Полярная правда. 1924, август.

№ 66 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА. 30 Августа 1924 г. 8. п о г ДУ М У Р М А Н С К У © Кредит Муркенскому ПотребительскомуОбу- Мурманская Контора Севзап- союза, учитывая крупное зна­ чение создания Городского По­ требительского Общества в Мур­ манске решило предоставить ему товарный кредит в размере 25.000 рублей. 9 апомощьМурманскому Потребительскому 6 6 у. В ответ на предложение Пра­ вления оргзнизуемого Мурман­ ского Потребительского Обще­ ства о вступлении пайщиком в качестве юридического лица, местная Контора Севзалсоюза вносит 100 паев. Х о з— и госорганизации, кто следующий? Звграбойкея прзмысяв- зоя экспедицияноНовую Землю. Группа членов Финского об‘- единенного Кооператива опыт­ ных промышленников, неодно­ кратно побывавших на Новой Земле предполагает в начале сентября выехать на моторном боте .Милия" для зверобойного промысла на Новую Землю. По просьбе экспедиции, она снабжается всами необходимыми для нее продуктами и другими материалами Мурманской Кон­ торой Севзапсоюза, Все продукты промысла экспе- >ышя предполагает передать для реализации Конторе Севзапсою­ за. Возврат экспедиции пред­ положен в июле 1925 г. По просьбе промышленников ко времени возвращения Конто­ рой будет послан на Новую Землю, моторный бот «Центро­ союз» для перевозки в Мур­ манск продуктов промысла экспе­ диции. йртиллервсты впереди • На собрании членов и канди' датов РКП (б) Управления Арт- группы Кольского Залива 28-го августа вынесено единогласное постановление смычки города с деревней. Сознавая важность создания указанного Общества, которое послужит великим достижением в укреплении единственного в мире Союза рабочих и крестьян, красные Артиллеристы Севера сделали первый шаг. Общество Культурной смычки города с деревней на Мурмане является новой организацией, но в других городах и местно­ стях нашего Союза эти Обще­ ства развиваются с каждым днем—пролетариат сознательно понимает важность общества в укреплении Союза. Создать такую организацию на Мурмана крайне необходимо, т. к. разбросанные по побережью рыбацкие селения ощущают острую нужду в газетах и ли­ тературе, снабжение коими де­ ревень явлется одной из основ­ ных задач Общества Культсмыч- ки города с деревней. Бойцы артиллеристы Севера впереди! Очередь за рабочими и слу­ жащими города Мурманска Кто следующий? Кочмарев. Нужнододелать! Долго не было платформы у нашей станции Мурманск, и также долго приходилось ло­ мать пассажирам ноги, прыгав­ ши с поездов, но вот платфор­ ма сделана. Казалось-бы все, но далеко не все. Необходимо та к ­ же дать станции приличный вид, а для этого необходимо убрать кучу кусора, горелого материала и золы, оставшейся от сгоревшего вокзала. Дело за ДС и ПЧ— 9 ст. Мурманск. Путька. V колонизации мурманского края По вопросу о природных богатст­ вах Мурманского края и необходи­ мости скорейшей его колонизации писалось за последнее время очень много и, надо полагать, что даль­ нейшие доводы, в этом направлении раиносильны тому, что называется ло меться в открытые дверн Теперь на очередь выплывают уже практические методы осуществ­ ления задачи н выявление тех при­ чин, которые являются задерживаю­ щими в процессе намеченной рабо­ ты. Конечно, для кождого ясно, что переселение’ людей из насиженных мест в новые, непривычные, дело не легкое даже при самых привле­ кательных условиях того девствен­ ного края, куда желательно напра­ вить лщекон поток. Тысячи причин задерживают лю­ ден от риска Немного предаринмчавых смель­ чаков решаются порвать с прошлым. Большинство же, в силу инерции покоя, помнят, что везде хорошо, а дома лучше. Поэтому, даже при счастливых условиях, колонизация невозможна без некоторого внешнего импульса. Крайний же наш север далеко не имеет тех преимуществ, которые обладала бы притягивающей силой. Суровость климата, неравномер- .лоси» длительности светлого и тем­ ного периода суток и многие дру­ гие причины действуют на психику людей отрицательно. Конечно, возможность заработка привлекательна, но при современных условиях жизни в крае она может вызвать развитие отхожах промыс­ лов. приток временных сил и могу­ щих принести не пользу, а иной раз и вред Во всяком случае, развитие этих промыслов нельзя считать соответст­ вующим поставленной цела. Необхо­ димо изыскивать меры к фактичес­ кому заселению края оседлым эле­ ментом. Для этой цели предприня­ тые шаги в виде развития добыва­ ющей промышленности и отчасти обрабатывающей, главным образом в лепном деле, е открытие снабжен­ ческих организаций—не является достаточным Все эти меры направляют сюда людскую волну при условии недо­ статочности работы в более куль­ турных местах н могут вызвать рез­ кий отлив ее при всяком изменении экономической конмоктуры Но этим же временем можно бы­ ло бы воспользоваться для привле­ чения оседлого населения, которое не будет обладать центростремитель­ ной энергией по отношении своей метрополии, прочно устроившись па месте Что же для этого- нужно? Правительство провело железную дорогу, Правление которой прини­ мав разные меры для создания и развития около этого бвзаса про мышленных предприятий. Имеются свои лесоразработки. Веками забы­ тый порт вызывается е жизни. Ве­ дутся крупные работы по праведе- Хвали утро вечером Говорит народная пословица, справедливость которой на этот раз поспешила оправдать адми­ нистрация Желрыбы. Все читали благодарственное письмо рабочих в газ. „Поляр­ ная Правда *, отметивших благой почнн администрации Желрыбы, снабдившей вновь открытую в Портозом поселке столовую га­ зетами и журналами. я Действительно, в первый день открытая столовой газеты и жур­ налы были, хотя, к стыду Ж ел­ рыбы, старые, разрозненные и чуть не прошлогодние. А теперь и тех не стало и во всей столовой не найти и одной свежей газетки, не говоря уже о журналах Стыдно Желрыба! А, небось, газетку то с благо­ дарностью начальству послали: вст, дескать, мы! v Спекульнули , добрым делом*! С своей стороны посоветовал бы власть имущим не ждать, когда владельцы мест общего пользования воспылают жела­ нием просветить своих посети­ телей, а обязать втих владель­ цев всегда и в достаточном ко­ личестве иметь газеты и журна­ лы, как эго введено в Ленин­ граде и Москве. Иэр. Скамьей по затылку- Зрительный зал Порттеатра до сих пор не лишен своеобраз­ ных, доставляющих, правда, не малое удовольствие зрителям, фокусов. Во время антрактов не укрепленные „места" часто, не только с грохотом падая отби­ вают ноги рядом стоящим, но и бьют по затылку соседей, когда освобождающиеся скамьи, теряя равновесие от сидящих на кон­ цах „пассажиров*, взвиваются вверх под дружный хохот пуб­ лики. Не пора ли укрепить эти «ка­ чели», чтобы оградить посети­ телей от риска остаться с отби­ тыми пятками, подбитым за­ тылком, или выбитыми зубами. Рабкор К. Дрессированные козлы- Кто не видел, -как дети на улицах города дрессируют мо­ лодых козлов, после чего жи ­ вотные гоняются, чихая, за жен­ щинами и те вынуждены искать защиты у прохожих. Владельцы животных, знайте что дрессировка козлов не в вашу пользу. К. Думаешь могила, а зто ледзин. Проходящим мимо конного двора П Ч—9 ст. Мурманск бро­ сается в глаза находящаяся ря­ дом могила, а на самом деле это ледник. Это лед, заготовленный прошлой зимой Управлением Мурманской жел. дор. Но вот уже скоро вторая зима, а лед все лежит без движения, разве только уже половина его рас­ таяло. А сколько денег потрачено на заготовку этого льда? И не сочтешь! И из этого выходит, что это не ледник, а могила , денег" и „льда* дороги. Путька. Домов много, квартир железнодорожникамнет За неимением квартир мно­ гим приходнтся жить ка част­ ных квартирах, платя половину получаемого жалованья. На са­ мом же деле квартир было бы с излишком, если би кто-то из высшей администрации дороги не устроил распродажу баракогз, не ожидая постройки новых до­ мов, к постройке которых, ко­ нечно, не приступали, и не сда­ вал бы несколько домов в арен­ ду другим учреждениям. Слов нет, строят дом, вернее пивнушку, с кабинетами, номе­ рами и т. п., которых у нас в Мурманске уже есть достаточ­ но, но если бы этот дом строили не для спакваннк. а для жилья, то можно было бы вместить в него всех бесквартирных н не пришлось бы устраивать не так даано ликвидированный „крас­ ный городок-, который уже начал пополняться заново. Если бы УЦД Мурманской ж. д. более внимательно относился к нуждам , рабочих и служащих, то в этом стрсющемся доме по­ местил бы училище с интерна­ том, но на такие подвиги каши железнодорожные колонизаторы едва ли способны. Дорога, наверно, не считается с условиями жизни людей, жи­ вущих в холодных, дырявых ва­ гонах к оставшихся бараках, но ведь, все это отражается на тех же рабочих, больнице и учетрах- кассе. * Р«~р. экскурсия на Горелую гору- Давненько комсомольцы школь* ной ячейки хотели посетить ра­ дио-станцию Горелой Горы и вот, наконец, 20-го числа ребя­ та собрались в клубе и все как один заявили о непреклонном желании итти. Экскурсия состо­ ялась, взяли несколько человек внесэдгзннх учащкхся . и к по­ лудню были на вершине Горе- лей Горы. Начальник радио-стан­ ции очень любезно пояснил »и- скурсантам о значении радио­ станции и кратко познакомил пришедших с техническим уст­ ройством и с теми физическими законами, на которых сснован© устройство подобных станций. Ребята очень заинтересовались экскурсионной работой и реши­ ли отправиться з Александрова на биологическую станцию. В. Б. -ОЗКШЯЕЕЗЗМ ждавыааяалддрив ник* дорога к магистральному типу с пропуском наиболее мощных паро­ возов Вызваны к жизни в период полного бездействия рыбные промыс­ лы. Наконец, сама дорога взяла в ; свои руки снабжение рабочих и про­ мышленников жизненными припаса­ ми и предметами первой необходи­ мости в лице, своего органа Управ­ ления Рыбо-Звериными Промыслами— «Желрыба». Последнее в короткий двухмесяч­ ный срок открыло свыше 60 торго­ вых—снабжевческих единиц разбро­ санных по всей промышленной пло­ щади дороги, снабжающих рабочих у самого места работ, создавая та­ ким образом наиболее благоприятные условия жизни.*) Проделанная «Жел- рыбой» значительная работа указа­ ла именно на ту слабую сторону в колонизационной работе, которую я и хочу здесь отметить. Почти весь штат, обслуживающий упомянутые предприятия, пришлось послать на места из Ленинграда. Привязывается этот штат на ме­ стах своего жительства только от­ сутствием заработка в северной сто­ лице. Изменись конъюнктура и удер­ жать его будет очень трудно. Все это имеет своей причиной— отсутствве жилищ. Даже в более крупных местных центрах людп *) Эти 6о единиц по роду своей деятельности распределяются на: 1) Уншзерсальп. магазин.— 6 . 2 ) Лавок, ларьков и распредел. 33. 3 ) Товаро-обмен. пунктов и . А ) Хлебопекар. ю . Кроме того в ближайшее будущем заработает своя мельница в М. Горе и откроется универсальный магазин в Сороке. I 1 ютятся, а не живут. Перевезти к | себе свои семьи они не могут. От­ сюда, скажут, естественный выход— надо эти жилища создать Это со­ вершенно верно и диктуется самой настоятельной необходимостью. Вряд- ли кто это больше на себе чувст­ вует, чем Управление „Желрыба*. чНо гораздо легче сказать, чем сде­ лать. Надо подойти ближе к этому вопросу s выявить возможность его осуществления. Рессурсы железной дороги не без- к0вечны, во-первых, а во-вторых не одна она заинтересована в колони­ зации края. Наконец, в правитель­ ственная помощь не ыожет н не должна выливаться в обязанности доброй няни. Нужна и некоторая самостоятельность людская. Поэтому, невольно приходит на ум, что в колонизационной работе упущено создание жалащно-строи­ тельной кооперации. Только эта ор­ ганизация, соединяя в себе частную инициативу с общегосударственными предположениями, при некоторой правительственной субсидии могла бы сдвинуть жилищный вопрос, если не с мертвой точки, то с положения к нему близкого. Всем нам известно, что так назы­ ваемые типовые здавия и слишком дороги и требуют большой затраты времени для постройки. Барачные дома, или, как их называют, дома легкого типа, терпимы, но не прив- * лекут населения. Однако, не труд- | но найти промежуточный тип, срав- ! нвтельно дешевый и удобный, в ви­ де коттеджей. В создании такой ко­ операции по нашему мнению нужен комбинат из заинтересованных го­ сударственных ведомств с финансо­ вой помощью от правительства. Бв- операции должен быть открыт вре­ дит, который она могла бы предо­ ставить своим пайщикам на льгот­ ных условиях. Такая кооперация завершила бы основную задачу привлечения осед­ лого населения в удобных условиях жизни с возможностью развития до­ машнего хозяйства, бев чего наше провинция обходиться не привыыга и дала бы нозый вид заработка ра­ бочим. Несомненно, многие из них сами вступили бы в пайщики, а это создало бы местную квалифици­ рованную рабочую силу, облегчив расходы, свяганЕые с современны* ее привлечением в Д8лекий край н центральных губерний. Развив это строительство по побережью, коопе­ рация будет способствовать превра­ щению становвщ в поселения, что привлечет наших поморов и вызовет не тольео увеличение добычи рыбы, но и улучшение качества продукции, допустив производство всего процес* са обработки на местах, что ныне затруднительно за отсутствием ра­ бочих рук. Проявляя инициативу во всей ко­ лонизационной работе края, Правле­ ние Мурманской жел дороги сдела­ ло бы еще одно большое дело, став­ ши пионером в создании Жилпщно! кооперация, располагая для этог» крупным вкладом в виде своих пред­ приятий и технических сил. Дело остальных ведомств о тм к- нуться живой понощью на этот при­ зыв. И. Николаев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz