Полярная правда. 1924, декабрь.

2 25 Декабря 1994 г. imwt У'г ПРАВДА. 1 1 1 . Следующий выпуск газеты ,,Полярная Правда14 выйдет 29 декабря. Канг ю выгбдыд:ет видает гзэдщтвзвная трудовая сЗегевд.ыая каса. 1. Эта сберкасса дает д^ход в г*Х 6 коп. т. е. 6 проц, а если вне­ сти вк 1 лд ва срок, например, на «дня год то даже 7'|2 проц. 2. Хранать свои деньги в сбер­ кассе безопаснее, чем дома, за це­ лость вкладов отвечает праввтрдь- Лзо. Д^аьга в сберкассе не подле­ жат на аресту, на кшфлекации 6е« суда. & сумм;} вкладов держится в тайне. Про остаток вкладов знает мм вкладчик, да сберкасса. 3. Сдавая во вклад деньги можно вделать равные распределения о вы­ даче: их можно з*в<щт на случай смерти своему наследнику. 4. Сберкасса помогает ио м»лким суммам собрать деньги для уплаты налога, расплатится с кооперативом, где забираешь товары, уидатиь за »**«унальные услуги. 5. В сберкассе можно приобрести облигации государственных займов: ••лотом G пр*»ц.э крестьянского пу Т€« мелких взносов, я она же берет ва себя обязанность бесплатно хра- нть лх от имев! того, кому они Принадлежат. 6. Нет денег,—можно заложить в еверкассе облигации выигрышного n f i it , получить в ссуду деньги за­ тем погашать ссуду мелками взно­ сам». А еберкасса будет хранить •тм облвгщии и следить ва тем: не вял-ли на них выигрыш, который пойдет владельцу облигации. 7. Надо деньги перевести в другой гарад иди местечко, она стелает это •ыотре, и не надо для того итти на почту, стоять в очереди, покупать марки, надписывать * переводвый бланк. Сберкасса сделает это хорошо. Она имеется всюду. Нз сказанного выходит, что сбер­ касса является надежным бесплат­ ным кассиром csoero вкладчика, ко­ торому она кроме того выплачивает принты по вкладу. Бегежливость должна быть одной из основ современной жизни а кажшй из нас должен воспи- ивчть ее в себз и по отношению к народным средствам и по отноше­ нию к своим личным деньгами. Трудно копить деньги дома: нез^етно, но она израсходуются. А если по­ ложишь их в сберкассу и будешь приучать себя к вкладам в нее хоть маленьккми суммаии, незаметно на­ копишь деньги, которые с пользой израсходуешь на улучшение жизни сво п енмьи. Государственные трудовые сбере­ гательные кассы- друг трудового народа готовый поддержать и выру­ чать в тяжелую минуту. Рабочие требуйте от завкомов, фабкомов и месткомов открытия по­ среднических сб DKacc. Крестьяне, предложите волиспол- комчм иля сельсоветам открыть по­ средническую сберкассу, привлекайте к этоку делу сельских учителей и агрономов. Трудящиеся, несите свои вклады в сберкассу; в этом польза для вас самих и для рабоче-крестьянской страны. Английский железный кулак в Египте. ПТ1 Английский верховный комиссар прибывает к глаге Египет­ ского правительства, для вручьнля ультиматума о передаче англи­ чанам области Судян. Число житшй в Мур- мснске. 15 декабря был произведен адми­ нистративный учет населения горо­ да Мурманска. Учет был произведен по постановлению Президиума Губ- исполкома по ф»рме, выработанной Губпланом. Чгсло вопросов в пере- писочной карточке было ограничено девятью, вз коих основвым являлись 7, а два контрольными. Ц^ль учета была, так сказать, выявить подлин­ ное льцо города Мурманска: сколько жителей обитает в городе, какой под и возраст являются преоблада­ ющими, каков соцаальвый состав вас^ления, как велика его грамот­ ность, сколько и какой националь­ ности, каково семейное положение обитателей и какова продолжитель­ ность пребывания жителей в Мур­ манске. Такой учет населения в городе с быстрым ростом и большой текуче­ стью населения имеет большое прак­ тическое значение. Непосредственная перепись была произведена административным отде­ лом ГИК через милицию. Разборку собранных сведений и классифика­ цию их по группам взяли на себя два члена Губплана и один сотруд­ ник ГБН. Окончательная сводка и выводы будут сд-лачы под контро­ лем президиума Губилана и опубли­ кованы в ближайшие дни. Нока-же можно дать сведения об общей числе жителей. Всего жителей на 15 ое декабря 1924 года в городе Мурманске со­ стояло 6282 человека, ез них мужчин. . 3706 женщин. . 2i76 По рзйэнам население города рас­ пределяется так: L Северный район. (Портовая Нахаловьа, Норт, вагоны, суда) Мужчин . . . .1213 Женщин . . . . 860 Жизнь РКП и Р/ШСМ В Губкоме РКП (б). Всего . . 2073 (I Северо-Вос'очный район (Ж -д n'icejos, Верха. Иорг-ии/елов-- до оврага у Губфанотдела) Мужчин . . . 1085 Жеыщян . . . . 7 11 Всего . . 1746 III. Центральный район. (Торгов, площадь и на Юг до Бады) Мужчин . . . . 672 Женщин . . . . 472 Всего . . 1144 IV Южный район (Бзза и Базовская Нахаловка) Мужчин . . . . 736 Ж^нщан . . . . 533 Всего . . 1269 В. Алымов. Прыжок человечества из царства необходттмости в царство свободы тесно связан с изгилнпе^ из г>лов труди- щпхея всяких релпполных предрассудков. 21 января 1925 гсда испол­ няется гсдо-щина смерти вождя и учителя рабочих и крестьян Владимира Ильича Ленина. Дня подготовки и проведения ГОДОЕ- щины при Губкоме РКП (б) со­ здана комиссия. Отдельным то- вгрищам поручена разработка тезисов, так как материалы при­ сылаемье центром обычно за­ паздывают. Совпадающее с годовщине*— смерти Лечина, 20 летре 9 г* января предполагаете» стметять путем устройства вечеров в клубах. Широкая-** кампания в сея* зи с двадцатилетием революция 19С5 года будет проводятся в декабре 1925 гсда. «День Рыбака». Агит-корлвгией Губкома ре­ шено провести в конце января .Де-ь рыбака*. Эгот день дол­ жен явиться утешением смыч­ ки с побережьем. Подготови­ тельная работа ведется спе­ циальной комиссией при Губ­ кине РЛКСМ. К атему дню в Мурманске пррлолагавгея от­ крыть .Дом рыбака*. Полит-учеба. Работой в партшколах и кртж- кях по гср ду охвачено свыше 400 чеп. из которых Сольне 50 п(.оц. беспартийьых Не бходимо подтянуть. Много говорилось, много пи­ салось... много постановлений принималось — об аккуратном посещении комссмольцами соб­ раний, различных кружков. Однако, несмотря на это мы видим, что на тот или иной К[ужок вместо 50 человек со­ става—является 15—20 человек, на ибще городские и ячейковые собрания едва ли 60 прсц. Такое явление не нормально. Необходимо раз и навсегда по­ кончить с этим явлением, тем более, что и наш актив распу­ стился за последнее время и тоже пассивно относится к по сещению кружков и собраний— тем самым показывая дурной пример рядовым членам. Губком РЛКСМ слово за то­ бой: подтяни как следует и ко­ го ьужно. Е М. я комсомольцев. Ж**щ*н окояо 25 проц. Пэ социальному поло­ жению большинство занимаю­ щихся в кружках рабочее. ЖИ З КУРИЛКА- л-рд Керзон смотрят Л Ю М * явксм. Опраздновании 7-летия ВЧК—Ш- 20 декабря сотрудники Мур- губотдела ОГПУ и военморы погранфлотилии праздновали се­ милетнее существование орга­ нов ВЧ ч—ОГПУ. Накануне праздника 19 де­ кабри была произведена прися­ га молодых моряков, влившихся в ряды флота в текущем году. После проведения присяги сила­ ми музыкального-струнного гр- кестоа клуба МТО ОГПУ былэ поставлено концертное отделе­ ние и в заключение танцы. В субботу ^0 декабря сипами сотрудников и военморов была выпущена живая газета .Север­ ное сияние*, посвященная 7-ми летней годовщине органов ВЧК — ОГПУ. Была сыграна небольшая пмс> ка, в 2-х частях прошедшая до­ вольно удачно. В заключение была поставле­ на кинокартина «Погибшие миры». Во время праздмика была уст­ роена политлоттерея, счастлив­ цы ответив на тот или иной вопрос^-выигрывали пачку па­ пирос, печенье и т. п. Вобщем необходимо отме­ тить, что благодаря инициатива товарищей чекистов праздник прошел довогьно хорошо. Красные северные погранич* ники, а такжз и мурманская публика, остались двумя этими вечерами весьма довольны. М. Праздники прошлого и настоящего, 8 связи с наступлением, так называемых, „ро*д*стзенских праздников» необходимо обсудить амкен*® пр13дчиков прошедшего времени и праздников будущего социалистического строя. S основе в:ех вообще празп- нм^оз является стремление че­ ловека к отделу после работы и этот отдых большею частью пря- урзчивали к какому нибудь ре­ лигиозному чувству, отмечая его особыми обрядами. Яснее всего этот первоначаль­ ный характер пра?дникоз отме­ чен в еврейской религии, в ко­ торой первый п р и н и к— суббо­ т е— установлена самим Согсм, когда он закоцчкд.-СохвАг^чиА мира в течение шести дней и заповедал еврейскому народу „помнить лем» субботний, ч тобы святить его, шесть дне?! работай и гелай всякие дела твои, а д’ нь Седьчай— суббэта го:поду богу твоему: не делай в оный ника­ кого дела ни ты, ни сыч твой, ян дочь твзя, ни р%б тзой, ни рабычч твоя, ни скот тв^й, ни ПрИЩ' ФИ, когерий в жипрщчх Тв и* (Исхсд. гл X X , ст. 8 —10) л, р в я н г м т ^ ! могсэнт, вх д^щий в понятие о праздчи- ке бызает различен. Праздники связываются и с календарными мотивами, и с пе­ ременой времен годэ, и с раз­ личными переменами полезых работ. Ссобэазчэ с этими поячина- мн праздники связыв?югся с культами растительных божеств; стрзда«сщч/, умирающих и вос­ крешающих после победы нед злыми сипами. В Египте таки ­ ми божествами являлись Оз*рчс и Изида, в Вавилоне— Та^муз и Иштар, в Малой Ааии— Адо­ нис, в Грщ ии— Дионис и т. д, Д ; е :н^е челоге^ество в каж­ дом не ю.нятном ддя естественном явлении усматри­ вало чудесное свойство и стре­ милось создать празднование таких чуге:чых язяен-.й, счи­ тая кх деяниями особого бо­ жества, управлясеггщ теми или иными силами природы. И поэ­ тому праздники гр->шедаего вре­ мени являлись преимущественно праздниками религи ^зчуми, в котосы< чеаозек отвадил сесе смиренную оопь раба перед все­ могущим бэжесгвом, созданным го^бражением первобытного че­ ловечества. ГЬмимэ праздничов религиоз­ ных гуществовали и праздники гра*д*н кие, на которых чест­ вовали какую яибудь победу над теми или ин wми нагодкостями, коюзыс геэвобытное человече­ ство считало своими врагами, или вспоминали память какого нибудь особого „героя*, руково­ дившего избиением народа, па­ мять какого нибудь князе,царя, яксбы облагодетельствовавшего тог находящийся под его управ­ лением, который по приказу этого царя десятками и сотнями тысяч погибал и на полях коо- вавы! ср жений, и в трудных э <он( мине:ких условиях свсе* борьбы за существование, кото­ рая не могла обеспечить рабоче­ му ежедневного куска насущного хлеба. Труд^всй нагот намеренно и и искусно воспитывался в та­ ких ГОНЯТИ9Х, что без помощи царя н^беензго бога—и без по­ мощи царя 3eMj oro он просуще­ ствовать не может и что только под мудэым и всемогущем уп- равлен еч этих ц*ре* трудя­ щийся может ье только сго-ссй* но прожить на земге, нэ даже и после смерти получить дня с=ое* души вечное блаженство, котор« у иагомвтан, капр^ ото- I ждествлялось с сожитием в об­ ществе мэлсд^х женщин— гурий. И поэтому, большинство рели­ гиозных жрецов, в особенности католичесюй и Православной религий, старалось ьнушить сво­ им последователям, что только полная р гзличных лишений зем­ ная жизнь обесгечивает четоье- ьу вечное блаженстго на го:ле его смеоти и что претер- певый до Е 0 --.Щ, тот спасен бу­ дет*. И ебманутый таким заманчи­ вым обещанием вечнего блажен­ ства на небе за коготкие стра­ дания на эемле трудовой нар д покорно мирился с угнетен.ем его разньми эксплоататорами, разными распорядителями р л и хнщник*м4 coaflaBsevHc крова­ вым потом трудящихся различ­ иях богатств^ в виде денег, то- вар>в и др. вещестаеньыg щн- поведания. н :с ей % Народ по-ибал а невыноси­ мых уелгв^ях своего катеркро’о труда надеясь получить отдых и вечное блаженство на небе после своей кратковременной каторжней жизни на земле, а уитрые и наглые обмгнлики смеялись над этим обманутым Hip-дом и пользовались греиму. щественно всеми благами своего % земного существования за счет озд$дч*1ют* шм труимлгогнфвяа. Дело доходило до того, что «святейший» пипа римский Алек­ сандр VI й Бордена открыто со­ жительствовал С своей р'днзй дочерью Л/креиией Борджна, ж обманутый им трудовей народ католического веровсповеаання я до настоящего вэеиенм сметает этого наглого р 1 звратника жна- местником14 сына 6o»te о—Хри­ ста—на ге*ле, потому что «па­ пы римские» ухитрились свой наглый обман верующих довести до такого, почти невероятного, верэисповед ясго (религиозного) обмана, что римский папа счи­ тается существом «нетогреш*- мьм» и за деньги предавать места на вечное блаженство в царстве небесном, под видом, так нашзаемых, „индульгенций», одурачиваемым ям миллионам верующих католического ве^мс- Тсже же самое, но другим приемом обма^^е ходит и в среде о 'у ре л * гиозным дурмэ^* ского народа. Несчастных иудейской ре- раввины вс' что они «избраннэг что в КС далънег гуяий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz