Полярная правда. 1938, октябрь
4 П С Л Л Р И А Я П Р Л В Д К ;х 249 (ЗС19) 29 октг.Зрл 1Э38 г. На морской вахте Героическими долам* наполнены трудовые Судна северных вп ововцсв. Они готовы ночью, даем , в любую вогоду выіітв в море для оказа ния помощи людям, для возвращения родной стране морских транспортов н денного оборудо- ваввя. Ниже мы помещаем отдельвые эпизоды из жвзнн молодых северных вирояовдев—воспитан ников Ленииско-Сталннекого комсомола. РЕМОНТ В ГОРЯЧЕЙ ТОПКЕ Еа епасатеіьном судне «Па- мать Руслана» в паровон котле ■отекли т р і хымогарныі трубки. Корабль находился в море, вдали •т материка. Бушевал мітори. Сели не потушить топку, могіа произойти аварія. До ближайшего порта у.еос еу- тов ходу. А спаіатель шел на жомощь тонущему кораблю, ■ ма лейшее промедление грозило мрьезными последствиями. В кают-компании обсуждалось моложенжѳ. Все ііодилісь на мысли попробовать отремонтиро вать котел в путн. Но кто же соглаентея произ вести такой опасны! ремонт в горяче! топке? Когда спросил етаршего ма шиниста корабля Отюскеге, со гласен ли он выполнить это o r ветственное поручение, ен ска- вал: — Если необюдимо, та* по- л*ау. Все на корабле жили одним •«бытием. Уж прошло четыре часа, как выгребли жар, а в кот ле «ще высокое давление. Но •ловкий сказал: — Пора. Он одел на ноги вал«нкн„ по верх ватника—брезентовую спе- щовку, лицо закутал полотенцем, •ставив узкую Щель для глаз. Голову прикрыл шапкой. Ногам было горячо. Валенки точно горели, приходилось пры гать с ноги на ногу. Глаза сле- анлись — наощупь ставил за глушки. Руки, іотя и в рукави- щаі, плохо слушались. 50 ми нут он работал в этих условиях н все-таки заглушил вое трубки. Благодаря самоотверженности Отюского кораСіь но имел про стоя. СТИХИЯ БЫЛА ПОБЕЖДЕНА Груженый лесоматериалами транспорт вьппѳі из Ленинграда в Лондон. В море заметили, что судно дает крен на левый борт. Решили перебросить уголь с ле вого борта на правый. Но при пе регрузке было обнаружено само возгорание угля. Пришлось пере броску прекратить, чтобы не дать доступа воздуха. Жуков работал кочегаром. Оп стоял на вахте. От жары и дыма люди задыхались. Но он не бро сал вахты. Корабль провелн хо ближайшего порта, В прошлом году английский тральщик «Найт-Ватч» во время шторма выбросило на камни. Суд но получило несколько пробоин. Не зашивая их, эпроновцы взяли судно на буксир и повели в Мур манск. На «Найт-Ватч» поолали Жукова, дав задание весь путь мощными мотопомпами откачивать воду нз трюма. Жуков не отходил от моторов. Вдруг центральная мотопомпа от казалась работать: в сетку при емного шланга забилась рыба, не выгруженная из трюма, — и суд но начало быстро погружаться в воду. Несколько человек уже подго товляли шлюпку. — Шланг на яос! — команду ет Жуков. • Вода гуляет по палубе. Не за литы только нос, кппма. да ка питанская рубка. Жуков брезен том закрыл мотор. Корабль мед ленно погружался. Казалось, вот сейчас судно нейдет па дне. Но Жуков верил в победу над сти хией. Он видел эту победу, слы шал ео приближение в мерном стуке мотора. Он пустил газ и... заколотилось радостно сордце. По широкому шлангу хлынула вода из трюма в море, и нос корабля медленно стал подниматься. ПО ОБЛЕДЕНЕЛОМУ КАНАТУ Необходимо было быстрей вы саживаться с «Хрущева». Корабль переломило пополам. Накатыва лись огромные волны, н о шлюпке пе могло быть н речн. Эпроновцы забросили на берег канат, зацепили его петлей за камень, а на корабле закрепили за мачту. Примитивная канатная порога тут же была проверена — двое спустились по ней, а за нимп перебрались па берег и все остальные. Ночь провели у костров. Пере мерзли. Шторм стал утихать только к утру. Надо было возвра щаться на судно, продолжать ра боту по снятию ценноге оборудо вания. Взобраться вверх по канату? Это невозможно, канат обледе нел. Двое все же пробовали влезть и возвращались, не под нявшись до середины. Но иного способа нет. Кому-нибудь надо взобраться па корабль и оттуда бросить шторм-трапы. Тогда вьппел моторист Ана толий Семенович Тропин. Он сбросил ватник и ухватился за обледенелый канат. Лез он жед- лѳнно, не зарываясь, экономя свои силы. Часто останавливался, грел руки за пазухой. Все облегченно вздохнули, ког да Тропин опустился на палубу. Обессилев, он лег. Однако чувство долга и ответственности, мысль, что там, на берегу, его ждут, при дала сллы, он привстал и, поша тываясь, держась за борт, пошел отыскивать шторм-трапы. Ник. ИНКОВ. Комсомольско - молодежный стахановский цех по ремонту электрооборудования Кировской обо гатительной фабрики к 20-летию ВЛКСМ взял обязательство повысить качество ремонта н выполнить план не ниже, чем на 180 проц. Стахановцы сдержали свое слово. На снимке: Комсомольцы - стахановцы электроцеха (слева направо): начальник цеха выдвиженец Д. ЛАНДАУ, бригадир А. ЗОЛИН, электромонтер II. МЕДВЕДЕВА и мастер М. КАРАМАНОВ обсуждают конструкцию нового станка, спроектированного мастером-комсомольцем М. Кара- мановым. Фото Федосеева. ► Комсомолка О. И. МУРАШЕВА — начальник цеха консервного завода, инженер, лучший пропагандист Рыбокомбината, отлич но выполнила все обязательства, взятые к 20-летию ВЛКСМ. КОЛЛЕКТИВ СМЕЛЫХ И ОТВАЖНЫХ Мы говорим — корабль ушел на промысел, а подразумеваем работающих па корабле людей: матросов, капитана, машинистов, кочегаров, засольщиков — кол лектив смелый, отважный, муже ственный, чья жизнь проходит в широких просторах студеного Баренцова моря. В этом коллективе много мо лодежи, комсомольцев, горячих патриотов своей родины; опн стремятся как можно полнее не* пользовать технику и несметные морские богатства. В траловом флоте 800 комсо мольцев. Называя имена передо вых людей рыбного Мурмана — т. Скорнякова Н. Е.—инициатора стахановских рейсов, депутата Верховного Совета РСФСР, вы движенцев т. Гундина — капита на траулера «Скумбрия», т. Стрельбицкбго — капитана слав ного стахановского траулера, но сящего имя незабвенного С. М. Кирова, помощника начальника управления флота т. Студенец кого н многих других, — мы е гордостью говорим: они воспи танники Ленннско - Сталинского комсомола. Отличительной чертой этих людей является умение сплачи вать коллектив, возглавлять производственный и политиче ский под’ем моряков, мобилизо вывать их на выполнение госу дарственных заданий. В конце прошлого года меня назначили капитаном траулера «Чайка». Судно отставало. — Придется много поработать, чтобы навести на корабле поря док, — предупредили меня. На судне я обнаружил развал трудовой дисциплины, была боль шая текучести команды. Но трудности не пугали меня. Я по ставил перед собой задачу—хоро шо изучить людей, изучить осо бенности каждого моряка. Штурмана Бахтиарова во фло те считали «неисправимым». Его уволили без права поступления на суда. Я знал, что человека надо поддержать, ж тогда он исправится. Настоял перед упра влением флота н взял Бахтиаро ва к себе на траулер. В первый же день подробно е ним побесе довал. Уходя в рейс, мы дали ему общественное поручение по учету соревнования вахт и регу лярно проверяли, как он спра вляется с делом, своевременно приходя на помощь. И ведь ис правился человек, стал совер шенно другим, с иным подходом к труду, к жизненным явлениян. ' — Плоіо работает, — говори ли на еудне про помощника тралмейстера Стрелкова. Я решил выяснить, так ли это в действительности. И что же оказалось? Стрелков, давно работая на траулере, іорошо из учив все тонкости своей квали фикации, стремился к большей работе. Но его не выдвигали. И он стал едавать. А как только мы его выдвинули в тралмей стеры он стал серьезно относить ся к делу. И больше на судне не услышишь нареканий о плохой работе Стрелкова. В последнем рейсе мы его приняли в комсо мол. >Каждый раз, уходя в рейс, мы берем обязательство вернуться в порт с богатым уловом рыбы. Каждый раз, покидая причалы порта и беря курс в море, мы го ворим: — Наш труд укрепляет могу щество родной страны. Сделаем же этот труд как можно более пртѵктпвньш. Мы. счастливое поколение страны Советов, горяч» любим свою родину. И если подлый враг посмеет посягнуть на наше сча стье и радость, он получит со крушительный огневой отпор. Мы свою священную соііетскую землю любим и никому никогда и пи за что ее не отдадим. В. И. ВАЛОВ - комсомолец, капитан трау лера «Чайка». НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ СССР, _ _ МЕДАЛЯМИ „ЗА ОТВАГУ"; И „ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ" Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выпол нение боевых заданий, за доблесть и мужество, проявленные при обо роне района озера Хасап, орденами Союза н недалямн СССР награжде ны командный, начальствующий состав, красноармейцы Рабоче Крестьянской Красной Армии, чле ны семей комначсостава, работни ки госпиталей и торгового флота. Орденом Ленина награждены младший командир А. Ф. Зось, лейтепапт П. И. Курдюков, млад ший командир Н. М. Курков, лей тепапт С. Н. Коповалов. красноар мейцы Хамит Кургалеев, Ф. Э. Ко ряков, М. Н. Кувшинов, Н. П. Кош- кип, Ф. И. Карташев, П. А. Кобя- ков, Ф, Н. Ковыляев, И. Д. Косо бокое, М. С. Кокоткин, М. И. Лыт кин, Р. Я. Лисянка, А. Н. Лукья ненко и П. И. Медведев, старший лейтенант А. Ф. Ласкин, лейте нант С. С. Лобанов, политрук М. Н. Малахов. Орденом Красное знамя наг раждены 280 человек. Орденом Красная звезда на граждены 280 человек. Медалью «За отвагу» награжде ны 220 человек. 220 человек на граждены медалью «За боевые заслуги». I і ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ УЧЕНЫ Й 28 октября научная общест венность советской страны отме тила семидесятипятилетие со дня рождения и пятидесятилетие научной деятельности крупней шего русского геолога - путе шественника академика Владими ра Афанасьевича Обручева. Обручев связал свою жизнь с Сибирью, где провел в экспеди циях в общей сложности свыше 20 лет. В промежутке он совер шил экспедицию в Китай, Монго лию, в Центральную Азию. Уче ный прошел 12 тысяч километ ров, пробираясь часто в места, куда не ступала нога человека. Эта экспедиция создала Обруче ву славу мирового ученого. В годы революции научная деятельность Обручева приобре тает особенно широкий размах. Он читает лекции, выпускает капитальные труды по геологии Сибири. Одна из таких работ бы ла удостоена премии имени В. И. Ленина. Обручевым написано свыше 250 трудов. Именем Обручева назван вул кан в Забайкалье, ледник в Мон гольском Алтае и пик в Русском Алтае. ПОЛИ ТИНА ДЛИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ ЧУНЦИН, 27. Представитель военного совета Китая сделал заявление о причинах отхода ки тайских войск из Уханя. Эвакуа ция Уханя, заявил'он, произведе на по следующим причинам: 1. Основной политикой Китая является длительная война, со противление на всех фронтах. С этой точки зрения китайское командование не придает белшо- го значения удержанию или поте ре отдельных пунктов. Командо вание всегда имеет ввиду общее состояние военных операций. Ки тайская армия использует всякую возможность для ведения длитель ной освободительной борьбы, что бы истощать силы врага жри од новременном сохранении евоіх сил. 2. Защита района Уіаня имел» целью дать возможность перебро сить людские и материальные ре сурсы из Центрального Китая на юго-восток, юго-запад н северо- запад Китая, чтобы усилить базу длительной освободительно! вой ны. 3. Стратегия китайской армии основывается на принципе сохра нения инициативы -в своих руках. Китайская армия должна обладать инициативой, чтобы иметь свободу действия. Она не может быть за гнана в угол и превратиться в пассивного участника войны. f Капитулянтская - ’ политика Даіадье ПАРИЖ, 27. В произнесенной сегодня в Марселе на с’ ездв нар- тин радикал-социалистов речи, премьер Даладье (являющийся од новременно председателем жаргин радикал-социалистов) всячески защищал мюнхенское соглашение, назвав его «актом разума». «Французская дипломатия,.— заявил он, — покоится прежде всего на тесном сотрудничестве Франция и Англии. Но это сот рудничество не исключает ника кого другого сотрудничества. Мы готовы на всякие возможные сог лашения». Вся речь Даладье содержала резкие нападки на коммунистиче скую партию, на которую он пы тался возложить ответственность за неудачи французской внешней политики и тяжелое финансовое положение страны. ПАРИЖ, 27. В городаі Мон- люсов, Сент-Амап и Витри со стоялись многолюдные митинги, организованные компартией Фран ции. Тысячи трудящихся едино душно приняли резолюции, осуж дающие капитулянтскую полити ку Даладье. СЕГОДНЯ в 18 часов 30 минут В Б О Л ЬШОМ ЗА Л Е ДОМА К У Л Ь Т У РЫ нм. С. М. КИРОВА С О С Т О И Т С Я ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВА, П О С В Я Щ Е Н Н О Е ДВАДЦАТИЛЕТИЮ ЛЕНИНСКО-СТАЛИНСКОГО КОМСОМОЛА Билеты получить в Горкоме ВЛКСМ . Оргбюро ЦК ВЛКСМ ио МурмаискоіГабласти. Горком ВЛКСМ. И З В Е Щ Е Н И Е . Сегодня в 3 часа дня созывается совещание Октябрьской городской комиссии совместно с председателями Октябрьских комис сий предприятий и учреждений, в клубе Госторговли. Комиссия. ЗИМОВКА Всю иеделю бушевал шторм, {іѳгодйя океан был тих и безмя тежен, точно отдыхал после се мидневного, безрассудного буй ства. Размеренно текла жизнь обита телей маленькой зимовки. Тысяче километровое расстояние лежало между берегами родины и их ма ленькой, плепепной океаном зем лей. Но две тонких антены на нустыпном берегу прочно связали горстку людей, живших здесь, с внешним миром. ... Радиограмма была краткой. По и в сухой ее лаконичности для жителей зимовки была заключена большая радость. Радиограмма гласила: «К вам идет пароход». Дорогой, долгожданный гость! Через несколько дней оп задымит на горизонте, а затем, бросзв якорь, подымет па высоких мач тах яркую гирлянду флагов. II все поймут без сигнальщика и кодов простую, по теплую радость при вета Большой Земля. Четырнадцать месяцев люди делили здесь труд и радость, жи ли одпой дружной, гпаяшюй семь ей. Берегли и лелеяли механиз мы, учились, устраивали свой быт п досуг. Мпого хороших дней прожили они вместе. Собираясь иногда у репродуктора, они слушали тор жественный бой кремлевских ча сов и живо представляли залитую сиянием электрических огпей, шумную московскую полночь. Вы считывали остающиеся до прихода парохода дпи, говорили о Монче горском комбинате, о второй оче реди Московского метрополитена. Да, через несколько дней по дойдет пароход и... прощай, род ная зимовка... — Честпое слово, у меня язык пе повернется сказать: «прощай». Хорошо на Большой Земле, да ведь п здесь простора хватает. Одними делами живем, одним воз духом дышим — мечтательно ска зал Лушников. — Ну что-ж, раз привыкли так сильно к здешней жизни, оста вайтесь еще на годок, товарищ Лушников. — Подумать требуется, товарищ начальник, взвес-ить за л протпв. А я вот честпо, паперед гово рю: остаюсь еще иа год, — вме шался радист Метелкнн. — Подумаешь, удивил. Я давно решил, что останусь, а ждал толь ко когда ты язык развяжешь, — сказал Лушников. Пачальнпк посмотрел па Лупі- пикова и спросил: Ну, а с отпуском как же де.то будет? Положено вам в этом году отдыхать пару месяцев. Поедете? Лушников поправил ремень и медлеппо, точно обдумывал каж дое с.тово, произнес: — Отпуск — хорошее дело, но ставить на одну карту кратко срочный отпуск и двухлетнюю дружбу—пе годится. Раз остаем ся, значит вместе с Метеікиным. А я все же должен покинуть зимовку, — задумчиво проговорил начальник. — Учеба ждет. Но могу отказаться... Он задумался. Как быстро летит время па этой пустынной суровой земле! Кажется еще совсем недавно со шел он с корабля и вместе с друзьями принялся за работу. Много было работы, и оттого, впдпо, так быстро и незаметно пролетело время. 14 месяцев ■прошли в работе у механизмов, в беседах, занятиях у географической карты. В работе выросли люди. Как начальник, он уверенно может сказать, что его подчинен ные младший командир Лушпи- ков, краспофлотцы Метелкин, Се- лпвестров и Казакевич — отлич- пые бойцы, и как бессменный комсорг, — что все они — заме чательные комсомольцы. Особенно радует его этот высо кий весолый моторист Лушников. Еще год тому назад парень многого не знал, многого не умел ценить настоящей ценой. Сейчас он полновластный хозяин своих механизмов, волевой младший командир. Дружная, слаженная работа от деления — лучший аттестат его командиру Лушникову. Начальник зимовки Кошелев хорошо знает его личные каче ства. Это решительный, настойчи вый и даже чуточку гордый че ловек. Было время, когда эти до стоинства приходилось рассматри вать как серьезные недостатки, потому что настойчивость и гор дость Лушникова не были целе устремленны. Кошелев понял, что для вос питания Лушникова мало воли командира, что нужно к этому прибавить еще мастерство педа гога. И комапдпр стал педагогом. А Лушников стал тем, кем оп должен был быть. 0 п научился отличать настойчивость от уп рямства и гордость от мелкого, ненужного самолюбия. И уж если оп чем-нибудь гордился, то все знали, что это была законная, большевистская гордость, не зна ющая дружбы с зазнайством... Они проговорили до глубокой ночи. Утром, когда на горизонте по казалось легкое облако дыма , 1 весь коллектив был уже на бе регу. Корабль медленно прибли жался, все яснее и яснее выри совывались его ‘очертания. С ра -! достиым волнением следили за і ним зимовщики. Полные f утки па берегу была суматоха. На корабле стучал j брашпиль, и сизая стрела стреми тельно выхватывала пз корабель ного трюма тюки, ящики и мешки. Ужо сидя в шлюпке, Кошелев давал последние наставления сво им бывшим подчиненным. — Смотрите, ребята, не подка чайте. Берегито доброе имя па шей зимовки. Краснофлотцы вы, комсомольцы! — В этом не сомневайтесь, то варищ начальник. Ну, счастливой зимы!.. Когда шлюпка вышла на рейд, Кошелев встал на балку и, сло жив руки рупором, крикнул: — Прощайте!.. ' — До свиданья! — неслось с берега. И снова жизнь на маленькой вемле пошла своим чередом. Через несколько дней вахтен ный радист, записывая депешу, встрепенулся и, подозвав товари ща, глазами указал па бланок: На нем значилось: «Бывшему на чальнику зимовкп Кошелеву за образцовую работу и отличные показатели в боевой и политиче ской подготовке личного состава об’является благодарность с вы дачей денежного вознаграждения». А ниже перечислялись поощрения и личному составу зимовки . Комсомолец Кошелев по праву заслужил высокую оценку коман дования. Простои и ясный, твер дый и уверенный, он хорошо не сет почетную воинскую службу. Да и может ли ппаче поступить воспитанник ленинского комсомо ла, который 13 лет безупречно носит высокое звание комсомольца. Нынче М. Кошелев нз’двил со гласие остаться во флоте пожиз ненно и продолжать военную учебу. Л. ПОЛЯРНЫЙ. Северный флот. И. о. ответственного редактора И. Н. НИКИТИН. Q Адрес редакции: г Мурманск, Ленинградская, 19. Те*, редакции 4-71. Тов. отв. редактора № 7-80. Отв. секретаря 7-35. Типография нзд-ва «Полярная правда», уж. Воровского, 7. Тол. № 91. Заказ 3593. Муробллит 1139.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz