Полярная правда. 1925, март
№ 33. 14 Марта 1925 Г. ПОЛЯРНАЯ П РА ВД А . Зд С М Е С Т . Об йлвкивдровском комитете взсикопомсщи- I Что же на себя представляет Але ксандровский комитет взаимопомощи? Да, сказавли правду, — ничего, за исключением одного названия, да од ной йдй двух папок. Организаторов я руководителей в нем не суще ствует, а также и фопда. Иногда встречаешь бедняка, который прихо дят в Воли(п»лком за помощью, но последнего направляют к председате лю кокитета взаимопомощи на б в *р- тиру, где бедняк получает удовле творение на словах, так как удовле творять больше нечем, а фонд сам собою не создается. Применяясь в местным условиям жизни, при составлении будущего плана работы комитета взаимопомо щи не мешало бы принять во вни мание следующие предложения. Для поднятия авторитета комитета, что- у бы бедяяк видел свою организацию здоровой, заслуживший внимания, необходимо в)влечь ККОВ в участие при распределении поденной работы на мурманской пристани, совместно с уполномоченный ГСПС, а тавж* в участие при распределении семужных тоней и луговых угодий, где коми тет должен защищать бедноту, ко торая должна быть у него на учете. Для создания фонда, необходимо со зывать общие собрания, где ставать вопрос о добровольном отчислении средств в фонд комитета, |>аз1ясняя значение и роль такового. Необходи мо закрепить за комитетом некото рое количество семужных тоней и луговых угодий, которые можно бу дет сдавать в аренду, арендная же плата будет поступать на укрепле ние фонда. Необходимо войта в со глашение с кооперативом, который, наверное, передаст комитету взаимо помощи строющуюся ьекарню. Для зксплоатгциа пекарни, выделив обо ротные средства, достав их хотя бы в кредит с тем, чтобы в послед ствии покрыть долг из оборотов пе карни. Всем партийным и профес сиональным организнциям следует так ила иначе принять самое актвв- ное участке в создании фонда. Мож но постави ь несколько спектаклей, сборы от коих полное,*)ью должны поступать в фонд комитета взаимо помощи. Только таким способом только коллективным трудом, можно восстановить работу комвтета, ибо ешнолично добыть средства для под держке комитет изыскать не может В. Бурый. День Работниц на ст. Лопгршй- На ст. Лопарская Мурм. ж. д. в Международный Д *нь Работниц ячейкой PJIKCM совместно с рабочими было устроено торже ственное заседание. Ряд товари щей, комсомольцев и беспартий ных выступили с привгтствиями. После краткого доклада, о значении Женского дня, работ ницы и домохозяйки ст. Лопар ская взнесли резолюцию, где го ворится «мы, работницы и аомо хозяй<и приветствуем линию взятую Соввластш и Р КП в де ле освобождения женщины от темноты, и говорим, что мы так же твердо пойдем рука об ру ку с рабочим классом к выпол нению заветов Ильича, за осво бождение трудящихся женщин во всем мире, за мировою рево люцию». Злтем была декламация и по становка пьесы «8-е марта» Мы, железнодорожники стан ции Л шарская, нааеемся, что и в буд>щем не отстанем от всех мурманцев в политико-просвети тельной работе, несмотря на незначительные наши силы. Мужья—рабовлпдгяьцы Таете не перевелись еще среда Мурманска! рыбаков.- Они считают своих жен I детей своею собствен- ^ ностью, с которой она могут делать все, что вздумается. Так напр., рыбак из Иодаахты (около Гаврилова) Глеб Савелов ежед невно отвратительно ругается, а за частую бьет по чему попало свою жену. Вывали случаи, что он набра с ы в а я на нее с ножом в руке и хватал за горло. Не щадит он .и детей. Недавно он схватил 31 горло четырех-летпюю девочку и поднял ее допотолка, на мереваясь шаырнуть на пол. 6 той-же Подцахте проживал в течении полугода, Морозов ИЬтвей (теперь он жавет в д-р. Минькино). Побоями он довел свою жену до то го, что у нее сделалась постоянная икота в вся она была желтая и худая как мертвец. Необходимо заступиться sa этих несчастных женщин. Пора показать мужьям рабовладельцам, чго женщи на не может быть ни чьей с ’бствеч- ностью. Наблюдавший. ХРОНИКА. ? тотпр. Среди группы татар, У х а в шихся в Мурманск со всех кон цов Рес ублики в поисках зара ботка, ведется довольно актив ная общественная и политико- воспитате;ьная работа. Имеются ячейки Р КП и РЛкСМ , бес ар- тийные охотно посе щзют общие собрания и татарские спекта кли устраиваемые довольно часто. Плохо только, что клуб Нац- мем, где можно было бы широ ко развернуть 'работу, поме щается в тесном, неблагоу строенном здании, где сквозь щели дует ветер, течет крыша и царит холод. Из-за холода нет посетителей в клубной би блиотеке. где имеется кое-какая литература на татарском языке. Теперь, по ходатайстеу татар ской ячейки и при содействии Губ<ома Р КП и Губполитпро- света под клуб Нацмен отведе но новое здание бывший дом безработной молодежи. Эго зда ние требует на малою ремонта, нJ мы надеемся, чго пиргийные, профессиональные и хозяйствен ные организации гор. М>рман ска не откажут помочь нам в этом деле. Ишмухамедов. Пожарники вступили в Q. Д . |J. ф . Двенадцатого марта у пожар ной команды гор. Мурманска было общее собрание, в повестке дня коюрого стоял, между про чим, вопрос об ОДВФ. 3 (слушав доклад о задачах ОДЬФ и Ht- ско)'Ьчо речей по докладу, по жарники все пожелали вступить в ряды друзей воздушного флота. Кстати сказать, не везде еще должно быть, хорошо ссознали значение воздухсф юта для на шей Республики. Сроители, на пример, до сих пор еще не могут раскачаться и вступить в ОДВФ. А пора бы! Прпфкоо. Связь с Дальним Востоком. Б результате русско-японского сближен-я, Народным Коми<сарИгТ;»м Почт и Телеграфов установлен прием простой а заказной почтовой кор респонденции в Японию, Корею и Лионскую часть Сахалина Связь трудовых масс СССР с тру дящимися Дшьнего BjcToKa нала жена, 3—ский. Мурманске Пример другим. Мурманской железной дорогой, по договору с Губоно, было отре монтировано под об;единенную школу I и II ступени кое-как два барака. Ремонт с большими натяжками все же был принят Губоно. „Скоро и дешево", подумала, вероятно, железная дорога и ре шила также отремонтировать и барак 509, которого наши пи томцы и преподаватели ждали с часу на час в течение двух ме сяцев. H j приемочная комиссия по ремонту барака, в составе: вра ча, завшколой и одного из пре подавателей, осмотрев сотремон- тированное» помещение, решила бе* единого возражения его не принимать. Это ладно, пример другим, надо-же, наконец, приучиib вы полнять договора как слеьует. Но плохо то, что помещения та к и не дождались наши пи томцы и преподаватели. Прихо дится заниматься опять на две смены в плохо отремонтирован ных бараках. Когда-же нам под школу да дут третий б^рак? Падк.р. Описноя вздокечкв и грубый смотритель- H;i базе близь бывш. церкви есть водокачка, обслуживающая порядоч ный район. Прошлый год эта водо качка была лучшей водокачкой в Мурманске. Вокруг водокачки чистота и порядок. Рукав на трубе всегда исправный. Еиждый pas, как только у водокачки намерзнет незначитель ный слойльда, смотрительста аетеяего срубить и осколки убрать с дороги. Любо было подойти к водокачке, да и обр^щевие с гражданами, как говорится „гражданское4. А чем же она плоха в этот год? А вот чем. Льду у водокачки нвросло, больше, чем на полтора аршана. Смотритель видя, что этот лед скоро закроет его окно стал его понемногу скалы вать, причем все осколки остаются 8десь-же. Подыхать к водокачке лошадью опасно, так как лошадь рискует при подсеме на эту ледяную гору поскользнуться по осколкам льда или споткнуться и покалечить себе ноги. Под‘ехать ручными санями также невозможно , так как на этих льди нах сани не могут ровно стоять и Часто были случаи, когд* сани вода, выливав- помогала росту опрокидывалрсь, а шаяся из бочек, ледяной горы. А вот } ж подойти с ведрами— совсем беда. Публика по льд*вам „катается 4, спотыкается и рискует в одно прекрасное время искалечить* себя. Ко всему этому необходимо до бавить, что рукава на трубе нет I при малейшем ветре граждане вы** нужаеаы, из 8а ведра воды, при нимать , .холодные ванны44. Его же 8десь виноват? Смотри тель? Нет. Смотритель не виноват, а линовата ,.0олезнь“ , которою он „болен44. Э га болезнь называется „м тушка лень44. Виноват же смотритель только в грубости. К чем же она заключается? ‘ А заключается она в том, что к нему никогда нельзя обратиться С вопросом, вбо всегда услышишь „не человеческий4, ответ, а тем более, когда сделала приспособление, при помощи которого граждане сами от крывают воду и не тревожат по утрам его „сладкий сон44. „Красный Воин 1 Фельдшериликширша. Губздрав, правда ли будто у тебя так мало средств, что ты не в состоянии держать дежур ного фегьцшера при аптеке? Кажется, ч о эго немножко не так. Откуда же средства со держать при той же апгеке со вершенно ненужную кассиршу? Ведь в Мурманске большинство пользуется бесплатными лекар ствами, за небольшим исключе нием покупателей на 10— 15 коп. А с такими покупателями сво бодно могут справиться те, кто стравлялся и до найма кассирши. В Мурманской гор- ишле. Моментом, когда в школе можно тверд) учесть то, что шеола, ичеет, чем рюполагает, и, след *вательно, что и к-ts может и д >ЛЖ1А сделать, преходится в болышноеве случаев считать конец первого триместра, и начало второго. В нынешней Мур- М4НС&ой шкоде эго особенно оче видно, вбj в езяза с расширением и ростом школы, ее переходом в нгчие учебного года в новьп поме- ^ Щ Н4Я, перзый триместр в значи тельной стеиееа пр»шел под знаком многих органазацюнных и хозяй ственных вопросов и воаросов де тального изучения тех данных, в которых и с ко орыми идет работа. H i опыте перзого тряместра, на результатах учета средств, которые Д 4 ет окр\ж 1 ЮЩ 1 Я школу действи тельность и учета всей массы уча щихся, шюла в начале второго траместра проводят работу по со ставлению плана работы на этот триместр, плана, по возможности, разработанного до мелочей. То, что школа составляет детальный план во 2 м тракесгре, вовсе не значит, что работа с начала учетного года ногила случайный характер, вак прихется; но там плановая работа была в то же время как бы про- щупыааньем твершх мест, на ко торых можно строить дальше. Эго в текущем учебном году д*же есте ственно было необходим»*, т. к. уча- тельский коллектив пополнился то варищами, раньше не бывшими и * "lie работавшими в здешних краях. Помимо разработки планов чисто прогргммного характера, т. е. раз работка того материала, который нужно пройти, пнолой поставлены на очередь вопросы усиления рабо ты п j организации школьно-учени- Чгского самоуправления, вопросы теснейшей увязки с пионерством и и др. через посредство полного кон такта с ячейкой РЛИСМ, пионер ского форпоста в школе и органами руководящама детдважением. И вот в процессе всей предыду щей работы и в процессе подведе ния частичных игогоз выявились положения, о которых приедалось говорить на страницах «Полярной Правды» еще в конце минувшего учебного года. Именно: то, что наша MypMtHCKifl школа не может удов летвориться тем расположением по календарю учебного года, который сейчас имеется. Учебный год вообще разделяется на три триместра: 1-й осенне-зим ний, 2-й зимне-весенний и 3 й— весенне летний, т. е. на такие пе риоды, которые бы дали возможность в условиях всех времен года изу- 4iTb природу, труд и общ^стьо. Но вые целя и задачи, иоставлеьные перед трудовой школой не moi vt уложиться в старые ф>рмы школь ной работы. Комплексная система преподавания есть как раз тот рево люционизирующий школу метод, ко торый трудовую школу должен при вести к тому, чем она должна быть. В этом направлении щет сейчас уаорная работа с верхов и до низу. Не вдаваясь в детали сути коми* лекся, посмотрим, что в нем, как в известном способе препоцавяния, является одним вз главных пунк тов. Прежде всего экскурсия. Кл с- сы превращаются в место сб«»ра учащихся и для того , чтобы В СПО КОЙНОЙ, 1ф1« Поеобленной для этого обстановке п «лученные наблюдения, личный опыт, самостоятельную ис следовательскую рtботу, учащийся мог бы подтвердить выводом в ф>р- ме определенных знаний и навы ков. Такие возможности работы, очевидно, должны ириходитьса боль ше на весну, лето, Н 1 чало осени, т. е. н i названные три трямеотра. Но у нле в Мурманской нколе мо гут ли они быть? Нет. Мы имеем, М)жет быть, осенне-зимний, имеем просто аимний и, наконец зимне весенний. Конечно, это лишь на звания, но эт* наз*ания и действи тельность показывают то, что в нашей школе много зимы и совсем нет лета. Следовательно, для того, чтобы чувствовала себя ж*вей и жизненнее, e j i io пер^сорт^рзвать календарь "школьных зжитий, т. е. сделать передвижку Н 1 чала и конщ учебного года. Ряд соображений местного сзойства подсказывает та кие примерно сроки: н< 1 Ч«ло—1— 15 апреля, кон»ц -1— 15 февраля. Фенраль, март на перерыв. В прош лом некоторые из т. т. учителей с мест на это указали, что так-й исход для школ на местах не вс*гд! буД'Т удо^творительным. Э о вер но. Поэтому мы должны оговорить ся, чго, как в прошлом, так и теперь мы им^ем в виду только го родскую Мурманскую шеплу. На местах могут оказаться такие поло жения, какие и во сне не снятся нам. Ц поскольку данный вопрос не мож» т ве интересовать учителя на Мурмане, думается, что Т. Т. С мест Поделятся СВОИМИ МЫ СЛЯМИ по этому поводу. Возир Щ 1 ясь к моментам теку щей р4боты в Мурманской школе приходится указать на одно еще малоутешительное явление, изжи- тае которого также поставлено в илан работы. Эго—слабая посе щаемость школы учащимися. К кон цу 1-го триместра посещаемость выражалась ця[>р й 82 5 пр »ц., в январе повисшась до 87 проц , в феврале 85 проц. Непосещаемость большая. Прачивы? Преж(е всего во внешних условиях Мурманска климатаческйх и материальных, болезнь, не всегда пр^спогобленная к капризам мурманской 8ичы одеж да, обувь и т. д. и, наконец, „до машние обстоятельств\и— домашние работы. И на эту последнюю причи ну падает, к соЖ1ленвю, большая часть всех случаев пропусков заня тий. Мы на этот факт обращаем с<ое внимание и внимание семьи; шхола есть неот'емлемая часть яи*- ни ребенка и к данному вопросу должно отнестись со всем внима нием, и част», может быть, лучше набтя возуожшсть не загружать ребенка работой дома, а дать ему возможность быть в школе. В из вестной степени мож »о думать, что и сама школьная дейстзительность как таковая, может влиять на по сещаемость, Ведь, наш учащийся теперь живет, окруженный кипу- чесТ 1 Ю новой жазни, сам в ней активно участвует. Всякая мерт А фельдшера дежурного иметь.при аптеке необходимо и посылать на оказание немедлен-; ной медицинской помощи мили* ционера и 6 лльничного. сторожа, только и можно у нас в Мур- * манске. Да и аптека то откры та довольно непродолжитель* ный срок: с 12 часов утра до 8 часов вечера,. а позже .-к ко му же обращаться за немедлен ной помощью. К . . дежурному. А где он и кто он? Виновато ли здесь неимение средств. 1 Приезжая. вечина им осознается, и он на нее реагирует. И если школа поставле на в условия, когда жизнь не бьет в ней клюнем, тогда ребенок идёт в школу лишь потому, что ходить нужно, но не интересно. И мысль опять возвращается в прежнему, к необходимости дать sa полярным кругом школьнику возможность J чаться больше весной, лето*, чтоб не в«:е вр^мя сидеть в четырех сте нах школьного помещения. С дру гой . стороны, если . план , работы школа строит по комплексу, то прм правильной его постановке заинте ресованность учащегося и его актив ность в школе обеспечена Н>комп- ; леке—*ще во многом нов, и наша учительская за 1 ача в школе в пол ной мере овладеть им. А для этого изучить комплекс, наше, если так можно выразиться, производство. Поэтому в план учитель ской работы вошла работа в гро- изво!Ственном кружке педсостава школы, кот-рый приступил уже в своей деятельности. *Вместе с этим учитель-кий коллектив сорганизо* вался в политкружок при школе по изучению советского сгргитель-таа, помимо работы в Ленинском круж ке п|и клубе Володарского, помня, что поднять производство сможет не просто производственник, а обще- ственно-политически грамотный н сознательный работник. Нужно пожелать только, чтоб эта работа росла и ширилась, ибо в ее успехах - успех нашего школьного дела. Н, Безмылов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz