Полярная правда. 1938, сентябрь

№ 215 (3585). 18 сентября 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А П Р О Д О Л Ж Е Н И Е . витая, с точки зрения их возник­ новения и отмирания. . Для диалектического метода важпо прежде всего но то, что ка­ жется в данный мэмент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный мо­ мент непрочным, ибо для него неодолимо только то, что возни­ кает и развивается. «Воя природа, говорит Энгельс, начиная от мельчай­ ших частиц ез до величайших тел, начиная от песчинки и кончая солнцем, начиная от протаста (первичная живая клеточка. — Ред.) н кончая че­ ловеком. находится в вечном возникновении н уничтожении, в непрерывном течении, в не­ устанном движении и измене­ нии» (К. Маркс п Ф. Энгельс, т. XIV, стр. 484). Поэтому, говорит Энгельс, диа­ лектика «берет вещи и их умст­ венные отражения главным обра­ зом в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновепип и исчезновении» (там же, стр. 23). в) В противоположность мета физнкз диалектика рассматривает процесс развития, но как простой лроцесс роста, где количествен­ ные изменения пе ведут к каче­ ственным изменениям, — а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых ко­ личественных изменений к изме­ нениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям каче­ ственным, где качественные из­ менения наступают не постепен­ но, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одно­ го состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а законо­ мерно, наступают в результате накопления незаметных и посте­ пенных количественных измене­ ний. : Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не как движе- влепне движения вызывает к а - 1цнонпым требованием, ибо бур- явлопий, устанавливаемые дналек- чествепное изменение в состоя- жуазпая республика означала тическим методом, представляют нпн соотвотстгующего тела, — тогда шаг вперед. Требование закономерности развития движу- где, следовательно, количество буржуазно-демократической рес- щейся материи, что мир развн- переходит в качество» (там же, публики для наших нынешних вается по законам движения ма- стр. 527—528). ! условий в СССР есть бессмыслен- терии и пе нуждается ни в каком Переходя, далее, к химии, пое и контрреволюционное требо- «мировом духе». Эпгельс продолжает: . ванне, ибо буржуазная республн- і «Материалистическое миро- «Химию можно назвать нау- ка в сравнении с Советской pec- j воззрснио, говорит Энгельс, оз­ начает просто понимание при­ роды такой, какова опа есть, без всяких посторонних прибав­ лений» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. XIV, стр. 651). Касаясь материалистического Наконец, критикуя Дюринга, ко­ торый бранит во-всю Гегеля и тут жо втихомолку заимствует у него известное положение о том, что переход из царства бесчув­ ственного мира в царство ощуще­ ния, из царства неорганического мира в царство органической жиз­ ни — егсть скачок в новое состоя­ ние, Энгельс говорит: «Это ведь гегелевская узло­ вая линия отношений меры, где чисто количественное увеличе кой о качествеппых измепепи- публикой есть шаг назлд ях тел, происходящих под влия-1 Все зависит от условий, моста пием изменения количественно- и времени, го состава. Это знал уже сам Попятно, что без такого исто* Гегель... Возьмем кислород: ес- рического подхода к обществен- лп в молекулу здесь соедини- ным явлениям невозможно суще- ются три атома, а пе два, как ствованнз и развитие науки об взгляда древпего философа — Ге обыкновенно, то мы имеем истории, ибо только такой подход раклита, по которому «мир, еди* перед собой озон — тело, избавляет историческую пауку от ный пз всего, не создан никем пз определенно отличающееся сво- превращения ее в хаос случайно- богов и ипкем из людей, а был, нм запахом и действием от стей и в груду нелепейших оши- есть п будет есчно живым огвем, обыкновенного кислорода. А что бок. Закономерно воспламеняющимся н сказать о различных пртпорци- Дальше. Если мир находится в закономерпо угасающим», — Ле­ ях, в которых кислород соеди- нопрорывиом движении и разви- нин говорит: «Очень хорошее из- пяется с азотом или серой и из тии, если отмирание ста.рого и ложенпе начал диалектического которых каждая дает тело, ка- нарастание нового является зако- материализма» (Ленин. «Философ- чественно отличное от всех дру- пом развития, то ясно, что пет ские тетради», стр. 318). гих тел!»' (там же, стр. 528). больше «незыблемых» обществен- б) В противоположность идеа- ных порядков, «вечных принцп- лнзму, утверждающему, что ре- пов» частной собственности и ально существует лишь наше соз- эвеплуатацзи, «вечных идей» под- нанно, что материальный мир, чипения крестьян помещикам, ра- бытие, природа существует лишь бочих капиталистам. в нашем сознании, в наших ощу- Значит, капиталистический щѳниях, представлениях, поня- : строй можно заменить социалиста- тиях, — марксистский философ- j ческим строем, так же, как капи- ский материализм исходит из то- * талнстический строй заменил в го, что материя, природа, бытие свое время феодальный строй. представляет сб’ективную реаль- , Значит, надо ориентироваться ность, существующую вне и пеза- . пе на те слои общества, которые впепмо от сознапня, что материя j пе развиваются больше, хотя и первична, так как она является ; ние или уменьшение вызывает ! представляют в настоящий момент источником ощущений, представ- ; в определенных узловых пунк- j преобладающую силу, а на те леннй, созпапия, а сознание вто- тах качественный скачок, как, слои, которые развиваются, имеют рично, производно, так как оно например, в случае нагревания будущность, хотя и не предста- является отображением материи/ или охлаждения воды, где точки ' вляют в настоящий момент пре- отображением бытия, что мыш- кипения и замерзания являют- j обладающей силы. ление есть продукт материи, до­ ся теми узлами, в которых со-1 В восьмидесятых годах прошло- стигшей в своем развитии высо- вершается — при нормальном го столетия, в эпоху борьбы марк- кой степени совершенства, а давлении—скачок в новое агре- систов с народниками, пролета- именно — продукт мозга, а мозг — гатное состояние, где, сіедова- риат в России представлял незна- орган мышления, что нельзя по- тельно, количество переходит в чительное меньшинство в сравне- этому отделять мышление от ма- качество» (там же, стр. 45— нии с единоличным крестьянством, терип, не желая впасть в гру- 46). I составлявшим громадное болынин- бую ошибку, г) В противоположность мета- ство населения. Йо пролетариат «Высший вопрос Есей фило­ физике диалектика исходит из то- развивался, как класс, тогда как софии, говорит Энгельс, есть ние по кругу, не как простое то, что предметам природы, явле- крестьянство, как класс, распада- j повторение пройденного, а как ниям природы свойственны внут- лось. И именно потому, что про- і движение поступательное, как ренппе противоречия, иб^. все они летариат развивался, как класс, движение по восходящей линии, имеют свою отрицательную и по- марксисты ориентировались на [ как переход от старого качествен- ложительную сторону, свое прош- пролетариат. И они не ошиблись, ного состояния к новому каче- лое и будущее, свое отживающее ибо, как известно, пролетариат вы- ственному состоянию, как разви- н развивающееся, что борьба этих рос потом из незначительной силы тие от простого к сложному, от противоположностей, борьба между 6 первостепенную историческую низшего <к высшему. старым и новым, между отмираю- и политическую силу. . _ I «Природа, говорит Энгельс, щим и нарождающимся, между Значит, чтобы не ошибиться в есть пробный камень диалекти- отживающим и развивающимся, политике, надо смотреть вперед, ки, и современное есте'твозна- составляет внутреннее содержа- а не назад. j ние, представившее для этой ние процесса развития, внутрен- Дальше. Если переход медлен- пробы чрезвычайно богатый, с нее содержание превращения ко- ных количественных изменений каждым днем увеличивающийся личеетвенных изменений в каче- в быстрые и внезапные каче- матѳриал, тем самым доказало, ственные. ствѳнные изменения составляет что в природе, в конце концов, Поэтому диалектический метод закон развития, то ясно, что ре- все совершается диалектически, считает, что процесс развития от волюпионные перевороты, совер- а не метафизически, что она низшего к высшему протекает не шаемыѳ угнетенными классами, k движется не в вечно однород- в порядке гармонического разгер- представляют совершенно есте- ном, постоянно сызнова повто- тывания явлений, а в порядке ственпое и неизбежное явление. ' ряющемся круге, а переживает раскрытия противоречий,..свойст- Значит, переход от каггнтализ- действительную историю. Здесь венных предметам, явлениям, в ма к социализму и освобождение прежде всего следует указать порядке «борьбы» противополож- рабочего класса от капиталистиче- на Дарвина, который нанес ных тенденций, действующих на ского гнета может быть осущест- сильнейший удар мѳтафизиче- основе этих противоречий. влено не путем медленных измене- скому взгляду на природу, до- «В собственном смысле диа- ний, не путем реформ, а только казав, что весь современный лектика, говорит Ленин, есть лишь путем качественного изме-; изучение противоречия в самой нения капиталистического строя, сущности предметов» (Ленин, путем революции. , «Философские тетради», стр. Значит, чтобы не ошибиться в 263). политике, надо быть революционе- II дальше: ром, а не реформистом. «Развитие есть «борьба» про- Дальше. Если развитие проис- тивоположностей» (Ленин, т. ходит в порядке раскрытия внут- ХПІ, стр. 301). | ренпих противоречий, в порядке том, практикой, являются досто­ верными знаниями, имеющими значение об’ектнвных истин, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще но поз­ нанные, которые будут раскрыты и позпапы силами науки и прак­ тики. Критикуя положение Канта и других идеалистов о непознавае­ мости мира и непознаваемых «ве­ щах в себе» и отстаивая извест­ ное положение материализма о достоверности наших знаний, Энгельс пишет: «Самое лее решительное оп­ ровержение этих, как н всех прочих, философских вывертов заключается в практике, имен­ но в эксперименте и в промыш­ ленности. Если мы можем дока­ зать правильность нашего по­ нимания данпого явления при- ства, несмотря па вело сложность явлений общественной жизни, мо­ жет стать такой же точной на­ укой, как, скажем, биология, спо­ собной использовать законы раз­ вития общества для практическо­ го применения. Значит, в своей практической деятельности партия пролетариа­ та должпа руководствоваться пе какими-либо случайными мотива­ ми, а законами развития обще­ ства, практическими выводами из этих законов. Значит, социализм из мечты о лучшем будущем человечества превращается в пауку. Значит, связь науки и практи­ ческой деятельности, связь теории и практики, их единство должно стать путеводной зесздой партии ляется отражением условий его материальной жизни. Что касает­ ся значения общественных идей, теорий, взглядов, политических учреждений, что касается нх роли в истории, то исторический мате рпализм не только но отрицает, а, наоборот, подчеркивает нх серьезную роль я значение в жиз­ ни общества, в нсторлн общества. Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие своі бок и служащие интересам отжи­ вающих сил общества. Их значе­ ние состоит в том, что они тор­ мозят развитие общества, его продвижение вперед. Бывают но­ вые, передовые идеи н теории, служащие интѳреоам передовых сил обіцестЕа. Их значение со­ стоит в том, что они облегчают развитие общества, его продвиже­ ние вперед, причем они приобре­ тают тем большее значение, чем точнее они отражают потребности развития материальной жизни общества. • *••••• Новые общественные идеи и теории возникают лишь после то­ го, как развитие материальной жизни общества поставило перед обществом новые задачи. Но после того, как они возникли, опи- ста­ новятся серьезнейшей силой, об­ легчающей разрешение новых за- вается величайшее организующее, мобилизующее ж преобразующее значение новых идей, новых тео- пролетариата. Дальше. Если природа, бытие, роды тем, что мы сами его про- материальный мпр является пер- нзбодим , вызываем его из его внчным, а сознание, мышление — условий, заставляем его к то- вторичпым, производным, если ма­ му жо служить нашим целям, ториальный мир * представляет то кантовской неуловимой « еѳ - об’еіггивпую реальность, сущест- щп в себе» приходит конец, вуюіцую независимо от сознания Химические вещества, образую- людей, а сознание является отоб- щиеся в телах ж иео тны х и рас- ражѳнием этой об'ективной реаль- тений, оставались подобными ности, то из этого следует, что «вещами в собе», пока органи- материальная жизнь общества, чес-кая химия по стала приго- его бытие также является пер- товлять их одно за другим; тем гичпым, а его духовная жизнь — самым «вещь в себе» превра- вторичным, производным, что ма- щалась в вещь для нас, как, териальная жизнь общества есть ! пач, поставленных развитием ма- напрнмер, ализарин, красящее об’ективная реальность, сущест- Jторналыюй жизни общества, об- вѳщество марены, которое мы вующая независимо от воли лю- j логчающей продвижение обществ* теперь получаем не из корней дей, а духовная жизнь общества вперед. Здесь именно и сказы- марены, выращиваемой в поле, есть отражение этой об’ективной а гораздо дешевле и проще из реальности, отражение бытия. * каменноугольного дегтя. Сол- Значит, источник формирования . нечная система Коперника в духовной жизни общества, источ- рий, новых политических вэгля- точеннѳ трохсот лет оставалась ник происхождения общественных доё , новых политических учреждв- гипотезой, в высшей степени идей, общественных теорий, поли- ннй. Новые общественные идеж ж вероятной, но все-таки гипоте- тичоских взглядов, политических теории потому собственно и .воз- зой. Когда же Лѳверрье, на ос- учреждений нужно искать не в никают, что они необходимы для новании данных этой системы, самих идеях, теориях, взглядах, общества, что без их организую- не только доказал, что должна политических учреждениях, а в щей, мобилизующей и преобразу- существовать еще одна, пеиз- условиях материальной жизни ющей работы невозможно раяре- вестная до тех пор, планета, но общества, в общественном бытии, шение назревших задач развития и определил посредством вычис- отражением которого являются материальной жізни • общества, ления место, занимаемое ею в эти идеи, теории, взгляды и т. п. Возникнув на базе новых задач, небесном пространстве, и когда Значит, если в различные пе- поставленных развитием мате- после этого Галле действитель- риоды истории общества наблю- рпальной жизни общества, новые но нашел'Эту планету, система даются различные общественные общественные идеи и теории цро- Коперника была доказана» идеи, теории, взгляды, политиче- бивают себе дорогу, становятся (К. Маркс. Избранные произве- ские учреждения, если при рабо- достоянием народных масс, жобн- деиия, т. I, стр. 330). владельческом строе встречаем лизуют в і, организуют іх против Обвиняя Богданова, Базарова, одни общественные идеи, теории, отживающих с и общества ж об- что дух существовал прежде Юшкевича и других сторонников взгляды, политические учрежде- легчают, таким обрагом, сверже- природы... составили идеали- Маха в фидеизме и отстаивая из- ния, при феодализме — другие, ние отживающих сил общества, стический лагерь*-Те же, кото- вестпое положение материализма при капитализме — третьи, то тормозящих развитие материалъ- рые основным началом считали о том, что раши научные -знания это об’ясняется не «природой», ной жизни общества. • природу, примкнули к разлнч- о закономерностях в природе яв- не «свойством» самих идей, тео -1 Так общественные идеи, тео- пым школам материализма» ляются достоверными, что законы рий, взглядов, политических уч- рии, политические учреждения, (К. Маркс. Избранные произве- науки представляют об’ектавную рождений, а различными условия- возникнув на базе назревших за- дения, т. I, стр. 329). истину, Ленин говорит: | ми материальной жизни общества дач развития материальной жизни И дальше: «Согременпый фидеизм вовсе в различные периоды обществен- общества, развития общественного ного развития. j бытия, — сами воздействуют по- Каково бытие общества, како- том на общественное бытие, на вы условия материальной жизни материальную жизнь . общества, общества, — таковы его идеи, создавая условия, необходимые для Если существует 'об’ективная теории, политические взгляды, того, чтобы довести до ко^ца^аз- йстина (как думают матерпали- политические учреждения. решение назревших задач • мате- сты), если естествознание, от- j В связи с этим Маркс говорит: риадьной жизни общества и сде- вопрос об отношении мышления в бытию, духа к природе. ! ...Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот во - 1 прос. Те, которые утверждали, органический мир, растения и животные, а следовательно так­ же и человек, есть продукт про­ цесса развития, длившегося миллионы лет» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. XIV, стр. 23). Характеризуя диалектическое развитие, как переход от количе­ ственных изменений к качествен- «Вещественный, чувственно воспринимаемый мпр, к которо­ му принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир... Наше'сознание и мыш­ ление, каким бы сверхчувствен­ ным оно пи казалось, является продуктом вещественного, те­ лесного органа, мозга. Материя ■не есть продукт духа, а дух сам есть лишь высший продукт ма­ терии» (К. Маркс. Избранные произведения, т. I, стр. 332). Касаясь вопроса о материи н мышлёпии, Энгельс говорит: не отвергает науки; он отвер­ гает только «чрезмерные пре­ тензии» науки, именно, претен­ зию на об’ективную истину. ражая гнешний мир в «опыте» человека, одно только способно давать нам об’ектиЕную истину, то всякий фидеизм *твергается безусловно» (Ленин, т. ХІП, стр. 102). ТакоЕы коротко характерные черты марксистского фнлософ- Не сознание людей опреде- лать возможным дальнейшее ее ляет их бытие, а, наоборот, их развитие. • • общественное бытие определяет В связи с этим Маркс говорит. «Нельзя отделить мышление ского материализма, от материи, которая мыслит. Легко понять, какое громадное их сознание» (Н. Маркс. Из- бранныо произведения, т. »1, стр. 269). I Значит, чтобы не ошибиться в «Теория становится мате­ риальной силой, как только она. овладевает массами» (К . Маркс и Ф. Энгельс, т. I, стр. 406). / Значит, чтобы иметь возмож- политике и не попасть в положе- пие пустых мечтателей, партия ность воздействовать на ус. . . . . пролетариата должна исходить в ловия материальной жизни обще- Материя является суб’ектом значение имеет распространение 1своей деятельности не из отвле- ства и ускорить их развитие, ус- B«ex изменений» (там же, стр. положений философского матерна-! ченных «принципов человеческого корить их улучшение, партия 302). , лнзма на изучение общественной разума», а из конкретных условий пролетариата должна опереться Характеризуя марксистский фи- жпзпи, на изучение истории об- гтатериальной жизни общества, на такую общественную теорию, Таковы коротко основные черты столкновений противоположных .лософскпй материализм, Ленин щества, какое громадное значение пак решающей силы общественно- на такую общественную идею, ко- ным изменениям, Энгельс гоЕорпт: марксистского диалектического ме- сил на базе этих противоречий «В физике.... каждое измене- тэда. | с тем, чтобы преодолеть эти про- пие есть переход количества в j Не трудно понять, какое гро- таворечия, то ясно, что классовая качество — следствие колпче- мадное значение имеет распро- борьба пролетариата является со- ственного изменения присущего странеппз положений диалектиче телу или сообщенного ему ко- ского метода па изучение обще- личества движения какой-нибудь ственной жизни, на изучение исто- формы. Так, например, темпера- рии общества, какое громадпое тура воды не имеет на первых значение имеет применение этих ’ порядков, а* вскрывать их и раз порах никакого значения по от- положений к истории общества, к матывать, но тушить классовую Еершенно естественным и неиз­ бежным явлением . Значит, нужно пе замазывать противоречия капиталистических борьбу, а доводить ее до конца. Значит, чтобы пе ошибиться в политике, надо проводить непри­ миримую классовую пролетарскую политику, а не реформистскую ношению к ее капѳльно-жндко- практической деятельности партии му состоянию; но при увеличе- пролетариата, пии пли уменьшении темпера- ) Если нет в мире изолированных туры жидкой ' воды наступает . явлеиий, если все явления,связа- момепт, когда это состояние сце- ны между собой и обусловливают плепня изменяется п вода пре- друг друга, то ясно, что каждый политику гармопии нптересов про вращается — в одном случае в общественный строй п каждое об- летарлата п буржуазии, а пе пар. в другом — в лед.. . Так, щеотвенное движение в истории соглашательскую политику «вра- необходим определенный мини- надо расценивать не с точки зре- стапця» капитализма в социализм, мум силы тока, чтобы платино- ния «вечной справедливости» или Так обстоит дело с марксист- пая проволока стала давать другой какой-либо предвзятой ским диалектическим методом, ес- свет; так. у каждого металла идеи, как это делают передйо ли взять его в применении к об- ииеется своя теплота плавле- историки, а с точки зрения тех щоствснной жизни, в применении ния; так, у каждой жидкости условий, которые породили этот к истории общества, имеется своя определенная, при строй и это общественное движе- Что касается марксистского фи- данпом давлении, точка замер- ние и с которыми они связапы. 1лософского материализма, то в зания п кипения — поскольку Рабовладельческий строй для своей основе он 'прямо противспо- мы в состоянии при наших сред- современных условий есть бег- ложен философскому идеализму. . I" ----- 1 --------- --»------- 7 -------- і----------- ------------- - 1----------- *-- -------- ------ *------------ - -- --- ------ J ---------»----------- ё --“ Г*----- 1 --- говорит: имеет применение этих полс-же- { го развитая, не из добрых поже- торая правильно отражает потреб- іМатериализм вообще приз- ний в истории общества, практа- ланий «велпких людей», а из ности развития, материально#, нает сб’ективно реальное бы- чоской деятельности партии про- реальных потребностей развития жизни общества и способна ввиду тие (материю) независимое от летариата. I материальной жизни общества. этого привести в движение широ- сознання, от ощущения, от Если связь явлений природы и I Падение утопистов, в том чи- кие массы народа, способна мо- опыта... Сознание... есть толь- взаимная их обусловленность еле, народников, анархистов, эсѳ- бнлпзовать их и организовать из ко отражение бытия, в лучшем представляют закономерности раз- ров об’яспяется, между прочим, них великую армию пролетарской случае приблизительно Еерпоо вития природы, то из этого вытс- тем, что они не признавали пер- партии, готовую разбить реах- (адэкЕатпсе, идеальпоточное) кает, что связь и взаимная обу- венствующей роли условий мате- ционныѳ силы и проложить дорогу его отражение» (Ленин, т. XIII, стр. 266 — 267). И дальше: а) «Материя есть то, что, действуя на* наши оргапы чувств производит ощущение; слоблонность явлений обществен- рпальной жизни общества в раз- передовым силам общества. пой жизни — представляют так- витии общества и, впадая в идеа- жѳ не случайное дело, а законо- лпзм, строили свою практическую мерности развития обіцестаа. деятельность не на оспове потреб- Значит, общественная жизнь, нсстей развития материальной история общества перестает быть жизни общества а независимо от материя есть об’ективпая скоплением «случайностей», ибо них и вопреки им, — строили па реальность, данпая нам в ощу- история общества становится за- оспове «идеальных планов» и щепии... Матория, природа, бы- копомерпым развитием общества, тие, физическое есть первичное, а пзучѳпне истории общества пре- а дух, сознание, ощущепие, вращается в пауку, психическое — вторичное» (Ле- Значит, практическая деятель- нин, т. XIII, стр. 119 — 120). ность партии пролетариата долж- «всеоо омлющпх проектов», отор­ ванных от реальной жизни обще­ ства. Падение «экономистов» и мень­ шевиков обясняется, между про­ чим. тем, что они но признавали мобилизующей, организующей ж преобразующей роли передовой теории, передовой идеи и, впадая в вульгарный материализм, своди­ ли их роль почти к нулю, — сле­ довательно, обрекали партию на пассивность, на. прозябание. Сила и жизненность маркензма- Спла п жизненность марпспзма- . _ , . . . ленинизма состоит в том, что он лепнпизма состоит в том, что он б) «Картина мира есть кар- па осповыезться не на добрых опирается в своей практической опирается на передовую теорию, тина того, как материя движет- пожеланиях «выдающихся лпц», деятельности именно на потреб- правильно отражающую потреб- мыслит» ся и как «материя (там же; стр. 288). в) «Мозг является органом мыслп» (там же, стр. 125). в) Б противоположность идеа- ис на требованиях «разума», ности развития материальной ности развития материальной «всеобщей морали» п т. п., а на жизни общества, никогда не от- жизни общества, поднимает тео- закономерпостях развитая обще­ ства, па изучении этих закономер­ ностей. Дальше. Если мир нозпаваем и і-твах допиться соответствую- гмыслица, противоесте твепная 2) Марксистский философский щей температуры: так, нако- глупость. Рабовладельческий строй катерхализм характеризуется еле- лнзму, который оспаривает воз- неіц у каждого газа имеется в условиях разлагающегося перво- дующими основными чертами: можпость познания мира и его за- наши знания о законах развитая критическая т^чка, при которой бытн і-общнпного строя есть впол- а) В противоположность идеа- кономерностей, не ворнт в досто- природы являются достоверными соответствующим давлепием и не попятное и закономерное явле- лпзму, который считает мпр воп- верность паших знашій, по приз- знапиями, имеющими зпаченне охлаждением можно превратить ние, так как он означает шаг лощением «абсолютной идеи», нает об’ективной истины, и ечн- об’ективпой истины, то из этого его в жидкое состояние.. . Так вперзд в сравнении с первобытно- «мирового духа», «созпапия», — тает, что мир полон «вещей в следует, что общественная жнзпь, . .. , _ называемые копстанты физики общинным строем. философский материализм Маркса себе», которые по могут быть ни- развитие общества — также по- на развитие материальных уело- условиями развития материальной (точки перехода от одного со- Требование буржуазпо-демокра- исходит из того, что мпр по при- когда познаны наукой, — иарк- знаваемо, а данные науки о зако- гнй жизни общества. Мы говорили жизни и развитием духовной жиз- стояния в другое г и-тоян іе. — тическсй республики в условиях роде своей материален, что много- систский философский матерна- пах развитая общества, — явля- здесь пока-что о происхождении ни общества. Ред.) суть большею частью не существования царизма и бур- образные явления в миро пред- лизм исходит из того, что мир и ются достоверными данными, общественных идей, теорий, Остается выяснить вопрос: что что инее, как название узловых жуазного общества, скажем, в ставляют различные виды движу- его закономерности вполпе позпа- пяеющнми зпачение об’ е ктиЕ пы х взглядов, политических учрежде- точек. где количественное (из- 1905 году в России было вполне щейся материи, что взаимпая ваемы, что наши знания о зако- истин. ний, об нх возникновении, о том. мрнеппе) прибавление или ѵба- понятным, правильным и револю-; связь и взаимная обусловлеппсчть пах природы, проверенные опы- . Зпачит. наука об истории обще-, что духовная жизнь общества яв- рываясь от реальпой жизни обще- ршо па подобающую ей высоту и ства. считает своей обязанностью ис,- Из слов ЗІаркса, однако, пе еле- пользовать до дна се мобилизую- дует, что общественные идеи, щую, организующую я пресбра- ч.еорин, политические взгляды, по- сующую силу, литические учреждения не имеют Так решает исторический ма- чення в жизпн общества, что терналпзм вопрос об отношении ни не роизводят обратного в з- между общее,^таенным бытием и действия на общественное бытие, общественным согнанном, между следует понимать с точки зрения {Продолжение — на 4 стр).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz