Полярная правда. 1938, май
Jfc 105 (3475). 10 мая 1938 года. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А вш ю в ш в а я м ш м ш га а ю а я и в ш ім в ш і „...из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры". • (СТАЛИН) □ □ □ М а с т е р социалистического труда □ □ Корабль стаял у причальной степ- си. Большой, знакомый корабль, ухе несколько раз приходивший в порт за грузом. — оп высоко п как будто неуверенно держался на воде. II в этой легкости, в этой незначитель ной осадке незагруженного кора'и я Николай Бондаренко читал какое то безмолвное осуждение, какой-то вы зов. • Корабль ждал груза, но крал, ппп помощи которого шла погрузка кон центратов, работал плох.», медленио. Бондаренко легко поднялся пл трапу н заглянул в трюм корабля. Концентрат медленно высыпался в большие прожорливые люка. — Нет! Это не работа! Надо что- то продумать, надо во что бы то ни стало убыстрить погрузку. Разные мысли наполняли го.товѵ бригадира. К обеденному перерыву одна яз них прямая, рассчитанная, точная взяла перевес над своими быстрыми подрутами. На кран, где обычно навешивался один ковш для кЬнцентрата. груз чики бригады Бондаренко навесили другой. II к вечеру по всем причаль ным линиям порта пролетела весть — бригада Бондаренко погрузила за б часов 1300 тонн, при «Зычной норме в 600 — 700 тонн. Был еще случай. Рационализиро вал Бондаренко погрузку льна, при менив особые сетки и пароход вме сто двух дней нагрузили за 16 ча сов и выпустили в море. Невысокого, кареглазого, латно скроенного человека хорошо знают в порту. С 1930 года работает здесь Ноколай Емельянович. Пришел груз чиком, неграмотным, неопытным че ловеком, начал работать и сразу на чал расти. С 1934 года стаз Бонда ренко руководить большой брига дой, — первой стахановской брига дой торгового порта. Этот человек любит и ценит труд. Через труд — осмысленный социали стический труі — шли гош его роста. Знаменитый грузчик Петраш, — ныне студент Академии водного транспорта, еще работая в евлнечном Одесском порту, слышал о стаханов ской бригаде грузчиков заполярного порта. Сноровка, гибкость, умение и же лание работать — все было у Ооига- дпра, нехватало учебы, теории. U коллектив торгового порта послал своего лучшего бригадира на курсы стахановцев при водно-транспортной академии. 80 лучших людей паро- ходств, прпстапей, затонов страны обучались па этих курсах. П так же упорно, как в яамятпый день, когда родилась мысль о рацио нализированной погрузке парохода, работал над книгами моіодоіі ojera- дпр. Он недавно возвратился с кур сов. С увлечением рассклзыг.ал об учебе, о городе Ленина, о вст;.*°чл с Петрашен и другими знатными людьми водного транспорта. — Бригада-то моя бывшая рабо тает каково? Слышали1’ Одч >н пз I первых идет в порту, Банников там сейчас бригадиром, при мне звепо- виком был, сильный парень. А мпе с бригадой придется рагтатьгя. В фуражке с эмблемой водаикон, в аккуратной черной шинели, чисто выбритый, в белоснежном воротничке стоял недавний грузчик Николай Бондаренко. Он вынул пз бум.іл :нпкл и показал с заметной гордостью не большой белый листок со штампам академии*. «Па основании постаповтення ква лификационной компстап от 23 ап реля Николай Бондареву кончил курсы на хорошо. Ему присвоено звание мастера социалистического труда». Вместе с ним учился пгп Акад** мпп водного транспорта крановщак торгового порта ІСѵзнецов теперь мастер по мехавпзацпп, а Бондарещ- ко — инструктор стахановских мето дов труда. Вдоль причальных липпи торгового порта пз 5 о л т и в брпга ду будет ходить, передавая свой опыт, планируя труд, правильно расставляя рабочую силу, рационали зируя процессы погрузо-разгрузпч- ных работ, знатный стаханозец, ма стер социалистического труда, быв ший грузчик первой бригады порта. ... Корабль стоял у стенки, шла погрузка. Николай Емельяювоч по называл бригаде молодых грузчиков, как выгружать тяжеловесы. Шел разговор о математическом расчете, о точной продуманности погрузо-раэ- К а п и т а н траулера „Профинтерн" А. РУЗАВПП — мастер Мур манского красліознаменного депо. МОЙ РОСТ В своей исторической речи в Кремлевском дворце на выпуске ака демиков Красной Армии наш вождь и учитель тов. Сталин потребовал, чтобы «руководители проявляли са мое заботливое отношение к нашим работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области опп п» работали, выращпвалп их, заботливо помогали им, когда она пуждаются в поддер жке, поощряли их, когда опп пока зывают первые успехи, выдвигали их вперед я так далее». В третью годовщину этой замеча тельной речи вождя мне хочется рас- і сказать о том, как я при помощи на- шпх руководителей из рядового сле саря стал мастером паровозного депо. В депо я пришел в 1928 году по окончании школы фабзавуча. Рабо тал слесарем, а в апреле 1936 года, как лучший стахановец, был выдви нут па работу в качестве контроль ного нормировщика. Работа моя на 28 лет плавает Андрей Иванович Бпевчепко. В 1905 году бросили в тюрьму его отца, черноморского ма троса, за революционное выступление на корабле. Пз тюрьмы вернулся Пвап Бпевчепко с туберкулезом, не много похворал и умер. Крохотный клочок земли да хата остались вдове. | Четырнадцатилетиям мальчиком при шел Апдрей па один пз черноморских парусников и начал плавать кухарем. Крепкий и смышленый он быстро свьгкся с морем и с первых же дпей навсегда связал с ним свою жизнь, j После плавал матросом, боцманом па черноморских кораблях. В 1915 году Бпевчепко призвали на службу в воепнып флот. ( j Здесь застала его революция. В 1918 — 19 годах оп с партизан- екпм отрядом бпл па полях Украины 1 заклятых врагов молодого советского государства. В 1920 году Биевчепко опять во флоте. Кончилась граждан- гкая война, Андрей Иванович де мобилизовался, но море не покинул и стал плавать в торговом флоте. В Мурмапск приехал он в 1931 году п поступил в траловый флот. Большой морской опыт был у него за спиной, но чувствовал Апдрей ІІпаповцч, что одного опыта мало, — нужна крепкая теоретическая под готовка. Настойчиво начал оп изу чать морскую пауку и в 1932 году экстерном сдал экзамен па штурмана малого плаваппя. По не успокоился и на этом. И, продолжая плавать, он пытливо изучал теорию морского су довождения. Вскоре послали Андрея Ивановича и Херсонский морской техникум. В 1933 году он отличпо выдержал экзамен на штурмана дальнего плавания. Огромный опыт, подкрепленный теоретической подготовкой,* позволил этом участке была высоко оценена. Приказом нашего любимого наркома емУ стать одним пз лучших штурма- 1. М. Кагановича я был награждеп П(>в тр^ового флота. За годы плава- зпачком «Ударник сталинского при зыва». По не долг» мне пришлось работать контрольным нормировщи ком. В декабре 1936 года меня снова направили в цех уже в качестве бригадира комплексной бригады, а через полгода выдвинули мастером паровозного депо. Прививая любовное отнопгеппе к делу со стороны каждого рабочего, я я другие мастера депо под руковод ством командиров производства суме ли добпться перевыполнения всех нпя в Баренцевом море оп хорошо изучил его районы е стал опытным промысловиком. . Осенью 1937 года Андрея Ивано вича Биевчепко, как отличного су доводителя и промысловика, выдви нули иа пост каштана траулера «Москва». Новый капитан с первых же дней оправдал это доверие и из декабрьского рейса привез 220 тонн рыбы. Потом его назпачпли капита ном траулера «Профпнтерн». Капи тан Епевченко заботливо стал укре- придя в порт, сдала 230 топн рыбо продукции. — Хороший парод! — говорит Ан дрей Иванович о своей комапде. Дисциплинированный и исполнитель ные моряки. Капитан Бпевчепко одновременно и лучший обществеиппк на корабле. Только два рейса сделал «Профон- терн», но о за это короткое время і Андрей Пвапович сумел провести ряд 1 обстоятельных бесед с командой и комсоставом о международном поло- жепіш, несколько занятий провел оп по изучению истории и революцион ного движения в Китае. Ясно и увле- , кательно рассказывает он своим мо рякам о братских национальных республиках. і Любовно и заботливо готовит он j молодые кадры. Педавпо окончивши* морской техникум штурманы Осад или п Ларкин ежедневно получаю? от своего капитана незаменимую по- : мощь в короткой беседе, в копкрет- ! пом указании, в хорошем товарище ском совете. С большой готовностью он передает им свой многолетний опыт и искренне радуется их росту. Высокий, широкоплечий, не по го дам моложавый, он все время в дей ствии. Па мостике, в каюте, в сало пе, в море и в порту он всегда по лон энергии, занят большими и ма лыми делами. Вывести к конпу лета свой корабль в число передовых — единственное и сильное желание Ан дрея ПвапоЕоча. Этим желанием оп сумел заразить весь свой экипаж от юпгп до штурманов н повседневно, деловито и точно руководит оп рабо той каждого моряка. Команда, уходя в третий рейс", по ставила перед собой боевую задачу— в стахановском месячнике полностью наверстать упущенное за время трех месячного ремонта. К. БЕЛЬХИН. Агитаторы Рыбокомбината (слева направо): тт. ЛИТВИНОВ, НИКОЛАЕВА п РОМАНЕНКО. П О Д Г О Т О В К А К ВЫ БО РАМ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР З а б ы т ы й нрасный у г о л о к К дню выборов — 26 июня — избиратели готовятся как к большо му торжественному празднику. Они обещают выполнить на отличпо своп Красный уголок, о котором вдет речь, находится ва территории 27 избирательного участка, обслужива емого агитаторами парткома М у г сбязательства перед государством. И стройконторы. Он об’едяняет собоі грузочного процесса, о технических измерителей и в соревновании па-ро- плять команду корабля. Каждого ко- П. БОНДАРЕНКО — влчпнатель стахановскою движеппя в пор ту. Работает инструктором ста хановских методов труда. нормативах. Начинался обеденный перерыв и здесь же ірузчаки rnaco- дели итоги соревнования за снопу. А потом ушли обедать, читать га зеты, принимать душ. I Невольно вспомнились грузчпкн далекого прошлого, образы неповто римых рассказов ве.тпкого буревест ника Максима Горького. П стало ра достно и легко при мысли, что эти образы остались только в книгах как яркая, но страшная иллюстра ция тяжелой и темной жизни, і Сегодияшнпй день Ппколая Бон даренко полон солнца, роста, увле кательного преодоления трудностей, ; путей, которые ведѵт только вперед. Р. ТРОЯНКЕР. возных депо Кировской магистрали наше депо вышло на первое место. Мы завоеталц переходящее зпамя до рога и я за хорошую организацию ремонта паровозов получил почетную грамоту от управления Кировской железной дороги. чегара, матроса, машиниста оп тща тельно изучал и просто, по-товари- щеекп указывал каждому па его не достатки, давал деловые, цепные со веты. — На Андрея Ивановича никак нельзя обидеться. — говорят моряки В настоящее время наше депо дер- траулера «Профпнтерн», — как-то жпт переходящее знамя НКПС. Недавно я вернулся из Ленинграда, где был на трехчесячнггх курсах комсостава. Я обогатил своп зпаппя и сейчас с повой энергией борюсь за то, чтобы завоеванные красные зна мен^ закрепить за нашим депо. РУЗАВИН — мастер паровозного депо. умеет он душевно я строго разговари вать. Когда после трехмесячного ремон та корабль впервые вышел в этом году на промысел, капитан твердо надеялся на свой экипаж. Из первого же рейса «Профпнтерн» пришел с грузом в 143 тонны. Второй рейс комапда об явила стахановским и, они законно требуют, чтобы и окру жающая ббстановка соответствовала их настроению, была красивой, весе лила сердце. Тем более такое требо вание относится к клубам и красным уголкам, где чаще всего собираются избиратели. | К сожалению многие предприятия совершенно не обращают внимания на то, что ох клубы и красные угол ки пн в какой степени не удовлетво ряют пред’являемым к ним требова ниям. Красный уголок Мѵрстройконторы (Переселенческая, 23) всем своим видом наводит отнюдь не на празд ничные мысли. Почерневшие стены заклеены как попало разными пла катами. Окна не украшены хотя бы подобием гардин. Все уныло, холод но, казенно. Нет щитов с фотогра фиями, с вырезками, с надписями, которые рассказали бы избирате лю увлекательную повесть о могу ществе, о богатствах нашей респуб лики, вызывали бы в нем гордость за родину я желание отдать ей все силы. Есть схемы государственного устройства, плакаты с выдержками пз Конституции — то, что пола гается иметь в клубе по правилу. По не больше. Собственной инициативы, желания сделать уголок очагом пред выборной агитации, здесь не чув ствуется. большой контингент избирателей: в» некоторые лекпии собирается человек 200 . Нмеется киноаппарат, библио тека, читальня, патефон. Нехват»- ет только внимания руководителей Мурстройконторы. Равнодушие Мурстройконторы -» подготовке к выборам особенно ярке видно на следующем факте: на-днл проводился инструктаж заведующих клубами и красными уголками Мур манска по подготовке к выборах. Мѵрстройконтора даже иѳ нашл» нужным послать на этот инструктаж зав. красным уголком тов. Красни кова, хотя «н работает только о я н варя и не имеет достаточного опыт» культурно-массовой работы. Прпдя в клуб, избиратель радувн- деть знакомых агитаторов, побеседо вать с ними по душам в обстановке отдыха по разным волнующих во просам. Но агататоры Мурстройкон торы не заглядывают в красны! уголок, считая, повидимоху, что их место только в домах избирателей. Клуб, красный уголок, где еобх- раются избирателя для отдых», должны быть излюбленными местам* пребывания агитатора, ибо здесь ов найдет благодатную почву для глубо кой культурно-политической работ» с массами избирателей. И. РОЗАНОВА. 1 В. ШАРОВ — одни из лучших бригадпров-стахановцев торгово го порта. Сейчас работает смен ным прорабом 1-го участка. От лично справляется с работой. г в я Р а б о т а в н р уж к е Избирательная кампания началась, кружке регулярно занимается 17 че- 26 июня трудящиеся РСФСР пспол- ловек. Кружковцы проявляют огрох* вят свой велпкпй гражданский долг, пый интерес б занятиям, много за- выберут в Верховный Совет рес- дают вопросов, публики лучших своих сыпов п доче- Первое время занятия я проводил рей. Время, оставшееся до выборов, так: сначала <об’ясняю всю тему, за- Начальник цеха Па звопок в кабинет директора вошел секретарь. — Пот что, пригласите ко мне товірпща Карташева, того, который в котельном цеху бригадиром рабо тает. Через некоторое время Пвлн Алек сеевич Карташев, приветливо встре ченный директором завода, выслуши вал далеко необычную новость. — Меня, начальником цеха, — удивлялся он.-— не поднять мне это го дела. Вы же отлично зпаепе, что я п]*ішел на завод рядовым котель щиком и совсем недавно руковожу бригадой. А главное неученый я и к tjmv же достаточного опыта в судо ремонте не имею. — Эх. Пвап Алексеевич, насчет опыта ты. пне кажется, скромнича ешь, — заявил директор. — А вспо мни. кац с первого лге дня руковод ства бригадой у вас пошло дело. «Свпягу». вам кажется, тогда п о у чали? -—Да, па пароходе «Свияга» мы тогда держали первое испытание... — II выдержали его с честью.— продолжал директор. — Кажется на 7 дпей раньше ерика замочили. II г этой работой сумеешь травиться. Сіор. нет, дело большое и ответствен wne. Цет решающий в нашем дімг. а диеппплипа сейчас там хромает, порядка в цеху нет. По человек ты хозяйственный, умеешь организовать людей, кажется потомственный ко тельщик... — Отец всю жизнь котельщиком проработал... — Ну вот, тебе п карты в ру ки, — сказал директор. — Принимай цех п командуй. Трудно будет, помо жем. Главное в свои силы падо креп ко верить н честио относиться к делу. Карташев возвращался в цех глу боко взволнованный, бесконечно бла годарный за большое доверие, кото рое ему оказывают, готовый отдать все силы на то, чтобы оправдать это доверие. Первоначальные соипеппя — справлюсь лп, — под влиянием разговора с директором рассеялись и уступили место полной уверенности в своих силах. В голове уже зрели планы, как п с чего иачать наводить порядок в цеху. Известие о тзпачепин Пвапа Алексеевича Карташева начальником котельного цеха судоремонтного заво за Балтийского пароходства рабочие встретили с большим удовлетворе нием. — Вот такого нам ■ іад*, сам котельщик, зпаег дело, — говорили они. В первый же депь по примеру бригадных совещапий, которые про водились ежедневно в его бригаде, Картанкв созвал пеховое совешаппе. Разработали плап. решили ежеднев но проводить короткие производствен ные совещания, па которых заслу шивать отчеты бригадиров за прош лый депь п распределять задания па следующий. Рабочие п бригадиры заверили по- вого начальника цеха, что они по могут ему оправдать высокое доверие и сделают все, чтобы вывести цех на первое место па заводе. ... Это было в прошлом году. Ско ро псполпптся годовщина, как Пвап Алексеевич Карташев руководит ко тельным цехом. За это время оп по казал себя способным организатором, | и котельщики под его руководством . сумели сдержать свое слово. Они вы вели цех на одпо пз первыт мест па заводе За япварь производственный план по цеху был выполнен па 167 проц.. в феврале— па 105 проц., в марте — на 116 нроп. Апрельский план также был выполнен досрочпо. Цех сдает ріботы почтп исключи тельно только на «хорошо» п «от лично». 7 П проц. всех работающих в цеху являются стахаловцами, еже дневно дают пе менее двух норм. Пиан Алексеевич за это время на копил пемалый опыт и теперь смело проявляет инициативу, безошибочно [«тает сложные технические задачи. I В*т один из нногочкеленньп «рж- меров творческой работы выдвижен ца т. Карташева: Пароход «Обь» возвращался из очередного заграничного рейса. Капи тан с трудом вел судно в порт. Кор пус парохода требовал ремонта, фундамент главной машины потерял устойчивость. Происходила сильная вибрация. Колебания машппы прп работе доходили до трех мплпметров. Неустойчивость фундамента глав ной машины парохода «Обь» была обнаружена еще во время стоянки судна в Ленинградском порту. Тогда же был поставлен вопрос о ремопте, по представители Канонерского заво да соглашались сделать его лишь при условии разборки всей главпой машины. А это значило вывести су- дио пз эксплоатации самое мепьшеѳ па месяц и затратить пе менее 100 тысяч рублей. Тогда на это пе согласились. 16 апреля «Обь» ошвартовалась у при чалов Мурманского порта. Групповой механик Северпого пароходства т. Овсянников вызвал Карташева. — Посмотри. Иван Алексеевич,— заявил Овсянников, — нельзя ли переклепать фундамент без разборки машины. — Задача была исключительно I трудная, — рассказывает т. Карта шев. — Требовался большой првиз- водствеппый риск, хорошее звание техники котельпого дела. Я пошел па этот риск, уверенный в его благе- по.тучном исходе, увереппый в тож. что, выполнив эту работу, мы тех самым принесем большую пользу. Переклепку фундамента Иван Алексеевич поручил бригаде Вдовина. И они выполнили работу, на которую предполагалось затратить месяц, все го лпшь в четыре дня. Обошлась опа только в 5000 рублей вместо 100 тысяч, которые были бы затрачены прп условии разборки машины. Это могли сделать только люди, в совершепстве овладевшие техникой и умеющие, как говорил т. Сталин, ис пользовать эту технику до конца. нужно широко использовать для под готовки каждого избирателя к этому великому историческому событию. Мпе доверили большую ночетпую работу агитатора. Это — , великая честь, я дорожу этим доверием п считаю своим первостепенным долгом оправдать его. Мне поручено руководить круж ком домохозяек п рабочих совхоза «Арктика». Главное внимание я уде ляю работе по изучению Конститу ции РСФСР п Положения. 3 апреле провел 5 занятий, на ко торых подробно былп разобраны пто' , гп выборов в Верховпый Совет СССР В боевые дни стахановского ме- п задачи предстоящих выборов. Изу чили песколько разделов Положения п Конституции РСФСР. В пашем сячнпка по судоремонту Пвап Алек сеевич Карташев был принят канди датом в члены ВКИ(б). Осуществи лась его заветпая мечта — быть в рядах великой партии Ленина — Сталина. — Я часто сопоставляю свою жпзнь с жпзпью моего отца, — рассказывает т. Карташев. — Какая колоссальная разница! Он все жизнь проработал котельщиком и всю жизнь влачил нишенское существование. А я за короткий срок из рядового ра бочего стал руководителем цеха, жп- вѵ зажиточной культурной жизнью. Это возможно только в пашей счаст ливой советской стране, где под благодатным солнцем Сталинской Конституции расцветают пародиые талапты з человек ценится дороже всего. В. МЕЩЕРЯКОВ. тем начинаю задавать вопросы слу шателям. Этот метод мне не понра вился, была низкая активность. Я решил пзмеппть его. Сейчас свою ра боту в кружке веду методом бесед. Он более оправдывает себя. Повыси лась усвояемость и занятая проходят на высоком уровне. Все слушатель ницы принимают участие в разборе вопросов. Политическая активность членов кружка быстр» растет. Многие из кружковцев до занятий мало читали или почти совергаеипо не чптали кнпг. А сейчас книга для них стала уже необходимостью. Агитатор совхоза «Арктика» А. СМИРНОВ. И З У Ч А Ю Т И З Б И Р А Т Е Л Ь Н Ы Й З А К О Н Домохозяйки дома Лз 16 по Кпль- дпнекому переулку с большим инте ресом занимаются в кружке по изу чению избирательного закона и Кон ституции РСФСР. Агитатор т. Кар ташев — начальник котельного цеха судоремонтного завода Балтийского пароходства добросовестно готовится к Занятиям. Домохозяйки живо интересуются вопросами международного положения и в частности положением на фрон тах в Нспаипн и п Китае. МАТВЕЕВА. Л И Т Е Р А Т У Р А К В Ы Б О Р А М В магазин Ленокогпза поступили повые брошюры к выборам в Верхов- пын Совет РСФСР: «Положеппе о выборах в Верховный Совет РСФСГ» с приложением форм избирательных документов; Валяспнков — «Па из бирательном участке», Вышпнсквй— «Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР п вопросах и ответах», речи п доклады на первой С«ссня Верховнвго Совета СССР д грампла стинки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz