Полярная правда. 1925, март

2 . ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 8 М а т у а 1025 г А8 ал ^ и и « 8-го марта 1925 года день От редакции. Редакция пролетарской газеты дальнего севера шлет свой горячий привет всем труженицам города и деревни в Международный День Ра­ ботниц. Товарищи работницы! В борьбе на баррикадах вы показали, что не хуже мужчин умеете владеть оружием в борьбе за дело рабочего класса. В борьбе на хозяйственном фронте вы с почетом начинаете занимать передовые посты. Помнитеже, что есть еще одно могущественное орудие пролетар­ и й борьбы, которым вам нужно научиться владеть: это — рабочая печать. Крепнут ряды рабкоров и селькоров, но женщин среди них мало, особенно здесь, на Мурмане. Работница и рыбачка! Только через газету вы сможете завязать между собою непрерывную связь. Газета—верная защита интересов трудящейся женщины, верный путь к ее просвещению. : Бищите же в свою газету! Увеличивайте рать женщин рабкоров и селькоров. Р ЕД А КЦ И Я . О международном дне работниц. .Сегодня, 8-го марта есполнрлось £5 JitT си времеьн установления Прн8ДН08аВЯЯ Международного дня рьбиТнЩ Основание втого дня было зало­ жено еще на 1-м с’езде 1-го 1йтер- нацвонала в юр Женеве в 1866 г , на к<>т<р>м была ьынееена резолю­ ция Карлом Марксом о законности а неизбежности женского труда на фа­ бриках м заводах, о правах работ- 4нвц в общественной работе и о борьбе IX вместе с рабочем классом против угнетателей буржуазии. В. 1848 году, когаа французские рабочие пытались захватить власть в своя руки, работницы умирав на баррикада! вместе с нв*и. В стачках 1866 н 1871 года жевщивы боро­ лись до последвей капли крови, во «то проходило в момент, под ена ра­ бочего класса, когда сам*?м ходом событий жсьщана вовлекалась в борьбу. • Проходе*! дри великих потрясе­ ний ■ ж нщан* блнгодаря непосиль­ ному ^pjду на фабривах, семейных вабот свова отрывалась от классо­ вой борьбы пролетариата. Во м»*ре того, как росло рабочее движевие в привяло международные организованные формы, око в конце .жовцоа охватило и работввц энсилоа- тирующвхся на фабриках что и мужчины. Буржуазные ж^вщяны благодаря своему образ >ванвю хотели исполь- {овать рабочее женское движение в Сною пользу, стремясь на арену об­ щественной ае*тельности для того, чтобы пройти в парламент и нарав­ не с буржуа мужчинами поливать­ ся законодательными правами. : Н«> с циал-демократи*, которая в то время еще не взмеьила реб^чену Еласеу в являлась вла<совей пар- fBtfi, всячески ря8‘ясняла рьботни- ц*м, что о^н должны добиваться из­ бирательных прав для самих себя, но не для буржуазных женщин. I I Интернационал организованный в 1889 году в Париже тоже маого занимался женсквм вопросом, и во вре*я 7-го C‘r8ta 11-го Интернацио­ нале, в 1907 году, состоялась пер­ вая женская Международная социа- двствчегкая конференция, на кото­ рой стоял основной вопрос о жен­ ском вьбврательном праве. 28 го ф*враля 1909 года работ­ ницы Северной Америки устр«или многолюдные демонстрации и матин- гм, на которых также требовала по­ литических прав для пролетарок. Иг.Т'рически это и был Первый Д-нь ж нщины работн?цы. Летом 1910 rota состоялась 2-я Международная Женская Конфе­ ренция в городе Ко «енгагеье - сто­ лице Дннви Центральным вопросом сш л тбт «е вопрос «б избиратель- нерушимого союза В я с л я х шш ъ т Нашей смене. (Краткий исторический очерк). ном праве. II на втг>й же конферен­ ции был разрешен вопрос о иостмян- ном общении ы<жду работницами различных стран, а также обс-жда- ла вопрос о женском ночном труде и охране материнства и младенче­ ства. 2-ая Международная женская кон- ф°ревция постановила праздновать ежегодно 19 мнрта, но в 1У18 го­ ду по предложению Клары Цеткин, 8т»*т день перенесен на Ь е марта. Международный д»нь работницы праздновался до 1913 года всклю- 1ительво8а граргцей. Россия в этом празднике не принимала участия, и только в 1913 году группы социа- листок-большевичек обманули цар- c k j ю полицию, и,под видом научно го утра по ж некому вопросу, устрои­ ли собрание, которое происходило в зале Калашниковой биржа под председательством Конкордии Haso- лаевны Самойловой. 9гот первый день прошел с боль­ шие под‘емом, 8нл Сыл переиолнен но участникам прьзхнования приш­ лось поплатиться ев-ей свободой. В 1914 году не удалось отпразд­ новать этот день, благодаря про­ вокации царских охранников. В последний момент, когда все было готово и даже получено разрешение от губернатора выпустить к этому дню журнал работниц, произошел арест всех участниц—30 чел. в том числе Самойловой и Николаевой. Но результаты этого дня сказались: митинги состоялись, работницы вы­ шли с пением на улицу, к ним присоединились и рабочие, н> поли­ ция догнала демонстрантов нагай­ ками. 1915— 1916 годы грабительской войны, когда глушилось свободное слово, когда рабочий класс был об­ манут буржуазией при помощи со­ циал-демократии, день 8-го марта проходил только в нейтральных странах, под лозунгом «война войне». В России Международный день 1917 год 23 февраля приобретает особо важное значение — началась Российская революция, свергнувшая царизм, в каковой участвовали также работницы Лишь после того, как Октябрьская революция закрепила полное равно­ правие женщины России, здесь с удвоенной силой возобновилось праз­ днование Международного женского дня. В зависимости от того, как меня­ лась обстановка борьбы за комму­ низм, менялись и лозунги Между­ народного Женского Дня. Но основная цель ег.> оставалась все той-же: сплотить работницу всего мира для борьбы за права женщины, за ми­ ровое торжество революции. Отдел работниц* В Международный день работ­ ниц, женщины - работницы и домгхоз й<и города Мурманска посылают в детский дом подарки: коефекты, тр уш ки , книжки. 11осылка скромных по­ дарков имеет большое значение. В настоящее время детиики почувствуют, что работница не забьвдет пролетарских детей, помо:а*т им, сколько может. Когда работницы посетят дет­ ские дома, передадут подарки, поговорят с ребятишками—дети запомнят, что в эгот день был праздник работницы, их общей матери. И когда они подрастут и поймут настоящее значение дня 8-го марта, они бодро ста­ нут в ряды борцов за дело коммунизма, дан которого не мало потрудились и работницы всего мира. Дети— наша смена. Делегатка Анухина. Ушельща и воспитание детей. Кажется ни одна сторона так широко не захвачена, ни одна область так всесторонне не за- I воевана женщиной, как область J воспитания, обучения детей. Здесь женщина находит широкое поле для приложения своей энергии, своих сил и способностей. Кто так поймет ребенка, соответствующим образом подойдет к нему, как не воспит., не учительница, кто учтет лучше психологию ребенка, сохранит мысли, верней оценит обстановку. Все та же учительница. Вот почему в ра­ ботах воспитания и обучения первое место заняла учительница, а не учитель, это произошло не случайно, к этому подвела женщину учитель­ ницу ее чуткость— нежность, правиль­ ное понимание психологии ребенка и соответствующий подход к нему. Сфера влияния женщины - учит, велика, особенно там, где учит, является почти единственным куль­ турным работником, единственным [ советчиком— это в деревне. Если в первые годы революции учительница робко, несмело погля­ дывала на деревню, теперь она обер­ нулась лицом к деревне, она идет к крестьянину и крестьянке, она отдает им свои силы и знание. Громадная работа по ликвидации неграмотности в большинстве случаев ведется учи­ тельницей; в будущее ближайшее время эта работа должна еще увели­ читься, ведь, у нас в союзе из 75 мил. же<ского населения 50 мил. неграмотных. День 8 марта, день смотра наших сил и достижений должен стать по­ воротным пунктом для той части учителей, которые еще не подошли к крестьянке и работнице. Пусть же все недоговоренности останутся позади. Учит., работница и крестьянка крепко возьмутся за руки, дружно и успешно будут строить новую коммунистическ ю семью, а от коммунистической семьи и ком­ мунистическое общество во всем мире. Больные Вопросы. (Детская беслризорность в Мурманске). Суровые условия мурманской действительности с особой силой ставят перед нами задачи дет­ ской беспризорности. Вопрос этот растолько важен и глубок, вас- только назро.т, что веяное про­ медление с постановкой его на первую очередь ншего обще­ ственного строительства влечег за с .бой пагубные последствия. В области дошкольного вос­ питания (ясли, сады, очаги) в Мурманске не сделано ничего или почти ничего: дошкольные дети рабочего и работницы, от­ дающих свой рабочий день про- взв>дству, предприятию или уч­ реждению, ячляются первыаи пионерами бвснризорносги. В пиолах царит рутина и обыва­ тельщина, способствующие дет­ ской деморализации; наша шко­ ла настолько бедна и шаблонва, что далеко еще не в состоянии сколько-нибудь сноснообслужить даже половину д,етей школьного в>зрлста. Кроне того, старый школьный дух далеко еще не выветрился и требует со сторо­ ны нашей рабоче-Ерестьавской общеегвеаности самой серьезное дезлвфакцин. Отстроенный жел.-дор. новый дом подясли бездействует н стоит перед нами, как упрек общест­ венной совести. Постройка дет­ ского дома в Мурианске, нес­ мотря на категорические дирек­ тивы губергских с‘ездов сове­ тов, задерживается за неимением средств. Переиолненныч школь­ ные здания приходят в ветхость по тем же причинам, Недавно изданный советским правительством декрет о воянс- сиях по оказанию помощи бес- призорвын детям уже проводит­ ся в жизвь нашим Губисполко- мом. Ж (зненяая идея нашзго Губкома РКП о рабочем патро­ нате, т. е. о вовлечениив борь­ бу с беспризорностью трудящих­ ся масс и в первую очередь профсоюзов, несомненно, претво­ рила в живоедело социального восиитпния беспризорных, итоль­ ко тупой сон мур»аш-кого обы­ вателя может оказаться серьез­ ным тормагом в осуществления этого дела. Горячую япициативу в этом деле должен проявить женотдел, двинув свою арнию работницна борьбу с беспризорностью своих детей! Людмила З нятна. ГОЛОС ДОМАШНЕЙ К03Й.1И- В день 8 марта, когда угнетенные женщины всех народов во всем ми­ ре празднуют этот день подводят свои достижения, намечают новую работу на будущее время, я ючу сказать всем тем женщинам, которые постоянна заняты бесконечной домаш­ ней работой:—довольно узких ин­ тересов, ограничивающихся кухней и своей семьей, надо знать больше, надо знать, как строится новая жизнь. А что бы знать, как пост­ роить новую жизнь, надо принимать активное участие в общественн-й жизни, работать в кружках, ходить на собрания и пр. Когда я сама была эанята всеце­ ло только своей узкой домашней ра­ бот й, никуда не ходила, кроме сво­ их близких соседей, я ничего ье зна­ ла. Многие явления окружающей жизни для меня были непонятными и чуждыми, но когда я сбросила с себя эту бесконечную повседневную тяжесть, пошла в кружки, вовлек­ лась в их работу, я почувствовала себя другим человеком. Эти кружки и собрания дали мне понять пусто* ту и бесцельность моей прежней жизни и указали насколько красив и разумен путь к новой жизни. Так пусть же с этого праздник* женщин, мы все дружно пойдем в общественную жизнь, будем учиться п учиться, улучшать наш семейный быт и строить коммунистическую семью. Домохозяйка 10. Изучениебытаженщиныврыбацюйиоленеводскойдеревне' вот задача городскихработницМурмана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz