Полярная правда. 1938, сентябрь
Ѣ 207 (3577). 9 сентября 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 110 Л Е Т с о д н я Р О Ж Д Е Н И Я л. н. т о л с т о г о Я СНА Я ПОЛЯНА С наступлением утра густые 1 знакомится со всем ходом разви- сразу и по достоинству оценил тенистые аллеи красивого ясно- j тия миросозерцания Толстого, этот акт. Мощной волной по стра- поляпского парка ежедневно на- j Раскрываются все отрицательные не прокатились демонстрации со- полняются шумом звонких, моло дых голосов. На скамьях, под гу сто разросшимися елями, липами, Литературное наследие Л. Н. Толстого Вряд ли найдется другой рус- кое от этого противоречия...»- сторопы «толстовства». Цитаты чувствия любимому писателю, CKHg писатель, произведепия ко- (Письмо от 14 сентября 1905 п>- из статей Ленина о Толстом, ил- терпящему преследования царской торого так преследовались бы и да) люстрируя отдельные моменты из власти. Ясную Поляну засыпали искажались царской цензурой, Еще более интересную часть березами, сидят молодые девушки жизни и творчества мирового пи- тысячами телеграмм, писем и ад- ^ к преследовались и искажались архива Толстого составляют не- и парни, с нетерпением погляды-; сателя, ярко показывают Толстого ресов. Устраивались демонстрации произведения Льва Толстого. изданные тексты художествен ная па заслоненпый густой ли- во всем многообразии противорѳ- в общественных местах. I Самодержавие боялось Толсто- них и публицистических произве- ствой чистенький, белый двух- чий, из которых гениальный ху- Рабочие брянского стекольного rQ_ Могучее перо пламенного об- депий. Как всякий подлинны! этажный домик с терасой, увитой дожник не мог выйти до конца завода прислали «отлученному* в ЛИчителя церкви и капиталиста художник, Толстой с исключи- днким виноградом. своих дней. подарок глыбу искусно отшлифо- веского государства не давало по- тельной требовательностью отно- коя правящим кликам. сился к своей работе. Он без Не удивительно поэтому, что конца переделывал, исправлял, . . . иные публицистические статьи улучшал свои произведения. Мно- щие. С одной стороны — гениаль- своего века, глубокочтимый Лев Толстого' могли появляться толь- гие вещи он писал заново п* ный художник, давший не только Николаевич. И раньше их жгли ко в нелегальных и заграничных 8 —10 раз, а некоторые и юраз- несравноппые картины русской па кострах, гноили в тюрьмах и изданиях; распространение их в до больше. Так, незаконченны! жизни, но и первоклассные про- ссылке. Пусть отлучают Вас, как р0ССИи беспощадно преследова- роман «Декабристы» Толсгой на- изведепия мировой литературы. С хотят и от чего хотят — фарисеи, лось> Цензура запрещала и кон- чинал заново 18 раз; незакончен- друго^ стороны — помещик, юрод- первосвященники. Русские люди фисковывала такие антиправп- ный роман из эпохи Петра I ствующий во Христе». (Ленин, т. всегда будут гордиться, считая тельственные брошюры Толстого, имеет 35 начал, а предисловие к ХП, сгр. 332). Вас своим великим, дорогим, лю- - - - * ----- * -------- -------------- Известно, что в 1901 году Тол- бимым». стой был отлучен от церкви. К этому, примерно, времени от- История эта прогремела на весь носится и арест царской охранкой Лев Николаевич ТОЛСТОЙ. (18 28 — 1910). С рисунка работы худ. И. Е. Репина (1891 г.). Наступает положенный час. Раскрываются двери, и посетите ли устремляются в белый дом. Публика ходит по небольшим как будто вчера только покрашенным и только сегодня прибранным комнатам. Закончив осмотр дома, посети тели направляются по липовой аллее за пределы парка, оттуда по лесной просеке так называе мого Старого Заказа идет к обры ву и тут, на краю его, среди оди ноких, сысоко вытянувшихся в небо дубков, лип и клена видит свежий, как будто вчера только выросший могильный холм. Это — могила великого рус ского писателя Л. Н. Толстого в усадьбе Ясная Поляна. Декретом советской уласти вся усадьба вместе с домами и угодья ми была об'явлена заповедной. 1 «Противоречия в произведе- ванного стекла с надписью: пия.\, взглядах, учениях, в школе «Вы разделили участь многих Толстого — действительно крича- великих людей, идущих впереди Горький о Толстом как «Николай Палкин», «Ответ философскому сочинению «Пугѵ синоду», «Обращение к русским жизни» Толстой переделывал оо- людям», «Не могу молчать» и др. лее 100 раз — случай, вряд лж ) I ______ ___________________ г _ _ _ Той же участи подвергались и имеющий прецеденты в мировой мир». «Отлучение» было задумано секретаря Толстого. В дневнике многие его художественные про* литературе, царским правительством как а к і писателя мы находим такую за- игведения. Так, в романе «Вое- Кажется невероятным, что все политической мести против Тол- пись об этом акте царской охран- вгесение» цензура не пропускала это М 0 РѲ рукописей могло оыть стого, обличавшего гнусные поро- КИ: «Вчера вечером приехали раз- глав, описывавших коідедию «бо- создано рукой одного человека, ки самодержавного строя. бойники ва Гусевым и увезли гсслуження» в тюремной церкви. В публицистике іолстого ос Но прямо поднять руку па Тол- его». j В повести «Хаджи-Мурат» вычер- бенно ярко отразились «сила н стого царские министры не по- Посетитель читает выве- * ипя*ям' г,ят,я гіп*лпжяшая ѵбий- слабость», и мощь и огранич )_ к валась лава, содер ащ у слабость», мощь^ ственнуго характеристику _____ • ■ - • m u u u j хи u u и і о и и u o u d j i u u i u u u u • - w n , душитель революции, реак- цу нелегального издания знамени- ™Іая *• и «Воскресение», смели. Правая рука Александра шеннукГна “стене п е р в ^ с тр ін і- о х Ни- ность ^ г, сового движения» (Ленин. Сочи- Умдг.тно пгшшиить что посла *“ • о » л" - в V, " ««"лчпіъиии»., и * ' _ >тг?® ™ ' I I ционнейший из реакционных цар- статьи ТоіСтого «Не могѵ «Хаджи-Мурат», и многие другие нения. Том XIV. Ьтр. 4 U 1 ), выра ,' р ‘ ™ о ских сатРапов обер-прокурор «свя- М 0 Лчать» произведения Толстого только зитёлем которого был То' ■ Андреевна, желая сохранить в тѳц ш ѳ г 0 синода» Победоносцев ’ ! после Великой Октябрьской со- Наряду с проповедью непротнвл целости и неприкосновенности ( Пр Я М 0 предлагал царю заточить 1910 год. Уход из Ясной Поля- дуалистической революции впер- ния злу, наряду с отрицание* Помещаемый ниже отрывок яв- она — есть нечто, чем мы инеем ^ bnL a ? L a r lT° rn a w K L ? ama* «кРамольного> П>афа в Суздаль- ны- Болезнь и смерть великого выѳ появились перед читателем революцио^ных методов ^орь ы, ляется заключительной частью право гордиться, что может на- “ ппа Х ™ ™ і * . 1 СКуЮ монастырскую тюрьму. писателя. Этой теме уделен боль- в и подлинном, неискаженном публицистика^ Толстого полна рез статьи «о петрашевцах, П. Тур- учить нас уважать человека, по- ПЙПЙПат. ѵгаттьбѵ r тшпаниа гпгѵ НаРские сатрапы знали, что специальный раздел музея, цензурой виде. ких’ ^ ° щ ' tw L ш я не- геневе, Ф. Достоевском, Л. Тол- нимать жизнь и безбоязненно ду- ^ д ачал0*ь олгое и тяг*_ • эта мера вызовет совершенно об-Толстой ушел из Ясной Поляны. В годы советской власти нача- ™ бл“ ованные 'статьи Толстое стом» из курса истории русской мать о всех вопросах. 14ejJ 0бсѵждѳние вопооса Дело до- Ратный эФФвкт и что протестую- Начальник станции Астапово Озо- лась деятельная работа по все- t литературы, прочитанного в 1909 j Толстой глубоко национален, он шло * государственной пѵмы щий’ гневный г0100 мирового пи- лин приютил у себя в комнатке становлению подлинных году для рабочих в каприйской ' с изумительною полнотой вопло- М о т а й «ноготасленпые 3 Z Z е а т я 6^ е і " » « ™ как «Письмо итальянцам*, «Чте - i ’ m с ' гаиихйли мышичислізаы ц кѵиші- - * я - -- - . * ш . . 5 . Нве к солдатам («Солдатская па- • школе и сохранившегося в черно- щает в своей душе все особен- rnu R ппот.пигоппп г к Рвмных стен пожалуй еще силь- питого писателя. Полетели шнф- в этьи направлении явилось по- ч or* ■ сии. в итоге предложение ь. л. поа вом ііп лт,пКлчл т „ І л т , ии„ _______ л г _________ rrrn мятка» ) и др., ярко выражают ег» вой записи. ! пости сложной русской психики: Тюстойіыло оташ ом .' Статья целиком подготовлена к в нем есть буйное озорство Вась- печати С. Балухатым и напечата- ■ки Буслаева и кроткая вдумчи ва в журнале «Литературный ; вость Нестора летописца, в нем го критик» Уз 6 за 1938 г. «60 лет звучал суровый и прав- рит фанатизм Аввакума, он скеп тик, как Чаадаев, поэт не менее, дивый голос, обличавший всех и чем Пушкин, и умен, как Гер- все, он рассказал нам о русской цен — Толстой это целый мир. жизни почти столько же, как вся , Человек глубоко правдивый, он остальная наша литература. Исто- j еще потому ценен для нас, что рическое значение работы Толсто- все его художественные произве- го уже теперь понимается, как дѳния, написанные со страшной, итог всего пережитого русским об- почти чудесной силой — все его ществом за весь XIX в. и книги романы и повести — в корне его останутся в веках, как намят- отрицают его религиозную фило пик упорного труда, сделанного софпю. гением, его книги — документаль- ...Лично Толстой всегда стре- ное изложение всех исканий, ко- милея отделить себя от всех торые предприняла в XIX в. лич- людей, встать над ними — это опасно заболевшего в пути знаме- стов Толстого. ^Важнейшим шагом нужно рабочему народу», обраще рованпые телеграммы, запросы: становление Совнаркома СССР от * F острая как смел колввй вачальви* став- 2 4 го в » 1925 года в 8 августа Г ° » „ г о ^ нее, чем на свободе. я в в Г ? З ѵ S Z S r Z L Z 1» в 'т Г ВаболовЛЗт о™ я ' расправа. ! и™ дать приют в вазенной ввар- 1934 года об взданвв первого в Г в Г о й преврітвло Г в ^ л г с . ^ я _ « т ^ а весть таре вакону-то пасса *вр ,!. . шой вультурвыГ™ ;, в « у з е Т - Раитвтывая сн- Г ш о ж Г у Па,,ЯТВЮ ВЫ“ °- п ^ и Ж и } • I царское правительство при помо- Много экспонатов прямо или щИ черносотенной «святейшей» косвенно говорят о творческой кл т ;и, с которой так яростно бо- лаборатории Толстого Мы видим, р0ЛСЯ Толстой, состряпало посла- например, столик Софьи Андреев- ние СИнода, в котором Л. Н. Тол- ны, за которым- последняя семь стод 0б являлся вйіовником вся- раз от руки переписывала много- ческих ересей, богохульником и кратно исправлявшуюся рукопись признавался «отлученным от пра- «Войны н мира». А в романе, вославной церкви». Ему отказы- Толстой умер. В стране стихий ный траур. Ленин пишет: «Умер действительно полного собрания сочинений Толстого. Это почти 100-томное издание Лев Толстой. Его мировое значе- (36 томов уже вышли из печати) ние, как художника, его мировая ДС-лжно охватить все огромное известность, как мыслителя и толстовское наследие, в том чне- проповедника, и то и другое от- ле * длинный ряд таких произве- ражают, по-своему, мировое зна- доний, которые никогда не появ- ность сильная в целях найти себе в истории России место и дело. Мы не должны останавливаться на выводах Толстого, на его гру бо-тенденциозной проповеди пас- сивизма, — мы знаем, что эта про- едииственное побуждение челове ка, который знает, что именно он является личностью завершаю- ведь, три тысячи печатных стра ниц! Нам показывают снимок с рукописи «Хаджи-Мурата», всю испещренную вставками, сноска ми, поправками, местами вовсе перечеркнутую. Так тщательно и щей целый период истории своей вдумчиво Толстой шлифовал свои страны, личностью, которая во площает в себе все, до чего дора- поведь — в конечных выводах ботался за сто лет его коллектив, своих глубоко реакционна, знаем, j его класс. Мы не вправе требо- что она была способна причинить вать от него большего; сообразив, вред и причинила даже — все это как длинен и труден пройден- так. Но за всем этим остаются ный им путь, мы увидим, что широко написанные, живые и я р -, этот человек сделал поистиие просто читал, обогащая запасы кие картины русской жизни во огромное дело: дал итог пережи- своих и без того исполинских всех ее слоях, остаются глубоко того за целый век и дал его с знаний. произведения в стремлении дать им предельно чеканный, чистый, правильно русский литературный язык. Мы видим в доме также библио теку, которой Толстой пользовал ся в процессе творчества илп взятые, изумительно просто и изумительной правдивостью, силой правдиво рассказанные человече - 1 н красотой. Второй, или, как его здесь на зывают, малый музей, дает бога- - . , душевные пережива- считать cega знающим свою стра- вия и эта работа имеет цену Ну, нельзя считать себя куль- нсоспорнмую, она колоссальна, турным человеком. Не зная Толстого — нельзя тоѳ представление о Толстом не только как о художнике, гение мировой и русской литературы. Здесь посетитель последовательно Проф. н. гудший Лев Толстой 110 лет назад, 28 августа (9 сентября по нов. ст.) 1828 г., в Ясной Поляне родился Лев Толстой, чье имя стоит в ряду величайших гениев художествен ного слова. Мировая литература всех веков и народов насчитывает немного имен, которые по силе своего дарования и по степени своего влияния могут быть по ставлены в один ряд с Толстым. Отзываясь на смерть великого художника. Ленпп писал: «Л. Тол стой сумел поставить в своих ра ботах столько великих вопросов, сумел подняться до такой худо жественной силы, что его произ ведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. Эпоха подготовки ре волюции в одной из стран, при давленных крепостниками, высту пила, благодаря гениальному ос вещению Толстого, как шаг впе ред в художественном развитии всего человечества». (C g 4. том XIV. стр. 400). Крупнейшие дея тели мировой литературы учи лись у Толстого. Большую часть своей жизни Толстой провел в той самой Яс ной Поляне, в которой родился и из которой ушел ха десять ?.ней (К 110-летню СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Ф t ^ 4 до своей смерти. Помимо Ясной Поляны, сравнительно дольше, чем в других местах, Толстой жи вал в Москве. Учился он в Казан ском университете, в который по ступил в 1844 г. и из которого вышел в 1847 г., не окончив курса, так как тогдашняя уни верситетская паука не удовлетво ряла его умственной пытливости. И оп, вернувшись в Ясную Поля ну, поставил себе задачей само стоятельно овладеть обширным кругом знаний, и эту задачу он осуществлял в течение всей своей жизни. : В мае 1851 г. он уехал па Кавказ, где пробыл до начала 1854 г., участвуя (сначала в ка честве добровольца, а затем юн кера и офицера) в рискованных стычках с чеченцами. На Кавказе Толстой написал повести «Дет- I ство» и «Отрочество» и несколь ко рассказов. Таи же начаты были и «Казаки». Появившееся в Кч 9 журнала Некрасова «Совре менник» яа 1852 г. «Детство» бм- ченио русской революции») (т. XIV, стр. 400). Траурный поезд мчится к Яе- ной Поляне, встречаемый по пути вали в «церковном покаянии», а лялись в печати. Известно, что Толстой вел гро мадную переписку. Он переписы вался с учеными, писателями, толпами народа, отдающего по -, мУ з ы к а н т а м и 5 публицистами, кре- ,Я т Г м ш г л и ѵ Р А Н , ™ стьянами. никому. неведомыми а глѵчад гмйп-гп Тптртпгп «ппй следнюю дань великому гению ,*--------- -1 — в случае смерти іолстого запре- нйѵтомимомѵ и rMP, 0MVJ пяЧп 5 »я- *юдьм из народа. В числе кор- шалось с л уж и ть по нем папихи- неутомимому и смелому разоола щ служить по нем папихи ды.. . Но царские провокаторы и шпи оны в рясах просчитались. Парод чителю и изобличителю лжи и на силия. И. РОДИН. Or до первым печатным произведе нием Толстого, сразу же создав шим ему репутацию незаурядно го художника. Сила и мастерство психологического анализа, обна руженные Толстым уже в этом раннем его произведении, вызва ли восторженные отклики кри тики. По возвращении с Кавказа Тол стой был направлен в Дунайскую армию, сражавшуюся с турками, а в ноябро того же года он при ехал в Крым и принял энергич ное участие в защите Севастопо ля. Его впечатления от Севасто польской осады нашли отраже ние в замечательных «Севасто польских рассказах». Обычно изо бражение войны у предшествен ников Толстого сводилось большей частью к разукрашенным карти нам военных эпизодов; показыва лась, так сказать, парадная сто рона событий. Толстой показал их закулисную сторону, прозу войны с ее лазаретами, в кото рых умирали в нестерпимых му ках раненые и изувеченные. Са мое представление о героизме подверглось у Толстого переоцен ке. Оно также освобождено от тех • черт условной декоративности, ко- респондентов Толстого мы нахо дим Горького, Ромэн Роллана, Бернарда Шоу, Эднссона, почти всех русских писателей второй половины XIX века. И в своих письмах великий писатель остается том же бес страшным обличителем, неппими- рвмым врагом самодержавия. Пвн- ведѳм только один пример. Род ственник царя Н М. Романов усердно старался пэддгржирать переписку с Толстым. Последний однажды написал ему: «Вы — великий кпязь, богач, близкий родственник государя; я — человек, отрицающий и осуж дающий весь существующий по рядок и власть и іфямо заявляю щий об этом. И что-то есть для меня в отношении с вами нелов кого возмущения обличение ка питализма. В письме, обращенном к италь янскому народу, Толстой, напри мер, писал: «...На наших глазах эти оша лелые люди, наряженные в' мун диры и ленты, — называемы* монархами и министрами, делают парады, смотры, маневры, застав ляя приготовленных 'для этот* людей, стрелять, колоть вообра жаемых неприятелей, награждая тех, кто лучше это делают, кто придумывает более жестокие средства убийства. Что же мы этих людей оставляем в покое, а не бросаемся на них и не рас саживаем всех этих императоров, королей, министров, генералов и* смирительным заведениям? Ведь разве не очевидно, что они заду мывают и приготовляют самое ужаснейшее злодеяние и что, если мы не остановим их теперь, злодеяние совершится не нынче, так завтра»... Эти строки Толстого, написан ные после итало - абиссинскоі ройны 1896 года, закончившейся поражением Италии, и сейчас, в дни, когда фашистские государ ства готовят новую бойню, зву чат пламенным призывом к борь бе з*а мир и культуру, против поджигателей войны. В. ИВАНОВ. Лев Николаевич ТОЛСТОЙ. (1828 — 1910). С портрета худ. И. Н. Крамского. торые были обычны в художе ственной литературе. Такое пони мание и изображение войны в дальнейшем было углублено в «Войне и мире». В Крыму Толстой начал также писать третью часть своей трило гии — «Юность». Во всех этих ранних произве дениях Толстого вполне определи лись существенные и характер нейшие особенности его худо жественного гения, с большим мастерством и большой проворли- востью отмеченные в 1856 г. Чер нышевским, предсказавшим Тол-’ стому, как художнику, блестя щее будущее. В 1863 году задумана была «Война и мир», над которой Тол стой работал около семи лет. Ро ман писался под неостывшим еще впечатлением неудачи в Крым скую войну. Подлинным, непрере каемым героем «Войны и мира» явился русский народ, своей грудью защитивший родпую зем лю от вторгнувшегося в нее не победимого до тех пор, увенчан ного военными лаврами Наполео на и его закаленной в боях ар мии. Оборонительная война России с иностранными захватчиками по казана Толстым, как война на родная, и победоносный для рус ских исход войны и бесславная участь наполеоновского похода, показываются Толстым с правди востью историка и художника- реалиста — как результат пат риотического под'ема народных масс, по своему почину организо вавших партизанские отряды, на носившие удары вражеской ар мии. «Дубина народной войны, — писал Толстой, — поднялась со всею свофо грозною и величе ственною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообраз ностью, не разбирая ничего, под нималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока пе погибло все нашествие» *). Народный патриотизм и непре клонная воля народа в победе ро- I дит выдающихся, стойких и му жественных полководцев, скромно без шума и похвальбы, но с 1 истинным величием совершающих правое дело защиты общенарод ных интересов. * Общенародная война против иноземных захватчиков сделала Кутузова великим русским полко водцем. Все качества подлинного героизма обнаруживают у Толсто- I *) Юбилейное издание Толсто го, XII том, стр. 120 (IV том «Войны и мира»). го такие скромные и внешне не блестящие люди, как капитаны Тимохнн и Тушин, как Дохтуров и в основном вся солдатская на родная масса, с настоящим, непо казным героизмом совершающая великое историческое дело защи ты родины. Толстой показал, как Наполеон, этот легендарный полководец, оказался бессильным при столкновении с могучей на родной силой, возглавленной и умело направляемой мудрым рус ским военачальником. В художественных образах «Войны и мира», и в главных и во второстепенных, нас привле кает исключительной по силе ре ализм, его глубокая вера в не початые силы народа. В это» об*- яснение неувядаемой мощи и не преходящей художественной цен ности романа. В 1870 г. Толстой задумал про изведение, впоследствии озаглав ленное им «Анна Каренина», но в ту пору он занят был работой над романом из эпохи Петра I, не до веденной, однако, до конца. «Ан на Каренина» начата была в 1873 году, закончена в 1877 г. Перво начально Толстой задумал изобра зить «тип женщины замужней, из общества, но потерявшей се бя». Но в процессе работы над романом его тематическое напол нение, как это всегда бывало у Толстого, значительно переросл* (Окончание с»*, на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz