Полярная правда. 1938, ноябрь

№ 265 (3635) 20 ноября 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А НОВАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ШШЛШКЯ -ВСй и п 111ft ѴЛі)лм /'rrf'Mna л о і л т ____________ ______ _ ___ - ------------ - ,j В лаборатории Кольской базы Академии наук. На снимке: Научный сотрудник В. 0. БЫКОВА производит опыты. Фото Н. Пащова. М ОЙ путь Родилась я в глуши Нижнего Поволжья. Отец был малограмот­ ным крестьянином - бедняком. Будущее его детей представало в такой же безрадостной перспек­ тиве. Особенно неизбежным это было для женщины. Но мне и миллионам моих сверстников по­ везло. Мы начали детство в годы великих событий в жизни чело­ вечества — Октябрьской социа­ листической революции. Она из­ бавила нас от тяжких судеб наших етцов і матереі. € первых же лет советской власти для людей веками іабітов деревни был сткрыт путь к просвещению. Мы, пслучили воз­ можность свободна, бесплатно обучаться в любых учебных вв е ­ дениях. .. Когда мы кснчали среднюю школу, преподаватели говорили нам: — Ребята, учитесь дальше, перед вами открыты двери выс­ шей школы. Вы все можете стать врачами, агрономами, инженера­ ми... И вот мы — три подруги, как сейчас помню, в длинных, широ­ ких. неуклюжих деревенских платьях отправились в универси­ тетский город Саратов. Было страшновато, путь казался даль­ ним, первый раз приходилось жизнь. Н и на мааугу я не забы­ ваю своих обязанностей перед революцией, перед страной, перед теме, кто обеспечил мне вае эти возможности — коммунистиче­ ской партией и советской вла­ стью. я Все наши кадры составляют огромную армию советской*интеллиген­ ции. Советская интеллигенция всеми своими корнями связана с рабочим классом\и крестьянством. Это совершенно новая интеллигенция, подобной которой нет ни в одной стране мира41. (Из постановления ЦК ВКП(б) „О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском „Краткого курса истории ВКП(б)“.) - ВЧЕРАШНИМКОЛХОЗНИК— СЕГОДНЯ СТУДЕНТ Я был членом колхоза «Крас­ ный горняк» в Воронежской об­ ласти. В полевой колхозной бригаде я узнал о том, что на Крайнем Севере, в Мурманске, открывается морской техникум с подготовительным отделением. Сразу же появилась надежда осу- щестгить давнишнюю мечту. Пришлось много и упорно ра­ ботать, чтобы усвоить программу подготовительного и первого курса. Но уже на втором курсе я был в числе передовых студен­ тов. ч Сейчас я выпускник. Через не­ сколько месяцев предстоит госу­ дарственный экзамен. Получу звание механика и путевку на судно. Вчерашний колхозник — сегод­ ня студент, представитель той новой советской интеллигенции, о которой товарищ Сталин говорил, что другой такой интеллигенции, которая івыіодит из рядов «рабоче­ го класса н колхозного крестьян: етва, нет в мире. В наше время технический ин­ теллигент нѳ может быть только узким специалистом. Активное участие в политической жизни страны, непрерывное повышение Как представитель новой со­ ветской интеллигенции, я ста-, - - раюсь оправдать «то *высокое' СВО€ГО <»щвго культурного уров- звание тем, что в своей научной м ~ вот* сочетает каждый и общественной деятельности 89 н*с 0 технической работой, с ставлю и разрешаю вадачи, не- ноередственне свпаняие • со­ циалистическим строительством. Овладение теорией мармизма- ленянивиа, и р енн е м с р ц ни­ шей кониуямтичмкаА партии обогащают опытом борьбы, повы­ шают политическую бдительность. Повседневной работоі над собой добиваюсь повышения авоего идейно-политического уровня. Мой путь — дочери малогра­ мотного бедняка крестьянина, ставшей сотрудником большого научного учреждения; — обычный путь нашей х молодежи, наших славных любознательных юношей и девушек, всей трудящихся. Со­ ветская интеллигенция вместо со всем нарбдом страны Советов деятельно участвует в строи­ тельстве самой счастливой, самой радостной и творческой жнзнб. Носители .наукИ; культуры, нсмус- схать по железной дороге. „ Прошли »ы » университет роб- ~ « « « и » кие, застенчивые. А потом осмот- „ *нгенции наводят в этой рѳлись. Видим - таких, как мы, гРа,ОТ03Н0* тщательной с х е ­ много. Со всех концов Саратов­ ской губернии приехала учиться молодежь. Оказалось, что и нам, девушкам, можно питься любой специальности. Мне понравилась химия . Лич­ ное иризвание, исключительный интерес, годы сосредоточенной упорной учебы помогли мне овладеть любимым делом. Х имия интересная и чрезвычайно по­ лезная дли человечества наука. Она — средство для освоения земных недр :і других несметных природных богатств нашей стра­ ны. Для ее развития у нас после революции создано множество научно - исследовательских ин­ ститутов. После окончания вуза хоте­ лось работать не только практи­ чески. но и продолжать учиться. А для этого у нас возможности оезграничные. Советская власть открыла широким массам пути к высшим центрам научной мыели. _ U вот я в Академии наук. 7-й год работаю здесь. Постигаю лучшие ценности в культурном наследии человечества. Работаю «миостоятельно. Сейчас изучаю полезные ископаемые Кольского пвлуострова, нахожу методы из­ влечения ценнейших металлов — ниобия и тантала. Помимо практического значе­ ния моя работа имеет и большой теоретический интерес. В этом 'оду я направила ее для соиска­ ния ѵченпй пепенп Птак. іепѳрь имею образо­ вание. интересную работу, куль- ттргуѵ;. ЦЦСІЕё ібсС^ЬЧеНЕѴІс ке своо почетное место. В, БЫКОВА - научный^сотрудник Коль­ ской базы Академии наук . Кировск. приобретенной дедовоі квалифн Щ І І . С 1W1 года я — член ленин­ ско-сталинского комсомела. Рабо­ таю комсоргом. Повышая «вон пелитичеоые внания, овладевая большевимюм, готовлюсь всту­ пить в партию. Считаю’ ее- іи поцѵговлевным изучать курс История ВКП(6), работать над первоюточвиами марксигма-ле- В. ГАРШИН - студент морского тех. никума. ИЗ ГУЩИ НАРОДНОЙ Великий русский критик пуо- Октябрьской социалистической ре- лпцнет В. Г. Белинский, затрав волюцин. ленный реакцией, задавленный, Из наиболее молодых, по.ію - нуждой, как н сотші других та- бивших научную деятельность, лантов великого русского народа j ушедших в нее всей своей моло­ в бывшей царской России, писал* 1 дод эперпіей. можно указать на «Мне кажется, дай мне свободу, Н'учпого сотрудника — биолога действовать для общества хоть на десять лет... и и, может быть, и три года іюзвратил бы мою по­ терянную молодость... Полюбил бы труд, нашел бы силу воли». У нас и советской стране «свобода действовать для обще­ ства» дана не на пять или де­ сять лет, а на всю жизнь, стала долгом н почетной обязанностью, стала основным двигателем раз­ вития и расцвета> науки. Социализм, победивший в на­ шей стране, открыл для разви­ тия передовой подлинной пауки пеограниченпые возможности. Научному дерзанию п револю­ ционному творчеству дана пол­ ная свобода п оказывается все­ мерная поддержка в любой обла­ сти знаний. Советская наука сильна и тем. что широко открыла двери моло­ дым кадрам. В нашей страпе лю­ ди науки вырастают из гущи трудового народа. Партия боль­ шевиков и советская власть соз­ дают все условия для развития в трудовом народе талантов, дерза­ ющих. ломающих старые нормы и взгляды, творящих новое н завоевывающих вершины науки. Громадная сеть научно-исследо­ вательских институтов, кафедр, лаборатория и кабинетов к нх услуга». В Полярном научно-исследова­ тельскоминституте морского рыб­ ного • хозяйства н океанографии, которыі призван обслуживать нужды севетсіего рыбного про­ мысла в Баренцовом море,- из 33 научных сотрудников 32 получили образование после комсомолку Нилу Петрову. Нина Петрова — дочь рабочего казанского завода имени В. II. Ленина. В дореволюционное время ее родители не могли и мечтать о том, что дочь будет научным работником. Тов. Петрова работает над изучением питания трески. Ею подготовлена к печати сводная работа «Питание промысловых косяков трески в южной части Bap'čHtfofiJr- моря», являющаяся результатом двухлетнего труда и обработки огромного количества материала. Помимо научной работы комсо­ молка активно участвует в об­ щественной жизни института, является пропагандистом. Весь советский народ, в том числе и работники пауки, полу­ чили могучее оружие для новых побед на всех участках работы. Это — История ВКП(б). Изуче­ ние истории партии по книге, созданной при непосредственном участии великого Сталина, даст нам силу большевистской ориен­ тировки. понимание законов диа­ лектики. Выход в свет этой, книги и постановление ЦК ВЕП(б) «О по­ становке партийной пропаганды » связи в выходом «Краткого курса история ВКП(б)> знаме­ нует еобою целую эпоху под’ема теоретического образования и по­ литического воспитания партий­ но! и непартийной интелли­ генции. М. БОБРОВ - зам. директора Поляр­ ного института рыбного хозяйства, орденоносец. Н о в ы е ^инженеры Мой жизненный путь прост. * Сначала школа, комсомол, слав - 1 ный ленинградский Кировский за­ вод, ще я вступил в партию, уче­ ба в институте. В 1929 году — рабочий, а в 1935 году — инже­ нер. В стране победившего социализ­ ма, в стране, где Сталинской В о г ституцией всем трудящимся цано цравс на образование вуст путь прост и обычен для всех мо»- ровагься • в политическое * жизни В лаборатории Судоверфи. На сними» (слева направо): Бывший токарь, іньгае начальник механо­ сборочного цеха !Г. ФОМИН, бывший кузнец.—начальник кузнечного цеха Р. ТРИФОНОВ и быв­ ший рабочий Кировского завода — инженер С. ЛАГУТИН обсуждают результат исследования метила. - ' фото И. Марголнна. боі вапрос. А правильно ориеяти-, литичеоко# книгой и газетой, про- лодых граждан нашей венкой ро­ дины. Итак, я стал иижекѳром. Іще занимаясь в институте, страны можно только овладев большевизмом. С этого времени н началась моя яе имея опыта руководящей ра* систематическая работа над повы- боты, часто «вдумывался над тем, 1 шением своего полятического как буду руководить производ ством, как буду руководить ра­ бочим коллективом. Практика первых же дней ра­ боты на ороивввдетше лишний рак уровня. Конечно, на первых ша­ гах моей самостоятельной работы над 'политической литературой бы­ ли некоторые трудности, но, имен опыт саммтоятельнйі работы над подтвердила, что огерывать технн- *книгой вообще, я довольно Іыстрр ку от политики нельзя, что оддих эти трудности преодолел. И по- техничеокях внаниі недостаточно.! дружился с 4 книгой всерьез и на* Для того, чтобы правільн» рука* і всегда. водить, надо «уметь правильно раз- В игом деле мне во многом по­ бираться в политической жизни могла моя работа в качестве про? нашей страны, надо уметь прост* лаганднета. Она ваставдда црвя a fitsi; ответнті Bafs»eVf га пз- сиггемгггкески раб«ать гад го« будола желание преподать моим слушателям материал в наиболее доходчивой и увлекательной фор­ ме, привела к необходимости ши­ роко вріюлекать художественную литературу. Впоследствии мне стало ясно, что регулярное чте­ ние художественной литературы в определенном лод&оре ие только оживляет занятия со слушателя­ ми,. во помогает самому лучше и глубже- разобраться « ряде полп- гичеинх вопросов. Я никогда ие отрываю (повыше­ ние своей технической квалифика­ ции от овладения большевизмом. Всякий инженер и техник обязав свстенатчгчесыЕ работать га»-но- люди одного ТРАУЛЕРА На примерах роста людей на­ шего траулера нетрудно лросле- діггь как быстро -стираются ;.,рани между физическим и умственаььм трудом. Окруженные 'сталинской заботой, советские моряки неук­ лонно совершенствуют свои зна­ ния п растут на самой практиче­ ской работе. Вот стахановец комсомолец Бо­ рис Рябченко. Па пашем судне он вырос от матроса цо «эт>ри- ста. Недавпо моряки радостно провожали его в ряды нашей доб­ лестной Красной Аряни и наказа­ ли — зорко стоять на страже границ Советской страны. Ряб- чѳкко дал твердое обещание без­ заветно защищать советские рубежи п в Красной Армии быть также отличником. Большой путь роста в семье моряков прошел П. Крупнов. На судно он поступил юнгов, а сей­ час работает боцманом. И замеча­ тельно справляется со своими обязанностями. Жажда знаний, неуклонное стремление работать лучше — вот характѳірные черты наших моря­ ков. У т. Крушлова есть жела* ние учиться на штурмана. И нет 1 сомнения, что его желание испол­ нится в скором времени. Он уже подготовляет себя для поступле­ ния на курсы. Пример, стахановской работы показывает старший механик ко­ рабля Ф. Братухин. Команда от­ носится к нему с уважением, как к лучшему производственнику в хорошему товарищу. Машинная команда учится у него умелому обслуживавши) мехвг низмов. Недавно к нам пришел воспитанник детдома €аша Ефи­ мов. Он попросился в практикан­ ты машиниста. Тов. Братуіин охотно согласился обучить его. Саша Ефимов с нами плавает уже несколько рейсов. Он быстро осваивает технику. Пройдет еще немного времепп и наш машин­ ный практикант получит спе­ циальность моториста. По праву носит звание стаха­ новца второй механик комсомолец А. Сумчеико. Оп ещо в детстве мечтал получить специальность моряка. Советская .власть дала ому возможность осуществить свою мечту. Не так давни он окон­ чил морской техникум и сразу был определен работать на траулер. Каждый «из нас вырос и .вос­ питан советской властью. 1Я . ГУНИН - ■капитан траулера пСкумбрия Инженер А. М. РЫЧКОВ — производитель работ службы электрификации Кировской же-, лозной дороги. 7 f ' Фото И. Марголила; г -.Г--.- вышѳннем своих технических и политических знаний. Недавно на Судоверфи мне было поручено организовать лабо­ раторию металлов. Эта работа была дли меня, как инженера- производственннка новой, да и поучиться в Мурманске 'Ие было где, ибо такого типа лабораторий на других предприятиях нет. Работа по испытанию и ис­ следованию металлов и сплавов интересна и увлекательна, но она у нас только начата. Кое- что сделано. Много еще недоче­ тов, недоделай. Много еще тех­ нических вопросов придекя ре­ шать с книгой в руках. Выю бы гегпгзваъным гово- II рить и думать, что работа над со­ бой шла всегда гладко. Порою вы­ полнение различных обществен­ ных обязанностей, порою неуме­ ние оріаиіг.;овать свое время от­ рывали меня от этой работы. Бы­ ли небольшие перерывы, но это были только перерывы, ибо рабо­ та по овладению большевизмом и техническим совершенствованием вошла в привычку, стала необхо­ димостью. Хочу особенно остановиться на вопросе, явившимся величайшим событием в идейной жизни пар­ тии. Я говорю о книге — 0сто­ ни Всесоюзное Коммунистической артин (большевиков), разрабо­ танной при непосредственном уча­ стей великого Сталина. Новый учебник истории партии имеет громадное (революционно* просветительное значение в деле воспитания советской интеллиген­ ции. Он сыграет исключительно большую организующую роль во всей нашей борьбе но строитель­ ству социалистического общества; каждому из вас История .ВКН(б) будет незаменимым оружием в борьбе за окончательную победу коммунизма. • С. ЛАГУТИН - инженер-металлург судо­ верфи. Главпищемаша. ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ Молодые годы моей жи^ня прошли в дореволюционное вр 0 - мя. Это были безрадостные годы. С одиннадцати леи начал работать чернорабочим и не имел никаких перспектив на будущее. Нам* си­ ротам, нельзя было и мечтать об учебе. Ни я, ни мои браіьг, ни моя сестра нигде не учились» 1 - , Тяжело вспоминать, те тохы, когда трудовому человеку ко д у приходилось сталкиваться с чру- бостью и насилием. В цар£*оі России не было нигде т ц м $ уголка, іде бы ве нрите<;н$мв трудящегося. Царввд чинов іір і выколачивали из н а д о * ЗДіатя, церковники iy jm a a i* * s a p * . Vr' Нута к учению алн мам , $ак і кая б м ш п к в а х«то| t f j t f щнхея, в царае» Paten ' 4ц* закрыт. Оставаласьодае — п уть спину на хозяев. .1 .1 , _ . С полным правок мод зать,..что после Вели іо ІТ свой сѳциалистическаі . ц іи у Аеня началась втора**іе- лодость. • / I'-'';'- Скоро мне исполнится іГс&е - сят лет, но еще недавно я . &Іл студентом — в сорокапятилетие* возрасте защищал дипломмую работу. Благодаря советской мне удалось закончить настатут. Работа на производстве :н*‘ помешала мне заниматься иа ве­ чернем отделении института.''.^ Человек, который до 2 $ леі быі безграмотным, к . старости получил высшее образование. Это сделали возможным партии большевиков и советская Еще одно знамявательрое ', со­ бытие. В тот момент, ка*да я. рядовой рабочий, защищал дип­ ломный проект, на первый’, курс института поступил мой сын.’ СеіЧю моя дочь учится в Se- и ги.ѵ-тке, а жена занимается f тертой общеобразовательной ш :')Лг. Так куется соьеіѵкая ии- тѵиигеншія! 7 • * В настоящее время работаю на Кировской железной дороге по электрификации. Советские пнѵкенеры вместе со стахановца­ ми и ударниками про^Н$$ют над северной м а ги с ірш а ден- тактяую сеть. Веяв* ва s # t ; сверкая электрический* * г # Ш , идут электровозы, іоуорце^ів&уг еще большее ожквлеиИе Ha.SoSb- ский полуостров, переаелаипьіі большевиками. / . . * V’у.. > Рядом во миоі работает • дыо инженеры. Они ^* ів у і ра­ бочих н крестьян. Врія&о> навать. что советсіиі иаро». руководством боаьщевиствйЦ партии создал свою, ирную -Ин­ теллигенцию, нредаиіую р о ^ - не, идеям мзрксюма-аениииииа-. Жизнь стала іа х о і ; раі^*|ЛІ что я, несмотря иа еаоі: начал писать стихи. л ^ г ь / ч Ш ± инженер , пѵоаэеодищЛь работ JiQ электрификаций, Кировской ■же а . дор.': \ \ •?У . „ - **’' *.К с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz