Полярная правда. 1938, март
Пролетарии всех стран , соединяйтесь / ПОЛЯРНАЯПРАВДА Орган Мурманскрго Окружкома и Горнбма ВКП(б) ѵх Окрисполкома № 72 (3442). 29 марта 1938 года, вторник. Ги издания XVIII Цена 10 коп. С Е Г О Д Н Я В Н О М Е Р Е : Передовая: Шире стахановское движо- п е па строительстве. Вртчеіие Орденов Союза ССР герови- вапзпиицзм в участникам экспедиций Яо снятию персонала дрейфующей ставЦВМ «Северный полюс». (1 стр.). В СНК СССР. 0 работе водвогв трМ<-’ порта. (1 стр.). Из неопубликованных писем А. М. Горького (2 стр.). Телеграммы: І а фронтах в Нспанвв. Продвижение реовублмкаискіх войск ■ секторе Талаверы. Военные действия в Китае. Иреследоваше католиков в Австрия, ( 2 стр.). Очерк: Жизнь я смерть Доменико Ночи* то. (2 стр.). ______ Статья: А. ТУИКОВ. — 0 недостатка* политической работы ва траулерах (3 стр.). ШИРЕ СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА СІРОИТЕЛЬСТВЕ 1937 год еще раз блестяще под твердил слова товарища Сталина о вон, что стахановское движение яв ляется самым жизненным движением «временности. Стахановское движение охватило 95 вые широкое слон рабочих во всех | Віраслях народного хозяйства п в мм числе вассы рабочих-строителей. И среди строителей Заполярья есть тысячи замечательных* стахановцев, дающих образцы соцпа диетического ггношенЕя к труду. К началу 1938 года только по Мурпищестрою насчи тывалось свыше 400 стахановцев н 1138 ударников. Немало их ва строительстве судоремонтного завода Севморпути, на Североникеле и дру- гвх стройках округа. За годы сталинских пятилеток ши р ю развернулось строительство в Заполярье. Неузнаваемо расширился Мурманск, выросли новые (города — Ііровск, Мончегорск, воздвигаются корпуса новых промышленных зда ний, многоэтажные каменные благо устроенные дома, больницы, школы, клубы. Партия и правительство уделяют огромное внимание Заполярью. В те кущем году на промышленное, жи лищное и культурно-бытовое строи тельство Мурманска и округа отпу щено сотнс миллионов рублей. На пример, больше 24 миллионов рублей должен освоить за год трест «Мур- ижщестрой». Программа одною перво го квартала на строительстве судо ремонтного завода Севморпути превы шает 7 миллионов рублей. 9 миллио нов рублей должна вложить в строи тельство Мурстройконтора. Правиль- и* в рационально использовать эти «громные средства, выдержать сроки во каждому об'екту строительства — почетная и ответственная задача •сев армии строителей Мурманска. Огроители имеют все возможности ■ установленный' срок выполнить по ставленные перед ними задачи. Они в св^нх рядах ю*еют сотня дамеча- тельных стахановцев, показывающих образцы социалистического отноше ния к труду, систематически перевы полняющих нормы выработка в 2 — 3 в больше раза. Такими являются бригады плотников тт. Пластинина, Іукина (Мурпнщестрой), Новиков, Смагина, Артемьева (Севморпутьза- • вод), арматурщик Кашин и сотни других. Одной из важнейших задач строи телей в борьбе за выполнение плана первого года третьей сталинской пя тилетки является дальнейшее подня тие производительности труда. Пеоб- іодцио высокую производительность отдельных стахановцев сделать до стойней всех рабочих, систематиче ски распространять и внедрять в про изводство опыт передовиков. Как же обстоит дело на строитель стве с распространением стаханов ского опыта? Как руководители на стройках возглавляют стахановское движение, как руководят нм? К сожалению, далеко еще не все наши хозяйственники прониклись сознанием той большой ответственно сти, которую возлагает на них поло жение руководителей. Партия н на род доверили им миллионные ценно сти, первоклассное оборудование и материалы. Пы доверены самый цен ный капитал — кадры, люди. И ес ли по-большевистски руководить іюдьми, правильно использовать тех нику, можно творить чудеса. Меж ду теи, сплошь а рядом не выпол няется даже план — обязательное государственное задание. На 10 марта план первого кварта. іа по строительству судоремонтного завода Севморпути выполнен только на 48 процентов, по тресту «Мурпи- щестрой» — на 60, а по Мурстрой- конторе — и того меньше. Одна из основных причин этого кроется в плохом руководстве стахановским дви жением на стройках. Стахановцы и стахановки, ударни ки и ударницы, а также вся огром ная масса рабочих-стрсителей, не яв ляющаяся пока еще стахановцами и ударниками, но горящая желанием стать ими, ждут от руководителей стооительсгв конкретной повседнев ной помощи в своей работе. Они тре буют, чтобы их во-время обеспечи ли материалом, доброкачественным инструментом, планами, чертежами, чтобы их избавили от простоев. Они требуют применения механизации, ускоряющей и облегчающей работу. Сейчас каждый честный советский рабочий стремится к стахановскому труду, хочет стать стахановцем. Каж дому из них ясно, что стахановский труд неуклонно повышает его благосо стояние. Стахановцем может быть каждый рабочий-строитель. По поче му Же все еще стахановцы составля ют меньшинство на наших стройках? Дальнейшее развитие стахановско го движения на стройках упирается в качество организации производст- I I Эго об’ясаяется п тем, что комая дары производства и руководители I строительствами не руководят стаха новским движением, не помогают ра бочим перейти к повседневной стаха. новской работе, не занимаются рас пространением передового опыта ра боты па всю массу строителей. А ведь правильно организовать произ водство — прямая обязанность ин женеров, техников и хозяйственни ков. I Вот один из характерных приме ров, показывающий беспечность ко мандиров производства. Если в ян- і варе по тресту «Мурпнщестрой* I производительность труда вьг^ажа- 1 лась в 131,7 процента к плану, то за первую декаду марта — 121,5. 330 человек в январе выполняли свою норму от 150 до 200 процен тов, а в феврале количество рабочих, дававших такую производительность, вдвое уменьшилось. _ Не лучше положение и на строи тельстве судоремонтного завода Сев морпути. Там руководители неплохо подготовляют отдельные рекорды ста хановцев, по зато забывают всю массу строителей. При хорошей под готовке рабочего места стахаловец столирной мастерской т. Новиков 5 марта выполнил задание на 406 про центов. 7 марта Новиков вызвал на соревнование двух станочниц мастер ской тт. Смагпну и Артемьеву. Ра бочее место этих станочниц было под готовлено по промеру стахановца Но викова. И в результате соревнования станочницы Смагина и подручная Юрьева, выполнили норму на 362 про цента, Артемьева и подручная Соко лова за 6 часов работы выполнили план на 277 процентов. А таких за- ыечательлых людей на стройках не одна сотня. Но руководители завода не пронимают мер к тому, чтобы эти достижения сделать достижениями всех рабочих. У строителей есть все условия и возможности для всемерного расши рения могучего под’ема стахановско го движения. Дело за командирами производства. Они должны по-настоя щему взяться за организацию произ водства, по-большевистски возглавить руководство стахановским движением, распространяя его вглубь и вширь, так, как этого требует партия и пра вительства. В СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР О работе водного транспорта Орденоносцы - члены экипажа героического моторно-парусното бота «Мурманец», принимавшие актив ное участие в папіпинской эпопее. В первом ряду (слева направо): водолаз т. Хромов, т. Яковлев, вто рой механик т. Григорьев. Второй ряд: матрос, т. Тарабарил, боцман т. Стрелков, радист Зосимов, матрос т. Голяшев, помполит т. Дьяков, ст. механик т. Легкий, механик т. Пнкпн. Третий ряд: шеф-новар т. Мирошниченко, аэросиноптик т. Алеппч, матрос т. Попов, капитан т. Ульянов, старший помощник т. Полпсадов, второй штурман т. Аптекарев, гидролог т. Бобров. Четвертый ряд: матрос - орденоносец т. Левицкий, юнга т. Изосимов, водолаз т. Никитенко, радист т. Пышннекий. . (Союзфото). ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ СОЮЗА ССР В П О С Л Е Д Н И Й Ч А С КОНФЕРЕНЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАБОТНИКОВ К И Т А Я ХАПЬКОУ, 28. Открывшаяся вче ра конференция писателей, журнали стов и культурных работников Ки тая превратилась в демонстрацию единого фронта борьбы против япон ской агрессии. С речами выступили представитель Гоминдана Шао Ли- цзе (начальник отдела пропаганды главного штаба китайской армии), представитель коммунистической пар тии Китая Чжоу Эпь-лай (помощник начальника политического управле ния военного совета) и представи тель левых японских писателей Вз- тару. Речь Ватару о борьбе китай ского и японского народз против японской военщины была встречена с энтузиазмом. ГЕРМАНСКИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ МЯТЕЖНИКАМ ПАРИЖ. 27. По сообщению газеты е9вр». через Бреннер (Австро-вталь- «яская граница) сейчас проходят яногочЕгленныѵ поезда е военным снаряжением и германскими техниче скими войсками, которые аатем пе реправляется га Генуи в Испанию. 27 марта председатель Президиума 1 Верховного Совета СССР тов. М. И. Калинин в присутствии ряда членов Президиума вручзл ордена мужест венной четверке паланинцев и уча стникам экспедиции по снятию пер сонала дрейфующей станции «Север ный полюс». 1 Бурные аплодисменты вспыхиваю? S С2Л->, ЕСГДсЗ К ПреДССДаіСЛЬСГйі h r тему пйдходат начальник станции «Северный полюс» И. Д. Папанин. Тов. Калинин вручает ему грамоту о присвоении звания Героя Советско- , го Союза, два ордена Ленина а де- j нежную награду. Михаил Пваношч I тепло поздравляет и обнимает боево- ! го полярника, бесстрашного исследо- , вателя. Тов. Папанин обращается к чле- ’ нам Президиума Верховного Совета СОС-Р с простыми прочувствованны ми словами. — Наша победа,— сказал он,— это победа всего Советского Союза. Мы искренне благодарим наш народ, правительство, товарища Сталина. Спасибо за великую награду. Мы ни когда не забудем ее. Только в нашей стране так высоко ценят человека, поднимают рядовых, незаметных лю дей. Мы, как патриоты своей родипы, клянемся впредь выполнить любое задание партии и правительства. Вслед за тов. Папаниным получа ют грамоты о присвоении звания Ге роя Советского Союзз, ордена и до- нежпые награды его доблестные спутники 9. Т. (Кренкель, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров. Снова в за ле раздаются аплодисменты. Собрав шиеся с большим воодушевлением чествуют достойнейших сынов стра ны социализма, которые, водрузив па крайней точке земли красный стяг, смело п гордо пронесли его сквозь невероятные трудности и испытания. Затем награды получают участни ки экспедиции по снятию знмовщи- ков с • дрейфующей льдины. Среди них — капитан «Таймыра» тов. Барсуков, капитан «Мурмапз» тов. Котцов, капитан «Мурманца» тов. Ульяпов, начальник экспедппрп на «Таймыре» тов. Остальцев, пилот Власов и другие. От имени моряков «Таймыра», «Мурмапа», «Мурманца», «Ермака» и лиц, принимавших участие в под готовке экспедиции выступают тов. Остальцев о директор института ин женеров общественного питания тов. Беляков. Далее ордена были вручены груп пе (командиров Рабоче-Крестьянской Краевой Армии в Военно-Морского флота, работников Народного комис сариата внутренних дел СССР. Гра моты о присвоении звания Героя Со ветского Союза и ордена получила майор И. И. Душкин, полковник А. С. Сенаторов. Награды вручены также Герою Советс 50 «о Союзз май ору тов. Прокофьеву, командарму 2 -го ранга тов. Локтиорову, флагма ну 1-гс рзггз Ю 2 . -Дѵлезогу, кра сноармейцах тт. Вдовину, Воронину н другим. После вручения орденов М. И. Ка линин выступает с речью: — Товарищи, — говорит Михаил Иванович, — я от души поздравляю вас с получением награды от рабоче крестьянского правительства. Сегодня у нас, просто говоря, день папанннцев, по крайней мере психологически. • Экспедиция на Северный полюс, возглавляемая товарищем Папанн- ным, в составе товарищей Кренкеля, Ширшова и Федорова, вне всякого сомнения проделала огромную рабо ту, такую работу, которая безуслов но оставляет позади все, что дела лось в этой области когда-либо раньше. Кто бы и как бы ни отно сился к Советскому Союзу, даже са мые оголтелые враги, они не могут этой работы замолчать, они не могут этой работы умалить, снизить. В са мом деле, ведь что произошло в сере дине предыдущего и в начале теку щего года? Мы перовалпдз через Северный полюс. Труднейший уча сток земного шарз сделался проходи мым, советские люди показали, что он проходим. Проделана огромная на учная работа. Не место сейчас вхо дить в оценку этой работы, но даже для нас, простых людей, значение этой научной работы ясно. Ее пос ледствия будут иметь очень большое значение. Я не сомневаюсь, что она поможет Главсевморпутп в деле даль нейшего освоепия Северного морского пути. Второй момент — это дорога меж ду Америкой и Европой. До онх пор дорога шла через Тихий и Атланти ческий океаны. Это — длиннейшие дороги. Они, конечно, самые удобные, потому что водный путь — самый удобный путь. Но ведь жизнь пдегг вперед. Теперь уже пароходное сооб щение считается массовым видом со общения н всякий, кто хочет уско рить путь, считает пароходное сооб щение длинным, устарелым. Сейчас воздушный флот пз года в год делает все большие и большие завоевания. Я не сомневаюсь, что через какие- нибудь пять лет аэроплан будет пе ревозить по крайней мере сотню пас сажиров. Когда воздушный флот вступит б свое права, как правой конкурент морского флота, не только в смысле быстроты, но и в смысле удобств а дешевизны перевозки, тогда преимущества Северного пути, пути через Северный полюс, перед обычным путем через Тихий и Ат лантический океаны обнаружатся в огромной степени. И вот то, что вы перевалили через Северный полюс в Америку два раза, вы этим доказа ли полную техническую возможность такого сообщения, вы доказали так же, что про благоприятных условиях полета есть возможность посадки са молетов на лед. Это — огромное до стижение, которое предопределяет, что вопрос освоения линии через Се верный полюс — это есть только во прос времени, вопрос конструктивной работы. Осуществимость рдей доказа на, путь проложен, теперь уже дело практики превратить этот путь в спокойный путь общения между Аме рикой и Европой. И вот сегодня, вручая ордена на шей четверке, мы вместе с вами ра дуемся вашим достижениям — до стижениям четверки и всех тех, кто подготовил эти достижения. Эта работа, которую вы выполни ли, на скрижалях достижений рус ских ученых займет очень почетное место. Во всех учебниках мира будет сказано, что русские ученые первы ми достигли Северного полюса и про извели огромную исследовательскую работу от Северного полюса до юж ной части Гренландского моря, доселе никем по-настоящему не исследован ного. Значит, вы открыли новую страницу в достижениях русских ученых. П вот за это, за то, что вы открыли новую страницу в дости жениях русских ученых, за ваши до стижения, имеющие безусловно миро вое значение, — вот за это товарища были награждены самой высокой на градой, какую только партия и пра вительство моглп предоставить сынам своей страны. • Товарищи, я от души пожелаю вам и в дальнейшем полного успеха в вашей работе, Я думаю, что каж дый успех в вашей работе будет по достоинству оценен правительством, партией, народом, товарищем Стали ным, как вь^азителем лучших стрем лений нашего народа. Разрешите мне еще раз привет ствовать здесь всех товарищей, на чиная с группы Папанина, всех на гражденных, которые были награж* депы за громадные заслуга, в поже лать дальнейших успехов в вашей работе. (Награжденные устраивают горячую овацию в т е т ь товарища Сталина, партии и правительства). Совет Народных Комиссаров Союза ССР установил, что, несмотря на благ- гопрнятные условия, Народный ко миссариат водного транспорта, начн~ ная с 1936 года, не выполняет госу дарственного плана перевозок. Неудовлетворительный надзор, пло хой уход за судами, поощрявшаяся вредительскими элементами практика экенлоатации судов на износ — привели к крайней запущенности технического состояния флота. На водном транспорте нет должной трудовой дисциплины. Борьба за укрепление дисциплины подменяется массовыми дисциплинарными взы сканиями, а поощрение хороших ра ботников Наркомводом почта не прак тикуется. Бездеятельность Политупраатения Наркомвода привела к тому, что по литико-воспитательная работа на водном транспорте проводится исклю чительно плохо. Совнарком ООСР признал работу Наркомвода и состояние водного транспорта неудовлетворительными я наметил ряд мероприятий для улуч шения его работы. Решено выделить морсаае порты, за исключением портов Дальневосточ ного бассейна, из состава морских пароходств и подчинить их непосред ственно Наркомводу. В целях улучшения нефтеперево 4 зок, нефтеналивной флот Каспия вы деляется в самостоятельное нефтена ливное пароходство. В составе Нар комвода решено создать специальное управление нефтеналивного фота . Весь волжский нефтеналивной речной флот выделяется также а от дельное волжское нефтеналивное па роходство. 1 Совнарком постановил распростра-* нить на центральные управления Наркомвода постановление ДИК ж СНК СОСР от 15 июля 1936 года «О хозрасчетных оравах главных управлений промышленных нарко матов» и обязал Наркомвод перевести на хозрасчет судостроительные и су доремонтные заводы* а также мор ские порты н речные пристани. В целях усиления заинтересован ности судовых команд в выполнении плана перевозок, Совнарком предло* жил с навигации 1938 года снаб* жать суда трансфинпланамп. При пе ревыполнении трансфинплана поло вина сверхплановой прибыли судна отчисляется в фонд капитана для премирования команды, на улучше ние бытовых условий команды и те кущие нужды по техническому улуч шению состояния судна. При отсутствии прибыли по плану в фонд капитана отчисляется 50 процентов экономии, полученной от снижения стоимости перевозок. В целях поддержания флота в ис правном состоянии и усиления за интересованности судовых команд в текущем ремонте и уходе за судами решено ввести инспекторский осмотр технического состояния каждого мор ского судна и крупных речных су дов. За содержание судов в исправ ности команды будут получать пре мию в размере месячного заработка. Наркомводу предложено провести в 1938 году паспортизацию судов мор* •'кого и речного транспорта. Совнарком СССР обязал Наркомвод в течение 1938-39 годов привести в полный порядок запушенный морской транспортный флот, искоренив по ощрявшуюся вредителями практику эксплоатащти флота на износ. Паркомэоду предложено закончил ремонт транспортного и технического речного флота к началу навигацні 1938 года о установить премировав ние рзбочвл, механиков, инженеров и судовых команд, участвующих в -ремонте, за высокое качество ремой- та судов. . . Совнарком ООСР обязал Наркомвод в целях поддержания путевого хозяй-і ства в надлежащем состоянии ввести с 1938 года пермодическвй ннспек- торекпй осмотр состояния пути спещі- альнымп хоипссвяви. . • I . Устанавливается порядок, по ко торому путейсвае работники в конце навигапда получамт премии за хо рошее (месячный оклад) и отличное (двухмесячный оклад) состояние путей. ... ( Устанавливается также процент» ная надбавка для путейских работай-» ков за выслугу лет. Совнарком СССР обязал Наркомвод проверить ход ремонта всего пристан ского хозяйства с тем, чтобы он* было полностью готово к началу на вигации. В дальнейшем Наркомводу предложен* начинать ремонт приста ней н их оборудование немедленно' после закрытия вавкгацш. Нзчальпвкам пароходст вредложе- но принять практические иеры *, улучшению работы билетных касс, справочных бюро, вавер хранения, багажа и других учреждений по об служивании ва*сажвр*в. Решеше Свавяркаиа СССР наие» чает веры во уввленвю кадров в а4 женеров ва в аж в с ім д участив, водного траосмрп. . * * л Для анжйверов, работающих ай- посредстаеннб в& врйоведстве, уста- вамнваЪпея более высока* (на I f процентов) вклады, чей для внжене^ ров, работающих в управлениях водѴ ного транспорта и наркомате. Наркомводу ■ пароходствам пред-, ложен* в месячный срок восстанет вить на работе всех капитанов к других работников, неправильно уво ленных. 1 I Решением Совнаркома устанавли вается систем поощрения начальни ков пароходств, кх заместителей, в * чальвикав олужв, диспетчеров, глав*: ных бухгалтеров, старших морских инженеров, начальников портов, при-, станей л воквалвв ва вы*овве пока затели в ах работе. • *• Совет Народах Коввсаарвв Союза ОСР считает, что водный транспорт ! имеет вс« возможности быстр* улуч- шнть свою работу, если Наркомвод и руководящие работники водного транспорта безотлагательно наведут порядок в хозяйстве водного транс- 1 порта я установят надлежащую дисциплину. '■ Наркомвод обязан, разоблачая и> выкорчевывая остатки вредительских элементов на водн*в транспорте, сме ло выдвигать новые кадры работав*, ков, пире развернуть работу по ликл. видации последствий вредительства, опираясь при этой на преданных де-; лу партии Ленива—Сталина партий ных и непартийных большевиков, на стахановцев водного транспорта. • Совет Народных Комиссаров Союза ССР требует от всех работников: водного транспорта такой органвао- ванноств в дисциплины в работе, чтобы водный транспорт в кратчай ший срок подвился до уровня одной пз передовых отраслей народного хо зяйства. t ■ г АКТИВ НАРКОМАТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Выступление тов. МИКОЯНА МОСКВА, 27. Закрылось собрание актива Народного комиссариата вод ного транспорта. В собраппп участ вовало свыше 100 работников мест — начальники пароходств, политотде лов, портов, судоремонтных заводов, капитаны судов, стахановцы. Нарком тов. Пахомов сделал доклад о мерах улучшения работы водного транс порта. 27 марта на собрании актива вы. ступил встреченный (продолжитель ной оваций заместитель председате ля Совета Народных Комиссаров Со юза ССР тов. А. И. Микоян. Актив Наркомвода взял обязатель ство — довести решение Сомта На родных Комиіеэрѳв Союза ССР о работе водного транспорта до каждо го водника, мобилизовать весь кол лектив речиниів в моряков ва вьг> полнение этого решения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz