Полярная правда. 1938, январь
№ 3 (3373). 4 января 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 т т Еще раз о каботажных перевозках Водный транспорт, являющийся це дав необходимого м^ждуреигоього единственным сродством связи побе- рліонта, выбросили на рейд, режья с городом, из года в год про- Сплошь и рядом рейсовые кабо- должает на Мурмане (йтаваться « р - тажные пароходы вынуждены швар кни.» местом. Перевозка пассажиров, товаться у борта другого сухна, а продовольственно - промтоварные пассажиры с большими неудоктнамя грузов, строительных материалов п вынуждены пробираться с судна за почты проводится бессистемно, с пе ребоями, опозданиями. В течение нескольких лет обслѵ берег и обратно. УСПЕХИ СТАХАНОВЦЕВ МУРСТРОЙКОгіТОРЫ Оах.ыкжпы Мурстройконторы, за крепляя іоіюхи, достигнутые в ста линской декаде, добиваются новых высоких показателей. 11 а строитель стве хирургического корпуса и ро дильного дома декабрьский план пе ревыполнен. Многие бригады и от дельные стахановцы стройки доби лись высоких показателей. Плотники бригады Е льцина д е кабрьское заданно выполнили «а 131 проц. На 125 проц. выполнила выполнила план бригада штукатуров Колчаеова. Больших успехов добился бетон щик Сенькин. Он, работая в декабре ва укладке гладких цементных по лов родильного дома, выполнил ме сячную норму аа 130 проц. Надо отметить, чго па этих работал «л один нз беггонщеков Муретройколто ры до сих пор плана еще ве выпол нял. Сенькин же в отдельные дви Погрузка и бункеровка каботаж- * е с я ч т й 'м а я "б ри га іГ паркетчиха * * * * * Домягаровы по 30 квад- ныл судов производите в послед- I ПоцОВа Плотник Неволил выполнил ратньк метров иола вместо 15 мет- хизание побережья передавалось от июю очередь. Зачастую диспетчера ^ ш д т по иорта перебрасывают грузчиков ва 1 Северного морского пароходства Мур манскому торговому порту, затем вновь пароходству. И так без кон ца... Неоднократные реорганизации пагубно отражались на работе това- ро-пгосажарского флота. Два месяца назад, приказом Нар- другие об'екты в судно выходит в рейс с недогрузом. Местная клиентура (Рыболовпо- требсоюз) несвоевременно доставлает грузы на склад порта. Бывает, что Л Е С О З А Г О Т О В К И Результат плохой подготовки ^ _______________ _ _г _________ г Зашевковский лесокомбинат плохо няя производительность труда лесо- комвода, обслуживание Мурманского &Рввозят на склад на следую- П0ДП>Т0ІШЛСЯ к осенне-зимним лесо- рубов и возчиков ниже плановой побережья вновь передано е ведение •Севморпароходства. Какое «наследство» получило па роходство от порта? Пароход «Ястреб», обслуживаю щий восточное побережье в течение всей летне-осенней навигации, окс- плоатировался на износ. Сейчас он требует значительного ремонта. В еще худшем состоянии передан па- • роход «Сосновец» — ему. необходим срочный капитальный ремонт. Гру зовой пароход «С. Перовская» также вредительс-кп эксплоатвровался на взнос. Пароход «Уна» с мая прош лого года- и по сейчас. находится в ремонте, которому не видно конца. Получив распоряжение принять об служивание Мурманского побережья, Северное пароходство не отмело обеспечить ремонт пароходов «Ка нин» и «Субботник», работавших всю навигацию в Белом море. Оба эти судва теперь вуждаются в зна чительном ремонте. Такова неприглядная картина ■со стояния флота, выделенного для об служивания Мурманского побережья Дорожить довернем избирателей Избирательная камлания вызвала большую актш-шость граждан. Рабо чие и служащие с большой актив ностью лосощалк ггишпш и собра ния. Оаи горячо обсуждали кадате, стоящие перед избирателями. Можно бы привести «ь примеру десятки лю дей, которые за время избирательной камлании выросли на нашем заводе до уровня акгтьных общественных работников. А после избирательной кампании массовая работа, у-нас яа-заводе зна чительно ослабла. Большинство круж ков не работают, беседы ае прово дятся ПОМОЧЬ ИНТЕРНАТУ Скучно и неприветливо в детском 1 ннтсряате Полярного района. Учеллца 9 класса, отличница Ольга Барышникова рассказывает: — У нас большое желание хо*рашо учиться, а условий нет. В комлатзх постоянно беспорядок, шум. грязь. Все мешает нашей учебе. I В интернате живет 90 детей ры баков отдаленных факторий побе режья. Все дети учатся в разных і классах разных школ Мурманска. Общежитие организовано очень пло хо. Поражает беспорядок и отсут ствие уюта в комнатах. В окна дѵст, и они наспех завешены одеялами. Дело в том, что на нашем заводе і залиты чернилами. Ворохом щии день после выхода судна и он ^ротовкам. На участках Чирвис-гу- j Руководители лесокомбината (дв- лежит до следующих рейсов. Нею- ^ Пиренга и Уполокша все -еще ректор т. Булычев)' н лесопунктов статочно контролпр\етсл вьігрузкя во СТр0йкой жилищ для рабо- далеко не полностью используют многих становищах побережья, быы- j тах Ца других участках также не своп внутренние резервы. Стаханов- і подготовились своевременно к орга- ское движение п социалистическое плзованному приему рабочих. соревнование не возглавлено. Лесорубы и возчики не обеспечс- Среди лесорубов в возчиков есть ны самым необходимым. Нет поду- немало -стахановцев,.; которые изо еі, что грузы не снимаются в паро ход вынужден сватать» их по не сколько рейсов, что влечет липшие расходы и порчу товара. Во время посещения Мурманска I шек и постельного белья. Нет ку- дня в день перевыполняют нормы. руководитель ^еншгградскіп бояыпе- хонной посуды, чайников. Культур- .Лесоруб Пиренгсвого участка тов. г а к о в т ж й н о в совевшенво спвавез -1 н(нбьггов0е обслуживание поставлено Кривополенов а сталинскую декаду ' ^ р неудовлетворительно. . выполнил задание ва 500 пропеп- ливо указал, что в Мурманске с де епю подготовка в тов. Стахановцы Муров, Архипов, малым саботажем получается боль- | лесовывозкам. Гужевая сила песту- , Быстров и другие взяли обязатель- шой саботаж, что это положение не- I пает о опозданием. Фураж на глу- обходимо срочно выправить. Надо прямо сказать — положение это ство заготовить в сезон от 1.500 до 3.000 фестметров древесины в тре буют от администрации только едво- бинные лесопункты заброшен не полностью. Чтобы забросить ва уча- _ стки все сено, придется отрывать го — правильно организовать труд, пока еще не изменилось, к каботаж- j д 0 гааде § от работы по вывозке леса, обеспечить рабочих высококачест- Фннаасовое положение лесоком- ным перевозкам в Мурманске отно сятся пренебрежительно. Каботажный флот передан сейчас Северному пароходству. Для налажи вания перевозок ему необходима I лякнцую 1,8 миллиона рублей, ауп- постоянная помощь судоремонтного I равление Кольетроя мирится с этим завода, торгового порта, ьлиентѵры, I гРРым нарушением финансовой дис- _ ’ I циплины. мествых организацвй и в первую 1 ад^юыения Ифлота^для 0 ликвидации ОТервДЬ Овркпоиомв. В I программы четвертого квартала, необходимо оздоровить финаисовое последствий вредительства на от- 81W0 мы ю&гпсчагь | Квартальный план полностью вы- состояние. Руководители комбината венными пилами и топорами. Но эти бината тяжелое. Зарплата выдается требования выполняются плохо. Ни несвоевременно. Предприятия треста хозяйственнике, - кв профсоюзная «Кольстрон» ве погашают свою за- организация не распространяют опыт долженность лесокомбинату, состав- передовиков, яе помогают стаханов цам ■ ударникам. - . Создавшееся положение ставит под угрозу всю программу Зашей- ковского лесокомбината,— его нужно Все вто сказалось ва выполнении решительно изменить. Прежде всего участке каботажных четіТ® Работу каботажного флота, I полнен лпшь двумя участками. На обязаны мобилизовать на выполне- образцово обслѵживать колхозы по- 20 *«*аб|>я лесокомбинатом было за- нив плана. все .внутренние резервы, готовлено 54872 фестметра — 72,2 создать все условия для широкого процента плана IV квартала. Плав развертывания стахановского движе- лесовывозок на то Же число был ния. .. зетствевном перевозок. Возможности для этого есть. Нуж но их немедленно использовать. В первую очередь надо покончить с недопустимым, барски пренебрежи тельным отношением к судам кабо тажного флота со стороны судоре монтного завода Балтийского паро ходства, торгового порта я клиенту ры. Судоремонтный 8 авод (директор т. Прокофьев) считает ремонт това ро-пассажирских судов побочной, мелкой работой. Несмотря на распоряжение Нар- комвода, приступить к немедленно му ремонту парохода «Субботник», вавод отказывается от этой работы. А ведь если бы «Субботник» был от ремонтирован, его можно было поста вить на линию п приступись к ре монту крайне изношевяых «Канина» и «Ястреба». В порту, как п на заводе, в пер вую очередь занимаются . крупным торговым флотом. Никто здесь не чувствует ответственности за работу каботажа. Его считают «придатком» к основной работе. Каботаж был в остался у порта в загоне. Причал ва каботажной пристани Сплошь и рядом занимают грузовы ми судами. Недалее, как третьего дня здесь ошвартовался каботажный пароход «Ястреб». Но как только понадобился причал для торгового j судна, «Ястреб», не вьирузив и I бережья. Старимй диспетчер Севморпэ- рохсдства УЛИЦКИЙ. I выполнен на 47,4 процента. Сред- I Защеек. м -w; П. ЛЕСКОВ. руководители успокоились на достиг нутых успехах. В ослаблении массовой работы ви новаты наши советские и партийные организации и в первую очередь мы, члены Горсовета. Я член Горсовета. Но я еще не сделала всего того, что требует от меня маоса. Но наго оказать, что и Горсовет ее помогает своим членам, пе интересуется .их работой. Массовую работу можно хорошо развернуть через секции, депутатские группы. Но, к сожалению, они у нас работают плохо. Я состою в комму-, нальной секция. Каждый месяц сек ция собирается для разрешения важ нейших вопросов, но поднятые ее во просы не доводятся до конца. Слабо работает депутатская группа. В избирательной камлании' лица де путатской прупны не было видно. В этом повинна председатель группы тов. Игнатьева. Она ослабела свое внимание к работе. Больше того, Игнатьева ушла в отпуск, не поста вив об этом в известность депутат скую группу, дел никому не сдала. А после отпуска тоже за налажива ние работы не взялась. В депутатскую группу поступало много жалоб. Рабочие жестяно-баноч ного цеха жаловались на неправиль ное снижение разрядов, на слабую культурно-массовую работу. Закат- чнк Мильков писал, чго его исполь зуют на разных работах, снизали разряд. Юферову— стаіхановву-склеп- щпцу перевели во вторую смену в тоже разряд снизили. Таких приме ров много и депутатская группа j могла своевременно эти жалобы раз-- 1 набросаны пальто. Па некоторых кроватях лет подушек. На всем ле жит отпечаток равнодушия, отсутст вия (всякой заботы о детях, живу щих в интернате. Плохо поставлено питание. Меню однообразное. Дело в том, -что интернат матери ально ве обеспечен. Полярный райае- оолкам завел такой «парадок», что заведующая интернатом Васильева каждый день вынуждена ходить в Райфо и буквально выпрашивать деньги на питание, дрова а д>. на сущные расходы. .•I . . . * , ** Частая смена заведующих и вос питателей привела х раззалу дис циплины. Пионервожатые, направ ленные в иетерваг, никакой p a te ra с детые ие ведут. Отсутствие jpc- цшьдиы ведет к плохой успеваемо сти. Вз 90 ребят только Ульле Татьяна, Ирюхин Жеан н Старове рова Видая? имеют хорошие отмет ки. В дела кигероэта Полярного рай она должно яаавдвсавв вмешаться ОкрОНО. СИБИРСКАЯ. О местном удобрении В доме отдыха рыбников в Мурмашах. Каждый год в наш округ завозят десятки вагонов минеральных удоб рений — азотных, фосфорных, ка лийных. Загружается транспорт, тра тятся большие средства. Между тем, пн Окрзу, ни Райзо не принимают мер к тому, чтобы максимально ис пользовать местное удобрение. Одно из лучших местных удобре ний — печная зола и фекалий. Если взять, например, город Мурманск, то не трудно подсчитать сколько можно в нем собрать золы. Однако этим никто не занялся, золу не собирают. Хороший вид удобрения — фе- какй , его можно в нужно использо вать ва холхокых и совхозных по лях для получения высоких урожаев. Но у нас это также не делается, фе калий вывозят в залив. * Горвомхоз имеет уже несколько автомайкв цистерн, которые можно использовать для вывозки фекахкя ва поля, м т я бы в ближайший сов хоз «Арктику», в колхозы «Пробуж- деввеа в «Тулона». " —’ '■ "*• ~ " Превебрежваве х дестаых удобре ниям нетерпимо. Горсовету н Райис полкому нужно обратить вв ва загоевху местных удобрена*. ЗАДЕРЖИВАЮТ ЗАРПЛАТУ решить. Однако у нас ничего почти пе сделано. ‘ О шохой работе секции депутат ской группы я не раз заявляла пред седателю Городского совета тов, Вол гину. Просила его помочь нам орга низовать работу. Но т. Волгин на вто не откликнулся. Да, что говорить о председателе Горсовета, если даже инструктора, прямой обязанностью которых является помощь депутат ской (группе, никогда к .нам не ваг глядывают. Скоро Мі>е, как депутату, придется отчитываться перед рабочими завода И очень неудобно, что Я, как депутат, мало сделала. Коллектив рабочим завода доверил лам большое и серьезное дело, а мы далеко не оправдываем это дове рие. Ц Городской совет должен срочно оказать нам помощь, пронять все меры к тому, чтобы на нашем эаводе общественная работа забила ключом. С. КАРТАШЕВА — работница консервного замка. На монтаже главной понизитель ной станции г. Мончегорска система тически задерживают выдачу зарпла ты. Ноябрьские наряды рабочих и табель ва аванс за декабрь— 29 де кабря находились еще у прораба Кохара. Qpopa 6 .s e знает куда сдавать-ва-, ряды н табель.-'.Нинфспрой . отказы вается от я і , якобы, потому, что по низительная станции передана Коль- строю, а Кольстрой не принимает на ряды потому, что Нивастрой не пе редал ему личные карточки рабочих. Эта возмутительная междуведом ственная волокита тянется уже пол тора месяца. Рабочие писали о£ этом в редакдеѵ газеты жВ боі за ав- кель», сообщали щ»журору г. Мон чегорска. Однако мер. . тиигипгг ив принята. Зарплата ва ноябрь и « в е с за декабрь не оолучваы. ■ Г. БАРСОВ. От ряйицмм: рбращаем внвманне окружного прокурора ва факты, сооб щаемые т. Барсовым. О задержке зар платы сообщает также рабочий алектро - моатажжого « я к и Коль- строя т. Косшлев. » *' Вівовввка ьолювты с выдачей зарплаты должны битв пряй^ечвЕи к строгой огаегствешюсти. ! Обещания и действительность . • ...........г •• . . I ... 4 В редакцию поступило письмо-от тов. Пимевов сообщал в редакцию, рабочих Мурманского торгового пор- что в доме 3$ 24 произведен .полный га, проживающих в доме IN» 24 по Колонизациопвой -улице. В письме указывалось, что этот дом неблаго устроен. Крыша пришла в вещ * вость, потолки в комнате не подпит*- ты, в щели валится шлак. П^чн развалились, двери не закрыва ются, в помещениях холодно. Дом принадлежат отделу домового хозяйства торгового порта, но руко водители ѳтого отдела никаких мер по улучшению жилищных условий рабочих не принимают. Начальник домового хозяйства ремонт я что крыша прн перво! возможности будет перекрытвІ Ври проверке оказалось, что за явления Пммевова ве соответствуй» действительности. Волы ѵерестланы только вамлоянжз. Часть двереД отремонтвровама, я» овв но отепле ны. Печи сложены тав^. м » в ю- пнть нельзя. - Руководители * торгового а о р т должны заинтересоваться деятель ностью отдела домового хозяйства. К ЭЫКНМ- tfDaiFin* Пе р е д рей с ом в Гренландское море Он шел от скалистых берегов Нор вегии. Шел в порт, который призьал его к жизни, должен был дать ему имя, заполнить его каюты веселыми и деятельными людьми. Он был продолговат, но ле на столько, чтобы полностью походить ка яйцеобразный корпус сФрама». Он был деревянный, двухмачговый, с латинским парусным вооружением, и все же очень разнился от старинной - каравеллы. Он не боялся шти ля — в нем глухо и мерно рокотала машина. П все же в этом парусло-моторном судне было что-то хитроумное, за ставляющее думать для какой цели построен этот деревянный, узкоьатый порабль. • Была весна. Запоздалая полярная весна 1929 года, когда в Мурманск по заказу Ленгосторга, с норвежской судоверфи, близ Бергена, пришел пер вый зверобойный бот. И на фальш борте, у носовой часта зтого лервен- , па зБсрсбойной Мурманской флотилии появилось название «Мурманец». С тех пор зверобойный бот, что находится сейчас накануне большого плавания сделал много интересных, ответственных рейсов. Первенец зверобойного флота, вме сте с другими, вслед за ним пришед шими зверобоями, делал первые по пытки промыслового освоения Аркти ки, начинал там зверобойный промы сел. Маленькое судно ходило в такие районы, куда не сразу я не скоро пришли большие, оснащенные суда. 1 июля 1929 года оМуріманец» впервые вышел па промысел в севе ро-восточную часть Карского моря. Круглоголовые жирные моржи, мед веди, морские зайцы и другое по лярное «беспрокпсочное» население 77-й параллели сразу попа ло на глазок гарпуне{«а с этого дере вянного корабля. В 1930 году «Мурманец* и дру гие зверобойные суда вышли осваи вать новые промысловые места — район мыса Желания, дошли до Оран ских островов и о. Гемскерк. В записной книжке «адмирала мо скитной флотилии» (дз простит оам П. А. Козмган обнародование друже ского прозвища, данного ему за стра стную приверженность к мелкому зверобойному флоту) подробно запи сан интересный рейс «Мурманца* н «Ленгосторга» в 1931 году. Два маленьких деревянных бета бесстрашно пробрались в малоиссле дованный в навигационном и совер шенно неизвестный в промысловом отношении архипелаг Земли Франца^ Иосифа. Лучший ш ледовых судоводителей страны— орденоносец Владомпр Ива нович Воронин, говоря об условиях полярных плаваний, заметил: «Чукотское ледовое море — это самое злое море. Здесь очень тяже лые льды, подобных которым нет ни в одном море. Ux можно сравнить только со льдом к северу от Земли Франца-Иосифа, где в 82° 14' се верной широты я подходил вплотную к полярному паку, который был вы ше корабля и ае давал возможности перейти с мостика на торосы, тянув шиеся на десятки морских миль в ту и другую сторону». В старых судовых журналах «Мур- манца» н записях руководителя мур манского зверобойного сектора Ов- морпути П. А. Крзьмнна немало ин тересных сообщений. Вот одна из таких записей: «6 июля 1931 года в 17 часов 20 минут сМурмалед» отошел от пристани Мурманска к полярным льдам. В густом тумане шля до Мат- шара. 2 августа в 9 часов, считая, чго подошли к земле, — легли в дрейф, поставили судно носом на волну при зюйд-вестовом ветре в 2 балла. Не прошло я 3 минут, как слева покача лась верхушка горы. Почта в тот же момент и с правого борта показались верхушки гор. Через полчаса туман прошел и судно оказалось при входе в залнь между Землей Георга и ост ровом Белль (архипелаг Земли Фран ца-Иосифа). Проливами несет лед и айсберги. Все плавание прошло в ту мане. Только один раз могли астро номически определиться. 15 августа пошли на норд,. 16-го были яа тра верзе самой северной оконечности — острове Рудольфа. Па 82 градусе промышляли зверя. Из рейса привез ли 200 моржей, 63 медведей, 90 зайцев». Сейчас, когда мы обогащены заме чательным опытом «Спбирякова», «Литке», «Челюскина», когда по всей трассе Северного морского пути трижды совершил блестящий сквоз ной рейс пароход «Сталинград», ко гда яз Мурманска во Владивосток и I обратно прошли «Искра» и «Вад- цетта», вогда весь мир потрясла за мечательная победа советских поляр ников, завоевавших Северный полюс, —рейсы в Арктику, при всей слож ности капризной арктической пого ды, — пе кажутся морякам особен но трудными. • Но скромная судовая запись гово рит о 1931 годе и относится она не к ледоколу, а к маленькому зверо бойному судну, мужественно осваи вавшему неизведанные и трудные промысловые .районы. При плава-лш у Земли Франца Иосифа, — говорит капитан В. И. Воронин, — прихо дится быть особо осторожным. Здесь часты туманы н кроме них судово дителя подстерегает другая опасность — айсберги, которые ползут со Шпицбергена и с Повой Земля. Айс берги с Земли Франца-Иосифз серого цвета, огромной высоты, прямые. Чтобы избежать столкновений, судну приходится все время давать гудки. Если айсберг находится неподалеку от судна, то гудки при тихой о ту манной погоде вызывают эхо, ко торое служит сигналом об опасно ли. Опытные капитаны - иромыслови- ки, в том числе о Иван Никифоро вич Ульянов, который поведет сейчас «Мурманец» в ответственный зимний рейс в Гренландское море, говорят, что маленькие деревянные суда мо гут побывать там, куда трудно про браться большому судну, что плава ние на них легче я безопаснее, та* вах построение судна способствует выталкиванию его на поверхность льдов. .Действительно, это небольшое, 32 метровдлиной судно— крепко, прочно, устойчиво. «Мурманец» имеет основ ную сосновую обшивку, вслед за ко торой идет вторая, ледовая обшивка пз дуба, а затем уже внутренняя. Судно имеет два мотора. Первона чальная мощность машины была в 160 сил. Недавно проведенная модер низация системы топлявойодачи уве личила мощность ее до 200 сил, ма шина дает больше оборотов. «Мурма- нец» ходит не яуже большого судна —делает около 8 миль в час. По распоряжению 0. Ю. Шмидта ■ «Мурманец» готовится сейчас выйтн на патрульную службу в Гренланд ское море следить за продвижеяием кромки льда. Он будет патрулировать там до лрлхода линейного ледокола «Ермак», которому поручено снять с дрейфующей в Гренландском море льдины отважных папанпнцев — зи мовщиков станция «Северный по люс». Сейчас судно заканчивает ремонт. На «Мурманце» произведена установка новой дизель-динамо, отремонтирова ны механические установки. Произве дено -добавочное поперечное крепле ние— в трюмах поставлены айс-бнм- сы, для дополнительного набора топ лива установлено еще два тадка, «Мурманец» получил небольшой до ковый ремонт. Судно оснащается штормѳвымв парусами, необходимым при крейсерском плавании. Надо оказать, что иашн суда уже вмеют опыт авмнего плавания в Гренландском море. В прошлом году под водительством того же капитала Ульянова провела зимний гидрогра фический рейс в Гренландском море однотипная с «Мурмаацем» — «Нер па». Главное управление Севморпутв за отличное выполнение этого рей са премировало капитана Ульянова. «Мурманец» имеет опыт плавания в Бегом море, куда он ходвл на щю- мысал гренландского тюлевя, в Кар ском море и у Новой Земли. Новый рейс в Гренландское море морякх славного зверобоя вве всякого сомне ния выполнят с честью. *** С залива дул ветер, веселый, про низывающий, он обгонял вдущве ко рабли, влетал яа палубы н как неве домый скрипач перебирал ванты, заводя певучие мелодии. Он влетел к вам, ва приставь, на судно и матрос, крепквшнй снасти. слегка нахмурил брови, и улыбнулся, вдохнув брызги, пахнущие морем, солью, широкими просторами далеких плаваний. На борту «Мурманца» день и ночь не прекращается работа. Маленькое судно готово к большому плаванию. Р. ТРОЯННЕР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz