Полярная правда. 1938, март

№ 51 (3421). 4 марта 1S3S гада. . П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 1 . :• . 'Л;?:- : • •' *ч . . л*А ' .. *.• * **" і ~-'"?54 ' > $ <'' ' ■> '">* ч%w Ч.Ѵ4.— fcl'WwW-i.’■ ••■ WH.*. '••■■'«ii ■- -• •*. ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В технический отдс.т судоверфи , По поело долгих хлопот беспокон- пришел повыл начальник. В его па- | ш й механик добился своего. На свои рулшости не было ничего примеча- | страх и риск он получал в тралфлоте разрешение па испытание колец. На траулере «Яойва» в декабре 1936 тельного. Светлые 'Волосы, живые глаза я ровный мягкий голос. Он, (пожалуй, был черезчур прост. Это сразу подметали и старый сле­ сарь Борисов и начальник кузнечно­ го цеха Трифонов, напористый, энер­ гичный человек. Борисов смотрел на нового на­ чальника исподлобья, поверх тонкой оправы низко сдвинутых очков. От этого взгляд его был недоверчив, складки на лбу становились гуще и он как бы пытался разгадать нового человеіса п перехватить ого сокровен­ ные думы. — Душа парень. — неожиданно для себя решил Борисов. Это же подумал сг Трифонов. Дверь в кабинет начальника от­ крылась для всех. Около его стола всегда стоял заранее приготовленный , стул для очередного собеседника. j Любитель новизны и хорошей творческой мысли, он с большим рвением занялся вопросами рациона­ лизации. Это был крайне запущен­ ный участок и бывшпй мехапісгк Ни­ колай Смирнов был поражен, когда столкнулен со всеми безобразиями, творивигамися в техническом отделе. Целые ‘кипы бумаг, чертежей, эскизов п пояснительных записок, I ьад которыми люди просиживали долгие вечера, а иногда и целые ночи, были не рассмотрены и нахо­ дились в таком хаотическом беспо­ рядке, что невозможно было найти нн конца, ни начала., Вое это лежа­ ло безжизненно, в запыленных, на­ туго перевязанных тесьмой, палках «дел». Здесь же (Николай Смирнов ра­ зыскал свое -«дело» о порпшезъп кольцах. Рассматривая начинающие выцветать чернила, он невольно пре­ дался воспоминаниям. Несколько лег он плавал на су­ дах механиком. Он знал Баренцово море так же хорошо, как и машины всех тральщиков. Машины часто ломались. Николай Смирнов, разбирая цилиндры, часто находил изношенные поршневые кольца. Постепенно он обнаружил и причину износа колец. Они отлива­ лись непрочно. Крепкие по к р а я / они имели пористую сердцевину и поэтому изнашивались чрезвычайно быстро. - Николай Смирнов предложил де­ лать кольца более тонкими, с мелко­ зернистой сердцевиной. Во время об­ точки на станке требовалось меньше работы. Брак был доведен до мини­ мума. В прочности колец Смирнов года на главном дизеле был установ­ лен комплект колец конструкции ме­ ханика Смирнова. В июле 1937 года специальная комиссия признала, что кольца находятся в безупречном со­ стоянии. ; И, наконец, совсем недавно Пико- : лай Смирнов встретил группового ! механика Никифорова. Они были I знакомы давно и Никифоров прекрас- по знал, что интересует Смирнова. , Поздоровались. — Ну, как кольца? — спросил Смирнов. — В порядке... Труды механика не пропали да­ ром. Его изобретение дает около 300 тысяч рѵблей в год экономии. і • **♦ Первым пришел к начальнику от­ дела слесарь Борисов. Оп нетороп­ ливо присел на стул. Глаза под стек­ лами очков поблескивали. — Товарищ Смирнов, как там де­ ло с моим (шарнирным шлангом? Начальник улыбнулся. Он смотрел на Борисова смеющимися откровен­ ными глазами. — Пе годится, Борисыч... — Ие годится? — переспросил слесарь. — Как же это так? Складки на покатом ^іу Борисова сошлись туже. Он беспокойно заерзал на стуле. Беседовали долю. Предложение Борисова было разобрано по частям. Не оставалось ни одного довода, за который мог бы уцепиться настой­ чивый слесарь. Борисов сдался не­ много огорченный. В начальнике он надпел опытного товарища, знающего свое дело. Борисов ушел от Смирнова удов­ летворенный. Да н толы» ли Борисов находил удовлетворение в разговоре со Смирновым. Его находил н Трифо­ нов — начальник куэивчного цеха, который, казалось, и по ночам не оставлял своих дум о нормалях для фланцев, о кухтылях я о штампе для изготовления гвоздей. К Смирнову приходили нормиров­ щики-изобретатели Лушев и Кали­ нин, с ним беседовали калильщик Семенов о мастер Захаров и все они уходили от него, унося новые мысли и свежие, совместно продуманные варианты. И так каждый день. Сам началь­ ник технического отдела, Николай Смирнов черпал в этих беседах но­ вые силы, так необходимые для пла- самостоятельного % и Эта сним ки сделаны у ч а ст н и к ом экспедиции на „Мурмане“ т. А. Ерм ако вым 19 ф е в р а л я I 1938 года , в день снят ая папанинцев с дрейфующей льдины . На фото, помещенном слева, з а п е ­ чат лен момент , когда пТ аймы р“ и шМ у рм а н “ приш вартовалась к льди н е в п о л ут о р а к и л ом ет р а х от л а г е р я . На другом сним к е—Герой Советского Союза И. Д . Папанин среди команды щМ урм а на“. ^ С п р а в а — И. Д . Папанин и л ет ч и к Г. Власов на льди н е у ф л а га зимовки . ЦК ВКП(б) -товарищу СТАЛИНУ В ы п о л н и в задание партии и правительства по снятию героев-папа- нинцев с дрейфующей льдины станции ,.Северный полюс“ , экипаж кораблей ,,Таймыр“ и „Мурман“, вернувшись в Мурманск, шлет Вам, дорогому вождю народов, боевой большевистский привет. Команды кораблей заверяют Вас, что готовы с честью выполнить любое задание партии и правительства. Да здравствует наша родная коммунистическая партия большевиков! По поручению личного состава „Таймыра" и „Мурмана" БАРСУКОВ. КОТЦОВ, УМОВСКИЙ , ПУХОВ. МУРМАНСК. Капитану „Таймыра" тов. БАРСУКОВУ, Капитану „Мурмана" t q b . КОТЦОВУ, Экипажам ледоколов Ленинградский Областной и Городской Комитеты ВКП(б), Ленинградский Облисполком и Ленсовет горячо поздравляют вас, отважных моряков «Таймыра» и «Мурмана», блестяще выполнивших ответственнейшее задание партии и правительства по снятию папанин- цев сэ льдины. Трудящиеся Ленинграда и области, как и весь наш советский народ, гордятся вашим замечательным подви­ гом. Вы еще раз доказали всему миру, на какие чу­ деса способны пламенные советские патриоты во имя чести и славы своей родины. Мы уверены, что в грозный час всенной опасности по первому зову партии и правительства доблестные моряки «Мурмана» и «Таймыра» вместе со славными моряками Северного Морского Флота будут так же бес­ страшно бороться с врагами, как они боролись со штормами и ураганами сурового Гренландского моря. Братский привет героическим морякам Советского ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ И ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТЫ ВКП(б). ленинградский аьлисподаом И ЛЕН­ СОВЕТ РК и КД. ---- >--- -•-------- Стахановский месячник на лесозаготовках ЗА ССЫЛКАМИ НА НЕПОГОДУ... ВСТРЕЧИ С ПАПАНИНЦАМИ (Рассказы моряков „Мурмана“) 1. КРЕНКЕЛЬ В РАДИОРУБКЕ „МУРМАНА" не сомневался. Он послал в техни- ‘ номерной іработы и чеокий отдел судоремонтного завода j тсорчеств*. свое предложение я тан оно застряло. . Дм. СЕРГЕЕВ. РУНОВОДСТВО ПО ГАСЮНУ Техническим руководителем радио- цеха судоверфи работает т. Гасюк. Вот уже скоро год как он пребывает на этом посту и все время «налажи­ ваетк работу. Но результаты его деятельности неутешительны. Гасюк совершенно не занимается вопросами организации работы. Наряды, прежде чем попасть к ра-# бочему, проходят контроль Гасюка. Но, очевидно, это делается больше для проформы, так как ничего в на­ ряде не меняется. Расцепки постав­ лены в нем наобум. Одна и та же работа имеет по расценке несколько вариантов. Для примера можно при­ вести хотя бы наряд 4481 на сдачу в ремонт приемника 9КЛ-5 для РТ-59. Расценка — 8 рублен. Точно такая же работа для РТ-80 по наряду Л: 4258 расценена в 4 рубля. Таких примеров очень много, Рабочий, получив работу и при­ ступивший по словесному приказу Гасюка к се выполнению, вынужден через несколько времени бросить ее, так как оказывается, что отсутству­ ют детали, пет материала и т. і. В результате много Бремен* теряете* впустую — страдают я производство, и производственники. Первая и прямая обязанность Га­ сюка, как радио-инженера, заключа­ лась в налаживании оборудования цеха. И сам он в первые дни рабо­ ты говорил: — Подождите немного, я все сде­ лаю... Самонадеянное хвастовство! В це­ хе нет даже примитивной антенны для испытания приемников. Самая сложная радиоаппаратура на заводе не может быть проверена. Судовые радиоприемники питаются от акку­ м улятор , а в цехе нет ни одного готового л употреблению аккумуля­ тора. Можно только удивляться, что на­ чальник электрорадооцеха т. Зорин пе замечает всех этих безобразий и своим равнодушием по существу по­ пустительствует нетерпимой бездея­ тельности технического руководителя важнейшего цеха судоверфи, играю­ щего большую роль в судоремонте. Рабочие радиоцеха: БОГОСЛОВ­ СКИЙ, СЕДУНОВ, ФРОЛКИН, ГРАННИКОВ. ІНа долю рации «Мурмана» выпа­ ла в этот рейс большая и почетная нагрузка. Мы держали связь на ілшптьгт волнах до кромки льда, а на коротких работали в вечернее и ночное время, когда было корошее прохождение радиоволн. Связь была бесперебойная, отличная. Большую помощь оказали нам радисты трауле­ ра № 89 тт. Лядов и Репняков, ко­ торые находились ближе в земле. Им наше расистское юпаеибо. За этот поход наша радиостанция передала более 20 тысяч слов. При­ ходилось работать в труднейших ус­ ловиях. Когда корабль потерял ру­ левое управление и крен был выше 50 градусов, мы работали привязы­ вая себя амортизаторами к стулу. И привязанными мы работали на клю­ че без задержек и промедлений. Когда стали подходить к льдине,— установили связь с Кренкелем. Слы­ шимость была замечательная, связь двухсторонняя. Помню как сейчас. Мы подошли в лагерю на близкое расстояние. При­ нимаем радиограмму Кренкеля: «Ви­ жу вас. Добро пожаловать к нам. Желаю успеха». Тогда «Мурман» н присоединившийся к нему «Таймыр» пошли к лагерю папанннцев. В 13 часов 19 февраля «Мѵрман» приш­ вартовался к льдине. Еще не успе­ ли отдать якорь, как большинство членов команды бегом направилось к лагерю. Я был свободен от вахты я такжо направился к лагерю. Особенно хо­ телось посмотреть, как работает Эрнст Кренкель. Он пригласил нас, радистов, в ледяной домяк — радио-* станцию, ознакомил с 'радиоаппара­ турой н условиями работы. Радио­ станция находилась в отдельной па­ латке, чрезвычайно искусно сделан­ ной. Стены выложены из снежного кирпича. Сверху наложены палки, а Кренкель улыбнулся широкой обая­ тельной улыбкой и сказал: «Это моя собственная конструкция я, как ви­ дите, удачная». Радиостанция была разобрана в последнюю очередь, когда все иму­ щество уже было отправлено на ко­ рабли. Никогда не забуду, как Крен­ кель приступил к передаче рапорта руководителям партии и правитель­ ства. Ото было трогательно и очень величественно. А в 16 час., 21 мин. Эрнст сообщил в эфир: -«Всем, всем, всем. Радиостанция «Северный по­ люс» УПОЛ на этом заканчивает свою работу». Этот сигнал принял «наш радист Кулебакин в подтвердил 2. НАДПИСЬ НА КНИГЕ С Котцовым я плаваю с 1933 го­ да. Во всех ледовых походах с ним побывал. Плавал на Шпицберген, в бухту Ти.тую, в Белое море. В ѳтот незабываемый рейс к льдине Пала- нина пошел я с большой радостью. Наши штурманы зорко несли свою вахту. Мы держали правильный путь и шли, как выяснилось впоследствии, прямиком к льдине Папанпна. Его лагерь я увидел первый. Никогда в 1жизни не забуду ка^это произошло. I Была моя вахта. Как всегда, я ' оставался верен своей излюбленяой привычке — обязательно во время вахты слазить на мар?. Так было я 18 февраля. Я зорко ЗАШЕЕК. На делянках большое оживление. Лесорубы и возчики Зашейковскаго лесокомбината выео- ! кой производительностью отвечают на постановление Обкома ВКП(б) oN проведении стахановского месячни­ ка. на лесозаготовках. Развертывает­ ся соревнование за первенство на ле­ созаготовках, за перевыполнение программы. Стахановцы лесоучастка Восточная j губа тт. Тухкин и Мартынов, выд- випутые сейчас ппструкторами ста­ хановских методов, ежедневно выра­ батывают больше трех с половиной норм. Звено,т. Герасимова с участка Чирвис-губа выполняет нормы руб- , кі< на 300 процентов и вывозки — на 260 — 280 процентов. На лесо­ участке Уполокша первенство дер­ жат лесорубы тт. Паломанн и Белов, выполняющие до четырех норм в день. Высокую производительность дают стахановцы Пиренги. Соревну­ ющиеся между собой лесорубы тт. Антонен и Абрамов выполнили плаи первой декады стахановского месячника на 295 процентов. И все же стахановский месячник проходит неудовлетворительно; с 10 по 20 февраля лесокомбинат загото­ вил 19.225 фестметров вместо 35 тысяч фестметров по плану. Квар­ тальный план выполнен по заготовке на 27,4 проц. Также плохо идет вывозка древесины. Поражает спокойствие, с которым руководители лесокомбината и неко­ торых участков относятся к отстава­ нию лесозаготовок. Они ссылаются на нехватку рабочей силы, па плохую погоду, тлубокий снег, умал­ чивая о действительных причинах прорыва — плохой организации ра­ бот в лесу и слабом руководстве ста­ хановским движением. Рядом со стах&нонцамн, вырабаты­ вающими 3 — 4 нормы, работают лесорубы, не выполняющие и одной нормы. На Восточной губе из 597 рабочих только 109 стахановцев, на Пвренге — всего 42 стахановца. В лесу занято 1.610 рабочих, а стаха­ новцев только 211. Эти пифры кра­ сноречивее всего (говорят о том, что все дето в плохой организации тру­ да, в отсутствии заботы о создании рабочим стахановских условий рабо­ ты. Ие понята главная задача ста! хановсксго месячника — добиваться расширения стахановских радов, все­ общего под’ема производительности. в приеме. Кренкель и Кулебакин об- і смотрел вперед, указывая замечен- менялись благодарностями. I ныо разводья. Коіда мы подошли к Как уже известно, 'Папанин и кромке пакового льда, я изо всех сил Кренкель находились на борту «Мур--1напряг зрение. Гляжу — вдали раз­ мена». Мы встретили их очень хоро- г.евается флаг. Ветряк увидел, какую- шо. Кренкель, поднявшись на корабль, сразу направился в 'радиорубку. — О, у вас хорошо, тепло п не Дует. Вот бы мне такую радиостан­ цию, — засмеялся он. Мы с волнение* ловили каждое слово лучшего радиста двух полуша­ рий, знаменитого советского радиста Эрнста Кренкеля. Оя подробно рас­ сказал нам о своей работе по связи с радиолюбителями Советского Союза и иностранцами. А потом сказал: го черную группу. Это были люди. Заглушая шум ветра, я закричал:— Вижу лагерь!.. На корабле мне сначала не пове- рпли. На марс ко чтге поднялся дуб­ лер капитана тов. Ушаков. — Действительно лагерь, — под­ твердил он мои слова. Ну, лотом сошли па лед. Ос­ тальное известно. Радость непереда­ ваемая птицей билась в груди. Хоте­ лось петь, смеяться. Позже Иван Только сейчас в Зашейке догада­ лись выделить инструкторов стаха­ новской рубки леса, пл и в этом деле чувствуется косность. Нз Пи- ренге, налример, вместо четырех инструкторов выдАси один тов. Крн- вополенов. При всем желании одно­ му инструктору вряд ли удастся обеспечить инструктажем все пять подпунктов участка. Плохая погода и глубокий снег — отговорка, к которой могут прибегать To.Ti.Ko руководители кабинетного толка, страдающие лесобоязиыо. Ко­ нечно, было бы преступлением посы­ лать людей в лес в ураган. Но в ту самую «непогоду», па которую ссы­ лаются руководители комбината; стахановцы дают обычную высокую производительность. В буран лесо­ руб тов. Абрамов вырубает по 14 фестметров, выполняя норму на 325 — 330 проц. Стахановское зве- по тов. Алексина 16 февраля, кепда на «большинстве подпунктов работа была прекращена из-за непогоды, выполнило больше двух норм и на заготовке и на вывозке. Таких при­ меров трудового энтузиазма немало. В стахановский месячник, в пер­ вые же дни, особенно наглядно вы­ ступила наружу вся неподготовлен­ ность комбината к выполнению от­ ветственной программы лесозагото­ вок. В лесу неті запасных саней и упряжи, станков для лучковых пип, напильников. Лесорубы вынуждены работать тупыми пилами, в то же время напильники в достаточном ко­ личестве лежат на складе в Зашей­ ке. Нехватает и пил, вместо них ле­ сорубы получили пока только приказ директора комбината тов. Булычева о выделении участкам 300 лучко­ вых пил. I Хозяйственники не проявляют за­ боты о людях. До сих пор не закон­ чено строительство в лесу, нет даже сушилок, где бы можно было высу­ шить рабочую одежду. Лесорубы и возчики не обеспечены валенками я рукавицами. Вот что скрывается за ссылками на непогоду. Все эти большие и малые, провз- водствеяоіые н бытовые неурядицы мешают лесокомбинату быстро н ре­ шительно покончить с отставанием на лесозаготовках. До каких пор руководители комбината будут ми­ риться с этим отставанием? Б. ТИХАНИН. гт - -ІѴГЪО IUVID ияѵлі ыі ІІШІІІ «Я доротсюилм-и. ео«цписЕ.вепе Дш ч и и и я Пмотш BMnm ПТТГѴ э э ѵ п г т т з т л ч г п г ѵ т п р л гттл гтттгп тл Т л _ 1 г _ одну замечательную экспедицию. Те­ перь только и остаюсь, что побы­ вать на Южном полюсе». Fa второй день пребывания на «Мурмапе» Кренкель опять пришел в радиорубку, сел за приемник, выз­ вал радиста рации Ян-Майен и по­ благодарил его за хорошую связь. Для нас, радистов, этот рейс был серьезным экзаменом. Мы его выдер­ жали. Я и мои товарищи радисты Яровицин н Кулебакпн счастливы, что нам выпала честь держать связь на них брезент. Вся аппаратура ус- ; в эта* незабываемом рейсе, что нам удалось первыми увидеть папаннн- цев, повстречаться с замечательным тановлена в палатке на нартах. Когда рацию станции «Северный полюс» готовились увозить на борт корабля, она за несколько секунд I была вытащена одним человеком. радистом-героем Кренкелем. М. МАТЫЦИН — радист ледонола «Мурман». моряков: — Кто же нас первый заме­ тил? Ему сказали. Иван Дмитриевич крепко пожал мне рѵку и сделал на книге, ставшей для меня, 'благодаря этой надписи, самым дорогим сувениром, такие сло­ ва: «На память тов. Похмельнову — первому человеку увидевшему наш лагерь с борта «Мурмччна». Приношу большую благодарность за оказанную помощь в переноске лагеря. Папа­ нин. 19 февраля 1938 года». , А Эрнст Кренкель сделал на ітой книжке такую приписку: «Зоркому штурману — горячий привет». Эти незабываемые минуты я сох­ раню в своей памяти на всю жизнь. Виктор ПОХМЕЛЬНОЕ— второй помощник капитана леяокояа «Муркам». ПОНА СПОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ . .. Рейсовый товаро-пассажирский па­ роход по западному берегу ходит редко, не чаще одного раза в не­ делю. А в зимние месяцы случается, что пароход курсирует только два раза в месяц. Несмотря на такие большие пере­ рывы в курсировании судовг в ста­ новищах очень медленно происходит снятие грузов и особенно, пассажи­ ров с парохода н их посадка. На­ пример, в Ура-тубе пароход сгонт на якоре несколько часов потому, что пассажирам не подают карбаса вые­ хать на берег. Колхозники ура-губского колхоза «Тармо» неоднократно обращались в колхозпое правление и в сельсовет с просьбой приобрести специальный карбас для снятия грузов и пасса­ жиров с 'рейсовых пароходов. Но вме­ сто оперативного решения этого во­ проса сельсовет и правление колхоза затеяли длительный спор — кому отпустить- сродства для приобретения карбаса. Пока руководители спорят, паро­ ходы попрежнему бесцельно простаи­ вают па рейде. Колхозники справед­ ливо возмущены такой волокитой и вполне законно требуют быстрейше­ го приобретения транспортных средств для грузов и пасваашров. СУСЛОВ. НАН СНАБЖАЮТСЯ СУДОВЫЕ ЛАВНИ ТРАУЛЕРОВ Магазин >6 1 тралфлота снабжает товарами судовые лавки всех трау­ леров. Па 20 — 25 дней рейса артельщики запасают для моряков необходимые во время плавания про­ дукты. Казалось бы, магазин этот должен был иметь широкий ассортимент доб­ рокачественных товаров. По команды большинства судов чрезвычайно не­ довольны его работой. При отпуске продуктов артельщи­ ки их не просматривают н нередко они отпускаются недоброкачествен­ ными. Так, натгример, на траулер «Киров» в последний рейс были да­ ны 20 банок консервов «свинина тушеная», часть из них оказалась испорченными. Варенье яблочное также не пригодно для употребления. Очень плохого качества был отпу­ щен сыр, хотя стоил он 23 рубля килограмм. При отпуске колбасы продавец перемешал сорта и отпустил і ее по 17 рублей за килограмм, хотя • в числе отпущенных была и пизко- 1сортная. . Моряки тралового флота вправе требовать от своего магазина образ­ цовой работы и добросовестного снабжения судовых лавок продук­ тами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz