Полярная правда. 1925, март

№ 33. 14 Марта 1925 Г. ПОЛЯРНАЯ П РА ВД А . Зд С М Е С Т . Об йлвкивдровском комитете взсикопомсщи- I Что же на себя представляет Але­ ксандровский комитет взаимопомощи? Да, сказавли правду, — ничего, за исключением одного названия, да од­ ной йдй двух папок. Организаторов я руководителей в нем не суще­ ствует, а также и фопда. Иногда встречаешь бедняка, который прихо­ дят в Воли(п»лком за помощью, но последнего направляют к председате­ лю кокитета взаимопомощи на б в *р- тиру, где бедняк получает удовле­ творение на словах, так как удовле­ творять больше нечем, а фонд сам собою не создается. Применяясь в местным условиям жизни, при составлении будущего плана работы комитета взаимопомо­ щи не мешало бы принять во вни­ мание следующие предложения. Для поднятия авторитета комитета, что- у бы бедяяк видел свою организацию здоровой, заслуживший внимания, необходимо в)влечь ККОВ в участие при распределении поденной работы на мурманской пристани, совместно с уполномоченный ГСПС, а тавж* в участие при распределении семужных тоней и луговых угодий, где коми­ тет должен защищать бедноту, ко­ торая должна быть у него на учете. Для создания фонда, необходимо со­ зывать общие собрания, где ставать вопрос о добровольном отчислении средств в фонд комитета, |>аз1ясняя значение и роль такового. Необходи­ мо закрепить за комитетом некото­ рое количество семужных тоней и луговых угодий, которые можно бу­ дет сдавать в аренду, арендная же плата будет поступать на укрепле­ ние фонда. Необходимо войта в со­ глашение с кооперативом, который, наверное, передаст комитету взаимо­ помощи строющуюся ьекарню. Для зксплоатгциа пекарни, выделив обо­ ротные средства, достав их хотя бы в кредит с тем, чтобы в послед­ ствии покрыть долг из оборотов пе­ карни. Всем партийным и профес­ сиональным организнциям следует так ила иначе принять самое актвв- ное участке в создании фонда. Мож­ но постави ь несколько спектаклей, сборы от коих полное,*)ью должны поступать в фонд комитета взаимо­ помощи. Только таким способом только коллективным трудом, можно восстановить работу комвтета, ибо ешнолично добыть средства для под­ держке комитет изыскать не может В. Бурый. День Работниц на ст. Лопгршй- На ст. Лопарская Мурм. ж. д. в Международный Д *нь Работниц ячейкой PJIKCM совместно с рабочими было устроено торже­ ственное заседание. Ряд товари­ щей, комсомольцев и беспартий­ ных выступили с привгтствиями. После краткого доклада, о значении Женского дня, работ­ ницы и домохозяйки ст. Лопар­ ская взнесли резолюцию, где го­ ворится «мы, работницы и аомо хозяй<и приветствуем линию взятую Соввластш и Р КП в де­ ле освобождения женщины от темноты, и говорим, что мы так ­ же твердо пойдем рука об ру­ ку с рабочим классом к выпол­ нению заветов Ильича, за осво­ бождение трудящихся женщин во всем мире, за мировою рево­ люцию». Злтем была декламация и по­ становка пьесы «8-е марта» Мы, железнодорожники стан­ ции Л шарская, нааеемся, что и в буд>щем не отстанем от всех мурманцев в политико-просвети­ тельной работе, несмотря на незначительные наши силы. Мужья—рабовлпдгяьцы Таете не перевелись еще среда Мурманска! рыбаков.- Они считают своих жен I детей своею собствен- ^ ностью, с которой она могут делать все, что вздумается. Так напр., рыбак из Иодаахты (около Гаврилова) Глеб Савелов ежед­ невно отвратительно ругается, а за­ частую бьет по чему попало свою жену. Вывали случаи, что он набра­ с ы в а я на нее с ножом в руке и хватал за горло. Не щадит он .и детей. Недавно он схватил 31 горло четырех-летпюю девочку и поднял ее допотолка, на­ мереваясь шаырнуть на пол. 6 той-же Подцахте проживал в течении полугода, Морозов ИЬтвей (теперь он жавет в д-р. Минькино). Побоями он довел свою жену до то­ го, что у нее сделалась постоянная икота в вся она была желтая и худая как мертвец. Необходимо заступиться sa этих несчастных женщин. Пора показать мужьям рабовладельцам, чго женщи­ на не может быть ни чьей с ’бствеч- ностью. Наблюдавший. ХРОНИКА. ? тотпр. Среди группы татар, У х а в ­ шихся в Мурманск со всех кон­ цов Рес ублики в поисках зара­ ботка, ведется довольно актив ная общественная и политико- воспитате;ьная работа. Имеются ячейки Р КП и РЛкСМ , бес ар- тийные охотно посе щзют общие собрания и татарские спекта­ кли устраиваемые довольно часто. Плохо только, что клуб Нац- мем, где можно было бы широ­ ко развернуть 'работу, поме­ щается в тесном, неблагоу­ строенном здании, где сквозь щели дует ветер, течет крыша и царит холод. Из-за холода нет посетителей в клубной би блиотеке. где имеется кое-какая литература на татарском языке. Теперь, по ходатайстеу татар­ ской ячейки и при содействии Губ<ома Р КП и Губполитпро- света под клуб Нацмен отведе­ но новое здание бывший дом безработной молодежи. Эго зда­ ние требует на малою ремонта, нJ мы надеемся, чго пиргийные, профессиональные и хозяйствен­ ные организации гор. М>рман ска не откажут помочь нам в этом деле. Ишмухамедов. Пожарники вступили в Q. Д . |J. ф . Двенадцатого марта у пожар­ ной команды гор. Мурманска было общее собрание, в повестке дня коюрого стоял, между про­ чим, вопрос об ОДВФ. 3 (слушав доклад о задачах ОДЬФ и Ht- ско)'Ьчо речей по докладу, по­ жарники все пожелали вступить в ряды друзей воздушного флота. Кстати сказать, не везде еще должно быть, хорошо ссознали значение воздухсф юта для на­ шей Республики. Сроители, на­ пример, до сих пор еще не могут раскачаться и вступить в ОДВФ. А пора бы! Прпфкоо. Связь с Дальним Востоком. Б результате русско-японского сближен-я, Народным Коми<сарИгТ;»м Почт и Телеграфов установлен прием простой а заказной почтовой кор­ респонденции в Японию, Корею и Лионскую часть Сахалина Связь трудовых масс СССР с тру­ дящимися Дшьнего BjcToKa нала­ жена, 3—ский. Мурманске Пример другим. Мурманской железной дорогой, по договору с Губоно, было отре­ монтировано под об;единенную школу I и II ступени кое-как два барака. Ремонт с большими натяжками все же был принят Губоно. „Скоро и дешево", подумала, вероятно, железная дорога и ре­ шила также отремонтировать и барак 509, которого наши пи­ томцы и преподаватели ждали с часу на час в течение двух ме­ сяцев. H j приемочная комиссия по ремонту барака, в составе: вра­ ча, завшколой и одного из пре­ подавателей, осмотрев сотремон- тированное» помещение, решила бе* единого возражения его не принимать. Это ладно, пример другим, надо-же, наконец, приучиib вы­ полнять договора как слеьует. Но плохо то, что помещения та к и не дождались наши пи­ томцы и преподаватели. Прихо­ дится заниматься опять на две смены в плохо отремонтирован­ ных бараках. Когда-же нам под школу да­ дут третий б^рак? Падк.р. Описноя вздокечкв и грубый смотритель- H;i базе близь бывш. церкви есть водокачка, обслуживающая порядоч­ ный район. Прошлый год эта водо­ качка была лучшей водокачкой в Мурманске. Вокруг водокачки чистота и порядок. Рукав на трубе всегда исправный. Еиждый pas, как только у водокачки намерзнет незначитель­ ный слойльда, смотрительста аетеяего срубить и осколки убрать с дороги. Любо было подойти к водокачке, да и обр^щевие с гражданами, как говорится „гражданское4. А чем же она плоха в этот год? А вот чем. Льду у водокачки нвросло, больше, чем на полтора аршана. Смотритель видя, что этот лед скоро закроет его окно стал его понемногу скалы­ вать, причем все осколки остаются 8десь-же. Подыхать к водокачке лошадью опасно, так как лошадь рискует при подсеме на эту ледяную гору поскользнуться по осколкам льда или споткнуться и покалечить себе ноги. Под‘ехать ручными санями также невозможно , так как на этих льди­ нах сани не могут ровно стоять и Часто были случаи, когд* сани вода, выливав- помогала росту опрокидывалрсь, а шаяся из бочек, ледяной горы. А вот } ж подойти с ведрами— совсем беда. Публика по льд*вам „катается 4, спотыкается и рискует в одно прекрасное время искалечить* себя. Ко всему этому необходимо до­ бавить, что рукава на трубе нет I при малейшем ветре граждане вы** нужаеаы, из 8а ведра воды, при­ нимать , .холодные ванны44. Его же 8десь виноват? Смотри­ тель? Нет. Смотритель не виноват, а линовата ,.0олезнь“ , которою он „болен44. Э га болезнь называется „м тушка лень44. Виноват же смотритель только в грубости. К чем же она заключается? ‘ А заключается она в том, что к нему никогда нельзя обратиться С вопросом, вбо всегда услышишь „не­ человеческий4, ответ, а тем более, когда сделала приспособление, при помощи которого граждане сами от­ крывают воду и не тревожат по утрам его „сладкий сон44. „Красный Воин 1 Фельдшериликширша. Губздрав, правда ли будто у тебя так мало средств, что ты не в состоянии держать дежур­ ного фегьцшера при аптеке? Кажется, ч о эго немножко не так. Откуда же средства со­ держать при той же апгеке со­ вершенно ненужную кассиршу? Ведь в Мурманске большинство пользуется бесплатными лекар­ ствами, за небольшим исключе­ нием покупателей на 10— 15 коп. А с такими покупателями сво­ бодно могут справиться те, кто стравлялся и до найма кассирши. В Мурманской гор- ишле. Моментом, когда в школе можно тверд) учесть то, что шеола, ичеет, чем рюполагает, и, след *вательно, что и к-ts может и д >ЛЖ1А сделать, преходится в болышноеве случаев считать конец первого триместра, и начало второго. В нынешней Мур- М4НС&ой шкоде эго особенно оче­ видно, вбj в езяза с расширением и ростом школы, ее переходом в нгчие учебного года в новьп поме- ^ Щ Н4Я, перзый триместр в значи­ тельной стеиееа пр»шел под знаком многих органазацюнных и хозяй­ ственных вопросов и воаросов де­ тального изучения тех данных, в которых и с ко орыми идет работа. H i опыте перзого тряместра, на результатах учета средств, которые Д 4 ет окр\ж 1 ЮЩ 1 Я школу действи­ тельность и учета всей массы уча­ щихся, шюла в начале второго траместра проводят работу по со­ ставлению плана работы на этот триместр, плана, по возможности, разработанного до мелочей. То, что школа составляет детальный план во 2 м тракесгре, вовсе не значит, что работа с начала учетного года ногила случайный характер, вак прихется; но там плановая работа была в то же время как бы про- щупыааньем твершх мест, на ко­ торых можно строить дальше. Эго в текущем учебном году д*же есте­ ственно было необходим»*, т. к. уча- тельский коллектив пополнился то­ варищами, раньше не бывшими и * "lie работавшими в здешних краях. Помимо разработки планов чисто прогргммного характера, т. е. раз­ работка того материала, который нужно пройти, пнолой поставлены на очередь вопросы усиления рабо­ ты п j организации школьно-учени- Чгского самоуправления, вопросы теснейшей увязки с пионерством и и др. через посредство полного кон­ такта с ячейкой РЛИСМ, пионер ского форпоста в школе и органами руководящама детдважением. И вот в процессе всей предыду­ щей работы и в процессе подведе­ ния частичных игогоз выявились положения, о которых приедалось говорить на страницах «Полярной Правды» еще в конце минувшего учебного года. Именно: то, что наша MypMtHCKifl школа не может удов­ летвориться тем расположением по календарю учебного года, который сейчас имеется. Учебный год вообще разделяется на три триместра: 1-й осенне-зим­ ний, 2-й зимне-весенний и 3 й— весенне летний, т. е. на такие пе­ риоды, которые бы дали возможность в условиях всех времен года изу- 4iTb природу, труд и общ^стьо. Но­ вые целя и задачи, иоставлеьные перед трудовой школой не moi vt уложиться в старые ф>рмы школь­ ной работы. Комплексная система преподавания есть как раз тот рево­ люционизирующий школу метод, ко­ торый трудовую школу должен при­ вести к тому, чем она должна быть. В этом направлении щет сейчас уаорная работа с верхов и до низу. Не вдаваясь в детали сути коми* лекся, посмотрим, что в нем, как в известном способе препоцавяния, является одним вз главных пунк­ тов. Прежде всего экскурсия. Кл с- сы превращаются в место сб«»ра учащихся и для того , чтобы В СПО­ КОЙНОЙ, 1ф1« Поеобленной для этого обстановке п «лученные наблюдения, личный опыт, самостоятельную ис­ следовательскую рtботу, учащийся мог бы подтвердить выводом в ф>р- ме определенных знаний и навы­ ков. Такие возможности работы, очевидно, должны ириходитьса боль­ ше на весну, лето, Н 1 чало осени, т. е. н i названные три трямеотра. Но у нле в Мурманской нколе мо­ гут ли они быть? Нет. Мы имеем, М)жет быть, осенне-зимний, имеем просто аимний и, наконец зимне­ весенний. Конечно, это лишь на­ звания, но эт* наз*ания и действи­ тельность показывают то, что в нашей школе много зимы и совсем нет лета. Следовательно, для того, чтобы чувствовала себя ж*вей и жизненнее, e j i io пер^сорт^рзвать календарь "школьных зжитий, т. е. сделать передвижку Н 1 чала и конщ учебного года. Ряд соображений местного сзойства подсказывает та­ кие примерно сроки: н< 1 Ч«ло—1— 15 апреля, кон»ц -1— 15 февраля. Фенраль, март на перерыв. В прош­ лом некоторые из т. т. учителей с мест на это указали, что так-й исход для школ на местах не вс*гд! буД'Т удо^творительным. Э о вер­ но. Поэтому мы должны оговорить­ ся, чго, как в прошлом, так и теперь мы им^ем в виду только го­ родскую Мурманскую шеплу. На местах могут оказаться такие поло­ жения, какие и во сне не снятся нам. Ц поскольку данный вопрос не мож» т ве интересовать учителя на Мурмане, думается, что Т. Т. С мест Поделятся СВОИМИ МЫ­ СЛЯМИ по этому поводу. Возир Щ 1 ясь к моментам теку­ щей р4боты в Мурманской школе приходится указать на одно еще малоутешительное явление, изжи- тае которого также поставлено в илан работы. Эго—слабая посе­ щаемость школы учащимися. К кон­ цу 1-го триместра посещаемость выражалась ця[>р й 82 5 пр »ц., в январе повисшась до 87 проц , в феврале 85 проц. Непосещаемость большая. Прачивы? Преж(е всего во внешних условиях Мурманска климатаческйх и материальных, болезнь, не всегда пр^спогобленная к капризам мурманской 8ичы одеж­ да, обувь и т. д. и, наконец, „до­ машние обстоятельств\и— домашние работы. И на эту последнюю причи­ ну падает, к соЖ1ленвю, большая часть всех случаев пропусков заня­ тий. Мы на этот факт обращаем с<ое внимание и внимание семьи; шхола есть неот'емлемая часть яи*- ни ребенка и к данному вопросу должно отнестись со всем внима­ нием, и част», может быть, лучше набтя возуожшсть не загружать ребенка работой дома, а дать ему возможность быть в школе. В из­ вестной степени мож »о думать, что и сама школьная дейстзительность как таковая, может влиять на по­ сещаемость, Ведь, наш учащийся теперь живет, окруженный кипу- чесТ 1 Ю новой жазни, сам в ней активно участвует. Всякая мерт­ А фельдшера дежурного иметь.при аптеке необходимо и посылать на оказание немедлен-; ной медицинской помощи мили* ционера и 6 лльничного. сторожа, только и можно у нас в Мур- * манске. Да и аптека то откры­ та довольно непродолжитель* ный срок: с 12 часов утра до 8 часов вечера,. а позже .-к ко­ му же обращаться за немедлен­ ной помощью. К . . дежурному. А где он и кто он? Виновато ли здесь неимение средств. 1 Приезжая. вечина им осознается, и он на нее реагирует. И если школа поставле­ на в условия, когда жизнь не бьет в ней клюнем, тогда ребенок идёт в школу лишь потому, что ходить нужно, но не интересно. И мысль опять возвращается в прежнему, к необходимости дать sa полярным кругом школьнику возможность J чаться больше весной, лето*, чтоб не в«:е вр^мя сидеть в четырех сте­ нах школьного помещения. С дру­ гой . стороны, если . план , работы школа строит по комплексу, то прм правильной его постановке заинте­ ресованность учащегося и его актив­ ность в школе обеспечена Н>комп- ; леке—*ще во многом нов, и наша учительская за 1 ача в школе в пол­ ной мере овладеть им. А для этого изучить комплекс, наше, если так можно выразиться, производство. Поэтому в план учитель­ ской работы вошла работа в гро- изво!Ственном кружке педсостава школы, кот-рый приступил уже в своей деятельности. *Вместе с этим учитель-кий коллектив сорганизо* вался в политкружок при школе по изучению советского сгргитель-таа, помимо работы в Ленинском круж­ ке п|и клубе Володарского, помня, что поднять производство сможет не просто производственник, а обще- ственно-политически грамотный н сознательный работник. Нужно пожелать только, чтоб эта работа росла и ширилась, ибо в ее успехах - успех нашего школьного дела. Н, Безмылов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz