Полярная правда. 1938, май
П О Л Я Р Н А Я П Р А З Д А Jfc 114 (3484). 21 мая 1938 гола- О в ы с ш е й ш к о л е (Речь тов. В. М. МО ЛО Т О В А на первом всесоюзном совещании работников высшей школы 15 мая с. г.) Говарищи, раар-яшіте передать вам, ■ервоку всесоюзному совещанию ра ботников высшей школы п в вашем <шдѳ всех работникам высшей шко лы н советскому студенчеству, боль шевистский привет от Центрального •Цомтета партии и Совета Народных менты. Раздаются возгласы: «Да здравствует наш великий учитель товарищ Сталин, ура! Да здравствует большевистская партия! Да зяравст вует верный соратник товарища Сталина, тов. Молотов!» Бурные ал- Комиссаров Союза. (Бурные аоладис- , лодксмешы). I. Развитие высшего образования в СССР Товарищи, наша высшая школа црошла к настоящему времени очень мжный период своего «развития. Нрмпло 20 учебных лет вышей кхелы при советской власти. Прош ло иоследнее десятилете, в течение которого мы произвели коренную пе рестройку высшей школы. В 1928 году вопрос о высшей школе встал перед нами, как одна из крупнейпих политических задач. Эю стало ясно после разоблачения «апнн ских вредителей из лагеря Суржуазных специалистов. Тогда об- и&ружилось с особой силой, как еще вообще слаба советская страна тех ническими силами, как еще живуче буржуазное влияние и как раскину та работа иностранной агентуры в феде старых специалистов и как мы были тогда бедны кадрами новых, маалп по 74 тысячи, в Пгалпи — 73 тыс., в Великобритании (по метро полии)— 51 тыс., у всех четырех так называемых свеликих держав» Ев ропы, вместе взятых, количество учащихся в Вузах достигает 270 тысяч. Добавим к этому, что коли чество учащихся в Вузах Японии со ставляет 146 тысяч. Таким образом, у Германии, Италии, Англии, Фран ции и Японии, вместе взятых, коли чество учащихся в Вузах составляет несколько больше 400 тысяч. Срав ните с положением в СССР. Один Со ветский Союз, с его 550 тыс. уча щихся в высшей школе, имеет сту дентов больше, чем все вузы великих держав Европы вместе с Японией. (Аплодисменты). Мы имеет право 1 гордиться таким положением. Рабо чий класс, ку>естьянство и интелли- I -щействительно советских специалп- геіп^пя Советского Союза могут гор- j стов даться тем, что наша высшая шко- стов. £ак и в других важных делах, ла 070117 аа высоком уровне разви тое. Сталин был главным инициато- ™ ’ 410 рабоче-крестьянское m y - р . . реорганизации Вузов и Втѵзов « Р ™ ^ я в л я е т к этому делу та- е а протяжении 1 9 2 8 - 1 9 2 9 іт. ’ к?ю m 6 oi J ’ не 110 почтенным буржуазным государствам. Центральный Комитет болыпевпст- ‘ (Аплодисменты), ской партаи должен был вплотную 1 заняться данным вопросом. В резуль тате «того сеть наших Вузов и коли чество учащихся в них значительно же подготовленные учебники не всегда обеспечиваются своевременным изданием. Но главный вопрос лежит 1 не в издательской области. Ударение необходимо поставить на подготовке, на составлении учебников. Ласколь- такое большое значение идейпо-по- ко серьезен вопрос об учебниках, со- лптнческому воспитанию? Почему? ответегвующих нашим теперешним Потому, что размах нашего дела, раз- требованиям, вы знаете по примеру маІ социализма требует этого, издания одного учебника для сред- Размах нашего дела настолько велше, ней школы. Составленный профес- проводимое советской властью пере- сором Шестаковым и его группой устройство жизни. вносит такие ко. учебник истории СССР получил, как ренные изменения, что в ваших ус- пзвестно, не первую, а вторую пре- ловлях нельзя замыкаться только в мню. Но чтобы получить этот учеб- повседневные дела и текущие нуж ник, над ипм немало пришлось пора- дЫ) а необходимо сознательно отно- ботать л Цетральиому Комитету житься к генеральному пути нашего ІП. Значение идейно - политического воспитания , Почему мы, большевики, придаем | аа /Іпті.тттлл ' іпчтіошір тгтр Й пл - пп . ' ВЩболыпеников). (Аплодисменты). Чтобы по-настоящему обеспечить ииздание хороших учебников, надо проделать очень большую работу. развития, к историческим событиям, участниками которых мы являемся. Мы, большевики, считаем, что вер ным компасом в исторических собы- Надо прежде всего умело собрать не- тиях может служить ленинизм, рас- обходпмые для этого лаучно-препода- крываюишй их действительную суіц- вательекпе силы. 'Надо мпого, на- ность. Овладеть лешшизмом — в стойчиво и серьезно поработать над этом важнейшая задача работников их организацией по соответствующим высшей школы, в этом важнейшая отраслям. Осуществить правильное задача советского студенчества, руководство этим делом, значит — Чтобы пояснить свою мысль, к провести действительно серьезную и остановлюсь на том, как ленинизм 1понимает задачу перехода от ка- Вы знаете также, что для ряда буржуазных государств характерно, что за последние годы количество увеличилось. Технические и другие Вузов и учащихся в них не только вузы были переданы наркоматам, \ не увеличивается, а сокращается, ■епосредствѳняо заинтересованным в Высшая школа в буржуазных стра- «одготовке кадров. Состав учащихся не только недоступна трудящим - в Вузах значительно обновился, в ся, н0 она 80 многих случаях пере- иервуга очередь, за счет детей рабо- | кивает упадок по сравнению даже чего класса. Удельный вес высшей с прежними годами. .школы в общественной жизни стра- | Несмотря на это, во всех буржуаз ны значительно поднялся. Высшая странах растет безработица сре школа. стала на ноги в соответствии дн у^еных профессий. Это относится с новыми требованняш советского не тольк,о ^ Европе, но и к Америке, государства. ; Есть уже такие отрасли интелли- Ваше совещание собралось в мо- гентного труда, где половина опеци- иент, когда мы уже можем сказать, алистов с высшим образованием чтв реорганизация Вузов в основном остается без работы, а зачастую и закончена. Вузы в нашей стране по строены. Дело не только в количест ве Вузов и в количестве учащихся в них, дело не только в обновлен ных учебных программах, планах в т. п. Реорганизация Вузов в основ ном завершена, завершена в том смысле, что они построены теперь применительно к потребностям госу дарства, строящего социализм. Это не значит, что мы вполне удовлетворены положением в области высшего образования, что у нас нет крупньи недостатков в этом деле. Напротив, об этих недостатках нам еще придется говорить. Но тепереш ние Вузы это уже не те Вузы, ко торые мы имели в первые годы со ветской власти и даже 10 лет тому назад. Если взять в целом наше вые- шее образование, наши высшие шко- без обеспеченного куска хлеба. Пои щите-ка у нас безработного ученого, безработного специалиста! Если бы кто-нибудь нашел у нас безработного ученого, мы бы ему дали премию! (Аплодисменты. Смех). У нас обрат ное положение. Советская высшая школа выпускает теперь уже еже годно до 100 тысяч специалистов, а у нас все еще большой недостаток в специалистах во многих отраслях ра боты. В наших условиях такие ве щи, как «безработица ученых про фессий» звучат просто дико Говорят и так, что люди ученых профессий в капиталистических стра нах наказаны тяжелой безработицей за то, что многие из них слишком долго проявляют неспособность по нять реакционность п гнилость сов- ну. Но мало убедиться в неспособ- ительству, к развитию техники ностп капитализма служить делу науки в СОСР. Нас изучают, на прогресса, мало н того, чтобы по- нашем примере проверяют свою при нять опасность фашгазма, который тику капитализма и пути построе- порождается современным гниющим нпя нового общества. Все это накла- на корню капитализмом. Надо еще дываег на нас ответственность не найти дорогу из капитализма к но- только перед общественным мнением вому строю. П вот это вызывает пн- нашей страны, но и перед общест- терес к Советскому Союзу, к нашей венным млением всего прогрессивного работе, к нашему культурному стро- человечества. (Бурные аплодисменты). II. Решающая задача высшей школы в наши дни очень умную работу. Нам нужен учебник, отвечающий современным требованиям. Он должен быть на уровне современной науки и вполне доступен учащимся по сво ему языку. Он должен дать необхо димый об’ем знаний и вместе с тем подготовлять учащегося к его буду щей практической деятельности. Он должен широко использовать преж ние наши учебники и иностранные учебники, где очень много ценного для учебы, и вместе с тем он дол жен в необходимой мере отвечать за дачам идейно-политического воспита ния молодежи. Высшая школа долж на иметь и будет иметь хороший со ветский учебник. (Аплодисменты). Что студенты в этом нуждаются— питализма к социализму. Ленинизм | учит, что социализм можно На вашем совещании много гово рилось о недостатках нашей высшей школы. U это правильно. Этих недо статков не мало. Вместе с ростом на ших требований к высшей школе эти недостатки нам становятся яс нее, а эта требования растут и бу- д \т расти и дальше. Построив мощную сеть Вузов в соответствии с гигантскими требова ниями государства, мы еще далеко метить сказанную на этом совеща нии речь студентки Макаровой. Сво им выступлением, в частости, на счет безразличного отношения руко водителей Вузов к вновь вступаю щим в высшую школу, тов. Макаро ва подчеркнула, насколько еще у нас построить только из того мате риала, который оставил нам ка питализм, что социализм можно по строить руками не каких-то там ис кусственно выращенных, вне капи талистического общества воспитан ных, «чистеньких», праведников-со циалистов, которых в жизни нет и не может существовать, а руками тех людей, которые существуют, с их действительными недостатками и достоинствами, которые выросли и воспитывались в недрах самого к а питалистического общества. О вели ком зпаченпп этих ленинских мыс лей нам говорят все новые и новые факты нашего времени. Поэтому я _______ г _. _ __ ? ___________ т __ нечего доказывать. Достаточно ска- процитирую здесь одно из замеча- какого именно материала можно по- зать, что пе найдется таких Вузов, ^ тельных высказываний В. П. Ленина строить социализм, и вы видите, как которые были бы по-настоящему обес- ^по этому вопросу. Беру статью Ле- мы уже далеко продвинулись по это- печены хорошими учебниками. Сту- пина «Успехи п трудности советской му пути. Он жестоко высмеивал ра:- денты жаждут получить хоролшй власти», написанную в марте 1919 суждения на тему о том, что для советский^учебник. Они заждались года. Вот что писал здесь Ленин: [строительства социализма сначала его. Такой учебник облегчит и зею «Старые, социалисты - утотга- пужпо ■воспитать «хорошеньких, чя- работу профессуры Вузов. Без со- сты воображали, что социализм ; стспьких, прекрасно обученных лю- можно построить с другими людь-! дей», «людей, которые в парниках Вот как вопрос поставлен исто рическим наследием мирового ка питализма! Вот та трудность, ко торая стала перед нами конкретно, когда мы взялп власть, когда мы получили советский аппарат! Эта одна половина задачи, и это большая половина задата. Со ветский аппарат значит, что тру дящиеся об’единены так, чтобы весом своего массового об’едднения раздавить капитализм. Они его и раздавили. Но от раздавленного капитализма сыт не будешь. Нуж но взять всю культуру, которую капитализм оставил, н из нее по строить социализм. Нужна взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества по строить не .можем. Л эта наука, техника, пскусство — в рухах специалистов и в их головах. Так поставлена задача во эсеі областях — задача противоречи вая, как противоречив весь капи тализм, труднейшая, но выполни мая. Не потому, что мы воспитаем чистеньких коммунистических спе_ циалистов лет через 20: первое поколение коммунистов без пятна и упрека; пет, извините, нам надо все устроить теперь, не через 20 лет, а через 2 месяца, чтобы бо роться против буржуазии, против буржуазной науки и техники все го мира. Тут мы должны победить. Массовым весом своим заставить буржуазных специалистов служить нам — трудно, но можно; н если мы это сделаем, мы победим». Вы видите, что Ленин с самого начала совершенно определенно ста вил вопрос о том, как именно, из ответствующпх учеонпков даже хо рошее преподавание частично обесце- нпвается, а с этим нельзя мириться. І Стоит вопрос и об издании ѵчебни- ков по таким темам, как Сталин ская Конституция, колхозное строи тельство, социалистическое планиро вание, народно-хозяйственный учет и др. Мы можем теперь по-серьезному ге, в знаниях, библиотечное дело приобрело большое государственное не навели должного порядка в этом шей стране, где в народе развились деле. За какую бы отрасль вы-шей такие громадные потребности в кии- школы мы не взялись, мы это чув ствуем на каждом шагу. Возьмите планирование в строи тельстве Вузов. У нас есть значи тельные отрасли народного хозяйства 8і культуры, которые плохо обеспе чены подготовкой кадров специалп силен бюрократизм, бездушное отнѳ- ’ поставить вопрос об учебниках для ' шенпе к учащейся молоделш. Она ь^сшей школы. У нас есть научно- j Т T T D Г» т о Т » "Г *Л О О І І ІІ П Я Я Я П Л П Л Т Х преподавательские кадры, которые с честью справятся с этой большой справедливо также защитила свой библиотечный Вуз, потому что в на- задачей. Профессора п преподавате ли, старые ученые и молодые науч ные работники должны взяться за это дело, как за одну из важнейших значение. Надо, чтобы студенческие п неотложных государственных за организации больше давали о себе знать в нужных случаях. Работа комитета высшей школы должна сказаться еще и в строп- стов. Состояще подготовки иацио- тельстве Вузов, и в заботе о технп- нальных кадров специалистов в ряде республик также неудовлетворитель но. Многое еще недоделано в этой области. Вопросам учебных планов и про грамм в высшей школе ваше сове щание уделило большое внимание. ременного капитализма. В этом за лы, технические и военные, педаго- мечаппп есть зерно правды. Ученые гнческле и медицинские, а также ЛЮдн и специалисты буржуазного другие, то мы уже имеем такую ор- общества — выходцы пз имущих гапизацшо этого дела, которая в ос- слоев, из буржуазных и мелко-бур- ловном отвечает всем важнейшим по- жуазных классов. От этого общества требностям советского государства, сейчас нельзя ждать .хорошего, пс- Пе трудно указать на многие недо- редового, общественного воспитания. Это было необходимо. Нужно покон- стагки и, если хотите, на целые Поэтому буржуазные и мелко-бѵр- чпть с частыми изменениями учеб- провалы в некоторых отраслях паше- жѵазные интеллигенты нередко отлп- пых планов и программ, внести го высшего образования. Для того чаются неспособностью попять, что устойчивость в это дело. Разобрать- *і созвано всесоюзное совещаппе ра- капиталистический строй уже отжил ся во всем этом, установив соответ- , Сотников высшей школы, чтобы оно свой век. Мпогие из них продолжают ствѵющпе современным требованиям помогло- развернуть борьбу с этими цепляться за этот строй, а он же- учебные программы и покончив с „ л недостатками по-настоящему, со всей „ оео отплачивает им ростом безра- излишней, затрудняющей учебу мно- 11х Действительно мпого. В докладах ^ энергией и организованностью. Ваша ботпцы среди ученых профессий. Но гопредметностыо, значит — лпквп- и речах па этом совещании говори- „ _ задача облегчена тем, что сеть основ- еСлп рабочие л многие крестьяне в дпровать ряд вредительских безобра- ли об этом. Но сейчас необходимо ДаД' Т С11 ПР0,1П^ 0 0азУ Для Дальней «ых Вузов построена, что все дело буржуазных странах все больше про- : зий, серьезно мешающих развитию сосредоточить вппмаипе па главном. ческой базе высшей школы, и в дальнейшем улучшении бытовых ус ловий студенчества, и во многом другом. Сильнее должны почувство вать помощь со стороны комитета и наши наркоматы. Но уже теперь нужно сказать, что по сравнению с первым периодом работы комитета, когда к руководству пробрались бур жуазные перерожденцы - вредители, комитет заработал по-повому. (Апло дисменты). дач. Мы обязаны создать для этого необходимые организационные пред посылки, облегчить работу соответст вующих авторов л авторских групп . I Тут найдется работа для многих, ра бота интересная и исключительно цепная для советского государства. мп, что они сначала воспитают хорошеньких, чпетенькпх, пре красно обученных людей и будут строить из них социализм. Мы всегда смеялись и говорили, что это кукольная игра, что это заба ва кисейных барышень от социа лизма, но не серьезная политика. Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом, пм испорчены, раз вращены, но зато им и закалены к борьбе. Есть пролетарии, кото рые закалены тач, что способны переносить в тысячу раз большие жертвы, чем любая армия; есть десятки миллионов угнетенных крестьян, темных, разбросанных, по способных, если пролетариат поведет умелую тактику, вокруг него об’едпнпться в борьбе. П за тем есть специалисты науки, тех ники, все насквозь проникнутые будут приготовлены». Опрокидывая эти рассуждения едкой насмешкой, он говорил: «Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом, пм испор чены, развращены, но зато им и з а калены к борьбе». Он указывал на то, что в капиталистическом общест ве наряду с буржуазией н другими господами положения существуют пролетарии, пз которых капитализм выковывает героическую армию бор цов за социализм и которые при уме лой тактике могут повести за собой миллионы крестьян и мелкого город ского люда. Но он указырал также и на то, что этого недостаточно, что необходимо включить в дело строи тельства социализма, идущего на смену капиталистическому обществу, нпженеров, учителей, агрономов и других интеллигентов, которые выш- Можно не сомневаться, что эта ра- 1 бота приведет к 'более серьезной критической проверке наших учеб ных программ и планов п поставит ряд новых вопросов в высшей школе, ‘ да и в области пауки. Пока мы сор- ганпзуем издание этих учебников, 1 нам придется еще много переиздавать старых учебников. Даже тех, кото- , рне пас уже далеко не удовлетвори- Можно I должно говорить о НПО- к г . Ш до 11розгатІ, т а высшая шп0. ла нуждается в новых учебниках, в таких советских учебниках, которые гих недостатках в высшей школе. иысшего образования получило уже нпкаются революционным отрпца- ' высшей школы. достойный Советского Союза размах нпем капитализма, то по этому пути , п у нас имеется все необходимое для неизбежно должна пойти и все боль- ' дальнейшего развития высшей шко Следует признать, что среди всехне- лы, для расцвета высшего ооразова- ния. Сравните положение пашей выс шей школы с высшей школой капя- шего развития. Если в прошлом боль шевикам много приходилось зани маться агитационными брошюрами и резолюциями, то теперь паши задачи посложнее, и пусть лучше будет по меньше резолюций, но побольше хо- птая часть гитепигеппии в пепвѵю ДЯЩПІ кл;іра‘! Вузов< ПозбоРУ диРек' в настоящее время является недоста- шая іість иателлиг нции, в п р . торов и профессорско-преподаватель- пк хпппііту ииркницгѵо птп „ п„оп, очередь пз ее демократических слоев. скпх кад уделялоСЬ в П0СледНее Т0К ХОр°Ш,ИХ Учебников- Это пРпзпа- ; Е а п н ш ш н уже о» « н о т стр.- врс.я ней.,о ннниппн. По « в Эю5” ® ^ Г ^ о о н і о » Р ™ 1 с о в я о т х Т ан и но в . (Дою- пах, можно сказать, добился того, ; области мпого слабых мест. Мало по- достатке лчеонпков здесь говорилось - ѵ что в рабочем классе ои имеет сво- ' добрать, ладо еще руководить этпмп немало. Но следует этот вопрос по- ! дис“ енты). садистических государств и вы ѵви- его непримиримого врага. Количество кадрами. Между тем ГУУЗ'ы нередко ставить пе иа рядѵ с прочими, а в п в атом вопРосе ваше совеща- АИти ? п 0С£аЛЬ<УЮ раЗПП-ЦУ в П0ЛЬ‘ недовольных растет не только среди , работают очень слабо. Да и компте- Еачестве вопроса первостепенной важ- зу Судьбы вькшеи школы в рабочих, по и среди крестьян, среди ту высшей школы ладо еще мпого носта і:апиталпстическпх государствах и в ыслклх служащих, среди кустарей. 1поработать над подбором руководя- j ‘ Созетском Союзе, как и всякое дру- Количество" недовольных растет п шпх кадров Вузов и над правильным J пас не мало учебппков. Есть гое пруппое общественное явление, СрСДП ептеллигеитных профессий, проведением штатно-окладпой отражают коренное различие в раз- учителей, врачей, ппжеиеров, агро- . стемы. номов, профессоров, писателей, ѵче ли пз пмущпх классов, воспитанных буржуазным миросозерцанием, есть 1в буржѵазпом духе. Ленин указы- военные специалисты, которые 470 привлечения буржѵаз- воспитались в буржуазных уело- . специалистов нельзя приступить виях, — и хорошо еще, если в к 'строительству социализма. Оп уже буржуазных, а то в помещичьих, ! Т<)ГД‘1 говорил: «J нас нет других в палочных, в крепостнических, і кирпичей, пам строить не пз чего. %о касается народного хозяйства, I Социализм должен победить, и мы, то все агрономы, инженеры, учи - 1 социалисты и коммунисты, должны теля — все они брались пз пну- ка ^ел<! Д°казат ь' что мы способны щего класса; не из воздуха они ІІ0^тР0нть социализм пз этих кирпи- упалп! Неимущий пролетарий от і п;! ЗТ0Г0 материала, построить станка и крестьянин от сохи прой- ' ,-®ГО1алпстическое общество лз проле ти университета ие могли пн при j TaPueB' которые культурой пользова- царе Николае, ни при респѵблп- лпсь в иитгоашом количестве, в из канском президенте Вильсоне. ! буржуазных специалистов». Ленин Наука и техника — для богатых, • говорил: «Нужно взять для имущих; капитализм дает всю КУЛЬТУРУ- которую капитализм культуру только для мепыпппства. оставил- и из нее построить социа* А мы должны построить социализм ЛІП5М- Нужно взять всю науку, тех- из этой кѵльтѵры. Другого мате- . ШКУ« все знания, пскусство. Без риала ѵ пас нет. Мы хотим этого мы ЖІШЬ коммунистического общества построить не можем». Ле- стропть социализм немедленно пз того материала, который нам оста- нин указал пѵть. шітпп двух мнров — паппталпстиче- жого и социалистического. В стра нах капитализма высшая школа пе реживает тяжелую пору кризиса, упадка. Другое дело в СССР. У пас обратная картина. Возьмем имеющиеся в печати по следние дапные о высшей школе в каііитатпстическпх странах. Полу чаем такую картину о числе уча щихся в Вузах: во Франции и в Тер- кых. Все большее количество людей в буржуазных странах, в том числе п среди выходцев пз привилегирован ных слоев общества, пз ученых про фессий, из интеллигенции, убеждает ся в том, что каішталпзм уже не способен обеспечить развитие куль туры, развитие науки, пе способен служить делу прогресса. Эти люди обращают св^и взоры в тш у сторо- лось о студенческих организациях. Между тем в высшей школе оип иг рают важную роль. От их работы многое зависит в создании благо приятных условий для учебы, в обес печении сознательной дисциплины иие даст должный то іч о к, оно еде- і лает большое дело. Пельзя забывать ' о мпогпх недостатках в высшей шко- 1 ле, п надо отдать отчет, в чем здесь ! заключается главный недостаток. I Тогда пам будет ясно, что здесь ре шанзщая задача заключается в том, • чтобы оаезпечить сысшую школу хо- издаппя учебников. По это вовсе не рошими учебниками, достойными на значит, что указанный плап издания ; шего великого дела, дела социализма, учебников сколько-нибудь серьезно і Тогда мы безусловно поднимем нашу каким создать по вил капитализм со вчера па сегод- uuc Ц,1 старого, как использовать пя, теперь же, а пе пз тех людей, старый материал в интересах нового которые в парниках будут прпго- общества. Мы шли по этому пути, товлепы. еслп забавляться этой по п^тп ленинизма, и вы видите: со п басенкой. У пас есть буржуаз- поб,!;итл- (Ь^ ные аплодис* пые специалисты, и больше ппче. 1вое пз си- , старые неплохие учебники, есть и обновленные хорошие учебники. Под- Сравнптельпо мало здесь говори- готовляется издание новых п новых. На 1938 год намечен большой плап подготовлен. Этот план надо под вергнуть проверке, пе сводя дело к среди студенчества, в общественном формальному утверждению. Справед- воспитаим молодежи. Пельая не от- лове также указание на то, что да- высшую школу на новую, более вы сокую ступень, п она ещо лучше заблестит своими новыми успехами. (Аплодисменты). го пет. У пас ист других кирпи чей. нам строить не нз чего. Со циализм должен победить, и мы, социалисты и коммунисты, долж ны на деле доказать, что мы спо собны построить социализм пз этих кирпичей, пз этого материа ла, построить социалистическое общество пз пролетариев, которые культурой пользовались в нпчтож- пом количестве, и из буржуазных специалистов. Если вы пе построите комму нистического общества пз этого материала, тогда вы пустые фра зеры, болтуны. менты). По, чтобы строить из этого мате риала повое общество, надо ясно ви деть цель н пути ее осуществления Ограппчпв свой кругозор привычны ми в буржуазном обществе понятия ми я повседневными мелкими за5о тамп. нельзя попять поставлеппо: историей перед людьми нашей эпох коренной задачи, задачи переустрой сті:а и обновления общества. Бе усвоения такого учения как иарн спам - ленинизм, осв°щающего г< неральпый путь исторического палвр тпл, раскрывающего смысл совремеі і — ___ ! (Окончание см. на 3 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz