Полярная правда. 1938, ноябрь
S F K S h c h З Я ГС Л -.С ; . 4 , ГСПССКЗ’ ' . • . j :: * *• 16 Н О Я Б Р Я 1938 г. С Р Е Д А I J f j & ^ r r i u j j u i J ь о с Я С т р и п , СредиНЯйт С; о із / № 262 (3632) Год і і д іш XVIII. Цін 10 rob. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА О Р Г А Н М у р м а н с к о г о Областного и Городского К о м и т е т о в ВКП(б) и Оргкомитета ВЦИК по Мурманской области ВООРУЖИТЬ НАШИ КАДРЫ МАРКСИЗМОМ-ЛЕНИНИЗМОМ Сегодня мы публикуем поста новление Центрального Комитета ВКЩб) «О постановке партийной пропаганды в івязи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». Вея наша партия, все большеви ки. партийные и непартийные, встретят это постановление « огромнейшим интересом и внима нием, ибо оно знаменует новую полосу в организации больше вистской пропаганды, новый под’ем в идейной жпзни страны. «Краткий куре истории ВКЩб)», в отличие от прежних учебников по истории . партии, — это не «легкий и непонятный рассказ о делах мипувших», а могучее идейное оружие большевизма, это энциклопедия основных знаний в области марксизма - ленинизма, это показ -величайшей силы марк систско-ленинской теории, это могучее средство вооружения на ших кадров большевизмом. Центральный Комитет партии, работая -над этим научным тру дом, исходил из задачи — дать партии единое руководство, офи циальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование истории партии и марксизма-ленинизма. ЦК ВКП(б) ставит задачей ликвидировать искусственный разрыв между пропагандой марксизма и лениниз ма, создаваемый схоластами вуль гаризаторами. В Истории ВКП(б), одобренной ЦК ВКП(б), со всей если они ликвидируют свою теоретическую отсталость. Выход в свет Истории ВКП(б) со всей силой поставил вопрос о такой организации пропаганды, уровень которой полностью отве чал бы задачам идейного воору жения наших кадров. Между тем в пропагандистской работе имеет ся много недостатков. Устная форма пропаганды являлась до сих пор главенствующей формой партийного просвещения. Пар тийные организации насаждали кружковую форму занятий вме сто того, чтобы внедрять испы танный на опыте старшего поко ления большевиков метод само стоятельного изучения коммуни стами истории и теории больше вистской партии. Вместо того, чтобы широко использовать пе чать. печатную пропаганду (а возможности для этого у пас ко лоссальные). вместо того, чтобы соединить печатную форму про паганды, как главную с устной, партийные организации гнались за «охватом» коммунистов в кружках и выпустили из рук ру ководство пропагандой по суще ству. Подобные извращения самым «от станка», тебе почет и уваже ние. Если ты вылез из некуль турности, научился грамоте, овла дел наукой, — ты чужой, «отор вался» от масс, перестал быть рабочим. Я думаю, что мы не двинемся вперед ни на шаг, пока нѳ «вытравим этого варварства и дикости. Рабочий клаісс не может стать настоящим хозяином стра ны, если он не сумеет выбраться иг некультурности, если он не сумеет создать своей собственной интеллигенции, если он не овла деет наукой и не сумеет управ лять хозяйством на основе нау ки». Рабочий класс, крестьянство создали с-вою интеллигенцию, ко торую нужно пенить и уважать. Нельзя забывать того, что часть нашей интеллигенции, часть на ших кадров попала в лапы ино странных разведок, их троцккст- око-бухаринской и буржуазно-на- ционалистпческой агентуры пето му. что не имела политической закалки, петому, что партийные организации забросили дело поли тического воспитания интеллиген ции. Центральный Комитет партии. О о о постановке партийной пропаганды в связи с выпуском „Краткого курса истории ВКП(б)“ I Постановление ЦК ВКП(б) і . Выход в свет «Краткого курса истории Всесоюзной Коммунисти ческой Партии (большевиков)» является крупнейшим событием в идейной жизни большевистской партии. С появлением «Краткого курса истории ВКП(б)», партия на основе обобщения нового опы та классовой борьбы пролетариа та в эпоху империализма и про летарских революций. 3) В противоположность неко торым старым учебникам, нзла- орѵжие большевизма. энци клопедию основных знаний в области марксизма - ленинизма. Курс Истории партии — научная история большевизма. В ней из ложен и обобщен гигантский опыт коммунистической аюртни, равного которому не имела и не имеет ни одна партия в мире. «Краткий курс истории Все союзной Коммунистической Пар тии (большевиков)» является осудив погоню за количественным влжне^шим средством в деле раз- охватом кружками коммунистов. I РРшепия задачи овладения боль- njpua lldpiMH I ропшпи ИГТОПИЮ ППРЯМР получила новое могучее идейное | ш Rcero вокруг исторических ЛИЦ и имевшим в виду воспитание жан ров на лицах и их биографии,— «Краткий курс» налагает историю партии па базе рлзврртываии* основных яде! маркеизма л еш п - ма и имеет в вюу воептяя# партийных кадров, в первую очередь, па и д е я х маркеп«а- ленинизма. Создавая «Кратки! курс « т о рии ВКП(б)», ЦК ВКП(б) исходил из задачи преподать учение марк сизма-ленинизма на основе исто- с.ер ,«пЫ» образе» отразились па п" ' шииаиои, в еерки ,и Е ™ . Г Г т а 1 £ 3 качестве пропаганды. Партийны = .ар« .с«ио - «нипсио» ™ Д ^ н Т а е ^ о Г ” .- паганцы. В основу пропаганды, ! ????! ?. ,за_Л _ рии наиболее отвечает 1 интере- превраіцались^ в вечных школь ников начальных классов. Такие ......... ...........марксизма - ленинизма положен ; общественного развития и поли- подчепкиваетсяГ что «ле- і ^ Т0ДЬІ политических занятии <К(ратопй курс ШТ0]УШ ВКПГб)».; тической борьбы, средством по....... __і является дальнейшим ^ лн У ,К 0 ММУНИГТ0В пеРУ в консультации, все формы пышения политической* бдитель- развитием марксизма, марксизмом ГВ0И СП0,' УИ' многпм комму- nfi4aTH0R пропаганды придут на ногти партийных и пепартийпых силой нинизм в новых условиях классовой борь бы пролетариата, марксизмом эпохи империализма и пролетар- нистам стало казаться, что овла деть теорией—дело очень трудное, 1 почти невозможное. Цоптраль- сних оеволкший .гаоксизмом эпс- шГі Комитет паРтии 0 СУДИЛ хи побевы социализма га одной ?о д о б ш < 3 извращения. В подо- f ?н * I новлении ЦК ВКП(б) говорится: ВКПШ (История ^«Необходимо восстановить ком* I мунистам вору в своп силы и .между тем в практике пропа- •способности к овладению марк- гандистской работы, в практике| систско-ленинсвой теорией», преподавания в вузах существо- и в кп (б ) ^ к искусственное расчленение 1вдрам яействуютнм и к кадра-» сосланных часіеіі единого «арк- j ваш3і J , , , сиотско-иенинского уэдвня. Дна-, совиная интеллигенция, плоть лектичеекиЯ и исторический «а- „ рабочето влама Е твриализм отрывали от лениниз- rTbHHfTna \|и ™> жр . м п > т > тттггьгя ма ПОЛИТИКУ ПЯПТПП п а ггм а ттж - * ’ І пиш пл D ft иипоидаціш IDUUII ™ иіолноовані or S ' : теоретической отсталости. Затача помощь самостоятельному изѵче-,оолыиевиков, средством поднятия ніпо маірвсистско-ленинской тео - ;дела пропаганды маркспзма-лепи рии. Участил в .кружках является , пизма на подлежащую теоретиче- делом исключительно д.іброноль , и- чис.и ним ло их будет зна чительно сокращено. Разрабетзпы формы диферонцироваотого пзѵче- пия истории тіартии. указана си стема подготовки пропагандистов, зада^. подчеркнута решающая роль пе- ' ‘ ‘ ' чатной пропаганды, ликвидирова на оторванность печатной пропа ганды от устной. Выход в свет Истории ВКПГб) должен стать началом поворота кую высоту. Создавая <<К[£ітний курс, исто рии Всесоюзной Коммунистиче ской Партии (большевиков)», ЦК ВКЩб) исходил из следующих сам дела, так как на историче ских фактах лучше, естественнее и попятное демонстрировать осповпые идеи марксизма - ле нинизма. так как сама история НѵП(б) есть марксизм-ленинизм в дѳііатвии , так как правильность и жизненность марксистско-ле нинской теории проверены прак тикой, на опыте классовой борь бы пролетариата, и сама марк систско-ленинская теория разви валась и обогащалась в тсспеіі- 1) Необходимо было дать пар тии единое руководство по исто рии партии, руководство, пред ставляющее официальное, прове ренное ЦК ВКП(б) толкование широ ко раз’яюнить данное решение Центрального Комитета партии. ‘ . Особо ответственные задтчи встают перед работникам теоре ского ма°іеТаВл тНы°а °Т ИСТ°рИЧ€' ! свою интеллигенцию, высшая партийных организаций (-киі и материализма. цель которой — служение народу. - История ВКП(б) воспитывает j Советская интеллигенция — боль- наши кадры на идеях. Историче- шая 'Политическая сила, без кото- ские факты предстают перед чи- рой не «лжет обойтись ни одно тателем как демонстрация марк-1 государство, тем более СССР — .... ............... . в действии, как государство, направляющее нее S - революционная теория, нрнло- оірасли тоаяЛства и культуры. ^ „ быстоо'поковчить с не- .ьенп.ія к практике. Книга рас- Между тем еще не преодолено т0ртпгмьга отставанием тео?«тгчо- пренебрежптельное отношение к гкой мысли, боязнью смело ста- пашей новой, советской пителли- rj tTb актуальные теоретические генции. Еще приходится ветре- БПягрогы. лшевидировать бутгрояд- чаттх'я с высокомерным етноше- схоластику, вульгаризацию нпеч к партийно^ и непартийно- отдельных положений ма|и:*’изѵа- му интеллигенту, как к человеку лепинивма. смело ставить теоре- второго сорта, хотя бы это был тическиѳ вопросы, двлгаюгаие вчерашпий стахановец. Пора вы- уцперед марксистско - леппнекую травить такое дикое, хулиганское тРГ>рпю. и опасное для государства отио- «Овладевая теорией марисизма- шенпе п советской иптеллпген- ленинизма вооружающей знанием ЦТГИ- 1 законов общественного развития, Более 10 лет назад ^ товарищ нащц кадры станут действительно Сталии, выступая па ^ III с езде непобедимыми и еще успешнее комсомола, говорил в своей речи: поведут под знаменем этой тео- «У нас есть люди, которые го- рии, под руководством партии товы воспевать нашу некультур- Ленина—Сталина весь советский иость. Если ты неграмотен или народ и-победе коммунизма». пишешь неправильно и кичишься Передовая «Правды» 15 нояб- своей отсталостью. — ты рабочий ря 1938 г. (по телеграфу). считана на то, чтобы воспиты вать большевистских политиков, вооруженных марксизмом - ле нинизмом, умеющих пускать в ход эту теорию., умеющих па опыте прошлого разбираться в событиях наших дней. (►г первой до последней стра ницы История ВКП(б) учит паши кадры ценить силу и значепне революционной теории. Заклады- пая идеологические основы на шей партии. Ленин писал в сво- еіі зпаменнтоіі книге «Что де лать?»: «Без революционной тео рии не может быть и іюволюци- инного движения... Роль передо вого борца может выполнить только партия, руководимая пе редовой теорией». История не раз давала примеры того, как большевистская партия в самых труднейших условиях одержива ла блестящие победы только по тому, что была вооружена пере довой теорией, зпала законы об щественного развития и полити ческой борьбы, знала куда ведет д е л о . Достаточно вспомнить J92S — 1930 годы, когда пар тия под руководством товарища (’талина приступила к такому труднейшему и беспримерному делу, как коллективизация де- ревпи. Партия победила, несмот ря па ожесточенное сопротпвде нио врагов, потому, что она зна ла, что она делает и куда ведет народ. Нетрудно видеть, как возра стет политическая зоркопъ и стойкость наших кадров, как вы растут наши работники, если они овладеют передовой теорией, на их кадров к ликвидации своей вопросов истории ВКЩб) и марксизма-ленинизма, не..допускающее никаких произ вольных толкований. Изданием напей «Курса истории ВКП(б)», одоб ренного ЦК ВКП(б), кладется ко нец произволу и неразберихе в изложении истории партии, оби лию различных точек зрения и произвольных толкований важ нейших вопросов партийпой тео рии и истории партии, которые имели место в ряде ранее издан ных учебников по истории пар тии. 2) Создавая «Краткий курс истории ВКП(б)», ЦК ВКІІ(б) ставил своей задачей ликвидиро вать вредный разрыв в области пропаганды между марксизмом и ленинизмом, который образовал ся за последние годы и кото рый привел к тому, что ле* нинизм стали преподавать как самостоятельное учение в отры ве от марксизма, в отрыве от диалектического и исторического материализма, в отрыве от У К А З “ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПРИСВОЕНИИЗВАНИИ ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗ! КОМАНДИРАМРІБОЧЕ-КРЕСТЬИНСНОЙ КРІПКО? АРМИИ Ла образцовое выполнение специальных заданий правитель ства но укреплению оборонпой мощи Советского Союза и за проявленное геройство присвоить звапие Героя Советского Союза с вручением ордена Лепипа: I. Капитапу-лейтспапту Бурмистрову Ивану Алексеевичу. ?. Майору Гусеву Александру Ивановичу. Я. Лейтенанту Романову Александру Георгиевичу. Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета Союза ССР * А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 14 ноября 1938 г. шей связи с практикой, на осно ве обобщения практического | положѳниями, соответствующими опыта революционной борьбы | и с т о р и ч е с к и м условиям. • 1 ЦК ВКП(б) исходил из того, что без знания теории марксизма- ражалась иногда, как сплошной і кадры будут хромать на обе ноги, путь побед, без каких бы то ни ибо задача правильного руковод- было временных поражений и отступлений, что явно противо речит исторической правде и. тем самым, мешает правильному вос питанию кадров. Антимарксистская вульгариза торская путаница сказалась так же в распространении неправиль ных взгляюк на советское госу- Ілрсіво. к принижении роли и зяач^ийя социалистического госу дарства. как главного оружия в рук.і\ рабоівх и крестьян для гоцкияа іа и для защиты гоп іиягтѵческя і завоеваний тру- іяіииѵя от капиталистического окружения «Краткий куре и«тории ВКЛ(б)» клаіет конец этой и то му поіпбной вульгаризации и опошлению марксизма-ленинизма, восстанавливая установки марк сизма-ленинизма. 5) Создавая «Краткий курс истории ВКП(б)», ЦК ВКП(б) ставил своей задачей наглядно продемонстрировать силу и зна чение марксистско-ленинской тео рии, научпо раскрывающей зако ны развития общества.,—теории, которая учит применять эти за коны для руководства революци онной деятельностью пролета риата, — теории, которая, 'как 1 и всякая наука, непрерывно развивается и совершенствуется и которая не боится заменять отдельпые устарелые положения и выводы новыми выводами и пролетариата. 4) Создавая «Кратки! кур« истории ВКЩб)», ЦК ВКП(б) сда вил задачу освободить марксист скую литературу от упрощен чества и вульгаризации в толко вании ряда вопросов теории марксизма-ленинизма и истории партии. Такого рода вульгаризация и упрощенчество нашли выраже- пие, .например, в распространен ных до последнего времени, явно антимарксистских и давно осуж денных партией, взглядах о роли личности в истории, когда вопрос о роли лпчности в истории изла гался некоторыми лже-теорети- кпмп и пропагандистами с полу- эсеровеких позиций. К такого рода вульгаризатор ству и упрощенчеству марксизма- ленинизма относится неправиль ное толкование вопроса о победе социализма в нашей стране. Широкое распространение при обрели извращения марксистско- ленинских взглядов по вопросу о характере войн в современную эпоху, непонимание различия ме ства всеми отраслями социалисти ческого строительства требует овладения со стороны практиков основами марксистско-ленпнскоі теории, требует умения руко- водствеваться теорией при разре шении вопросов практической дея тельности. Ошибочно думать, будто задача овладения теорией посильна лишь небольшому кругу работни ков. Овладение марксистско- ленинской теорией — дело нажив ное. Именно теперь, при советско! власти и победе социализма в СССР, созданы неограниченные возможности для того, чтобы наши руководящие кадры успешно овла девали марксистско-ленинской тео рией, изучили историю партии, труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Для того, чтобы овладеть теорией марксизма-ленинизма, на до лишь проявить желание, на стойчивость и твердость характера в достижении этой цели.. Если можно успешно овладеть такими науками, как, например, физика, химия, биология, то тем более нет оснований сомневаться, что можно полностью овладеть наукой марк- сизма-ленннизма. 6 ) Создавая «Курс истории ВКП(б)», ЦК ВКЩб) ставил зада чу помочь кадрам, ведущим теоре- тичсскую-п пропагандистскую боту, перестроиться, улучшить ка чество работы, начать ликвидиро вать свою теоретическую отста лость, устранить недостатки и пробелы в своей идеологической подготовке и поднять пропаган дистскую работу на должную вы* соту. Все ѳти задачи, поставленные ленинизма, без овладения больше- ЦК ВКЩб), нашли свое разреше- визмом, без/ преодоления своей ние в «Кратком курсе истории теоретической отсталости, наши ВКП(б)». II. истории партии, • забывая, что „ 1 1 жду войнами справедливыми и ленинизм вырос и развился на основе марксизм, что марксизм есть основа ленинизма, что. не зная этой основы ленинизма, нельзя понять лейинизм. Создавая «Курс истории ВКЩб)», ЦК ВКП(б) ставил сво ей задачей дать такое руковод ство по теории и истории ВКЩб), в котором были бы воссоединены в одао целое искусственно рас щепленные составные части еди ного марксистгко-ленинского уче ния — диалектический и исто рический материализм и ле нинизм, а исторический материа лизм был бы связан с политикой партии, — руководство, в кото ром было бьГ'Тглк'тно неразрыв ное единство, целостность и преемственность учения Маркса и Ленина, единство марксизма- ленинизма,* и изложено то новое, что внесено Лениным и его уче никами в марксистскую теорию несправедливыми, неправильный взгляд на большевиков, как на своего рода «пацифистов». В исторической науке до по следнего времени антимарксист ские извращения и вульгариза торетво были связаны с так на зываемой «школой» Покровского, которая толковала исторические факты извращенно, вопреки исто ричѳскому материализму освеща ла их с точки зрения сегодняш него дня. а пе с точки зрения тох условий., в обстановке кото рых протекали исторические со бытия, и. тем самым,-искажала действительную историю Антиисторическая фальсифика ция действительной истории антиисторические попытки при украсить историю, вместо прав дивого ее изложения, приводили например, к тому, что в нашей проиагапде история партии пзоб- Каковы основные недостатки нпя вопросам, через лекции, до- пропагандистской работы? , клады и т. п. В каком направлении пеобходи-Избрав основным методом про- мо перестроить пропагандистскую и теоретическую работу партии? 1) Основным недостатком поста новки партийной пропаганды является отсутствие необходимой централизации руководства пар тийной пропагандой и вытекаю щие отсюда кустарщина, неорга низованность в дело пропагапды. Кустарничество и неорганизо ванность в области партийной про паганды выразились прежде всего в том, что партийные организации основной формой пропаганды из брали устную пропаганду через кружки, забывая, что кружковый метод пропагапды был свойственен преимущественно пелргальпому периоду партип, в силу условий работы партии в то время, и что в условиях советской іСтастп п прп наличии в руках большевистской партии такого мощного орудия пропаганды, как печать, созданы совершенно новые условия и воз можности для неограниченного размаха пропаганды и для центра лизованного руководства ею. Вместо того, чтобы использовать эти возможности, партийные орга низации продолжают цепляться за старые формы пропаганды, не учитывая того, что кружкп в нынешних условиях уже не моіут являться главным методом обуче ния наших кадров большевизму, что основным методом обучения кадров марксизму-ленинизму дол жен являться испытанный на опы те старшего поколения большеви ков метод самостоятельного изуче ния истории и теории болыпевист-! ской партип, а партия должна приттн на помощь кадрам г. ''том пагапды устную пропаганду через кружки, партийные организации увлеклись ошибочной затеей об’едпнить: в кружки всех комму нистов, поставив ставку на коли чественное расширение сети пар тийных кружков, на погоню ва огульным «охватом* и прп том в обязательном порядке всех без исключения коммунистов партий ными кружками. В погоне за количеством круж ков, партийные организации вы пустили из рук главное звено — качество пропаганды. Обилие кружков, лишив /пар тийные организации возможности контролировать пропагандистскую работу по сущеіству, привело к тому, что партийные организации выпустили из своих рук руковод ство пропагандой, сведя ввою деятельность главным образом к собиранию канцѳлярско-статисти-, ческих сведений об «охвате» ком-' мунистов учебой в кружках, их численности и посещаемости. В результате кружіки превратились в автономные и бесконтрольные организации, ведущие работу на свой риск и страх. • Обилие кружков привело, далее, к тому, что кадры пропагандистов оказались переполненными мало подготовленными теоретически, а зачастую политически неграмот ными и непроверенными людьми, которые не только не могут по мочь членам партии и беспартий ным овладеть большевизмом, но способны лишь подмелить изло жение марксистско-ленинской отношении через печать п ц е н т р а - .теории вредным упрощенчеством лизованную высококвалпфнциро. и запхтать своих слушателей. ванную консультацию по возпп- ------------------------------------------------- кающим у ппх в процессе изуче- (П р о д о л ж е н и е — н а 2 с т р .) I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz