Полярная правда. 1938, май

Jfc 105 (3475). 10 мая 1938 года. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А вш ю в ш в а я м ш м ш га а ю а я и в ш ім в ш і „...из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры". • (СТАЛИН) □ □ □ М а с т е р социалистического труда □ □ Корабль стаял у причальной степ- си. Большой, знакомый корабль, ухе несколько раз приходивший в порт за грузом. — оп высоко п как будто неуверенно держался на воде. II в этой легкости, в этой незначитель­ ной осадке незагруженного кора'и я Николай Бондаренко читал какое то безмолвное осуждение, какой-то вы­ зов. • Корабль ждал груза, но крал, ппп помощи которого шла погрузка кон­ центратов, работал плох.», медленио. Бондаренко легко поднялся пл трапу н заглянул в трюм корабля. Концентрат медленно высыпался в большие прожорливые люка. — Нет! Это не работа! Надо что- то продумать, надо во что бы то ни стало убыстрить погрузку. Разные мысли наполняли го.товѵ бригадира. К обеденному перерыву одна яз них прямая, рассчитанная, точная взяла перевес над своими быстрыми подрутами. На кран, где обычно навешивался один ковш для кЬнцентрата. груз­ чики бригады Бондаренко навесили другой. II к вечеру по всем причаль­ ным линиям порта пролетела весть — бригада Бондаренко погрузила за б часов 1300 тонн, при «Зычной норме в 600 — 700 тонн. Был еще случай. Рационализиро­ вал Бондаренко погрузку льна, при­ менив особые сетки и пароход вме­ сто двух дней нагрузили за 16 ча­ сов и выпустили в море. Невысокого, кареглазого, латно скроенного человека хорошо знают в порту. С 1930 года работает здесь Ноколай Емельянович. Пришел груз­ чиком, неграмотным, неопытным че­ ловеком, начал работать и сразу на­ чал расти. С 1934 года стаз Бонда­ ренко руководить большой брига­ дой, — первой стахановской брига­ дой торгового порта. Этот человек любит и ценит труд. Через труд — осмысленный социали­ стический труі — шли гош его роста. Знаменитый грузчик Петраш, — ныне студент Академии водного транспорта, еще работая в евлнечном Одесском порту, слышал о стаханов­ ской бригаде грузчиков заполярного порта. Сноровка, гибкость, умение и же­ лание работать — все было у Ооига- дпра, нехватало учебы, теории. U коллектив торгового порта послал своего лучшего бригадира на курсы стахановцев при водно-транспортной академии. 80 лучших людей паро- ходств, прпстапей, затонов страны обучались па этих курсах. П так же упорно, как в яамятпый день, когда родилась мысль о рацио­ нализированной погрузке парохода, работал над книгами моіодоіі ojera- дпр. Он недавно возвратился с кур­ сов. С увлечением рассклзыг.ал об учебе, о городе Ленина, о вст;.*°чл с Петрашен и другими знатными людьми водного транспорта. — Бригада-то моя бывшая рабо­ тает каково? Слышали1’ Одч >н пз I первых идет в порту, Банников там сейчас бригадиром, при мне звепо- виком был, сильный парень. А мпе с бригадой придется рагтатьгя. В фуражке с эмблемой водаикон, в аккуратной черной шинели, чисто выбритый, в белоснежном воротничке стоял недавний грузчик Николай Бондаренко. Он вынул пз бум.іл :нпкл и показал с заметной гордостью не­ большой белый листок со штампам академии*. «Па основании постаповтення ква­ лификационной компстап от 23 ап­ реля Николай Бондареву кончил курсы на хорошо. Ему присвоено звание мастера социалистического труда». Вместе с ним учился пгп Акад** мпп водного транспорта крановщак торгового порта ІСѵзнецов теперь мастер по мехавпзацпп, а Бондарещ- ко — инструктор стахановских мето­ дов труда. Вдоль причальных липпи торгового порта пз 5 о л т и в брпга ду будет ходить, передавая свой опыт, планируя труд, правильно расставляя рабочую силу, рационали­ зируя процессы погрузо-разгрузпч- ных работ, знатный стаханозец, ма­ стер социалистического труда, быв­ ший грузчик первой бригады порта. ... Корабль стоял у стенки, шла погрузка. Николай Емельяювоч по называл бригаде молодых грузчиков, как выгружать тяжеловесы. Шел разговор о математическом расчете, о точной продуманности погрузо-раэ- К а п и т а н траулера „Профинтерн" А. РУЗАВПП — мастер Мур­ манского красліознаменного депо. МОЙ РОСТ В своей исторической речи в Кремлевском дворце на выпуске ака­ демиков Красной Армии наш вождь и учитель тов. Сталин потребовал, чтобы «руководители проявляли са­ мое заботливое отношение к нашим работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области опп п» работали, выращпвалп их, заботливо помогали им, когда она пуждаются в поддер­ жке, поощряли их, когда опп пока­ зывают первые успехи, выдвигали их вперед я так далее». В третью годовщину этой замеча­ тельной речи вождя мне хочется рас- і сказать о том, как я при помощи на- шпх руководителей из рядового сле­ саря стал мастером паровозного депо. В депо я пришел в 1928 году по окончании школы фабзавуча. Рабо­ тал слесарем, а в апреле 1936 года, как лучший стахановец, был выдви­ нут па работу в качестве контроль­ ного нормировщика. Работа моя на 28 лет плавает Андрей Иванович Бпевчепко. В 1905 году бросили в тюрьму его отца, черноморского ма­ троса, за революционное выступление на корабле. Пз тюрьмы вернулся Пвап Бпевчепко с туберкулезом, не­ много похворал и умер. Крохотный клочок земли да хата остались вдове. | Четырнадцатилетиям мальчиком при­ шел Апдрей па один пз черноморских парусников и начал плавать кухарем. Крепкий и смышленый он быстро свьгкся с морем и с первых же дпей навсегда связал с ним свою жизнь, j После плавал матросом, боцманом па черноморских кораблях. В 1915 году Бпевчепко призвали на службу в воепнып флот. ( j Здесь застала его революция. В 1918 — 19 годах оп с партизан- екпм отрядом бпл па полях Украины 1 заклятых врагов молодого советского государства. В 1920 году Биевчепко опять во флоте. Кончилась граждан- гкая война, Андрей Иванович де­ мобилизовался, но море не покинул и стал плавать в торговом флоте. В Мурмапск приехал он в 1931 году п поступил в траловый флот. Большой морской опыт был у него за спиной, но чувствовал Апдрей ІІпаповцч, что одного опыта мало, — нужна крепкая теоретическая под­ готовка. Настойчиво начал оп изу­ чать морскую пауку и в 1932 году экстерном сдал экзамен па штурмана малого плаваппя. По не успокоился и на этом. И, продолжая плавать, он пытливо изучал теорию морского су­ довождения. Вскоре послали Андрея Ивановича и Херсонский морской техникум. В 1933 году он отличпо выдержал экзамен на штурмана дальнего плавания. Огромный опыт, подкрепленный теоретической подготовкой,* позволил этом участке была высоко оценена. Приказом нашего любимого наркома емУ стать одним пз лучших штурма- 1. М. Кагановича я был награждеп П(>в тр^ового флота. За годы плава- зпачком «Ударник сталинского при­ зыва». По не долг» мне пришлось работать контрольным нормировщи­ ком. В декабре 1936 года меня снова направили в цех уже в качестве бригадира комплексной бригады, а через полгода выдвинули мастером паровозного депо. Прививая любовное отнопгеппе к делу со стороны каждого рабочего, я я другие мастера депо под руковод­ ством командиров производства суме­ ли добпться перевыполнения всех нпя в Баренцевом море оп хорошо изучил его районы е стал опытным промысловиком. . Осенью 1937 года Андрея Ивано­ вича Биевчепко, как отличного су­ доводителя и промысловика, выдви­ нули иа пост каштана траулера «Москва». Новый капитан с первых же дней оправдал это доверие и из декабрьского рейса привез 220 тонн рыбы. Потом его назпачпли капита­ ном траулера «Профпнтерн». Капи­ тан Епевченко заботливо стал укре- придя в порт, сдала 230 топн рыбо­ продукции. — Хороший парод! — говорит Ан­ дрей Иванович о своей комапде. Дисциплинированный и исполнитель­ ные моряки. Капитан Бпевчепко одновременно и лучший обществеиппк на корабле. Только два рейса сделал «Профон- терн», но о за это короткое время і Андрей Пвапович сумел провести ряд 1 обстоятельных бесед с командой и комсоставом о международном поло- жепіш, несколько занятий провел оп по изучению истории и революцион­ ного движения в Китае. Ясно и увле- , кательно рассказывает он своим мо­ рякам о братских национальных республиках. і Любовно и заботливо готовит он j молодые кадры. Педавпо окончивши* морской техникум штурманы Осад­ или п Ларкин ежедневно получаю? от своего капитана незаменимую по- : мощь в короткой беседе, в копкрет- ! пом указании, в хорошем товарище­ ском совете. С большой готовностью он передает им свой многолетний опыт и искренне радуется их росту. Высокий, широкоплечий, не по го­ дам моложавый, он все время в дей­ ствии. Па мостике, в каюте, в сало­ пе, в море и в порту он всегда по­ лон энергии, занят большими и ма­ лыми делами. Вывести к конпу лета свой корабль в число передовых — единственное и сильное желание Ан­ дрея ПвапоЕоча. Этим желанием оп сумел заразить весь свой экипаж от юпгп до штурманов н повседневно, деловито и точно руководит оп рабо­ той каждого моряка. Команда, уходя в третий рейс", по­ ставила перед собой боевую задачу— в стахановском месячнике полностью наверстать упущенное за время трех­ месячного ремонта. К. БЕЛЬХИН. Агитаторы Рыбокомбината (слева направо): тт. ЛИТВИНОВ, НИКОЛАЕВА п РОМАНЕНКО. П О Д Г О Т О В К А К ВЫ БО РАМ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР З а б ы т ы й нрасный у г о л о к К дню выборов — 26 июня — избиратели готовятся как к большо­ му торжественному празднику. Они обещают выполнить на отличпо своп Красный уголок, о котором вдет речь, находится ва территории 27 избирательного участка, обслужива­ емого агитаторами парткома М у г сбязательства перед государством. И стройконторы. Он об’едяняет собоі грузочного процесса, о технических измерителей и в соревновании па-ро- плять команду корабля. Каждого ко- П. БОНДАРЕНКО — влчпнатель стахановскою движеппя в пор­ ту. Работает инструктором ста­ хановских методов труда. нормативах. Начинался обеденный перерыв и здесь же ірузчаки rnaco- дели итоги соревнования за снопу. А потом ушли обедать, читать га­ зеты, принимать душ. I Невольно вспомнились грузчпкн далекого прошлого, образы неповто­ римых рассказов ве.тпкого буревест­ ника Максима Горького. П стало ра­ достно и легко при мысли, что эти образы остались только в книгах как яркая, но страшная иллюстра­ ция тяжелой и темной жизни, і Сегодияшнпй день Ппколая Бон­ даренко полон солнца, роста, увле­ кательного преодоления трудностей, ; путей, которые ведѵт только вперед. Р. ТРОЯНКЕР. возных депо Кировской магистрали наше депо вышло на первое место. Мы завоеталц переходящее зпамя до­ рога и я за хорошую организацию ремонта паровозов получил почетную грамоту от управления Кировской железной дороги. чегара, матроса, машиниста оп тща­ тельно изучал и просто, по-товари- щеекп указывал каждому па его не­ достатки, давал деловые, цепные со­ веты. — На Андрея Ивановича никак нельзя обидеться. — говорят моряки В настоящее время наше депо дер- траулера «Профпнтерн», — как-то жпт переходящее знамя НКПС. Недавно я вернулся из Ленинграда, где был на трехчесячнггх курсах комсостава. Я обогатил своп зпаппя и сейчас с повой энергией борюсь за то, чтобы завоеванные красные зна­ мен^ закрепить за нашим депо. РУЗАВИН — мастер паровозного депо. умеет он душевно я строго разговари­ вать. Когда после трехмесячного ремон­ та корабль впервые вышел в этом году на промысел, капитан твердо надеялся на свой экипаж. Из первого же рейса «Профпнтерн» пришел с грузом в 143 тонны. Второй рейс комапда об явила стахановским и, они законно требуют, чтобы и окру­ жающая ббстановка соответствовала их настроению, была красивой, весе­ лила сердце. Тем более такое требо­ вание относится к клубам и красным уголкам, где чаще всего собираются избиратели. | К сожалению многие предприятия совершенно не обращают внимания на то, что ох клубы и красные угол­ ки пн в какой степени не удовлетво­ ряют пред’являемым к ним требова­ ниям. Красный уголок Мѵрстройконторы (Переселенческая, 23) всем своим видом наводит отнюдь не на празд­ ничные мысли. Почерневшие стены заклеены как попало разными пла­ катами. Окна не украшены хотя бы подобием гардин. Все уныло, холод­ но, казенно. Нет щитов с фотогра­ фиями, с вырезками, с надписями, которые рассказали бы избирате­ лю увлекательную повесть о могу­ ществе, о богатствах нашей респуб­ лики, вызывали бы в нем гордость за родину я желание отдать ей все силы. Есть схемы государственного устройства, плакаты с выдержками пз Конституции — то, что пола­ гается иметь в клубе по правилу. По не больше. Собственной инициативы, желания сделать уголок очагом пред­ выборной агитации, здесь не чув­ ствуется. большой контингент избирателей: в» некоторые лекпии собирается человек 200 . Нмеется киноаппарат, библио­ тека, читальня, патефон. Нехват»- ет только внимания руководителей Мурстройконторы. Равнодушие Мурстройконторы -» подготовке к выборам особенно ярке видно на следующем факте: на-днл проводился инструктаж заведующих клубами и красными уголками Мур­ манска по подготовке к выборах. Мѵрстройконтора даже иѳ нашл» нужным послать на этот инструктаж зав. красным уголком тов. Красни­ кова, хотя «н работает только о я н ­ варя и не имеет достаточного опыт» культурно-массовой работы. Прпдя в клуб, избиратель радувн- деть знакомых агитаторов, побеседо­ вать с ними по душам в обстановке отдыха по разным волнующих во­ просам. Но агататоры Мурстройкон­ торы не заглядывают в красны! уголок, считая, повидимоху, что их место только в домах избирателей. Клуб, красный уголок, где еобх- раются избирателя для отдых», должны быть излюбленными местам* пребывания агитатора, ибо здесь ов найдет благодатную почву для глубо­ кой культурно-политической работ» с массами избирателей. И. РОЗАНОВА. 1 В. ШАРОВ — одни из лучших бригадпров-стахановцев торгово­ го порта. Сейчас работает смен­ ным прорабом 1-го участка. От­ лично справляется с работой. г в я Р а б о т а в н р уж к е Избирательная кампания началась, кружке регулярно занимается 17 че- 26 июня трудящиеся РСФСР пспол- ловек. Кружковцы проявляют огрох* вят свой велпкпй гражданский долг, пый интерес б занятиям, много за- выберут в Верховный Совет рес- дают вопросов, публики лучших своих сыпов п доче- Первое время занятия я проводил рей. Время, оставшееся до выборов, так: сначала <об’ясняю всю тему, за- Начальник цеха Па звопок в кабинет директора вошел секретарь. — Пот что, пригласите ко мне товірпща Карташева, того, который в котельном цеху бригадиром рабо­ тает. Через некоторое время Пвлн Алек­ сеевич Карташев, приветливо встре­ ченный директором завода, выслуши­ вал далеко необычную новость. — Меня, начальником цеха, — удивлялся он.-— не поднять мне это­ го дела. Вы же отлично зпаепе, что я п]*ішел на завод рядовым котель­ щиком и совсем недавно руковожу бригадой. А главное неученый я и к tjmv же достаточного опыта в судо­ ремонте не имею. — Эх. Пвап Алексеевич, насчет опыта ты. пне кажется, скромнича­ ешь, — заявил директор. — А вспо­ мни. кац с первого лге дня руковод­ ства бригадой у вас пошло дело. «Свпягу». вам кажется, тогда п о у ­ чали? -—Да, па пароходе «Свияга» мы тогда держали первое испытание... — II выдержали его с честью.— продолжал директор. — Кажется на 7 дпей раньше ерика замочили. II г этой работой сумеешь травиться. Сіор. нет, дело большое и ответствен wne. Цет решающий в нашем дімг. а диеппплипа сейчас там хромает, порядка в цеху нет. По человек ты хозяйственный, умеешь организовать людей, кажется потомственный ко­ тельщик... — Отец всю жизнь котельщиком проработал... — Ну вот, тебе п карты в ру­ ки, — сказал директор. — Принимай цех п командуй. Трудно будет, помо­ жем. Главное в свои силы падо креп­ ко верить н честио относиться к делу. Карташев возвращался в цех глу­ боко взволнованный, бесконечно бла­ годарный за большое доверие, кото­ рое ему оказывают, готовый отдать все силы на то, чтобы оправдать это доверие. Первоначальные соипеппя — справлюсь лп, — под влиянием разговора с директором рассеялись и уступили место полной уверенности в своих силах. В голове уже зрели планы, как п с чего иачать наводить порядок в цеху. Известие о тзпачепин Пвапа Алексеевича Карташева начальником котельного цеха судоремонтного заво­ за Балтийского пароходства рабочие встретили с большим удовлетворе­ нием. — Вот такого нам ■ іад*, сам котельщик, зпаег дело, — говорили они. В первый же депь по примеру бригадных совещапий, которые про­ водились ежедневно в его бригаде, Картанкв созвал пеховое совешаппе. Разработали плап. решили ежеднев­ но проводить короткие производствен­ ные совещания, па которых заслу­ шивать отчеты бригадиров за прош­ лый депь п распределять задания па следующий. Рабочие п бригадиры заверили по- вого начальника цеха, что они по­ могут ему оправдать высокое доверие и сделают все, чтобы вывести цех на первое место па заводе. ... Это было в прошлом году. Ско­ ро псполпптся годовщина, как Пвап Алексеевич Карташев руководит ко­ тельным цехом. За это время оп по­ казал себя способным организатором, | и котельщики под его руководством . сумели сдержать свое слово. Они вы­ вели цех на одпо пз первыт мест па заводе За япварь производственный план по цеху был выполнен па 167 проц.. в феврале— па 105 проц., в марте — на 116 нроп. Апрельский план также был выполнен досрочпо. Цех сдает ріботы почтп исключи­ тельно только на «хорошо» п «от­ лично». 7 П проц. всех работающих в цеху являются стахаловцами, еже­ дневно дают пе менее двух норм. Пиан Алексеевич за это время на­ копил пемалый опыт и теперь смело проявляет инициативу, безошибочно [«тает сложные технические задачи. I В*т один из нногочкеленньп «рж- меров творческой работы выдвижен­ ца т. Карташева: Пароход «Обь» возвращался из очередного заграничного рейса. Капи­ тан с трудом вел судно в порт. Кор­ пус парохода требовал ремонта, фундамент главной машины потерял устойчивость. Происходила сильная вибрация. Колебания машппы прп работе доходили до трех мплпметров. Неустойчивость фундамента глав­ ной машины парохода «Обь» была обнаружена еще во время стоянки судна в Ленинградском порту. Тогда же был поставлен вопрос о ремопте, по представители Канонерского заво­ да соглашались сделать его лишь при условии разборки всей главпой машины. А это значило вывести су- дио пз эксплоатации самое мепьшеѳ па месяц и затратить пе менее 100 тысяч рублей. Тогда на это пе согласились. 16 апреля «Обь» ошвартовалась у при­ чалов Мурманского порта. Групповой механик Северпого пароходства т. Овсянников вызвал Карташева. — Посмотри. Иван Алексеевич,— заявил Овсянников, — нельзя ли переклепать фундамент без разборки машины. — Задача была исключительно I трудная, — рассказывает т. Карта­ шев. — Требовался большой првиз- водствеппый риск, хорошее звание техники котельпого дела. Я пошел па этот риск, уверенный в его благе- по.тучном исходе, увереппый в тож. что, выполнив эту работу, мы тех самым принесем большую пользу. Переклепку фундамента Иван Алексеевич поручил бригаде Вдовина. И они выполнили работу, на которую предполагалось затратить месяц, все­ го лпшь в четыре дня. Обошлась опа только в 5000 рублей вместо 100 тысяч, которые были бы затрачены прп условии разборки машины. Это могли сделать только люди, в совершепстве овладевшие техникой и умеющие, как говорил т. Сталин, ис­ пользовать эту технику до конца. нужно широко использовать для под­ готовки каждого избирателя к этому великому историческому событию. Мпе доверили большую ночетпую работу агитатора. Это — , великая честь, я дорожу этим доверием п считаю своим первостепенным долгом оправдать его. Мне поручено руководить круж­ ком домохозяек п рабочих совхоза «Арктика». Главное внимание я уде­ ляю работе по изучению Конститу­ ции РСФСР п Положения. 3 апреле провел 5 занятий, на ко­ торых подробно былп разобраны пто' , гп выборов в Верховпый Совет СССР В боевые дни стахановского ме- п задачи предстоящих выборов. Изу­ чили песколько разделов Положения п Конституции РСФСР. В пашем сячнпка по судоремонту Пвап Алек­ сеевич Карташев был принят канди­ датом в члены ВКИ(б). Осуществи­ лась его заветпая мечта — быть в рядах великой партии Ленина — Сталина. — Я часто сопоставляю свою жпзнь с жпзпью моего отца, — рассказывает т. Карташев. — Какая колоссальная разница! Он все жизнь проработал котельщиком и всю жизнь влачил нишенское существование. А я за короткий срок из рядового ра­ бочего стал руководителем цеха, жп- вѵ зажиточной культурной жизнью. Это возможно только в пашей счаст­ ливой советской стране, где под благодатным солнцем Сталинской Конституции расцветают пародиые талапты з человек ценится дороже всего. В. МЕЩЕРЯКОВ. тем начинаю задавать вопросы слу­ шателям. Этот метод мне не понра­ вился, была низкая активность. Я решил пзмеппть его. Сейчас свою ра­ боту в кружке веду методом бесед. Он более оправдывает себя. Повыси­ лась усвояемость и занятая проходят на высоком уровне. Все слушатель­ ницы принимают участие в разборе вопросов. Политическая активность членов кружка быстр» растет. Многие из кружковцев до занятий мало читали или почти совергаеипо не чптали кнпг. А сейчас книга для них стала уже необходимостью. Агитатор совхоза «Арктика» А. СМИРНОВ. И З У Ч А Ю Т И З Б И Р А Т Е Л Ь Н Ы Й З А К О Н Домохозяйки дома Лз 16 по Кпль- дпнекому переулку с большим инте­ ресом занимаются в кружке по изу­ чению избирательного закона и Кон­ ституции РСФСР. Агитатор т. Кар­ ташев — начальник котельного цеха судоремонтного завода Балтийского пароходства добросовестно готовится к Занятиям. Домохозяйки живо интересуются вопросами международного положения и в частности положением на фрон­ тах в Нспаипн и п Китае. МАТВЕЕВА. Л И Т Е Р А Т У Р А К В Ы Б О Р А М В магазин Ленокогпза поступили повые брошюры к выборам в Верхов- пын Совет РСФСР: «Положеппе о выборах в Верховный Совет РСФСГ» с приложением форм избирательных документов; Валяспнков — «Па из­ бирательном участке», Вышпнсквй— «Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР п вопросах и ответах», речи п доклады на первой С«ссня Верховнвго Совета СССР д грампла­ стинки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz