Полярная правда. 1925, май.
J* 57. 16 Мая 1925 г. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 . Отзывы рыбаков о „Доме рыбака и оленевода“ (Из „Книги отзывов'1). I. Благодарность Рабоче-Кресть- янской власти за открытие дома „Рыбака и Оленевода". Но просим еще более улуч шить положение, конечно, по силе возможности: 1-е—необхо димо иметь кипяток, так как приходится другой раз приехать с дороги ночью, затем необхо димо иметь побольше коек, так как приходится другой раз валяться на полу. Не имея теплой одежды, очень холодно, а тем более в зимнее время, при очень слабом отоплении. А потому просим более улучшить положе ние- Для Э 10 го необходимо обратится к рыбацкому и лопар скому населению с воззванием и тогда общими усилиями улуч шим положение дома Рыбака. Рыбак острова Ки;ьдино Морозов. II. Рыбацкое спасибо Губиспо"- кому, организовавшему ,.Дом Оленевода и Рыбака**. Только настоящий аом и таксе орга низованное дел >об'единит рабо чих, крестьян—лопарей и ры баков Для расширения дома советуем Губисполкому бросить призывный клич рыбакам, ко торые и принесут свою лепту для общего блага Республики. Приехавший рыбак (подпись неразборчива). Ш. Честь и хвала тому товарищу, кто нашелся создать этот дом и приютить нас, рыбаков, в сем дохе ибо этот правильный под ход может создать смычку города С деревней. Приношу благодарность за оказанный мне прием, а тэк-:*е желаю вам, товарищи,— успеха в задуманной этой идее! ^Приехавший рыбак Макаров. IV. Большая благодарность тому товарищу, кто задумал тачее благо для рыбаков, и приютил от холода нас. И желаем успеха вам в задуманной вами идее. И желаем, что-бы помещение по возможности увеличили и по возможности поближе к стан ции, и при доме „Оленевода и Рыбака” иметь кладовую, так как рыбаки всегда имеют при себе багаж, и желаем охотно помочь вам в этом деле и со ветуем провести кампанию сбора, между рыбаками, треской на месте промысаа. Потому что нам всем здесь прсезжаюшим рыбакам, надоело таскаться по грязным и холодным вагонам. А этот дом „Оленевода и Ры бака“ есть единственный приют их, способньй помочь в деле смычки города с деревней И еще приносим благодарность служащим этого дома, за хоро шее отношение к рыбачам. Приезжий рыбак Мельгин V. Эта благодарность— товарк- щтм, которые шли на встречу и делали пожертвования на устройство дома „Оленевода и Рыбака*1 и также спасибо за снабжение и ознакомление нас с литературными новостями на шей Республики. И мы не оста немся в долгу, пойдем на встре чу, чтобы расширить задуман ное товарищами дело. Рыбак ст. Рында {подпись неразборчива). VI. Рыбацкое спасибо дому „Олене вода и Рыбака*1 за то, что сн приютил приезжающих рыбаков, не имевших квартир. Пожелаем ему в дальнейшем успеха в своей работе. Мы, рыбаки, как раньше приезжали в Мурманск — приходилось скитаться на улице и т. д., а теперь в доме „Олеие вода и рыбака** чувствуем себя в лучших условиях, чем раньше. Благодарность приносим за хо рошее отношение служащих дома. Рыбак (подпись не раз?орчиза). железной дороге Почем? нет У Желрыбы есть постоянная артель грузчиков, которая должна выполнять все погрузочные ра боты в течении всего года. Од- «олло!£Т11Пыа& д о ги ь о р Между атой артелью и Желрыбой не заключен, и об оплате труда при ходится договариваться каждый раз перед началом новых работ. Администрация определяет плату, должно-быть, смотря по настроению; иной раз заплатят прилично, а иной — предлагают гроши. Так, недавно нужно было договоре? -рсьэгрузить -3 в а гон а еоли и погрузить их на пароход. За всю работу давали по 18 руб. с вагона. Артель на такие условия не соглашалась. Администрация не уступала и пригрозила сдать ра боту другим — безработных-де много И получилось, что постоян ная артель могла остаться без работы. Кроме того, сильно мешают делу простои. Один из грузчиков. в производственнойко миссия сл Тяги. 9 мая в депо Мурманск состоя лось заседание производственной ко миссии при месткоме 33 (сл. тяги). Присутствовало около 60 человек. Слушали доклад председателя комис сии т. Доброва о проделанной рабо те, затем перешли к текущим де лам. Из доклада т. Доброва можно было видеть, что комиссия уже многого успела добиться. Так напр., по указанию комиссии был постав лен при пункте осмотра бак с ма зутом для смазчиков, что избавило последних от излишнего хождения за версту и сократило их работу на час. Был убран всякий хлам и лом с путей самими рабочими во время хода работы и таким обра зом за его уборку не пришлось пла тить лишних денег. Улучшен ремонт вагонов настолько, что количество отцепок за апрель месяц сократилось в полтора раза. Но много осталось еще и недо статков в постановке работы, с ко торыми нужно беспощадно бороться. Больные вагоны разбросаны по не скольким путям; слесаря бегают за материалами и тратят зря рабочее время. Нужно все больные вагоны ставить на один путь, и при том поблизости от материальных скла дов. Пути нужно балластировать песком, а не глиной, как это сдела но теперь, отчего стоят непересы хающие лужи воды и грязи. Нужно сделать мусорные ящики на путях куда сваливать сор после уборки пассажирских поездов, а не разбра сывать этот сор по путям, как это теперь наблюдается. В резолюции работа комиссии была признана удовлетворительной и постановлено приступить к устра нению перечисленных хозяйствен ных недочетов. Нельзя не отметить энергичную j деятельность тов. Доброва не за страх, а за совесть втянуть нас в жизнь нашего производства и дви- ттуть его вперед.--------- Н. Матвеев. Головотяпства. (Резервная история). С т а н ц и я М у р м а н с к . К о н д у к т о р с к а я д е ж у р к а . Н а с т о л а х и под с т о л а м и — с п я щ и е т е л а , ч и с л о м ш е с т ь . Ч ь и ? К о н д у к т о р о в бри гады Ш р е д е р а и А а б а , в ы з в а н н ь х р е з е р в о м в М у р м а н с к д л я п р и е м к и п о е зд о в . 4- К о н д у к т о р а с п я т . П о е з д о в к е т . Р е з е р в н ы е ч а с ы б е г у т . Н а р о д н ы е д е н е ж к и п л а ч у т . — Ч т о - ж е ? О б р а т н о ч то - л и е х а т ь ? — Н е т , н е т ! Р а з в ы з в а л и — надо о ж и д а т ь . Ж ц у т . Р е з е р в н ы е ч а с ы п р и б ы в а ю т . У б р и г а д ы Ш р е д е р а и х 44 , п л ю с 20 ч а с о в п у т и — и т о г о 64 ч а с а . У б р и г а д ы А а б а — м а л о с т ь п о м е н ь ш е . Н а к о н е ц н а ч а л ь н и к у с т а н ц и и н а д о е д а е т ж д а т ь . О н з а я в л я е т р е ш и т е л ь н о : — А н у - к а , Ш р е д е р и А а б , п о е з ж а й т е р е з е р в о м в И м а н д р у с п о е зд о м № 21 ! И д у т с о в е т о в а т ь с я к в ы с ш е м у н а ч а л ь с т в у . О т в е т — п о е з ж а й т е ! Е д у т . С т о п ! Н е т у т т о б ы л о ! „ В о з в р а т и т ь б р и г ад ы , у е х а в ш и е с п о е зд о м № 2 1 “ !— в о п и т Д Н — „ о н и н у ж н ы для п р и е м к и п о е зд о в в М у р м а н с к е !1' Т р е щ и т т е л е г р а ф , в о л н у е т с я Д Н . К о н д у к т о р а к л а н я ю т с я , б л а г о д а р я т и н е в о з в р а щ а ю т с я . С п р а ш и в а е т с я — з а ч е м с у щ е с т в у е т д и с п е ч е р с к и й т е л е ф о н ? Н е у ж т о н е л ь з я с о г л а с о в а т ь в р е м я в ы з о в а к о н д у к т о р с к и х бри гад с о т п р а в л е н и е м п о е зд о в и не д а в а т ь к о н д у к т о р а м б е з т о л к у с и д е т ь в р е з е р в е ? П а р т к о р N ; 22 4 4 . Опять вольные вагоны. В порт ежедневно подается по нескольку десятков вагонов под грузы. При погрузке эти ва гоны зачастую бракуются. Так напр., 10 мая было подано под сахар 18 вагонов, из них 12 — пришлось забраковать. Затем: 12 мая было подано под сахар- же 16 вагонов, из коих забрако вано— 5. Кто-то, очевидно, изо всех сил старается отчитаться и «подавать вагоны к сроку», а что ати вагоны бракуются и из-за этого задерживаются пароходы— до ©того никому нет дела. С этим безобразием пора по кончить. Ни один вагон, заранее обреченный на браковку, не дол жен попадать в порт. Асекретэтоговотвчем: движенцыкесчнтоются сразметкой вагонов- Движенцы вопреки указания* ел. Тяги сортируют вагоны еледуеиые под груз, не считаясь с соответствую щей разметкой. От этого возникают крупные дефекты — ущерб дороге. Вот случав: вагоны требуют ремон та и имеют пометку среионт» (за дир шейки, слабый бандаж и т. д.), но движенцы подают их под нагруз ку и готовят к отправлению с поез дом. Результаты— перегрузка из ва гона в вагон, трата вреиени, воз можность крушения. Со всем втим ел. движения не считается— начиная с большого начальника и кончая ма леньким. В дальнейшей нельзя допускать таких вещей Движенцы, придержи вайтесь разметки вагонов, вделанной службой тяги—она не вря делается. П ост оронней . Грязевые ванны. На деповскиI путях, где произво дится ремонт вагонов, стоят неаро- ходамые болота и сплошная грязь. Причина—невнимательность началь ника уч. сл. пути. На путях нава лена глина вместо песку, не сделаны водостоки, отчего вода застаиваете* и образует упомянутые болота. Ыастеровыи * рабочим депо при ходится ежедневно здесь работать, пр* чем, в добавок к ремонту ваго нов, они *справно месят глину и измеряют глубину болот. Понятно— кроне ущерба для дела, порч* обу ви, утраты здоровья ничего от такой работы не видно. ПЧ, пожалуй, упу стил из виду состояние путей— так мялось! проси* пожаловать * убе диться: еще не поздно— жде*. Охрана труда—помоги. Громовой. Еиш несгорви, тан нотонен. Стояли около депо Мурманск жилые вагоны. Была опасность пожара, при котором могло по страдать депо. Опасность устра нили: перевезли вагоны на 1-й лесной путь. Теперь всаникпа новая опасность, на этот раз для обитателей вагонов и не от огня, а от воды. Еагоны стоят на са мом берегу залива и в прилив вода доходит до самых колес. Рабочим впору подплывать к сво им «домам* на лодках. Нельзя-ли сделать так, чтобы вообще никакой опасности не было: ни для депо, ни для вагон ных жильцов, чтобы никому н§ пришлось ни гореть, ни мокнуть? Мокрый. Е Подсобные ммыела Терпкого берега- В прошлом номере «Подяраой Правды> мы дала обзор семужного лова на Терском побережьи— основного средства к существованию местного населения Из этого обзора можно было видеть, что один толь ко семужий лов не может прокор мить рыбака— терца. И действитель но, население занимается еще и дру гим!, подсобными промыслами, ха рактеристику которых мы здесь при водим. Сельдяной лов. Сельдяной лов по Терсаоиу бере гу носит преимущественно потреби тельский характер; более ели ме нее постоянно занимаются ви Умб- екая и Кузоаенская волости, добы вая главный продукт патаная для веего населения. Семга, наиболее ценный продукт, служат своего рода валютой и целиком идет на обмен; сельдь идет, главным образом, в пи щу и лишь 40 пр;.ц. ее сдается в кооперацию. Снасть, невода сельдя- ного лова дороже чем семужьего I находятся в более скверном со стояния. По Умбской волости на- ечмтывастся всего 65, по Еузомен- c io t— 29 сельдяных неводов; чем дальше от Кандалакши, тем охотни ков на сельдь все меньше и мень ше. В сезон прошлого года лов ьо Ку- воменской волости считается исклю чительно удачным, как по качеству, m м по количеству. По отчетам оргаЕНзаций сдано сельдей: по Умбской волости 2.740 пуд, с оценкой в 2192 руб., по Ку- зоыенской— 4 550 пуд. с оценкой в 4506 руб. и ТетрияскоЗ 1500 п. с оценкой 1420 рублей. Считая в среднем по 10 пуд на домохозяина запасенной для себя сельди, улов по Умбской волостг может быть оп ределен до 5500 пуз., по Куао- мевской до 8000 пуд. и Тетрин- ский до 3000 пуд., лучший удов на домохозяина до 300 пуд. Цены на сельдь колеблются от 80 к. до 1 р. за пуд; исходя из приведенных цифр среднзй заработок на домо хозяина по Умбской волости— 18 ру б . по Ку80МСНСК0Й — 26 руб., по ТстрйнскоЙ— 12 руб. Озерной лов. Лов озерной рыбы (камбала, пал тус, сегй, щука) носит исклю чительно потребательскпЗ характер, служа подспорьем в домашнем хо зяйстве. Дальность озер и отсутствие дорог, только б силу необходимости, заставляет население интересоваться озерныа ловом. Даже примерный общкй улов определить крайне зат руднительно. Единственным селением поставившим озерной лов на коммер ческую ногу, является с. Вялозеро, сдающее продукцию со линии жел- дорогп. Торосовый тюлений промысел. В прежние годы, по отзывам про мышленников, второе место по до ходности и выгодности ваннмал тю лений промысел у берегов горла Бе лого моря. На промысел в район Поноя собиралось население всех во лостей побережья, начиная с Умб ской, и даже иэ Лавозерской. Про мысел построен па удачном совпаде нии благоприятного ветра, приби вающего лед к берегу во время ро дов самок, когда они выходят на лед н остаются на нем до тех пор, пока детеныши не научатся плавать. Орудия лова самые примитивные: багор и лыжи, с которыми промыш ленники всходит по льду в море иногда на 1— 2 версты. Промысел сопряжен с большой опасностью, не было года, чтобы во льдах не поги бало несколько человек. Проиысел длится очень короткое время, две- три недели, а в отдельных случаях, в зависимости от прилива и отлива, полчаса— 1 час. Последние 5— 6 лет промысла не было совсем, ввиду неблагоприятаых ветров; сезон текущего года к мо менту обследования только еще на чинался и учесть его результаты не удалось. По отзывам промышленни ков, заработок промысла, при отсут ствии всяких затрат на оборудова ние, достигал до 300— 400 руб., что заставляет их считать торссо- вый промысел, несмотря на большой риск, пожалуй, более выгодно* в хороший сезон, чем семужий. Сете вой лов почти не применяется. До-* быча пера вр&Еие незначительна н видимо интересует население постоль ку, поскольку шкура идет в домаш ний обиход, на обузь. Лучший про мысел, в УмСело1 еолости , оценв- вается по данным органмвацк! по весу добытого жира нерп в 1300 рублей; Вузоменской— 300 |руб. а Тетривскнй— 1180 руб. О х о т а . Наиболее богат ценной пушниной Поной: в сезон прошлого года очень удачна, как Есхлюченве, охота в Тетринской волости—дальше, Вуво- ненская и Умбскея волость с менее ценной добычей. Добывается песец голубой в белый, лиса, выдра, рас- евмаха, горностай, куница, белка, медведь. Песец, лиса и белка глав ные предметы добыча. В еамый равгар сезона добыча пушнины по данным агенств Варгосторга, глав ных заготоввтелей пушэины по по бережью, и кооперативов оценивалась: Умбская до 500 руб., Кувоменская до 700 руб., Тетринская до 3000 руб., Понойская свыше 4000 руб лей. Наиболее редная пушнина— голубой песец, оценивается на месте от 75— 100 руб., на прочую лимит ные цены. Приведенные цяфры приблизительны и для общей оцен ки промысла з» весь сезон должны быть значительно увеличены. Жемчужный промысел. Этот вид промысла определяется в р. Варэуге. Довоеннаж добыча оценивалась до 20 ООО рублей, по следние годы промысел вамер и лишь в сезон 1924 годг дибыча повы силась к оценивается Кузоменским кооперативом в 1052 рубля. Жем чуг в большинстве невысокого ка чества, н* отделыне вжкмддярк оценивались на месте до 80 руб. штува. Нуетарвые ремесла. Кустарные ремесла развиты сла бо. Не считая общего для всех селений ремесла—вязания сетей, можно отметить только бондарное ремесло в с. Порья-Губа и построй ку карбасов и лодок в с. Оленице, наиболее ризвитых и завоевавших евоего рода монополию по всему побережью и даже в Карреспублике. Бондарные изделия (сельдянки-боч- ки на 25— 30 фунт.) расцени ваются по 25 к. шт. и дают сред ний заработок до 80 рублей в ее- зон (4 мес ). Карбас длиною 3—31|« саж. длины и гру8опод‘емностью до 80 пудов расценизается до 40 руб лей, белые крупные суда расцени ваются до 120 рублей. Средн?й за работок определяется до 150 руб. лей в год. Можно отметить еще тоже овэе- го рода монополию—рукоделья ло парских женщин в Понойской во лости. Кроне обыкновенных изде лий из оленьих шкур (пимы, яры, койбинцы, шапки, туфли) попада ются иногда художестиенные вы шивки бисером по цветным сукнам (шапки, женекие уборы, упряжь оле ней и др.). Последний вид рукоде лия сейчас замер ва отсутствием материалов, но даже на проотое шитье домашнего платья зажиточное насе ление приглашает лопарских жен щин для работы на дом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz