Полярная правда. 1924, июнь.
ои» 1 4 Июня 1 9 2 4 г. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА К 35. Постановление Пленума Иургубпрофсовгто Мургубпрофсовет доводит до сведения рабочих в служащих, что согласно постановлений губернских отделов профорганизации день отдыха 1 Н июня переносится на пятницу 20 июня, в который будет почтена память убитого эсерами борца на рабочее дело т. Володарского Заметки с побережья К о о п е р а ц и я За, последний год кооперация па побережьи достигла больших резуль татов Одним из самых важных ее достижений нужно считать сознатель ное отношение рыбаков к коопе рации и я бы сказал—глубокое п о н и м ан и е э т о й идеи. Мне приходилось видеть не одного и не двух, а десятки рыбаков, которые, с удивительны», казалось бы, несвой ственным им. энтузиазмом говорят о кооперативной работе? о ее до стижениях на Мурмане и о своих планах Если мы посмотрим па другую часть рыбачества, ‘менее экзальти рованную, то также увидим, везде без исключения, вполне положитель ное отношение к кооперации. Сред ний или даже совсем отсталый в культурном отношении рыбак, рас сматривает е<‘, как единственное средство к поднятию промысла и улучшению свое! о экономического положения Этот взгляд разделяет даж »1 та часть рыбаков, которая локч еще не кооперирована. В течение прошлого лета нам приходилось наблюдать стихийный рост кооперативного движения Разумеется, что в данном случае соответствующие предпосылки нужно искать на местах. Из целого ряда наблюдений и бесед с рыбаками у меня создалось убеждение, что самым могуще.ственным стимvлом кооперативного движения на по- бережьи являлась деятельность на ших пресловутых „|ыб“ всех цветов и оттенков. . Возрождая рыб- ную промышленность* разрушением национализированного имущества (см № 83 „Полярной Правды), или постепенно разоряя рыбака, эти „благодетели*, совершенно неожидан но для себя,— толкнули промышлен ников в кооперацию. Становища, одно за другим, организуют коо перативы, чтобы, по выражению рыбаков: „спасаться от организа ций4. Конечно, в деле расширения коо перативной работы на м стах нельзя не отметить влияния Мурманской конторы Центросоюза, которая без условно оживила и усилила деятель ность кооперативов Среди местных кооперативов и всей рыбацкой массы „Центросоюз * пользуется большой иопулярностио, и нужно отдать ему справедливость, что— единственная организация, которая не только не скомпрометировала себя, а на оборот—заслужила уважение ры бака. При таких настроениях и в таких условиях организуются и работают рыбацкие кооперативы. Только еще в прошлом году возник шие кооперативы чрезвычайно бы стро окрепли, в большинстве случаев достигли значительных оборотов и обзавелись необходимым инвентарем. Целый ряд кооперативов, после бес плодных переговоров в прошлом году с Госрыбпромом об аренде помещений, строит в этом году свои промысловые постройки дружными усилиями всех членов кооператива, обходясь очень часто без наемного труда и сооружают свои брюги, амбары и салогрейни В большинстве кооперативов можно найти маленькие аптеки, благодаря которым оказывается подчас очень значительная медицинская помощь населению. Книга и газета встречается в каждом* кооперативе. На общих собраниях, которые созываются до вольно часто, ‘ обсуждаются крайне серьезно и деловито все. даже самые мелкие вопросы. В материальном отношении даже самые молодые кооперативы оказали весьма силь ную поддержку своим членам. Таким образом, местная потребительская кооперация постепепно становится мощной,экономической и культурной базой промыслового населения Рыбаки, приезжающие на про мысел из Поморья, внимательно присматриваются к работе местных кооперативов и говорят, что у них в Архангельской губернии и в Карелии кооперация далеко отстала от нашей, Мурманской. Крайне интересно отметить, что эта при шлая масса, среди которой есть очень развитые рыбаки, сама выд вигает теперь вопрос о создании на Мурмане промысловой кооперации. Мысль эта не вполне оформилась, но достаточно созрела и ищет теперь своего воплощения з жизнь. Среди поморов наблюдается большое жела ние объединяться з промысловые артели, но не хватает организаторов этого дела. Тоже самое можно сказать и в отношении организации потребительских кооперативов в тех местах, где население совершенно не кооперировано. Будем надеяться, что руководи тели Мурманской кооперации ис полнят свой долг и пойдут навстречу рыбакам по пути дальнейшею раз вития красной кооперации на Совет ском Мурмане. Л Д е м е н т ь е в . Свалилисрукиуспокои лись- Еще в ноябре месяце, прошло го гола , грузчики получили на руки расчетные книжки. Пре шло 7 месяцев, а ни одна из книжек с необходимыми сведе ниями о зарплате ье заполняет ся. Является вопросом: для че- го-же их выдали? Где ж е те, кто должен что-то делать и не делает? Отдел Труда найди?ка их, да раз ясни им ст. 29 Код. Зак. о Труде, если они ее так узко понимают, и взгрей по прэле- таоски по ст 132 Уголовчсго Кодекса. V. Боморг Мота ОД ВФ среди рыбаков- Наиболее значительных успе хов ОДВФ достигло среди го родского пролетариата. Ближай шей задачей Общества является распространение своего влияние на дерееню В Мурманской гу бернии в этом направлении уже достигнуты некоторые результа ты. Рыбаки Восточного и За падного Мурмана начали всту пать в члены OomecTFa. В ста новищах: Гаврилсве, Териберке, Уре, Бел каменной, Озерко и на о Кильдине уже имеются ячейки ОДВФ. о* Д- 8 . ф. Невсепопоимасленица. 5-го июня общее собрание Зяхребетни некого кооператива постановило выгревать сало ссбстьенными средствами, а для постройки салогрейни использо вать лес, приготовленный для постройки часовни. Правильно ваше решение т.т. кооператоры. От этого получите гораздо большую помощь, нежели от поповского дурмана. Передал Еж колючий. п Закемостановка? 1 I Не так давно на страницах „По лярной Правды" красовалась замет ка: .Обещанного три года ждут* о братской могиле на площади „Сво боды*. Но, очевидно, эта заметка не кос нулась тех, кому была предназна чена. Дело в том, что проходя в воск ресенье, 1 -го июня по площади я увидел, что могила имела такой же вид, как и до заметил. Через неко торое время пришли па могилу три женщины н один мужчина, очевид но, родные одного из погребенных, я убрали могилу, вычистив ее, как говорится „на ять". Но после очист ки. усердием игравших рядом фут болистов могила была приведена в прежнее доуборочное состояние. Побывав в больших и малых го родах Республики, как Украинской так и Российской, я видел везде, что братские могилы, в которых были погребены стойкие борцы за дело j )c вобождения трудящихся .— имели вид действительных братских могил. Могила была всегда прибра на, вокруг могилы изгородь, прег раждающая путь к могилам, детиш кам собакам и футболам. У могилы разведен маленький садик, (а в Ле нинграде на М арсовом поле даже порядочный). В этом садике всякий пришедший сюда в свободную мину ту для отдыха и, сев у могилы, вспомнит ту боевую страду, когда погребенные здесь пожертвовали своей жизнью для Революции. Но не так обстоит дело с брат ской могилой в г. Мурманске. Могила хотя и отгорожена, но имеет вид мусорного ящика. Здесь вы можете найти и банки, и ботин ки (старые), и тряпки, и прочий мусор Изгородь не защищает моги лу от собак, детишек и футболистов. При каждой игре в футбол мяч, а за мячом и десятки ног, не один раз прогуливаются по могилам, пос ле чего она бывает похожа на поле, изрытое трехдюймовыми снарядами. Теперь возникает вопрос: кто же похоронен в этой братской могиле? Судя по вывеске на воротах могилы; здесь погребены бойцы-революционе ры Севера, долгое время находивше гося под игом .генерала Миллера* и только благодаря погребенным здесь, иго это было свергнуто. Кроме того, здесь похоронены два военмора, погибших в 1922 году на побережьи при исполнении своего революцион ного долга, погибших на своем по сту укрепления Советского Союза Республик. Теперь мы видим, как Мурманцы чтят память погибших героев Рус ской Революции. В скором времени в Мурманске будет проводиться „День Леса“ . Б этот день не мешало бы, по приме ру других городов Союза, вокруг могилы насадить небольшой садик, а самую могилу привести в дейст- вительный вид братской могилы «Красненький». Ц Е Р К В И . Письмовредакцию- В газете «Полярная Правда* от 1 1 и 14 июня появились сообще ния о том, что военные моряки хо тят нашу церковь переделать в клуб. Я, рабочий и от имени рабочих про тестую: ибо немного найдется в Мур манске рабочих, которые бы не ве рили в бога. • Если власть заявляет, что она рабочая власть, то почему же она не считается с мнением рабочих. А рабочие по крайней мере же лезной дороги настроены за церковь. Декреты Советской власти гласят, что церковь не подвергается ’ гоне нию и в центре, мы знаем, религию не трогают а в Мурманске дело иначе делается. По моему мнению, если есть ве рующие,— пусть верят. Говорят, что местный поп браж ничает. шарлатанит и т. д. Если это даже, верно, то какое нам, верующим, дело до попа. Мы, ведь не в попа верим а в бога и не попу, а богу поклоняться в церковь ходим II, обращаясь к власти, я говорю: остановитесь не накладывайте рук на иерковь, ибо рабочие за церковь и от власти от вернутся. Рабочий Ответ жгягш-дорожно- . му «рОочему»- Редакция преднамеренно помещает эту статейку, якобы, принадлежа щую перу рабочего, дабы отмести те провокационные слухи, которые в связи с постановлением моряков стали циркулировать по городу. В этом письме все от начала до конца, за исключением быть может одного пункта ложно Во первых, то, что власть намерена уничто жить Мурманскую церковь Опро вергая свое последующее указание, сам автор пишет, что вопрос поднят моряками которые ‘ предъявляют юридические права на церковь вви ду того, что она построена на их деньги. Причем же тут власть? Второе то, что Мурманские ра бочие, в особенности железно-дорож ники, стоят за церковь Видно сразу, что автор письма, которое нельзя иначе классифици ровать, как провокационное — не железнодорожник, коим себя назы вает, ибо в противном случае он бы знал, что в Ленинский набор 600 с лишним человек именно же лезнодорожников, подали заявления о вступлении в партию, что само собой предполагает беспощадный разрыв с религиозным дурманом.. Далее автор просит не трогать церковь, ибо рабочие; отвернутся от власти, которой автор сочувствует; это последнее представляет собой верх наглости Разве в гражданской войне вопрос именно так и не ста вился? Религия или коммунизм? •* Разве не шли все попы с мечем против власти? Разве не приходи лось закрывать церкви, которые пре вращались в очаги оживленнейшей контр-революции? Разве не прихо дилось расстреливать попов, кото рые занимались шпионской и про вокационной деятельностью и не только православной, но и католи ческой и иудейской религни? Вспом ним Буткевича, Гомельского раввина и других представителей культа. II в этой борьбе, которую церковь вела против власти, па чьей сто роне оказались рабочие? Кто побе дил? Победила Советская власть. Может быть, при помощи буржуа зии, Нэпманов? Конечно, рабочих. И, наконец, последнее замечание, которое мы подвергаем сомнению это то. что автор письма рабочий Не мог так рабочий писать, не мог ра бочий противопоставлять власти, которую он вскормил, вспоил, ка кую то церковь. Не мог рабочий уi рожать своей собственной власти, что пролетариат от нее отвернется. Кто же писал это письмо? Его писал человек, которому интересы пролетариата чужды и враждебны,- которые он готов продать за чече- вичную похлеоку, приготовленную поповской рукой, его писал человек, который очевидно стремился исполь зовать заявление моряков для того, чтобы натравить на власть рабочих. Мы же посмотрим, что И8 этого выйдет. Последний пункт, который внушает нам меньше сомнений, это замечание автора относительно мест ного попа, которого он нечаянно, видимо „проговоримшись", обвиняет в бражничестве, шарлатанстве и прочих подвигах. Мы отказываемся спорить с автором по этому вопросу и хотя бы .потому, что автор рели гиозный человек, а кому, как не религиозному человеку лучше знать своего попа. В заключение укажем, что чело век, называющийся рабочим, бросил Мурманскому пролетариату ряд не обоснованных обвинений. Мурман ские рабочие, в особенности железно дорожники, должны дать ответ и указать, что таким рабочим, как автор этого письма, в их среде не может быть места. Ред а кц гш . ‘ я в л е н и я . Для сведения Союзов. в Городская Тарифная Конференция открывается в среду 18-го Июня, 7 час. вечера в Центральном Рабочем Клубе имени Володарского. П р е зи д и ум Г С П С . От Губкомо Р. К. С И. В Воскресенье, 15 Июня, в 9 часов вечера, состоится открытие Центрального Дома Коммунистического Воспитания Молодежи имени тов. Ленина. Приглашаются все члены РКСМ Городской органазациии, ответствен ные работники и члены бюро коллективов РКП (б). Губном РКСМ В Воскресенье, 15 Нюня, в 2 часа дня, на спортивном иоле состоится открытие летнего спортивного сезона. Будут показательные выступления. „ С п а р т а к “ В понедельник, 16 июня в 9 часов вечера, в. помещении Централь ного Дома Коммунистического Воспитания (б. Морской клуб), назначается общегородское собрание членов РКСМ. На собрание приглашается вся беспартийная рабочая молодежь. ш г р м . ГУБ . ТИП . нем. ЮОО экз, Ответственный редактор fi. Титов*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz