Полярная правда. 1938, октябрь

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 231 (3601). 8 октября 1938 г. м и СЛАВНЫЕ СОВЕТСКИЕ ПАТРИОТЫ У V V Тов. Раскова пришла к самолету ВЕСЬ ЭКИПАЖ „РОДИНЫ* НАПРАВИЛСЯ К РЕКЕ АМГУНЬ 5 октября в 2 часа 55 мивут по московскому времени из Ком­ сомольска в район местонахож­ дения самолета «Родина* Еыле- тало два самолета. На еамолвге «ПС-7» к Расковой вылетел лет­ чик тов. Сахаров. Оп должен был сбросить ей продукты. С тем же заданием па гидросамолете «МП-1» летал пилот тов. Романов. Когда самолеты постигли рай­ она местонахождения тт. Гризо­ дубовой н Осипенко, летчик тов. Сахаров гообщил по радио, что в идет людей направляющихся к самолету «Родина». Как выяс­ нилось впоследствии, это были парашютисты. Через нерторое время с бор­ та самолета тов. Сахарова была получена вторая радиограмма. Пилот лередаваі, что он достиг места приземления тов. Раско­ вой, но ее не обнаружил. В том районе, где она находилась 4 октября, был пожар. На выго­ ревшем черном пятне он вщел разбросанную фанеру ящіков, в к о т о р ы х были сброшены продук­ ты тов Расковой. По мнению тов Сахарова она после пожара возвращалась на это место и опять тринулась в путь по на­ правлению к самолету «Редина». Установить, где она находится, не удалось, т. к. тайга была окутана дымом. Это же подтвер­ дил летчик тов. Романов. Экипажу «Родины», находя­ щемуся у самолета, были сбро­ шены палатка, постельные при­ надлежности и продукты. • Когда самолеты тт. Сахарова и Романова возвратились в Ком сомольск, сразу же началась под­ готовка машін к нѳвому рейсу в район местонахождения само­ лета «Родина» с целью оказать помощь т. Расковой и вывести экипаж гамолета к реке Амгунь. Утром 6 октября к «Родине» вылетели тт. Захаров и Деркун- ский. Примерно через час после вылета обе машины достигли района «Родины*. Здесь уже был организован настоящий лагерь. Кроме экипажа в лагере нахо­ дилось 9 парашютистов. Летчик Сахаров продолжал обследовать район самолета «Ро­ дина», а тов. Деркунский выле­ тел к тому месту, где 4 октября обнаружил т. Рзгкову. Тов. Сахаров сбросил g само­ лета вымпел с записочкой, в ко­ торой было указано: «Есіи на самолете имеется Раскова, встаньте три человека на плос­ кость, если на самолете нет Расковой, встаньте два челове ва». С воздуха тов. Сахаров отчет­ ливо видел, что ,на плоскость вышло три человека. Это озна­ чало, что Раскова уже пришла к самолету. Об этом тов. Сахаров немедленно передал по радио в Комсомольск и предложил т Дѳркунскому прекратить розы­ ски. В тот же день около 11 часов утра по местному времени това­ рищи Гризодубова, Осипенко и Раскова вместе со всеми парашю­ тистами покинули свой лагерь, укрепив на самолете «Родина» красный флаг. Вся группа направилась«к реке Амгунь, идя цепочной друг за другом. Тт, Сахаров и Деркун- ский, проследив правильность про- рижения этой группы, вылетели обратно в Комсомольск. (ТАСС). Героический экипаж самолета «Родина» (слева наатшо): капитан-орденоносец Q. Д. ОСІІПШКО, командир экипажа, депутат Верховного Совета СССР, орденоносец В. С. ГРИЗОДУБОВА ж штур­ ман самолета старший жейтена нт-орденоносец М. М. РАСКОВА. М Е Ч Т А V V Привет героиням воздуха! Х/рабрые дочери родины, летчи­ цы - героини найдены. Весь со­ ветский народ встретил эту весть с величайшей радостью. Весь на­ род гордится мужеством трех за­ мечательных советских женщин. г исключительным упорством и большевистской настойчивостью преодолевших столько трудностей. Героини воздуха совершили ги­ гантский прыжок от сердца стра­ ны к ее дальневосточным рубе­ жам у берегов Тихого океана. Со­ ветские летчицы своим блестя­ щим перелетом перенрыли между­ народный рекорд дальности. Как летчик, хорошо знающий район посадки самолета «Родина», я восхищен отвагой и решитель­ ностью товарищей Гризодубовой, Осипенко и Расковой. В трудней­ ших условиях они проявили ис­ ключительную находчивость, вы­ брав самое удачное в этом районе место для посадки большой сухо­ путной машины. Они не потеря­ ли самообладания, будучи глубоко уверенными, что в ним придут на помощь. Да разве иначе могло быть? Разве может пропасть у на *1 человек,- ^ —начальников и заместителей Молодых летчиков іражданского отделов, дежурных и мастеров. Они воздушного флота товарищей Са- будут изучать Краткий курс и#то- харова, Бурлакова и Романова, нашедших в таежной глуши ге­ роический экипаж «Родины», мож­ но поздравить с успешным выпол­ нением порученной им задачи. Это — замечательные, скромные Агитатор т. ВАНЮКОВА (паро­ возное депо ст. Кандалакша) проводила большую работу в период выборов в Верховный Совет РСФСР. И после избира­ тельной кампании она не пре­ кратила своей работы. Недав­ но тов. Ванюкова принята кан­ дидатом в члены ВКП(б). Фото Алиева. Я ПОЛИТИЧЕСКАЯ УЧЕБА КОМАНДИРОВ ПРОИЗВОДСТВА Политотдел и партийный коми­ тет Мурманского железнодорожно­ го узла организует политическую учебу для командиров произведет- ВРАЙОНЕ САМОША „РОДИНА" РАЗГОВОР ПО ПРЯМОМУ ПРОВОДУ С ГОРОДОМ КОМСОМОЛЬСКОМ 5 октября в 1 час 5 минут по Комсомольск вылетел летчик Овеч- московскому времени с городом Комсомольском-на-Амуре была ус­ тановлена прямая телеграфная связь. В Москве у аппарата нахо­ дился член штаба Правительст­ венной Комиссии по перелету, Ге­ рой Советского Союза полковник Слепнев. В Комсомольск к аппа­ рату подошел секретарь горкома ВИШб) т. Пегов у Тов. Слепнев передал в Комсо­ мольск указание Правительствен­ ной Комиссии о том, чтобы не сбрасывать Раисовой радиостан­ цию, которая только обременит ее передвижение. Слепнев запросил Комсомольск о готовности самоле­ та к вылету для наблюдения за передвижением штурмана самоле­ та «Родина» Расковой. Он под­ черкнул, что это первейшая за­ дача. I Затем Слепнев просил передать сведения о передвижении наших партий к самолету «Родина» и о I подготовке двух парашютистов, ' которых намечено сбросить вбли­ зи Расковой, если она еще нахо- | дптся далеко от самолета «Роди­ на». . Пегов сообщил, что самолеты, назначенные для наблюдения ва кин, обследовавший этот район с целью выяснения условий посад­ ки самолетов. В 8 часов 15 минут вновь со­ стоялся разговор с Комсомоль­ ском, откуда сообщили, что Гри­ зодубовой и Осипенко, а также парашютистам, которые опусти­ лись к ним вчера с самолетов, сброшены два ящика яблок. В Комсомольск было передано приказание о том, чтѳ когда Рас­ кова придет к самолету «Родина», весь экищж должен немедленно направиться в реке Амгунь. У ре­ ки экипаж «Родины» и сопровож­ дающие его товарищи должнш ждать больших резиновых лодок, Я давно мечтала о дальнем пе­ релете. Для нас, советских лет­ чиков, «мечтать» о перелете — это значит готовиться к нему, тре­ нироваться. Самые дерзновенные мечты осуществляются в нашей прекрасной стране. В прошлом году вместе с Ма­ риной Расковой я совершила по­ лет в Актюбинск. Мы установили тогда рекорд, покрыв без посадки от Москвы 1444 километра. Сразу после этоге я начала го­ товиться в иовому перелету. Мы решили побить международный женский рекорд полета на даль­ ность по прямой линии. Еще с большим энтузиазмом я стала готовиться к полету после того как я беседовала с товари- * ★ Валентина ГРИЗОДУБОВА Командир самолета „Родина*, депутат Верховного Совета СССР ★ мева и Алексеева, испытывавших самолет. На столе лежала карга, и я, указывая по ней, подробно доложила о маршруте. Товарищ Сталин одобрил его, сделав по пла­ ну перелета щ глубоких и серьез­ ных замечаний. Иосиф Виссарио­ нович часто подходил к карте и снова делал какое-либо важное указание. В частности, товарищ Сталин предложил создать в не­ которых районах трассы перелета, щем Сталиным в один из июль- _ „ ш и я м * 1938 го и . Но пртао* о с °«в н о 0 у « | W f j | мгаеечності дится говорить о радостном кол озера Байкал, дополнительные ра­ диостанции. Теплая беседа, о которой мне никогда не забыть, продолжалась около двух пасов. Каждое слово Сталина я мысленно новторяла про себя, чтобы навсегда сохра­ нить в памяти беседу с великим вождем народов. В конце беседы я доложила то­ варищу Сталину об экипаже само­ лета. Иосиф Виссарионович спро­ сил меня, дружный ли подобрала я экипаж. Экипаж дружный. Мы хорошо знаем друг друга. Мой второй пи­ лот Полина Осипенко известна своим мастерством всей стране. Марина Раскова — великолепный штурман. нем Востоке дело. Герои Советского Союза В. С. пшюков. нении, которое я испытала в тот день. Мне предстояло впервые беседовать с человеком, имя ко­ торого все советские летчики, все трудящиеся мира произносят с чувством сыновней любви. Захожу в комнату. Здесь това­ рищи И. В. Сталин, В. М. Моло­ тов, К Е. Ворошилов, Н. И. Ежов, командарм II ранга А. Д. Локтио­ нов, летчики Герои Советского Союза М. М. Громов и М. Ю. Алексеев. Иосиф Виссарионович спрапш- .ФРЕВТЕ РОХО- О ПОИСКАХ САМОЛЕТА .РОДНВА" БАРСЕЛОНА, 6 . «Газета «Френ- тѳ Рохо», сообщая, что самолет «Родина» найден, пишет, что «па первый взгляд кажется, что это простой эпизод в истории ави­ ации, каки і было много. Однако, значение его в том, что весь со­ ветский народ принимал участие в розысках летчиц. Советский Союз создал железную и нераз­ рывную сплоченность между людь­ ми, новое сознание и новые ч]Ъ- учиться в професЬионально-техни- ческую школу. Не закончив ее, он Герой Советского Ѳоюза С. А, ушел добровольцем в ряр і Рабо- Даннлин, участвовавший в одном че-Крестьянской Красной Армии, из тренировочных полетов, очень После дѳмобилизациж Деркун- хвалил оборудование самолета. ский поступает в Тамбовскую Мы чувствуем любовную забо-, авиационную школу гражданского ту, с которой ѳтахановцы-рабочие, воздушного флота и с 19Г 4 года ьижерары и техники снарядили работает пилотом, нас в путь, оборудовали нашу ма - 1 Лучше всего характеризуем шину. Спасибо за это им. Спасибо Деркунского короткая аттестация вашему великому другу товарищу командования: «как пилот—грамо­ рил ВКП(б). Уже укомплектованы кружки по изучению истории партии в 10 -й дистанции пути и в паро­ возной елужбы. Сейчас руководите- „ ли этих участков и служб готовят- люди,, делающие на наш п>- ся к глубокому изучению истории " л” большое и нужное героической борьбы и побед пар­ тии Ленина — Сталина. Они ин­ дивидуально читают главы Крат­ кого курса и передовые «Прав­ ды», посвященные изучению 1 Щ тории партии, ведут записи и коллективно их разбирают. В кружки политической учеба при паровозной службе и 10 -й дистанции пути записалось 29 человек. Организуется кружок для руководящих работников станции Мурманск. Для руководства кружкам парткомом пыделены ~ т п я ш пропагандисты, они учатся сей­ час на семинаре, организованном кабинете узла, семфара утвержден Летчик, который нашел I s p i j Расков; Одному из лучших пилотов Дальневосточного управления гра­ жданского воздушного флота Николаю Михайловичу Дервунско- му — 29 лет. Он родился в Таш­ кенте, в крестьянской семье. Де­ сяти лет Николай стал беспри­ зорным. Четыре года воспитывал- _____ _____ ся Лжколай [ерктасви в детском при па^*— Іном доме. В 1927 году его направили Доводом зам. начальника Золин. политотдела тов. Сталину, С именем его в сердце и на устах мы вылетели в наш от­ ветственный полет. Над великими просторами нашей страны мы пронесем дорогое и любимое мил­ лионами советских патриотов свя- ства, подчиненные целинвм инте- щенное слово «родина*. вал меня о маршруте перелета, о . которые им будут сброшены с са- машине. О прочности машины он ресаг человека и вбщего прогрес- Москва, Щелновснкй аіродром, молета. спросил также у товарищей Гро- са». 24 сентября. тен, техника пилотирования — отличная, летное дело любит, ле­ тает осторожно, в воздухе спо­ коен, в сложных условиях не те­ ряется! Обладает бельшой силой волн. Настойчив, решителен, дис­ циплинирован. Материальную часть знает хорошо. Аварий не имеет». Верный сын партии Ленина— Сталина Десять лет тому, назад, 8 ок-> і начиьноѳ образование, а затем тября 1928 года, умер Иван Ива- добивается поступления в М<> новпч Скворцов-Степанов — вер- сковскай учительский институт, передвижением Расковой, вылета- Ный сын партии-- Ленина — Ога- В дальнейшем мы видим его пре­ ют в 9 часов утра по местному ЛЕгаа, крупный ученый, марксист, подавателем городского училища талантливый литератор. в Москве. Но так же как и ерь- «Смерть вырвала из наших ря- ба тысяч других интеллигентов, дов, — писал товарищ Сталин в живших в условиях царского ре времени. В Керби для выяснения состояния посадочной площадки для самолетов направляется лет­ чик Овечкин. Ему же поручзно проверить, как продвигаются по реке Амгунь катера, направляю­ щиеся к пункту, к которому дол­ жен выйти экипаж «Родины» и парашютисты. В 2 часа 55 минут по москов- «Правде». — стойкого и твердого ленинца, члена ЦК нашей пар­ тии, тов. Скворцова-Степанова. Десятки лет боролся тов. Сквор­ цов-Степанов в наших рядах и испытал все невзгоды ж и з н и про­ фессионального революционера. жима, судьба Скворцова-Степано­ ва складывается совсем не так, как он предполагал. Через неко­ торое время он вынужден был оставить работу, которую получил с таким трудом. После высылки в 1895 году в свому времени летчик Сахаров Многие тысячи товарищей знают Ту.ту, под влиянием живущих там вылетел к Расковой на самолете «ПС-7». Он должен был сбросить ей продукты. Одновременно из Комсомольска с тем же заданием вылетел гидросамолет «МП- 1 » под управлением пилота Романова. Когда самолеты догтигли рай­ она местонахождения Гризодубо­ вой и Осипенко, летчик Сахаров сообщил по рацио, что видит лю­ дей, направляющихся к самолету «Родина». Вскоре же с борта самолета Сахарова была получена вторая его как одного из старейших и популярнейших литераторов- марксистов. Знают его и как ак­ тивнейшего участника октябрь­ ских дней. Знают ето, наконец, и как преданнейшего борца за ленинское единство партии и за ее железную сплоченность». Иван Иванович Скворцов-Сте­ панов прошел долгую и суровую марксистов, определяется переход Скворцова-Степанова к марксиз­ му. Он уходит с. головой в пропа­ гандистскую работу. «К осени 1896 года, — пишет он в авто­ биографии, — я уже занимался в рабочих кружках (конечно, строго законспирированных)». Он усиленно изучает в это время Революция 1905 года застает Скворцова-Степанова в Москве. В это время он входит в «литера­ турно-лекторскую группу» при Московском комитете РСДРП. В 1906 году Скворцов едет в Сток­ гольм на ГѴ* с’ езд партии. В 1908 году он встречается с Лениным в Женеве. В период выборов в ПІ Госу­ дарственную думу Скворцов-Сте­ панов выдвигается кандидатом от большевиков. До февральской революции 1917 года он в общей слож­ ности' провел в тюрьме и ссылке свыше 8 лет. Во время февраль­ ской, а потом и Великой Октябрь­ ской спциалжстияеской революции Иван Иванович — активный пар­ тийный работник, популярный оратор на многочисленных собра­ ниях и митингах в Москве. В январе 1918 года он в качестве члена Учредетельного собрания по поручению большевистской фракции произносит в «Учредил­ ке» ‘две речи. В октябрьский и послеоктябрь­ ский периоды он — редактор «Известий Московского совета», затем работает в кооперации, в избирался членом Центральной школ» {для всех, обязательно ревизионной комиссии. На XIV всех шкод вообще), как настоя- с'ездс оп был избран членом ЦК щее» *). ВЩ б ). СкворЦов-Степанов вступил в партию, имея уже солидный на­ учный опыт, большие и разносто­ ронние знания. Как умело ис­ пользовал он эти знания, не в njtoiep многжм другим, как уме­ ло ставил он их на сіужбу про­ летариату! Особенно ярким примером бле­ стящего сочетания науки и прак­ тики является написанная им книга «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой миро­ вого хозяйства», получившая прекрасную оценку В. И. Ленива. С какой большевистской I Это замечание Ленина звучит очень современно и в наши дни. Под знаком большевистской не­ примиримости проходит борьба Скворцова-Степанова за индуст­ риализацию СССР, за коллекти­ визацию сельского хозяйства. Он — решительнейший и стойкий боец со всеми попыткам оппо­ зиционеров затормозить наше развитие, вставить палки в коле­ са нашему победному движению к окончательному торжеству ком­ мунизма. С большой настойчивостью и КРУЖОК ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКИЖ РАБОТНИКОВ Выпуск Кратного курса истории ВКП(і) вызвал огромный интерес среди советсвой интеллигенции. Инженерно-технические работни­ ки и служащие треста «Мурпище- стрей» поставили вопрос перед партийным комитетом об органи­ зации для них кружка по изуче­ нию истории партии. Удовлетворяя их просьбу, парт­ ком организовал при управлении треста кружок политической уче­ бы. Записалось 21 человек — ин­ женеры техники и служащие. Руководом партком утвердил глав­ ного инженера тревта, члена ВКП(б) с 1920 г. т. Никитина. СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОПАГАНДИСТОВ Ha-днях политотделами Севмор- путн и 7-го отделения Кировской железной дороги и политчастью Мурмацрыбы были организованы и уже приступили к работе семина­ ры для пропагандистов сети пар­ тийного и комсомольского просве­ щения. На семинаре, организованном труднейших Е важнейших во­ просов, Автор прекрасно сделал, — подчеркивает *енин, — что решил писать книгу... для трудя­ щихся, для настоящей массы на- ..... х , _ . политэкономию, закладывая проч- школу жизненной борьбы. Он ро- ный фундамент своего социал-де- Госиздате. В 1925 году Скворцов- рода, для рядовых рабочих и кре- дился в семье конторщика. Огец мократического мировоззрения. Степанов назначается редактором стьян». его умер, когда мальчику было 6 Начиная с тульского периода он 1 «Известий ЦИК СССР и ВЦНК». «Чего нам больше всего не __ j ___ __ ___ лет. Началась полная лишений приступает к переводам произве- Одно время (1927 г.) он был за- хватает для настоящей (а не чи- радиограмма. Пилот передал, что жизнь. Обученный грамоте своей дений Маркса и марксистской ли- местителѳм редактора «Правды», шжничѳски-бездельноЙ) работы достиг места приземления Раско- матерью, юный Скворцов благо- тературы. С конца 1904 года а с 1926 года — директором Ин- по народному просвещению, — вой. даря своей настойчивости и пре- Скворцов - Степанов становится стиТута Ленина. С X по ІІІЕ пишет там же Ленин. — это В 4 часа 45 мппѵт из Керби з крзсЕГг ''поглбностям получает большевиком. ’■’езды партии Скворцов-Степанов именно вот таких «подобий для ------ категоричностью ведет он борьбу ... „ _ , осно- с презренным троцкизмом, Иудой- ° ’1Итчастью урманршы, обуча- * ются две группы. Для сети пар­ тийного просвещения готовится 20 пропагандистов п 30 пропаган­ дистов для комсомольской сети. Семинар при политотделе 7 -го отделения Кировской железной дороги уже -провел три занятия. Здесь подготавливаются 20 про­ пагандистов для партийной сети и 23 — для комсомольской. Больше 30 пропагандистов за­ нимаются в семинаре, организо- вательностью и доброеовеет- Троцким, пытающимся под фаль- ностью составлен им этот попу- шивой маской скрыть свой на- лярпый. предназначенный для стоящий облик шпиона и агента масс, очерк! Недаром Ленин в ишіериализма. своем предисловии к этой книге Посланный после XIV с*езда в писал: «Автору удалось дать за- Ленинград руководить «Ленин- мечательно удачное изложение градской правдой», Скворцов-Сте­ панов в ряде передовых статей газеты разоблачает смысл гнусно­ го, предательского поведения зи- повьѳвской верхушки в ленин­ градской организации. Жизнь испытанного большеви­ ка, верного сталинца Скворцова- Степанова всегда будот примером ванном политотделом Севморпути. для нашего 0 K 0 J , ^^дб^ЛЬЕВ njMmarai!:ilICTM зля партийной се­ ти разделены на две группы. P t - В. И. Пеним. Т. ХХѴП, доводит семинаром зам. начазьни- *) стр. 195. ка политотдела т. Крайнов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz