Полярная правда. 1938, март

Hi 71 (3441) 28 марта 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А А. М. Г О Р Ь К И М ДЕВУШКА и СМЕРТЬ ( С К А З К А ) А . М . ГО Р ЬКИЙ в 1900 году И З РЕЧИ А. М. Г О Р Ь К О Г О I. •По деревне ехал царь с войны. Едет — черной злобой сердце точгг. Слышит — ва кустами бузины Девушка хохочет. Грозно бровн рыжие нахмуря. Царь ударил шпорами коня, Налетел на девушку, как буря, И кричит, доспехами звеня: — «Ты чего, — кричит он зло и грубо, — «Ты ■чего, девчонка, скалишь зубы? «Одержал враг надо мной победу, «Вся моя дружина перебита, «В плен попала половина свиты, «Я домой за новой ратью еду, «Я — твой царь, я в горе н обиде, — «Каково мне глупый смех твой видеть». Кофточку оправя на груди, Девушка ответала царю: — «Отойди,— я с милым говорю! «Батюшка, ты, лучше, отойдя». на пленуме Мурманского Горсовета 24 июня 1929 г. Все ваше строительство, товари­ щи, каждый дом. выстроенный вамп, — это камень, который создаете вы для обороны вашей, против вашего врага, векового врага. П как базу для наступления на вето и для победы над ним. Что вы победите, что вы одолеете его — в этом нет сомне­ ния. Это только вопрос времени. Надо помнить только, что вы жи­ вете все еще не в мирное время, а в период, в эпоху борьбы, в эпоху гражданской войны. ... Надо сказать, что все то, что делает рабочий класс в нашей стране, вы еще не знаете. Вы здесь, на краю вемлп, п то уже в течение нескольких лет сделали огромное дело... Если бы перед вамп развернул, картину все­ го, что делается от Мурманска до Ташкента, от Одессы до Владивосто­ ка, во всея деревнях и городах, все эго небольшие, может быть, повсюду рассеянные вкрапления новой дейст­ вительности. Если бы вы все вто внали! ...Т а энергия, которую вы разви­ ли за эти несколько лет, — это по- нстине что-то чудесное. Все то, что совершается, настолько грандиозно, что сейчас у нас просто нет человека, который мог бы быть в состоянии дать вам полную карти­ ну вашей же работы. Теперь вам необходимо усвоить ту мысль, что страна принадлежит вам. Вы хозяева страны и нет других лю­ дей, которые могли бы иметь на вто право. ... Товарищи, когда я об этом го­ ворю, я действительно чувствую се­ бя молодым человеком, так как до­ жить до такого Момента — это вели­ кое счастье и я, в заключение своей речи, не совсем ладной и складной речи, хочу поздравить вас от всей моей души с тем, что это счастливое время вы же сами и создаете себе. Привет вам, товарищи, привет! Любишь, так уж тут не до царей, — Некогда беседовать с царями! Иногда люб»вь горит скорей Тонкой свечки в жарком Божьем храме. Царь затрясся весь от дикой злости, Приказал своей покорной свите; — «Ну-те-ки, в тюрьму девчонку бросьте, — «Пли, лучше,—сразу удавите!» Исказив угодливые рожи. Бросились к девице, словно черта. Конюхи царевы и вельможи, — Предали девицу в руки Смерти. II. Смерть всегда злым демонам покорна. Но в тот день она была не в духе, — Ведь весной любви я жизни зерна Набухают даже в ней, старухе. Скучно век возиться с тухлым мясом. Истреблять в нем разные болезни; Скучно мерять время смертным часом — Хочется пожить побесполезней. Все, пред неизбежной с нею встречей. Ощущают только страх нелепый, — Надоел ей ужас человечий, Надоели похороны, сиены. Занята неблагодарным делом На земле н грязной н недужной. Делает она его умело, — Люди же считают Смерть ненужной. Ну, конечно, ей обидно это. Злит ее людское наше стадо, И озлясь сживает Смерть со света Иногда не тех. кого бы вадо. Полюбить бы Сатану ей, что лм, Подышать бы вволю адским зноем, Зарыдать бы от любовной боли 'Вместе с огнекудрым Сатаною! III. Девушка стоит пред Смертью, смело Грозного удара ожидая. Смерть бормочет,—жертву пожалела; — «Ишь ты, ведь, какая молодая! «Что ты нагрубила там царю? «Я тобя за это уморю!» . — «Не сердись, — ответила девица, — „Эта штука сильнее, чем „Фауст' (Любовь побеждает смерть). Гете . 1 1 / Х - 3 1 г. С к а зк а тД е в уш к а и см ерт ь", напи санна я Г о р ь к им в 18Q2 году. 25 л е т не м о г л а у вид ет ь света из-за ц е н з у р ны х у с л о в и й . Лишь в 1917 году Гор ький п о л у ч и л возможность о п у б ли к о ват ь свою раннюю , юношескую по эм у . Тема любви , побеждающей смерть, не бы ла нова в л ит ер ат у р е , ее п о эт и з и р о в а л и мно гие х уд ож н и к и , в том чи с ле Гете. Но горьковская с к а з к а н е с л а новые черты: о с л еп ит е л ьн о е пр е зр ени е к смерти , к судьбе. М о г у ча я , ж и вот вор ящ а я з ем н а я с и л а , про ст ая и с в ет ла я , к а к девушка и з ска зки , восстает против всех с и л см е рт и . чтоб ска зат ь : „Н ет у больше ст р а ха пред Судьбой". Чудесная п о э з и я бесстрашия , торжество ж и зн енны х с и л над Судьбой и Смертью^ от ли чают с к а з к у Горького и ст а вят ее в •р я д к л а с с и ч е с к и х шедевров миро вой л ит ер ат у ры . . Отзыв товарища Ст а лина , х р а н ящ и й с я в м у з е е Горького , о п р е д е л я ет с к а з к у Горького, к а к произведение ве личайш ей философ ской и поэтической силы . «За што на меня тебе сердиться? «Целовал меня впервые милый «Под кустом зеленой бузины, — «До царя ли мне в ту пору было? «Ну, а царь, на грех, бежит с войны. ■«Я о говорю ему, царю, «Отойди, мол, батюшка, отсюда! «Хорошо, как-будто, говорю, «А — гляда-ко, вышло-то как худо! «Что ж?! От Смерти некуда деваться, «Видно, я умруг не долюбя. «Смертушка! Душой прошу тебя— «Дай ты мне еще поцеловаться!» Странны были Смерти речи эти, — Смерть об этом никогда не просят! Думает: «Чем буду жить на свете, Если люди целоваться бросят?» И на вешнем солнце кости грея, Смерть сказала, подманив змею: — «Ну, ступам, целуйся, да — скорее! «Ночь — твоя, а на заре — убью!» И на камеиь села, — ожидает, А змея ей жалом косу лижет. Девушка от счастия рыдает. Смерть ворчит: «Иди, скорей, иди же!» IV. Вешним солнцем ласково согрета. Смерть разула стоптанные лапти, Прилегла на камень и уснула. Нехороший сон приснился Смерти! Будто бы ее родитель, Каин, С правнуком своим — Искариотом, Дряхленькпе оба, лезут в гору, •— Точно две змеи ползут тихонько. — «Господи!» — угрюмо стонет Каин, Глядя в небо тусклыми глазами. — «Господи!» — взывает злой Иуда, Ог земли очей не поднимая. Над горою, в облаке румяном Возлежит Господь, — читает книгу; Звездами написана та книга, Млечный путь— один е>е листочек. На -верху горы стоит Архангел, Снопик молшій в белой ручке держит. Говорит он путникам сурово: — «Прочь идите! Вас Господь не примет!» — «Михаиле! — жалуется Каин, — «Знаю я — велик мой грех пред миром! «Я родил убийцу светлой Жизни, «Я отец проклятой, подлой Смерти!» — «Михаиле!—говорит Иуда,— «Знаю, что я Кіпна грешнее, «'Потому что предал подлой Смерти «Светлое, как солнце, Божье сердце!» И взывают оба они, в голос: * — «Михаиле! Пусть Господь хоть слово «Скажет нам, хота только пожалеет — «Ведь прощенья мы уже не молим!» Тихо отвечает нм Архангел: — «Трижды говорил Ему я это, «Дважды ничего Он не сказал мне, «В третий раз, качнув главою, молвив: — «Знай,—доколе Смерть жи­ вое губит. «Каину с Иудой нет прощенья. «Пусть их тот проспит, чья сила может «Побороть навеки силу Смерти». Тут Братоубийца и Предатель Горестно завыли, зарыдали И, обнявшись, оба покатились В смрадное болото под горою. А в болоте бесятся, ликуя. Упыри, кикиморы и черти. И плюют на Каина с Иудой Синими, болотными огнями. V. . Смерть проснулась около полудня, Смотрит,—з девица не пришла! Смерть бормочет сонно: «Ишь, ты блудня! Видно ночь-то коротка была!» Сорвала подсолнух за плетнем, Нюхает, любуется, как солнце Золотит живым своим огнем Лист осины в желтые червонцы. И, на солнце глядя, вдруг запела Тихо и гнусаво, как умела: — «Беспощадною рукой Люди ближнего убьют И хоронят. И поют: «Со святыми упокой!» Не пойму я ничего!— Деспот бьег людей и гошгг, А издохнет—я его С той же песенкой хоронят! Честный помер или вор— С одинаковой тоской Распевает грустный хор: «Со святыми упокой!» Дурака, скота иль хама Я убью моей рукой, Но для всех поют упрямо: «Со святыми упокой!* VI. Спела песню—-начинает злиться, Уж прошло гораздо больше суток, А — не возвращается девица. Это—плоссо. Смерти—не до шуток. Становясь все злее и жесточе, Смерть обула лапти и онучи И, едва дождавшись лунной ночи, . В путь идет, грозней осенней тучи. : Час прошла и видит: в перелеске, : Под росистой молодой орешней На траве атласной, в лунном блеске Девушка сидит богиней вешней. Как земля гола весною ранней, Грудь ее обнажена бесстыдно, И на коже шелковистой, ланьей, Звезды поцелуев ярко видны. Два соска, как звезды, красят грудь, И— как звезды—кротко смотрят очн В небеса, на светлый Млечный путь, . На тропу синеволосой ночи. Великий советский писатель А. М. Горький ( О К О Н Ч А Н И Е ) но спасти от капиталистического вар- против нее в открытый бой, гордо варсгва весь мпр. » борясь за право человека и его до- Горькпй поднял знамя культуры пролетариата против выродившейся буржуазной культуры. Личным опы­ том спгпм ц художественным твор­ чеством он свидетельствовал о ко­ лоссальных преимуществах рождаю- стопнство. Эти люди—рабочие, боль­ шевики. Нараставшее в 90-х годах прош­ лого века пролетарское революцион­ но?. движение в России вдохновило Горького на создание исключительно- щейся культуры нового мира перед го по силе цикла революционпо-ро- старой культурой хищнической бур­ жуазии. Как выразитель нового класса, как выразитель новой эпохи в худо­ жественном развитии человечества, Горький принес с собой новое слово в искусство. Он заглянул па самое дно того ада. который был уготован сытыми и господствующими для го­ лодных и угнетенных. Ио оп не при­ шел г. отчаяние, пе опустил бессиль­ но рук. Он верил в лучшую, подлин­ но человеческую жизнь, которую принесет с собой социализм. Ир две- стия этой лучшей жизни он слышал в народпой песне, в умных, хороших книгах, и самое главное, в замеча- іѵ іл ьн ьп людях, которые пе могли отрнлхя <*. неправдой, которые шли мантических произведений — «Буре вестника», «Песни о соколе» и дру­ гих. В глубинах парода Горький нашел яркие личности, сильные характеры, людей, которые не согнулись, пе по­ теряли способности к протесту в са­ мых тяжких условиях. В начале Горький рисовал босяков Чолкашей, Матьв, как стихийных выразителей такого протеста. А затем под влия­ нием марксизма, учась у большевист­ ской партии, ои понял, что самыми гордыми, самыми несгибаемыми людь. ми, восставшими за подавлеппые права всех обездоленных и угнетен­ ных, являются революционные рабо­ чие. Горький вывел в своих произве­ дениях большую галерею пролета- А . И . М И К О Я Н и К. Е . ВО РОШ ИЛО В беседуют с А . М . ГОРЬКИМ И. СТАЛИН* Под глазами голубые тени. Точно рана—гѵбы влажно алы, Положив ей голову в колени, Дремлет парень, как олень усталый. Смерть глядит, и тихо пламя гнева Гаснет в ее черепе пустом. — «Ты чего же это, словно Ева, «Спряталась от Бога за кустом?» Точно небом—лунно-звездным телом Малого от Смерти заслоня, Отвечает ей девица смело: — «Погоди-тко, не рутай меняі «Не шуми, не ислутай беднягу, «Острою косою не звени! «Я сейчас приду, в могилу лягу, «А его— подольше сохрани! «Виновата, не пришла я к сроку, «Думала—до Смерти не далеко, «Дай еще парнишку обниму: «Больно хорошо со мной ему! «Да н он—хорош! Ты погляди, «Вон какие он оставил знаки «На щеках моих и на груди, «Вшп, цветут, как огненные маки!» Смерть стыдясь тихонько засмеялась: — «Да, ты, будто, с солнцем • целовалась. «Но,— ведь у меня ты не одна,— «Тысячи я убивать должна! «Я, ведь, честно времени служу, «Дела— много, а уж я— стара. «Каждою минутой дорожу, «Собирайся, девушка, пора!» Девушка— свое: — «Обнимает милый, .«Ни земли, ни неба больше нет, «И душа полна нездешней силой, «Л горит в душе нездешний свет. «Нету больше страха пред Судьбой, «И ни Бога, ни людей не надо! «Как дитя—собою радость рада, «И любовь любуется собой». Смерть молчит задумчиво н строго. Видит—не прервать ей этой песнр! Краше солнца—нету в мире Бога, Нет огня— огня любви чудесней! VII. ѵ Смерть молчит, а девушкины речи ’ ' 1 Зависти огнем ей кости плавят, В жар я холод властно ее мечут, Что же сердце Смерти миру явит? • Смерть—не мать, но—женщина, и . , в ней Сердце* тоже разума сильней; В темном сердце Смерти есть ростки Жалости в гнева и тоски. Тем, кого она полюбит крепче, : Кто ужален в душу злой тоскою, Как она любовно ночью шепчет 0 великой радости покоя! — «Что ж,—сказала Смерть.— пусть будет чудо! «Разрешаю я тебе—живи! «Только я с тобою рядом буду,.. «Вечно буду около Любви!» риев, поднявшихся к революционной борьбе за дело своего касса, за дело j •всего человечества. Это — Павел из повести «Трое», это — рабочие во I «Врагах», это — Ни.т из «Мещан», это — Власов п его мать Ниловна из «Матери» я мпогое другие. I Горький учился у Ленина. В ряде своих произведении оіг сумел выра­ зить идею союза рабочего класса и крестьянства. В фигурах Павла Вла­ сова и Рыбина из романа «Мать» читатель епдіп' образное воплощение этой ленинской идеи. Власов — ра­ бочий. Рыбин — крестьянин, разбу­ женный революцией и болілпевпст- ской пропаган;.ой. Его протест уже пе стихиен. Это сознательный протест человека, планомерно помогающего той борьбе, которую в своей среде возглавляет Павел: « — Как вы живете, Михаило Иваныч? — спросил Павел, садясь против него. — Ппчего. Ладно живу. В Егнль- дееве приостановился, слыхалп — Егпльдезво? Хорошее село. Две яр­ марки в году, жителей более двух ты­ сяч, —- злой парод! Земли нет, в уделе арендуют, плохая землишка. Порядился я в батраки к одному ми­ роеду — там их как мух на мертвом теле. Деготь гоним, уголь жгем. По­ лучаю за работу в четверо меньше, а спину ломаю вдвое больше, чем здесь, — вот! Семеро нас у него, у мироеда. Ничего — народ все моло­ дой, все тамошние, кроме меня, •— грамотные все. Один парень—Ефим, такой ярый, беда! — Вы что же беседуете с ними? — спросил Павел оживленно. — Не молчу. У меня с собой за­ хвачены все здешние листочки —• тридцать четыре их». Горький прошел школу большевиз­ ма, оп учился у Лепипа п Сталина, <’П был их соратпиком в классовой борьбе. За это сто не любили меньше­ вики, ненавидел Иуда-Троцкий. Леяпн п Сталин всегда относились к великому пролетарскому писателю с большой любовью, проявляли нсклю_ I чвтеггьную о нем заботу. Онп необы- С-..той поры Любовь н Смерть, как сестры, Ходят неразлучно до сего дня, За любовью Смерть с косою острой Тащится повсюду, точно сводня. Ходит, околдована сестрою, И везде— на свадьбе и на тризне Неустанно, неуклонно строит Радости Любш и счастье Жизни. А . М . ГО Р ЬКИЙ со с воими в н уч кам и КНИГИ А. М. ГОРЬКОГО Издательствами СССР за годы ре­ волюции выпущено 1 0 0 2 издания произведений А. М. Горького, ^ираг жом более 34 млн. экземпляров. Огромное число книг выпущено на 55 языках народов СССР — 432 на звания. Тираж их 3 млн. 407 тысяч экземпляров. Кроме того, 196 тыс. экземпляров выпущено на языках народов зару­ бежных стран. Одно из популяр­ нейших произведений Горького — «Мать» — вышло в 72 изданиях в количестве 1 млн. 347 тыс. экземп­ ляров. БЕССМЕРТНОЕ НАСЛЕДИЕ Большой заслуженной любовью пользуются бессмертные произведе­ ния Алексея Максимовича Горького у массового читатели. Их читают и пе­ речитывают. Их читают и школьни­ ки и взрослые, черпая мудрый, жиз­ ненный опыт из богатого источника горьковского литературного и публи­ цистического наследия. В библиотеке Дома Культуры име­ ни С. М. Кирова спрос на книги М. Горького чрезвычайно большой. Особенной любовью пользуются таг- кие гениальные произведения, как «Мать», ’«Клим Сіміин» и «Дело Артамоновых». В последние дин библиотека при­ обрела ряд новых изданий, в частно­ сти избранные произведения и «Мо» университеты». К горьковским дням работники библнотёки подготовили большую, хо­ рошо оформленную выставку, посвя­ щенную жизни и творчеству гени­ ального мастера художественного слова I * •* В ознаменование 70-летия со дня рождения А. М. Горького, Дом Куль­ туры проводит специальный вечер, на котором будет' поставлен докл5д о гениальном творчестве Алексея Мак­ симовича. После доклада состоится концерт. С чтением отрывков из про* изведений Горького выступят участ­ ники художественной самодеятельной ста п артисты филиала Большого драматического театра их. М. Горь. кого. чаино высоко ценили художественное и идейное достоинство его произве­ дений. «Горький, — шпсал Ленин,— ( безусловно крупнейший представи- , тель пролетарского искусства... Горь­ кий — авторитет в деле пролетар­ ского искусства, это бесспорно». Горький — гордость русского на­ рода, гордость всех народов СССР, гордость трудящихся всего мпра. Фа­ шистские наемники преждевременно отняли у него жизнь. Горький погиб на посту. Фашистские убийцы из «право­ троцкистского блока» продавали ро­ дину; опп не остановились п перед тем, чтобы умерГвить одного из ве­ личайших творцов ее культуры. Гит­ лер сжигает произведения Горького нз кострах. Ягода и его приспешни­ ки, по приказанию Гитлера и его приказчика Троцкого, убили самого Горького. Горький любил жизнь, любил че­ ловека. В «Рождении человека» (1912 г.) оп писал: «Превосходная должность — быть на земле челове­ ком, сколько видтпь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении /перед красотою! Пу, да — порою бывает трудно, вся грудь нальется жгучей нена­ вистью, и тоска жадно сосет кровь сердца...» В годы социалистического строи­ тельства Горький всей силой своего могучего таланта славил советского человека, славил его великое дело. славил товарища Сталина и его со­ ратников, которые «желают только одного, стремятся только к единой величайшей цели, чтобы всему тру­ довому пароду Союза Социалистиче­ ских Республик жилось легко, богато, разумно, весело». Повые люди, взращенные партией Ленипа — Сталина, — тема много­ численных статей и очерков Горько, го. С восхищением он говорил о ге­ роях и героинях труда— стахановцах. «Мы создаем условия жизни, — пм- езл Горький, — в которых можн« любить людей, пе кривя душой,— любить за герспзм их труда, за прек­ расную их работу всестороннего раз. вития и укрепления нашей родины, на которую точит зубы и когти изды­ хающее мещанство всех стран, на которую пролетарии всей земли при выкают смотреть, как на свое оте­ чество». Горький любил жизнь, любил лю­ дей. Именно поэтому он ненавидел врагов трудящихся, врагов социализ­ ма. Любовь и ненависть Горького — это единое чувство. Глубокой любовью к человеку проникнуты слова Горь­ кого: «Если врзг не сдается, — его- истребляют». Эти слова великого русского пи­ сателя Горького — приговор его убяй_ цам. Убийцы его выброшены в му­ торную яму истории, а имя Горького бѵдет жить в веках. В. ИИРПОГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz