Полярная правда. 1925, май.

J* 5 2 S Мая 1 9 1 5 г. РОСТ КОЛИЧЕСТВ! Н Т1РШ ГАЗЕТ. ОЛЯРНА.Я ПРАВДА. /Ьеякотчитя т н р д т т е / п ссср;;т .Т и р а ж 2 . 500 . 000 . Т ираж 2 661000 Т ираж 3 . 192 . 000 . Т и р а ж 5 6 7 3 . 000 . Т и р а ж 7 260.000. 5>5 р 5 В начале 1922 г. вся печать была переведена ня хозрасчет, чем и вы звано уменьшение числа названий к 1923 году. ✓ Вести о 1-м JVIa^- В татарской ячейке 30 а п р е л я т а т а р с к а я я ч е й к а Р К П п р о в е л а о бщ е е с о б р а н и е р а б о ч и х т а т а р . С б о л ь ш и м вни- м а н и е м б ы л п р о с л у ш а н доклад к а т е м у «П е р в о е М а я и м е ж д у ­ н ар од н о е п о л о ж е н и е » , к о то р ы й с д е л а л т о в . Д а н и л о в и содоклад т о в . И х м у х а м е д о в а . З а т е м соб р а н н е п р и н я л о р е з о лю ц и ю , в к о ­ т о р о й о т м е т и л о , ч т о т о л ь к о Р К П в е д е т п р о л е т а р и а т по п у т и к победе» в т о в р е м я , к а к б у р ж у а з и я в с е х с т р а н , б еш е н о п р е с л е д у е т р а б о ч и й к л а с с и к р е с т ь я н с т в о , а е е п о д д е р ж и в а е т ф аш и зм и м е н ь ­ ш е в и з м . 3 *го м а я я ч е й к о й б ы л о р г а н и ­ з о в а н т а т а р с к и й м и т и н г , н а к о ­ т о р о м в ы с т у п и л с р е ч ь ю н а т а ­ т а р с к о м я з ы к е о з н а ч е н и и 1-го м а я т о в . К а р а б а н о в . П о с л е м и ­ т и н г а б ы л а р а з ы г р а н а п ь е с а « i- e М а я » . И м и т и н г о м , и с п е к ­ т а к л е м р а б о ч и е - т а т а р ы о с т а л и с ь о ч е н ь д о в о л ь н ы . в коле. 30 а п р е л я н а о ч е р е д н о й п а р т ­ с о б р а н и и м е с т н о й я ч е й к и б ы л п о с т а в л е н д о кл ад н а т е м у : „ И с т о р и я П е р в о г о М а я в Р о с * с н н “ . В д ен ь 1-го М а я б ы л а у с т р о е н а м а н и ф е с т а ц и я по г о ­ р о д у , в к о т о р о й п р и н я л и у ч а с т и е я ч е й к и Р К П и Р Л К С М , ж е н ­ щ и н ы - р ы б а ч к и , п и о н е р ы , ш к о л ь ­ н и к и , ч л е н ы п р о ф с о ю з о в , ч л е н ы В И К * а и м е с т н ы е г р а ж д а н е . С т р и б у н ы у п о м ещ е н и я ш к о л ы и В И К ‘а д е м о н с т р а н т о в п р и в е т с т в о в а л и п р е д с т а в и т е л ь я ч е й к и п а р т и и и В И К ‘а . У п о ­ м е щ е н и я ч и т а л ь н и б ы л у с т р о е н п е р в о м а й с к и й м и т и н г , н а к о т о ­ ром в п е р в ы е п р и ш л о с ь у с л ы ш а т ь б о р о д а ч а— к о л я н и н а , в ы с т у п и в ­ ш е г о с п р и в е т с т в и я м и о т п о л ь ­ с к и х г р аж д а н . В е ч е р о м в т е а т р е д р а м к р у ж ­ к о м б ы л п о с т а в л е н с п е к т а к л ь , пер ед к о т о р ы м п р о в е д ен м и т и н г . Ш л а с о д е р ж а г е л ь н а я п е р в о м а й ­ с к а я п ь е с а „ В с х о д ы ‘ В о бщ е м п р а з д н и к п р о в е л и б э д р о и ж и в о . Но ст- Шонгув. Н а с т . Ш о н г у й с и л а м и ком со ­ м о л а при г о р я ч е м у ч а с т и и без- п а р т и й н ы х б ы л дооборудован К р а с н ы й У г о л о к . К о м с о м о л ь ц ы а к т и в н о в з я л и с ь з а р а б о т у , у к р а с и л и к р а с н ы й у г о ­ л о к г и р л я н д ам и и п р ид а л и е м у о ж и в л е н н ы й вид . 1-го м а я в э то м у г о л к е п о с л е м и т и н г а б ы л у с т роен с п е к т а к л ь с и л а м и к о м с о ­ м о л а . С т а в и л и п ь е с у « С т е н а » из ж и з н и п о л и т и ч е с к и х з а к л ю ч е н ­ н ы х . С п е к т а к л ь п р о ш е л о ж и в ­ л е н н о . О т о р г я ч е й к и Р Л К С М вс- Белоконенко- В т о р о г о М а я в с . Б е л о к а м е н к а с о с т о я л с я м и т и н г , н а к о т о р о м п р и с у т с т в о в а л о п о ч т и в с е н а ­ с е л е н и е . В е ч е р о м бы л п о с т а в л е н с п е к ­ т а к л ь (ш л а п ь е с а „ И з т е м н о т ы к с в е т у “ ). П р и с у т с т в о в а л и п р и ­ е х а в ш и е и з М у р м а н с к а т . т . ( о т Г И К ‘а , ф и н . с е к ц и и , Г у б п р о ф - с о в е т а и ш е ф а ) . П и о н е р ы и ш к о л ь н и к и п о л у ­ ч и л и о т ш е ф а п о д а р к и . На железной дороге всем сестрой по серь­ гой. (Еще о больном вагоне). Рабкор в заметке „Не отправляй­ те больных вагонов4 (№ 50 „По­ лярной Правды") пишет, что тяга выпускает под груз неосмотренные вагоны. Верно втот рабкор-двнжг- нец, а потону к движение выгора­ живает. Дело в той, что вагон, о которой пишет рабкор оскотрен не J был, т. к. движение не озаботилось его подать для осмотра,“несмотря на аршинную надпись на двери „сла­ бый бандаж“ . Кто его знает, может быть, это даже нарочно сделано: авось де, пройдет и бее ремонта? Так вот, товарищ рабкор: во первых проверяв факты, прежде чем о них писать, а во вторых— не вали с больной головы на здоровую. И . П е т р о в . Ииондровцыоборрдооолн детскуюмощодку—кто 30 ними? Н а од н ом и з о б щ и х с о б р а н и й р а б о ч и х и с л у ж а щ и х с т . И м а н д ­ р а б ы л о р еш е н о о б о р у д о в а т ь д е т с к у ю п л о щ а д к у . С к а з а н о — с д е л а н о : 26 а п р е л я у ж е б ы л сд е л а н в о с к р е с н и к . С 12 ч а с о в д н я о т в е д е н н а я п л о щ а д ь у ж е к и ш и т р а б о ч и м и . Р а б о т а и д е т в о в сю : к т о с л о п а т о й , к т о с к и р к о й , к т о с н о с и л к а м и . Т о л ь ­ к о у с п е в а ю т о ч и щ а т ь п л о щ а д ь о т к а м н е й и з а с ы п а т ь ее п е с ­ к о м . К 16 ч а с . 30 м и н . р а б о т а п о о ч и с т к е и з а с ы п к е п л ощ а д и з а к о н ч е н а . 27 го с у т р а , н а п л ощ ад и у ж е р а б о т а ю т п л о т н и к и ( з а с ч е т д р а м к р у ж к а ) : о н и с т р о я т б е с е д ­ к у для о т д ы х а , с к а м е й к и , т р и ­ б у н у и т . п. П л о щ а д к а э т а б у д е т н а з ы ­ в а т ь с я « П л о щ а д ь ю О к т я б р я т » О т к р ы т и е е е д о л ж н о б ы л о с о ­ с т о я т с я 1 -го м а я . Г . Н . Богдане в. Почините путь. * П р о е з ж а я п о 114 0 в е р с т е , I п ер ед с т . О л е н ь я , м а ш и н и с т н а j п а р о в о з е и с п ы т ы в а е т т о л ч е к , | н а с т о л ь к о с и л ь н ы й , ч т о п о л у ­ ч а е т с я в п е ч а т л е н и е б у д т о с о ­ с к о ч и л с р е л ь с .— М а ш и н и с т ы н е ­ о д н о к р а т н о з а я в л я л и о б э т о м Д С П , т о т о т д а в а л с о о т в е т с т в у ю ­ щ и е р а с п о р я ж е н и я д о р о ж н о м у м а ­ с т е р у , да н а т о м дело и к о н ч а л о с ь . А д м и н и с т р а ц и я , п р и м и м е р ы к п о ч и н к е п у т и н а 1140 в е р с т е , а т о н е н ы н ч е— з а в т р а н а э т о м м е с т е п р о и з о й д е т к р у ш е н и е . Р а б к о р N? 28 РОСТ Ч1Ш РАБОЧИХ 8 Ш Н№ КОРРЕСПОНДЕНТОВ. Л «В* ЧИСЛА PASOMMX «сельских ШШ 1 К О Р Р Е С П О Н Д Е Н Т О В ьШ & ГШ , I 1 к Г ; А Р Т && £уС 'Т Аа г а s р ь В рыбацкой деребне. Рында За последнее время культурно-про­ светительная работа в Рынде значи­ тельно оживилась. Открыта изба чи­ тальня, при сельсовете образована культурно-просветительная комиссия, в которую вошдз представители от сельсовета, от кооператива и от поч­ ты. Силами комиссии издается стен­ ная газета «R свету». Сделан шаг вперед и по ликвидации безграмот­ ности: проведено несколько общих собраний с участием женщин-рыба- чек, на которых постановлено— не- медленн* приступить к ликвидации | безграмотности. Ликвидатором назначен член со­ вета т. Терентьев. Несколько жен­ щин общим собранием проведено в народные заседатели и, как видно, они начинают живо интересоваться общественной работой. Думаем ста­ вить спектакли, но нет подходящих пьес. Ждем поноши от Губполитпро- света в отношении скорейшей вы­ сылки пьес и учебников. Губоно не­ обходимо бы озаботиться включением в смету (на будущий учебный год) содержания учителя в Рындской школе, что не было сделано в на­ стоящем учебном году, благодаря че­ му наша дети остались бее школы. Население уже отпустило (ив чистой прибыли кооператива) для школы 170 рублей, теперь очередь Губоно. Колясниког. Женщиныработают- В Териберке женщины усерд­ но принялись за работу. По воскресеньям устраиваются об- щия собрания женщин. Собирает» ся от 20 и больше человек. Обсуждаются вопросы о нуждах беднейших женщин становища, также читаются лекции по раз­ ным вопросам политического характера. Во время собраний в помещении соблюдается абсолют­ ная тишина, лекции слушаются с напряженным вниманием. О д н о , что б р с с г е т с я в гла­ за — это поведение некото­ рых комсомолок. Как толькв открывается собрание и комсо­ молке предстоит чтение лекции сейчас же слышишь выкрик: „ой боюсь! Как я буду читать. Руко­ водитель попросите удалится мужчин, а то мне совестно". Стыдно так говорить комсо­ молкам! Тогда как беспартий­ ная женщина рыбачка говорит свободно, не стесняясь, а комсо­ молка не может читать лекцию примужчинах. Не на обязанности ли комсомольцев лежит распро­ странение культурных знаний среди населения? Так, что т. т. комсомолки не замыкайтесь я одной группе, старайтесь делать так, чтобы эти полезные лекции могли слушать всякий кто имеет слух, старайтесь распространять культурные знания, как среди рыбачек, так и среди рыбаков, Работа ловозерсвого коивзоиио. Общежитие для инвалидов. В Ловозере комитет общеет* венной взаимопомощи сделал для инвалидов (5 человек) общежи­ тие, где они содержатся за счет комитета. В паек инвалидов вхо* дит: 1 пуд муки, сахар, мило, соль, спички, крупа. А. Михайлов. На путях развития Мурмана. (В Губисполкоме). V Губернский еЧзд советов наме- твл основные пути развития Мур­ мана на ближайший период. От прак­ тического разрешения и проведения в жизнь выдвинутых сЧвдом вопро­ сов вавиевт наше ближайшее буду­ щее. Среди этих вопросов видней­ шее место вавимзют вопросы нашей 1 6В.0Н0МИИ, вопросы укреиления на­ шего хозяйства—нашей основы. В исполнение директив е‘езда Губиеполкоиои уже проделана под­ готовительная работа по целому ря­ ду вопросов, требующих по своему эвачению окончательного разрешения в центре. Часть ив них разрешены в проводятся в жизнь, часть же находится в процессе разрешения. Характер вопросов сводится в основ­ ном к главнейшим отраслям нашего хозяйства: порту, желдороге, рыбно­ му хозяйству и, отчасти, намечает взыскания новых источников экспло- атации Мурманского края. 1. О работе порта и железнойдо­ роги. Порт и железная дорога безуслов­ но имеют колоссальнейшее значение к хозяйственной жизни Мурмана, без их продуктивной работы мы едва ли иожем сколько-нибудь зна­ чительно двинуть местное хозяйство . нашей губернии. Губисаодком, учи­ ты ва я ето значение, уделяет им в своей работе одно из гдавных^мест. Здесь вопрос стоят не столько в поднятии их работоспособности, сколь­ ко в обеспечении их достаточным количеством груаов, чтобы работа шла бев перебоев. Истекший год по­ казал, что наш порт и железная до­ рога смогут справиться с солидным количеством грузов. Несиотря на увеличение, количества груаов в про­ шлом году в несколько раз по сра­ внению с предыдущими годами, порт в железная дорога справились в втой задачей блестяще и, несмотря на большое увеличение нагрузки, она все же оыла неполной. В течение послед­ него года техническое их состояние безусловно улучшилось, следователь­ но возросла и пропускная способ­ ность. В текущем году они смогли бы пропустить примерно вдвое боль­ шее количество грузов, против про­ шлого года. Имеющаяся сейчас нагрузка далеко не испольвует пропускной способно­ сти. Губисполком возбудпл ходатай­ ство перед центром об увеличении грузооборота по крайней мере в пол­ тора раза путем направления через Мурманский порт большего количе­ ства вкспортных и импортных гру- 8ов. Окончательное разрешение втого вопроса зависит от общей картины наших торговых операций с загра­ ницей. Большую роль в этом должен с'играть урожай нынешнего года, ибо при хорошей урожае мы сможем сно­ ва расширить экспорт хлеба и Мур­ манский порт сможет быть обеспе­ чен работой, хотя бы на вторую по­ ловину года полностью. Следующей основной частью на­ шей экономики являются 2. Рыбные промысла. Хотя в области рыбной промы­ шленности мы и имеем значительные успехи, вдесь еще придется до­ вольно много поработать, прежде чем мы сможем использовать наши природные богатства в полной мере. Нужен основной капитал, которого у нас очень мало и который нужен в первую очередь индустриальной промышленности нашего государства. Тем не менее своевременным приня­ тием ряда вер мы сможем уже сей­ час двинуть гораздо быстрее равви* тие нашей рыбной промышленности. Одной ив таких мер, ведущих к укре­ плению рыбопромышленности, яв­ ляется Установка траяловой базы в Мур­ манске. За неимением тралловой базы в Мурманске, промышляющие у бере­ гов Мурмана тральщики принужде­ ны базироваться на Архангельск, вто является большой тратой дорогого промыслового времени на излишнее хождение. При том еще тральщики принуждены уходить до окончания промыслового севона, так как Ар­ хангельский порт замерзает раньше окончания промыслов. Все ето, ко­ нечно, отзывается на количестве до­ бываемой продукции, пе давая воз­ можности полностью использовато и так недостаточное количествь тральщиков в основной работе-ловле рыбы, что, конечно, имеет свое отра­ жение на повышение стоимости до­ бываемой продукции. Вопрос о пере­ носе тралловвб базы из Архангельска в Мурманск решен Сев.-Зап.-Экосо в положительном смысле. На осущест­ вление этого переноса требуются зна­ чительные средства. На втэ дело Губисполком испрашивает долгосроч­ ный кредит в сумме 536,000 руб­ лей, ечитая необходииым в текущем же севоне приступить в практиче­ ской работе. При переносе базы на Мурманск количество улова повы­ сится по крайней мере на 150,000 пудов в год. Следующей вопросом, также отра­ жающимся на стоимости ж качестве нашей продукции, является вопрез О сол. Бак s в прошлый год Губиепвлко- ком было возбуждено ходатайство о снятии акциза о соли, идущей на нужды рыбной промышленности, т. к. отдаленность Мурманска от районов добычи соли и бее того удорожает последнюю,— вследствие дорого стою- щей перевозки. Этот вопрос центром уже предре­ шен в положительном смысле и ак­ циз на соль для Мурмана будет, по- видимому, снят. Но, несмотря на это, наша соль все же, вследствие боль­ ших расходов на перевозку, обходит­ ся значительно дороже заграничной. Севгосрыбтрестом поднят вопрос о ввозе заграничной соли. Однако мы вероятно обойдемея без заграницы. Соль-синдикат пре­ дложил поставлять в Мурманск Ба- скунчакскую соль по цене не свыше стоимости привозной ливерпульской. Если Васкунчакская соль по каче­ ству будет соответствовать запросах рыбной промышленности, вопр&с « соля разрешится. В втом отношении сейчае производятся опыты в ука­ занной солью. Не маловажной ролы» в жмени наших рыбных промыслов является вопрос 8 ввозе заграшяо! рыбы тресковых пород. 9то явление ко­ нечно временного порядка с уве- значением добычи ж удешевлением рыбы на наших собственных про­ мыслах вопрос о ввозе заграничной рыбы отпадает. Но посколькуеейча* часть рыбы все же покупается за­ границей необходимо, чтобы выгоды от втих операций шли на улучше­ ние мурманских рыбных промыслов. Губисполком возбудил ходатайств* перед центром о том, чтобы ввм рыбы согласовался с производствен­ ным планом наших рыбных промы­ слов, и был поручен исключительно мурманским рыбопромышленным ор­ ганизациям Севгоерыбтресту и Сев» запсоюэу пропорционально количе­ ству добываемой и скупаемой ими рыбы на Мурмане. Это дает возможность согласовать ввоз со сбытом нашей собственной рыбы и обратить в пользу наших промыслов вынужденную пока по­ купку заграницей. Улучшая наши промысла ва ечет ввозимой рыбы, тем самым мы бу­ дем переходить к полному обеспече­ нию рынка нашей собственной ры­ бопромышленностьюя предупреждай лишний отлив денежных средств и границу. ОН90рЦ09.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz