Полярная правда. 1938, ноябрь
№ 265 (3635) 20 ноября 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А НОВАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ШШЛШКЯ -ВСй и п 111ft ѴЛі)лм /'rrf'Mna л о і л т ____________ ______ _ ___ - ------------ - ,j В лаборатории Кольской базы Академии наук. На снимке: Научный сотрудник В. 0. БЫКОВА производит опыты. Фото Н. Пащова. М ОЙ путь Родилась я в глуши Нижнего Поволжья. Отец был малограмот ным крестьянином - бедняком. Будущее его детей представало в такой же безрадостной перспек тиве. Особенно неизбежным это было для женщины. Но мне и миллионам моих сверстников по везло. Мы начали детство в годы великих событий в жизни чело вечества — Октябрьской социа листической революции. Она из бавила нас от тяжких судеб наших етцов і матереі. € первых же лет советской власти для людей веками іабітов деревни был сткрыт путь к просвещению. Мы, пслучили воз можность свободна, бесплатно обучаться в любых учебных вв е дениях. .. Когда мы кснчали среднюю школу, преподаватели говорили нам: — Ребята, учитесь дальше, перед вами открыты двери выс шей школы. Вы все можете стать врачами, агрономами, инженера ми... И вот мы — три подруги, как сейчас помню, в длинных, широ ких. неуклюжих деревенских платьях отправились в универси тетский город Саратов. Было страшновато, путь казался даль ним, первый раз приходилось жизнь. Н и на мааугу я не забы ваю своих обязанностей перед революцией, перед страной, перед теме, кто обеспечил мне вае эти возможности — коммунистиче ской партией и советской вла стью. я Все наши кадры составляют огромную армию советской*интеллиген ции. Советская интеллигенция всеми своими корнями связана с рабочим классом\и крестьянством. Это совершенно новая интеллигенция, подобной которой нет ни в одной стране мира41. (Из постановления ЦК ВКП(б) „О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском „Краткого курса истории ВКП(б)“.) - ВЧЕРАШНИМКОЛХОЗНИК— СЕГОДНЯ СТУДЕНТ Я был членом колхоза «Крас ный горняк» в Воронежской об ласти. В полевой колхозной бригаде я узнал о том, что на Крайнем Севере, в Мурманске, открывается морской техникум с подготовительным отделением. Сразу же появилась надежда осу- щестгить давнишнюю мечту. Пришлось много и упорно ра ботать, чтобы усвоить программу подготовительного и первого курса. Но уже на втором курсе я был в числе передовых студен тов. ч Сейчас я выпускник. Через не сколько месяцев предстоит госу дарственный экзамен. Получу звание механика и путевку на судно. Вчерашний колхозник — сегод ня студент, представитель той новой советской интеллигенции, о которой товарищ Сталин говорил, что другой такой интеллигенции, которая івыіодит из рядов «рабоче го класса н колхозного крестьян: етва, нет в мире. В наше время технический ин теллигент нѳ может быть только узким специалистом. Активное участие в политической жизни страны, непрерывное повышение Как представитель новой со ветской интеллигенции, я ста-, - - раюсь оправдать «то *высокое' СВО€ГО <»щвго культурного уров- звание тем, что в своей научной м ~ вот* сочетает каждый и общественной деятельности 89 н*с 0 технической работой, с ставлю и разрешаю вадачи, не- ноередственне свпаняие • со циалистическим строительством. Овладение теорией мармизма- ленянивиа, и р енн е м с р ц ни шей кониуямтичмкаА партии обогащают опытом борьбы, повы шают политическую бдительность. Повседневной работоі над собой добиваюсь повышения авоего идейно-политического уровня. Мой путь — дочери малогра мотного бедняка крестьянина, ставшей сотрудником большого научного учреждения; — обычный путь нашей х молодежи, наших славных любознательных юношей и девушек, всей трудящихся. Со ветская интеллигенция вместо со всем нарбдом страны Советов деятельно участвует в строи тельстве самой счастливой, самой радостной и творческой жнзнб. Носители .наукИ; культуры, нсмус- схать по железной дороге. „ Прошли »ы » университет роб- ~ « « « и » кие, застенчивые. А потом осмот- „ *нгенции наводят в этой рѳлись. Видим - таких, как мы, гРа,ОТ03Н0* тщательной с х е много. Со всех концов Саратов ской губернии приехала учиться молодежь. Оказалось, что и нам, девушкам, можно питься любой специальности. Мне понравилась химия . Лич ное иризвание, исключительный интерес, годы сосредоточенной упорной учебы помогли мне овладеть любимым делом. Х имия интересная и чрезвычайно по лезная дли человечества наука. Она — средство для освоения земных недр :і других несметных природных богатств нашей стра ны. Для ее развития у нас после революции создано множество научно - исследовательских ин ститутов. После окончания вуза хоте лось работать не только практи чески. но и продолжать учиться. А для этого у нас возможности оезграничные. Советская власть открыла широким массам пути к высшим центрам научной мыели. _ U вот я в Академии наук. 7-й год работаю здесь. Постигаю лучшие ценности в культурном наследии человечества. Работаю «миостоятельно. Сейчас изучаю полезные ископаемые Кольского пвлуострова, нахожу методы из влечения ценнейших металлов — ниобия и тантала. Помимо практического значе ния моя работа имеет и большой теоретический интерес. В этом 'оду я направила ее для соиска ния ѵченпй пепенп Птак. іепѳрь имею образо вание. интересную работу, куль- ттргуѵ;. ЦЦСІЕё ібсС^ЬЧеНЕѴІс ке своо почетное место. В, БЫКОВА - научный^сотрудник Коль ской базы Академии наук . Кировск. приобретенной дедовоі квалифн Щ І І . С 1W1 года я — член ленин ско-сталинского комсомела. Рабо таю комсоргом. Повышая «вон пелитичеоые внания, овладевая большевимюм, готовлюсь всту пить в партию. Считаю’ ее- іи поцѵговлевным изучать курс История ВКП(6), работать над первоюточвиами марксигма-ле- В. ГАРШИН - студент морского тех. никума. ИЗ ГУЩИ НАРОДНОЙ Великий русский критик пуо- Октябрьской социалистической ре- лпцнет В. Г. Белинский, затрав волюцин. ленный реакцией, задавленный, Из наиболее молодых, по.ію - нуждой, как н сотші других та- бивших научную деятельность, лантов великого русского народа j ушедших в нее всей своей моло в бывшей царской России, писал* 1 дод эперпіей. можно указать на «Мне кажется, дай мне свободу, Н'учпого сотрудника — биолога действовать для общества хоть на десять лет... и и, может быть, и три года іюзвратил бы мою по терянную молодость... Полюбил бы труд, нашел бы силу воли». У нас и советской стране «свобода действовать для обще ства» дана не на пять или де сять лет, а на всю жизнь, стала долгом н почетной обязанностью, стала основным двигателем раз вития и расцвета> науки. Социализм, победивший в на шей стране, открыл для разви тия передовой подлинной пауки пеограниченпые возможности. Научному дерзанию п револю ционному творчеству дана пол ная свобода п оказывается все мерная поддержка в любой обла сти знаний. Советская наука сильна и тем. что широко открыла двери моло дым кадрам. В нашей страпе лю ди науки вырастают из гущи трудового народа. Партия боль шевиков и советская власть соз дают все условия для развития в трудовом народе талантов, дерза ющих. ломающих старые нормы и взгляды, творящих новое н завоевывающих вершины науки. Громадная сеть научно-исследо вательских институтов, кафедр, лаборатория и кабинетов к нх услуга». В Полярном научно-исследова тельскоминституте морского рыб ного • хозяйства н океанографии, которыі призван обслуживать нужды севетсіего рыбного про мысла в Баренцовом море,- из 33 научных сотрудников 32 получили образование после комсомолку Нилу Петрову. Нина Петрова — дочь рабочего казанского завода имени В. II. Ленина. В дореволюционное время ее родители не могли и мечтать о том, что дочь будет научным работником. Тов. Петрова работает над изучением питания трески. Ею подготовлена к печати сводная работа «Питание промысловых косяков трески в южной части Bap'čHtfofiJr- моря», являющаяся результатом двухлетнего труда и обработки огромного количества материала. Помимо научной работы комсо молка активно участвует в об щественной жизни института, является пропагандистом. Весь советский народ, в том числе и работники пауки, полу чили могучее оружие для новых побед на всех участках работы. Это — История ВКП(б). Изуче ние истории партии по книге, созданной при непосредственном участии великого Сталина, даст нам силу большевистской ориен тировки. понимание законов диа лектики. Выход в свет этой, книги и постановление ЦК ВЕП(б) «О по становке партийной пропаганды » связи в выходом «Краткого курса история ВКП(б)> знаме нует еобою целую эпоху под’ема теоретического образования и по литического воспитания партий но! и непартийной интелли генции. М. БОБРОВ - зам. директора Поляр ного института рыбного хозяйства, орденоносец. Н о в ы е ^инженеры Мой жизненный путь прост. * Сначала школа, комсомол, слав - 1 ный ленинградский Кировский за вод, ще я вступил в партию, уче ба в институте. В 1929 году — рабочий, а в 1935 году — инже нер. В стране победившего социализ ма, в стране, где Сталинской В о г ституцией всем трудящимся цано цравс на образование вуст путь прост и обычен для всех мо»- ровагься • в политическое * жизни В лаборатории Судоверфи. На сними» (слева направо): Бывший токарь, іньгае начальник механо сборочного цеха !Г. ФОМИН, бывший кузнец.—начальник кузнечного цеха Р. ТРИФОНОВ и быв ший рабочий Кировского завода — инженер С. ЛАГУТИН обсуждают результат исследования метила. - ' фото И. Марголнна. боі вапрос. А правильно ориеяти-, литичеоко# книгой и газетой, про- лодых граждан нашей венкой ро дины. Итак, я стал иижекѳром. Іще занимаясь в институте, страны можно только овладев большевизмом. С этого времени н началась моя яе имея опыта руководящей ра* систематическая работа над повы- боты, часто «вдумывался над тем, 1 шением своего полятического как буду руководить производ ством, как буду руководить ра бочим коллективом. Практика первых же дней ра боты на ороивввдетше лишний рак уровня. Конечно, на первых ша гах моей самостоятельной работы над 'политической литературой бы ли некоторые трудности, но, имен опыт саммтоятельнйі работы над подтвердила, что огерывать технн- *книгой вообще, я довольно Іыстрр ку от политики нельзя, что оддих эти трудности преодолел. И по- техничеокях внаниі недостаточно.! дружился с 4 книгой всерьез и на* Для того, чтобы правільн» рука* і всегда. водить, надо «уметь правильно раз- В игом деле мне во многом по бираться в политической жизни могла моя работа в качестве про? нашей страны, надо уметь прост* лаганднета. Она ваставдда црвя a fitsi; ответнті Bafs»eVf га пз- сиггемгггкески раб«ать гад го« будола желание преподать моим слушателям материал в наиболее доходчивой и увлекательной фор ме, привела к необходимости ши роко вріюлекать художественную литературу. Впоследствии мне стало ясно, что регулярное чте ние художественной литературы в определенном лод&оре ие только оживляет занятия со слушателя ми,. во помогает самому лучше и глубже- разобраться « ряде полп- гичеинх вопросов. Я никогда ие отрываю (повыше ние своей технической квалифика ции от овладения большевизмом. Всякий инженер и техник обязав свстенатчгчесыЕ работать га»-но- люди одного ТРАУЛЕРА На примерах роста людей на шего траулера нетрудно лросле- діггь как быстро -стираются ;.,рани между физическим и умственаььм трудом. Окруженные 'сталинской заботой, советские моряки неук лонно совершенствуют свои зна ния п растут на самой практиче ской работе. Вот стахановец комсомолец Бо рис Рябченко. Па пашем судне он вырос от матроса цо «эт>ри- ста. Недавпо моряки радостно провожали его в ряды нашей доб лестной Красной Аряни и наказа ли — зорко стоять на страже границ Советской страны. Ряб- чѳкко дал твердое обещание без заветно защищать советские рубежи п в Красной Армии быть также отличником. Большой путь роста в семье моряков прошел П. Крупнов. На судно он поступил юнгов, а сей час работает боцманом. И замеча тельно справляется со своими обязанностями. Жажда знаний, неуклонное стремление работать лучше — вот характѳірные черты наших моря ков. У т. Крушлова есть жела* ние учиться на штурмана. И нет 1 сомнения, что его желание испол нится в скором времени. Он уже подготовляет себя для поступле ния на курсы. Пример, стахановской работы показывает старший механик ко рабля Ф. Братухин. Команда от носится к нему с уважением, как к лучшему производственнику в хорошему товарищу. Машинная команда учится у него умелому обслуживавши) мехвг низмов. Недавно к нам пришел воспитанник детдома €аша Ефи мов. Он попросился в практикан ты машиниста. Тов. Братуіин охотно согласился обучить его. Саша Ефимов с нами плавает уже несколько рейсов. Он быстро осваивает технику. Пройдет еще немного времепп и наш машин ный практикант получит спе циальность моториста. По праву носит звание стаха новца второй механик комсомолец А. Сумчеико. Оп ещо в детстве мечтал получить специальность моряка. Советская .власть дала ому возможность осуществить свою мечту. Не так давни он окон чил морской техникум и сразу был определен работать на траулер. Каждый «из нас вырос и .вос питан советской властью. 1Я . ГУНИН - ■капитан траулера пСкумбрия Инженер А. М. РЫЧКОВ — производитель работ службы электрификации Кировской же-, лозной дороги. 7 f ' Фото И. Марголила; г -.Г--.- вышѳннем своих технических и политических знаний. Недавно на Судоверфи мне было поручено организовать лабо раторию металлов. Эта работа была дли меня, как инженера- производственннка новой, да и поучиться в Мурманске 'Ие было где, ибо такого типа лабораторий на других предприятиях нет. Работа по испытанию и ис следованию металлов и сплавов интересна и увлекательна, но она у нас только начата. Кое- что сделано. Много еще недоче тов, недоделай. Много еще тех нических вопросов придекя ре шать с книгой в руках. Выю бы гегпгзваъным гово- II рить и думать, что работа над со бой шла всегда гладко. Порою вы полнение различных обществен ных обязанностей, порою неуме ние оріаиіг.;овать свое время от рывали меня от этой работы. Бы ли небольшие перерывы, но это были только перерывы, ибо рабо та по овладению большевизмом и техническим совершенствованием вошла в привычку, стала необхо димостью. Хочу особенно остановиться на вопросе, явившимся величайшим событием в идейной жизни пар тии. Я говорю о книге — 0сто ни Всесоюзное Коммунистической артин (большевиков), разрабо танной при непосредственном уча стей великого Сталина. Новый учебник истории партии имеет громадное (революционно* просветительное значение в деле воспитания советской интеллиген ции. Он сыграет исключительно большую организующую роль во всей нашей борьбе но строитель ству социалистического общества; каждому из вас История .ВКН(б) будет незаменимым оружием в борьбе за окончательную победу коммунизма. • С. ЛАГУТИН - инженер-металлург судо верфи. Главпищемаша. ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ Молодые годы моей жи^ня прошли в дореволюционное вр 0 - мя. Это были безрадостные годы. С одиннадцати леи начал работать чернорабочим и не имел никаких перспектив на будущее. Нам* си ротам, нельзя было и мечтать об учебе. Ни я, ни мои браіьг, ни моя сестра нигде не учились» 1 - , Тяжело вспоминать, те тохы, когда трудовому человеку ко д у приходилось сталкиваться с чру- бостью и насилием. В цар£*оі России не было нигде т ц м $ уголка, іде бы ве нрите<;н$мв трудящегося. Царввд чинов іір і выколачивали из н а д о * ЗДіатя, церковники iy jm a a i* * s a p * . Vr' Нута к учению алн мам , $ак і кая б м ш п к в а х«то| t f j t f щнхея, в царае» Paten ' 4ц* закрыт. Оставаласьодае — п уть спину на хозяев. .1 .1 , _ . С полным правок мод зать,..что после Вели іо ІТ свой сѳциалистическаі . ц іи у Аеня началась втора**іе- лодость. • / I'-'';'- Скоро мне исполнится іГс&е - сят лет, но еще недавно я . &Іл студентом — в сорокапятилетие* возрасте защищал дипломмую работу. Благодаря советской мне удалось закончить настатут. Работа на производстве :н*‘ помешала мне заниматься иа ве чернем отделении института.''.^ Человек, который до 2 $ леі быі безграмотным, к . старости получил высшее образование. Это сделали возможным партии большевиков и советская Еще одно знамявательрое ', со бытие. В тот момент, ка*да я. рядовой рабочий, защищал дип ломный проект, на первый’, курс института поступил мой сын.’ СеіЧю моя дочь учится в Se- и ги.ѵ-тке, а жена занимается f тертой общеобразовательной ш :')Лг. Так куется соьеіѵкая ии- тѵиигеншія! 7 • * В настоящее время работаю на Кировской железной дороге по электрификации. Советские пнѵкенеры вместе со стахановца ми и ударниками про^Н$$ют над северной м а ги с ірш а ден- тактяую сеть. Веяв* ва s # t ; сверкая электрический* * г # Ш , идут электровозы, іоуорце^ів&уг еще большее ожквлеиИе Ha.SoSb- ский полуостров, переаелаипьіі большевиками. / . . * V’у.. > Рядом во миоі работает • дыо инженеры. Они ^* ів у і ра бочих н крестьян. Врія&о> навать. что советсіиі иаро». руководством боаьщевиствйЦ партии создал свою, ирную -Ин теллигенцию, нредаиіую р о ^ - не, идеям мзрксюма-аениииииа-. Жизнь стала іа х о і ; раі^*|ЛІ что я, несмотря иа еаоі: начал писать стихи. л ^ г ь / ч Ш ± инженер , пѵоаэеодищЛь работ JiQ электрификаций, Кировской ■же а . дор.': \ \ •?У . „ - **’' *.К с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz