Полярная правда. 1938, май

N: 112 (3482) 18 кізя 1938 года. П в Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Орденоносец старшина группы радистов тов. ПЫШИНСКИН МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ Н а п о ж и з н е н н у ю с л у ж б у ..Весна 1922 года. У вокзала ст. -Иваново в полушубке, в шапке- ушанке, в подшитъгх валенках стоит, прислонившись к зданию, пятнадца- тплетнпи парнишка с санками, в ожидании пассажиров, переступает с ноги на ногу... . Невольно вспоминается мне эта картинка. И как-то теперь даже не 'верится, что был это я, так мпого прошло времени, так многое измени­ лось. - В середине 1922 года ивановские комсомольцы вовлекли меня в свою организацию. Тут я сразу же крепко ваялся за работу. V с’езд PRCM принял решение о шефстве комсомола над Воеппо'мор- гким флотом. П осенью 1922 года я пошел с первым комсомольским набо­ ром во флот. Прошло 6 лет, заполненных упор­ ным трудом и учебой. Учились мы в сырой п холодной комнате, где от хо­ лода мерзли черппла. Старые боль­ шевики, оставшиеся во флоте, учили нас любви военно-морскому делу, раскрывали перед памп учение Ле­ нина—Сталина, учили работать с — Бы спрашиваете о походе к лагерю IIаланина? Замечательный был поход, меня назначили на бот «Мурманеп» за­ долго до выхода наших корк-лей к стапцпп «Северный полюс». lfi января, в западной частя Ба­ ренцева моря пас захватил сильный шторм. 9 — 10 баллов. Связи не имели никакой: наблюдалась интер­ ференция коротких волн. А 20 ян­ варя впервые я услышал «УЛОЛ»— позывные Кренкеля. Я дал себе слово: ни в коем случае пе упускать больше рации «Северный полюс», держать двухсто­ роннюю связь. Договорился с Крен­ келем: он будет работать каждые шесть часов. Только дал я Кренкелю квитанцию, слышу: скрпппт чья-то Искровка. Что такое? Принял иностранный текст, определил позывные: немец- Тут я как-то сразу всю свою жпзні. вспомнил... Детдом в Крон­ штадте, школу и работу там же, в городе-крепости, призыв в 1932 го­ ду, службу в Ба-ттфлоте. по?од на Север па том же корабле, на кото­ ром н сейчас служу 5 лет беспре­ рывно. Вспомнилось, что сам велп- кнй Сталин встречал первый отряд боевых кораблей будущего Северного флота на пороге Белого моря. Сам вождь и учитель товарищ Сталин личпо 1 наметил место постройки воепно - морской базы. П чтобы я отдал фашистам наши советские радиограммы, позволил бы кровавым псам агрессии помешать огромной, мировой важности научной работе папанинцев— ни за что! А выход один: не снимать мне наушпнков до тех пор, пока наши корабли не снимут папанинцев. Так и сделал: с 20 января по 14 февраля слушал Кренкеля 24 ча­ са в сутки. Еду мне приносили в рубку, там же я и спал. Слух у нас у радистов привычный: даже слабый шорох .в резонаторах немедленно раз­ будит. Потом связался с «Таймыром» п «Мурманом», с нашей подводной лод­ кио. рыооловные траулеры. Только в наше время втот способ- Подошел новый срок передачи ныи товарпщ быт выдвинут на Кренкеля и опять у меня в наушнп- командную должность и теперь отдает j клх скрежещут зубами фашисты, все свои силы па дело обороны роди- , Немцы, работая искровыми рациями пы. О качестве его работы можно полной мощностью, нарочно забивали сказать одно: не было случая, чтобы эфир, чтобы оборвать связь папанпн- корабль не мог выйти в море из^за цсв с нашими кораблями. А льдина , _______ неисправности механизмов. Целый Гем временем, может быть, дробится кой, которая пришла к Ян-Майеігѵ отряд молодых специалистов Соло- в мелкие клочья. I в качестве промежуточного поста менчука, Федосова, Правкпна, Каре- лппа воспитал он флоту. Пз рядовых бойцов выросли такие младшие командиры, как Гадалин и Рочев, показывающие образцы, как j надо бороться за выполнение слож-! Из далекой уральской деревеньки ных боевых задач. j пришел я в 1927 году в краснозна- Среди наших комендоров, которым мйппУю Балтику. радиосвязи. Задание партии и прави­ тельства было выполнено. Конечпо. я остаюсь на пожизнен­ ную службу я, конечпо, в СВФ. Здесь все сделано нашими красно­ флотскими руками. Вот трехэтажпое здание школы выстроено нами, с по­ мощью наших жен в 92 для. Каж­ дый боец Северного флота чувствует себя на флоте строителем и хо­ зяином. Н он видит блестящие ре­ зультаты своей работы. Плавание в северных морях осо­ бенно трудное—штормы, пурга, мо­ розы, магнитные бури. Но вот как относятся к этим трудностям плши краснофлотцы: подлодка, ходившая в папанинский рейс, пробивалась сквозь пургу при десятибалльном шторме. Л быт случай, когда ее по­ ложило на 75 градусов. А когда подлодка вернулась в базу, моряки прежде всего затребо­ вали себе из порта... новый крено­ метр, который маг бы показывать крен до 90 градусов. Мы не гонимся за рекордами — они сами приходят к нам в ходе строительства социализма под руко­ водством гениального мудрого Ста- ЛІГНЛ. пышинский. Агитатор комсомолец тов. ВОЛЬФСОН читает краснофлотцам газету Фото Хайкяна (Соювфото) БОЛЬШАЯ ШКОЛЯ партия и правительство уделяют сей­ час особенное внимание, выделяются такие младшие командиры, как Кома­ ров п Резин, у которых пушш всег­ да в полной боевой готовности. Наш корабль гордится своим орде­ ноносцем радистом Пыпшнским, при­ нявшим участие в походе «Мурмаи- ца» к папанипскому лагерю в Грен­ ландское море. Наш флот — яркая иллюстрация того, как партия и правительство за- родпны. . Северная морская граница одета в броню. Ее охраняет прекрасный под­ водный п надводный флот, на кото­ ром стоят .на посту советские патриот ты, до конца жизни преданные своей партии, Огалпнѵ. колчин п. и . людьми. Из пас, в большинстве сво ; ^ обороне великой нашей ем полуграмотных ребят, большевики воспитывали будущие кадры флота. Но это было только начало. По-на­ стоящему жизнь и борьбу я узнал, когда уже покинул степы военно­ морского училища п пришел в РККФ в должности командира. Учиться при­ шлось снова. Но теперь уже пе те­ оретически, а на практике. Учиться надо было у тех же самых масс, ко­ торыми должен был я, как командир, руководить. И я учился. Учился у краснофлотцев, младших командиров, у командиров-коммунистов. 1933 год. По инициативе любимо­ го друга и учителя товарища Стали­ на партия и правительство приняли решение о создании Северной воен­ ной флотилии. Я был тогда помощни­ ком командира Н-,ского корабля. Вме­ сте с ним делаю замечательнейший в истории нашего флота переход по Беломорканалу — нз Балтики в во­ ды Баренцева моря. Этот исключи­ тельный поход надолго останется в памяти у нас еще и потому, что на наших кораблях во время перехода был товарищ Сталин с лучшими сво­ ими соратниками — Сергеем Мироно­ вичем Кировым и наркомом обороны товарищем Ворошиловым. Это вооду­ шевляло всех нас — командиров, по­ литработников, краснофлотцев. Вме­ сте с тем, этот переход быт для нал и вкзаменом, первой проверкой того, как мы будем бороться за укрепле­ ние северных границ. В походе ни у кого не было п слов о трудностях. Хотя трудностей действительно было очень много. Вот мы и в Мурманске. П здесь мы воочию убедились, как много предсто­ ит поработать. Вместе с тем и театр, на который мы прибыли, был нам совершенно незнаком. Надо было освоить все побережье, где предстояло плавать. Надо было узнать все капризы Баренцева моря. Ведь такие сюрпризы, как туман при восьмибалльном ветре, или внезапный снежный заряд бывают только здесь. Надо было приспособиться и к трех­ месячной круглой полярной ночи, научиться ходить далеко в море и выполнять программу в этих услови­ ях. Все это пришлось решать сразу, ибо, не применившись к ним. нечего было и надеяться стать сильным на этом морском театре. Веспой 1934 года я назначаюсь командиром одного пз кораблей СВФ. II в дополнение ко всем моим задачам прибавляется еще одна — освоить новьгіі для меня корабль. Суровое Баренцово море стало для меня своеобразной академией. Непре­ рывно работал над собой. П небезус­ пешно. Как самую высшую и почет­ ную оценку моей работы встретил я весть о награждении меня Орденом Красной Звезды. Северному флоту пять лет. Здесь гырвелн сотни замечательных коман­ диров. Замечательные кадры выращп- вает флот. Это ярко видно н на при­ мере нашего корабля. Вот воепньпі Флот меня сразу послал учиться в артшколу. Это был для меня пер­ вый «университет»,— здесь препо­ давали, кроме русского языка, уже п физику, геометрию, географию. Це­ лый новый млр раскрывала эта шко­ ла. давая вместе с тем и воеппые специальности. В СВФ я уже пришел старшиной группы, проделав с кораблем весь изумительный путь из Балтики в Ба­ ренцово море по сложной системе красивого Беломорско-Балтийского канала. Это были дни рождения Се­ верной военной флотилии, полные не. ожиданностей и новизны, напряжен­ ного применения к новым условиям, преодоления трудностей. А море наше, прямо скажем, нелас­ ковое. Помню осенний поход 1935 го­ да. Быта тогда очень бурная погода. т— Ну, думаю, снесет в океан. Успел, одпако, ухватиться за. леер. Волна, протащив меня метров пять, схлынула, а я остался. Были п потом такие же морские неприятности. По не пугали они, а, наоборот, закаляли, учили выдержке. В 1935 году провел я три месяца в отпуске. И. между прочим, узнал из газеты о награждении моряков. Порадовался, конечпо, за них, за то, что партпя и правительство так вни­ мательно к Красному Флоту относят­ ся. ценят людей его. Но мне и в го­ лову не приходило, что в числе этих награжденных могу быть и я. Прав­ да, в группе моей материальная часть всегда была в отличном состоянии, в чем дело. Оказывается, правитель­ ство высоко отметило мою работу, наградило Орденом Знак Почета. Флот для меня — большая культ- турная и политическая школа. Идет непрерывная учеба. Быт на курсах старшин, занимался в кружке теку* щей политики и кандидатской школе. Сейчас у'чусь на среднего командира. В 1937 году вступил в кандидаты велпкой партии Ленина — Сталина. Во время выборов Верховного Совета ССОР быт членом участковой избира­ тельной комиссии. Наш флот сегодня празднует свое пятилетие. Это большой день для каждого пз нас. За это время многие, многие здесь прошли, как и я, благо- _ даря постоянной заботе нашей пар- лнчныи состав иыл подготовлен хоро. | ^ пражтеіьгіва болыш)й ^ шо. Но ведь это такое ооыкповепное к K y jn > w R знаппям и m ^ в нашем родном флоте. благодарим родную партию, советское Возвращаюсь из отпуска па ко- правительство и заверяем о нашей рабль. И тут меня встречают привет-; готовности грудью отстоять родину Подхватило меня волной на палубе, ствнямп, поздравлениями. Рассказали ‘ от всех ее врагов. А. Н. ПОПОВ. ветского Союза Клим Ворошилов го­ ворил: «За последние годы мы не только укрепили и усилили морские силы Балтийского и Черного морей, но, воспользовавшись тем, что— соеди­ нили Белое море с Балтийским, пе­ ребросили кое-какую телику судов по новому каналу на Север, чтобы не’ быть беззащитными и на этом участке». Нам, участникам этого историче­ ского рейса военных кораблей нз Балтики в Баренцово море, никогда не забыть 21 июня 1933 года. Я шел на подлодке. На лод­ ке было двойное торжество: во- первых, закончилось непривычное плавание узкими реками, тесными шлюзами, перед нами открылись широкие просторы Белого моря. Во- вторых, мы с нетерпением ожидали щиезда любимого наркома. Днем стало известно, что вместе с наркомом приедут товарищи Ста­ лин и Киров. Это известие наполнило всех нас великой радостью. На площадке последнего шлюза по Венчанской лестнице выстраива­ лись и подравнивались подразделе­ ния. И вот показался долгожданный пароход «Анохин». На нем сосредо­ точились все наши взоры и мысли. С парохода первым сходит тов. Во­ рошилов. Загорелый, как всегда ве­ селый, жизнедеятельный. За ним следовал товарищ Сталин. В своем ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ СЕВЕРНОГО ФЛОТА (слева направо): тт. ПОПОВ А.. АРБУЗОВ. МЕХЬДО, ПЕТРУНИН, КОТЕЛЬНИКОВ Курсом на Ян-Майен В работах по снятию папанинцев с дрейфующей льдины принимала участие Н-ская подводная лодка Се­ верного военного флота. Принимая радиограммы раций Кренкеля, «Мур- мана» н «Таймыра», опа передавала их на берег. В дневниках командира и членов команды подлодкп история этого по­ хода рассказана скромно п просто: 5 февраля 20 часов 07 минут. Команда: «По местам стоять, со швартов сниматься». Ночью были заняты уничтоже­ нием девиации. Командир подводной лодки пишет: «6 февраля, в 6 часов 20 мин. вышли из Кольского залива, сразу были встречены лобовым ветром в 6 баллов. Собран личпый состав, подробно обсуждены целп п задачи похода. Взяли курс на Нордкап». Сразу же за Нордкапом печехта вся­ кая видимость. 9 февраля. Бортовая качка. Крен — 25°. Установив радиосвязь с «Мурманом» и «Таймыром», идем прямым курсом к целп. 10 февраля. Снежные заряды на­ летают ежечасно. В 13 час. 28 мин. в силуэте показавшегося судна опо­ знали «Мурмана». Идем параллель­ ным курсом. 11 февраля. Шторм продолжается. - I 12 февраля. «Мурман» радировал, что его рулевое управление вышло из строя. Прошу его освещать гори­ зонт прожектором. Заметив луч, идем на сближение с «Мурманом» для оказания ему поддержки. «Мурман», однако, сообщает: «Повреждение исправлено». Идем дальше по назна­ чению. Крен до 40 °. Валит снег. 13 февраля. При снежной пурге производили пробное погружение. Все механизмы работают отлично. На­ строение команды — превосходное. В 12 час. 55 мин. слева по борту, в пяти милях, открылся остров Ян- Майен (мыс Юнгс-Фореланд). Несмо­ тря на нулевую видимость и на то, что погода двое суток не давала возможности определиться, наше счи­ сление оказалось точным. — вышли прямо на остров. Попадается мелко-битый лед. Обо­ шли остров, двинулись дальше к Гренландии. Занимались политуче­ бой. обсуждали тассовские известия люк тонны воды, доходившие до центрального поста. Откачиваем пом­ пами и ведрами. 15 февраля. Шторм переходит в был прямо лечь на палубу и, в этот Снежные заряды. Вторые сутки от- момент, в отсеке погас свет. Явилась мысль, что из-за колоссального крена (мы считаем, что он был до 75°) ураган. Снег н .дождь. Видимости электролит вылился и замкнул ба- почти нет. Крён — до 5 5 е*. Йігант- . тарею. Приказав мотористу Туголу- ская волна обрушилась на мостик, кову включить боевое освещение, Сквозь люк ворвалась четырехтон- убедился, что мы хоть и на боку, ная масса воды. Водой подхвачен но дизель работает, а лодка «думает», .торпедист Киселев, вышедший на ‘ подняться ей или нет?». Эти 7 — 8 мостик покурить. Волна пронесла его секунд, пока лодка «раздумывала», через два люка, через рубку, в цен- длились очень долго, но вот очень тральный пост и здесь — живым и медленно лодка начала выпрямляться невредимым поставила прямо на но­ ги, передо мной. Спрашиваю: «Тов. Киселев, как себя чувствуете?». Оп, оглушенный, молчит. Я опять спра­ шиваю. Он молчит. Я кладу ему руку па плечо. Он смотрит па меня непонимающим взглядом, и вдруг, громко вскрикнув: «Ох, здорово!», бежит в жп.той отсек переодеваться. Ли один моряк не может рассказать, что его судно испы­ тало крен в 75|С и осталось не­ вредимым. Сегодня это произошло е нами. В 23 часа, когда лодка шла как в овраге, между больших во.тн , ударом волны ее положило па 65° выпустили степную газету. Получен ( Не дав лодке выпрямиться, волна приказ по радио: вернуться обратно, вторым ударом положила ее еще так как «Таймыр» и «Мурман» уже больше. Кренометра, рассчитанного приближаются к лагерю. Экипаж на 60°, нехватило. Шесть или семь опечален: мы надеялись получить человек с нижних коек правого разрешение подойти непосредственно борта, миновав столы и друше пре- к льдине Папанииа. В 22 часа пятствпя, упали па верхние койки 15 мин. я повернул в обратный левого. путь. • Командир, военпнженер 3 ранга инженер III ранга тов. Мазаев. Он Волной сорвало сходню и 2 спаса- | 14 февраля. Шторм все ушли- j тов. Рыбаков по этому поводу пи- ruхвати.г еще службу в старом флото тельных круга. Обивали обледене- взется. Крен — до 50 °. Снегопад и , шет: со вс^й ее беспросветностью, униже- ! лѵіо аптениу. Слой льда па верхней заряды. Мостик накрывает волной. I «Для того, чтобы сохранить вер- иием человека. і палубе дохомп до 100 миллиметров. Волна несколько раз обрушивала в тнкалыюе положение, я вынужден ВСТРЕЧА С ВОЖДЕМ На XVII партийном с’езде вождь неизменном полувоенном костюме он Красной Армии, первый маршал Со- ' быт точно таким, кашм привыкли мы его видеть на портретах и фото­ графиях. Рядом с ним шел незаб­ венный Сергей Миронович, он о чем- то оживлённо говорил,' весело улы­ бался. . - , Приняв рапорт командования, тов. Ворошилов произнес яркую речь. Он говорил об окончании строительства Беломорканала, об успешном пере­ ходе по нему военных, кораблей. После наркома выступил с горячей зажигательной речью о процветание покоренного большевиками дикого Севера и обороне его уорскнх гра­ ниц пламенный трибун революция Сергей Миронович Киров. Внимательно всматриваясь в об­ ветренные лица краснофлотцев, то­ варищ Сталин слушал выступления, скромно отмахиваясь, когда ораторы отмечали в своих речах его мудрую инициативу создания водного пути пз Балтики в Белое море. Во время опроса тов. Ворошило­ вым претензий, кто-то заявил: — Просим выступить товарища Сталина. Все как будто этого . только и ждали. Буря рукоплесканий разор­ вала тишину. По радостным нашим лицам и несмолкающим аплодисмен­ там товарищ Сталин увидел, что унять нас сможет только его речь. Он подошел ближе к строю, простым знакомым движением попросил ти­ шины и с присущей ему яркостью* ясностью и образностью изложил за­ дачи, поставленные страной и пар­ тией перед нашим флотом, необхо­ димость создания вооруженной мор­ ской силы на Севере. Все слушала , с затаенным дыха­ нием, запоминая каждое его слово. С бою краткую, но исключительно содержательную речь, он закончил призывом провозгласить троекратное «ѵра»_в честь славного наркома обо­ роны 'тов. Ворошилова. Затем все устремились на свои корабли. Товарищ Сталин пошел вместе со всеми пешком. Нам даже как-то не верилось, что вот идет он среди нас и беседует такой просто! и великий. Первым товарищ Сталин посетил Н-ский корабль. Зашел на палубу, беседовал с командирами и красно­ флотцами. В его простых словах все чувствовали тепло и ласку, а в его взгляде — любовь и поощрение. Мы стояли рядом на палубе и думав : — Придет или не придет товарищ Сталин на нашу лодку. Товарищ Сталин спустился к нам на подлодку. Он поздоровался со всеми, прошел вниз, обошел весь ко­ рабль, внимательно осмотрел все оружие и механгомы, всем интересо­ вался, со многими задушевно бе­ седовал. Здесь, в тесноте корабля, он был еще ближе, еще проще, ка­ залось, что он член нашего экипажа, что он был всегда с нами и никогда не уедет от нас. Через час мы простились с това­ рищами Сталиным, Ворошиловым и Кировым. Они поехали ® Мурманск осмотреть и указать нам место, гдѳ мы повесим бронированный замок обороны на полярные двери страны. Уехал товарищ Стадии, а мы еще качяваем забрасываемую через люк воду. Кок Чистяков, несмотря пн на что, кормит экипаж вкусными зав­ траками и обедами. Штурман Малышев — помимо штурманской работы не превращает полит­ занятия: обсуждали решения ян­ варского пленума и тассовские ин­ формации. Выпустили уже трп бюл­ летеня. Следует отметить, когда шли к Ян-Майену, нашей работе по пере­ даче радпоірамм систематически ме­ шали нскровки каких-то судов. Кто- то нарочно стремился забить связь, і По позывным мы узнали, что это — 1 немецкие рыболовные траулеры. Мы и пе сомневались, что сознательно и мне захотелось петь»... «На мостике,— продолжает капитал, — в этот момент происходило следую­ щее: рулевой Кузнецов перед ударом вышел с анемометром пзмеритт» силу ветра. Волна смыта его, но он успел . вредить работе по снятию героев-па уцепиться за стойку антенны. Вахтен- панинцев могут только фашистские ный командир Ведяев остался па варвары. Тем не менее, во всех слу- мостнке только потому, что перед чаях, когда не было магнитных бѵрь, радиограммы нами были переданы все до единой. II вот, закончив поход, пришли в ба­ зу. Задание партии н правительства тем привязал себя надежным шкер- о л оп т п I том. Когда лодка выпрямилась, ру­ левой Кузнецов выкарабкался, опу­ стился вниз и спокойный, хотя п побледневший, доложил мне: «Това- | выполпепо. Экипаж здоров. Корабль в полном порядке, если не считать, рпщ командир, чуть не смыто за борт, ветер измерить не удалось». После этого, исправив гироком­ пас, шли прямо по волне, повернуть было бы немыслимо, но этот ход сов­ пал с нужным нам курсом» Через час лейтенант Ведяев, за­ битый ударом волны в сточное от- долго, под неизгладимым впечатле­ нием этого посещения, делились только что пережитым, вспоминали все им сказанное, обдумывали глубо­ кий смысл его замечаний. Говорили потом, что, делясь впе­ чатлениями о флоте, товарпщ Ста­ лин назвал нас истинными сынами народа. Это была для нас высшая похвала, она согревала наши сердпа, повой силой будила любовь и пре­ данность партии, вдохновляла на бес. страшіге, воспитывала готовноіть на что ударами волн погнуты, как лист лк5ой п<шш, для блага н бумаги, толстые, железные крышки і „ .. на_ верхней палубе, - ч е л о в е к " даже I ю£т<ят мьг пятилетии.. действуя кувалдой, не сразу мог бы ‘ * За эти пять лет вырос и окреп наш Северный флот. Быстрым и успешным ростом флота мы обязаны постоянной заботе о нас со стороны их так согзуть. Все механизмы ра­ ботали в походе безотказно. В 19 час. 35 мин. останавливаем верстпе, получил повреждение лица j моторы. На берегу выстроены ветре- и спины, но через 4 часа снова ' чающие нас командиры и красно- і това*>ПІІІа Сталина. Товарищ Сталин, в т л 01 вахту. ' I ф.10ЩІІ. Г|1еяцт , утовой 0 » , , „ етр. « В Д т о р , оргашштор обор.»™ О - Ня ига ѵокпо Ралисты * і веРа- Имя его родит в нас непоколе- Ва Ж » вс« ноьр». ГШСШ Мішпп. о г а г ш м э т 1 1 щ а и я с г а я г«.„ую м , , по&яе. t бор ,.60 с» вождю пародов товарищу Стэ.ідну». • всеми врагами социализма. ПАВЕЛ ЛУКНИЦНИЙ. тт. Кураденко и Нечаев ни на ми­ нуту не теряли связи в эфире. 17 февраля. Шторм не затихает. В. ПЛАТОНОЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz