Полярная правда. 1938, март
Hi 71 (3441) 28 марта 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А А. М. Г О Р Ь К И М ДЕВУШКА и СМЕРТЬ ( С К А З К А ) А . М . ГО Р ЬКИЙ в 1900 году И З РЕЧИ А. М. Г О Р Ь К О Г О I. •По деревне ехал царь с войны. Едет — черной злобой сердце точгг. Слышит — ва кустами бузины Девушка хохочет. Грозно бровн рыжие нахмуря. Царь ударил шпорами коня, Налетел на девушку, как буря, И кричит, доспехами звеня: — «Ты чего, — кричит он зло и грубо, — «Ты ■чего, девчонка, скалишь зубы? «Одержал враг надо мной победу, «Вся моя дружина перебита, «В плен попала половина свиты, «Я домой за новой ратью еду, «Я — твой царь, я в горе н обиде, — «Каково мне глупый смех твой видеть». Кофточку оправя на груди, Девушка ответала царю: — «Отойди,— я с милым говорю! «Батюшка, ты, лучше, отойдя». на пленуме Мурманского Горсовета 24 июня 1929 г. Все ваше строительство, товари щи, каждый дом. выстроенный вамп, — это камень, который создаете вы для обороны вашей, против вашего врага, векового врага. П как базу для наступления на вето и для победы над ним. Что вы победите, что вы одолеете его — в этом нет сомне ния. Это только вопрос времени. Надо помнить только, что вы жи вете все еще не в мирное время, а в период, в эпоху борьбы, в эпоху гражданской войны. ... Надо сказать, что все то, что делает рабочий класс в нашей стране, вы еще не знаете. Вы здесь, на краю вемлп, п то уже в течение нескольких лет сделали огромное дело... Если бы перед вамп развернул, картину все го, что делается от Мурманска до Ташкента, от Одессы до Владивосто ка, во всея деревнях и городах, все эго небольшие, может быть, повсюду рассеянные вкрапления новой дейст вительности. Если бы вы все вто внали! ...Т а энергия, которую вы разви ли за эти несколько лет, — это по- нстине что-то чудесное. Все то, что совершается, настолько грандиозно, что сейчас у нас просто нет человека, который мог бы быть в состоянии дать вам полную карти ну вашей же работы. Теперь вам необходимо усвоить ту мысль, что страна принадлежит вам. Вы хозяева страны и нет других лю дей, которые могли бы иметь на вто право. ... Товарищи, когда я об этом го ворю, я действительно чувствую се бя молодым человеком, так как до жить до такого Момента — это вели кое счастье и я, в заключение своей речи, не совсем ладной и складной речи, хочу поздравить вас от всей моей души с тем, что это счастливое время вы же сами и создаете себе. Привет вам, товарищи, привет! Любишь, так уж тут не до царей, — Некогда беседовать с царями! Иногда люб»вь горит скорей Тонкой свечки в жарком Божьем храме. Царь затрясся весь от дикой злости, Приказал своей покорной свите; — «Ну-те-ки, в тюрьму девчонку бросьте, — «Пли, лучше,—сразу удавите!» Исказив угодливые рожи. Бросились к девице, словно черта. Конюхи царевы и вельможи, — Предали девицу в руки Смерти. II. Смерть всегда злым демонам покорна. Но в тот день она была не в духе, — Ведь весной любви я жизни зерна Набухают даже в ней, старухе. Скучно век возиться с тухлым мясом. Истреблять в нем разные болезни; Скучно мерять время смертным часом — Хочется пожить побесполезней. Все, пред неизбежной с нею встречей. Ощущают только страх нелепый, — Надоел ей ужас человечий, Надоели похороны, сиены. Занята неблагодарным делом На земле н грязной н недужной. Делает она его умело, — Люди же считают Смерть ненужной. Ну, конечно, ей обидно это. Злит ее людское наше стадо, И озлясь сживает Смерть со света Иногда не тех. кого бы вадо. Полюбить бы Сатану ей, что лм, Подышать бы вволю адским зноем, Зарыдать бы от любовной боли 'Вместе с огнекудрым Сатаною! III. Девушка стоит пред Смертью, смело Грозного удара ожидая. Смерть бормочет,—жертву пожалела; — «Ишь ты, ведь, какая молодая! «Что ты нагрубила там царю? «Я тобя за это уморю!» . — «Не сердись, — ответила девица, — „Эта штука сильнее, чем „Фауст' (Любовь побеждает смерть). Гете . 1 1 / Х - 3 1 г. С к а зк а тД е в уш к а и см ерт ь", напи санна я Г о р ь к им в 18Q2 году. 25 л е т не м о г л а у вид ет ь света из-за ц е н з у р ны х у с л о в и й . Лишь в 1917 году Гор ький п о л у ч и л возможность о п у б ли к о ват ь свою раннюю , юношескую по эм у . Тема любви , побеждающей смерть, не бы ла нова в л ит ер ат у р е , ее п о эт и з и р о в а л и мно гие х уд ож н и к и , в том чи с ле Гете. Но горьковская с к а з к а н е с л а новые черты: о с л еп ит е л ьн о е пр е зр ени е к смерти , к судьбе. М о г у ча я , ж и вот вор ящ а я з ем н а я с и л а , про ст ая и с в ет ла я , к а к девушка и з ска зки , восстает против всех с и л см е рт и . чтоб ска зат ь : „Н ет у больше ст р а ха пред Судьбой". Чудесная п о э з и я бесстрашия , торжество ж и зн енны х с и л над Судьбой и Смертью^ от ли чают с к а з к у Горького и ст а вят ее в •р я д к л а с с и ч е с к и х шедевров миро вой л ит ер ат у ры . . Отзыв товарища Ст а лина , х р а н ящ и й с я в м у з е е Горького , о п р е д е л я ет с к а з к у Горького, к а к произведение ве личайш ей философ ской и поэтической силы . «За што на меня тебе сердиться? «Целовал меня впервые милый «Под кустом зеленой бузины, — «До царя ли мне в ту пору было? «Ну, а царь, на грех, бежит с войны. ■«Я о говорю ему, царю, «Отойди, мол, батюшка, отсюда! «Хорошо, как-будто, говорю, «А — гляда-ко, вышло-то как худо! «Что ж?! От Смерти некуда деваться, «Видно, я умруг не долюбя. «Смертушка! Душой прошу тебя— «Дай ты мне еще поцеловаться!» Странны были Смерти речи эти, — Смерть об этом никогда не просят! Думает: «Чем буду жить на свете, Если люди целоваться бросят?» И на вешнем солнце кости грея, Смерть сказала, подманив змею: — «Ну, ступам, целуйся, да — скорее! «Ночь — твоя, а на заре — убью!» И на камеиь села, — ожидает, А змея ей жалом косу лижет. Девушка от счастия рыдает. Смерть ворчит: «Иди, скорей, иди же!» IV. Вешним солнцем ласково согрета. Смерть разула стоптанные лапти, Прилегла на камень и уснула. Нехороший сон приснился Смерти! Будто бы ее родитель, Каин, С правнуком своим — Искариотом, Дряхленькпе оба, лезут в гору, •— Точно две змеи ползут тихонько. — «Господи!» — угрюмо стонет Каин, Глядя в небо тусклыми глазами. — «Господи!» — взывает злой Иуда, Ог земли очей не поднимая. Над горою, в облаке румяном Возлежит Господь, — читает книгу; Звездами написана та книга, Млечный путь— один е>е листочек. На -верху горы стоит Архангел, Снопик молшій в белой ручке держит. Говорит он путникам сурово: — «Прочь идите! Вас Господь не примет!» — «Михаиле! — жалуется Каин, — «Знаю я — велик мой грех пред миром! «Я родил убийцу светлой Жизни, «Я отец проклятой, подлой Смерти!» — «Михаиле!—говорит Иуда,— «Знаю, что я Кіпна грешнее, «'Потому что предал подлой Смерти «Светлое, как солнце, Божье сердце!» И взывают оба они, в голос: * — «Михаиле! Пусть Господь хоть слово «Скажет нам, хота только пожалеет — «Ведь прощенья мы уже не молим!» Тихо отвечает нм Архангел: — «Трижды говорил Ему я это, «Дважды ничего Он не сказал мне, «В третий раз, качнув главою, молвив: — «Знай,—доколе Смерть жи вое губит. «Каину с Иудой нет прощенья. «Пусть их тот проспит, чья сила может «Побороть навеки силу Смерти». Тут Братоубийца и Предатель Горестно завыли, зарыдали И, обнявшись, оба покатились В смрадное болото под горою. А в болоте бесятся, ликуя. Упыри, кикиморы и черти. И плюют на Каина с Иудой Синими, болотными огнями. V. . Смерть проснулась около полудня, Смотрит,—з девица не пришла! Смерть бормочет сонно: «Ишь, ты блудня! Видно ночь-то коротка была!» Сорвала подсолнух за плетнем, Нюхает, любуется, как солнце Золотит живым своим огнем Лист осины в желтые червонцы. И, на солнце глядя, вдруг запела Тихо и гнусаво, как умела: — «Беспощадною рукой Люди ближнего убьют И хоронят. И поют: «Со святыми упокой!» Не пойму я ничего!— Деспот бьег людей и гошгг, А издохнет—я его С той же песенкой хоронят! Честный помер или вор— С одинаковой тоской Распевает грустный хор: «Со святыми упокой!» Дурака, скота иль хама Я убью моей рукой, Но для всех поют упрямо: «Со святыми упокой!* VI. Спела песню—-начинает злиться, Уж прошло гораздо больше суток, А — не возвращается девица. Это—плоссо. Смерти—не до шуток. Становясь все злее и жесточе, Смерть обула лапти и онучи И, едва дождавшись лунной ночи, . В путь идет, грозней осенней тучи. : Час прошла и видит: в перелеске, : Под росистой молодой орешней На траве атласной, в лунном блеске Девушка сидит богиней вешней. Как земля гола весною ранней, Грудь ее обнажена бесстыдно, И на коже шелковистой, ланьей, Звезды поцелуев ярко видны. Два соска, как звезды, красят грудь, И— как звезды—кротко смотрят очн В небеса, на светлый Млечный путь, . На тропу синеволосой ночи. Великий советский писатель А. М. Горький ( О К О Н Ч А Н И Е ) но спасти от капиталистического вар- против нее в открытый бой, гордо варсгва весь мпр. » борясь за право человека и его до- Горькпй поднял знамя культуры пролетариата против выродившейся буржуазной культуры. Личным опы том спгпм ц художественным твор чеством он свидетельствовал о ко лоссальных преимуществах рождаю- стопнство. Эти люди—рабочие, боль шевики. Нараставшее в 90-х годах прош лого века пролетарское революцион но?. движение в России вдохновило Горького на создание исключительно- щейся культуры нового мира перед го по силе цикла революционпо-ро- старой культурой хищнической бур жуазии. Как выразитель нового класса, как выразитель новой эпохи в худо жественном развитии человечества, Горький принес с собой новое слово в искусство. Он заглянул па самое дно того ада. который был уготован сытыми и господствующими для го лодных и угнетенных. Ио оп не при шел г. отчаяние, пе опустил бессиль но рук. Он верил в лучшую, подлин но человеческую жизнь, которую принесет с собой социализм. Ир две- стия этой лучшей жизни он слышал в народпой песне, в умных, хороших книгах, и самое главное, в замеча- іѵ іл ьн ьп людях, которые пе могли отрнлхя <*. неправдой, которые шли мантических произведений — «Буре вестника», «Песни о соколе» и дру гих. В глубинах парода Горький нашел яркие личности, сильные характеры, людей, которые не согнулись, пе по теряли способности к протесту в са мых тяжких условиях. В начале Горький рисовал босяков Чолкашей, Матьв, как стихийных выразителей такого протеста. А затем под влия нием марксизма, учась у большевист ской партии, ои понял, что самыми гордыми, самыми несгибаемыми людь. ми, восставшими за подавлеппые права всех обездоленных и угнетен ных, являются революционные рабо чие. Горький вывел в своих произве дениях большую галерею пролета- А . И . М И К О Я Н и К. Е . ВО РОШ ИЛО В беседуют с А . М . ГОРЬКИМ И. СТАЛИН* Под глазами голубые тени. Точно рана—гѵбы влажно алы, Положив ей голову в колени, Дремлет парень, как олень усталый. Смерть глядит, и тихо пламя гнева Гаснет в ее черепе пустом. — «Ты чего же это, словно Ева, «Спряталась от Бога за кустом?» Точно небом—лунно-звездным телом Малого от Смерти заслоня, Отвечает ей девица смело: — «Погоди-тко, не рутай меняі «Не шуми, не ислутай беднягу, «Острою косою не звени! «Я сейчас приду, в могилу лягу, «А его— подольше сохрани! «Виновата, не пришла я к сроку, «Думала—до Смерти не далеко, «Дай еще парнишку обниму: «Больно хорошо со мной ему! «Да н он—хорош! Ты погляди, «Вон какие он оставил знаки «На щеках моих и на груди, «Вшп, цветут, как огненные маки!» Смерть стыдясь тихонько засмеялась: — «Да, ты, будто, с солнцем • целовалась. «Но,— ведь у меня ты не одна,— «Тысячи я убивать должна! «Я, ведь, честно времени служу, «Дела— много, а уж я— стара. «Каждою минутой дорожу, «Собирайся, девушка, пора!» Девушка— свое: — «Обнимает милый, .«Ни земли, ни неба больше нет, «И душа полна нездешней силой, «Л горит в душе нездешний свет. «Нету больше страха пред Судьбой, «И ни Бога, ни людей не надо! «Как дитя—собою радость рада, «И любовь любуется собой». Смерть молчит задумчиво н строго. Видит—не прервать ей этой песнр! Краше солнца—нету в мире Бога, Нет огня— огня любви чудесней! VII. ѵ Смерть молчит, а девушкины речи ’ ' 1 Зависти огнем ей кости плавят, В жар я холод властно ее мечут, Что же сердце Смерти миру явит? • Смерть—не мать, но—женщина, и . , в ней Сердце* тоже разума сильней; В темном сердце Смерти есть ростки Жалости в гнева и тоски. Тем, кого она полюбит крепче, : Кто ужален в душу злой тоскою, Как она любовно ночью шепчет 0 великой радости покоя! — «Что ж,—сказала Смерть.— пусть будет чудо! «Разрешаю я тебе—живи! «Только я с тобою рядом буду,.. «Вечно буду около Любви!» риев, поднявшихся к революционной борьбе за дело своего касса, за дело j •всего человечества. Это — Павел из повести «Трое», это — рабочие во I «Врагах», это — Ни.т из «Мещан», это — Власов п его мать Ниловна из «Матери» я мпогое другие. I Горький учился у Ленина. В ряде своих произведении оіг сумел выра зить идею союза рабочего класса и крестьянства. В фигурах Павла Вла сова и Рыбина из романа «Мать» читатель епдіп' образное воплощение этой ленинской идеи. Власов — ра бочий. Рыбин — крестьянин, разбу женный революцией и болілпевпст- ской пропаган;.ой. Его протест уже пе стихиен. Это сознательный протест человека, планомерно помогающего той борьбе, которую в своей среде возглавляет Павел: « — Как вы живете, Михаило Иваныч? — спросил Павел, садясь против него. — Ппчего. Ладно живу. В Егнль- дееве приостановился, слыхалп — Егпльдезво? Хорошее село. Две яр марки в году, жителей более двух ты сяч, —- злой парод! Земли нет, в уделе арендуют, плохая землишка. Порядился я в батраки к одному ми роеду — там их как мух на мертвом теле. Деготь гоним, уголь жгем. По лучаю за работу в четверо меньше, а спину ломаю вдвое больше, чем здесь, — вот! Семеро нас у него, у мироеда. Ничего — народ все моло дой, все тамошние, кроме меня, •— грамотные все. Один парень—Ефим, такой ярый, беда! — Вы что же беседуете с ними? — спросил Павел оживленно. — Не молчу. У меня с собой за хвачены все здешние листочки —• тридцать четыре их». Горький прошел школу большевиз ма, оп учился у Лепипа п Сталина, <’П был их соратпиком в классовой борьбе. За это сто не любили меньше вики, ненавидел Иуда-Троцкий. Леяпн п Сталин всегда относились к великому пролетарскому писателю с большой любовью, проявляли нсклю_ I чвтеггьную о нем заботу. Онп необы- С-..той поры Любовь н Смерть, как сестры, Ходят неразлучно до сего дня, За любовью Смерть с косою острой Тащится повсюду, точно сводня. Ходит, околдована сестрою, И везде— на свадьбе и на тризне Неустанно, неуклонно строит Радости Любш и счастье Жизни. А . М . ГО Р ЬКИЙ со с воими в н уч кам и КНИГИ А. М. ГОРЬКОГО Издательствами СССР за годы ре волюции выпущено 1 0 0 2 издания произведений А. М. Горького, ^ираг жом более 34 млн. экземпляров. Огромное число книг выпущено на 55 языках народов СССР — 432 на звания. Тираж их 3 млн. 407 тысяч экземпляров. Кроме того, 196 тыс. экземпляров выпущено на языках народов зару бежных стран. Одно из популяр нейших произведений Горького — «Мать» — вышло в 72 изданиях в количестве 1 млн. 347 тыс. экземп ляров. БЕССМЕРТНОЕ НАСЛЕДИЕ Большой заслуженной любовью пользуются бессмертные произведе ния Алексея Максимовича Горького у массового читатели. Их читают и пе речитывают. Их читают и школьни ки и взрослые, черпая мудрый, жиз ненный опыт из богатого источника горьковского литературного и публи цистического наследия. В библиотеке Дома Культуры име ни С. М. Кирова спрос на книги М. Горького чрезвычайно большой. Особенной любовью пользуются таг- кие гениальные произведения, как «Мать», ’«Клим Сіміин» и «Дело Артамоновых». В последние дин библиотека при обрела ряд новых изданий, в частно сти избранные произведения и «Мо» университеты». К горьковским дням работники библнотёки подготовили большую, хо рошо оформленную выставку, посвя щенную жизни и творчеству гени ального мастера художественного слова I * •* В ознаменование 70-летия со дня рождения А. М. Горького, Дом Куль туры проводит специальный вечер, на котором будет' поставлен докл5д о гениальном творчестве Алексея Мак симовича. После доклада состоится концерт. С чтением отрывков из про* изведений Горького выступят участ ники художественной самодеятельной ста п артисты филиала Большого драматического театра их. М. Горь. кого. чаино высоко ценили художественное и идейное достоинство его произве дений. «Горький, — шпсал Ленин,— ( безусловно крупнейший представи- , тель пролетарского искусства... Горь кий — авторитет в деле пролетар ского искусства, это бесспорно». Горький — гордость русского на рода, гордость всех народов СССР, гордость трудящихся всего мпра. Фа шистские наемники преждевременно отняли у него жизнь. Горький погиб на посту. Фашистские убийцы из «право троцкистского блока» продавали ро дину; опп не остановились п перед тем, чтобы умерГвить одного из ве личайших творцов ее культуры. Гит лер сжигает произведения Горького нз кострах. Ягода и его приспешни ки, по приказанию Гитлера и его приказчика Троцкого, убили самого Горького. Горький любил жизнь, любил че ловека. В «Рождении человека» (1912 г.) оп писал: «Превосходная должность — быть на земле челове ком, сколько видтпь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении /перед красотою! Пу, да — порою бывает трудно, вся грудь нальется жгучей нена вистью, и тоска жадно сосет кровь сердца...» В годы социалистического строи тельства Горький всей силой своего могучего таланта славил советского человека, славил его великое дело. славил товарища Сталина и его со ратников, которые «желают только одного, стремятся только к единой величайшей цели, чтобы всему тру довому пароду Союза Социалистиче ских Республик жилось легко, богато, разумно, весело». Повые люди, взращенные партией Ленипа — Сталина, — тема много численных статей и очерков Горько, го. С восхищением он говорил о ге роях и героинях труда— стахановцах. «Мы создаем условия жизни, — пм- езл Горький, — в которых можн« любить людей, пе кривя душой,— любить за герспзм их труда, за прек расную их работу всестороннего раз. вития и укрепления нашей родины, на которую точит зубы и когти изды хающее мещанство всех стран, на которую пролетарии всей земли при выкают смотреть, как на свое оте чество». Горький любил жизнь, любил лю дей. Именно поэтому он ненавидел врагов трудящихся, врагов социализ ма. Любовь и ненависть Горького — это единое чувство. Глубокой любовью к человеку проникнуты слова Горь кого: «Если врзг не сдается, — его- истребляют». Эти слова великого русского пи сателя Горького — приговор его убяй_ цам. Убийцы его выброшены в му торную яму истории, а имя Горького бѵдет жить в веках. В. ИИРПОГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz