Полярная правда. 1924, август.
№ 66 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА. 30 Августа 1924 г. 8. п о г ДУ М У Р М А Н С К У © Кредит Муркенскому ПотребительскомуОбу- Мурманская Контора Севзап- союза, учитывая крупное зна чение создания Городского По требительского Общества в Мур манске решило предоставить ему товарный кредит в размере 25.000 рублей. 9 апомощьМурманскому Потребительскому 6 6 у. В ответ на предложение Пра вления оргзнизуемого Мурман ского Потребительского Обще ства о вступлении пайщиком в качестве юридического лица, местная Контора Севзалсоюза вносит 100 паев. Х о з— и госорганизации, кто следующий? Звграбойкея прзмысяв- зоя экспедицияноНовую Землю. Группа членов Финского об‘- единенного Кооператива опыт ных промышленников, неодно кратно побывавших на Новой Земле предполагает в начале сентября выехать на моторном боте .Милия" для зверобойного промысла на Новую Землю. По просьбе экспедиции, она снабжается всами необходимыми для нее продуктами и другими материалами Мурманской Кон торой Севзапсоюза, Все продукты промысла экспе- >ышя предполагает передать для реализации Конторе Севзапсою за. Возврат экспедиции пред положен в июле 1925 г. По просьбе промышленников ко времени возвращения Конто рой будет послан на Новую Землю, моторный бот «Центро союз» для перевозки в Мур манск продуктов промысла экспе диции. йртиллервсты впереди • На собрании членов и канди' датов РКП (б) Управления Арт- группы Кольского Залива 28-го августа вынесено единогласное постановление смычки города с деревней. Сознавая важность создания указанного Общества, которое послужит великим достижением в укреплении единственного в мире Союза рабочих и крестьян, красные Артиллеристы Севера сделали первый шаг. Общество Культурной смычки города с деревней на Мурмане является новой организацией, но в других городах и местно стях нашего Союза эти Обще ства развиваются с каждым днем—пролетариат сознательно понимает важность общества в укреплении Союза. Создать такую организацию на Мурмана крайне необходимо, т. к. разбросанные по побережью рыбацкие селения ощущают острую нужду в газетах и ли тературе, снабжение коими де ревень явлется одной из основ ных задач Общества Культсмыч- ки города с деревней. Бойцы артиллеристы Севера впереди! Очередь за рабочими и слу жащими города Мурманска Кто следующий? Кочмарев. Нужнододелать! Долго не было платформы у нашей станции Мурманск, и также долго приходилось ло мать пассажирам ноги, прыгав ши с поездов, но вот платфор ма сделана. Казалось-бы все, но далеко не все. Необходимо та к же дать станции приличный вид, а для этого необходимо убрать кучу кусора, горелого материала и золы, оставшейся от сгоревшего вокзала. Дело за ДС и ПЧ— 9 ст. Мурманск. Путька. V колонизации мурманского края По вопросу о природных богатст вах Мурманского края и необходи мости скорейшей его колонизации писалось за последнее время очень много и, надо полагать, что даль нейшие доводы, в этом направлении раиносильны тому, что называется ло меться в открытые дверн Теперь на очередь выплывают уже практические методы осуществ ления задачи н выявление тех при чин, которые являются задерживаю щими в процессе намеченной рабо ты. Конечно, для кождого ясно, что переселение’ людей из насиженных мест в новые, непривычные, дело не легкое даже при самых привле кательных условиях того девствен ного края, куда желательно напра вить лщекон поток. Тысячи причин задерживают лю ден от риска Немного предаринмчавых смель чаков решаются порвать с прошлым. Большинство же, в силу инерции покоя, помнят, что везде хорошо, а дома лучше. Поэтому, даже при счастливых условиях, колонизация невозможна без некоторого внешнего импульса. Крайний же наш север далеко не имеет тех преимуществ, которые обладала бы притягивающей силой. Суровость климата, неравномер- .лоси» длительности светлого и тем ного периода суток и многие дру гие причины действуют на психику людей отрицательно. Конечно, возможность заработка привлекательна, но при современных условиях жизни в крае она может вызвать развитие отхожах промыс лов. приток временных сил и могу щих принести не пользу, а иной раз и вред Во всяком случае, развитие этих промыслов нельзя считать соответст вующим поставленной цела. Необхо димо изыскивать меры к фактичес кому заселению края оседлым эле ментом. Для этой цели предприня тые шаги в виде развития добыва ющей промышленности и отчасти обрабатывающей, главным образом в лепном деле, е открытие снабжен ческих организаций—не является достаточным Все эти меры направляют сюда людскую волну при условии недо статочности работы в более куль турных местах н могут вызвать рез кий отлив ее при всяком изменении экономической конмоктуры Но этим же временем можно бы ло бы воспользоваться для привле чения оседлого населения, которое не будет обладать центростремитель ной энергией по отношении своей метрополии, прочно устроившись па месте Что же для этого- нужно? Правительство провело железную дорогу, Правление которой прини мав разные меры для создания и развития около этого бвзаса про мышленных предприятий. Имеются свои лесоразработки. Веками забы тый порт вызывается е жизни. Ве дутся крупные работы по праведе- Хвали утро вечером Говорит народная пословица, справедливость которой на этот раз поспешила оправдать адми нистрация Желрыбы. Все читали благодарственное письмо рабочих в газ. „Поляр ная Правда *, отметивших благой почнн администрации Желрыбы, снабдившей вновь открытую в Портозом поселке столовую га зетами и журналами. я Действительно, в первый день открытая столовой газеты и жур налы были, хотя, к стыду Ж ел рыбы, старые, разрозненные и чуть не прошлогодние. А теперь и тех не стало и во всей столовой не найти и одной свежей газетки, не говоря уже о журналах Стыдно Желрыба! А, небось, газетку то с благо дарностью начальству послали: вст, дескать, мы! v Спекульнули , добрым делом*! С своей стороны посоветовал бы власть имущим не ждать, когда владельцы мест общего пользования воспылают жела нием просветить своих посети телей, а обязать втих владель цев всегда и в достаточном ко личестве иметь газеты и журна лы, как эго введено в Ленин граде и Москве. Иэр. Скамьей по затылку- Зрительный зал Порттеатра до сих пор не лишен своеобраз ных, доставляющих, правда, не малое удовольствие зрителям, фокусов. Во время антрактов не укрепленные „места" часто, не только с грохотом падая отби вают ноги рядом стоящим, но и бьют по затылку соседей, когда освобождающиеся скамьи, теряя равновесие от сидящих на кон цах „пассажиров*, взвиваются вверх под дружный хохот пуб лики. Не пора ли укрепить эти «ка чели», чтобы оградить посети телей от риска остаться с отби тыми пятками, подбитым за тылком, или выбитыми зубами. Рабкор К. Дрессированные козлы- Кто не видел, -как дети на улицах города дрессируют мо лодых козлов, после чего жи вотные гоняются, чихая, за жен щинами и те вынуждены искать защиты у прохожих. Владельцы животных, знайте что дрессировка козлов не в вашу пользу. К. Думаешь могила, а зто ледзин. Проходящим мимо конного двора П Ч—9 ст. Мурманск бро сается в глаза находящаяся ря дом могила, а на самом деле это ледник. Это лед, заготовленный прошлой зимой Управлением Мурманской жел. дор. Но вот уже скоро вторая зима, а лед все лежит без движения, разве только уже половина его рас таяло. А сколько денег потрачено на заготовку этого льда? И не сочтешь! И из этого выходит, что это не ледник, а могила , денег" и „льда* дороги. Путька. Домов много, квартир железнодорожникамнет За неимением квартир мно гим приходнтся жить ка част ных квартирах, платя половину получаемого жалованья. На са мом же деле квартир было бы с излишком, если би кто-то из высшей администрации дороги не устроил распродажу баракогз, не ожидая постройки новых до мов, к постройке которых, ко нечно, не приступали, и не сда вал бы несколько домов в арен ду другим учреждениям. Слов нет, строят дом, вернее пивнушку, с кабинетами, номе рами и т. п., которых у нас в Мурманске уже есть достаточ но, но если бы этот дом строили не для спакваннк. а для жилья, то можно было бы вместить в него всех бесквартирных н не пришлось бы устраивать не так даано ликвидированный „крас ный городок-, который уже начал пополняться заново. Если бы УЦД Мурманской ж. д. более внимательно относился к нуждам , рабочих и служащих, то в этом стрсющемся доме по местил бы училище с интерна том, но на такие подвиги каши железнодорожные колонизаторы едва ли способны. Дорога, наверно, не считается с условиями жизни людей, жи вущих в холодных, дырявых ва гонах к оставшихся бараках, но ведь, все это отражается на тех же рабочих, больнице и учетрах- кассе. * Р«~р. экскурсия на Горелую гору- Давненько комсомольцы школь* ной ячейки хотели посетить ра дио-станцию Горелой Горы и вот, наконец, 20-го числа ребя та собрались в клубе и все как один заявили о непреклонном желании итти. Экскурсия состо ялась, взяли несколько человек внесэдгзннх учащкхся . и к по лудню были на вершине Горе- лей Горы. Начальник радио-стан ции очень любезно пояснил »и- скурсантам о значении радио станции и кратко познакомил пришедших с техническим уст ройством и с теми физическими законами, на которых сснован© устройство подобных станций. Ребята очень заинтересовались экскурсионной работой и реши ли отправиться з Александрова на биологическую станцию. В. Б. -ОЗКШЯЕЕЗЗМ ждавыааяалддрив ник* дорога к магистральному типу с пропуском наиболее мощных паро возов Вызваны к жизни в период полного бездействия рыбные промыс лы. Наконец, сама дорога взяла в ; свои руки снабжение рабочих и про мышленников жизненными припаса ми и предметами первой необходи мости в лице, своего органа Управ ления Рыбо-Звериными Промыслами— «Желрыба». Последнее в короткий двухмесяч ный срок открыло свыше 60 торго вых—снабжевческих единиц разбро санных по всей промышленной пло щади дороги, снабжающих рабочих у самого места работ, создавая та ким образом наиболее благоприятные условия жизни.*) Проделанная «Жел- рыбой» значительная работа указа ла именно на ту слабую сторону в колонизационной работе, которую я и хочу здесь отметить. Почти весь штат, обслуживающий упомянутые предприятия, пришлось послать на места из Ленинграда. Привязывается этот штат на ме стах своего жительства только от сутствием заработка в северной сто лице. Изменись конъюнктура и удер жать его будет очень трудно. Все это имеет своей причиной— отсутствве жилищ. Даже в более крупных местных центрах людп *) Эти 6о единиц по роду своей деятельности распределяются на: 1) Уншзерсальп. магазин.— 6 . 2 ) Лавок, ларьков и распредел. 33. 3 ) Товаро-обмен. пунктов и . А ) Хлебопекар. ю . Кроме того в ближайшее будущем заработает своя мельница в М. Горе и откроется универсальный магазин в Сороке. I 1 ютятся, а не живут. Перевезти к | себе свои семьи они не могут. От сюда, скажут, естественный выход— надо эти жилища создать Это со вершенно верно и диктуется самой настоятельной необходимостью. Вряд- ли кто это больше на себе чувст вует, чем Управление „Желрыба*. чНо гораздо легче сказать, чем сде лать. Надо подойти ближе к этому вопросу s выявить возможность его осуществления. Рессурсы железной дороги не без- к0вечны, во-первых, а во-вторых не одна она заинтересована в колони зации края. Наконец, в правитель ственная помощь не ыожет н не должна выливаться в обязанности доброй няни. Нужна и некоторая самостоятельность людская. Поэтому, невольно приходит на ум, что в колонизационной работе упущено создание жалащно-строи тельной кооперации. Только эта ор ганизация, соединяя в себе частную инициативу с общегосударственными предположениями, при некоторой правительственной субсидии могла бы сдвинуть жилищный вопрос, если не с мертвой точки, то с положения к нему близкого. Всем нам известно, что так назы ваемые типовые здавия и слишком дороги и требуют большой затраты времени для постройки. Барачные дома, или, как их называют, дома легкого типа, терпимы, но не прив- * лекут населения. Однако, не труд- | но найти промежуточный тип, срав- ! нвтельно дешевый и удобный, в ви де коттеджей. В создании такой ко операции по нашему мнению нужен комбинат из заинтересованных го сударственных ведомств с финансо вой помощью от правительства. Бв- операции должен быть открыт вре дит, который она могла бы предо ставить своим пайщикам на льгот ных условиях. Такая кооперация завершила бы основную задачу привлечения осед лого населения в удобных условиях жизни с возможностью развития до машнего хозяйства, бев чего наше провинция обходиться не привыыга и дала бы нозый вид заработка ра бочим. Несомненно, многие из них сами вступили бы в пайщики, а это создало бы местную квалифици рованную рабочую силу, облегчив расходы, свяганЕые с современны* ее привлечением в Д8лекий край н центральных губерний. Развив это строительство по побережью, коопе рация будет способствовать превра щению становвщ в поселения, что привлечет наших поморов и вызовет не тольео увеличение добычи рыбы, но и улучшение качества продукции, допустив производство всего процес* са обработки на местах, что ныне затруднительно за отсутствием ра бочих рук. Проявляя инициативу во всей ко лонизационной работе края, Правле ние Мурманской жел дороги сдела ло бы еще одно большое дело, став ши пионером в создании Жилпщно! кооперация, располагая для этог» крупным вкладом в виде своих пред приятий и технических сил. Дело остальных ведомств о тм к- нуться живой понощью на этот при зыв. И. Николаев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz