Полярная правда. 1938, январь

№ 6 (3376). 8 января 1936 с. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 Великий русский поэт-демократ 8 января 1938 года исполняется 60 лет со дня смерти одного из ве­ личайших русских поэтов, певца гнева Е ме$тн народной — Николая Алексеевича Некрасова. Трудный и сложный жизненный и литературный путь прошел первый русский поэт-демократ. Выходец из среды мелкопоместного служилого дворянства, од с детских лет запе­ чатлел в своей памяти страшные картины крепостного рабства, нище­ ты, бесправия крестьянства и дикого своеволия помещиков. Отец Некра­ сова, владелец сельца Грешнева под Ярославлем, человек грубый, неве­ жественный п жестокий, бич семьи и тиран крепостных, олицетворял в себе вое отвратительные стороны правящего помещичьего класса. Ре­ бенок рос среди «гула подавленных страданий», он был ежедневным сви­ детелем помещичьего произвола, сви­ детелем деспотического издеватель­ ства отца над умной, кроткой е глубоко-человечной матерью поэта. Ненависть к отцу и глубокую скорбную любовь к рано умершей матери сохранил Некрасов на всю жизнь. П если воспоминания об отце, о картинах грепгневской жизни, Есегда рождали в творчестве поэта новые приливы ненависти к крепо­ стничеству, то воспоминания о ма­ тери приходили овеянные грустью В самые трудные минуты своей жизни поэт вызывал в своем вооб­ ражении образ страдалицы-матери. Он ей поверял свои жалобы яа тя готы жиани, в ее образе оа черпал силы для новой борьбы, веру в пра­ воту раз навсегда избранного пути «От ликующих, праздно болтающих, • Обагряющих руки в крови, ТГ Уведи меня в стаи погибающих 8 а великое дело любви». Отец Некрасова упорно хотел оп­ ределить сына на военную службу, а будущий поэт страстно стремился к настоящему образованию, к под­ линному, всестороннему развитию. Вопреки уговорам и угрозам отца, Некрасов по приезде в Петербург идет не в юнкерское училище, а вольнослушателем в университет. Лишенный отцовской поддержка, оа влачил тяжелую жизнь интеллигеет- ного пролетария-разночинца, добы­ вая пропитание грошевымя уроками, перепиской, корректурой. Работая в «Литературной газете» тогдашнего издателя Ф. А. Кони, Некрасов писал театральные воде&и- ли, хлесткие злободневные куплеты и т. п. Б тяготам необеспеченного суще­ ствования присоединилась еще не­ удача на литературном поприще. В 1840 году Некрасов издал сборник стихов «Мечты я звуки», холодно встреченный. критикой и получив­ ший справедливо уничтожающую оценку Белинского. П только после того, ка к обстоя­ тельства жизни свели Н. А. Некра­ сова с великим русским критиком В. Г. Белиискам, он становится боль­ шим поэтом, певцом революционной демократии. Через несколько лет после смерти великого критика Некрасов, издавая журнал «Современник», встречает­ ся- с Чернышевским и Добролюбовым, продолжившими дело, начатое Белин­ ским. Под могучим влиянием этих великих революционеров-демократов с еще большей четкостью откристал- лизовываются в творчестве Некрасо­ ва революционно-демократические тенденции., еще теснее становится связь его поэзии с народной жизнью, с невзгодами и чаяньями народа. Н хотя Пекрасов формировался ка к поэт-демократ - революционер, проходя сложный путь внутренних противоречий о колебаний, хотя ино­ гда его лира «звук неверный истор­ гала», в главном оп до конца своей жизни остался верным идеалам сво­ их великих друзей. При жизни поэ­ та его стихами зачитывалось моло­ дое поколение России, черпая в них волю к борьбе. За 32 года, отделяющих первое высокохудожественное стихотворение Некрасова «В дороге» от стихотво­ рения «О Муза! я у двери гроба», написанного за несколько дней перед смертью, Некрасов создал множество стихотворений, песен и поэм, вопло­ тивших в себе образы русских лю­ дей и картины народной жизни. Если В. Г. Белинский в свое время назвал «Евгения Онегина» Пушкина «энциклопедией русской жизни», то с таким же правом мы можем назвать «Кому на, Гуси жить іороіло* Некрасова, равно как и другие его поэмы и стихи, энцикло- * педией русской жизни 50 — 70 -х годов прошлого столетия. Произведения Некрасова предстают перед нами, как огромная галлерея (Н. А. НЕКРАСОВ. сатирических, пламенно-героических я глубоко-трагических образов рус­ ских людей сложной н противоречи­ вой эпохи До н после так называе­ мого «освобождения крестьян». Деятельность Некрасова протекала в ту пору русской истории, когда под напором растущего капитализма трещал н расползался по швам по­ мещичье - крепостнический строй, когда «чумазый» российский капи­ тализм проталкивался на авансцену истории, когда переполнялась чаша \ народного терпения. Ощущение пред­ грозового удушья Некрасов выразил в замечательных строках: «Душно! Без счастья и волн Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! Грянь вад пучиною моря, В поле, в лесу засвищи. Чашу вселенского горя Всю расплещи!..». В этой предгрозовой атмосфере острое зрение поэта различило страшные лики «сальных мара- се­ го» — помяинков-крепостников, т у ­ пых бюрократов из царской админи­ страции, грабителей и взяточников, j хищных «щуйско-нвановских гусей», российских предпринимателей-фаб- рнкантов. Сатирическими стихами, полными убийственной иронии и гнева, Некрасов бичует угнетателей народа, кровопийц и тунеядцев; поэт впервые в русской поэзии создает жанр сатири ко- публицистического стиха. В поэме-обозрении «Современ­ ники», в стихах «О погоде», в «Пе­ снях о свободном слове», в сатире «Балет» и многих других пронзведе- і *^ому на Руси жить ниях поэт клеймил врагов родного народа, его угнетателей. Сайра про­ низывает все творчество Некрасова, достигая небывалой обличительной силы в таких главах «Кому ва Руси жить хорошо», как « П о м ещ и Е » , «Последьш». С той же силой сарказма и не­ нависти обрушивается Некрасов и на самую подлую категорию людей со­ временного ему общества — на «ли­ кующих, праздло болтающих» ли­ бералов российских. Поэт беспощад­ но и метко вскрывал лакейскую сущ­ ность либералов:’ «Диалектик обаятельный, Честен мыслью, сердцем чист! Помню я твой взор мечтательный, Либерал-идеалист. Грозный деятель в теории, Беспощадный радикал, Ты на улице истории С полицейским избегал». Сколь гневным и беспощадным был голос поэта в стихах, обращен­ ных против угнетателей народа и пх лакеев, столь же мягким п полным глубокой любви и веры в будущее становится оп, когда поэт говорит о народе. К прекрасной слитности своей пе­ сни с жизнью родного парода стре­ мился поэт. Видя тяжелое положе­ ние народа, он смело уподоблял свою музѵ крестьянке, страдающей под розгами на базарной площади: «Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сеаную; Там били женщину кнутом, рестьянку молодую, и звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Ыузе я сказал: «глядя! Сестра твоя родная!». Поэт-реалист, Некрасов видел страшную жизнь 'крестьянства и го­ родской бедноты, видел весь мрак нищеты и невежества, унижения и рабства, сковывавший творческие силы аарода. Но поэт глубоко верил в прекрасное будущее своей родины,, в великие созидательные силы, тая щиеся в сынах <народа. О- великих друзьях, «плотивших: в себе лучшие черты русского наро­ да и русского таланта, — о Белин­ ском, Чернышевском и Добролюбове — Некрасов написал стихи вели­ чайшей поэтической силы, полные гордости'за .родной народ и скорби о его безвременно загубленных сынах: Некрасов звал русскую молодежь следовать примеру замечательных людей. Он верил в силы молодежи, он звал, что сала народная и разум народный победят: «Не бездарна та природа. Не погиб еще тот край. Что выводит из народа Столько славных то-в-знай...». Именно этой глубокой верой в прекрасное будущее народа можно только и об’ яснить те светлые, пол­ ные искренней любви стихи, которые посвятил Некрасов детям в в осо­ бенности детям крестьянским. Незабываемо прекрасен обр^з кре­ стьянина Якима Нагого из поэмы хорошо». С какой гордостью отвечает Яким заезжему городскому человеку: гневе — воовышается образ «Саве­ лия, богатыря святорусского». Отве­ чая невестке, с сознанием собствен­ ного достоинства Савелий говорит: «Ты думаешь, Матренушка. Мужик — не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему ае писана В бою, — а богатырь! И гнется, да не ломится. Не ломится, не валится. Ужлн ае богатырь?». С той же силой реалистического изображения рисует Некрасов и об­ разы русских женщин. В «Декабри­ стках» перед нами предстают образы сильных, героических женщин, спо­ собных на подвиг и самоотречение. В крестьянских стихах и поэмах Некрасова во весь рост встает образ •русской женщины, крестьянской матери, несущей тяжелое бремя тройного рабства:' «Три тяжкие доли имела судьба, П первая доля: с рабом повенчаться, Вторая— быть матерью сына рабз, А третья — до Гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женн^ину русской земли». Но под тяжестью этого тройного бремени русская женщина не сло- милзсь. Вот встает незабываемый образ Орины — матери солдатской, великой духом крестьянской матери, непоколебимой в беде. Вот прекрас­ ный образ Дарья... О них поэт ска­ зал: «Если женщины в русских селеньях С спокойного важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со- взглядом цариц,— Их разве слепо! не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет— словно солнце осветит! «Посмотрит— рублем подарит!». Великая заслуга Некрасова перед родным народом в тем, что он в по­ ру безвремеоья, в пору, переломную в русской истории, острым зрением художника-реалист* и чутким серд­ цем революционного демократа уви- Н. А. Н Е Н Р А С О В И ЦАРСКАЯ ЦЕНЗУРА ЛЕНИНГРАД, 6 . В архиве вну­ тренней политики, культуры и быта среди многочисленных цензурных «дел» хранятся интереснейшие ма­ териалы и документы, характеризуй юные отношение царской цензуры к Н. А. Некрасову и его пронаведени­ ям. Малейший намек на свободомы­ слие или упоминание в его стихах и статьях о ненормальности существу­ ющих порядков, вызывали со стороны цензуры категорическое требование вытравливать «опасные» места и строфы из произведения поэта. В конце 1856 года цензор Беке­ тов разрешил Некрасову издать сборник стихотворений. Иначе ва это посмотрело министерство народ­ ного просвещения, настаивавшее на отказе Некрасову в его просьбе. В мотивировке министерства народного просвещения имеются следующие поучения цензорам: «Многие из этих стихотворений могут подать повод к различным тол­ кам и возбудить в общественном мнении удивление я неблагопри­ ятные впечатления. От цензуры, ко­ нечно, потребуется, чтобы она вез­ де и всегда усиливалась отыскивать сокрытый, предосудительный смысл или в каждом общем выражении ви­ деть умышленное и обвинительное применение к существующему по­ рядку. Цензура должна быть преду­ смотрительна, проницательна и до­ гадлива. Она должна знать свою пу­ блику и не допускать до пегчати все, что публика может перетолковать в дурную сторону... Между тем, в этой книге встречаются такие стихотво­ рения и такие стихи, над которыми ее нужно в <призадумываться, что­ бы определить и оценить их непри­ личие и неуместность. Стоит только пх прочесть, чтобц убедиться, что допускать их к печати не следовало. Такова, между прочим, «Колыбель­ ная песня». Она уже в 1846 году подвергала цензора выговору за ее напечатание в «Петербургском сбор­ нике» в первый раз и потому нель- ая было ее перепечатывать без осо­ бого разрешения высшего началь­ ства...» Одно из сохранившихся «дел» ка - Репродунщя с запрещенной царской цензурой иллюстрации к стихотворению Н. А. Некрасова «Орина мать солдатская». (Иа альбома рисунков А. Лебедева 1887 г.). КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО «Сладка еда крестьянская. Весь век пила железная Жует, а есть не ест! Да брюхо-то не зеркало^ Мы на еду не плачемсія.'.. Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин! А есть еще губитель — тать Четвертый, злей татарина, Так тот и ве поделится, ____ сается рассмотрения цензурой хода-Всё слопает один! дел и почувствоваа великую силу тайства Некрасова о разрешении ему У*вас третьеводни народа, как бы предсказав тем его включить в новое издание его про- Такой же баряД плохонькой, прекрасно^ будущее. Гимном этому пзведенпй два известных стнхотво- Как ты, из-под Москвы, будущему- с а ^ ^ в ^ . а е е в и ,,р$ния «Железная дорога*, д.,«Болы- Заотсквает-моеви, . ( О т р ы в к и и а п о э м ы Н . А - Н Е К Р А С О В А ) Страстей раба. По ней громадная, Б соблазну жадвая : Идет толпа. . , О жизни искренней. «Жалеть — жалей умеючи. На мерочку господскую Крестьянина не мерь! Не белоручки нежные, А люди мы великие В работе и в гульбе!..». И символом крестьянина — ве­ ликого в труде в сокрушающего в • • .•» и г Г>‘ " «Встали — вебужевы, Вышли — вепроодены: Жита по зернышку ' Горы наношены! Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!». Кому, ка к ®ѳ ';нам,- участникам великих дел, творцам светлого дела социализма, сделавшим убогую и нищую Росовю великим в счастли­ вым Союзов Советских Социалистиче­ ских Республик, глубже и полнее понять эти прекрасные строки! По­ томки Савелиев богатырей святорус­ ских, Якимов Нагих, потомки гра­ барей белоруссов, сложивших с в о и : кости в гиблых российских болотах, мы в день шестидесятилетия со дня смерти великого народного поэта с радостью и гордостью можем сказать великому русскому поэту: — Сбы­ лась твоя мечта! Могучей и обиль­ ной стала земля паша под великим знаменем Ленина — Сталина, н ! прав ты был, когда на грани смерти писал пророческие строки: «Уступит свету мрак упрямый, услышишь пе­ сенку свою над Волгой, вад Окой, вад Камой...». і Ал. СУРКОВ. бельвая песня» («дело» >6 38 от 6 мая 1864 года). В этом ходатайстве цензурный комитет отказал Некрасо­ ву. В архиве хранятся также «дела» цензурного комитета, препятствовав­ шего включению отдельных стихот­ ворений Некрасова в сборники мо­ нологов в других произведений, предназначенных для чтения с эс­ трады. НЕКРАСОВСКИЕ ДНИ * ' В СТРАНЕ В ознаменование бО^летяя со дня Скажи ему пословицу, Загадку вагавн. А был другой— допытывал, На сколько в день сработаешь. По мало ли, по многу ли Кусков пихаешь в port Иной угодья меряет, Ивой в селеньв жителей ' Цо пальцам перечтегг, А вот ве сосчитали же, Поскольку в лето каждое Цожар пускает на ветер Крестьянского труда?.. у «Нет меры хмелю русскому. А горе ввпе’меряли? Работе мера есть? смерти Н. А. Некрасова в Москве' Вено валит крестьянина, проводятся вечера, 1 посвященные і горе не валит его? жизни в творчеству великого рус­ ского поета. ѵ- * Работа ве валят? Мужик беды не меряет, Со всякою справляется, Широко отмечает 60-летве со дня Какая ни прцдн. смерти великого русского поэта сот Мужик, трудясь, не духае* ветская общественность Грузив. ! Что силы надорвет, Публичная библиотека в Тбилиси Так ееужля вад чаркою организовала выставку, которая привлекла значительное количество посетителей. Издательство «Феде­ рация» выпустило сборник стихов в поэм Некрасова на грузинском языке. * ** Па предприятиях, в клубах, ву­ зах, школах Ленинграда организу­ ются выставки, беседы, литератур­ ные вечера, конперты, посвященные памяти Некрасова. Фабрнка граммо­ фонных пластинок выпускает не­ сколько пластинок с произведениями Некрасова. Н. А. Некрасов у постели больного В. Г. Белинского. - .. (Репродукция с картины А. А. Наумова). Задуматься, что с лишнего В еапаву угодишь? А что глядеть зазорно вам, Как пьяные валяются, Так. погляди поди, Как из болота волоком Крестьяне сено мокрое Скосивши волокут: ; Где не пробраться лошади. Где и без ношн пешему Опасно перейти, Там рать-орда крестьянская По кочам, по зажоринам Ползком-ползет с плетюхамн, Трещпт крестьяпский пуп! «Под солнышком без шапочек, В поту, в грязи, по макушку, Осокою изрезаны, • Болотным гадом— мошкою Пз’едеппые в кровь, — Цебось мы тут красивее’ «Жалеть — жалей ѵмеючя, На мерочку господскую Крестьянина ве мерь! Ue белоручки нежные, А люди мы великие В работе и в гульбе!.. «У каждого крестьянина Душа, что туча черная— Гневна, грозиа — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавы* лить дождям, А все вином кончается. * * ѵ - >• * . : . Средь мира дальнего, Для сердца вольного Есть два пути. Взвесь силу гордую, Взвесь волю твердую, — t , , Каким или? ' , ‘ Одна просторная Дорога — торная, j ^ і \ ‘ • О цели выспренней, Там мысль смепша. Кипит там вечная, Бесчеловечная Вражда — война За благо бренные-. Там души пленные Полны греха. На и а блестящая Там жизнь мерТхящая К добру глуха. честная. По вей идут Лишь души сильные, Любвеобальные, . * На бой, на труд, - ■< Иди к ѵнвженным, Ида к обиженным — По их стонам, Где трудно, дышится, Где горе, слышится. Будь первый там —__ ••*" И ангел ѵвлоеердкя Не даром песнь призывную Поет вад русским юношей, — Пе мало Русь уж выслала, Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, * На честные пути. Бак но темна вахлачнва, Бак не забита барщиной-;. И рабством* — а она, „ . Благо:ловясь поставила в Горигорье Деброскловове Такого посланца. ... Ему судьба готовила. . Путь славный, имя громкое Народного заступника. Чахотку и Сибирь. Светило солнце ласково, - . , Дышало утро раннее Прохладой, ароматами Косимых всюду трав... Григорий шел задумчиво Сперва большой дорогою (Старинная в высокими Курчавыми березами. Прямая, как стрела). Ему то было весело, То грустно. Возбужденная Вахлацкою пирушкою, В нем сильно мыгль работала И в песне излилась: «В минуту унынья, о родина— мать!- Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать. Но ты не погибнешь, я знаю. «Был гуще невежества мрак над тобой. Удушливый сон непробудной, Была ты глубоко несчастной страной. Подавленной рабски-бессудной. ^ «Давно ли народ твой нгруш ко* служил Позорным страстям господина? Потомок татар, как коня выводил На рынок раба — славянина, «И русскую деву влекли на позор. Свирепствовал бич без боязни, И ужас народа при слове «набор» Подобен был ужасу казни? «Довольно! Окончеа с проведшим ,ѵ расчет. 1 Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский aapoj^ И учится быть граждавивом». 60-летие со дня смерти Н. А. НЕКРАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz