Полярная правда. 1938, январь

20 (3390) 26 января 1938 года. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ОТЛИЧНО ОР Г АНИЗОВ А Т Ь С У ДОР ЕМОНТ ! Кузнец ку.-.;. • о цеха судо­ верфи Д олгой , выпошшвчшй де­ кабрьский план на 165 проц. ЧТО МЕШАЕТ НАМ ВЫПОЛНЯТЬ НОРМЫ Наша бригада слесарей пе выпол­ няет норму. Вот уже больше 10 дней мы безуспешно бьемся над го­ ловными подппгапиками главного дшгателя для траулера «Сомк. Од­ ни н те же причины тормозят на&у работу. В отдел технического контроля поступает литье. Там оно признает­ ся годным и отдается в обработку токарям. После этого подшипники опять проходят через отдел техниче­ ского контроля и поступают уже. к НАЧАЛЬНИК ___Ц Е X А__ За окнами искристая, морозная ночь. Стенные часы отмеривают ки­ нуты за «шугой, час ва часом. А человек склонился над столом и буд­ то нет ему дела до времени. На большой квадрат ватманской бумаги сосредоточенно наносит он линии, плоскости, углы. На листке учени­ ческой тетради он быстро разбрасы­ вает крупную вязь цифр, множит их, складывает, дробит. И опять воз­ вращается к чертежу, уверенно про­ водит на нем новые линии, засѳкаег нам. Но едва мы доведем работу до углы, накладывает лекало и вычер- конца, как подшипники бракуются ! чпвает капризные кривые. — то обнаруживается раковина, то Стрелки часов шагнули далеко за ПОЧЕМУ БЕЗДЕЙСТВУЕТ - ЦЕХ ДЕРЕВЯННОГО СУДОСТРОЕНИЯ В соответствии с приказом нар к-'.лтл пищевой промышленности цех деревянного судостроения к 1 июля должен выпустить 4 комбайна и 9 дрігфтерботов. Но в цехе, вместо форсирования строительства этих су­ дов, работу остановили. Сейчас ра­ ботает только корпусный цех. Задержка происходит исключи­ тельно из-за отсутствия чертежей. Три комбайна заложены три года тому назад. По первоначальному .проекту па них должны были уста­ новить двигатели в 200 сил. Глав­ рыба не нашла таких двигателей и подложила заменить их более мощ­ ными. Эта замена вызвала поре! ■'"ктировку оборудования комбай­ нов. Работу по составлению новых проектов поручили находящемуся в Ленинграде Рыбосудонроекту. В те­ чение всего 1937 года эта органнза- ппя представила три проекта и все они забракованы. Проектировщики, не видя об’ектов работы, не могут учесть их конкретных особенностей. Не утвержден и последний, четвер­ тый проект. Очевидно единственный правиль­ ный выход из этого положения — усиление работы своего конструктор­ ского бюро. Но иа судоверфи при­ бегли к «импорту» и пригласили для этой работы треі конструктов из Ленинграда. Дрпфтерботы готовы к выпуску па 85 процентов я стоят из-за второ­ степенных работ. Пет чертежей на оюрудование помещении, ла уста­ новку лебедок, радио я влектропро­ водку. Рабочие простаивают, а чер­ тежи неизвестно когда будут. Б. К. лишняя мягкость, то еще что ни­ будь. Недавно две вагонетки брако­ ваных подшипников были выбро­ шены из цеха. А когда в обработку к нам поступит доброкачественный полуфабрикат — неизвестно. Одну и ту же работу иногда при­ ходится переделывать два— три ра- двенадцать, а человек, попрежнемѵ, ] не замечая времени, настойчиво воп- і лощает свою мысль в четком черте- ‘ же. Там, в цеху, на работе зарода- лась ота мысль об устройстве при­ способления для сварки бобенцов. П ток почти ежедневно часами просиживает Роман Николаевич Три- за. Так, новые мотылевые болты ' фонов над своими эскизами. В еда- мехашгчеекпй цех при обработке пе- '■ ную цепь складываются все его реслабил, но их все-таки поставили | творческие искания, все плоды ѳтих на место. П только теперь решили ■исканий. Каждое нововведение тол- их сменить и нам снова приходится кает его мысль дальше, на новые разбирать подшипники, разверты- . об’екты любимого кузнечного дела. Широко и смело использует он метод горячей штамповки. Чистота, стан­ дартность и быстрое изготовление де­ талей — неоспоримые преимущества штамповки. 'Вот и сейчас Роман Ни­ колаевич занимается разработкой нормалей для фланцев.• — Вы понимаете, — говорит он, захваченный этой идеей, — ведь по крайне мере на 80 проц. сокра­ тится количество станко-часов. Да и в самом кузнечном цеху стоимость обработки фланцев снизится процен­ тов на 40. Сколько различных новшеств внес он в свое любимое кузнечное дело, еще будучи рядовым кузнецом! Из года в год его, уже мастера, премиро­ вали за рационализацию. П теперь начальник кузнечного цеха судовер- 300 процентов. При большом раз- фи Трифонов с еще большей настой* пообрааін деталей, которые сжедпев- j чивостью вникает в это интересней- по приходится обрабатывать, в на- шее производство. вать, подгонять и ставить па место. Задание дается не во-время. Ин­ струмента хорошего нет. а в ре­ зультате получаются простои. Мы требуем дать нам своевремен­ но производственное задание, обе­ спечить техническим руководством, дать хороший полуфабрикат и ин­ струмент, а мы сумеем выйти из прорыва и ие только будем выпол­ нять, но и пер?вьгполнять нормы. М. СЕМЕНОВ — слесарь. ПОВСЕДНЕВНО ПОМОГАТЬ СТАХАНОВЦАМ Я, сравнительно, молодой токарь. Однако выполняю норму па 250— птах условных нет возможности при­ менять специальные приспособления. Но это но значит, что труд нельзя рацноналитпровать. Ежедневно до начала работы я заготавливаю нужный инструмент, осматриваю станок и уточняю не­ ясности в задании. Падо сказать, что при хорошей организации труда можно добиться еще лучших результатов. По у нас до сих пор нет настоящей подготов­ ки рабочего места. Детали, поступа­ ющие в обработку, часто бывают с очень большим припуском и прихо­ дится исполнять лишнюю, ненуж­ ную работу. Плохо снабжают ин­ струментом — резцы, сверла, мет­ чики у нас в недостаточном коли­ честве п не всегда удовлетворены по качеству. Нет штангелей. А ведь все это необходимо каждому тока­ рю. Лучше падо организовать и тех­ ническое руководство. А. УШАКОВ — тшарь-стахановец. Двенадцатилетшм мальчиком впервые пришел он в 1903 году в кузницу и начал работать учеником. Непосильная работа и убожество Жизни не вытравили в нем любви я делу — он стал хорошим кузнецом. По только после революции просну­ лось в нем желание творить. Переоборудовался первый трау­ лер Мурманского тралфлота. И Ро­ ман Николаевич делал на нем пер­ вую оковку. Много лет прошло с тех пор. В Мурманске вы/>с мощ­ ный траловый флот. Десятки ко­ раблей ремонтировались на заводе. Впервые начато строительство новых стальных судов. Во всей втой огром­ ной работе он имеет почетную долю своего труда, своей творческой ини­ циативы. Оценив как честного, любящего свое родное дело кузнеца-рацно- нализатора, коллектив завода посы­ лал его на большие ленинградские заводы познакомиться с новсйшеі техникой, перенять опыт ленинград­ ских мастеров. Вернувшись из втоЧ командировки, Роман Николаевич на­ чал с рабочими осваивать новый кузнечный цех. Как о чем-то давно минувшем, добродушно улыбаясь, расовазшкя он об атом напряжен­ ном времени: — Что таить, новый цех, обору дованный мощными станками, пер­ вые дни многих кузнецов страшил Оно н понятно — никто нз них до этого и не видел такой техники. А ' теперь сами смеются, вспоминая, как иного приходилось просто за руку подводить к молоту. Силой заставлял пользоваться нагревателями. Произ­ водительность труда упала, началась было трусливые разговоры о том, что в старом цеху лучше было ра­ ботать. Из цеха я не выходил в это время. Прошло дней десять, смелее начали работать. Слышу: «нагрева­ телей нехватает!.. Еще бы надо по­ ставить!..» Пу, думаю, пошло дело, оседлываем технику! Производитель­ ность медленно, но уверенно пошла в гору. 6 августа 1935 года завод по­ сетили нарком А. И. Микоян и ру­ ководитель ленинградских большеви­ ков А. А. Жданов. Зашли они и в кузнечный цех, беседовали с рабо­ чими, с начальником цеха. С чувст­ вом глубочайшей благодарности рас­ сказывает Роман Николаевич о лич­ ной помощи А. И. Микояна и А. А. Жданова ему, старому рабочему. — Дали мне двух учителей, по русскому языку t по математике. Известно какая у лі«ля была грамо­ та, только жизнь учила. Пришлось с азов начинать. Каждый день и до сих пор занимаюсь по два часа. На ращиваегт он в цеху кадры. Основ­ ной состав кузнецов — это все лю­ ди, которые пришли когда-тѳ без всякой квалвфикащи. Работали уче­ никами Романа Николаевича, тогда еще сменного мастера. Так начал работать молотобойцем Шншши, потом он стал хорошим инструментальщиком, а сейчас это один из высококвалифицированных мастеров в цеху. Такой же путь от молотобойца до мастера прошел Ла­ заренко. Заместителем начальника цеха стал сейчас мастер Пивоваров. С большой радостью и любавыо следит Роман Николаевич за ростом людей. Он знает каждого из них и на конкретных примерах учит ста­ хановской работе. — Ошибся человек, — говорит он, — это еще полбеды, ошибку можно исправить. Но если ошибся да не исправился — это уже очень плохо. Но редко кто из рабочих дожи­ дается выговора от своего начальни­ ка цеха. Добросовестное, любовное от­ ношение к порученной работе. — это качество большинства кузнецов. Больше половины нз них — ста­ хановцы, которые своим опытом повседневно помогают завоевать по­ четное стахановское звание все но­ вым и новым товарищам. Кудрева­ тых, Петров, Романенко, когда-то пе выполнявшие норм, теперь система­ тически перевыполняют их в проч­ но закрепили за собой авание стаха­ новцев. Имея колоссальный производст­ венный опыт, ни на минуту не ус­ покаиваясь достигнутыми результа­ тами, Роман Николаевич настойчиво старается привить каждому рабочему любознательность, стремление я зна­ нию. В цеху организована іруппа малограмотных в 37 человек. Регу­ лярно в красном утолке цеха зани­ маются они. Это самая дисциплини­ рованная я работоспособная общеоб­ разовательная группа во всем заводе В мае они будут сдавать экзамен за четырехлетку. Роман Николаевич живо интересуется успехами ях, то­ варищеской беседой, силой своего производственного авторитета, поощ­ рением он помогает их работе. Неутомимый командир производ- «хорошо» сдал в прошлом году за ства, он вкладывает в руководство цехам все свои силы, все свое уме- I первую ступень. Сейчас к синтакси­ су приступил и алгебру начинаю. Терпеливо, с большой заботой вы- ние, всю свою страсть к созданию. К. БЕЛЬХИН. Правильно организовать техническую эксплоатацию Отечественные траулеры поручен­ ной мне группы закончили 1937 г. неплохими производственными успе- ' хами. 12 ■судов выполнили годовой план на 116* процентов, выловив 380095 центнеров рыбы. Эти успе­ хи, несомненно, — результат разви­ тия стахановского движения. Эта суда имели 75 досрочных вы­ ходов в море. В .море эта паши трау­ леры в 1У37 году находилось па 246 дней больше чей в 1936 г. Траулеры «Коломна» и «Москва» заняли во флоте первые места сре­ ди отечественных судов: первый из ппх выловил 43227 цептперов, вто­ рой — 40120 цептперов. Такого вы­ лова отечественными судами еще пе было в тралфлоте. Эти факты окон­ чательно разбили вредительскую «теорию» о том, что отечественные траулеры, якобы, хуже импортных. Вступив в 1938 год, первый год третьей сталинской пятилетки, мо­ ряки траулера «Москва» приняли на себя обязательств выловить 50 тысяч центнеров. Траулер имеет хо­ рошие механизмы, инициативный промысловик — капитан т. Лотов, энергичный старший мехаіпік тов. Ермолин и команда судиа безусловно справятся с этой задачей. Наступивший 1938 год требует значительны* улучшений в работе флота. Прежде всего необходимо взяться за организацию правильной ' техпнческой эксплоатации судов, і Вполне естественно, что большая часть этой работы должна лечь па механическо-судовую службу пргл- , флота. Ведущая роль в этом серьезном и ответственном деле принадлежит групповым мехаппкам во главе с j начальником технической вксплоата- цпи флота. Надо прямо прпзпать, что группо­ вой механик до настоящего времени почти ие занимался вопросами экс- плоатации. Какие же причины ме­ шали и мешают этому? Сейчае каж­ дый групповой мехапик обслуживает j 12 траулеров, и по существу но ( справляется со своими обязанностя- | мн. Для полного и всестороннего знания всех механизмов, количество I сугдов в его группе не должно пре­ вышать 8 . Необходимо четко определить пра­ ва и обязанности группового меха­ ника. ведущего свою работу главным образом па траулерах. • Наблюдение за правильной техни­ ческой эксплоатацией судовых ме­ ханизмов. техническая помощь и консультация машпппым комапдам, знание личного состава, профилак­ тика ремонта, приемка (совместно с механиками) произведенного per монта, участие в правильном со­ ставлении дефектных ведомостей — ВОПРОСЫ ВНУТРИЦЕХОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Механический цех не успевает справляться со всеми заказами. И в то же время в цеіе бывают ча­ стые простои, допускается много брака. Главная причина этого вроется в безобразном планировании. Цех должен своевременно полу­ чать задание на месяц, календарный план и разработанные по технологи­ ческому процессу дефектные ведо­ мости. На основании этих материа­ лов цех может построить свой чет­ кий оперативный план. Но на ян­ варь был дан графив * задание толь­ ко 27 декабря. В этом документе га подписью инженера - плановика Третьяченко, начальника вланозо- проозводетвенното отдела и главного инженера Коваля были указаны и такие работы, которые цеху совсем не нужно было производить, в отде­ ле заказов они ие были даже вклю­ чены в калькуляцию. Дефектная ведомость по РТ-69 не разработана даже по типовому графи­ ку. В плане предусматривается не срок окончания ремонта, а срок вы­ хода судна в море, что заранее этот план ставит под угрозу срыва. Ясно, что такой план не может быть положен в основу оперативно­ го плана в цеху. Он толы» запуты­ вает цеховое планирование. Однако это не может оправдать плохое пла­ нирование и в цеху, а у нас ииже- пор-плановик т. Лисовский не справ­ ляется со своей работой. Необходимо сейчас же составить график .работ хотя бы на декаду, В крайнем случае надо иметь этот график по наиболее крупным стан­ кам. Иначе эти станки или проста­ ивают или одновременно перегружа­ ются и не успевают выполнять за­ дание. Точное, оперативное планиро­ вание работ одновременно ликвиди­ рует простои и продвинет выполне­ ние заказов. Неудовлетворительно работают на­ ши мастера. Нет тщательного ин­ структажа. Не проявляют необходи­ мой оперативности они к в передаче детали из одной операции в другую. Тормозит работу также отдел тех­ нического контроля. Вместо того, чтобы каждую деталь принимать в станке, он не принимает эти детали по вееколько дней. Детали залежи­ ваются, «кочуют» по цеху, и в ре* аультате затягивается ремонт. Мастера ■ распределители работ должны, в первую очередь, обеспечить подготовку рабочего места, а этого де сих пор в цеху нет. Производственный коллектив впол­ не работоспособен. Желание рабо­ тать по-стахановски у всех есть. Требуется только командирам произ­ водства — нашим мастерам и инже­ нерно „ техническим работникам — возглавить стахановское движение в цеху. Г. И. ФОМИН— начальник механического цеоса. Токарь иехано-сборочного цеха судоверфи Новиков, выполняет нормы иа 200—220 проц. ПЛАНОВЫЙ О Т Д Е Л И Ц Е X Меіаинческиі цех судоверфи ра­ ботает явно неудовлетворительно. Это надо вринать прямо. Самый большим алом у нас являются про­ стои. Почти ежедневно несколько часов простаивают токарные, фре* эерные, долбежные, строгальные станки. I это в то время, когда де­ сятки судов требуют неотложного ремонтаі Причины простоев, главным обра­ зом, кроются в плохом планирован® работы цеха. Задание дается веево- езременн*. Рабочие ®е знают, чей они будут вакгш завтра. Нередко * чертежах ве указываются точно рае* меры. А все п о создает вадержки. Отдел технического контроля 'ни­ когда не принимает обработанную де­ таль на стайке, обыкновенно, деталь валяется по несколько дней. Цех ис­ пытывает ветру» нужду в взмери "5 тельных приборах, недостаток кото­ рых отражается на производстве. Рабочий иногда ничего не имеет кроме ярвицкркуля и поэтому он ча­ сто обрабатывает деталь не по раз­ мерам. Нехватает даже таких ив* струментов, как резцы, сверла, мет­ чики, пилки ■ т. д. Отдел снабже­ ния очень неповоротлив. А ведь все эти инструменты заранее можно при­ обрести в Ленинграде, да в в са* мои Мурманске. Твердое плакирование, четкая ор­ ганизация труда и хорошее снабже­ ние должны обеспечить рост рядов стахановцев в вашем цехе к повы­ сить производительность труда всего цеха. А. ПЕТРОВ— мастер токарного участка. Стахановцы кузнечного цеха судоверфи. Слева направо — мастер Пивоваров И. А. л кузнецы Кудре­ ватых С. Э., Алексеев К. Ф. п Лазаренко П. Ф. Фото И. Марголина. вот первоочередные задачи каждого группмеха. Запинаясь этой, и толь­ ко этой работой, мы сможем по-на­ стоящему оргапизовать техническую эксплоатацию кораблей. Мы сможем дольше сохранить суда, реже поль­ зоваться всеми видами ремонта. Чем же занимается групповой ме­ ханик сейчас? С приходом траулера в порт оп принимает дефектную ведомость и производит приемку механизмов в работе. Первое еще можно выпол­ нить с необходимой вниматель­ ностью. А вот приемка механизмов в работе производится наспех, пото­ му что главную машину, траловую лебедку п другие механизмы невоз­ можно проверить при полной нагруз­ ке. Следовательно, он и не. может дать полпой п правильной характе- ростики технического состояния. Второй заботой группмеха являет­ ся «проворачивание» ремонта на бе­ регу. Среди работников технического отдела утвердилось слово «толкач». Эго значит, что группмех начинает бегать в цех междурейсового ремонта и па судоверфь, отыскивать, «про­ талкивать» и торопить свои ваказы. Эта работа навязана исключительно из-за плохой организации судоре­ монта. Эти «добавочные» функцдн прорабов занимают большее время рабочего дня. Руководство треста и тралфлота должны учесть это и пра­ вильно, в срок начадить прохожде­ ние и выполнение судоверфью дан­ ного заказа. Что из-за этого страдает? Незначительное время, проводимое групгімехом непосредственно на тра­ улере, пи в коей мере пе дает воз­ можности не только руководить ра­ ботой, выполняемой судовыми сила­ ми, но даже оногда группмех не в курсе, что делает команда на судпе. Несколько лет тянутся разговоры о необходимости планово периоди­ чески посылать ннспекторов-меха- пігков в море на суда своей группы. Практически же до сих пор ничего не сделано. Очень важный порос — паспор­ тизация и ведение технического журнала механизмов. Сведения о каждом механизме, его состоянии, изменении в конструкции и т. д., безусловно необходимые и важные данные, — отсутствуют в механико­ судовой службе промфлота. Акт тех­ нического- состояния механизмов, со-- ставляемый каждый раз по приходе траулера с моря, скорее являет­ ся документом на премнровалие команды, нежели актом, фиксирую­ щим действительное состояние меха­ низма. Да н форма акта имеет большие недочеты, она не охваты­ вает целый ряд агрегатов я уст­ ройств. Ведение технического журна­ ла а организация паспортизации траулеров должны быть начаты в самое ближайшее время. Эту работу необходимо обязательно поручить группмехам. Па механиков траулеров лоязітся обязанность вести техниче­ ский журнал со всей внимательно­ стью о серьезностью. Техническая учеба на траулере недопустимо отстает. Сейчас органи­ зация техучебы на траулере возло­ жена па капитана - директора. Но в этой чрезвычайно важной обязанно­ сти капитан и старшин мессапик от­ носятся недопустимо равнодушно. Учебы в действительности нет. Про­ водятся редкие, случайные занятия, от которых люди ничего реального не получают. , Достаточно упомянуть, что в 1936 — 37 г. в тралфлоте машин­ ные команды только-тольке справи­ лись с техминимумом первой ступе­ ни. Вопрос же об овладении техми­ нимумом второй ступени но дви­ гается с места. Всего во флоте за­ кончили техминимум второй ступени — 24 старших машинистов и ути­ лизаторов. Из 30 кочегаров прошел техминимум только 1. Если группме- хп будут освобождены от работы «толкача» от «проворачивания» ре­ монта, то они обязательно должны быть привлечены к налаживанию гехучебы на траулерах. Кроме того, это дает возможность ближе знать квалификацию личного состава, а значит о лучше руководить техни­ ческой эксплоатацией. Главное зло плохой технической эксплоатации кораблей — это со­ вершенно недопустимая текучесть машинных команд. Па траулѵе «Астрахань» за 1937 год сменилось 4 старших механика, 4 вторых и 10 третьих механиков, 14 кочегаров. В составе машинной команды трау­ лера «Куйбышев» сменилось 3 стар­ ших механика, 5 вторых, 4 третьих, 4 утилизатора, 11 кочегаров. Такое же положение на траулераі «Ени­ сей» в «Батуми». Удкквгеш» л после всеге етеге, чте механизмы ни этих судах содержатся скверно, что эта суда снстеиатнчески простаива­ ют в реиентах! С такой практикой подбора кадров пора решительно покончить. И это является первооче­ редной іадалей отдела кадрев и ру­ ководства тралфлота. Чаете судоремонтный завод загру­ жается мелким ремонтом, который с успехом могла бы выполнить ма­ шинная или палубная команда. Од­ нако до енх пор мы вынуждены даже шайбу □ ганку заказывать на судоверфь. Это приводит в тому, чте увеличивается срок ремонта. Необ 1 ходимо быстрее провести следующее: Приобрести и нметь на складе по­ стоянно запас ходовых болтов, гаев, шпилек стандартной паровой и во­ дяной арматуры, запасных деталей к механизмам, различный обиходный материал, проволоку, бронзовые за­ готовки. Проверить и пополнить необходи­ мый слесарный о измерительный инструмент на каждом траулере. Организовать при тралфлоте ин­ струментальную кладовую н ремонт­ ную мастерскую для инструмента. Все эти вопросы, связанные с технической окенлоатацией траулеров в 1938 году, являются вопроса­ ми сегодняшнего дня, ибо правиль­ ная организация судоремонта и эве- плоатациа кораблей решают выпоит иеаие годового плана добычи рыбы. МИЛОВЗОРОВ— групповой механик тралфлота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz