па барак. j Бригада Колесниченко почти в Из воды из-под льдин люди вы- лном €0ставе ночевала на аэро- таекпвали бочки с керосином z от- j катыва.ти их в сторону. ] остались в лагере в резерве; Сжатие продолжалось около полу- новш подвижек льда. Глыбы льда наполовину завалили катер и совершенно раздавили барак. Сжатие продолжалось минут два­ дцать. Вал докатился почти до па­ латки штурманов, стоявшей на краю лагеря. тора часов. От большого поля между камбу­ зом и бараком ничего не осталось. Наша льдина к счастью и на этот раз выдержала напор _ _________ Едва затихло сжатие, как всей Поспать, однако, не пришлось. В ^РпгаДе пришлось итти на помощь к одиннадцать утра Мчалось второе са,М 0 ЛетУ- Бригада Загорского расчп- сжатне. Теперь вал двинулся на ла- СТИЛа Д-1Я него дорогу, но в двух герь. ' местах были широкие трещины, до Трещины прошли под всеми па- дв^х метР*в ширины, забитые льдп- Оггащив второй итвр подальше, латЕа)га>а впереди с грохотом и виз- намн’ н по ЭТ0М7 зыбкому мобтнку все отправились спап. ’ Г011 надвига.тась четырехметровая *Х°Д°М:> пришлось перетащить само- п 7 ' стена льда. лет- утла расГщ ат^РЦ Рг Г « ы Г с т а а Г « СТ?ШВ * ,ЫОТе,:у в В ' СЬ 1ИЬ ДуЛ Я т ч т в 6 РЬГМ и новьги i f I доп палатке, все остальные бро- лов и овиреная «поземка» резала Ш ■ - - - - '" T 1* ™ . В к ь ста-1 сились отгаживать № ьше бочка с ииио. Р рьш аэрмро, « а , „ ю т „ ыьн(, ра,- кероошоч, бревна и jocan. .. & »».«■ - |1 самолет перетащили на новый аэродром, куда уже перенесли также и палатку. Быстро шли обратно в лагерь, чтобы скорее увидеть — все ли там Цело, не было ли нового сжатия. По дороге всюду высились огром- иые гряды торосов, выросших за эту ночь. Повые аэродромы (ЛгЛ'г 3 и 4 ) пока оставались целы. В лагере тоже пока «все в по­ рядке». До семи часов вечера работали,, разбирая остатки барака. Здоровье Отто Юльевича не улуч-, шалось, и температура не падала. 13 апреля. Загадал я не плохо: кончается тетрадь дневника и кончилось наше сидение на льду. Сегодпя тремя машинами: Водо­ пьянова, Молокова и Каманина вы­ везены последние шесть человек и восемь собак. ^ Вчера в 5 утра в последний раз был сервирован обильный завтрак в палатках. Вещи погружены на нарты. • В последний раз тащим по хоро­ шо знакомой дороге тобоган с бочен- ком нефти для последнего дымового сигнала нз лагеря. Первым прилетает Каманин, кра­ сиво кружит над аэродромом самолет Доронина. ^ Первые четверо садятся в машину Каманина. Перед нею на старт вы­ ходит машина Доронина. Бежит и... па середине аэродрома, подскочив на небольшом бугре, ломает левую «но­ гу» шасси. Оттаскиваем его в сторону. Ухо­ дит «Р-5». Механики начинают ре­ монт шасси, а мы чистим дополни­ тельно аэродром, оказавшийся слиш­ ком неровным. Еще раз садится Каманин и еще четырех нет в лагере. Опешим расчистить дорожку для доронинской машины, но в воздухе уже гудит новая машина с больши­ ми белыми буквами «СССР» на фю­ зеляже. ' Это машина Водопьянова, прорвав­ шаяся, наконец, через шесть тысяч километров туманов, пурги и неизве­ данных гор к нашему лагерю. Настала моя очередь лететь. В самый хвост самолета залезает Ткач, потом я, Фетин, Гакке.ть. Толчки на разбеге, потом ровный гул мотора, уносящего нас на бе­ рег. Почему-то грустно... Навсегда ос­ таются позади ропаки, ледяные по­ ля, весь своеобразный мир, с кото­ рым так сжился за эти два месяца, I мир, кажущийся •холодной, безжиз­ ненной пустыней только с берега, j Навсецда останутся в памяти два ! месяца дружной, незабываемой борь­ бы коллектива люден за возврат на землю. Берег. По склону разбросаны яран­ ги. Вдали видны отлогие контурыv холмов. На снегу торчат камешки ■ сухие былинки. Я на твердой земле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz