Полярная правда. 1938, январь
20 (3390) 26 января 1938 года. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ОТЛИЧНО ОР Г АНИЗОВ А Т Ь С У ДОР ЕМОНТ ! Кузнец ку.-.;. • о цеха судо верфи Д олгой , выпошшвчшй де кабрьский план на 165 проц. ЧТО МЕШАЕТ НАМ ВЫПОЛНЯТЬ НОРМЫ Наша бригада слесарей пе выпол няет норму. Вот уже больше 10 дней мы безуспешно бьемся над го ловными подппгапиками главного дшгателя для траулера «Сомк. Од ни н те же причины тормозят на&у работу. В отдел технического контроля поступает литье. Там оно признает ся годным и отдается в обработку токарям. После этого подшипники опять проходят через отдел техниче ского контроля и поступают уже. к НАЧАЛЬНИК ___Ц Е X А__ За окнами искристая, морозная ночь. Стенные часы отмеривают ки нуты за «шугой, час ва часом. А человек склонился над столом и буд то нет ему дела до времени. На большой квадрат ватманской бумаги сосредоточенно наносит он линии, плоскости, углы. На листке учени ческой тетради он быстро разбрасы вает крупную вязь цифр, множит их, складывает, дробит. И опять воз вращается к чертежу, уверенно про водит на нем новые линии, засѳкаег нам. Но едва мы доведем работу до углы, накладывает лекало и вычер- конца, как подшипники бракуются ! чпвает капризные кривые. — то обнаруживается раковина, то Стрелки часов шагнули далеко за ПОЧЕМУ БЕЗДЕЙСТВУЕТ - ЦЕХ ДЕРЕВЯННОГО СУДОСТРОЕНИЯ В соответствии с приказом нар к-'.лтл пищевой промышленности цех деревянного судостроения к 1 июля должен выпустить 4 комбайна и 9 дрігфтерботов. Но в цехе, вместо форсирования строительства этих су дов, работу остановили. Сейчас ра ботает только корпусный цех. Задержка происходит исключи тельно из-за отсутствия чертежей. Три комбайна заложены три года тому назад. По первоначальному .проекту па них должны были уста новить двигатели в 200 сил. Глав рыба не нашла таких двигателей и подложила заменить их более мощ ными. Эта замена вызвала поре! ■'"ктировку оборудования комбай нов. Работу по составлению новых проектов поручили находящемуся в Ленинграде Рыбосудонроекту. В те чение всего 1937 года эта органнза- ппя представила три проекта и все они забракованы. Проектировщики, не видя об’ектов работы, не могут учесть их конкретных особенностей. Не утвержден и последний, четвер тый проект. Очевидно единственный правиль ный выход из этого положения — усиление работы своего конструктор ского бюро. Но иа судоверфи при бегли к «импорту» и пригласили для этой работы треі конструктов из Ленинграда. Дрпфтерботы готовы к выпуску па 85 процентов я стоят из-за второ степенных работ. Пет чертежей на оюрудование помещении, ла уста новку лебедок, радио я влектропро водку. Рабочие простаивают, а чер тежи неизвестно когда будут. Б. К. лишняя мягкость, то еще что ни будь. Недавно две вагонетки брако ваных подшипников были выбро шены из цеха. А когда в обработку к нам поступит доброкачественный полуфабрикат — неизвестно. Одну и ту же работу иногда при ходится переделывать два— три ра- двенадцать, а человек, попрежнемѵ, ] не замечая времени, настойчиво воп- і лощает свою мысль в четком черте- ‘ же. Там, в цеху, на работе зарода- лась ота мысль об устройстве при способления для сварки бобенцов. П ток почти ежедневно часами просиживает Роман Николаевич Три- за. Так, новые мотылевые болты ' фонов над своими эскизами. В еда- мехашгчеекпй цех при обработке пе- '■ ную цепь складываются все его реслабил, но их все-таки поставили | творческие искания, все плоды ѳтих на место. П только теперь решили ■исканий. Каждое нововведение тол- их сменить и нам снова приходится кает его мысль дальше, на новые разбирать подшипники, разверты- . об’екты любимого кузнечного дела. Широко и смело использует он метод горячей штамповки. Чистота, стан дартность и быстрое изготовление де талей — неоспоримые преимущества штамповки. 'Вот и сейчас Роман Ни колаевич занимается разработкой нормалей для фланцев.• — Вы понимаете, — говорит он, захваченный этой идеей, — ведь по крайне мере на 80 проц. сокра тится количество станко-часов. Да и в самом кузнечном цеху стоимость обработки фланцев снизится процен тов на 40. Сколько различных новшеств внес он в свое любимое кузнечное дело, еще будучи рядовым кузнецом! Из года в год его, уже мастера, премиро вали за рационализацию. П теперь начальник кузнечного цеха судовер- 300 процентов. При большом раз- фи Трифонов с еще большей настой* пообрааін деталей, которые сжедпев- j чивостью вникает в это интересней- по приходится обрабатывать, в на- шее производство. вать, подгонять и ставить па место. Задание дается не во-время. Ин струмента хорошего нет. а в ре зультате получаются простои. Мы требуем дать нам своевремен но производственное задание, обе спечить техническим руководством, дать хороший полуфабрикат и ин струмент, а мы сумеем выйти из прорыва и ие только будем выпол нять, но и пер?вьгполнять нормы. М. СЕМЕНОВ — слесарь. ПОВСЕДНЕВНО ПОМОГАТЬ СТАХАНОВЦАМ Я, сравнительно, молодой токарь. Однако выполняю норму па 250— птах условных нет возможности при менять специальные приспособления. Но это но значит, что труд нельзя рацноналитпровать. Ежедневно до начала работы я заготавливаю нужный инструмент, осматриваю станок и уточняю не ясности в задании. Падо сказать, что при хорошей организации труда можно добиться еще лучших результатов. По у нас до сих пор нет настоящей подготов ки рабочего места. Детали, поступа ющие в обработку, часто бывают с очень большим припуском и прихо дится исполнять лишнюю, ненуж ную работу. Плохо снабжают ин струментом — резцы, сверла, мет чики у нас в недостаточном коли честве п не всегда удовлетворены по качеству. Нет штангелей. А ведь все это необходимо каждому тока рю. Лучше падо организовать и тех ническое руководство. А. УШАКОВ — тшарь-стахановец. Двенадцатилетшм мальчиком впервые пришел он в 1903 году в кузницу и начал работать учеником. Непосильная работа и убожество Жизни не вытравили в нем любви я делу — он стал хорошим кузнецом. По только после революции просну лось в нем желание творить. Переоборудовался первый трау лер Мурманского тралфлота. И Ро ман Николаевич делал на нем пер вую оковку. Много лет прошло с тех пор. В Мурманске вы/>с мощ ный траловый флот. Десятки ко раблей ремонтировались на заводе. Впервые начато строительство новых стальных судов. Во всей втой огром ной работе он имеет почетную долю своего труда, своей творческой ини циативы. Оценив как честного, любящего свое родное дело кузнеца-рацно- нализатора, коллектив завода посы лал его на большие ленинградские заводы познакомиться с новсйшеі техникой, перенять опыт ленинград ских мастеров. Вернувшись из втоЧ командировки, Роман Николаевич на чал с рабочими осваивать новый кузнечный цех. Как о чем-то давно минувшем, добродушно улыбаясь, расовазшкя он об атом напряжен ном времени: — Что таить, новый цех, обору дованный мощными станками, пер вые дни многих кузнецов страшил Оно н понятно — никто нз них до этого и не видел такой техники. А ' теперь сами смеются, вспоминая, как иного приходилось просто за руку подводить к молоту. Силой заставлял пользоваться нагревателями. Произ водительность труда упала, началась было трусливые разговоры о том, что в старом цеху лучше было ра ботать. Из цеха я не выходил в это время. Прошло дней десять, смелее начали работать. Слышу: «нагрева телей нехватает!.. Еще бы надо по ставить!..» Пу, думаю, пошло дело, оседлываем технику! Производитель ность медленно, но уверенно пошла в гору. 6 августа 1935 года завод по сетили нарком А. И. Микоян и ру ководитель ленинградских большеви ков А. А. Жданов. Зашли они и в кузнечный цех, беседовали с рабо чими, с начальником цеха. С чувст вом глубочайшей благодарности рас сказывает Роман Николаевич о лич ной помощи А. И. Микояна и А. А. Жданова ему, старому рабочему. — Дали мне двух учителей, по русскому языку t по математике. Известно какая у лі«ля была грамо та, только жизнь учила. Пришлось с азов начинать. Каждый день и до сих пор занимаюсь по два часа. На ращиваегт он в цеху кадры. Основ ной состав кузнецов — это все лю ди, которые пришли когда-тѳ без всякой квалвфикащи. Работали уче никами Романа Николаевича, тогда еще сменного мастера. Так начал работать молотобойцем Шншши, потом он стал хорошим инструментальщиком, а сейчас это один из высококвалифицированных мастеров в цеху. Такой же путь от молотобойца до мастера прошел Ла заренко. Заместителем начальника цеха стал сейчас мастер Пивоваров. С большой радостью и любавыо следит Роман Николаевич за ростом людей. Он знает каждого из них и на конкретных примерах учит ста хановской работе. — Ошибся человек, — говорит он, — это еще полбеды, ошибку можно исправить. Но если ошибся да не исправился — это уже очень плохо. Но редко кто из рабочих дожи дается выговора от своего начальни ка цеха. Добросовестное, любовное от ношение к порученной работе. — это качество большинства кузнецов. Больше половины нз них — ста хановцы, которые своим опытом повседневно помогают завоевать по четное стахановское звание все но вым и новым товарищам. Кудрева тых, Петров, Романенко, когда-то пе выполнявшие норм, теперь система тически перевыполняют их в проч но закрепили за собой авание стаха новцев. Имея колоссальный производст венный опыт, ни на минуту не ус покаиваясь достигнутыми результа тами, Роман Николаевич настойчиво старается привить каждому рабочему любознательность, стремление я зна нию. В цеху организована іруппа малограмотных в 37 человек. Регу лярно в красном утолке цеха зани маются они. Это самая дисциплини рованная я работоспособная общеоб разовательная группа во всем заводе В мае они будут сдавать экзамен за четырехлетку. Роман Николаевич живо интересуется успехами ях, то варищеской беседой, силой своего производственного авторитета, поощ рением он помогает их работе. Неутомимый командир производ- «хорошо» сдал в прошлом году за ства, он вкладывает в руководство цехам все свои силы, все свое уме- I первую ступень. Сейчас к синтакси су приступил и алгебру начинаю. Терпеливо, с большой заботой вы- ние, всю свою страсть к созданию. К. БЕЛЬХИН. Правильно организовать техническую эксплоатацию Отечественные траулеры поручен ной мне группы закончили 1937 г. неплохими производственными успе- ' хами. 12 ■судов выполнили годовой план на 116* процентов, выловив 380095 центнеров рыбы. Эти успе хи, несомненно, — результат разви тия стахановского движения. Эта суда имели 75 досрочных вы ходов в море. В .море эта паши трау леры в 1У37 году находилось па 246 дней больше чей в 1936 г. Траулеры «Коломна» и «Москва» заняли во флоте первые места сре ди отечественных судов: первый из ппх выловил 43227 цептперов, вто рой — 40120 цептперов. Такого вы лова отечественными судами еще пе было в тралфлоте. Эти факты окон чательно разбили вредительскую «теорию» о том, что отечественные траулеры, якобы, хуже импортных. Вступив в 1938 год, первый год третьей сталинской пятилетки, мо ряки траулера «Москва» приняли на себя обязательств выловить 50 тысяч центнеров. Траулер имеет хо рошие механизмы, инициативный промысловик — капитан т. Лотов, энергичный старший мехаіпік тов. Ермолин и команда судиа безусловно справятся с этой задачей. Наступивший 1938 год требует значительны* улучшений в работе флота. Прежде всего необходимо взяться за организацию правильной ' техпнческой эксплоатации судов, і Вполне естественно, что большая часть этой работы должна лечь па механическо-судовую службу пргл- , флота. Ведущая роль в этом серьезном и ответственном деле принадлежит групповым мехаппкам во главе с j начальником технической вксплоата- цпи флота. Надо прямо прпзпать, что группо вой механик до настоящего времени почти ие занимался вопросами экс- плоатации. Какие же причины ме шали и мешают этому? Сейчае каж дый групповой мехапик обслуживает j 12 траулеров, и по существу но ( справляется со своими обязанностя- | мн. Для полного и всестороннего знания всех механизмов, количество I сугдов в его группе не должно пре вышать 8 . Необходимо четко определить пра ва и обязанности группового меха ника. ведущего свою работу главным образом па траулерах. • Наблюдение за правильной техни ческой эксплоатацией судовых ме ханизмов. техническая помощь и консультация машпппым комапдам, знание личного состава, профилак тика ремонта, приемка (совместно с механиками) произведенного per монта, участие в правильном со ставлении дефектных ведомостей — ВОПРОСЫ ВНУТРИЦЕХОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Механический цех не успевает справляться со всеми заказами. И в то же время в цеіе бывают ча стые простои, допускается много брака. Главная причина этого вроется в безобразном планировании. Цех должен своевременно полу чать задание на месяц, календарный план и разработанные по технологи ческому процессу дефектные ведо мости. На основании этих материа лов цех может построить свой чет кий оперативный план. Но на ян варь был дан графив * задание толь ко 27 декабря. В этом документе га подписью инженера - плановика Третьяченко, начальника вланозо- проозводетвенното отдела и главного инженера Коваля были указаны и такие работы, которые цеху совсем не нужно было производить, в отде ле заказов они ие были даже вклю чены в калькуляцию. Дефектная ведомость по РТ-69 не разработана даже по типовому графи ку. В плане предусматривается не срок окончания ремонта, а срок вы хода судна в море, что заранее этот план ставит под угрозу срыва. Ясно, что такой план не может быть положен в основу оперативно го плана в цеху. Он толы» запуты вает цеховое планирование. Однако это не может оправдать плохое пла нирование и в цеху, а у нас ииже- пор-плановик т. Лисовский не справ ляется со своей работой. Необходимо сейчас же составить график .работ хотя бы на декаду, В крайнем случае надо иметь этот график по наиболее крупным стан кам. Иначе эти станки или проста ивают или одновременно перегружа ются и не успевают выполнять за дание. Точное, оперативное планиро вание работ одновременно ликвиди рует простои и продвинет выполне ние заказов. Неудовлетворительно работают на ши мастера. Нет тщательного ин структажа. Не проявляют необходи мой оперативности они к в передаче детали из одной операции в другую. Тормозит работу также отдел тех нического контроля. Вместо того, чтобы каждую деталь принимать в станке, он не принимает эти детали по вееколько дней. Детали залежи ваются, «кочуют» по цеху, и в ре* аультате затягивается ремонт. Мастера ■ распределители работ должны, в первую очередь, обеспечить подготовку рабочего места, а этого де сих пор в цеху нет. Производственный коллектив впол не работоспособен. Желание рабо тать по-стахановски у всех есть. Требуется только командирам произ водства — нашим мастерам и инже нерно „ техническим работникам — возглавить стахановское движение в цеху. Г. И. ФОМИН— начальник механического цеоса. Токарь иехано-сборочного цеха судоверфи Новиков, выполняет нормы иа 200—220 проц. ПЛАНОВЫЙ О Т Д Е Л И Ц Е X Меіаинческиі цех судоверфи ра ботает явно неудовлетворительно. Это надо вринать прямо. Самый большим алом у нас являются про стои. Почти ежедневно несколько часов простаивают токарные, фре* эерные, долбежные, строгальные станки. I это в то время, когда де сятки судов требуют неотложного ремонтаі Причины простоев, главным обра зом, кроются в плохом планирован® работы цеха. Задание дается веево- езременн*. Рабочие ®е знают, чей они будут вакгш завтра. Нередко * чертежах ве указываются точно рае* меры. А все п о создает вадержки. Отдел технического контроля 'ни когда не принимает обработанную де таль на стайке, обыкновенно, деталь валяется по несколько дней. Цех ис пытывает ветру» нужду в взмери "5 тельных приборах, недостаток кото рых отражается на производстве. Рабочий иногда ничего не имеет кроме ярвицкркуля и поэтому он ча сто обрабатывает деталь не по раз мерам. Нехватает даже таких ив* струментов, как резцы, сверла, мет чики, пилки ■ т. д. Отдел снабже ния очень неповоротлив. А ведь все эти инструменты заранее можно при обрести в Ленинграде, да в в са* мои Мурманске. Твердое плакирование, четкая ор ганизация труда и хорошее снабже ние должны обеспечить рост рядов стахановцев в вашем цехе к повы сить производительность труда всего цеха. А. ПЕТРОВ— мастер токарного участка. Стахановцы кузнечного цеха судоверфи. Слева направо — мастер Пивоваров И. А. л кузнецы Кудре ватых С. Э., Алексеев К. Ф. п Лазаренко П. Ф. Фото И. Марголина. вот первоочередные задачи каждого группмеха. Запинаясь этой, и толь ко этой работой, мы сможем по-на стоящему оргапизовать техническую эксплоатацию кораблей. Мы сможем дольше сохранить суда, реже поль зоваться всеми видами ремонта. Чем же занимается групповой ме ханик сейчас? С приходом траулера в порт оп принимает дефектную ведомость и производит приемку механизмов в работе. Первое еще можно выпол нить с необходимой вниматель ностью. А вот приемка механизмов в работе производится наспех, пото му что главную машину, траловую лебедку п другие механизмы невоз можно проверить при полной нагруз ке. Следовательно, он и не. может дать полпой п правильной характе- ростики технического состояния. Второй заботой группмеха являет ся «проворачивание» ремонта на бе регу. Среди работников технического отдела утвердилось слово «толкач». Эго значит, что группмех начинает бегать в цех междурейсового ремонта и па судоверфь, отыскивать, «про талкивать» и торопить свои ваказы. Эта работа навязана исключительно из-за плохой организации судоре монта. Эти «добавочные» функцдн прорабов занимают большее время рабочего дня. Руководство треста и тралфлота должны учесть это и пра вильно, в срок начадить прохожде ние и выполнение судоверфью дан ного заказа. Что из-за этого страдает? Незначительное время, проводимое групгімехом непосредственно на тра улере, пи в коей мере пе дает воз можности не только руководить ра ботой, выполняемой судовыми сила ми, но даже оногда группмех не в курсе, что делает команда на судпе. Несколько лет тянутся разговоры о необходимости планово периоди чески посылать ннспекторов-меха- пігков в море на суда своей группы. Практически же до сих пор ничего не сделано. Очень важный порос — паспор тизация и ведение технического журнала механизмов. Сведения о каждом механизме, его состоянии, изменении в конструкции и т. д., безусловно необходимые и важные данные, — отсутствуют в механико судовой службе промфлота. Акт тех нического- состояния механизмов, со-- ставляемый каждый раз по приходе траулера с моря, скорее являет ся документом на премнровалие команды, нежели актом, фиксирую щим действительное состояние меха низма. Да н форма акта имеет большие недочеты, она не охваты вает целый ряд агрегатов я уст ройств. Ведение технического журна ла а организация паспортизации траулеров должны быть начаты в самое ближайшее время. Эту работу необходимо обязательно поручить группмехам. Па механиков траулеров лоязітся обязанность вести техниче ский журнал со всей внимательно стью о серьезностью. Техническая учеба на траулере недопустимо отстает. Сейчас органи зация техучебы на траулере возло жена па капитана - директора. Но в этой чрезвычайно важной обязанно сти капитан и старшин мессапик от носятся недопустимо равнодушно. Учебы в действительности нет. Про водятся редкие, случайные занятия, от которых люди ничего реального не получают. , Достаточно упомянуть, что в 1936 — 37 г. в тралфлоте машин ные команды только-тольке справи лись с техминимумом первой ступе ни. Вопрос же об овладении техми нимумом второй ступени но дви гается с места. Всего во флоте за кончили техминимум второй ступени — 24 старших машинистов и ути лизаторов. Из 30 кочегаров прошел техминимум только 1. Если группме- хп будут освобождены от работы «толкача» от «проворачивания» ре монта, то они обязательно должны быть привлечены к налаживанию гехучебы на траулерах. Кроме того, это дает возможность ближе знать квалификацию личного состава, а значит о лучше руководить техни ческой эксплоатацией. Главное зло плохой технической эксплоатации кораблей — это со вершенно недопустимая текучесть машинных команд. Па траулѵе «Астрахань» за 1937 год сменилось 4 старших механика, 4 вторых и 10 третьих механиков, 14 кочегаров. В составе машинной команды трау лера «Куйбышев» сменилось 3 стар ших механика, 5 вторых, 4 третьих, 4 утилизатора, 11 кочегаров. Такое же положение на траулераі «Ени сей» в «Батуми». Удкквгеш» л после всеге етеге, чте механизмы ни этих судах содержатся скверно, что эта суда снстеиатнчески простаива ют в реиентах! С такой практикой подбора кадров пора решительно покончить. И это является первооче редной іадалей отдела кадрев и ру ководства тралфлота. Чаете судоремонтный завод загру жается мелким ремонтом, который с успехом могла бы выполнить ма шинная или палубная команда. Од нако до енх пор мы вынуждены даже шайбу □ ганку заказывать на судоверфь. Это приводит в тому, чте увеличивается срок ремонта. Необ 1 ходимо быстрее провести следующее: Приобрести и нметь на складе по стоянно запас ходовых болтов, гаев, шпилек стандартной паровой и во дяной арматуры, запасных деталей к механизмам, различный обиходный материал, проволоку, бронзовые за готовки. Проверить и пополнить необходи мый слесарный о измерительный инструмент на каждом траулере. Организовать при тралфлоте ин струментальную кладовую н ремонт ную мастерскую для инструмента. Все эти вопросы, связанные с технической окенлоатацией траулеров в 1938 году, являются вопроса ми сегодняшнего дня, ибо правиль ная организация судоремонта и эве- плоатациа кораблей решают выпоит иеаие годового плана добычи рыбы. МИЛОВЗОРОВ— групповой механик тралфлота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz