Полярная правда. 1925, февраль
2 . ПОЛЯРНАЯ ИРАКДА 1S Февраля 1925 1 . Я 20. Мурманский Губерн Р а б о ч и х , К р е с т ь я н с к и х , К р а с н о а р Третий день съезда. О работе Губфкнотдела за истекши! отчетный год. Третий день X губернского съезда Советов посвящается в большей своей части заслушиванию доклада тов. Ла зарева и прениям по вопросу фи нансово-экономического положения Мургубернии. Не^танавливаясь пока подробно на этом докладе, который будет по мещен полностью в ближайшее вре мя, т.-к. представляет огромный ин терес для широких слоев населения нашего края, постараемся отметить из него лишь данные, выдвигающие за собой вопросы, ответы на кото рые должны последовать со стороны самого с4езда. Таких основных воп росов 5 и заключаются они в сле дующем: 1. О разделении водоемов. Одна из самых главных возможно- етей, в которой кроется колоссальная сила экономического развития Мур манского края,— это государственные рыбные промыслы. Но, несмотря на громадное значе ние, которое суждено им играть, до сих пор эксплоатация таковых нахо дится лишь в стадии развития. В те время, когда наши кустари-ры- (хшромышленники вместо того, чтобы ь результате сезона ловли обеспечить *ебя всем необходимым на целый год, отремонтировать техническое обо рудование промысла, еле-еле могут добычей промысла прокормиться в течении рыболовного сезона, чем и об'ясняется колоссальная задолжен ность населения кооперативам. А крупные организации по причинам, подлежащим точному анализу, бьют- ея как рыбы об лед, направляя свою деятельность не по прямому своему назначению, а прельщаясь коммер ческими операциями (яркий образ чик— Желрыба), в то время неис черпаемые рыбные богатства Мурма- на вполне учтены иностранцами, ча- ето навещающими наши территори альные воды, уж не говоря про ней тральную зону, где постоянными и преобладающими промышленниками являются английские рыболовные су да, применяющие усовершенствован ные механизированные способыловли. Признавая подобное состояние со вершенно ненормальным, учитывая постепенное размельчание кустарного лова, двигающего фактора в колони зации края,— Мурманская губерния принять что-либо в улучшении по становки дела этой области народ ного хозяйства, в пределах губернии не может, ибо воды как Сев.-Ледо витого океана, так и Белого моря переданы в непосредственное ведение Архангельского губ. управления ры боловства и рыбоводства (постанов ление СТО от 16-И— 23 года), бла годаря чему Мурманская губерния, видя постепенное ухудшение важной отрасли своего хозяйства, должна оставаться безучастным зрителем. Не говоря уже о том, что Мургу- берния, благодаря нахождению рыб ного хозяйства в ведении Архангель ска, лишается крупной части своих доходов, принадлежащих ей по праву первовладельца, нужно отметить так же и то обстоятельство, что сама по становка этого хозяйства, регулиро вание еэ и охрана рыболовных уго дий от хищнической эксплоатации, страдает ввиду отдаленности паблю- дательно-контролирующего центра и отчасти из-за отсутствия прямой за интересованности Архангельска в улучшении и поднятии рыбного хо- зяйсгва Мурмана. Мургубфинотдел полагает, что в целях оживления губернии, поднятия доходности, необходимо отдать в ее ведение все хозяйственные воз можности, в том числе и рыбные угодья, разграничив их между Ар хангельской и Мурманской губерния ми и немедленно приступить к ор ганизации рыбного хозяйства, на ос нове применения механизированного лова крупными организациями и улучшения, путем предоставления кредита промыслового оборудования, как одиночек-рыбаков. так и мелких их об'единений. II. Разграничение лесовиземельных имуществнагосударственногоимест ного значения. '5 февраля истек ровно год как центром было дано задание местам провести кампанию по выделению из общегосударственного лесного фонда земель нелесного пользования и лес ные участки местного значения. Хо тя данный вопрос в условиях специ фических особенностей полярной гу бернии и не приобретает такое удар ное значение, как в губерниях цен тральной полосы Союза ССР, но все же для оседлой части населения на шей губернии, зачастую почти целый год невидящего денег, разграничение окружающих их лесных массивов па государственные леса и крестьянские и выделение земель нелесного поль зования имеет громадную важность. Неменьшее значение также имеет выделение лесов и земель местного значения для государственного лес ного фонда. По разрешении этого во проса раз навсегда было бы устано влено— какие леса могут быть отво димы для удовлетворения нужд мест ного населения и какие могли бы вырубаться в порядке установленно го государственного плана эксплоа тации лесов и земельных имуществ, тогда как теперь, при отсутствии определенных границ гослесфонда, даже при тихом темпе ведения раз работки леса, могут пострадать в одном случае интересы местного на селения, а в другом интересы госу дарственного лесного хозяйства. Анализируя причины нахождения этого вопроса до сих пор на мертвой точке, можно констатировать, что причин серьезных, устранение коих местной властью невозможно—нет. В самом деле, работы должны произво диться за счет местного населения непосредственно заинтересованного в выделении леса и земли для сво бодного и бесплатного пользования. Но собрать среди населения какие- либо суммы раньше производства ра бот, принимая во внимание особен ность населения Мургубернии, нали чие денег лишь в определенные пе риоды года, приуроченные к концу промыслов, затруднительно. А за от сутствием должных средств до сих пор не было возможности содержать, необходимый для производства работ, технический аппарат. Но принимая во внимание при меры других губерний, где также отстутствие средств тормозило рабо ту, нужпо из положения выйти сле дующим образом: местному исполко му необходимо ассигновать на орга низацию 'работ достаточную сумму для содержания, на первое время, 6-ти землемеров и с наступлением соответствующе благоприятной по годы таковым немедленно приступить к работе. Но окончании работ по отдельной волости или селению, работу продол жая, поручить ВИЕ‘у следуемую сумму собрать и возместить расхо ды ГИВ‘а , учитывая то обстоятель ство, что подобным образом вопрос о выделении крестьянских лесов, разрешался в других губерниях, можно определить, что вся работа тормозитгя из-за отсутствия иници ативы у губземуправления, каковое до сих пор не возбуждало этого воп роса. Со стороны же центра наобо рот произведено все возможное в сторону улучшения положения в дан ной области местного населения и определенная первоначальная норма площади, в 2 десятины на 1 душу населения увеличена до 5 десятин, что еще больше заставляет разре шить этот вопрос в вышеуказанном направлении, чтобы с наступлением лета были бы устранены все тормо зящие ход работ причины. Ш Отчисление 40 проц. от лесдо- ходов колфонда. Согласно пункта 7 положения о колонизации Карельско-Мурманского края, к постановлению Совета Тру да и Обороны от 25 мая 1923 го да, Мурманская ж. д. обязана отчи слять от сумм, выручаемых ею от эксплоатации лесов, в доход местно го бюджета Мургубернии 30 проц. и в премиальный фонд лесных работ 10 проц. Несмотря на усиленную разработ ку лесных массивов колфонда, Мур манская жел. дорога до сих пор вы шеуказанные отчисления не произво дила, лишая таким образом Мур- губернпю крупных сумм, принадле жащих ей доходных поступлений. Экономическая коньюктура Мур манской губернии при наличии де фицита ее местного бюджета на 1924125 год в 500.000 руб. заста вляет нас немедленно приступить к разрешению этого вопроса, ибо улуч шение благосостояния губернии, ожив ление внутригубернской промышлен ности находится в прямой зависимо сти от доходных рессурсов ее, а развитие рыбо-и лесо-промышленно- сти— главных факторов экономичес кого развития Мурманской губернии также содействует колонизационным мероприятиям нашего правительства, развивая их не только в районах, пересекаемых Мурманской ж. дорогой, но н вдали от нее— вглубь губер нии, преимущественно по Мурман скому берегу и северному побережью Белого моря и т. д. Рассматривая подробнее причины уклонения Мурманской жел. дороги от взноса вышеозначенных сумм в доход Мурмгубернии, нужно сказать, что желдорога при своем нынешнем положении еще не обладает доста точной финансовой мощностью, что бы в строго определенные сроки свободно располагать значительными суммами, подлежащими передаче в доход местного бюджета Мурмгубер нии. Но несмотря на это губернии нет оснований лишаться такой круп ной доходной статьи, дело не в том, в каких материальных ценностях этот доход выразится, важно лишь зачесть в доход губернии равную сумму ценностей, разумеется не мерт вых, т. е. не могущих быть исполь зованными, а ценностей возможных к легкому, сравнительно, пусканию в оборот в самом не продолжительном времени. Со своей стороны Мургубфинот дел полагает, что в целях соблюдения интересов Мургубернии, а также и Мурманской жел. дороги, необходим» поднять перед СТО вопрос о переда че МурГИК вместо 40 проц. отчисле ния от лесдоходов, эксплоатируемых Мурманекой ж. д. лесных массивов колфонда— части лесной площади, расположенной в районах удобных для эксплоатации предприятиями лесопромышленности МурГИК, а именно: 1) Северную часть Кандалак шской дачи, граничащей с севера погостом Бабинским и станцией Белое море и с юга по прямо# линии с западного конца озера Имандра до озера Еолвицкого, площадью около 300.000 десятин и 2) Нотозерскую дачу с пло щадью в 373.324 десятины. Вышеуказанные лесные участки имеют важное значение для Мургу бернии ввиду следующих причин, во-первых предстоящий пуск Умбско- го завода позволит вполне рацио нально использовать предполагаемую к возрасту северную часть Канда- Наши задачи в области рыбного хозяйства В нашем хозяйственно-вкономи- ческом строительстве возрождению крайнего севера уделяется особое внимание правительства. Родь НКФ в этой работе весьма вначнтельна и столь-же ответствен на, что и было отмечено недавней ревизией центра. Главным и вместе с тем почти нетронутым источником богатства нашего края являются рыбные про мысла, на изучение каковых и уст ранение причин, тормозящих их развитие, необходимо обратить глав ное внимание. Основным вопросом, требующим немедленного разрешения, нужно считать разделение водоемов Архан гельского и Мурманского. По поста новлению СТО от 16— 11— 23 г., воды Ледовитого океана и Белого моря, признанные водами государ ственного значения, из‘яты из ве дения Мурманской губернии и пере даны Архангельскому управлению рыболовства и рыбоводства, что созершенно ненормально, так как экономически они являются яеот‘- емлемой частью Мурманского края, без которой невозможна колонизация нашего берега и усиление местного бюджета ва счет доходов от экепдо- атацви рыбных промыслов. С развитием механически-усовершен- ствованногс лова рыбы местными пред приятиями и организациями, посте пенно погабает кустарный способ промысла берегового рыбацкого насе ления (ст. Алымова „Полярная Правда* № 13),— это факт, требую щий анализа к рассмотрения в це лях успешности колонизации края. Прогрессирующая утечка рыбац кой массы и переход ее к другим занятиям показывает, что дело с промыслами обстоит не так благо получно и должны быть серьезные причины этого печального явления. Постараемся хотя бы частично охарактеризовать эти причины и степень влияния их на упадок про мыслов. а) Жесткое проведение национа лизации промыслового оборудования. Все нацаоналвзирэванное промы словое оборудование передано Сев- госрыбтресту. Между тем по особен ностям мурманского промысла, про мысловое оборудование фактически являлось принадлежностью всего ры бачества— как крупного, так равно среднего и бедного, всех обслужива ло на общих, установленных тради циями рыбацкого труда, условиях. Со сосредоточением всего оборудо вания в руках одной организации, рыбачество в целом оказалось с го лыми руками, а самый промысел стал на путь исканий и экспери ментов, не уложившихся в опреде ленные русла и до сего времени. В последние годы участились случаи, когда рыбаки возвращалась с про мыслов (после 4-х месячной тяже лой работы в океане) без гроша де нег авансами за счет сговорчивой жел. дороги и Мурманск бывал сви детелем этих фактов. б) Ухудшение оплаты труда. Со снятием государственной мо нополии ва Мурмане, сюда устреми* лнсь различные организации (рыбы), которые усвоили себе нездоровую политику рвачества, что в конце- концов ведет краб к истощению. Они смотрят на рыбака как на самостоятельную единицу, от кото рой (во имя своих коммерческих интересов) можно выторговать— ур вать; сама-ze постановка промысло вого хозяйства их мало интересует. Из них выработался хороший тор гаш, но плохой государственный промышленник. Отсутствие конкуренции понизило стоимость продукции, да и оплата производится товарами часто плохо го качества и по вздутым ценам, так что рыбак ив года в год не вылезает из все накопляющегося долга. (Задолженность лишь Сев вансоюву исчисляется в сотни ты сяч рублей). Кроме того и та низкая цена ры бы, которую назначают организации, редко попадает непосредственно в карман рыбака, а рассасывается по рукам скупщиков мародеров, услуга ми которых в широкой степени пользуются предприятия. в) Траловыйлов. Но примеру иностранцев, трало вым флотом обзавелись также и наши организации. По законам меж дународным лов этот считается хи щническим и на допускается в тер риториальных водах. Иностранцы в прошлом часто на рушали этот закон и оставались безнаказанными по той причине, что до революции не было точно опреде лена наша территориальная зона и не было надлежащей охраны границ. В 1920 году Советская власть установила территориальную вону, применительно к протяжению бере- , гового промысла в 12 морских миль, ; а также установила охрану границ. Иностранными государствами, хотя это положение и оспаривается, но тем не менее появление их в наших водах с хищническими налетами стали реже наблюдаться. По имеющимся сведениям, совер шенно в ином положении находятся наши собственные хищники— траул леры. Они промышляют, к велико му огорчению рыбачества, видящего как сознательно рушится их надеж да на поднятие рыбного хозяйства, бок-о-бок со шняками ярусного ло ва в территориальной воне и не только причиняют громадный ущерб рыбачеству в настоящее время, но и разрушают рельеф дна, ибо с мест, где прошел тралл, рыба исчезает на продолжительное время. Это—особен ность траллового лова, по которой он признается недозволенным. Последствия такого хозяйничанья могут быть чрезвычайно печальны для будущего наших промыслов и потону необходимо остановить их и указать, что место применения трал лового лова— это нейтральная зона океана. г) Кошельковый лов у берегов. На Мурмане сельдь размножилась настолько, что часто она идет сплош ной массой (горой). В открытом мо ре рыбаки не приспособлены к ее улову и потому не существует та кого промысла. Но массовое появление сельди установлено и у самых берегов по определенным временам года. В та ких местах рыбаки образовали по селения и ловят сельдь своими при митивными ОРУДИЯМ1. В 1923 году ив Архангельска пришел пароход с огромным кошель ковым неводом и врезался в гущу рыбацких лодок у самого берега, всю рыбу забрал пароход, а рыбаки остались без улова. По примеру 06- ластьрыбы начинают обзаводиться неводами и другие организации и, конечно, если их политика будет такая же, то для рыбаков этот про мысел погибнет. Необходимо предложить органи- вацвяи перенести свою деятельность в открытое море, где овн встретят большие массы сельди, хотя для этого им придется поработать над изучением законов хождения рыбы, но тогда вто будет их право и за слуга. Береговой же промысел не сле дует оголять и разорять, как в це лях колонизации края, так я о целью поддержки кустарей-рыбаков. Подводя итоги всему сказанному, необходимо констатировать следую щее: фактическими хозяевами про мыслов ваделались организации во главе с Севгссрыбтрестом. Все они заняты больше своими коммерчес кими интересами, во имя которых совершенно не заботятся о развитии рыбного хозяйства и поддержании рыбака-пронышленника. Творческая и созидательная работа в пользу развития края отсутствует и даль нейшее существование указанного порядка может привести к такому положению вещей, что существова ние на Мурмане всевозможных «лов цов и рыб» окажется излишним, за отсутствием той массырыбы, в которой в данное время кроются слишком большие возможности экономическо го развития края. Ж Л %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz