Полярная правда. 1938, март

Пролетарии всех стран , соединяйтесь / ПОЛЯРНАЯПРАВДА Орган Мурманскрго Окружкома и Горнбма ВКП(б) ѵх Окрисполкома № 72 (3442). 29 марта 1938 года, вторник. Ги издания XVIII Цена 10 коп. С Е Г О Д Н Я В Н О М Е Р Е : Передовая: Шире стахановское движо- п е па строительстве. Вртчеіие Орденов Союза ССР герови- вапзпиицзм в участникам экспедиций Яо снятию персонала дрейфующей ставЦВМ «Северный полюс». (1 стр.). В СНК СССР. 0 работе водвогв трМ<-’ порта. (1 стр.). Из неопубликованных писем А. М. Горького (2 стр.). Телеграммы: І а фронтах в Нспанвв. Продвижение реовублмкаискіх войск ■ секторе Талаверы. Военные действия в Китае. Иреследоваше католиков в Австрия, ( 2 стр.). Очерк: Жизнь я смерть Доменико Ночи* то. (2 стр.). ______ Статья: А. ТУИКОВ. — 0 недостатка* политической работы ва траулерах (3 стр.). ШИРЕ СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА СІРОИТЕЛЬСТВЕ 1937 год еще раз блестяще под­ твердил слова товарища Сталина о вон, что стахановское движение яв­ ляется самым жизненным движением «временности. Стахановское движение охватило 95 вые широкое слон рабочих во всех | Віраслях народного хозяйства п в мм числе вассы рабочих-строителей. И среди строителей Заполярья есть тысячи замечательных* стахановцев, дающих образцы соцпа диетического ггношенЕя к труду. К началу 1938 года только по Мурпищестрою насчи­ тывалось свыше 400 стахановцев н 1138 ударников. Немало их ва строительстве судоремонтного завода Севморпути, на Североникеле и дру- гвх стройках округа. За годы сталинских пятилеток ши­ р ю развернулось строительство в Заполярье. Неузнаваемо расширился Мурманск, выросли новые (города — Ііровск, Мончегорск, воздвигаются корпуса новых промышленных зда­ ний, многоэтажные каменные благо­ устроенные дома, больницы, школы, клубы. Партия и правительство уделяют огромное внимание Заполярью. В те­ кущем году на промышленное, жи­ лищное и культурно-бытовое строи­ тельство Мурманска и округа отпу­ щено сотнс миллионов рублей. На­ пример, больше 24 миллионов рублей должен освоить за год трест «Мур- ижщестрой». Программа одною перво­ го квартала на строительстве судо­ ремонтного завода Севморпути превы­ шает 7 миллионов рублей. 9 миллио­ нов рублей должна вложить в строи­ тельство Мурстройконтора. Правиль- и* в рационально использовать эти «громные средства, выдержать сроки во каждому об'екту строительства — почетная и ответственная задача •сев армии строителей Мурманска. Огроители имеют все возможности ■ установленный' срок выполнить по­ ставленные перед ними задачи. Они в св^нх рядах ю*еют сотня дамеча- тельных стахановцев, показывающих образцы социалистического отноше­ ния к труду, систематически перевы­ полняющих нормы выработка в 2 — 3 в больше раза. Такими являются бригады плотников тт. Пластинина, Іукина (Мурпнщестрой), Новиков, Смагина, Артемьева (Севморпутьза- • вод), арматурщик Кашин и сотни других. Одной из важнейших задач строи­ телей в борьбе за выполнение плана первого года третьей сталинской пя­ тилетки является дальнейшее подня­ тие производительности труда. Пеоб- іодцио высокую производительность отдельных стахановцев сделать до­ стойней всех рабочих, систематиче­ ски распространять и внедрять в про­ изводство опыт передовиков. Как же обстоит дело на строитель­ стве с распространением стаханов­ ского опыта? Как руководители на стройках возглавляют стахановское движение, как руководят нм? К сожалению, далеко еще не все наши хозяйственники прониклись сознанием той большой ответственно­ сти, которую возлагает на них поло­ жение руководителей. Партия н на­ род доверили им миллионные ценно­ сти, первоклассное оборудование и материалы. Пы доверены самый цен­ ный капитал — кадры, люди. И ес­ ли по-большевистски руководить іюдьми, правильно использовать тех­ нику, можно творить чудеса. Меж­ ду теи, сплошь а рядом не выпол­ няется даже план — обязательное государственное задание. На 10 марта план первого кварта. іа по строительству судоремонтного завода Севморпути выполнен только на 48 процентов, по тресту «Мурпи- щестрой» — на 60, а по Мурстрой- конторе — и того меньше. Одна из основных причин этого кроется в плохом руководстве стахановским дви­ жением на стройках. Стахановцы и стахановки, ударни­ ки и ударницы, а также вся огром­ ная масса рабочих-стрсителей, не яв­ ляющаяся пока еще стахановцами и ударниками, но горящая желанием стать ими, ждут от руководителей стооительсгв конкретной повседнев­ ной помощи в своей работе. Они тре­ буют, чтобы их во-время обеспечи­ ли материалом, доброкачественным инструментом, планами, чертежами, чтобы их избавили от простоев. Они требуют применения механизации, ускоряющей и облегчающей работу. Сейчас каждый честный советский рабочий стремится к стахановскому труду, хочет стать стахановцем. Каж­ дому из них ясно, что стахановский труд неуклонно повышает его благосо­ стояние. Стахановцем может быть каждый рабочий-строитель. По поче му Же все еще стахановцы составля­ ют меньшинство на наших стройках? Дальнейшее развитие стахановско­ го движения на стройках упирается в качество организации производст- I I Эго об’ясаяется п тем, что комая дары производства и руководители I строительствами не руководят стаха новским движением, не помогают ра­ бочим перейти к повседневной стаха. новской работе, не занимаются рас­ пространением передового опыта ра­ боты па всю массу строителей. А ведь правильно организовать произ­ водство — прямая обязанность ин­ женеров, техников и хозяйственни­ ков. I Вот один из характерных приме­ ров, показывающий беспечность ко­ мандиров производства. Если в ян- і варе по тресту «Мурпнщестрой* I производительность труда вьг^ажа- 1 лась в 131,7 процента к плану, то за первую декаду марта — 121,5. 330 человек в январе выполняли свою норму от 150 до 200 процен­ тов, а в феврале количество рабочих, дававших такую производительность, вдвое уменьшилось. _ Не лучше положение и на строи­ тельстве судоремонтного завода Сев­ морпути. Там руководители неплохо подготовляют отдельные рекорды ста­ хановцев, по зато забывают всю массу строителей. При хорошей под­ готовке рабочего места стахаловец столирной мастерской т. Новиков 5 марта выполнил задание на 406 про­ центов. 7 марта Новиков вызвал на соревнование двух станочниц мастер­ ской тт. Смагпну и Артемьеву. Ра­ бочее место этих станочниц было под­ готовлено по промеру стахановца Но­ викова. И в результате соревнования станочницы Смагина и подручная Юрьева, выполнили норму на 362 про­ цента, Артемьева и подручная Соко­ лова за 6 часов работы выполнили план на 277 процентов. А таких за- ыечательлых людей на стройках не одна сотня. Но руководители завода не пронимают мер к тому, чтобы эти достижения сделать достижениями всех рабочих. У строителей есть все условия и возможности для всемерного расши­ рения могучего под’ема стахановско­ го движения. Дело за командирами производства. Они должны по-настоя­ щему взяться за организацию произ­ водства, по-большевистски возглавить руководство стахановским движением, распространяя его вглубь и вширь, так, как этого требует партия и пра­ вительства. В СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР О работе водного транспорта Орденоносцы - члены экипажа героического моторно-парусното бота «Мурманец», принимавшие актив­ ное участие в папіпинской эпопее. В первом ряду (слева направо): водолаз т. Хромов, т. Яковлев, вто­ рой механик т. Григорьев. Второй ряд: матрос, т. Тарабарил, боцман т. Стрелков, радист Зосимов, матрос т. Голяшев, помполит т. Дьяков, ст. механик т. Легкий, механик т. Пнкпн. Третий ряд: шеф-новар т. Мирошниченко, аэросиноптик т. Алеппч, матрос т. Попов, капитан т. Ульянов, старший помощник т. Полпсадов, второй штурман т. Аптекарев, гидролог т. Бобров. Четвертый ряд: матрос - орденоносец т. Левицкий, юнга т. Изосимов, водолаз т. Никитенко, радист т. Пышннекий. . (Союзфото). ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ СОЮЗА ССР В П О С Л Е Д Н И Й Ч А С КОНФЕРЕНЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАБОТНИКОВ К И Т А Я ХАПЬКОУ, 28. Открывшаяся вче­ ра конференция писателей, журнали­ стов и культурных работников Ки­ тая превратилась в демонстрацию единого фронта борьбы против япон­ ской агрессии. С речами выступили представитель Гоминдана Шао Ли- цзе (начальник отдела пропаганды главного штаба китайской армии), представитель коммунистической пар­ тии Китая Чжоу Эпь-лай (помощник начальника политического управле­ ния военного совета) и представи­ тель левых японских писателей Вз- тару. Речь Ватару о борьбе китай­ ского и японского народз против японской военщины была встречена с энтузиазмом. ГЕРМАНСКИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ МЯТЕЖНИКАМ ПАРИЖ. 27. По сообщению газеты е9вр». через Бреннер (Австро-вталь- «яская граница) сейчас проходят яногочЕгленныѵ поезда е военным снаряжением и германскими техниче­ скими войсками, которые аатем пе­ реправляется га Генуи в Испанию. 27 марта председатель Президиума 1 Верховного Совета СССР тов. М. И. Калинин в присутствии ряда членов Президиума вручзл ордена мужест­ венной четверке паланинцев и уча­ стникам экспедиции по снятию пер­ сонала дрейфующей станции «Север­ ный полюс». 1 Бурные аплодисменты вспыхиваю? S С2Л->, ЕСГДсЗ К ПреДССДаіСЛЬСГйі h r тему пйдходат начальник станции «Северный полюс» И. Д. Папанин. Тов. Калинин вручает ему грамоту о присвоении звания Героя Советско- , го Союза, два ордена Ленина а де- j нежную награду. Михаил Пваношч I тепло поздравляет и обнимает боево- ! го полярника, бесстрашного исследо- , вателя. Тов. Папанин обращается к чле- ’ нам Президиума Верховного Совета СОС-Р с простыми прочувствованны­ ми словами. — Наша победа,— сказал он,— это победа всего Советского Союза. Мы искренне благодарим наш народ, правительство, товарища Сталина. Спасибо за великую награду. Мы ни­ когда не забудем ее. Только в нашей стране так высоко ценят человека, поднимают рядовых, незаметных лю­ дей. Мы, как патриоты своей родипы, клянемся впредь выполнить любое задание партии и правительства. Вслед за тов. Папаниным получа­ ют грамоты о присвоении звания Ге­ роя Советского Союзз, ордена и до- нежпые награды его доблестные спутники 9. Т. (Кренкель, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров. Снова в за­ ле раздаются аплодисменты. Собрав­ шиеся с большим воодушевлением чествуют достойнейших сынов стра­ ны социализма, которые, водрузив па крайней точке земли красный стяг, смело п гордо пронесли его сквозь невероятные трудности и испытания. Затем награды получают участни­ ки экспедиции по снятию знмовщи- ков с • дрейфующей льдины. Среди них — капитан «Таймыра» тов. Барсуков, капитан «Мурмапз» тов. Котцов, капитан «Мурманца» тов. Ульяпов, начальник экспедппрп на «Таймыре» тов. Остальцев, пилот Власов и другие. От имени моряков «Таймыра», «Мурмапа», «Мурманца», «Ермака» и лиц, принимавших участие в под­ готовке экспедиции выступают тов. Остальцев о директор института ин­ женеров общественного питания тов. Беляков. Далее ордена были вручены груп­ пе (командиров Рабоче-Крестьянской Краевой Армии в Военно-Морского флота, работников Народного комис­ сариата внутренних дел СССР. Гра­ моты о присвоении звания Героя Со­ ветского Союза и ордена получила майор И. И. Душкин, полковник А. С. Сенаторов. Награды вручены также Герою Советс 50 «о Союзз май­ ору тов. Прокофьеву, командарму 2 -го ранга тов. Локтиорову, флагма­ ну 1-гс рзггз Ю 2 . -Дѵлезогу, кра­ сноармейцах тт. Вдовину, Воронину н другим. После вручения орденов М. И. Ка­ линин выступает с речью: — Товарищи, — говорит Михаил Иванович, — я от души поздравляю вас с получением награды от рабоче­ крестьянского правительства. Сегодня у нас, просто говоря, день папанннцев, по крайней мере психологически. • Экспедиция на Северный полюс, возглавляемая товарищем Папанн- ным, в составе товарищей Кренкеля, Ширшова и Федорова, вне всякого сомнения проделала огромную рабо­ ту, такую работу, которая безуслов­ но оставляет позади все, что дела­ лось в этой области когда-либо раньше. Кто бы и как бы ни отно­ сился к Советскому Союзу, даже са­ мые оголтелые враги, они не могут этой работы замолчать, они не могут этой работы умалить, снизить. В са­ мом деле, ведь что произошло в сере­ дине предыдущего и в начале теку­ щего года? Мы перовалпдз через Северный полюс. Труднейший уча­ сток земного шарз сделался проходи­ мым, советские люди показали, что он проходим. Проделана огромная на­ учная работа. Не место сейчас вхо­ дить в оценку этой работы, но даже для нас, простых людей, значение этой научной работы ясно. Ее пос­ ледствия будут иметь очень большое значение. Я не сомневаюсь, что она поможет Главсевморпутп в деле даль­ нейшего освоепия Северного морского пути. Второй момент — это дорога меж­ ду Америкой и Европой. До онх пор дорога шла через Тихий и Атланти­ ческий океаны. Это — длиннейшие дороги. Они, конечно, самые удобные, потому что водный путь — самый удобный путь. Но ведь жизнь пдегг вперед. Теперь уже пароходное сооб­ щение считается массовым видом со­ общения н всякий, кто хочет уско­ рить путь, считает пароходное сооб­ щение длинным, устарелым. Сейчас воздушный флот пз года в год делает все большие и большие завоевания. Я не сомневаюсь, что через какие- нибудь пять лет аэроплан будет пе­ ревозить по крайней мере сотню пас­ сажиров. Когда воздушный флот вступит б свое права, как правой конкурент морского флота, не только в смысле быстроты, но и в смысле удобств а дешевизны перевозки, тогда преимущества Северного пути, пути через Северный полюс, перед обычным путем через Тихий и Ат­ лантический океаны обнаружатся в огромной степени. И вот то, что вы перевалили через Северный полюс в Америку два раза, вы этим доказа­ ли полную техническую возможность такого сообщения, вы доказали так­ же, что про благоприятных условиях полета есть возможность посадки са­ молетов на лед. Это — огромное до­ стижение, которое предопределяет, что вопрос освоения линии через Се­ верный полюс — это есть только во­ прос времени, вопрос конструктивной работы. Осуществимость рдей доказа­ на, путь проложен, теперь уже дело практики превратить этот путь в спокойный путь общения между Аме­ рикой и Европой. И вот сегодня, вручая ордена на­ шей четверке, мы вместе с вами ра­ дуемся вашим достижениям — до­ стижениям четверки и всех тех, кто подготовил эти достижения. Эта работа, которую вы выполни­ ли, на скрижалях достижений рус­ ских ученых займет очень почетное место. Во всех учебниках мира будет сказано, что русские ученые первы­ ми достигли Северного полюса и про­ извели огромную исследовательскую работу от Северного полюса до юж­ ной части Гренландского моря, доселе никем по-настоящему не исследован­ ного. Значит, вы открыли новую страницу в достижениях русских ученых. П вот за это, за то, что вы открыли новую страницу в дости­ жениях русских ученых, за ваши до­ стижения, имеющие безусловно миро­ вое значение, — вот за это товарища были награждены самой высокой на­ градой, какую только партия и пра­ вительство моглп предоставить сынам своей страны. • Товарищи, я от души пожелаю вам и в дальнейшем полного успеха в вашей работе, Я думаю, что каж­ дый успех в вашей работе будет по достоинству оценен правительством, партией, народом, товарищем Стали­ ным, как вь^азителем лучших стрем­ лений нашего народа. Разрешите мне еще раз привет­ ствовать здесь всех товарищей, на­ чиная с группы Папанина, всех на­ гражденных, которые были награж* депы за громадные заслуга, в поже­ лать дальнейших успехов в вашей работе. (Награжденные устраивают горячую овацию в т е т ь товарища Сталина, партии и правительства). Совет Народных Комиссаров Союза ССР установил, что, несмотря на благ- гопрнятные условия, Народный ко­ миссариат водного транспорта, начн~ ная с 1936 года, не выполняет госу­ дарственного плана перевозок. Неудовлетворительный надзор, пло­ хой уход за судами, поощрявшаяся вредительскими элементами практика экенлоатации судов на износ — привели к крайней запущенности технического состояния флота. На водном транспорте нет должной трудовой дисциплины. Борьба за укрепление дисциплины подменяется массовыми дисциплинарными взы­ сканиями, а поощрение хороших ра­ ботников Наркомводом почта не прак­ тикуется. Бездеятельность Политупраатения Наркомвода привела к тому, что по­ литико-воспитательная работа на водном транспорте проводится исклю­ чительно плохо. Совнарком ООСР признал работу Наркомвода и состояние водного транспорта неудовлетворительными я наметил ряд мероприятий для улуч­ шения его работы. Решено выделить морсаае порты, за исключением портов Дальневосточ­ ного бассейна, из состава морских пароходств и подчинить их непосред­ ственно Наркомводу. В целях улучшения нефтеперево 4 зок, нефтеналивной флот Каспия вы­ деляется в самостоятельное нефтена­ ливное пароходство. В составе Нар­ комвода решено создать специальное управление нефтеналивного фота . Весь волжский нефтеналивной речной флот выделяется также а от­ дельное волжское нефтеналивное па­ роходство. 1 Совнарком постановил распростра-* нить на центральные управления Наркомвода постановление ДИК ж СНК СОСР от 15 июля 1936 года «О хозрасчетных оравах главных управлений промышленных нарко­ матов» и обязал Наркомвод перевести на хозрасчет судостроительные и су­ доремонтные заводы* а также мор­ ские порты н речные пристани. В целях усиления заинтересован­ ности судовых команд в выполнении плана перевозок, Совнарком предло* жил с навигации 1938 года снаб* жать суда трансфинпланамп. При пе­ ревыполнении трансфинплана поло­ вина сверхплановой прибыли судна отчисляется в фонд капитана для премирования команды, на улучше­ ние бытовых условий команды и те­ кущие нужды по техническому улуч­ шению состояния судна. При отсутствии прибыли по плану в фонд капитана отчисляется 50 процентов экономии, полученной от снижения стоимости перевозок. В целях поддержания флота в ис­ правном состоянии и усиления за­ интересованности судовых команд в текущем ремонте и уходе за судами решено ввести инспекторский осмотр технического состояния каждого мор­ ского судна и крупных речных су­ дов. За содержание судов в исправ­ ности команды будут получать пре­ мию в размере месячного заработка. Наркомводу предложено провести в 1938 году паспортизацию судов мор* •'кого и речного транспорта. Совнарком СССР обязал Наркомвод в течение 1938-39 годов привести в полный порядок запушенный морской транспортный флот, искоренив по­ ощрявшуюся вредителями практику эксплоатащти флота на износ. Паркомэоду предложено закончил ремонт транспортного и технического речного флота к началу навигацні 1938 года о установить премировав ние рзбочвл, механиков, инженеров и судовых команд, участвующих в -ремонте, за высокое качество ремой- та судов. . . Совнарком ООСР обязал Наркомвод в целях поддержания путевого хозяй-і ства в надлежащем состоянии ввести с 1938 года пермодическвй ннспек- торекпй осмотр состояния пути спещі- альнымп хоипссвяви. . • I . Устанавливается порядок, по ко­ торому путейсвае работники в конце навигапда получамт премии за хо­ рошее (месячный оклад) и отличное (двухмесячный оклад) состояние путей. ... ( Устанавливается также процент» ная надбавка для путейских работай-» ков за выслугу лет. Совнарком СССР обязал Наркомвод проверить ход ремонта всего пристан­ ского хозяйства с тем, чтобы он* было полностью готово к началу на­ вигации. В дальнейшем Наркомводу предложен* начинать ремонт приста­ ней н их оборудование немедленно' после закрытия вавкгацш. Нзчальпвкам пароходст вредложе- но принять практические иеры *, улучшению работы билетных касс, справочных бюро, вавер хранения, багажа и других учреждений по об­ служивании ва*сажвр*в. Решеше Свавяркаиа СССР наие» чает веры во уввленвю кадров в а4 женеров ва в аж в с ім д участив, водного траосмрп. . * * л Для анжйверов, работающих ай- посредстаеннб в& врйоведстве, уста- вамнваЪпея более высока* (на I f процентов) вклады, чей для внжене^ ров, работающих в управлениях водѴ ного транспорта и наркомате. Наркомводу ■ пароходствам пред-, ложен* в месячный срок восстанет вить на работе всех капитанов к других работников, неправильно уво­ ленных. 1 I Решением Совнаркома устанавли­ вается систем поощрения начальни­ ков пароходств, кх заместителей, в * чальвикав олужв, диспетчеров, глав*: ных бухгалтеров, старших морских инженеров, начальников портов, при-, станей л воквалвв ва вы*овве пока­ затели в ах работе. • *• Совет Народах Коввсаарвв Союза ОСР считает, что водный транспорт ! имеет вс« возможности быстр* улуч- шнть свою работу, если Наркомвод и руководящие работники водного транспорта безотлагательно наведут порядок в хозяйстве водного транс- 1 порта я установят надлежащую дисциплину. '■ Наркомвод обязан, разоблачая и> выкорчевывая остатки вредительских элементов на водн*в транспорте, сме­ ло выдвигать новые кадры работав*, ков, пире развернуть работу по ликл. видации последствий вредительства, опираясь при этой на преданных де-; лу партии Ленива—Сталина партий­ ных и непартийных большевиков, на стахановцев водного транспорта. • Совет Народных Комиссаров Союза ССР требует от всех работников: водного транспорта такой органвао- ванноств в дисциплины в работе, чтобы водный транспорт в кратчай­ ший срок подвился до уровня одной пз передовых отраслей народного хо­ зяйства. t ■ г АКТИВ НАРКОМАТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Выступление тов. МИКОЯНА МОСКВА, 27. Закрылось собрание актива Народного комиссариата вод­ ного транспорта. В собраппп участ­ вовало свыше 100 работников мест — начальники пароходств, политотде­ лов, портов, судоремонтных заводов, капитаны судов, стахановцы. Нарком тов. Пахомов сделал доклад о мерах улучшения работы водного транс­ порта. 27 марта на собрании актива вы. ступил встреченный (продолжитель­ ной оваций заместитель председате­ ля Совета Народных Комиссаров Со­ юза ССР тов. А. И. Микоян. Актив Наркомвода взял обязатель­ ство — довести решение Сомта На­ родных Комиіеэрѳв Союза ССР о работе водного транспорта до каждо­ го водника, мобилизовать весь кол­ лектив речиниів в моряков ва вьг> полнение этого решения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz