Полярная правда. 1938, сентябрь
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А №215 (3585). 18 сентября 1938 г. И С Т О Р И Я V . Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б). К Р А Т К И Й К У Р С . Одобрен ЦК ВКП(б). 1938 год. киѳ важнейшие отрасли народного хозяйства, как уголь, нефть, элек тропромышленность, металлургия, находились в руках заграничного капитала, н почти все машины, все оборудование царская Россия вынуждена была ввозить из-за границы. Это выражалось в кабальных за граничных займах, для уплаты про центов по которым царизм еже- Г Л А В А I V МЕНЬШЕВИКИ И БОЛЬШЕВИКИ В ПЕРИОД СТОЛЫПИНСКОЙ РЕАКЦИИ. ОФОРМЛЕНИЕ БОЛЬШЕВИКОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ МАРКСИСТСКУЮ ПАРТИЮ. ( 1 9 0 8 - 1 9 1 2 ГОДЫ). 1. СТОЛЫПИНСКАЯ РЕАКЦИЯ. РАЗЛОЖЕНИЕ В ОППОЗИЦИОННЫХ СЛОЯХ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ; УПАДОЧНИЧЕСТВО. ПЕРЕХОД ЧАСТИ ПАРТ» ИНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЛАГЕРЬ ВРАГОВ МАРКСИЗМА И ПОПЫТКИ РЕВИЗИИ ТЕОРИИ МАРКСИЗМА. ОТПОВЕДЬ ЛЕНИНА РЕВИЗИОНИ СТАМ В ЕГО КНИГЕ „МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ЗА ЩИТА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ МАРКСИСТСКОЙ ПАРТИИ. II Государственная дума была и особенно после ее поражения, свыше двух миллионов домо распущена царским правитель- кадеты все больше проявляли хозяев. етвом 3 июня 1907 года. Этотсебя, как контрреволюционная Столыпинщина еще более ухуд- цень принято в истории называть сила. Они все больше сбрасывали шила положение малоземельных днем третьеиюньского государ- с себя «демократическую» маску, крестьян и деревенской бедноты, ствеппого переворота. Царское выступали как настоящие монар- Расслоение крестьянства усили- правитѳльство издало новый за- хисты, защитники царизма. В лось. Начались столкновения кре- кон о выборах в III Государствен- 1909 году группа виднейших ка- стьян с кулаками-хуторянамп. ную- думу и тем самым нарушилодетских писателей выпустила Вместе с тем крестьянство на- свой собственный манифест 17 сборник «Вехи», в котором каде- чипало понимать, что ему пе по- _______ _______ п - ___ октября 1905 года, так как, со- ты благодарили царизм от нмепи лучить помещичьей земли, пока ^ І наступле- Перед марксистами стояла неот- гласно этому манифесту, опо'буржуазии за подавление револю- существует царское правитель-' ^ в г ды за- пожпая задача дать должною должно было издавать новые за- цпи. Пресмыкаясь и холопствуя ство п помещичье-кадстская То мны только с согласия думы, перед царским правительством сударственпая дума. панно и лицемерно под флагом «защиты» основных позиций марксизма. Мы, говорили они, в основном марксисты, но хотели бы «улучшить» марксизм, осгобо- дить его от некоторых основных положепий. На самом деле они были враждебны марксизму, ибо старались подорвать теоретиче ские основы марксизма, хотя на словах лицемерно отрицали свою годно выколачивал нз населения враждебность к марксизму и про многие сотни миллионов рублей. | должали двурушнически пазыгать Это выражалось в тайных дого- себя марксистами. Опасность та- ворах с «союзниками», по кото- кой лицемерной критики состояла рым царизм обязался выставить в том, что она была рассчитана в случае войны миллионы русских на обман рядовых партийных ра- солдат па империалистические ботников п могла ввести пх в за- фронты для поддержания «союзии- блуждепие. И чем лицемернее ве ков» и обеспечения бешеных при- лась эта критика по подрыву тео- былей англо-французских капита- ротпческпх основ марксизма, тем листов. опаснее становилась она дзя пар/ Годы столыпинской реакции тни, ибо том теснее опа смыка- особёнпо отличались разбойничьи- лась с общим походом реакции ми набегами жандармов н поли- против партии," против реЕолго- цейских, царских провокаторов п ции. Часть отошедших -от марк- мснпой теории познания», Ва- лептипоБа — «Философские по строения марксизма»... Все эти лица, об’еднненные — несмот ря на резкие различия полити ческих взглядов—враждой про тив диалектического материа лизма, претендуют в то же вре мя па то, что они в философии марксисты! Эпгельсовская диа лектика есть «мистика», — го ворит Верман, взгляды Энгель са «устарели», — мимоходом, как нечто само собою разумею щееся, бросает Базаров, — ма териализм оказывается опро вергнутым нашими смелыми воинами, которые гордо ссыла ются на «современную теорию познания», на «новейшую фи лософию» (или «новейший по зитивизм»), па «философию сов ременного естествознания» илн^ даже «философию естествозна ния XX века» (Ленин, т. XIII, стр. 11). Отвечая Луначарскому, который Социал-демократическая фракция кнута и виселицы, кадеты прямо Крестьянское движение в годы У’ Р второй думы была предана суду, писали, что надо «благословлять усилившегося выделения па ху- I!™ L . I i , , Д° конца и отстоять’ п п т р т и п и т п т пяй п пд гп К.ІЯРГЯ а т ѵ пляг.т*. ігл т п п а я п ппя гш ітеми т п п я f 1 9 0 7 — г . пяпячч ттіл т * ’ У^ ЗНЗТ—ЫГЫ 30M, ТеорѲТПЧеСКНб 0( представители рабочего класса эту власть, которая одна своими были отправлены на каторгу п в штыками и тюрьмами еще ограж ссылку на поселение. 1дает нас (то-есть либеральную 1911 г. г и позднее, на почве участие в забастовках. Попавших Можно было рассчитывать, что — -------- • - •• — — •'•П—« "1 —*• Н овый избирательный закон буржуазию) от ярости народной», столкновения общинников с хѵто- па одном предприятии, вистскпе друзьи, сигавшие себя был составлен так, что намного увеличивал количество представи телей помещиков и торгово-про мышленной буржуазии в думе. черносотенных громил на рабочий спзма интеллигентов дошла до то- класс. Но репрессиями донимали го, что стала проповедыгать не- в оправдание своих друЬей — ре рабочих не только царские оприч- обходпмость создания повой рели- визиопистов в философии говорил: ники. От них не отставали в этом гпи (так называемые «богоиска-. «может быть мы заблуждаемся, отпошенпн фабриканты и заводчи- телн* и «богостроители»). ' но ищем», — Ленлн писал: «Что касается до меня, то я тоже — «ищущий» в филосо фии. Именно: в настоящих за метках (речь идет о книге «Ма териализм и эмпириокрити цизм». — Рвд.)ѵя поставил се бе задачей разыскать, на чем свихнулись люди, преподнося щие под видом марксизма нечто невероятно сбивчивое, путанное н реакционное» (там же, стр. 12). На деле, однако, книга Ленина стоя промышленности и роста отповедь этим перерожденцам в безработицы. Фабриканты об'явля- области теории марксизма, сор* ли массовые увольнения рабочих рать с них маску, разоблачить их тора (1907 -1909) сначала идет ‘ " г ’ Г ’ теоР0ТИЧескі на уСы.,ь, по всіяро, в 1 9 1 0 - ■ £ “ “ “ " Ѵ Г ” ™ CHCJ ™ 8. " Я ? " ; таким обра- т оретнч скнѳ основы марк- в эту «черную книгу», или в за выполнение этой задачи возь- «черный список» пе принимали на мутся Плеханов и его. меныпе- дѵму и расправившись с сопиал- стьянского движения против по- г ; ; демократической фракцией Госу- мещиков и кулаков-хѵіОрян. ■L Tn* ! тппмп пппимптЛпппгтп <Известн™ теоретиками марк- . . дарственной думы, царское прани-1 В областа промышленности T J E S S S T t ' ” m > ' Н° аГш т ш стш!- Еыша Раскритиковав, как следует, русских эмпириокритиков и их иностранных учителей, Лонпн приходит в своей книге к следую щим выводам против философско- теоретического ревизионизма: 1) «Все более тонкая фаль сификация марксизма, все бо лее тонкие подделки антимате риалистических учений поі марксизм, — вот чем характе ризуется современный ревизио низм и в политической эконо мии, и в вопросах тактики, и в философии Бообщѳ» (там ав, стр. 270); 2) «Вся школа Маха и Аве нариуса идет к идеализму» (та* же, стр. 291); ' . 3) «Наши махисты все увязли в идеализме» (там же, стр. 282); 4) «За гносеологической схо ластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партиі в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тен денции и идеологию враждеб ных классов современного об щества» (там же, стр. 292); 5) «Об’ективная, классовая • роль эмпириокритицизма всеце ло сводится к прислужничеству фидеистам (реакционеры, даю щие предпочтение Бере перед наукой.— Ред.) в их борьбе про тив материализма вообще и про тив исторического материализ ма в частности» (там же, стр. 292); 6) «Идеализм философский есть... дорога к поповщине» (там жѳ, стр. 304). Чтобы оценить громадное зна чение книги Ленина в история нашей' партии и понять — какое В то же время в несколько раз і тельство стало усиленно громить 1также произошли после револю- ^ q n ^ ^ v ^ n ^ i n 1 СакЬ<А паР°^ пезпачіггельпых ста‘ скромной задачи. На самом, деле теоретическое богатство отстоял н ѵ 3 1 к р 1908 году на 10—15 процентов, тей фельетонно-критического .ха- книга Ленина является не только деНцН сокращалось н до того небольшое политические и экономические ции значительные изменения. ’ - - промышленности, ден до 10—12 т о в Вновь стала Ра- ТѲ^а и потом У®ти в кусти. число нрод«тавптѳлсй крестьян j организации пролетариата. К а - ( Концентрация т , Г ” * п ° i w i t гтя «я ра!ІтѳРа и потсм Уитп в кусты. ‘критикой Богданова, Юшкевича, знонистов* л перерожденцев пе- и рабочих торжные тюрьмы, крепости и то-ость укрупнение и сосредото- Э1 ЗШЧТ "Т™ ** Ле*м В ^ ентиннова иl EI * п* риода стольшинской реакции, нѳ- ш дума по своему составу места ссылки переполнились ре- чение промышленности в руках ШТП1 а 0В F‘ ' ' ' гТи Мятя обх°Димо, хотя бы коротко, позна- была черносотенно-кадетской. Из волюционерами. Революционеров все более крупных капиталиста- пАитшич m риализм и эмпириокритицизм», са и Маха, пытавшихся в своих комить^я о основами диалектпче- ■ = - ” K s : z s t ; = л г » - s z : S l™ > „ = - г і : = , = — ■ — общего числа 442 депутатов в ней было: правых (черносотенца породило распад и разложение цев) — 171, октябристов и чле- j Чѳрноеотеииый террор ' свиреп- 1905 года капиталисты стали J ^ S o “ и ^ Г р а з ^ о ж м и е ^ п НОВ родственны х ИМ г р у п п — Н о , г.тппиял Rn-T?p.m. М я п ггп и ѵ п т т г т п 00 йітппяті.г,я п гптпчм ч тппм n rv i- * г кадетов н членов близких к ним групп — 101, трудовиков — 13, социал-демократов — 18. В лице правых (они называ лись так потому, что сидели в думе па правой стороне) были представлены злейшие враги ра бочих и крестьян — черносотен ные помещики-креиостники, уст раивавшие массовые порки и расстрелы крестьян при подавле- лении крестьянского движения, организаторы еврейских погромов ствовал во-всю. Царски» министр об единиться в союзы, чтобы под- у т І0 , нитеств0 в ср(да га ты „ . Столыпин покрыл внеелицами нять цены на товары .внутри ^ Попутчики, пришедшие в страну. Было казнено несколько страны, а вырученную сверх- революции из буржуазной тысяч революционеров. Виселпцу прибыль обратить в фонд поощре- среды в период бурного пѴсма в то время называли «Столыпин- ипя экспорта для того, чтобы рвЕ0ЛЮЩІИ, „ „ш л и ’ „ партшІ в дни реакции. Часть их ушла в ла герь открытых врагов революции, ским галстуком». | можно было выбросить на воеш- Подавляя революционное дви- ние рынки товары по низким Г ____ ____ ______ ____ l U U b U і t i U b l I Di A DUdl U D U O D U 4 X U U f l l l . Pa6o,mi и «РМПЯЕ, пар- ценам и завоевать внешние рын- J Tb засни а умевш их легаль- ское правительство не могло огра- кн. Та|По союзы, такие ободппе- Hus обществах рабочего класса н ннчнтіѵся одними репрессиями, пия капиталистов (монополии) карательными экспедициями, рас- назывались трестами и синдика- стрелами, тюрьмой, каторгой, тами. После революции число Царское правительство с тревогой буржуазных трестов и синдикатов видело, что наивная вера кре- еще больше увеличилось. Увеля- избпепия рабочих демонстраций, стьяпства в «царя-батюшку» все чивалось также количество круп- іп кпо соб н т іс^ * веакциГТж іть- аверских поджогов помещений, более исчезает. Поэтому оно при- ных банков и росла лх роль в СЦ Г цапизмом где происходили митинги б дни бегло к крупному маневру, за- промышленности. %Увеличивался Цапскоѳ правительство нсполь- по дуМад0 создать себе прочную приток иностранных капиталов 30вало поражение революции что- ѳсть мировоззрение марксистско опору в деревне в лице много- в Россию. 1 ’" 'гт" ” ',т*лК численного класса деревенской Таким образом, капитализм в старалась сворпуть пролетариат с революционного пути, старалась дискредитировать революционную партию пролетариата. Отходя от революции, попутчики старались «Менее чем за полгода, пи- ченный и приглаженный идеа- ™ ма сал Ленин в этой книге, вышлолизм—в протавовес м а р к с и с т с к о -« ■ , Wfln6Tnffm(n ^ в свет четыре книги, посвя- -му материализму. Книга Ленина диа1е™ есКнй п исТОм5ескнІ щенные главным образом п является вместе с тем защн- мат из о а теовети- лочти всецело нападкам на дна- той теоретических основ марк- «Ьѵнзамент коммунизма лектлчеекпй материализм. Сюда сизма — диалектического и исто- теоретические основы ^ к с и с т - ’ относятся прежде всего «Очер- рического материализма — и ма- J этих^снов ки по (? надо было оказать: териалистическвм обобщением р ’ усвоение является против) философии марксизма», всего важного и существенного из обязанностью каждого активного СПБ, 1908, сборник статей Ба- того, что приобретено наукой и, „ птая т т іп п зарова, Богданова, Луначарско- прежде всёго, естестввзнанием за го, Бермана, Гельфонда, Юшке-целый исторический период, за Итак: вича, Суворова; затем книги: период от смерти Энгельса до во- 1) Что такое диалектически!. Юшкевича — «Материализм иявлегіия в свет книги Ленина материализм? критический реализм», Бермана «Материализм и эмпириокрнти- 2) Что такое исторический ма— «Диалектика в свете совре-цнзм». , териализм? революции. Правые стояли за са мое свирепое подавление трудя щихся, за неограниченную цар скую власть, против царского ма нифеста 17 октября 1905 года. Близко к правым в думе при мыкала партия октябристов, или «Союз 17 октября». Октябристы представляли интересы крупного промышленного капитала и круп ных помещиков, хозяйничавших по-каппталистпчоскн (в начале революции 1905 года к октябри стам перешла значительная часть кадетов из числа крупных поме щиков). Октябристов от правых отличало лишь признание — п то «•ловесное — манифеста 17 ок тября. Октябристы полностью поддерживали и внутреннюю, и внешнюю политику царского пра вительства. Кадеты, и л и «конституционно демократическая» партия, имели в III думе меньше мест, чем в I и во II думах. Это об’ясняетсп тем, что часть помещичьих голосов от кадетов перешла к октябристам. В III думе была представлена пемпогочислеппая группа мелко буржуазных демократов, так на зываемых трудовиков. Трудовики в думе колебались между каде тами и рабочей демократией . внтольство заставляло крестьян (большевиками). Ленин указывал, ! выделять из общины кулакам- 2. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. Диалектический материализм VV/UUUV/ IIUUUIUUUUU »4« у л бы наиболее трусливых и шкур- лепинско^ партии. Оно называет- нически настроенных^ попутчиков ся Диалектическим материализмом буржуазии — кулачества. I Р оссии все больше становился мо- революции завербовать себе в потому, что его подход к явле- 9 ноября 1906 года Столыпин нополпстическим, * империалист^ аГ6НТЬІ _ в провокаторы Подлые ниям природы, его метод изучения издал новый земельный закон о ческим капитализмом. . . ИудЫ-Пр0в0каТ 0 ры которых цар- явл°пий природы, его ме^од по- выделении крестьян из общины После нескольких лет застоя с^ая охраПка засылада в рабочие знаипя этих явлений является на хутора. По столыпинскому зе- промышленность вновь ожила: вы- пкпарТИйныё организации шпио- Диалектическим, а его истслкова- мельному закону разрушалось росли добыча угля, выработка ме- пили изнутри и продавали рево- ние яыѳний природы, его понима- общинпое пользование землей, талла, добыча нефти, увеличилось .іЮцНонеров Каждому крестьянину предлага-производство тканей, сахара. - лось взять свой надел в личное Сильно вырос'4вывоз хлеба за гра- владѳнпе, выделиться из общины, пипу. что хотя трудовики страшпо слабы в думе, опи представляют массы, крестьянские массы. Коло нне явлений природй, его тоо- Наступленпѳ контрреволюции Рпя ~ материалистической. шло и на идеологическом фронте. * Исторический материализм есть . - Появилась целая орава модных пп- распространение положений диа- Крестьяппн мог продать свой п а -; ао тя Россия в это время сдела- саТѳлей, которые «критиковали» и лектического материализма на дел, чего он не имел права еде- ла некоторый шаг вперед в своей «разносили» марксизм, оплевывали изучение общественной жизни, лать раньше. Общество обязано промышленности, опа продолжала революцию, издевались над ней, применение положений дпалекти- Пыло выделить землю выходящим оставаться'отсталой страной по ЕОёПевалп предательство, Еоспева- ческого материализма к явлениям пз общины крестьянам в одном сравнению с западной Европой ЛІІ 'ПОЛОвой разврат под видом жпзнп 'общества, к изучению об- месте (хутор, отруб). и зависимой от иностранных ка- <Ку1ьта личности» і щества, к изучению истории об- Богатые крестьяне - кулаки ппталистов. В России не было по- в областп лШЛОсофии усилились Щества. . полѵчалп возможность скупать ставлено производство машин и попытки «критики», ревизии марк- | Характеризуя свой диалектпче- прп этом по дешевой цене у ма- станков—они ввозились из-за ГПо,ІЯ ппяпттлттрь Rrpprn- Аарактерпзѵя свои диалектиче ломошных киестьяп пт ч рм І ш R гпанпны Не быто т ік ж р яитпмп ’ появились всеБОЗ скиЙ МСТ0Ді Маркс и Энгельс ссы- іипищны \ крестьян их землю, в границы^ пе оыло также автомо- можпыѳ религиозные течения, таЮтся пбычпп ня Глгтя кяк на течение нескольких лет после бпльно» промышленности, пе было п|ЯкрытЬ]0г якоСы «пау,пшми. Я с о ф а сФопиЖвавшего издания этого закона больше мил- химической промышленности, не доводами ѵ «рилклира, сформулировавшего лиона маломощных крестьян со- было производства минеральных <(Кпптнкя> мапкгичмя ГТо1ч м0 всем лишилось земли и разори- удобрений. В производстве воору- «критика» марксизма стала мо лось. За счет обезземеления мало- жения Россия также отставала от ‘ * „ ГТ мощных крестьяп выросло коли- других капиталистических стран. I ®со эти господа, несмотря па ственна диалектике Гегеля. На чество кулацких хуторов и отру- Указывая па низкий уровень нх разношерстность, пресле- самом дело Маркс и Энгельс взя- бов. Пногда это были настоящие потребления металла и России, Д°вали одну общую цель отвра- ли нз диалектики Гегеля лишь поместья, где широко применялся как на призпак ее отсталости, тить массы от революции. I е0 «рациональное зерно», отбросив наемный, батрацкий труд. Пра- Ленин писал: | УпадочппчестЕО и неЕерие кос- гегелевскую идеалистическую ше- «За полвека после освобожде- нулпсь также одной части пар- ЛУХУ u разЕИв ее дальше, с тем, пия крестьян потребление же- тийпых интеллигентов, считавших чтооы придать ей современный леза в России возросло впятеро, себя марксистами, но никогда по научный вид Предисловие к 1-му тому «Ка- действия противоположных сы в питала», издания 1934 г.). природе. , Характеризуя свой материализм, В своей основе диалектика пря- Маркс и Энгельс ссылаются обыч- мо противоположна метафизике, но па Фейербаха, как на филосо- 1) Марксистский дизлектиче- фа, восстановившего материализм схий метод характеризуется сле дующими осно&ными чертами: а) В противойоложность мета физике диалектика рассматривает природу не как случайное скопле ние предметов, явлений,/оторван ных друг от друга, изолированных друг от друга и но зависимых друг от друга, а как связное, единое целое, где предметы, явле ния органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. П оэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе па может быть понято, если взять его в изолированном в его правах. Однако это не озна чает, что материализм Маркса и Энгельса тождественен материа лизму Фейербаха. На,самом деле Маркс и Энгельс взяли из мате риализма Фейербаха его «основное зерно», развив его дальше в на учно-философскую теорию мате риализма и отбросив прочь его идеалистические и релпгиозпо-эти* ческие наслоения. Известно, что Фейербах, будучи в основном ма териалистом, восставал против на звания—материализм. Энгельс не раз заявлял, что Фейербах «це- смотря на материалистическую основные черты диалектики. Это, однако, пе означает, что диалек тика Маркса и Энгельса тожде- хуторянам лучшую землю. Если при «освобождении» кре стьян помещики грабили кре- папия трудовнког. между кадетами гтьяпскую землю, то теперь ку- и рабочей демократией неизбежно лаки стали грабить общинную вытекали из классового положе- землю, получая лучшие участки, ния мелких хозяев. Ленин выдвн- скупая по дешевой цене паделы гал задачу перед депутатами- у бедноты, большевиками, перед рабочей де- • Царское правительство выда- чіжратией — «помочь слабым вало кулакам значительные ссу- мелкобуржуазным демократам, ды для покупки земли и устрой- иырвать их из-под влияния либе- ства хуторов. Нз кулаков Столы- [іллов, сплотить лагерь демокра- нии хотел сделать маленьких по- u все же Россия остается неве- стояпших твердо на позициях роятно, певпданпо отсталой марксизма. В числе пих были та- страиой, пищей и полудикой, ки® писатели, как Богданов, Ба- оборудованной современными заров, Луначарский (примыкавшие орудиями производства вчетве- в 1905 году к большевикам), Юш- ро хуже Англии; впятеро хуже кевпч, Валентинов (меньшевики). Германии, вдесятеро хуже Аме- Они развернули «критику» одно- рики» (Ленин, т. XVI, стр. времеппо против фплософско-тео- «Мой диалектический метод, основу, еще пе освободился от виде, впе связи с окружающими старых идеалистических нут», что j явлениями, ибо любое яйление в «действительный идеализм Фейер- любой области природы1 может баха выступает наружу тотчас, быть превращено в бессмыслицу, же, как мы подходим к его этике если его рассматривать вне связи и философии религии» (К. Маркс с окружающими условиями, в от- п Ф. Энгельс, т. XIV. стр. 652— рыве от них, и, наоборот, любое 654). явлепие может быть понято и Диалектика происходит от гре- обосновало, если опо рассматри- чеспіого слова «диалего», что зпа- вается в его неразрывной связи с чнт вести беседу, вести полемику, окружающими явлениями, в его Под диалектикой понимали в древ- обусловленности от окружающих нсстп искусство добиться истины его явлепий. путем раскрытия противоречий в б) В противоположность мета- суждепии прзтивпика и преодоле- физике диалектика рассматривает 543) Прямым последствием хозяйст венной и политической отсталости России являлась зависимость как ротических основ марксизма, то- есть против диалектического ма териализма, и протпв его научпо- нсторичѳских основ, то-есть про тпв исторического материализма. тии против контрреволюционных мещиков, верных защитников русского капитализма, так и само- кадетов, ;і не только против нра- царского самодержавия. ! го царизма от западпо-европей- Критика эта отличалась от обыч- вых...» (Ленин, т. XV, стр. 486). Всего за девять лет (с 1906 по ского капитализма. і пой критики тем, что опа велась ния этих противоречий. В древпо- природу не как состояние покоя говорит Маркс, в основе своей стн пекоторые философы считали, и неподвижности, застоя и неиз- не только отличен от гегелев- что раскрытие противоречий в меняемостн, а как состояние но ского, но является его прямой мышлении и столкновение проти- прерывного ’ движения и измене- протнвоположностью. Для Геге- воположпых мнений является луч- нии, непрерывного обновления и ля процесс мышления, который ппім средством обнаружения нети- развития, где всегда что-то вознп- он под названием идеи превра- пы. Этот диалектический способ кает и развивается, что-то разру шает даже в самостоятельный мышления, распространенный впо- шается н отживает свой век. суб’скт, есть демиург (творец) следствии на явления природы, Поэтому диалектический метод действительного, которое госта- превратился в диалектический ме- требует, чтобы явлепия рчегма- вляет лишь его впешнее про- тод пезнапня природы, который трпвалпсь не только с точки зре- явление. Для меня, наоборот, рассматривал явления природы, нии их взаимной связи и обуело- идеальпое есть нечто иное, как как вечно движущиеся и изменяю- вленности, ко и с точки зрения •их материальное, пересаженное щпеся, а развитие природы—как движения, их изменонпя. пх раз- в человеческую голову и пре- результат развития противоречий II в ходе |»,-в'мюцни 1905 г'.*да, 19І5 год) из общины выделилось I Это выражалось в том, что т а - : не открыто и чѳстпо. а завуалпро- \ образованное в ней» (К. Маркс, в природе, как результат вааи.чо - (Продолжение—на 3 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz