Полярная правда. 1925, июль

№ 7 6 2 И ю л я 1 9 2 5 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 . Что сделал Каргосторг для Мурмана Мурманск— не «нортофранко»; го­ ворить о безиошлинном ввозе через мурманский порт заграничных то­ варов вообще поэтому неприходится. Однако имея ввиду поднять эконо­ мику края, вообще, а также улуч­ шать прежде всего расходный бюд­ жет рыбака и згерепроыышленника, с?абднв его орудиями лова по не­ высоким ценам, Мурманский Губ- исполком добился разрешения на беспошлинный ввоз соотьемтвующвх указанным целям товароз. Еще в январе месяце осуществить гакупку этих товаров и доставку их в Мур­ манск рзял на себя Каргосторг, обя­ завшись закончить взю операцию к 1-му апреля с. г. Е сроку, однако оа выполнить обязательства не успел. Лашь 8-го апреля прибыла первая партия товарэ; с большим опозда­ нием доставлены были следующие партии; н а к о н е ц , кое-что (медикаменты для Мургубздрава) еще н посейчас «в пути». Что же и на какую сумму при­ обрел заграницей Каргосторг для Мурмана? Самая крупная закупленная пар­ тия состояла и? рыболовных снастей и орудий лова: их было куплено на 70 . 000 рублей. Затем на 33 .000 рублей приобретено было консервов, сахару (бельгийский рафинад), рису и пр.; на 7000 —орудий охотничь­ его и звериного промыслов; кожи на 3500 руб., электрических прис­ пособлений (для Отместхоза) на 3000 руб., медикаментов (для Губв- драва) на 2000 руб. / В итоге К а р г о с т о р г затратил 120 . 000 рублей, выделив из своих средств 95 .000 рублей. (25 .000 рублей, было ассигновано на закуп­ ку). При определении количества вы­ писываемого товара и его ассорти- . мента Каргосторг, будучи в сильной степени связан утвержденным Севзап- экосо контигентом разрешенных к безношлиняому ввозу товаров, руко­ водился местными условиями и пред­ полагаемыми требованиями, учиты­ вал и то обстоятельство, что другие организацвн (Севгосрыбтрест) также закупил орудия рыбного и зверино­ го ло&а. В своих расчетах Каргосторг как будто не ошибся. Большую полова ну товаров ему уже удалось распродать В отношении сбыта снастей Каргос­ торг сейчас держится выжидательной позиции. Неудача вышла лишь с з а ­ купленными грузилами, да и то не по вине Каргосторга: Норвежское торгпредство выслало не тот сорт грузил, какой был затребован (бо­ лее легковесные грузила). Ввиду то­ го, что и всего то грузил закуплено было лишь на 420 руб. (при том рыбаки покупают эти грузила и пользуются ими, связывая их по по 2— 3 вместе), неудача эта ни­ какого влияния на успех всей опе­ рации не оказала. Мало того, Каргосторг расширил свои закупки для Мурманска еще на 50 ООО рублей, израсходовав в окон­ чательном итоге 170 .000 рублей. Что же дали эти закупки насе­ лению и что дали Каргосторгу? рыбацкой деревне Мурманские самоеды Каргосторг на этой операции «са- работал» 11 проц : такова «накид­ ка» Каргосторга на товар, который, правда, Каргосторгом давался в кре­ дит (Госорганам на 2 мес., Город­ ской кооперации на 3 мес., и пери­ ферии— на 4 месяца). Процент ие- дурныи. Население, к сожалению, получило мало выгоды от этой опе­ рации; представитель Каргосторга тов. Манфельд утверждает, что вы­ годы для населения свелись почти к нулю, и вот почему. Ввоз товаров оказался действительно беспошлин­ ным, но от оплаты акцизом товар освобожден не был, акциз же часто или равнялся (по размера*) пошли­ не или даже был выше ее (напр., насахар:—пошлина— 2 7 i |2 k , акциз 24 к., на чай: пошлина— 1 р. 37 к., акциз 1 р. 60: на кофе пошлина—десятки копеек, акциз— 2 руб. и пр. и пр.). Таким образом пришлось заграничные товары каль­ кулировать по ценам -{-40— 45 проц. накидки. В результате, сахар, н апр , оказался дешевле русского на 3 к на фунт. Губисполкому после док­ лада тов. Майфельда о работе Кар­ госторга для Мурмана предстоит раз­ решить ряд вопросов: прибегать ли и в будущем к безпошлинному вво­ зу товаров из-заграницы, ходатай­ ствовать ли, вслучае. если первый вопрос будет разрешен положитель но, об освобождении товаров и от акциза, каков должен быть контин­ гент выписываемых товаров (нужны машины для лесозаготовок, моторы, марасоры, а в контингенте они пока не указаны) выгоден ли, наконец, и целесообразен ли ввоз товаров из- заграницы вообще (в частности нор­ вежской рыбы). Подготовительные работы и собрание материала для разрешения этих вопросов поручены тов. Рекстину и тов. Яйцову. В. X. Самоедов в Мурманской гу­ бернии к 1925 году насчитыва ­ лось немногим более 100 чело ­ век (106) Почти все самоеды ж и ­ вут в Ловозерской волости, т. е. в центре Восточной Русской Лапландии. По семейному спис ­ ку Ловозерской волости в н а ч а ­ ле 1924 года самоедов было 100 чел. 50 мужчин, 50 женщин , но втечение года одна семья— Ал е к ­ сея Х а т а н з е я (9 ч е л ) пересели- лась к Восточной Лице на по­ с тоянное жительство . Ко времени составления спи ­ сков в Лов э з ерской волости бы­ ло 24 отдельных с?м:еп.ских х о ­ з яйс тв а представлявшие У ф ам и ­ лий: Х а т а н з е й— 10 хо з яй с т в (9 семей и 1 одиночка) 44 челове ­ ка , Маягины 4 хоз . , 14 чел. Вы- у ч и н—3 хоз . 17 чел. , Явысий— 2 хо з . , 8 чеп. , Ва ню т а— 2 х о з 6 чел. Хочейков— 1 хо з . 6 чел. , Валеев— 1 х о з . , 4 чел. , Ноготы- сев —1 чел. В Понойсксй в о л о ­ сти жив е т 1 семья в 5 человек . На основании данных посе­ мейных списков получаются сл е ­ дующее [ ^определения лово з ер - | ских самоедов по полу и в о з ­ расту (таб. j4» 1) и по семей- I н.-му положению (таб. 2). Таблица № 1. II о л . Дети От до 8 до 7 лет 15 л. вкл. вкл. о Мужчины . 10 12 Женщины . i I 9 -TQ 8 I 1 о со Свы* Нсиз- ше 50 ВСЕГО. лет. вестн- .4 4. .1 4 — 50 50 Всего . 21 21 19 15 100 Таблица № 2. Семейное положение (с 16 летн. возраста). О СО т—1 (N о хЛ О а 3 — о t— Що еа Мужчин. холостых......................... состоящих в браке . . 1 7 6 3 — 6 девиц Женщин, состоящих в браке вдовых Количество оленей на основа ­ нии т е х -ж е списков у самоедов исчисляется свыше ЮОО голов (у 18 хо з яй с т в 1о34 оленя и у 6 хоз не у к а з а н о ) . В среднем на 1 семью, не счит ая одино­ чек, приходится по 55 оленей (в целых числах) . У одиночки Валеева у к а з ано 106 оленей. 2 1 6 3 19 — 2 2 З а н я т и е самоедов—оленевод­ ство и кроме э то го , па с тьба оленей у богатых ижемцев , За пастьбу оленей п а с т у х и . полу ­ чают часть приплода. В довоен­ ное время платили по 40 к. с пасущегося оленя з а сезон. З а последний год неко торые с а м о е ­ ды отправляются на з а р а б о т к и на Мурманскую желе зную д о ­ рогу и даже в Мурманск— во зить дрова. Лово з ерские самседы живу г в * следующих отдельных селениях в Л во з ере— 17 хо з яйс тв , в Ива­ новке — 4 хо з . , В ронежском по гос т е— 2. В. А. Недостатки и недочеты Тетрншой волости Медицинского пункта нет. В слу­ чае надобности нужно ехать за Мур-' манскам фельдшером (или вызывать его). Это обходится Вик‘у дорого— 250 рублей за 2 выезда. Дело это следовало бы наладить, оборудовав для Тетринской вол. свой медпункт. .. Бражковарение наблюдается, но не особенно часто. Издано обязательное постановление о воспрещении браж- козарения; нарушители привлекаются к ответственности. Имел место в нашей волости та ­ кой случай. Севзапсоюз (так гово­ рили) снабдил Тетринский коопера­ тив 15-ю «комочками* стрихнина для травления волков. Стрихнин был пущен в дело, при чем потравили лисиц, песцов и пр. Сейчас винов-. ные— их 5 человек— привлекаются к ответственности. Население привыкло к помощи, извне, к «беспредельному» кредито­ ванию; в связи с этим самодеятель­ ность его понижена. Кооперация не может кредитовать до безконечности. Создание промысловых артелей, на­ правление населения на отхожие промыслы (напр, на Мурманский бе ­ рег), развитие сельского хозяйства вот пути, по которым должны итти не нуждающиеся «в смене» само­ деятельные рыбаки Тетринской. во­ лости. Без лести преданный 4 | г «Учение, воспитание и образование молодежи должно исходить из того материала, который оставлен нам старым обществом э. Ленин. Т в о р я т ! В конце учебного года в Мурман­ ской школе 2-й ступени была устрое­ на выставка работ учащихся. Лате­ ритура и рисование были объединены в одно целое. Рисунки па темы из художествен­ ных образцов литературы и портре­ ты писателей украшали выставку — класс, иллюстрируя удачно сделан­ ные выдержки — вырезки произведе­ ний, характеризующие те или дру- ги- моменты общественного дв?жепвя или Еастроения. Между прочим, одиа ученвца в своем рисунке довольно удачно изо­ бразила настроение Бальмонта, ка* представителя школы декадентов. Мо­ ре, льдины, одинокий корабль гово­ рили об уходе в стихию, об отор­ ванности от коллектива и гордом одиночестве, а внизу рисунка вы­ писка из стих. Бальмонта: «На льдине холодной Плыву я один, — Угрюмый, свободный Средь царственных льдин!..». Были рисунки учеников на темы из разных произведений Пушкина, Лермонтова, Карамзина и др. Пор­ треты писателей висели рядом с ри­ сунками, украшенные зеленью и вы­ писками из тех или других произве­ дений. Выставка отражала творчество, самодеятельность и индивидуальные наклонности юных художников. «Не пущаю т*... Однако этой нарождающейся ми­ лой детской выставке не суждено было привлечь общественного внима­ ния... Украшенная с такой зааотой и любовью стенва-выетазка на слеаую- , щ*е угро сказалась пустоЗ, оч^щеа- 1 ной от веяних признаков детской «крамольной» самодеятельности. Нуда все делось? Учащиеся и учительница в не­ доумении... В Бласс вдруг входит взволнован­ ный завшколой и ястребом налетает на учительвицу, соучастницу дет­ ского преступного творчестьа... — Это вы развесили портреты Пушкина, Лермонтова, Толстого ... и других?.. Учительница удавлена. — В чем дело? • -— Разве можно вешать портреты этих буржуазных писателей?.. — А почему же нельзя? Завшколой делает неопределенные жесты и смущенно молчит Учитель нзца, волнуясь, продолжает: — Ведь мы же проходили в клас­ се этих писателей... -Ведь устраи­ вают же музея их памяти и имени, уголки, кружки по изучению их жизни и творчества. Уличи л... Зав видимо теряется, не энает, что возразить, сопит... Потом вдруг вдохновенный лихорадочно поделает к столу, где лежат альбомы с уче- н и ч с с к е м и расунками, и, впившись глазами в один расунок, злорадно тычет в него пальцем... — Полюбуйтесь, кричит он, на что это похоже? Ведь это же гене­ ральский портрет!. — торжественЦо показывает он крамольникам портрет Рылеева." — Ну, и что-же? Хорошее дело! Это—декабрист-революционер Ры­ леев— ехидно улыбается учительница. Смущенный Зав в недоумении умолкает, делает шаг назад. “ Учительница волнуется. Ей хочет­ ся защищать детское творчество. В это время в класс входят уче­ ники и преподаватели. Завшколой, пользуясь суматохой, хочет прекра­ тить неудачную полемику, но разго­ ряченная учительница продолжает настуиать и назойливо задает во­ просы. Что дозволено,— можно. — А как по вашему, этих писа­ телей следует вычеркнуть г.з исто­ рии русской литературы? Зав уже боится прямо ответить и неуверенно бормочет: — Ну, зачем же их вычеркивать, раз они внесены в программу Гуса,— но вешать то их на стенку все же никак нельзя... Не следует!.. Учительница упорствует: . — Неужели вы станете отрицать значение Данте, Достоевского?.. — Ну, Достоевского-то еще мож­ но оставить на стенке... лепечет не­ уверенно Зав. — А ведь Достоевский в послед­ ние годы свосго творчества ушел в мистику, религиозные искания, отри­ цал социализм,— злостно левит учи­ тельница. — Как можно знакомить, детей с литературными формами, нз изучая их авторов? Ведь для понимания хо­ да развития во:^ых фурм надо знать старые, как, папр , корни индиви­ дуалистического настроения декаден­ тов следует искать в романтизме. Настоял на своем... 3 1 ву нельзя • дольше возражать, чтобы не уронить престижа, однако он продолжает механически повто­ рять, что портретов этих писателей вешать нельзя. Настроение нервное, приподнятое с обоих сторон,— одному хочется бе­ жать, другой—спорить. Через несколько минут должно на­ чаться заседание педкониссии и «по­ литические враги» расходятся, обры­ вая разговор. С о м н е н и е . Учительница нервничает и, уходя, чцруг естанавл^ааетеи, задумавшись: — Неужели мы так глупы были, что по несколько месяцев работали в семинариях по изучению ТолстЛчз, Пушкина, Данте, Гете? Неужели «ге­ нерал» Рылеев, «камер-юнкер» Пуш­ кин или «поручик» Лермонтов были кентр-революционны для своей эпо­ хи?.. Ей хочется поделиться своими впечатлениями и сомнениями и узнать правду, почему нельвя ве­ щать на школьных стенках портре­ ты знаменитых классиков... Ответ Ильича. Вечером дома учительница тре­ вожно перелистывает Ильича и к глубокому своему удовлетворению на- - ходит ясный и прямой ответ у учи­ теля на мучащий се вопрос: «Нельзя стать ' коммунистом, не усвоив того, что накоплено челове­ ческим знанием. Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм». Передвижники. От редакции. Интересно знать, изучались ли в школе, о которой пишет автор, наряду с классиками, романтиками и декадентами писа­ тели-общественники, такие как Чер- нышевский, Г. Успенский, Некрасов, Щедрин, М. Горький и некоторые современника? Было ли им уделено место на выставке. И не наблюда­ лось ли со стороны педсостав* и г н о р и р о в а н и я подобного ро­ да писателей и литературы?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz