Полярная правда. 1925, февраль

ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА. * 'к. Г 2 . О нзссозоВ работе пролетярсккх клубов- В Мурманске четыре больших ■-клуба. По губернии и по лини ч ж. д. их* еще больше. Все эти ктубы ве­ дут массовую работу, иногда даже "исключительно только массовую. Это, с одяай стороны, хорошо, так как яиенно массовая работа ставится те­ перь во главу угла клубного дела. ■Плохо только то, что и формы, и содержание этой работы у нас при­ митивны, мало продуманы и, зача­ стую, отдают даже мелкобуржуазной йошлятинкой. Вот трафарет, которо­ му до сих юр следовали наши кту бы: спектакль (постановка театраль­ ной пьесы) и концерт-дивертисмент. В лучшем случае — лекция, но, по большей части, случайная — накле­ вался лектор—тащи его! Правда, даже и в эти формы мож­ но вложить здоровое содержание: если пьеса для спектакля выбрана такая, нз которой можно почерпнуть цен­ ные для пролетарского строительства еоциально-бытовые уроки (не обяза­ тельно новая: многие старые пьесы еще чрезвычайно для нас ценны), если она всесторонне и добросовестно проработана драмкружком, то ставить ее можно и даже нужно. Если кон­ церт является результатом серьезной музыкальной подготовки, проделанной концертантами под руководством клу­ ба, то он желателен. Лекции, конеч­ но, всегда останутся насущной частью клубной работы: важно только устра­ нить их случайный характер, при­ дать им систематичность, подбирать темы, близко интересующие широкую рабочую массу. Первое время, я по- яагаю, придется даже заняться изме­ нением в сторону подлинного комму • нистнческого воспитания упомяну­ тых старых форм. Но вечно жить втн формы не могут, ибо в них нет тайного, что требуется от массо­ вой работы: подлинного захвата и вовлечения в работу масс. При этих формах неизбежно деление на актив­ ных исполнителей и, более или мевее пассивных, я ри-пелеи. Зри- темя же в рабочем клубе бывает (ати должен быть) тот же член клу- бъ, а последние лозунги клубной ра­ боты требуют неизменной акгивности не х членов Kiyoa. Отсюда: формы массовой работы клуба должны быть построены та­ ким образом, чтобы прямыми или, хотя-бы, косвенными участниками работы, были широкие круги членов кгуба. Ясно также, что этого можно достигнуть лишь при том условия, что предметом проработки будет взя­ то нечто близко затрагивающее ин­ тересы члена клуба: вопросы рабо­ чего быта, производства, профессио­ нальной жизни, злободневной поли­ тики и т. д. Вопрос О ТОМ, М К Лви 1l.H°hHO должны быть формы массовой клуб­ ной работы слишком широк, чтобы его можно было бы исчерпать в рамках одной газетной статьи да и не зачем ломиться в открытую дверь, ибо существует богатая литература по новейшей методике клубной ра­ боты. Этой статьей автору хотелось бы лишь дать толчек клубным ра­ ботникам Мурмана к внимательному обследованию л^ссов >ii раб'ли и своего клуба в прошлом и к я*.-- тивч мц исканию новых пцш й в будущем и настоящем. Тут было бы очень желательно коллективное обсуждение методов работы клубными работниками. Губполитпросвет дол­ жен сказать по этому вопросу свое веское слово, а Губс‘езд профсоюзов это слово уже сказал: в резолюции ао культработе, отмечена желатель­ ность перевода массовой работы на новые рельсы. Указано там так же, что следует устраивать совещания по разнык видам культработы. В добрый час! Но хорошо было бы, если бы еще до этих совещаний на­ ши клубы проделали-бы некоторый опыт оживления массовой работы: постановки клубных вечеров на кон­ кретные темы, живой газеты, кол­ лективной декламации, массового дей­ ства и т. д. Попробуем, товарищи! В. Гудкьв. Так или нет? (В дискуссионном порядке). 3 Фегра.тя 1925 г. № 13. БгзЗзжиш, организуйтесь! Товарища! Я обращаюсь ко всем трудящимся, кто имеет оленей и скот в пределах Мурманского края. Вы, как трудящиеся, в общем и целой представляете часть СССР и * для вас мнение советской втасти, по вопросу «поднятия животноводства и оленеводства в крае», как части стра­ ны, не безынтересно. Советская власть осудила люби­ тельство, спорт, невежество н веко­ вую темноту по животноводству, на­ ходившемуся под гнетом и подорван­ ному им, и ставит вопросы во всю ширь и на первое место, и «народное животноводство» и народное оленевод­ ство. Па это сами вы должны обратить внимание л привести в исполнение доброе пожелание советской власти. Мы должны запомнить лозунг «Все для трудящихся, и ничего для лю­ бителя». Раньше рыбак, как любитель дер­ жал корову, оленевтаделец—состав­ лял стада, не будучи оленеводом. Выставка показала, что животновод­ ство и оленеводство, как ценность края, должны быть народными. Оленевладелец и рыбак должен быть оленеводом— прежде всего и животно­ водом. Необходимо сделать оленя и скот вообще высокопроизводительными н успешными. Устранить все ненормальности, хо­ тя бы путем Задания 4-х объедине­ ний пэ животноводству, принимая во внимание, что Мургубзем. управление в этом отношении п ГИК пойдут на­ встречу. Они должпы первыми принять участие в поднятии хозяйства и оленеводства в частности. Знания, которые будут необходимы на первое время’, для разрешения во­ просов по животноводству п олене­ водству, у них имеются. От них лично желательно иметь несколько корреспондентов, кото­ рые бы освещали вопросы'об олене­ водстве и скотоводстве; о способах кормления, болезнях и прочее. Все это является необходимым ма­ териалом. Товарищи! не забывайте, что во­ прос назревший, о нем необходимо уже подумать. Агроном П. Косарев. 3 !ергичмШ Па клич— все в о-во «Долой не­ грамотность» откликнулось большин­ ство профсоюзов на словах— горячо, а на деле мы видим, что некоторые профсоюзы до настоящего времени ничего не предприняли для вовлече­ ния членов союза в о-во. Между тем, когда вопрос о ликвидации негра­ мотности у нас в Мурманской губер­ нии стал во всю свою широту и когда на ликпунктах стал быстро ощущаться недостаток в учебных по­ собиях. В этом отношении должно помочь о-вэ «ДН», а это можно только тогда, когда все сознательные граждане вступят в о-во «Долой не­ грамотность». Итак, для успешного хода работы по ликвидации негра­ мотности, для выполнения завета Ильича, еще раз давайте скажем (но j так, чтобы это не были опять только слоза) «Все в о-в? «ДН», отставшие профсоюзы— выравнивайтесь! Г. В. Был при клубе им. Володарского | антирелигиозный кружок. Был он • мал, но все-же скрипел кое-как. А теперь и скрипеть перестает: слиш­ ком мало в нем народу, всего 7 за­ ядлых безбожников. И эта семерка с ужасом помышляет: неужто так и нет у нас в Мурманске тозарищей? Неужто так всемером и сеять семя безбожия, глушить поповскую тьму? Нет, конечно нет. Безбожников в Мурманске много, но они, верно, рассуждают так: «мы-де не верим, чего-же нам в кружок ходить». А про то забывают, что одно дело не верить, а другое дело списать дру­ гих из болота религии. Для послед­ него с религией надо бороться умело, знать, с которой стороны легче на­ пасть на врага, чем от него оборо­ няться, что поставить па место по- беждепной религии. Нужно немнвжко смыслить и в естествознании, чтобы смело разоблачать шарлатанство по­ пов. Иеще, чтосамое главное,— против религии нужно ичти не в одиночку, а сомкнутыми рядами, во всеоружии знания. Вот для такой то подготовки идейных борцов за освобождение про­ летариата и крестьянства от рели­ гиозных пут и существует антирели­ гиозный кружок. Идите-же в этот кружок, това­ рищи! Напоминаем что запись в него ведется ежедневно (кроме понедель­ ника) с 7 до 10 час. веч. в канце­ лярии ктуба им. Володарского, а первое занятие его после перерыва j будет во вторник 3 января, в 9 час. вечера, в клубе им. Володарского. В. Гудью. Бог и капитал. N „Господи всемогущий и всесильный*, KiKoft у тебя доход обильный: Сегодня жареные петухи, Принесенные за тяжкие грехи, Завтра аршинные свечи Зд поповские лживые речи, После завтра деньги за панихиду, Отслуженную за тетку Степаниду. Ни одного дня, ведь, не бывало, Чтоб у попов ,,горькой“ не хватало. Ну какой-же ты был бог, Ежели ты им запретить не мог?! •»ч • .*-• А бедняк на них трудился, Пот кровавый с него лился. , v Он молился тебе, разбивая лоб, А ты его живьем загонял в гроб. Но вот и наши дни настали, Мы тебя расшифровали. Зяачиг твои делишки не совсем чисты, Коль тебя защищают капиталисты Рабочий от тебя отказался, Он всесильно за науку принялся. Крепнут ряды атеистов— Настало время гибели, богов-кдпиталистов. ^ Недалек уж день расплаты. Все твои „Святые отцы“ н „Прелаты“ Осознают всю ту ложь, Которой они поддерживали вельможь. Веры у нас больше нет. Не дадим мы вам монет. Настала и наша пора, Нет для вас монетного двора! ^ Шевчук . 00 мпэмзчвшм состоянииМрмжкой ПЗзрнии кVС‘взд'] Советов ( 1925 г.) (Справки и краткие комментарии). «Неисчерпаемые богатства Мур­ мана*... Кто не слыгпад этой фразы? II многие-лн вдумывались в смысл ее? В чем состоят «богатства» Мурма­ на, и как велики она? II может-ли вообще, игти речь о каких-либо богатствах?... Нужна книга— большая книга— о Мурмане, о его «богатствах», о быте его обитателей. Но эта книга может быть только результатом боль­ ших исследовательских работ. В крат­ ком газетном очерке можно дать только сжатый материал для сужде­ ний и дискуссий. Постараемся дать этот материал, до возможных пределов уплотнив его и, конечно, позволив себе снабдить его краткими комментариями. 1 Рыбиые промысла. В народном хозяйстве Мурмана существует три отрасли рыбного промысла, опреде­ ляющиеся, главным образом, вида­ ми промышляемой рыбы: это— трес­ ковый, семуяшй и промысел, произ­ водимый на внутренних водоемах губернии (сиги, кумжа, хариус, го­ лец, щука и др.). Треск вый промьгеч. Главный промысел— тресковый (трески и пик­ ши), основной промысел не только жителей Мурманского побережья, но м искони приходящих на Мурман поморов южного берега Белого моря. Но способу постановка производства лоза его можно разделить на два вида: траловый и ярусно-удебный. Первый— механизированный, и для существования требует наличия круп­ ной государсгвенлэ-кшзталисгиче- ской и13 ко^зератизяоЗ организа­ ции; второй— ручной, кустарный, могущчз осущестзигься нз т)г>:со при помощи очень малых хозяйст­ венные я еек (се.\.ы, артети в 3— 4 человекг), но и одиночкам:!. Ярусло- удебный лов—лов местный, произ­ водимый вблизи Мурманских бере­ гов; по способу лова местный трес­ ковый промысел разделяется на соб­ ственно-ярусный лов, обязательно требующий наличия наживки (песчанки, мойвы, селедочки, червя) к на лов «на поддев», производи­ мый без наживки, на голый крю­ чок. Первый преобладает на Восточ- пом Мурмане, второй существует на Западном Мурмане »араллельио с ярусным. Траловый лов— это лов по всему Баренцову морю, могущий производиться за сотни верст от своей базы. Ярусный лов—лов исконный, освещенный столетиями; траловый лов— новый, недавно вторгшийся в мирную, хотя и опасную, жизнь ловц 1 -промышленника, это— новый быт, клипом врезающийся в вековой уклад мурманских промыслов. Тресковый промысел на Мурмане за последние 33 довоенных лет да­ вал, в среднем 481.000 ыудов со­ леной рыбы в год. Годами наиболь­ шей добычи были: 1882 г.— 991.000 пудов, 1883 г.— 989.000 пудов; хо­ дами наименьшей . добычи были: 1903 г.— 246.000 п., 1904 г.,— 198 000 п., 1914 г.— 220.000 пу­ дов. Эго добыча ручного лова. Пер­ вые промысловые опыты с тралозым ловом начались после русско-япоп- СКОЙ войны.Ноэто были только опыты. В 1913 году траловый лов дал только 32.150 пудов рыбы, а в 1914 еще меньше— 21.479. г Воина, революция и все связан­ ные с ними события если и не произ­ вели переворота в рыбном промысле на Мурмане,— то, во всяком случае подготовит? почву для этого пере­ ворота. Внутри промысла началось расслоение: траловый быагро начал рости, ярусный-же—с трудом отстаи­ вать свое сущ}Сгзов1:ы5. Трпозыл л)з на Муриле—длгл ревопоцш. Сгэпг только взглпугь нацц{>ры— это станет очевздным: в 1913 г. траловый лов дал 32.150 > 1914 » 2 21.479 3> 1919 * 1 1 > 55.00.) э 1920 » > а 2> 60.159 1921 с * 126.916 » 1922 » 1 1 222,497 2> 1923 » 9 •» 283.564 1 1924 » > > 429.000 Мурманский ярусно - поддевный ! данные Севгос- рыбтреста. лов—это хиреющий старик. Средняя годовая добыча для пяти­ летия 1909— 1913 годов была 440.000 пудов. В пятитетие-же 1920— 1924 года она, несмотря на высокую цифру улова 1924 года, составляла приблизительно 285.000 п. В 1920— 22 году Главрыба име­ ла монопольное право на скупку рыбы; по ее скупке можно судить *об уловах этих лет: они составляли %> около 40 проц. довоенной добычи. Только 1924 год дал результаты, б л и з к и е к довоенным средиим (600.000 п. сырца). В то врекя, когда траловый лов начинает процветать,— ярусный па­ дает. Посуда и снасть износились , организации снабжения наживкой нет, промысловые станы изветшали, соль дорога, кредиг ничтожен. Тяжелое состояние хозяйства про­ мышленника в настоящее время является символическим.Оао симво­ лизирует собою эпоху отмирания старых способов производства в местном тресковом промысле. На­ стало время коренного пересмотра всех основ этого: промысла. Речь должна итги уже не о возрождении промысла, ибо возрождение еегь вос­ становление того что было, а о пе­ рерождении его. Новые ели и но­ вые снасти (древнего образца) ко­ нечно, нужны, но они могут помочь только года натри— на пять, дай точа- стично, да и то не всей совокупно­ сти промышленников, но ни каким об­ разом не разрешат вопроса о разви­ тии местного трескового промысла, как основы ж и з н и берегового коло­ ниста. На еле, хотя-бы* и на новой, далеко де выедешь. Промысел .1923 года был плох только потому, что втечениз 5 недель в самом разгаре промысла был шторм а на утлых елах нельзя было отсехать далеко от берега. Нужны новые суда—с механи­ ческими двигателями, большей гру­ зоподъемности и с большей отстойчзво- стыо; нужно применение новых спо­ собов лова. Но это одиночкам или современ­ ным неоотыилм артелям «пайщи­ ков» неюдситу. Нужно участие боль­ ных об'сдинеаии. В ослэзе** органзпцзи местного трескового^ промысла, вместо , существующего, так сказать, семейного начна ар­ тель из 3— 4 человек, должно быть положеноначало коллективистическое. Только крупные трудовые ооседияе- ния местных рыбаков применяющее более совершенные сзэсобы лова, смогут не только спасти местный рыблый промысел от упадка,' но и развить его до пкггаззеииых природою пределов. Только при крупном объеди­ нении рыбаков возможны, примене­ ние более усовершенствованных,сиз-; собов обработки продукта, наиболь­ шего использования его, организа­ ция более выгодного сбыта. . - ‘ Развитие местного трескового про­ мысла может- итти только по пути применения более совершенных ме­ тодов лова, и при необходимом усло­ вии возможно крупного об‘единени довцов на основе производства. О промыслах семужьем и озерно- рыбном— в следующий раз. В. От редакции: Т. т. хозяйственни­ ков и экономистов Мурмана *-пр.* сим высказаться по затронутым эко* номачееким воц^осам.~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz