Полярная правда. 1925, май.

J* 57. 16 Мая 1925 г. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 . Отзывы рыбаков о „Доме рыбака и оленевода“ (Из „Книги отзывов'1). I. Благодарность Рабоче-Кресть- янской власти за открытие дома „Рыбака и Оленевода". Но просим еще более улуч­ шить положение, конечно, по силе возможности: 1-е—необхо­ димо иметь кипяток, так как приходится другой раз приехать с дороги ночью, затем необхо­ димо иметь побольше коек, так как приходится другой раз валяться на полу. Не имея теплой одежды, очень холодно, а тем более в зимнее время, при очень слабом отоплении. А потому просим более улучшить положе­ ние- Для Э 10 го необходимо обратится к рыбацкому и лопар­ скому населению с воззванием и тогда общими усилиями улуч­ шим положение дома Рыбака. Рыбак острова Ки;ьдино Морозов. II. Рыбацкое спасибо Губиспо"- кому, организовавшему ,.Дом Оленевода и Рыбака**. Только настоящий аом и таксе орга­ низованное дел >об'единит рабо­ чих, крестьян—лопарей и ры­ баков Для расширения дома советуем Губисполкому бросить призывный клич рыбакам, ко­ торые и принесут свою лепту для общего блага Республики. Приехавший рыбак (подпись неразборчива). Ш. Честь и хвала тому товарищу, кто нашелся создать этот дом и приютить нас, рыбаков, в сем дохе ибо этот правильный под­ ход может создать смычку города С деревней. Приношу благодарность за оказанный мне прием, а тэк-:*е желаю вам, товарищи,— успеха в задуманной этой идее! ^Приехавший рыбак Макаров. IV. Большая благодарность тому товарищу, кто задумал тачее благо для рыбаков, и приютил от холода нас. И желаем успеха вам в задуманной вами идее. И желаем, что-бы помещение по возможности увеличили и по возможности поближе к стан­ ции, и при доме „Оленевода и Рыбака” иметь кладовую, так как рыбаки всегда имеют при себе багаж, и желаем охотно помочь вам в этом деле и со­ ветуем провести кампанию сбора, между рыбаками, треской на месте промысаа. Потому что нам всем здесь прсезжаюшим рыбакам, надоело таскаться по грязным и холодным вагонам. А этот дом „Оленевода и Ры бака“ есть единственный приют их, способньй помочь в деле смычки города с деревней И еще приносим благодарность служащим этого дома, за хоро­ шее отношение к рыбачам. Приезжий рыбак Мельгин V. Эта благодарность— товарк- щтм, которые шли на встречу и делали пожертвования на устройство дома „Оленевода и Рыбака*1 и также спасибо за снабжение и ознакомление нас с литературными новостями на­ шей Республики. И мы не оста­ немся в долгу, пойдем на встре­ чу, чтобы расширить задуман­ ное товарищами дело. Рыбак ст. Рында {подпись неразборчива). VI. Рыбацкое спасибо дому „Олене­ вода и Рыбака*1 за то, что сн приютил приезжающих рыбаков, не имевших квартир. Пожелаем ему в дальнейшем успеха в своей работе. Мы, рыбаки, как раньше приезжали в Мурманск — приходилось скитаться на улице и т. д., а теперь в доме „Олеие вода и рыбака** чувствуем себя в лучших условиях, чем раньше. Благодарность приносим за хо­ рошее отношение служащих дома. Рыбак (подпись не раз?орчиза). железной дороге Почем? нет У Желрыбы есть постоянная артель грузчиков, которая должна выполнять все погрузочные ра­ боты в течении всего года. Од- «олло!£Т11Пыа& д о ги ь о р Между атой артелью и Желрыбой не заключен, и об оплате труда при­ ходится договариваться каждый раз перед началом новых работ. Администрация определяет плату, должно-быть, смотря по настроению; иной раз заплатят прилично, а иной — предлагают гроши. Так, недавно нужно было договоре? -рсьэгрузить -3 в а гон а еоли и погрузить их на пароход. За всю работу давали по 18 руб. с вагона. Артель на такие условия не соглашалась. Администрация не уступала и пригрозила сдать ра­ боту другим — безработных-де много И получилось, что постоян­ ная артель могла остаться без работы. Кроме того, сильно мешают делу простои. Один из грузчиков. в производственнойко­ миссия сл Тяги. 9 мая в депо Мурманск состоя­ лось заседание производственной ко­ миссии при месткоме 33 (сл. тяги). Присутствовало около 60 человек. Слушали доклад председателя комис­ сии т. Доброва о проделанной рабо­ те, затем перешли к текущим де­ лам. Из доклада т. Доброва можно было видеть, что комиссия уже многого успела добиться. Так напр., по указанию комиссии был постав­ лен при пункте осмотра бак с ма­ зутом для смазчиков, что избавило последних от излишнего хождения за версту и сократило их работу на час. Был убран всякий хлам и лом с путей самими рабочими во время хода работы и таким обра­ зом за его уборку не пришлось пла­ тить лишних денег. Улучшен ремонт вагонов настолько, что количество отцепок за апрель месяц сократилось в полтора раза. Но много осталось еще и недо­ статков в постановке работы, с ко­ торыми нужно беспощадно бороться. Больные вагоны разбросаны по не­ скольким путям; слесаря бегают за материалами и тратят зря рабочее время. Нужно все больные вагоны ставить на один путь, и при том поблизости от материальных скла­ дов. Пути нужно балластировать песком, а не глиной, как это сдела­ но теперь, отчего стоят непересы­ хающие лужи воды и грязи. Нужно сделать мусорные ящики на путях куда сваливать сор после уборки пассажирских поездов, а не разбра­ сывать этот сор по путям, как это теперь наблюдается. В резолюции работа комиссии была признана удовлетворительной и постановлено приступить к устра­ нению перечисленных хозяйствен­ ных недочетов. Нельзя не отметить энергичную j деятельность тов. Доброва не за страх, а за совесть втянуть нас в жизнь нашего производства и дви- ттуть его вперед.--------- Н. Матвеев. Головотяпства. (Резервная история). С т а н ц и я М у р м а н с к . К о н д у к т о р с к а я д е ж у р к а . Н а с т о л а х и под с т о л а м и — с п я щ и е т е л а , ч и с л о м ш е с т ь . Ч ь и ? К о н д у к т о р о в бри гады Ш р е д е р а и А а б а , в ы з в а н н ь х р е з е р в о м в М у р м а н с к д л я п р и е м к и п о е зд о в . 4- К о н д у к т о р а с п я т . П о е з д о в к е т . Р е з е р в н ы е ч а с ы б е г у т . Н а р о д н ы е д е н е ж к и п л а ч у т . — Ч т о - ж е ? О б р а т н о ч то - л и е х а т ь ? — Н е т , н е т ! Р а з в ы з в а л и — надо о ж и д а т ь . Ж ц у т . Р е з е р в н ы е ч а с ы п р и ­ б ы в а ю т . У б р и г а д ы Ш р е д е р а и х 44 , п л ю с 20 ч а с о в п у т и — и т о г о 64 ч а с а . У б р и г а д ы А а б а — м а ­ л о с т ь п о м е н ь ш е . Н а к о н е ц н а ч а л ь н и к у с т а н ц и и н а д о е д а е т ж д а т ь . О н з а я в л я е т р е ш и т е л ь н о : — А н у - к а , Ш р е д е р и А а б , п о е з ж а й т е р е з е р в о м в И м а н д р у с п о е зд о м № 21 ! И д у т с о в е т о в а т ь с я к в ы с ш е м у н а ч а л ь с т в у . О т в е т — п о е з ж а й т е ! Е д у т . С т о п ! Н е т у т т о б ы л о ! „ В о з ­ в р а т и т ь б р и г ад ы , у е х а в ш и е с п о е зд о м № 2 1 “ !— в о п и т Д Н — „ о н и н у ж н ы для п р и е м к и п о е зд о в в М у р м а н с к е !1' Т р е щ и т т е л е г р а ф , в о л н у е т с я Д Н . К о н д у к т о р а к л а н я ю т с я , б л а г о д а р я т и н е в о з в р а щ а ю т с я . С п р а ш и в а е т с я — з а ч е м с у щ е с т ­ в у е т д и с п е ч е р с к и й т е л е ф о н ? Н е ­ у ж т о н е л ь з я с о г л а с о в а т ь в р е м я в ы з о в а к о н д у к т о р с к и х бри гад с о т п р а в л е н и е м п о е зд о в и не д а в а т ь к о н д у к т о р а м б е з т о л к у с и д е т ь в р е з е р в е ? П а р т к о р N ; 22 4 4 . Опять вольные вагоны. В порт ежедневно подается по нескольку десятков вагонов под грузы. При погрузке эти ва­ гоны зачастую бракуются. Так напр., 10 мая было подано под сахар 18 вагонов, из них 12 — пришлось забраковать. Затем: 12 мая было подано под сахар- же 16 вагонов, из коих забрако­ вано— 5. Кто-то, очевидно, изо всех сил старается отчитаться и «подавать вагоны к сроку», а что ати вагоны бракуются и из-за этого задерживаются пароходы— до ©того никому нет дела. С этим безобразием пора по­ кончить. Ни один вагон, заранее обреченный на браковку, не дол­ жен попадать в порт. Асекретэтоговотвчем: движенцыкесчнтоются сразметкой вагонов- Движенцы вопреки указания* ел. Тяги сортируют вагоны еледуеиые под груз, не считаясь с соответствую­ щей разметкой. От этого возникают крупные дефекты — ущерб дороге. Вот случав: вагоны требуют ремон­ та и имеют пометку среионт» (за­ дир шейки, слабый бандаж и т. д.), но движенцы подают их под нагруз­ ку и готовят к отправлению с поез­ дом. Результаты— перегрузка из ва­ гона в вагон, трата вреиени, воз­ можность крушения. Со всем втим ел. движения не считается— начиная с большого начальника и кончая ма­ леньким. В дальнейшей нельзя допускать таких вещей Движенцы, придержи­ вайтесь разметки вагонов, вделанной службой тяги—она не вря делается. П ост оронней . Грязевые ванны. На деповскиI путях, где произво­ дится ремонт вагонов, стоят неаро- ходамые болота и сплошная грязь. Причина—невнимательность началь­ ника уч. сл. пути. На путях нава­ лена глина вместо песку, не сделаны водостоки, отчего вода застаиваете* и образует упомянутые болота. Ыастеровыи * рабочим депо при­ ходится ежедневно здесь работать, пр* чем, в добавок к ремонту ваго­ нов, они *справно месят глину и измеряют глубину болот. Понятно— кроне ущерба для дела, порч* обу­ ви, утраты здоровья ничего от такой работы не видно. ПЧ, пожалуй, упу­ стил из виду состояние путей— так мялось! проси* пожаловать * убе­ диться: еще не поздно— жде*. Охрана труда—помоги. Громовой. Еиш несгорви, тан нотонен. Стояли около депо Мурманск жилые вагоны. Была опасность пожара, при котором могло по­ страдать депо. Опасность устра нили: перевезли вагоны на 1-й лесной путь. Теперь всаникпа новая опасность, на этот раз для обитателей вагонов и не от огня, а от воды. Еагоны стоят на са­ мом берегу залива и в прилив вода доходит до самых колес. Рабочим впору подплывать к сво­ им «домам* на лодках. Нельзя-ли сделать так, чтобы вообще никакой опасности не было: ни для депо, ни для вагон­ ных жильцов, чтобы никому н§ пришлось ни гореть, ни мокнуть? Мокрый. Е Подсобные ммыела Терпкого берега- В прошлом номере «Подяраой Правды> мы дала обзор семужного лова на Терском побережьи— основного средства к существованию местного населения Из этого обзора можно было видеть, что один толь­ ко семужий лов не может прокор­ мить рыбака— терца. И действитель­ но, население занимается еще и дру­ гим!, подсобными промыслами, ха­ рактеристику которых мы здесь при­ водим. Сельдяной лов. Сельдяной лов по Терсаоиу бере­ гу носит преимущественно потреби­ тельский характер; более ели ме­ нее постоянно занимаются ви Умб- екая и Кузоаенская волости, добы­ вая главный продукт патаная для веего населения. Семга, наиболее ценный продукт, служат своего рода валютой и целиком идет на обмен; сельдь идет, главным образом, в пи­ щу и лишь 40 пр;.ц. ее сдается в кооперацию. Снасть, невода сельдя- ного лова дороже чем семужьего I находятся в более скверном со­ стояния. По Умбской волости на- ечмтывастся всего 65, по Еузомен- c io t— 29 сельдяных неводов; чем дальше от Кандалакши, тем охотни­ ков на сельдь все меньше и мень­ ше. В сезон прошлого года лов ьо Ку- воменской волости считается исклю­ чительно удачным, как по качеству, m м по количеству. По отчетам оргаЕНзаций сдано сельдей: по Умбской волости 2.740 пуд, с оценкой в 2192 руб., по Ку- зоыенской— 4 550 пуд. с оценкой в 4506 руб. и ТетрияскоЗ 1500 п. с оценкой 1420 рублей. Считая в среднем по 10 пуд на домохозяина запасенной для себя сельди, улов по Умбской волостг может быть оп­ ределен до 5500 пуз., по Куао- мевской до 8000 пуд. и Тетрин- ский до 3000 пуд., лучший удов на домохозяина до 300 пуд. Цены на сельдь колеблются от 80 к. до 1 р. за пуд; исходя из приведенных цифр среднзй заработок на домо­ хозяина по Умбской волости— 18 ру б . по Ку80МСНСК0Й — 26 руб., по ТстрйнскоЙ— 12 руб. Озерной лов. Лов озерной рыбы (камбала, пал­ тус, сегй, щука) носит исклю­ чительно потребательскпЗ характер, служа подспорьем в домашнем хо­ зяйстве. Дальность озер и отсутствие дорог, только б силу необходимости, заставляет население интересоваться озерныа ловом. Даже примерный общкй улов определить крайне зат­ руднительно. Единственным селением поставившим озерной лов на коммер­ ческую ногу, является с. Вялозеро, сдающее продукцию со линии жел- дорогп. Торосовый тюлений промысел. В прежние годы, по отзывам про­ мышленников, второе место по до­ ходности и выгодности ваннмал тю­ лений промысел у берегов горла Бе­ лого моря. На промысел в район Поноя собиралось население всех во­ лостей побережья, начиная с Умб­ ской, и даже иэ Лавозерской. Про­ мысел построен па удачном совпаде­ нии благоприятного ветра, приби­ вающего лед к берегу во время ро дов самок, когда они выходят на лед н остаются на нем до тех пор, пока детеныши не научатся плавать. Орудия лова самые примитивные: багор и лыжи, с которыми промыш­ ленники всходит по льду в море иногда на 1— 2 версты. Промысел сопряжен с большой опасностью, не было года, чтобы во льдах не поги­ бало несколько человек. Проиысел длится очень короткое время, две- три недели, а в отдельных случаях, в зависимости от прилива и отлива, полчаса— 1 час. Последние 5— 6 лет промысла не было совсем, ввиду неблагоприятаых ветров; сезон текущего года к мо­ менту обследования только еще на­ чинался и учесть его результаты не удалось. По отзывам промышленни­ ков, заработок промысла, при отсут­ ствии всяких затрат на оборудова­ ние, достигал до 300— 400 руб., что заставляет их считать торссо- вый промысел, несмотря на большой риск, пожалуй, более выгодно* в хороший сезон, чем семужий. Сете­ вой лов почти не применяется. До-* быча пера вр&Еие незначительна н видимо интересует население постоль­ ку, поскольку шкура идет в домаш­ ний обиход, на обузь. Лучший про­ мысел, в УмСело1 еолости , оценв- вается по данным органмвацк! по весу добытого жира нерп в 1300 рублей; Вузоменской— 300 |руб. а Тетривскнй— 1180 руб. О х о т а . Наиболее богат ценной пушниной Поной: в сезон прошлого года очень удачна, как Есхлюченве, охота в Тетринской волости—дальше, Вуво- ненская и Умбскея волость с менее ценной добычей. Добывается песец голубой в белый, лиса, выдра, рас- евмаха, горностай, куница, белка, медведь. Песец, лиса и белка глав­ ные предметы добыча. В еамый равгар сезона добыча пушнины по данным агенств Варгосторга, глав­ ных заготоввтелей пушэины по по­ бережью, и кооперативов оценивалась: Умбская до 500 руб., Кувоменская до 700 руб., Тетринская до 3000 руб., Понойская свыше 4000 руб­ лей. Наиболее редная пушнина— голубой песец, оценивается на месте от 75— 100 руб., на прочую лимит­ ные цены. Приведенные цяфры приблизительны и для общей оцен­ ки промысла з» весь сезон должны быть значительно увеличены. Жемчужный промысел. Этот вид промысла определяется в р. Варэуге. Довоеннаж добыча оценивалась до 20 ООО рублей, по­ следние годы промысел вамер и лишь в сезон 1924 годг дибыча повы­ силась к оценивается Кузоменским кооперативом в 1052 рубля. Жем­ чуг в большинстве невысокого ка­ чества, н* отделыне вжкмддярк оценивались на месте до 80 руб. штува. Нуетарвые ремесла. Кустарные ремесла развиты сла­ бо. Не считая общего для всех селений ремесла—вязания сетей, можно отметить только бондарное ремесло в с. Порья-Губа и построй­ ку карбасов и лодок в с. Оленице, наиболее ризвитых и завоевавших евоего рода монополию по всему побережью и даже в Карреспублике. Бондарные изделия (сельдянки-боч- ки на 25— 30 фунт.) расцени­ ваются по 25 к. шт. и дают сред­ ний заработок до 80 рублей в ее- зон (4 мес ). Карбас длиною 3—31|« саж. длины и гру8опод‘емностью до 80 пудов расценизается до 40 руб­ лей, белые крупные суда расцени­ ваются до 120 рублей. Средн?й за­ работок определяется до 150 руб. лей в год. Можно отметить еще тоже овэе- го рода монополию—рукоделья ло­ парских женщин в Понойской во­ лости. Кроне обыкновенных изде­ лий из оленьих шкур (пимы, яры, койбинцы, шапки, туфли) попада­ ются иногда художестиенные вы­ шивки бисером по цветным сукнам (шапки, женекие уборы, упряжь оле­ ней и др.). Последний вид рукоде­ лия сейчас замер ва отсутствием материалов, но даже на проотое шитье домашнего платья зажиточное насе­ ление приглашает лопарских жен­ щин для работы на дом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz