Полярная правда. 1925, сентябрь.
«N° 108. 8 Сентября 1925 г. шшяашяшшштшшяшшаяшшшшшшшяшанввяшгяятвшшшшываяшшишшшшвш ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 . В рыбацкой деребне РыбакомОленицынуж но прислать учителя. Давно уже обещали прислать учителя в ст. Оленницу, но как говорят обещанного три года ждут. А ребятишки в э т о время без дела бегают. Губоно, пришли учителя. И»з б а ч. Чшмское печтоЕсе от деление в отпуску. Самые глухие дгревни Тер ского берега, это: Рулоньга, Пя- лица и Чапома, расположены от причала парохода за 150 и Вол- исполкояа з а 60 всрст в р а з ные стороны. Б данный момент, Севзапсоюз и Тетринский вол- исполком, имея ввиау осеннюю распутицу и конец навигации в Белом море, улорно стремит ся к своевременной з аброске в кооперативы необходимого т о в а ра. Выполняя такую р аб о гу, уч реждениям необходима регуляр ная связь с населением. Сухо путные и водные пути не нала жены, быстрое передвижение почты могло производить лишь Чапомское почтово-телеграфное отделение. Мурманская т еле граф ная контора , не учтя всего э т о го, закрыла на полтора месяца Чапомское отделени?, сообщив всем вспомогательным почтовым пунктам циркулярно о прекра щении приема корреспонденции в Чапому. ибо заведывающий находится в отпуску. Теперь эти деревни лишились всякой связи. Парткор Михеевич. Пьянствующих копера торов к когтю. На кооперативном съезде в апреле месяце у нас в с. Кузо- мень было постановлено бороть ся с льянствсм членов правле ния и ревкомиссии. Постановление правильное и можно было надеятся, что пьян ки не будет. Но не тут то бы ло. Члены правления Пономарев и Кривоносое несколько раз прикладывались к водице имену емой «бражкой*. . Пойманные, они начали бузить, прося их уволить с должностей. Для р а з решения вопроса созывается внеочередной с ‘езд уполномо ченных кооператива. У х а р ь . Жечь умеют, а строить нет- Долго в становище Гаврилово не было бани для рыбаков. Т е перь Желрыба взялась з а ум и баня открыта . А в э т о время Севгосрыб- трест имел две бани, одну из которых сжег, а другую давал только для своих сотрудников. Недовольные. Вместофамилия, метка. Председатель сельсовета и председатель правления коопера тива в становище Иоконьга н е грамотные. Спрашивается: к а к же они подписывают бумаги? А очень просто. У каждого из них есть своя метка* которую они и ставят сместо своей фамилии Из этого понятно, как может протекать работа в таких усло виях. «Иока^ьга». Воеьмор К. Селиверстов. ВыезднаясесияГубсудо. Наконец и в с. Поное состо ялось заседание выездной сес сии Мургубсуда. Перед началом зам. председа теля Мургубсуда т. Остроущен- ко был сделан доклад о рево люционной законности и пояс нил то, что волновало местных крестьян. Судом разограно три дела. Не мешало-бы почаще з а г лядывать в глухие уголки и вы яснять все недоразумения. Вы ездная сессия проявила свое дей- ; ствие в Понсе только впервые ! 11 г в у с т а , з а 5 лет существо вания советской власти на севе ре. М. Литусов. Привейте оспу- ,,Матушка, голубушка44, — обра щаются ко мне домохозяйки гор. Александровна. ,,Ты поедешь в Мурманск, похлопочи пожалуйста, пусть Губздрав позаботится выедать нам оспенные привгвки. Почитай, что около 6 лет не делалось прививки взрослому населению гор. Алекс&н- дровска, ведь неравен час можем а заболеть такой ужасноS болестью, а потом пойдет эта зараза и будет косить все население, унесет не одну жертву Доставив осиротелые семьи44. Подтвердил это и местный врач тов. Чапел, он заявлял об этом Губздраву неоднократно, но до сих пор никаких результатов нет. Рабкорка О. Местная жизнь Ликвидируем неграмотность. Сколько у нас неграмотных. Из общего количества на селения .в городе Мурманске ныне имеется 24 проц. неграмот ных. Наибольший процент не грамотных падает на рабочих сезонников. Исключая се зон ников. неграмотных имеется 1 6— 17 проц., из которых на местран падае 25 проц., на союз строителей, почтовых и ремонт ных рабочих 50 проц. Неграмот ных член* в комсомола 4 с т л . проц. (большинство сезонники) . Школы для неграмотных. Для ликвидации неграмотности Губоно открывает: ликпунктоа 5, для малограмотных 4 школы и школ повышенного типа 2. Школы повышенного типа о т крываются при Губоно. ликпун- кты и школы для малограмот ных— при клубах. Литературой и пособиями полностью все типы школ обес печены. Имеем постоянных преподавателей. Исходя из опыта прошлогод ней учебы, когда преподаватели школ неграмотности были з а валены своими прямыми обя з ан ностями, вследствие чего н а блюдались большие пропуски. Ныне для того, чтобы серьезно поставить учебу, Губоно вы делило постоянных преподавате лей, и на подбор которых обра щено должное внимание. Контроль остается за обществен ными организациями. Обязанности по наблюдению з а аккуратной посещаемостью школ как преподавателями, т а к и учащимися возлагаются на представителей местных общест венных организаций. Кому следует позаботиться о комплектовании школ. Культотделу Губпрофсовета следует позаботиться о том, чтобы при клубах, с октября школы могли начать свою ра боту. Учащихся следует разбить по районам, дабы удобнее по сещать школы. Женотделу учесть всех не грамотных домохозяек и пред ставить в культотдел губпроф- сонета. А . Л —р . кок Финны праздновали Юношеский деньвМур манске- Мурманский Финский проле тариат совместно с русскими товарищами праздновал всемир ный Юношеский день. Вечером был подробный док лад о Юношеском дне. Доклад чиком был тов. Кооганен из комвуза. Доклад был выслушан внимательно. После доклада бы ла декламация, был прочитан местный рукописный журнал и поставлены две пьесы, одна р е волюционная и одна комическая Публики было около 75 человек, из них безпартийных 45 и*30 партийных. Вечер устраивал фин ский партколлсктив , который является [руководителем работы среди мурманских финских р а бочих. Лукандер. Пзжарноя дружина вспомни о мерок прел- сторожности. Когда возник пожар в обще житии Мургубфо, то к а к всегда в та ких случаях схватились з а пожарный рукав, который там находился. Но, увы! Рукав о к а зался лопнувшим. Как-то еще месяц тому назад была проба рукава и он лопнул. Но пожар ная команда с этого времени спит и не проснулась, чтобы переменить рукав, находящийся при общежитии Мургубфо. Кто же был бы виноват, если бы не сумели потушить пожар без помощи рукава? Надо напомнить | пожарной дружине, чтобы она t вспомнила про плохое пожарное , имущество и постаралась бы | его сменить С кот и н . Губздриву нужно позаботиться Плачут люди без черни ки, нужна она им крайне для больных дезинтерией в заразном отделении горбольницы. Ведь им только и бывает пища, что ри совый отвар и черничный кисель Где ее взять приезжему боль ному? Доктор-то прописывает, а в гораптеке один отв зт :—*нет черники, и не известно когда будет. И ходит сестра з а р а з н о го отделения по знакомым, со бирая для больных чернику. Р а б о т н и ц а . На железной дороге На 1207 версте 25 ра- Č04ZS из за волокиты не имеют жилья. Когда же сделают дезинфек ции? С таким вопросом на устах встают каждое утро 25 рабочих на 1207 версте в бараке 97 око- лодка 9-го уч. Службы Пути, после спанья на чердаке, про зябши как следует от холода. В бараке спать нельзя из з а огром ного количества клопов и т а р а канов, которое все увеличивает ся и увеличивается. Помещение осмотрено охраной труда, кото рая признала необходимым про извести дезинфекцию. Сколько раз после этого мы запрашивали и УЧКА-4 и мест ных администраторов, но никак не - могут прислать дезинфекто ров. Последняя надежда, что <По- лярная Правда» поможет. Рабкор В . Королев . Желрыба. прекрати спекуляцию. На ст. Кола, зашел я в вагон- ресторан Желрыбы в дачном поезде Мурманск—Шонгуй. И приценился к некоторым т о варам. И что же оказывается? Пол бутылки „Эриванской1 стоющие в Мурманске 1 р. 60 к. , в „ в а гоне '1 продаются з а 3 р. Коробка папирос 80 коп. Вагон-ресторан должен был бы дать возможность рабочему на глухой станции приобрести дешевый товар, а не драть в трое дороже против существую щих цен. Покупавший. Безпирядки в жел. дор. бене Скорей шайку своей крови потеряешь, чем получишь шайку кипятку в ж. д. бане. Если рабочему р а з удастся взять кипятку, так э г о з а счастье считается- А все дело в том, что кран засорен, а администрация не может собраться починить его, А к а к будто-бы пустяк? Венсобруд. Среди лопарей. (Мон первые впечатления) . Н . Я р о в . Я не буду подробно описывать свое двухнедельное путешествие по Туломе, вдоль и поперек, от Муриа шей до Юркена порога, и далее— пешком, от избы к избе, от селения к селению,—до Кривда, Парус-Наво лока и т. д. В этой статье я ие буду касаться экономических тон костей, не стану приводить цифр, и делать выводов. Опашу лишь пер вые непосредственные впечатления. Ihpsoe, что интересует этногра фа— наблюдателя, это ве природа с ее красочными пейзажами, а живые люди в ах повседневной жизни, тяж ком труде, горестях и надеждах. Все вю м составляло предмет моих наб людений. Я не спешил к конечному пункту сваей экскурсии— седому Па дуну, а, напротив того, останавли вался в дороге в многочисленных лопарских и финских избах, подолгу беседовал с гостеприимными хозяе вами, и позволял себя перебрасывать, как мячик, с берега на берег, от жилья к жилью, но мере появления попутных оказий. Живо вспоминаю, как я вышел, вместе со спутником, с Юркина по рога, вверх по реке. Мы пошли по узкой лесной тропинке, порою едва заметной, порою разветвляющейся. В лесу, среди многочисленных ост ровов белого моха, прокладывают дорогу олеви. Вслед за ними идет человек. Есть также пути, по кото рым никогда не вступала нога че ловека. Эю—там наверху, в тунд рах и на. вараках. Там бродят ,,дц- кзри‘‘—дикие олени. Оттуда спуска ются лоси и их заклятые враги— волки и много других представите лей животного мира. Мы прошла тропинками шесть верст и в ы ш л р , наконец, на откры тую поляну. Там паслись овцы. Во круг— признаки оставленного се ления: полуразрушенный хлев, зем лянка, оъусгешенная в жа. Спуска лась сумерки. Мы прошли две верс ты вперед по лесу, долго плутали и возвратились обратно к упомяну той в;же. Решили переночевать в веже, приспособив ее для жилья. Стали натаскивать ветви для костра. На следующий день, усталые и голоде ые, дотащились до финской семьи. Подкрепились и отдохнули. Ялмар Кунту*), красивый старик с седой окладистой бородой и гордели вой осанкой, вызвался нас проводить до Кривда. Мы сели в карбас. Кун ту оттолкнул его от берега и с по разительной ловкостью провел нас через пороги, с помощью огромного шеста. Полчаса спустя мы вышли на берег. Старик отказался принять вознаграждение за свой труд. ,,Если бы я оказался в вашем положении, вы, наверное, так же перевезли бы меня44— сказал он... Я присутствовал в Пейве-ярви на заседании местного сельсовета. Сре ди членоз последнего были финны и ) Имена и фамилии намеренно заменены. в статье лопари. Обсуждался вопрос о разме жевании земли и о землеустройстве. Финны горячо спорили, волновались, кричали. Лопари молчали и слушали. После собрания мы выехали на лодке лопаря Дмитрия Пегих по направлению к Юркину порогу. Кро ме нас, ехало трое: Ду»итрвй, его теща Марая и рабочий—корел. Здесь мне в первые пришлось услышать лопарский язык. Поразало наличие весьма мягких, звуков. В гостепри имном доме Дмитрия мы пробыли несколько дней. Накануне от4езда, или, правильнее,— исход;, день вы пал ненастный: все время лвл дождь; небольшая изба еде вмещала вс*х присутствующих. Началась пляска: обыкновенный хоровод под гармони ку и балалайку. Кто-то запел дон скую песню. Я читал, кажется у Харузина, что лопарская песня за унывная и тягучая. Ничуть не бы вало. Эго была веселая, разудалая песня. Мне приходилось позже слы шать грустные и монотонные лопар ские мотивы. Но и они, О ОЛ ЬШ ' Й частью, сопровождаются веселыми припева мз. По своей природе лопарь веселый и жизнерадостный и одновременно сильный и трудолюбивый. Я отпра вился с двумя лопарями на рыбную ловлю. Один из них сидел на вес лах, то и дело поворачивая голову назад, направлял лодку среди бур ных и опасных порогов. Другой бро сал сети. В течение пяти ила вось ми минут он бросал и поднимал сети четыре раза. Это требует весьма значительной мускульной силы, необыкновенной ловкости и отваги, так как каждое неосторож ное движение влечет за собою не минуемую гибель. И сколько труже ников—рыболовов ногибает в ту- ломских порогах в течение одного только года. Так, за последний год утонуло трое рыбаков опытных и бывалых. Часто высказываемые суждения о природных . недостатках лопарского характера, о склонности их к лени, безделью и т. д., разсеиваются, как дым, при непосредственном соприко сновении с их жизнью. С другой стороны, совершенно неправильно мнение, что лопари в большинстве перестали быть лопарями, т. е. что они изменили весь свой жаэненный уклад, под влиянием . окружающих народов. Соприкоснувшись с лопаря ми я воочиго убедился, что они пе вырождаются, не вымирают, не ас симилируются Напротив того, они выявляют черты исключительной жизнеспособности, несмотря на зна чительное давление других нацио нальностей. Даже в смешанных семьях (фянно-лопарских, лопско- норвежсках и т. д.), лопарский эле мент выявляется наиболее выпукло. Лопари необыкновенно чутки и добродушны, как дети. Лопарь религиозен и суеверен. II его религия, несомненно, более древ вяя, чем поверхностное напластова ние, созданное пропагандой христи- aHCTbi и православия со времена Трифона. Священник Терентьев в Коле говорил мае: ,,Вот увидите, что за народ лопари. Поезжайте к Падуну. Там—образцовые христиане, в пример другим православным14. На мой воприс о .суевериях лопарей, Те рентьев ответил: „Что вы, это рань ше было, колдуны и суеверия вся кие, а теперь нет всего этого у лопарей". Я ехал па карбасе повыше Крав ца в обществе четырех лопарей оле неводов и рыбаков. Мы подружились. Я записывал лопарские слова, и на бавлял лопарей своим произношением. Впрочем, через две недели я услы шал неожиданный комплимент от лопарки Акулины Мелетьевой: „Ну иди ты... Ты,.. чай, не первый год язык наш учишь, что так говоржшь. А к чему те лодский то яэык сдался?*4. Мы ехали на карбасе. Погода, бы ла безветренная, и парус безнадежно повис на мачте, как увядший ч и сток. Полушутя, но с о!тепком ува жения и страха в голосе, лопаря стали переговариваться о том, что следовало бы кинуть в реку осьмуш ку махорки. „Осьмушку-то жаль,— сказал Иван Дмитриев, — а, вот, трубку то табаку я кинул бы... Вот, смотрите,— воскликнул он, указывая на гребень волны*—я только посу лил, а й о к - х о з и н (хозяин ре ки) уже вздымает волны 4. Я стал распрашивать, и действительно убе дился, что лопари верят и в йок- хозана и в э л ь м - х о з и н а (хо зяин неба) и т. д. А вот, другие факты. Медведь до сего времени считается лопарями нечистым (священным?) животным, и мясо его лопари не едят. Мой друг— старый лопарь Максин Трегу бое рассказал мне, что однажды финны уговорили его отведать мед вежье мясо. „И вот,— говорит Тре губой,—кусок застрял у мевя в гор ле и не мог пройти дальше, едва выбросил. Не приняло нутро14. Упо мянутая ьыше лопарка Акулиаа, на мою просьбу спеть лопскую пес ню, отказалась, ссылаясь на сумер ки. „Нельзя петь вечером, - сказала она, — старика не велят. Плохо будет4*. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz