Полярная правда. 1925, май.
J* 5 2 S Мая 1 9 1 5 г. РОСТ КОЛИЧЕСТВ! Н Т1РШ ГАЗЕТ. ОЛЯРНА.Я ПРАВДА. /Ьеякотчитя т н р д т т е / п ссср;;т .Т и р а ж 2 . 500 . 000 . Т ираж 2 661000 Т ираж 3 . 192 . 000 . Т и р а ж 5 6 7 3 . 000 . Т и р а ж 7 260.000. 5>5 р 5 В начале 1922 г. вся печать была переведена ня хозрасчет, чем и вы звано уменьшение числа названий к 1923 году. ✓ Вести о 1-м JVIa^- В татарской ячейке 30 а п р е л я т а т а р с к а я я ч е й к а Р К П п р о в е л а о бщ е е с о б р а н и е р а б о ч и х т а т а р . С б о л ь ш и м вни- м а н и е м б ы л п р о с л у ш а н доклад к а т е м у «П е р в о е М а я и м е ж д у н ар од н о е п о л о ж е н и е » , к о то р ы й с д е л а л т о в . Д а н и л о в и содоклад т о в . И х м у х а м е д о в а . З а т е м соб р а н н е п р и н я л о р е з о лю ц и ю , в к о т о р о й о т м е т и л о , ч т о т о л ь к о Р К П в е д е т п р о л е т а р и а т по п у т и к победе» в т о в р е м я , к а к б у р ж у а з и я в с е х с т р а н , б еш е н о п р е с л е д у е т р а б о ч и й к л а с с и к р е с т ь я н с т в о , а е е п о д д е р ж и в а е т ф аш и зм и м е н ь ш е в и з м . 3 *го м а я я ч е й к о й б ы л о р г а н и з о в а н т а т а р с к и й м и т и н г , н а к о т о р о м в ы с т у п и л с р е ч ь ю н а т а т а р с к о м я з ы к е о з н а ч е н и и 1-го м а я т о в . К а р а б а н о в . П о с л е м и т и н г а б ы л а р а з ы г р а н а п ь е с а « i- e М а я » . И м и т и н г о м , и с п е к т а к л е м р а б о ч и е - т а т а р ы о с т а л и с ь о ч е н ь д о в о л ь н ы . в коле. 30 а п р е л я н а о ч е р е д н о й п а р т с о б р а н и и м е с т н о й я ч е й к и б ы л п о с т а в л е н д о кл ад н а т е м у : „ И с т о р и я П е р в о г о М а я в Р о с * с н н “ . В д ен ь 1-го М а я б ы л а у с т р о е н а м а н и ф е с т а ц и я по г о р о д у , в к о т о р о й п р и н я л и у ч а с т и е я ч е й к и Р К П и Р Л К С М , ж е н щ и н ы - р ы б а ч к и , п и о н е р ы , ш к о л ь н и к и , ч л е н ы п р о ф с о ю з о в , ч л е н ы В И К * а и м е с т н ы е г р а ж д а н е . С т р и б у н ы у п о м ещ е н и я ш к о л ы и В И К ‘а д е м о н с т р а н т о в п р и в е т с т в о в а л и п р е д с т а в и т е л ь я ч е й к и п а р т и и и В И К ‘а . У п о м е щ е н и я ч и т а л ь н и б ы л у с т р о е н п е р в о м а й с к и й м и т и н г , н а к о т о ром в п е р в ы е п р и ш л о с ь у с л ы ш а т ь б о р о д а ч а— к о л я н и н а , в ы с т у п и в ш е г о с п р и в е т с т в и я м и о т п о л ь с к и х г р аж д а н . В е ч е р о м в т е а т р е д р а м к р у ж к о м б ы л п о с т а в л е н с п е к т а к л ь , пер ед к о т о р ы м п р о в е д ен м и т и н г . Ш л а с о д е р ж а г е л ь н а я п е р в о м а й с к а я п ь е с а „ В с х о д ы ‘ В о бщ е м п р а з д н и к п р о в е л и б э д р о и ж и в о . Но ст- Шонгув. Н а с т . Ш о н г у й с и л а м и ком со м о л а при г о р я ч е м у ч а с т и и без- п а р т и й н ы х б ы л дооборудован К р а с н ы й У г о л о к . К о м с о м о л ь ц ы а к т и в н о в з я л и с ь з а р а б о т у , у к р а с и л и к р а с н ы й у г о л о к г и р л я н д ам и и п р ид а л и е м у о ж и в л е н н ы й вид . 1-го м а я в э то м у г о л к е п о с л е м и т и н г а б ы л у с т роен с п е к т а к л ь с и л а м и к о м с о м о л а . С т а в и л и п ь е с у « С т е н а » из ж и з н и п о л и т и ч е с к и х з а к л ю ч е н н ы х . С п е к т а к л ь п р о ш е л о ж и в л е н н о . О т о р г я ч е й к и Р Л К С М вс- Белоконенко- В т о р о г о М а я в с . Б е л о к а м е н к а с о с т о я л с я м и т и н г , н а к о т о р о м п р и с у т с т в о в а л о п о ч т и в с е н а с е л е н и е . В е ч е р о м бы л п о с т а в л е н с п е к т а к л ь (ш л а п ь е с а „ И з т е м н о т ы к с в е т у “ ). П р и с у т с т в о в а л и п р и е х а в ш и е и з М у р м а н с к а т . т . ( о т Г И К ‘а , ф и н . с е к ц и и , Г у б п р о ф - с о в е т а и ш е ф а ) . П и о н е р ы и ш к о л ь н и к и п о л у ч и л и о т ш е ф а п о д а р к и . На железной дороге всем сестрой по серь гой. (Еще о больном вагоне). Рабкор в заметке „Не отправляй те больных вагонов4 (№ 50 „По лярной Правды") пишет, что тяга выпускает под груз неосмотренные вагоны. Верно втот рабкор-двнжг- нец, а потону к движение выгора живает. Дело в той, что вагон, о которой пишет рабкор оскотрен не J был, т. к. движение не озаботилось его подать для осмотра,“несмотря на аршинную надпись на двери „сла бый бандаж“ . Кто его знает, может быть, это даже нарочно сделано: авось де, пройдет и бее ремонта? Так вот, товарищ рабкор: во первых проверяв факты, прежде чем о них писать, а во вторых— не вали с больной головы на здоровую. И . П е т р о в . Ииондровцыоборрдооолн детскуюмощодку—кто 30 ними? Н а од н ом и з о б щ и х с о б р а н и й р а б о ч и х и с л у ж а щ и х с т . И м а н д р а б ы л о р еш е н о о б о р у д о в а т ь д е т с к у ю п л о щ а д к у . С к а з а н о — с д е л а н о : 26 а п р е л я у ж е б ы л сд е л а н в о с к р е с н и к . С 12 ч а с о в д н я о т в е д е н н а я п л о щ а д ь у ж е к и ш и т р а б о ч и м и . Р а б о т а и д е т в о в сю : к т о с л о п а т о й , к т о с к и р к о й , к т о с н о с и л к а м и . Т о л ь к о у с п е в а ю т о ч и щ а т ь п л о щ а д ь о т к а м н е й и з а с ы п а т ь ее п е с к о м . К 16 ч а с . 30 м и н . р а б о т а п о о ч и с т к е и з а с ы п к е п л ощ а д и з а к о н ч е н а . 27 го с у т р а , н а п л ощ ад и у ж е р а б о т а ю т п л о т н и к и ( з а с ч е т д р а м к р у ж к а ) : о н и с т р о я т б е с е д к у для о т д ы х а , с к а м е й к и , т р и б у н у и т . п. П л о щ а д к а э т а б у д е т н а з ы в а т ь с я « П л о щ а д ь ю О к т я б р я т » О т к р ы т и е е е д о л ж н о б ы л о с о с т о я т с я 1 -го м а я . Г . Н . Богдане в. Почините путь. * П р о е з ж а я п о 114 0 в е р с т е , I п ер ед с т . О л е н ь я , м а ш и н и с т н а j п а р о в о з е и с п ы т ы в а е т т о л ч е к , | н а с т о л ь к о с и л ь н ы й , ч т о п о л у ч а е т с я в п е ч а т л е н и е б у д т о с о с к о ч и л с р е л ь с .— М а ш и н и с т ы н е о д н о к р а т н о з а я в л я л и о б э т о м Д С П , т о т о т д а в а л с о о т в е т с т в у ю щ и е р а с п о р я ж е н и я д о р о ж н о м у м а с т е р у , да н а т о м дело и к о н ч а л о с ь . А д м и н и с т р а ц и я , п р и м и м е р ы к п о ч и н к е п у т и н а 1140 в е р с т е , а т о н е н ы н ч е— з а в т р а н а э т о м м е с т е п р о и з о й д е т к р у ш е н и е . Р а б к о р N? 28 РОСТ Ч1Ш РАБОЧИХ 8 Ш Н№ КОРРЕСПОНДЕНТОВ. Л «В* ЧИСЛА PASOMMX «сельских ШШ 1 К О Р Р Е С П О Н Д Е Н Т О В ьШ & ГШ , I 1 к Г ; А Р Т && £уС 'Т Аа г а s р ь В рыбацкой деребне. Рында За последнее время культурно-про светительная работа в Рынде значи тельно оживилась. Открыта изба чи тальня, при сельсовете образована культурно-просветительная комиссия, в которую вошдз представители от сельсовета, от кооператива и от поч ты. Силами комиссии издается стен ная газета «R свету». Сделан шаг вперед и по ликвидации безграмот ности: проведено несколько общих собраний с участием женщин-рыба- чек, на которых постановлено— не- медленн* приступить к ликвидации | безграмотности. Ликвидатором назначен член со вета т. Терентьев. Несколько жен щин общим собранием проведено в народные заседатели и, как видно, они начинают живо интересоваться общественной работой. Думаем ста вить спектакли, но нет подходящих пьес. Ждем поноши от Губполитпро- света в отношении скорейшей вы сылки пьес и учебников. Губоно не обходимо бы озаботиться включением в смету (на будущий учебный год) содержания учителя в Рындской школе, что не было сделано в на стоящем учебном году, благодаря че му наша дети остались бее школы. Население уже отпустило (ив чистой прибыли кооператива) для школы 170 рублей, теперь очередь Губоно. Колясниког. Женщиныработают- В Териберке женщины усерд но принялись за работу. По воскресеньям устраиваются об- щия собрания женщин. Собирает» ся от 20 и больше человек. Обсуждаются вопросы о нуждах беднейших женщин становища, также читаются лекции по раз ным вопросам политического характера. Во время собраний в помещении соблюдается абсолют ная тишина, лекции слушаются с напряженным вниманием. О д н о , что б р с с г е т с я в гла за — это поведение некото рых комсомолок. Как толькв открывается собрание и комсо молке предстоит чтение лекции сейчас же слышишь выкрик: „ой боюсь! Как я буду читать. Руко водитель попросите удалится мужчин, а то мне совестно". Стыдно так говорить комсо молкам! Тогда как беспартий ная женщина рыбачка говорит свободно, не стесняясь, а комсо молка не может читать лекцию примужчинах. Не на обязанности ли комсомольцев лежит распро странение культурных знаний среди населения? Так, что т. т. комсомолки не замыкайтесь я одной группе, старайтесь делать так, чтобы эти полезные лекции могли слушать всякий кто имеет слух, старайтесь распространять культурные знания, как среди рыбачек, так и среди рыбаков, Работа ловозерсвого коивзоиио. Общежитие для инвалидов. В Ловозере комитет общеет* венной взаимопомощи сделал для инвалидов (5 человек) общежи тие, где они содержатся за счет комитета. В паек инвалидов вхо* дит: 1 пуд муки, сахар, мило, соль, спички, крупа. А. Михайлов. На путях развития Мурмана. (В Губисполкоме). V Губернский еЧзд советов наме- твл основные пути развития Мур мана на ближайший период. От прак тического разрешения и проведения в жизнь выдвинутых сЧвдом вопро сов вавиевт наше ближайшее буду щее. Среди этих вопросов видней шее место вавимзют вопросы нашей 1 6В.0Н0МИИ, вопросы укреиления на шего хозяйства—нашей основы. В исполнение директив е‘езда Губиеполкоиои уже проделана под готовительная работа по целому ря ду вопросов, требующих по своему эвачению окончательного разрешения в центре. Часть ив них разрешены в проводятся в жизнь, часть же находится в процессе разрешения. Характер вопросов сводится в основ ном к главнейшим отраслям нашего хозяйства: порту, желдороге, рыбно му хозяйству и, отчасти, намечает взыскания новых источников экспло- атации Мурманского края. 1. О работе порта и железнойдо роги. Порт и железная дорога безуслов но имеют колоссальнейшее значение к хозяйственной жизни Мурмана, без их продуктивной работы мы едва ли иожем сколько-нибудь зна чительно двинуть местное хозяйство . нашей губернии. Губисаодком, учи ты ва я ето значение, уделяет им в своей работе одно из гдавных^мест. Здесь вопрос стоят не столько в поднятии их работоспособности, сколь ко в обеспечении их достаточным количеством груаов, чтобы работа шла бев перебоев. Истекший год по казал, что наш порт и железная до рога смогут справиться с солидным количеством грузов. Несиотря на увеличение, количества груаов в про шлом году в несколько раз по сра внению с предыдущими годами, порт в железная дорога справились в втой задачей блестяще и, несмотря на большое увеличение нагрузки, она все же оыла неполной. В течение послед него года техническое их состояние безусловно улучшилось, следователь но возросла и пропускная способ ность. В текущем году они смогли бы пропустить примерно вдвое боль шее количество грузов, против про шлого года. Имеющаяся сейчас нагрузка далеко не испольвует пропускной способно сти. Губисполком возбудпл ходатай ство перед центром об увеличении грузооборота по крайней мере в пол тора раза путем направления через Мурманский порт большего количе ства вкспортных и импортных гру- 8ов. Окончательное разрешение втого вопроса зависит от общей картины наших торговых операций с загра ницей. Большую роль в этом должен с'играть урожай нынешнего года, ибо при хорошей урожае мы сможем сно ва расширить экспорт хлеба и Мур манский порт сможет быть обеспе чен работой, хотя бы на вторую по ловину года полностью. Следующей основной частью на шей экономики являются 2. Рыбные промысла. Хотя в области рыбной промы шленности мы и имеем значительные успехи, вдесь еще придется до вольно много поработать, прежде чем мы сможем использовать наши природные богатства в полной мере. Нужен основной капитал, которого у нас очень мало и который нужен в первую очередь индустриальной промышленности нашего государства. Тем не менее своевременным приня тием ряда вер мы сможем уже сей час двинуть гораздо быстрее равви* тие нашей рыбной промышленности. Одной ив таких мер, ведущих к укре плению рыбопромышленности, яв ляется Установка траяловой базы в Мур манске. За неимением тралловой базы в Мурманске, промышляющие у бере гов Мурмана тральщики принужде ны базироваться на Архангельск, вто является большой тратой дорогого промыслового времени на излишнее хождение. При том еще тральщики принуждены уходить до окончания промыслового севона, так как Ар хангельский порт замерзает раньше окончания промыслов. Все ето, ко нечно, отзывается на количестве до бываемой продукции, пе давая воз можности полностью использовато и так недостаточное количествь тральщиков в основной работе-ловле рыбы, что, конечно, имеет свое отра жение на повышение стоимости до бываемой продукции. Вопрос о пере носе тралловвб базы из Архангельска в Мурманск решен Сев.-Зап.-Экосо в положительном смысле. На осущест вление этого переноса требуются зна чительные средства. На втэ дело Губисполком испрашивает долгосроч ный кредит в сумме 536,000 руб лей, ечитая необходииым в текущем же севоне приступить в практиче ской работе. При переносе базы на Мурманск количество улова повы сится по крайней мере на 150,000 пудов в год. Следующей вопросом, также отра жающимся на стоимости ж качестве нашей продукции, является вопрез О сол. Бак s в прошлый год Губиепвлко- ком было возбуждено ходатайство о снятии акциза о соли, идущей на нужды рыбной промышленности, т. к. отдаленность Мурманска от районов добычи соли и бее того удорожает последнюю,— вследствие дорого стою- щей перевозки. Этот вопрос центром уже предре шен в положительном смысле и ак циз на соль для Мурмана будет, по- видимому, снят. Но, несмотря на это, наша соль все же, вследствие боль ших расходов на перевозку, обходит ся значительно дороже заграничной. Севгосрыбтрестом поднят вопрос о ввозе заграничной соли. Однако мы вероятно обойдемея без заграницы. Соль-синдикат пре дложил поставлять в Мурманск Ба- скунчакскую соль по цене не свыше стоимости привозной ливерпульской. Если Васкунчакская соль по каче ству будет соответствовать запросах рыбной промышленности, вопр&с « соля разрешится. В втом отношении сейчае производятся опыты в ука занной солью. Не маловажной ролы» в жмени наших рыбных промыслов является вопрос 8 ввозе заграшяо! рыбы тресковых пород. 9то явление ко нечно временного порядка с уве- значением добычи ж удешевлением рыбы на наших собственных про мыслах вопрос о ввозе заграничной рыбы отпадает. Но посколькуеейча* часть рыбы все же покупается за границей необходимо, чтобы выгоды от втих операций шли на улучше ние мурманских рыбных промыслов. Губисполком возбудил ходатайств* перед центром о том, чтобы ввм рыбы согласовался с производствен ным планом наших рыбных промы слов, и был поручен исключительно мурманским рыбопромышленным ор ганизациям Севгоерыбтресту и Сев» запсоюэу пропорционально количе ству добываемой и скупаемой ими рыбы на Мурмане. Это дает возможность согласовать ввоз со сбытом нашей собственной рыбы и обратить в пользу наших промыслов вынужденную пока по купку заграницей. Улучшая наши промысла ва ечет ввозимой рыбы, тем самым мы бу дем переходить к полному обеспече нию рынка нашей собственной ры бопромышленностьюя предупреждай лишний отлив денежных средств и границу. ОН90рЦ09.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz