Полярная правда. 1938, май

П О Л Я Р Н А Я П Р А З Д А Jfc 114 (3484). 21 мая 1938 гола- О в ы с ш е й ш к о л е (Речь тов. В. М. МО ЛО Т О В А на первом всесоюзном совещании работников высшей школы 15 мая с. г.) Говарищи, раар-яшіте передать вам, ■ервоку всесоюзному совещанию ра­ ботников высшей школы п в вашем <шдѳ всех работникам высшей шко­ лы н советскому студенчеству, боль­ шевистский привет от Центрального •Цомтета партии и Совета Народных менты. Раздаются возгласы: «Да здравствует наш великий учитель товарищ Сталин, ура! Да здравствует большевистская партия! Да зяравст вует верный соратник товарища Сталина, тов. Молотов!» Бурные ал- Комиссаров Союза. (Бурные аоладис- , лодксмешы). I. Развитие высшего образования в СССР Товарищи, наша высшая школа црошла к настоящему времени очень мжный период своего «развития. Нрмпло 20 учебных лет вышей кхелы при советской власти. Прош­ ло иоследнее десятилете, в течение которого мы произвели коренную пе­ рестройку высшей школы. В 1928 году вопрос о высшей школе встал перед нами, как одна из крупнейпих политических задач. Эю стало ясно после разоблачения «апнн ских вредителей из лагеря Суржуазных специалистов. Тогда об- и&ружилось с особой силой, как еще вообще слаба советская страна тех­ ническими силами, как еще живуче буржуазное влияние и как раскину­ та работа иностранной агентуры в феде старых специалистов и как мы были тогда бедны кадрами новых, маалп по 74 тысячи, в Пгалпи — 73 тыс., в Великобритании (по метро­ полии)— 51 тыс., у всех четырех так называемых свеликих держав» Ев­ ропы, вместе взятых, количество учащихся в Вузах достигает 270 тысяч. Добавим к этому, что коли­ чество учащихся в Вузах Японии со­ ставляет 146 тысяч. Таким образом, у Германии, Италии, Англии, Фран­ ции и Японии, вместе взятых, коли­ чество учащихся в Вузах составляет несколько больше 400 тысяч. Срав­ ните с положением в СССР. Один Со­ ветский Союз, с его 550 тыс. уча­ щихся в высшей школе, имеет сту­ дентов больше, чем все вузы великих держав Европы вместе с Японией. (Аплодисменты). Мы имеет право 1 гордиться таким положением. Рабо­ чий класс, ку>естьянство и интелли- I -щействительно советских специалп- геіп^пя Советского Союза могут гор- j стов даться тем, что наша высшая шко- стов. £ак и в других важных делах, ла 070117 аа высоком уровне разви­ тое. Сталин был главным инициато- ™ ’ 410 рабоче-крестьянское m y - р . . реорганизации Вузов и Втѵзов « Р ™ ^ я в л я е т к этому делу та- е а протяжении 1 9 2 8 - 1 9 2 9 іт. ’ к?ю m 6 oi J ’ не 110 почтенным буржуазным государствам. Центральный Комитет болыпевпст- ‘ (Аплодисменты), ской партаи должен был вплотную 1 заняться данным вопросом. В резуль­ тате «того сеть наших Вузов и коли­ чество учащихся в них значительно же подготовленные учебники не всегда обеспечиваются своевременным изданием. Но главный вопрос лежит 1 не в издательской области. Ударение необходимо поставить на подготовке, на составлении учебников. Ласколь- такое большое значение идейпо-по- ко серьезен вопрос об учебниках, со- лптнческому воспитанию? Почему? ответегвующих нашим теперешним Потому, что размах нашего дела, раз- требованиям, вы знаете по примеру маІ социализма требует этого, издания одного учебника для сред- Размах нашего дела настолько велше, ней школы. Составленный профес- проводимое советской властью пере- сором Шестаковым и его группой устройство жизни. вносит такие ко. учебник истории СССР получил, как ренные изменения, что в ваших ус- пзвестно, не первую, а вторую пре- ловлях нельзя замыкаться только в мню. Но чтобы получить этот учеб- повседневные дела и текущие нуж­ ник, над ипм немало пришлось пора- дЫ) а необходимо сознательно отно- ботать л Цетральиому Комитету житься к генеральному пути нашего ІП. Значение идейно - политического воспитания , Почему мы, большевики, придаем | аа /Іпті.тттлл ' іпчтіошір тгтр Й пл - пп . ' ВЩболыпеников). (Аплодисменты). Чтобы по-настоящему обеспечить ииздание хороших учебников, надо проделать очень большую работу. развития, к историческим событиям, участниками которых мы являемся. Мы, большевики, считаем, что вер­ ным компасом в исторических собы- Надо прежде всего умело собрать не- тиях может служить ленинизм, рас- обходпмые для этого лаучно-препода- крываюишй их действительную суіц- вательекпе силы. 'Надо мпого, на- ность. Овладеть лешшизмом — в стойчиво и серьезно поработать над этом важнейшая задача работников их организацией по соответствующим высшей школы, в этом важнейшая отраслям. Осуществить правильное задача советского студенчества, руководство этим делом, значит — Чтобы пояснить свою мысль, к провести действительно серьезную и остановлюсь на том, как ленинизм 1понимает задачу перехода от ка- Вы знаете также, что для ряда буржуазных государств характерно, что за последние годы количество увеличилось. Технические и другие Вузов и учащихся в них не только вузы были переданы наркоматам, \ не увеличивается, а сокращается, ■епосредствѳняо заинтересованным в Высшая школа в буржуазных стра- «одготовке кадров. Состав учащихся не только недоступна трудящим - в Вузах значительно обновился, в ся, н0 она 80 многих случаях пере- иервуга очередь, за счет детей рабо- | кивает упадок по сравнению даже чего класса. Удельный вес высшей с прежними годами. .школы в общественной жизни стра- | Несмотря на это, во всех буржуаз­ ны значительно поднялся. Высшая странах растет безработица сре­ школа. стала на ноги в соответствии дн у^еных профессий. Это относится с новыми требованняш советского не тольк,о ^ Европе, но и к Америке, государства. ; Есть уже такие отрасли интелли- Ваше совещание собралось в мо- гентного труда, где половина опеци- иент, когда мы уже можем сказать, алистов с высшим образованием чтв реорганизация Вузов в основном остается без работы, а зачастую и закончена. Вузы в нашей стране по­ строены. Дело не только в количест ве Вузов и в количестве учащихся в них, дело не только в обновлен­ ных учебных программах, планах в т. п. Реорганизация Вузов в основ­ ном завершена, завершена в том смысле, что они построены теперь применительно к потребностям госу­ дарства, строящего социализм. Это не значит, что мы вполне удовлетворены положением в области высшего образования, что у нас нет крупньи недостатков в этом деле. Напротив, об этих недостатках нам еще придется говорить. Но тепереш­ ние Вузы это уже не те Вузы, ко­ торые мы имели в первые годы со­ ветской власти и даже 10 лет тому назад. Если взять в целом наше вые- шее образование, наши высшие шко- без обеспеченного куска хлеба. Пои­ щите-ка у нас безработного ученого, безработного специалиста! Если бы кто-нибудь нашел у нас безработного ученого, мы бы ему дали премию! (Аплодисменты. Смех). У нас обрат­ ное положение. Советская высшая школа выпускает теперь уже еже­ годно до 100 тысяч специалистов, а у нас все еще большой недостаток в специалистах во многих отраслях ра­ боты. В наших условиях такие ве­ щи, как «безработица ученых про­ фессий» звучат просто дико Говорят и так, что люди ученых профессий в капиталистических стра нах наказаны тяжелой безработицей за то, что многие из них слишком долго проявляют неспособность по­ нять реакционность п гнилость сов- ну. Но мало убедиться в неспособ- ительству, к развитию техники ностп капитализма служить делу науки в СОСР. Нас изучают, на прогресса, мало н того, чтобы по- нашем примере проверяют свою при­ нять опасность фашгазма, который тику капитализма и пути построе- порождается современным гниющим нпя нового общества. Все это накла- на корню капитализмом. Надо еще дываег на нас ответственность не найти дорогу из капитализма к но- только перед общественным мнением вому строю. П вот это вызывает пн- нашей страны, но и перед общест- терес к Советскому Союзу, к нашей венным млением всего прогрессивного работе, к нашему культурному стро- человечества. (Бурные аплодисменты). II. Решающая задача высшей школы в наши дни очень умную работу. Нам нужен учебник, отвечающий современным требованиям. Он должен быть на уровне современной науки и вполне доступен учащимся по сво­ ему языку. Он должен дать необхо­ димый об’ем знаний и вместе с тем подготовлять учащегося к его буду­ щей практической деятельности. Он должен широко использовать преж­ ние наши учебники и иностранные учебники, где очень много ценного для учебы, и вместе с тем он дол­ жен в необходимой мере отвечать за­ дачам идейно-политического воспита­ ния молодежи. Высшая школа долж­ на иметь и будет иметь хороший со­ ветский учебник. (Аплодисменты). Что студенты в этом нуждаются— питализма к социализму. Ленинизм | учит, что социализм можно На вашем совещании много гово­ рилось о недостатках нашей высшей школы. U это правильно. Этих недо­ статков не мало. Вместе с ростом на­ ших требований к высшей школе эти недостатки нам становятся яс­ нее, а эта требования растут и бу- д \т расти и дальше. Построив мощную сеть Вузов в соответствии с гигантскими требова­ ниями государства, мы еще далеко метить сказанную на этом совеща­ нии речь студентки Макаровой. Сво­ им выступлением, в частости, на­ счет безразличного отношения руко­ водителей Вузов к вновь вступаю­ щим в высшую школу, тов. Макаро­ ва подчеркнула, насколько еще у нас построить только из того мате­ риала, который оставил нам ка­ питализм, что социализм можно по­ строить руками не каких-то там ис­ кусственно выращенных, вне капи­ талистического общества воспитан­ ных, «чистеньких», праведников-со­ циалистов, которых в жизни нет и не может существовать, а руками тех людей, которые существуют, с их действительными недостатками и достоинствами, которые выросли и воспитывались в недрах самого к а ­ питалистического общества. О вели­ ком зпаченпп этих ленинских мыс­ лей нам говорят все новые и новые факты нашего времени. Поэтому я _______ г _. _ __ ? ___________ т __ нечего доказывать. Достаточно ска- процитирую здесь одно из замеча- какого именно материала можно по- зать, что пе найдется таких Вузов, ^ тельных высказываний В. П. Ленина строить социализм, и вы видите, как которые были бы по-настоящему обес- ^по этому вопросу. Беру статью Ле- мы уже далеко продвинулись по это- печены хорошими учебниками. Сту- пина «Успехи п трудности советской му пути. Он жестоко высмеивал ра:- денты жаждут получить хоролшй власти», написанную в марте 1919 суждения на тему о том, что для советский^учебник. Они заждались года. Вот что писал здесь Ленин: [строительства социализма сначала его. Такой учебник облегчит и зею «Старые, социалисты - утотга- пужпо ■воспитать «хорошеньких, чя- работу профессуры Вузов. Без со- сты воображали, что социализм ; стспьких, прекрасно обученных лю- можно построить с другими людь-! дей», «людей, которые в парниках Вот как вопрос поставлен исто­ рическим наследием мирового ка­ питализма! Вот та трудность, ко­ торая стала перед нами конкретно, когда мы взялп власть, когда мы получили советский аппарат! Эта одна половина задачи, и это большая половина задата. Со­ ветский аппарат значит, что тру­ дящиеся об’единены так, чтобы весом своего массового об’едднения раздавить капитализм. Они его и раздавили. Но от раздавленного капитализма сыт не будешь. Нуж­ но взять всю культуру, которую капитализм оставил, н из нее по­ строить социализм. Нужна взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества по­ строить не .можем. Л эта наука, техника, пскусство — в рухах специалистов и в их головах. Так поставлена задача во эсеі областях — задача противоречи­ вая, как противоречив весь капи­ тализм, труднейшая, но выполни­ мая. Не потому, что мы воспитаем чистеньких коммунистических спе_ циалистов лет через 20: первое поколение коммунистов без пятна и упрека; пет, извините, нам надо все устроить теперь, не через 20 лет, а через 2 месяца, чтобы бо­ роться против буржуазии, против буржуазной науки и техники все­ го мира. Тут мы должны победить. Массовым весом своим заставить буржуазных специалистов служить нам — трудно, но можно; н если мы это сделаем, мы победим». Вы видите, что Ленин с самого начала совершенно определенно ста­ вил вопрос о том, как именно, из ответствующпх учеонпков даже хо­ рошее преподавание частично обесце- нпвается, а с этим нельзя мириться. І Стоит вопрос и об издании ѵчебни- ков по таким темам, как Сталин­ ская Конституция, колхозное строи­ тельство, социалистическое планиро­ вание, народно-хозяйственный учет и др. Мы можем теперь по-серьезному ге, в знаниях, библиотечное дело приобрело большое государственное не навели должного порядка в этом шей стране, где в народе развились деле. За какую бы отрасль вы-шей такие громадные потребности в кии- школы мы не взялись, мы это чув­ ствуем на каждом шагу. Возьмите планирование в строи­ тельстве Вузов. У нас есть значи­ тельные отрасли народного хозяйства 8і культуры, которые плохо обеспе­ чены подготовкой кадров специалп силен бюрократизм, бездушное отнѳ- ’ поставить вопрос об учебниках для ' шенпе к учащейся молоделш. Она ь^сшей школы. У нас есть научно- j Т T T D Г» т о Т » "Г *Л О О І І ІІ П Я Я Я П Л П Л Т Х преподавательские кадры, которые с честью справятся с этой большой справедливо также защитила свой библиотечный Вуз, потому что в на- задачей. Профессора п преподавате­ ли, старые ученые и молодые науч­ ные работники должны взяться за это дело, как за одну из важнейших значение. Надо, чтобы студенческие п неотложных государственных за организации больше давали о себе знать в нужных случаях. Работа комитета высшей школы должна сказаться еще и в строп- стов. Состояще подготовки иацио- тельстве Вузов, и в заботе о технп- нальных кадров специалистов в ряде республик также неудовлетворитель­ но. Многое еще недоделано в этой области. Вопросам учебных планов и про­ грамм в высшей школе ваше сове­ щание уделило большое внимание. ременного капитализма. В этом за лы, технические и военные, педаго- мечаппп есть зерно правды. Ученые гнческле и медицинские, а также ЛЮдн и специалисты буржуазного другие, то мы уже имеем такую ор- общества — выходцы пз имущих гапизацшо этого дела, которая в ос- слоев, из буржуазных и мелко-бур- ловном отвечает всем важнейшим по- жуазных классов. От этого общества требностям советского государства, сейчас нельзя ждать .хорошего, пс- Пе трудно указать на многие недо- редового, общественного воспитания. Это было необходимо. Нужно покон- стагки и, если хотите, на целые Поэтому буржуазные и мелко-бѵр- чпть с частыми изменениями учеб- провалы в некоторых отраслях паше- жѵазные интеллигенты нередко отлп- пых планов и программ, внести го высшего образования. Для того чаются неспособностью попять, что устойчивость в это дело. Разобрать- *і созвано всесоюзное совещаппе ра- капиталистический строй уже отжил ся во всем этом, установив соответ- , Сотников высшей школы, чтобы оно свой век. Мпогие из них продолжают ствѵющпе современным требованиям помогло- развернуть борьбу с этими цепляться за этот строй, а он же- учебные программы и покончив с „ л недостатками по-настоящему, со всей „ оео отплачивает им ростом безра- излишней, затрудняющей учебу мно- 11х Действительно мпого. В докладах ^ энергией и организованностью. Ваша ботпцы среди ученых профессий. Но гопредметностыо, значит — лпквп- и речах па этом совещании говори- „ _ задача облегчена тем, что сеть основ- еСлп рабочие л многие крестьяне в дпровать ряд вредительских безобра- ли об этом. Но сейчас необходимо ДаД' Т С11 ПР0,1П^ 0 0азУ Для Дальней «ых Вузов построена, что все дело буржуазных странах все больше про- : зий, серьезно мешающих развитию сосредоточить вппмаипе па главном. ческой базе высшей школы, и в дальнейшем улучшении бытовых ус­ ловий студенчества, и во многом другом. Сильнее должны почувство­ вать помощь со стороны комитета и наши наркоматы. Но уже теперь нужно сказать, что по сравнению с первым периодом работы комитета, когда к руководству пробрались бур­ жуазные перерожденцы - вредители, комитет заработал по-повому. (Апло­ дисменты). дач. Мы обязаны создать для этого необходимые организационные пред­ посылки, облегчить работу соответст­ вующих авторов л авторских групп . I Тут найдется работа для многих, ра бота интересная и исключительно цепная для советского государства. мп, что они сначала воспитают хорошеньких, чпетенькпх, пре­ красно обученных людей и будут строить из них социализм. Мы всегда смеялись и говорили, что это кукольная игра, что это заба­ ва кисейных барышень от социа­ лизма, но не серьезная политика. Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом, пм испорчены, раз­ вращены, но зато им и закалены к борьбе. Есть пролетарии, кото­ рые закалены тач, что способны переносить в тысячу раз большие жертвы, чем любая армия; есть десятки миллионов угнетенных крестьян, темных, разбросанных, по способных, если пролетариат поведет умелую тактику, вокруг него об’едпнпться в борьбе. П за­ тем есть специалисты науки, тех­ ники, все насквозь проникнутые будут приготовлены». Опрокидывая эти рассуждения едкой насмешкой, он говорил: «Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом, пм испор­ чены, развращены, но зато им и з а ­ калены к борьбе». Он указывал на то, что в капиталистическом общест­ ве наряду с буржуазией н другими господами положения существуют пролетарии, пз которых капитализм выковывает героическую армию бор­ цов за социализм и которые при уме­ лой тактике могут повести за собой миллионы крестьян и мелкого город­ ского люда. Но он указырал также и на то, что этого недостаточно, что необходимо включить в дело строи­ тельства социализма, идущего на смену капиталистическому обществу, нпженеров, учителей, агрономов и других интеллигентов, которые выш- Можно не сомневаться, что эта ра- 1 бота приведет к 'более серьезной критической проверке наших учеб­ ных программ и планов п поставит ряд новых вопросов в высшей школе, ‘ да и в области пауки. Пока мы сор- ганпзуем издание этих учебников, 1 нам придется еще много переиздавать старых учебников. Даже тех, кото- , рне пас уже далеко не удовлетвори- Можно I должно говорить о НПО- к г . Ш до 11розгатІ, т а высшая шп0. ла нуждается в новых учебниках, в таких советских учебниках, которые гих недостатках в высшей школе. иысшего образования получило уже нпкаются революционным отрпца- ' высшей школы. достойный Советского Союза размах нпем капитализма, то по этому пути , п у нас имеется все необходимое для неизбежно должна пойти и все боль- ' дальнейшего развития высшей шко Следует признать, что среди всехне- лы, для расцвета высшего ооразова- ния. Сравните положение пашей выс­ шей школы с высшей школой капя- шего развития. Если в прошлом боль­ шевикам много приходилось зани­ маться агитационными брошюрами и резолюциями, то теперь паши задачи посложнее, и пусть лучше будет по­ меньше резолюций, но побольше хо- птая часть гитепигеппии в пепвѵю ДЯЩПІ кл;іра‘! Вузов< ПозбоРУ диРек' в настоящее время является недоста- шая іість иателлиг нции, в п р . торов и профессорско-преподаватель- пк хпппііту ииркницгѵо птп „ п„оп, очередь пз ее демократических слоев. скпх кад уделялоСЬ в П0СледНее Т0К ХОр°Ш,ИХ Учебников- Это пРпзпа- ; Е а п н ш ш н уже о» « н о т стр.- врс.я ней.,о ннниппн. По « в Эю5” ® ^ Г ^ о о н і о » Р ™ 1 с о в я о т х Т ан и но в . (Дою- пах, можно сказать, добился того, ; области мпого слабых мест. Мало по- достатке лчеонпков здесь говорилось - ѵ что в рабочем классе ои имеет сво- ' добрать, ладо еще руководить этпмп немало. Но следует этот вопрос по- ! дис“ енты). садистических государств и вы ѵви- его непримиримого врага. Количество кадрами. Между тем ГУУЗ'ы нередко ставить пе иа рядѵ с прочими, а в п в атом вопРосе ваше совеща- АИти ? п 0С£аЛЬ<УЮ раЗПП-ЦУ в П0ЛЬ‘ недовольных растет не только среди , работают очень слабо. Да и компте- Еачестве вопроса первостепенной важ- зу Судьбы вькшеи школы в рабочих, по и среди крестьян, среди ту высшей школы ладо еще мпого носта і:апиталпстическпх государствах и в ыслклх служащих, среди кустарей. 1поработать над подбором руководя- j ‘ Созетском Союзе, как и всякое дру- Количество" недовольных растет п шпх кадров Вузов и над правильным J пас не мало учебппков. Есть гое пруппое общественное явление, СрСДП ептеллигеитных профессий, проведением штатно-окладпой отражают коренное различие в раз- учителей, врачей, ппжеиеров, агро- . стемы. номов, профессоров, писателей, ѵче ли пз пмущпх классов, воспитанных буржуазным миросозерцанием, есть 1в буржѵазпом духе. Ленин указы- военные специалисты, которые 470 привлечения буржѵаз- воспитались в буржуазных уело- . специалистов нельзя приступить виях, — и хорошо еще, если в к 'строительству социализма. Оп уже буржуазных, а то в помещичьих, ! Т<)ГД‘1 говорил: «J нас нет других в палочных, в крепостнических, і кирпичей, пам строить не пз чего. %о касается народного хозяйства, I Социализм должен победить, и мы, то все агрономы, инженеры, учи - 1 социалисты и коммунисты, должны теля — все они брались пз пну- ка ^ел<! Д°казат ь' что мы способны щего класса; не из воздуха они ІІ0^тР0нть социализм пз этих кирпи- упалп! Неимущий пролетарий от і п;! ЗТ0Г0 материала, построить станка и крестьянин от сохи прой- ' ,-®ГО1алпстическое общество лз проле­ ти университета ие могли пн при j TaPueB' которые культурой пользова- царе Николае, ни при респѵблп- лпсь в иитгоашом количестве, в из канском президенте Вильсоне. ! буржуазных специалистов». Ленин Наука и техника — для богатых, • говорил: «Нужно взять для имущих; капитализм дает всю КУЛЬТУРУ- которую капитализм культуру только для мепыпппства. оставил- и из нее построить социа* А мы должны построить социализм ЛІП5М- Нужно взять всю науку, тех- из этой кѵльтѵры. Другого мате- . ШКУ« все знания, пскусство. Без риала ѵ пас нет. Мы хотим этого мы ЖІШЬ коммунистического общества построить не можем». Ле- стропть социализм немедленно пз того материала, который нам оста- нин указал пѵть. шітпп двух мнров — паппталпстиче- жого и социалистического. В стра­ нах капитализма высшая школа пе­ реживает тяжелую пору кризиса, упадка. Другое дело в СССР. У пас обратная картина. Возьмем имеющиеся в печати по­ следние дапные о высшей школе в каііитатпстическпх странах. Полу­ чаем такую картину о числе уча­ щихся в Вузах: во Франции и в Тер- кых. Все большее количество людей в буржуазных странах, в том числе п среди выходцев пз привилегирован­ ных слоев общества, пз ученых про­ фессий, из интеллигенции, убеждает­ ся в том, что каішталпзм уже не способен обеспечить развитие куль­ туры, развитие науки, пе способен служить делу прогресса. Эти люди обращают св^и взоры в тш у сторо- лось о студенческих организациях. Между тем в высшей школе оип иг­ рают важную роль. От их работы многое зависит в создании благо­ приятных условий для учебы, в обес­ печении сознательной дисциплины иие даст должный то іч о к, оно еде- і лает большое дело. Пельзя забывать ' о мпогпх недостатках в высшей шко- 1 ле, п надо отдать отчет, в чем здесь ! заключается главный недостаток. I Тогда пам будет ясно, что здесь ре шанзщая задача заключается в том, • чтобы оаезпечить сысшую школу хо- издаппя учебников. По это вовсе не рошими учебниками, достойными на­ значит, что указанный плап издания ; шего великого дела, дела социализма, учебников сколько-нибудь серьезно і Тогда мы безусловно поднимем нашу каким создать по­ вил капитализм со вчера па сегод- uuc Ц,1 старого, как использовать пя, теперь же, а пе пз тех людей, старый материал в интересах нового которые в парниках будут прпго- общества. Мы шли по этому пути, товлепы. еслп забавляться этой по п^тп ленинизма, и вы видите: со п басенкой. У пас есть буржуаз- поб,!;итл- (Ь^ ные аплодис* пые специалисты, и больше ппче. 1вое пз си- , старые неплохие учебники, есть и обновленные хорошие учебники. Под- Сравнптельпо мало здесь говори- готовляется издание новых п новых. На 1938 год намечен большой плап подготовлен. Этот план надо под­ вергнуть проверке, пе сводя дело к среди студенчества, в общественном формальному утверждению. Справед- воспитаим молодежи. Пельая не от- лове также указание на то, что да- высшую школу на новую, более вы­ сокую ступень, п она ещо лучше заблестит своими новыми успехами. (Аплодисменты). го пет. У пас ист других кирпи­ чей. нам строить не нз чего. Со­ циализм должен победить, и мы, социалисты и коммунисты, долж­ ны на деле доказать, что мы спо­ собны построить социализм пз этих кирпичей, пз этого материа­ ла, построить социалистическое общество пз пролетариев, которые культурой пользовались в нпчтож- пом количестве, и из буржуазных специалистов. Если вы пе построите комму­ нистического общества пз этого материала, тогда вы пустые фра­ зеры, болтуны. менты). По, чтобы строить из этого мате­ риала повое общество, надо ясно ви­ деть цель н пути ее осуществления Ограппчпв свой кругозор привычны ми в буржуазном обществе понятия ми я повседневными мелкими за5о тамп. нельзя попять поставлеппо: историей перед людьми нашей эпох коренной задачи, задачи переустрой сті:а и обновления общества. Бе усвоения такого учения как иарн спам - ленинизм, осв°щающего г< неральпый путь исторического палвр тпл, раскрывающего смысл совремеі і — ___ ! (Окончание см. на 3 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz