Полярная правда. 1938, ноябрь

S F K S h c h З Я ГС Л -.С ; . 4 , ГСПССКЗ’ ' . • . j :: * *• 16 Н О Я Б Р Я 1938 г. С Р Е Д А I J f j & ^ r r i u j j u i J ь о с Я С т р и п , СредиНЯйт С; о із / № 262 (3632) Год і і д іш XVIII. Цін 10 rob. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА О Р Г А Н М у р м а н с к о г о Областного и Городского К о м и т е т о в ВКП(б) и Оргкомитета ВЦИК по Мурманской области ВООРУЖИТЬ НАШИ КАДРЫ МАРКСИЗМОМ-ЛЕНИНИЗМОМ Сегодня мы публикуем поста­ новление Центрального Комитета ВКЩб) «О постановке партийной пропаганды в івязи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». Вея наша партия, все большеви­ ки. партийные и непартийные, встретят это постановление « огромнейшим интересом и внима­ нием, ибо оно знаменует новую полосу в организации больше­ вистской пропаганды, новый под’ем в идейной жпзни страны. «Краткий куре истории ВКЩб)», в отличие от прежних учебников по истории . партии, — это не «легкий и непонятный рассказ о делах мипувших», а могучее идейное оружие большевизма, это энциклопедия основных знаний в области марксизма - ленинизма, это показ -величайшей силы марк­ систско-ленинской теории, это могучее средство вооружения на­ ших кадров большевизмом. Центральный Комитет партии, работая -над этим научным тру­ дом, исходил из задачи — дать партии единое руководство, офи циальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование истории партии и марксизма-ленинизма. ЦК ВКП(б) ставит задачей ликвидировать искусственный разрыв между пропагандой марксизма и лениниз­ ма, создаваемый схоластами вуль­ гаризаторами. В Истории ВКП(б), одобренной ЦК ВКП(б), со всей если они ликвидируют свою теоретическую отсталость. Выход в свет Истории ВКП(б) со всей силой поставил вопрос о такой организации пропаганды, уровень которой полностью отве­ чал бы задачам идейного воору­ жения наших кадров. Между тем в пропагандистской работе имеет­ ся много недостатков. Устная форма пропаганды являлась до сих пор главенствующей формой партийного просвещения. Пар­ тийные организации насаждали кружковую форму занятий вме­ сто того, чтобы внедрять испы­ танный на опыте старшего поко­ ления большевиков метод само­ стоятельного изучения коммуни­ стами истории и теории больше­ вистской партии. Вместо того, чтобы широко использовать пе­ чать. печатную пропаганду (а возможности для этого у пас ко лоссальные). вместо того, чтобы соединить печатную форму про­ паганды, как главную с устной, партийные организации гнались за «охватом» коммунистов в кружках и выпустили из рук ру­ ководство пропагандой по суще­ ству. Подобные извращения самым «от станка», тебе почет и уваже­ ние. Если ты вылез из некуль­ турности, научился грамоте, овла­ дел наукой, — ты чужой, «отор­ вался» от масс, перестал быть рабочим. Я думаю, что мы не двинемся вперед ни на шаг, пока нѳ «вытравим этого варварства и дикости. Рабочий клаісс не может стать настоящим хозяином стра­ ны, если он не сумеет выбраться иг некультурности, если он не сумеет создать своей собственной интеллигенции, если он не овла­ деет наукой и не сумеет управ­ лять хозяйством на основе нау­ ки». Рабочий класс, крестьянство создали с-вою интеллигенцию, ко­ торую нужно пенить и уважать. Нельзя забывать того, что часть нашей интеллигенции, часть на­ ших кадров попала в лапы ино­ странных разведок, их троцккст- око-бухаринской и буржуазно-на- ционалистпческой агентуры пето­ му. что не имела политической закалки, петому, что партийные организации забросили дело поли тического воспитания интеллиген­ ции. Центральный Комитет партии. О о о постановке партийной пропаганды в связи с выпуском „Краткого курса истории ВКП(б)“ I Постановление ЦК ВКП(б) і . Выход в свет «Краткого курса истории Всесоюзной Коммунисти­ ческой Партии (большевиков)» является крупнейшим событием в идейной жизни большевистской партии. С появлением «Краткого курса истории ВКП(б)», партия на основе обобщения нового опы­ та классовой борьбы пролетариа­ та в эпоху империализма и про­ летарских революций. 3) В противоположность неко­ торым старым учебникам, нзла- орѵжие большевизма. энци­ клопедию основных знаний в области марксизма - ленинизма. Курс Истории партии — научная история большевизма. В ней из­ ложен и обобщен гигантский опыт коммунистической аюртни, равного которому не имела и не имеет ни одна партия в мире. «Краткий курс истории Все­ союзной Коммунистической Пар­ тии (большевиков)» является осудив погоню за количественным влжне^шим средством в деле раз- охватом кружками коммунистов. I РРшепия задачи овладения боль- njpua lldpiMH I ропшпи ИГТОПИЮ ППРЯМР получила новое могучее идейное | ш Rcero вокруг исторических ЛИЦ и имевшим в виду воспитание жан­ ров на лицах и их биографии,— «Краткий курс» налагает историю партии па базе рлзврртываии* основных яде! маркеизма л еш п - ма и имеет в вюу воептяя# партийных кадров, в первую очередь, па и д е я х маркеп«а- ленинизма. Создавая «Кратки! курс « т о ­ рии ВКП(б)», ЦК ВКП(б) исходил из задачи преподать учение марк­ сизма-ленинизма на основе исто- с.ер ,«пЫ» образе» отразились па п" ' шииаиои, в еерки ,и Е ™ . Г Г т а 1 £ 3 качестве пропаганды. Партийны = .ар« .с«ио - «нипсио» ™ Д ^ н Т а е ^ о Г ” .- паганцы. В основу пропаганды, ! ????! ?. ,за_Л _ рии наиболее отвечает 1 интере- превраіцались^ в вечных школь­ ников начальных классов. Такие ......... ...........марксизма - ленинизма положен ; общественного развития и поли- подчепкиваетсяГ что «ле- і ^ Т0ДЬІ политических занятии <К(ратопй курс ШТ0]УШ ВКПГб)».; тической борьбы, средством по....... __і является дальнейшим ^ лн У ,К 0 ММУНИГТ0В пеРУ в консультации, все формы пышения политической* бдитель- развитием марксизма, марксизмом ГВ0И СП0,' УИ' многпм комму- nfi4aTH0R пропаганды придут на ногти партийных и пепартийпых силой нинизм в новых условиях классовой борь­ бы пролетариата, марксизмом эпохи империализма и пролетар- нистам стало казаться, что овла­ деть теорией—дело очень трудное, 1 почти невозможное. Цоптраль- сних оеволкший .гаоксизмом эпс- шГі Комитет паРтии 0 СУДИЛ хи побевы социализма га одной ?о д о б ш < 3 извращения. В подо- f ?н * I новлении ЦК ВКП(б) говорится: ВКПШ (История ^«Необходимо восстановить ком* I мунистам вору в своп силы и .между тем в практике пропа- •способности к овладению марк- гандистской работы, в практике| систско-ленинсвой теорией», преподавания в вузах существо- и в кп (б ) ^ к искусственное расчленение 1вдрам яействуютнм и к кадра-» сосланных часіеіі единого «арк- j ваш3і J , , , сиотско-иенинского уэдвня. Дна-, совиная интеллигенция, плоть лектичеекиЯ и исторический «а- „ рабочето влама Е твриализм отрывали от лениниз- rTbHHfTna \|и ™> жр . м п > т > тттггьгя ма ПОЛИТИКУ ПЯПТПП п а ггм а ттж - * ’ І пиш пл D ft иипоидаціш IDUUII ™ иіолноовані or S ' : теоретической отсталости. Затача помощь самостоятельному изѵче-,оолыиевиков, средством поднятия ніпо маірвсистско-ленинской тео - ;дела пропаганды маркспзма-лепи рии. Участил в .кружках является , пизма на подлежащую теоретиче- делом исключительно д.іброноль , и- чис.и ним ло их будет зна­ чительно сокращено. Разрабетзпы формы диферонцироваотого пзѵче- пия истории тіартии. указана си­ стема подготовки пропагандистов, зада^. подчеркнута решающая роль пе- ' ‘ ‘ ' чатной пропаганды, ликвидирова­ на оторванность печатной пропа­ ганды от устной. Выход в свет Истории ВКПГб) должен стать началом поворота кую высоту. Создавая <<К[£ітний курс, исто­ рии Всесоюзной Коммунистиче­ ской Партии (большевиков)», ЦК ВКЩб) исходил из следующих сам дела, так как на историче­ ских фактах лучше, естественнее и попятное демонстрировать осповпые идеи марксизма - ле­ нинизма. так как сама история НѵП(б) есть марксизм-ленинизм в дѳііатвии , так как правильность и жизненность марксистско-ле­ нинской теории проверены прак­ тикой, на опыте классовой борь­ бы пролетариата, и сама марк­ систско-ленинская теория разви­ валась и обогащалась в тсспеіі- 1) Необходимо было дать пар­ тии единое руководство по исто­ рии партии, руководство, пред­ ставляющее официальное, прове­ ренное ЦК ВКП(б) толкование широ­ ко раз’яюнить данное решение Центрального Комитета партии. ‘ . Особо ответственные задтчи встают перед работникам теоре ского ма°іеТаВл тНы°а °Т ИСТ°рИЧ€' ! свою интеллигенцию, высшая партийных организаций (-киі и материализма. цель которой — служение народу. - История ВКП(б) воспитывает j Советская интеллигенция — боль- наши кадры на идеях. Историче- шая 'Политическая сила, без кото- ские факты предстают перед чи- рой не «лжет обойтись ни одно тателем как демонстрация марк-1 государство, тем более СССР — .... ............... . в действии, как государство, направляющее нее S - революционная теория, нрнло- оірасли тоаяЛства и культуры. ^ „ быстоо'поковчить с не- .ьенп.ія к практике. Книга рас- Между тем еще не преодолено т0ртпгмьга отставанием тео?«тгчо- пренебрежптельное отношение к гкой мысли, боязнью смело ста- пашей новой, советской пителли- rj tTb актуальные теоретические генции. Еще приходится ветре- БПягрогы. лшевидировать бутгрояд- чаттх'я с высокомерным етноше- схоластику, вульгаризацию нпеч к партийно^ и непартийно- отдельных положений ма|и:*’изѵа- му интеллигенту, как к человеку лепинивма. смело ставить теоре- второго сорта, хотя бы это был тическиѳ вопросы, двлгаюгаие вчерашпий стахановец. Пора вы- уцперед марксистско - леппнекую травить такое дикое, хулиганское тРГ>рпю. и опасное для государства отио- «Овладевая теорией марисизма- шенпе п советской иптеллпген- ленинизма вооружающей знанием ЦТГИ- 1 законов общественного развития, Более 10 лет назад ^ товарищ нащц кадры станут действительно Сталии, выступая па ^ III с езде непобедимыми и еще успешнее комсомола, говорил в своей речи: поведут под знаменем этой тео- «У нас есть люди, которые го- рии, под руководством партии товы воспевать нашу некультур- Ленина—Сталина весь советский иость. Если ты неграмотен или народ и-победе коммунизма». пишешь неправильно и кичишься Передовая «Правды» 15 нояб- своей отсталостью. — ты рабочий ря 1938 г. (по телеграфу). считана на то, чтобы воспиты­ вать большевистских политиков, вооруженных марксизмом - ле­ нинизмом, умеющих пускать в ход эту теорию., умеющих па опыте прошлого разбираться в событиях наших дней. (►г первой до последней стра­ ницы История ВКП(б) учит паши кадры ценить силу и значепне революционной теории. Заклады- пая идеологические основы на­ шей партии. Ленин писал в сво- еіі зпаменнтоіі книге «Что де­ лать?»: «Без революционной тео­ рии не может быть и іюволюци- инного движения... Роль передо­ вого борца может выполнить только партия, руководимая пе­ редовой теорией». История не раз давала примеры того, как большевистская партия в самых труднейших условиях одержива­ ла блестящие победы только по­ тому, что была вооружена пере­ довой теорией, зпала законы об­ щественного развития и полити­ ческой борьбы, знала куда ведет д е л о . Достаточно вспомнить J92S — 1930 годы, когда пар­ тия под руководством товарища (’талина приступила к такому труднейшему и беспримерному делу, как коллективизация де- ревпи. Партия победила, несмот­ ря па ожесточенное сопротпвде нио врагов, потому, что она зна ла, что она делает и куда ведет народ. Нетрудно видеть, как возра­ стет политическая зоркопъ и стойкость наших кадров, как вы­ растут наши работники, если они овладеют передовой теорией, на их кадров к ликвидации своей вопросов истории ВКЩб) и марксизма-ленинизма, не..допускающее никаких произ­ вольных толкований. Изданием напей «Курса истории ВКП(б)», одоб­ ренного ЦК ВКП(б), кладется ко­ нец произволу и неразберихе в изложении истории партии, оби­ лию различных точек зрения и произвольных толкований важ­ нейших вопросов партийпой тео­ рии и истории партии, которые имели место в ряде ранее издан ных учебников по истории пар­ тии. 2) Создавая «Краткий курс истории ВКП(б)», ЦК ВКІІ(б) ставил своей задачей ликвидиро­ вать вредный разрыв в области пропаганды между марксизмом и ленинизмом, который образовал­ ся за последние годы и кото­ рый привел к тому, что ле* нинизм стали преподавать как самостоятельное учение в отры­ ве от марксизма, в отрыве от диалектического и исторического материализма, в отрыве от У К А З “ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПРИСВОЕНИИЗВАНИИ ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗ! КОМАНДИРАМРІБОЧЕ-КРЕСТЬИНСНОЙ КРІПКО? АРМИИ Ла образцовое выполнение специальных заданий правитель­ ства но укреплению оборонпой мощи Советского Союза и за проявленное геройство присвоить звапие Героя Советского Союза с вручением ордена Лепипа: I. Капитапу-лейтспапту Бурмистрову Ивану Алексеевичу. ?. Майору Гусеву Александру Ивановичу. Я. Лейтенанту Романову Александру Георгиевичу. Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета Союза ССР * А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 14 ноября 1938 г. шей связи с практикой, на осно­ ве обобщения практического | положѳниями, соответствующими опыта революционной борьбы | и с т о р и ч е с к и м условиям. • 1 ЦК ВКП(б) исходил из того, что без знания теории марксизма- ражалась иногда, как сплошной і кадры будут хромать на обе ноги, путь побед, без каких бы то ни ибо задача правильного руковод- было временных поражений и отступлений, что явно противо­ речит исторической правде и. тем самым, мешает правильному вос­ питанию кадров. Антимарксистская вульгариза­ торская путаница сказалась так­ же в распространении неправиль­ ных взгляюк на советское госу- Ілрсіво. к принижении роли и зяач^ийя социалистического госу­ дарства. как главного оружия в рук.і\ рабоівх и крестьян для гоцкияа іа и для защиты гоп іиягтѵческя і завоеваний тру- іяіииѵя от капиталистического окружения «Краткий куре и«тории ВКЛ(б)» клаіет конец этой и то­ му поіпбной вульгаризации и опошлению марксизма-ленинизма, восстанавливая установки марк­ сизма-ленинизма. 5) Создавая «Краткий курс истории ВКП(б)», ЦК ВКП(б) ставил своей задачей наглядно продемонстрировать силу и зна­ чение марксистско-ленинской тео­ рии, научпо раскрывающей зако­ ны развития общества.,—теории, которая учит применять эти за­ коны для руководства революци­ онной деятельностью пролета­ риата, — теории, которая, 'как 1 и всякая наука, непрерывно развивается и совершенствуется и которая не боится заменять отдельпые устарелые положения и выводы новыми выводами и пролетариата. 4) Создавая «Кратки! кур« истории ВКЩб)», ЦК ВКП(б) сда­ вил задачу освободить марксист­ скую литературу от упрощен­ чества и вульгаризации в толко­ вании ряда вопросов теории марксизма-ленинизма и истории партии. Такого рода вульгаризация и упрощенчество нашли выраже- пие, .например, в распространен­ ных до последнего времени, явно антимарксистских и давно осуж­ денных партией, взглядах о роли личности в истории, когда вопрос о роли лпчности в истории изла­ гался некоторыми лже-теорети- кпмп и пропагандистами с полу- эсеровеких позиций. К такого рода вульгаризатор­ ству и упрощенчеству марксизма- ленинизма относится неправиль­ ное толкование вопроса о победе социализма в нашей стране. Широкое распространение при­ обрели извращения марксистско- ленинских взглядов по вопросу о характере войн в современную эпоху, непонимание различия ме ства всеми отраслями социалисти­ ческого строительства требует овладения со стороны практиков основами марксистско-ленпнскоі теории, требует умения руко- водствеваться теорией при разре­ шении вопросов практической дея­ тельности. Ошибочно думать, будто задача овладения теорией посильна лишь небольшому кругу работни­ ков. Овладение марксистско- ленинской теорией — дело нажив­ ное. Именно теперь, при советско! власти и победе социализма в СССР, созданы неограниченные возможности для того, чтобы наши руководящие кадры успешно овла­ девали марксистско-ленинской тео­ рией, изучили историю партии, труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Для того, чтобы овладеть теорией марксизма-ленинизма, на­ до лишь проявить желание, на­ стойчивость и твердость характера в достижении этой цели.. Если можно успешно овладеть такими науками, как, например, физика, химия, биология, то тем более нет оснований сомневаться, что можно полностью овладеть наукой марк- сизма-ленннизма. 6 ) Создавая «Курс истории ВКП(б)», ЦК ВКЩб) ставил зада­ чу помочь кадрам, ведущим теоре- тичсскую-п пропагандистскую боту, перестроиться, улучшить ка­ чество работы, начать ликвидиро­ вать свою теоретическую отста­ лость, устранить недостатки и пробелы в своей идеологической подготовке и поднять пропаган­ дистскую работу на должную вы* соту. Все ѳти задачи, поставленные ленинизма, без овладения больше- ЦК ВКЩб), нашли свое разреше- визмом, без/ преодоления своей ние в «Кратком курсе истории теоретической отсталости, наши ВКП(б)». II. истории партии, • забывая, что „ 1 1 жду войнами справедливыми и ленинизм вырос и развился на основе марксизм, что марксизм есть основа ленинизма, что. не зная этой основы ленинизма, нельзя понять лейинизм. Создавая «Курс истории ВКЩб)», ЦК ВКП(б) ставил сво­ ей задачей дать такое руковод­ ство по теории и истории ВКЩб), в котором были бы воссоединены в одао целое искусственно рас­ щепленные составные части еди­ ного марксистгко-ленинского уче­ ния — диалектический и исто­ рический материализм и ле­ нинизм, а исторический материа­ лизм был бы связан с политикой партии, — руководство, в кото­ ром было бьГ'Тглк'тно неразрыв­ ное единство, целостность и преемственность учения Маркса и Ленина, единство марксизма- ленинизма,* и изложено то новое, что внесено Лениным и его уче­ никами в марксистскую теорию несправедливыми, неправильный взгляд на большевиков, как на своего рода «пацифистов». В исторической науке до по­ следнего времени антимарксист­ ские извращения и вульгариза торетво были связаны с так на­ зываемой «школой» Покровского, которая толковала исторические факты извращенно, вопреки исто ричѳскому материализму освеща­ ла их с точки зрения сегодняш­ него дня. а пе с точки зрения тох условий., в обстановке кото­ рых протекали исторические со­ бытия, и. тем самым,-искажала действительную историю Антиисторическая фальсифика­ ция действительной истории антиисторические попытки при украсить историю, вместо прав­ дивого ее изложения, приводили например, к тому, что в нашей проиагапде история партии пзоб- Каковы основные недостатки нпя вопросам, через лекции, до- пропагандистской работы? , клады и т. п. В каком направлении пеобходи-Избрав основным методом про- мо перестроить пропагандистскую и теоретическую работу партии? 1) Основным недостатком поста­ новки партийной пропаганды является отсутствие необходимой централизации руководства пар­ тийной пропагандой и вытекаю­ щие отсюда кустарщина, неорга­ низованность в дело пропагапды. Кустарничество и неорганизо­ ванность в области партийной про­ паганды выразились прежде всего в том, что партийные организации основной формой пропаганды из­ брали устную пропаганду через кружки, забывая, что кружковый метод пропагапды был свойственен преимущественно пелргальпому периоду партип, в силу условий работы партии в то время, и что в условиях советской іСтастп п прп наличии в руках большевистской партии такого мощного орудия пропаганды, как печать, созданы совершенно новые условия и воз­ можности для неограниченного размаха пропаганды и для центра­ лизованного руководства ею. Вместо того, чтобы использовать эти возможности, партийные орга­ низации продолжают цепляться за старые формы пропаганды, не учитывая того, что кружкп в нынешних условиях уже не моіут являться главным методом обуче­ ния наших кадров большевизму, что основным методом обучения кадров марксизму-ленинизму дол­ жен являться испытанный на опы­ те старшего поколения большеви­ ков метод самостоятельного изуче­ ния истории и теории болыпевист-! ской партип, а партия должна приттн на помощь кадрам г. ''том пагапды устную пропаганду через кружки, партийные организации увлеклись ошибочной затеей об’едпнить: в кружки всех комму­ нистов, поставив ставку на коли­ чественное расширение сети пар­ тийных кружков, на погоню ва огульным «охватом* и прп том в обязательном порядке всех без исключения коммунистов партий­ ными кружками. В погоне за количеством круж­ ков, партийные организации вы­ пустили из рук главное звено — качество пропаганды. Обилие кружков, лишив /пар­ тийные организации возможности контролировать пропагандистскую работу по сущеіству, привело к тому, что партийные организации выпустили из своих рук руковод­ ство пропагандой, сведя ввою деятельность главным образом к собиранию канцѳлярско-статисти-, ческих сведений об «охвате» ком-' мунистов учебой в кружках, их численности и посещаемости. В результате кружіки превратились в автономные и бесконтрольные организации, ведущие работу на свой риск и страх. • Обилие кружков привело, далее, к тому, что кадры пропагандистов оказались переполненными мало­ подготовленными теоретически, а зачастую политически неграмот­ ными и непроверенными людьми, которые не только не могут по­ мочь членам партии и беспартий­ ным овладеть большевизмом, но способны лишь подмелить изло­ жение марксистско-ленинской отношении через печать п ц е н т р а - .теории вредным упрощенчеством лизованную высококвалпфнциро. и запхтать своих слушателей. ванную консультацию по возпп- ------------------------------------------------- кающим у ппх в процессе изуче- (П р о д о л ж е н и е — н а 2 с т р .) I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz