Полярная правда. 1924, июль.
2. 29 Июля 1924 г. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА, № 62. К досадию швдшют- с о войны- ■« Отношение б войне является од* ной из важнейших сторон того уче ния, которое называется ленинизмом. Принципиальное отношение к войне, конкретная оценка каждой данной вой^ны, в*гляд на. соотношение войн и революций, различие между на ступательной и оборонительной вой ной, классификация войн по различ ным историческим типам, взгляд на защиту отечества, отношение к па цифизму, отношение к поражению «своего правительства в империа листской войне—во всех этих проб лемах ленинизм сказал свое слово4. В оценке некоторых из этих проб лем ленинизм поднялся до высшего своего пункта. Непосредственно перед созывом Циммервальдской конференции, при близительно к первой годовщине империалистской войны вышла бро шюра Ленина и Зиновьева .яСоциа лизм и война»; Брошюра эта,'цели ком вдохновленная В. И. Лениным и в главной своей части им самим написанная, обрисовала отношение лениназма к войне с наибольшей •жатостыо и ясностью. Ошиш социалистов к войнам- Социалисты всегда осуждали войны между народами, как варварское и и вверсков дело. Но нате отношение к вчйае принципиально иаое, чем буржуазных пацифистов (сторонни ков и проповедников мира) и анар хистов. От первых мы (сличаемся тем, что понимаем неизбежную связь войн с борьбой классов внутри стра ны, понимаем невозможность уничто жать войны без уничтожения клас сов и создания социализма, а также тем., что мы вполне приэпаем закон ность, прогрессивность и необходи мооть гражданских войн, т. е., войн' угнетенного класса против угнетаю щего, рабов против рабовладельцев, крепостных крестьян против поке- щябов, наемных рабочих против буржуазна. И от пацифистов и от анархистов мы, марксисты, отличаем ся тем, что празнаем необходимость исторического (с точки зрения диа лектического материализма Маркса) изучения каждой войны в омельно- *та В история неоднократно бывали войны, которые, несмотря не все ужасы, зверства, бедствия и мучения, неизбежно связанные со всякой вой ной, была прогрессивны, т. е. при сосали пользу развитию человече- егаа, помогая разрушать особенно вредные и реакционные учреждения (напр, самодержавие или крепостни- честяо), еамые варварские в Европе деспотии (турецкую и русскую). По этому, надо рассмотреть исторические особенности иаенно теперешней войны. И'ТМРШМСТЕИ ПОД но вого времена. Новую эпоху в истории человече- втва открыла великая французская революция. С этих пор и до Париж- «кой Коммуны, с 1789 до 1871 г., едним вз типов войн былм войны буржуазно - прогрессивного, нацио нально-освободительного характера Другими словами, главным содержа нием и историческим.; значением этих войн было свержение абсолю тизма и феодализма, подрыв их, свержение чуженационального гнета Поэтому то были прогрессивные войны, и все честные революцион ные демократы, а также все социа листы при таких войнах всегда со^ чувствовали успеху той стороны (т е. той буржуазии), которая со действовала свержению или подрыву самых опасных устоев феодализма, абсолютизма и угнетения чужих па родов Напр., в революционных вой нах Франции был элемент грабежа •и завоевания чужих земель францу зами, но это нисколько не меняет основного исторического значения этих войн, которые потрясли феода лизм и абсолютизм всей старой крепостнической Европы. Во франко прусской войне Гермапся ограбила Францию, по это не меняет основ ного исторического значения этой войны, освободившей десятки мил лионов немецкого народа от феодаль ного, раздробления и угнетения дву мя деспотами, русским царем и На полеоном III. Различие между навтуатель- но1я вИорвшмо! воМой- Эпоха 1789-1871 г. оставила глу бокие следы и революционные вос поминания. До свержения феодализ ма, абсолютизма и чуженацаопаль- ного гната не могло быть и речи о развитии пролетарской борьбы за социализм. Говоря о законности „обо ронительной* войны по отношению к войнам такой эпохи, социалисты всегда имели в виду именно эти цели, сводящиеся -к революции про тив средневековья и крепостничест ва. Социалисты всегда понимали под «оборонительной» войной «справед ливую» в этом смысле *войну. (В. Либкпехт однажды так и выразил ся) Только в эгом смысле социа листы признавали и признают сей час законность, прогрессивность, справедливость «защиты отечест ва» или «оборонительной» войны. Напр, если бы завтра Каро.чко обявила войну Франции, Индия — Англии, Персия илиКитай —России и т. п., это были бы «спразэдли- вые», « боронительные> войны, не зависимо от того, ктопервый напал и всякий социалист сочувствовал бы победе угнетаемых, зависимых,‘не полноправных государств против угнетательских,- рабовладельческих, грабительских «великих» держав. Но представьте себе, что рабовла делец, имеющий 100 рабов, \ воюет' с рабовладельцем имеющим 200 ра- бов, за более «справедливый» пере дел рабов. Ясно, что праменение к подобному случаю „оборонительной “ войны или «защиты отечества» бы ло бы исторической фальшью и прак тически просто обманом простона родья, мещанства, темного люда лов кими рабовладельцами. Именно так и обманывают народы посредством , национальной• идеология и поня тия защиты отечества теперешняя империалистическая буржуазия в современной войне между рабовла дельцами за укрепление и усиление рабства. Теперешня вйаз есть ние- ршшега взйва. Почти все признают теперешнюю, войну (писалось в 1915 году) импе риалистской, но большей частью искажают это понятие, ил*и приме няют его к одной стороне, или под совывают все же возможность того, чтобы эта война имела буржуазно- прогрессивное, национально-освобо дительное значение. Империализм есть высшая ступень развития ка питализма, достигнутая в XX веке Капитализму стало тесно в старых национальных государствах, без об разования которых он не мог сверг нуть феодализма. Капитализм на столько развил концентрацию, что целые отрасли промышленности зах вачены синдикатами, трестами, со юзами капиталистов -миллиардеров, и почти весь земной шар поделен между этими „владыками капитала*, в форме ли колоний или посредст- вом запутывания чужих стран ты сячами нитей финансовой эксплоа- тации.- Свободную торговлю и кон куренцию сменили стремления к монополии, к захвату земель для приложения капитала, для вывоза сырья и т. д Из освободителя наций, каким капи тализм был вборьбе с феодализмом, им периалистский был капитализм стал величайшим угнетателем наций. Ка питализм из прогрессивного стал реак ционным. он развал производительные силы настолько, что человечествупред стоит либо перейти к социализму, либо годами и даже десятилетиями переживать вооруженную борьбу „ве ликих* держав за искусственное со хранение капитализма посредством колоний, монополий, привилегий и национальных угнетений всяческого рода. С таной же классической ясностью ленинизм отвечал на вопрос о том, что такое социал-шовинизм. Что такое едш-шошш? Социал-шовинизм есть защита идеи „обороны отечества* в данной воине. Из этой идеи вытекает, да лее, отказ от классовой борьбы во время войпы^вотпрование военных кредитов и т. п. На деле социал- шовинисты проводят антипролетар- свую буржуазную-подитику, ибо на деле отстаивают они не «оборону отечества» в смысле борьбы с чу- жепацаональным гнетом, а „право" тех или иных „великих* держав грабить колонии и угнетать чужие народы. Социал-шовинисты повто ряют буржуазный обман народа, будто война ведется из-за защиты свободы и существования наций, и тем переходят на сторону буржуазии против пролетариата. :.К социал-шо винистам принадлежат как те, ко торые оправдывают и прикрашивают правительство н буржуазию одной из воюющих групп держав, так и те, кто, подобно Каутскому, приз нают одинаковое право социалистов во всех воюющих державах .защи щать отечество*. Социал-шовинизм, будучи на. деле защитой привилегий, преимуществ, грабежей и насилий «своей» (или всякой вообще) импе риалистской буржуазии, представляет из|еебя полную измену всем соци алистическим убеждениям и реше нию Международного Соц. Конгресса в Базеле. II отсюда ленинизм сделал вывод: социал-шовинизм есть законченный оппортунизм. Единство с оппорту нистами есть союз рабочих со «сво ей национальной буржуазией д раскол интернационального рабочего класса. Особенно доставалось ленинизму ва его .пораженчество41. Даже иные интернационалисты, доходя до этого пункта, поворачивались спиной к большевизму и лицом ксоциал-шо- вапизму. А учение ленинизма, оста ваясь и тут верным себе, говорило: Революционный класс в реакци онной войне не может не желать поражений своего правительства, не может не видеть связи его военных неудач с облегчением низвержения его. Только буржуа, верящий, что* война, начатая правительствами, не сомненно кончится, как война меж ду правительствами, и желающий этого, находит «смешной» или „не лепой“ идею о том, чтобы социали сты всех воюющих cifan выступи ли с пожеланием поражения всей «своим» правительствам. Напротив, именно такое выступление соответ ствовало бы затаенным мыслям вся кого сознательного рабочего и лежа ло бы по линии нашей деятельности, направленной к превращению импе риалистской войны в гражданскую... Социалисты должны разсяснять мас сам, что для них нет спасения вне революционного низвержения «сво их—правительств и что затрудне ния этах правительств в тепереш ней войне надо использовать именно для этой цеди». Превращение империалистской войны в гражданскую— танов был основной лозунг ленинизма, в эпо-. ху первой всемирной империалист ской войны. Защитить последова тельно и до конца этот лозунг мож но было только ступив обоими но гами . на почву, так называемого, пораженчества. Ненавидя всей душой империалист скую войну, ленинизм в то же са мое время видел, что война эта вкладывает винтовку в руки мил лионов и миллионов трудящихся. Высмеивая сладенький пацифизм, Ленин звал народ воспользоваться тем, что оружие находится в . ру ках трудящихся, звал повернуть это оружие против буржуазии, звал к революции. И в то же время ленинизм, еще в разгар империалистской войны подчеркивал, что коммунисты ни в коем случае не отвергают защигу отечества в то*г момент, когда это отечество становится социалисти ческим, пролетарским. В тезисах 1915 г., т. е., еще за два- слиш ком года до перехода власти к боль шевикам, в момент, когда больше визм был еще гонимым политиче ским течением и пикто не дерил в то, что большевики скоро станут у власти, ленинизм явил миру обра зец диалектичзскаго подхода к во просу о защите отечества. Защита отечества капиталистов—нет! За щита отечества рабочих, низверг ших капитализм и взявших власть в свои руки—-да! Эта диалектика облеклась плотью и кровью после октября 1917 г., когда под знаменем ленинизма ро дилась Красная Армия, защищав- щая и защитившая первое в мире социалистическое государство. Ленинизм не терпит революционной фразы. Более всего яе терпит он этой фразы в вопросе о войне. Никто не. высмеивал так, так .уничтожающе антивоенную фразеологию анархо синдикалистских крикунов и шнро* новещательные обещания социал- демократических вождей на счст устройства всеобщей стачки против войны и т. п. Недавно напечатан ная инструкция (написанная тов. Ле ниным) нашей делегации, ездившем на Гаагскую Международную Кон ференцию против .войны, дает нам образец трезвого подхода великого революционера к " вопросу о борьбе против войны. Хотите бороться лротив войны— учитесь же устраивать нелегальные революционные ячейки в армии— во время мира. Учитесь во время мира подготовлять такие организации сре • ди, скажем, железнодорожников, ко торые действительно смогут в мо мент начала войны помешать капи талистам в самом уязвимом месте. Хотите боротьея против войны— боритесь против буржуазии в мир ное время, отважитесь голосовать за военные . бюджеты, не входите в блоки с буржуазной, стройте ка мень эа камнем еамостоятельную ре волюционную пролетарскую партию. А если война все-таки грянула, учите солдат организовать братание в траншеях, не заключайте с бур жуазией «священного мира», ведите революционную агитацию и в ре шагошую минуту поднимайте знамя восстания против войны и против буржуазии. Отсюда— горячая непримиримая, революционная ненависть ленинизма к контр революционным вождям со- циалдемократии, помогавшим бур жуазии вести империалистскую вой ну Шейдзманы, Ваядервельды, Ре- нодели, Тома, Хендерсоны, Аустер- лицы с точки зрения ленинизма не менее виновны в империалисткой бойне1,чем Людендорфы, Гинденбурги, Фоши и Пуанкаре. Вожди II Интернационала 10 лет тому назад выступили, как откры тые загонщики рабочих на поля мировой бойни. Вожди II Интерна ционала были и остаются, поэтому, палачами рабочего класса. На этих днях мы благополучно отмечаем первое десятилетие импе риалисткой войны: Вожди II [Интер национала продолжают вести ту же палаческую политику империалисти ческой войны, только другими сред ствами Когда французские социа листы, играющие роль' лакеев «па цифиста» Эррио, голосуют эа воен ные кредиты на рурскую оккупа нте, когда глава II Интернационала Макдональд, строит новые дредноуты и благословляет расстрелы индусов, когда весь I I Интернационал, славо словя пресловутое заключение экс пертов., вновь осуществляет гран диозный обиан народа—что все это, яак не продолженае подлой, крова вой социал-демократической поли тика 1914 г., только в иной форме и в иной обстановке? Чтобы победить буржуазию, меж дународный пролетариат должен пе решагнуть черее политический труп контрреволюционных вождей социал- демократии! без утайки мы, комму- пссты, должны сказать это передо вым рабочим всего мира Г- Зинов ев. Прабда о причинах бозникнобения империалисткой бойны побудит рабочих на решительную бойну с капиталистами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz