Полярная правда. 1938, март
№ 51 (3421). 4 марта 1S3S гада. . П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 1 . :• . 'Л;?:- : • •' *ч . . л*А ' .. *.• * **" і ~-'"?54 ' > $ <'' ' ■> '">* ч%w Ч.Ѵ4.— fcl'WwW-i.’■ ••■ WH.*. '••■■'«ii ■- -• •*. ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В технический отдс.т судоверфи , По поело долгих хлопот беспокон- пришел повыл начальник. В его па- | ш й механик добился своего. На свои рулшости не было ничего примеча- | страх и риск он получал в тралфлоте разрешение па испытание колец. На траулере «Яойва» в декабре 1936 тельного. Светлые 'Волосы, живые глаза я ровный мягкий голос. Он, (пожалуй, был черезчур прост. Это сразу подметали и старый сле сарь Борисов и начальник кузнечно го цеха Трифонов, напористый, энер гичный человек. Борисов смотрел на нового на чальника исподлобья, поверх тонкой оправы низко сдвинутых очков. От этого взгляд его был недоверчив, складки на лбу становились гуще и он как бы пытался разгадать нового человеіса п перехватить ого сокровен ные думы. — Душа парень. — неожиданно для себя решил Борисов. Это же подумал сг Трифонов. Дверь в кабинет начальника от крылась для всех. Около его стола всегда стоял заранее приготовленный , стул для очередного собеседника. j Любитель новизны и хорошей творческой мысли, он с большим рвением занялся вопросами рациона лизации. Это был крайне запущен ный участок и бывшпй мехапісгк Ни колай Смирнов был поражен, когда столкнулен со всеми безобразиями, творивигамися в техническом отделе. Целые ‘кипы бумаг, чертежей, эскизов п пояснительных записок, I ьад которыми люди просиживали долгие вечера, а иногда и целые ночи, были не рассмотрены и нахо дились в таком хаотическом беспо рядке, что невозможно было найти нн конца, ни начала., Вое это лежа ло безжизненно, в запыленных, на туго перевязанных тесьмой, палках «дел». Здесь же (Николай Смирнов ра зыскал свое -«дело» о порпшезъп кольцах. Рассматривая начинающие выцветать чернила, он невольно пре дался воспоминаниям. Несколько лег он плавал на су дах механиком. Он знал Баренцово море так же хорошо, как и машины всех тральщиков. Машины часто ломались. Николай Смирнов, разбирая цилиндры, часто находил изношенные поршневые кольца. Постепенно он обнаружил и причину износа колец. Они отлива лись непрочно. Крепкие по к р а я / они имели пористую сердцевину и поэтому изнашивались чрезвычайно быстро. - Николай Смирнов предложил де лать кольца более тонкими, с мелко зернистой сердцевиной. Во время об точки на станке требовалось меньше работы. Брак был доведен до мини мума. В прочности колец Смирнов года на главном дизеле был установ лен комплект колец конструкции ме ханика Смирнова. В июле 1937 года специальная комиссия признала, что кольца находятся в безупречном со стоянии. ; И, наконец, совсем недавно Пико- : лай Смирнов встретил группового ! механика Никифорова. Они были I знакомы давно и Никифоров прекрас- по знал, что интересует Смирнова. , Поздоровались. — Ну, как кольца? — спросил Смирнов. — В порядке... Труды механика не пропали да ром. Его изобретение дает около 300 тысяч рѵблей в год экономии. і • **♦ Первым пришел к начальнику от дела слесарь Борисов. Оп нетороп ливо присел на стул. Глаза под стек лами очков поблескивали. — Товарищ Смирнов, как там де ло с моим (шарнирным шлангом? Начальник улыбнулся. Он смотрел на Борисова смеющимися откровен ными глазами. — Пе годится, Борисыч... — Ие годится? — переспросил слесарь. — Как же это так? Складки на покатом ^іу Борисова сошлись туже. Он беспокойно заерзал на стуле. Беседовали долю. Предложение Борисова было разобрано по частям. Не оставалось ни одного довода, за который мог бы уцепиться настой чивый слесарь. Борисов сдался не много огорченный. В начальнике он надпел опытного товарища, знающего свое дело. Борисов ушел от Смирнова удов летворенный. Да н толы» ли Борисов находил удовлетворение в разговоре со Смирновым. Его находил н Трифо нов — начальник куэивчного цеха, который, казалось, и по ночам не оставлял своих дум о нормалях для фланцев, о кухтылях я о штампе для изготовления гвоздей. К Смирнову приходили нормиров щики-изобретатели Лушев и Кали нин, с ним беседовали калильщик Семенов о мастер Захаров и все они уходили от него, унося новые мысли и свежие, совместно продуманные варианты. И так каждый день. Сам началь ник технического отдела, Николай Смирнов черпал в этих беседах но вые силы, так необходимые для пла- самостоятельного % и Эта сним ки сделаны у ч а ст н и к ом экспедиции на „Мурмане“ т. А. Ерм ако вым 19 ф е в р а л я I 1938 года , в день снят ая папанинцев с дрейфующей льдины . На фото, помещенном слева, з а п е чат лен момент , когда пТ аймы р“ и шМ у рм а н “ приш вартовалась к льди н е в п о л ут о р а к и л ом ет р а х от л а г е р я . На другом сним к е—Герой Советского Союза И. Д . Папанин среди команды щМ урм а на“. ^ С п р а в а — И. Д . Папанин и л ет ч и к Г. Власов на льди н е у ф л а га зимовки . ЦК ВКП(б) -товарищу СТАЛИНУ В ы п о л н и в задание партии и правительства по снятию героев-папа- нинцев с дрейфующей льдины станции ,.Северный полюс“ , экипаж кораблей ,,Таймыр“ и „Мурман“, вернувшись в Мурманск, шлет Вам, дорогому вождю народов, боевой большевистский привет. Команды кораблей заверяют Вас, что готовы с честью выполнить любое задание партии и правительства. Да здравствует наша родная коммунистическая партия большевиков! По поручению личного состава „Таймыра" и „Мурмана" БАРСУКОВ. КОТЦОВ, УМОВСКИЙ , ПУХОВ. МУРМАНСК. Капитану „Таймыра" тов. БАРСУКОВУ, Капитану „Мурмана" t q b . КОТЦОВУ, Экипажам ледоколов Ленинградский Областной и Городской Комитеты ВКП(б), Ленинградский Облисполком и Ленсовет горячо поздравляют вас, отважных моряков «Таймыра» и «Мурмана», блестяще выполнивших ответственнейшее задание партии и правительства по снятию папанин- цев сэ льдины. Трудящиеся Ленинграда и области, как и весь наш советский народ, гордятся вашим замечательным подви гом. Вы еще раз доказали всему миру, на какие чу деса способны пламенные советские патриоты во имя чести и славы своей родины. Мы уверены, что в грозный час всенной опасности по первому зову партии и правительства доблестные моряки «Мурмана» и «Таймыра» вместе со славными моряками Северного Морского Флота будут так же бес страшно бороться с врагами, как они боролись со штормами и ураганами сурового Гренландского моря. Братский привет героическим морякам Советского ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ И ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТЫ ВКП(б). ленинградский аьлисподаом И ЛЕН СОВЕТ РК и КД. ---- >--- -•-------- Стахановский месячник на лесозаготовках ЗА ССЫЛКАМИ НА НЕПОГОДУ... ВСТРЕЧИ С ПАПАНИНЦАМИ (Рассказы моряков „Мурмана“) 1. КРЕНКЕЛЬ В РАДИОРУБКЕ „МУРМАНА" не сомневался. Он послал в техни- ‘ номерной іработы и чеокий отдел судоремонтного завода j тсорчеств*. свое предложение я тан оно застряло. . Дм. СЕРГЕЕВ. РУНОВОДСТВО ПО ГАСЮНУ Техническим руководителем радио- цеха судоверфи работает т. Гасюк. Вот уже скоро год как он пребывает на этом посту и все время «налажи ваетк работу. Но результаты его деятельности неутешительны. Гасюк совершенно не занимается вопросами организации работы. Наряды, прежде чем попасть к ра-# бочему, проходят контроль Гасюка. Но, очевидно, это делается больше для проформы, так как ничего в на ряде не меняется. Расцепки постав лены в нем наобум. Одна и та же работа имеет по расценке несколько вариантов. Для примера можно при вести хотя бы наряд 4481 на сдачу в ремонт приемника 9КЛ-5 для РТ-59. Расценка — 8 рублен. Точно такая же работа для РТ-80 по наряду Л: 4258 расценена в 4 рубля. Таких примеров очень много, Рабочий, получив работу и при ступивший по словесному приказу Гасюка к се выполнению, вынужден через несколько времени бросить ее, так как оказывается, что отсутству ют детали, пет материала и т. і. В результате много Бремен* теряете* впустую — страдают я производство, и производственники. Первая и прямая обязанность Га сюка, как радио-инженера, заключа лась в налаживании оборудования цеха. И сам он в первые дни рабо ты говорил: — Подождите немного, я все сде лаю... Самонадеянное хвастовство! В це хе нет даже примитивной антенны для испытания приемников. Самая сложная радиоаппаратура на заводе не может быть проверена. Судовые радиоприемники питаются от акку м улятор , а в цехе нет ни одного готового л употреблению аккумуля тора. Можно только удивляться, что на чальник электрорадооцеха т. Зорин пе замечает всех этих безобразий и своим равнодушием по существу по пустительствует нетерпимой бездея тельности технического руководителя важнейшего цеха судоверфи, играю щего большую роль в судоремонте. Рабочие радиоцеха: БОГОСЛОВ СКИЙ, СЕДУНОВ, ФРОЛКИН, ГРАННИКОВ. ІНа долю рации «Мурмана» выпа ла в этот рейс большая и почетная нагрузка. Мы держали связь на ілшптьгт волнах до кромки льда, а на коротких работали в вечернее и ночное время, когда было корошее прохождение радиоволн. Связь была бесперебойная, отличная. Большую помощь оказали нам радисты трауле ра № 89 тт. Лядов и Репняков, ко торые находились ближе в земле. Им наше расистское юпаеибо. За этот поход наша радиостанция передала более 20 тысяч слов. При ходилось работать в труднейших ус ловиях. Когда корабль потерял ру левое управление и крен был выше 50 градусов, мы работали привязы вая себя амортизаторами к стулу. И привязанными мы работали на клю че без задержек и промедлений. Когда стали подходить к льдине,— установили связь с Кренкелем. Слы шимость была замечательная, связь двухсторонняя. Помню как сейчас. Мы подошли в лагерю на близкое расстояние. При нимаем радиограмму Кренкеля: «Ви жу вас. Добро пожаловать к нам. Желаю успеха». Тогда «Мурман» н присоединившийся к нему «Таймыр» пошли к лагерю папанннцев. В 13 часов 19 февраля «Мѵрман» приш вартовался к льдине. Еще не успе ли отдать якорь, как большинство членов команды бегом направилось к лагерю. Я был свободен от вахты я такжо направился к лагерю. Особенно хо телось посмотреть, как работает Эрнст Кренкель. Он пригласил нас, радистов, в ледяной домяк — радио-* станцию, ознакомил с 'радиоаппара турой н условиями работы. Радио станция находилась в отдельной па латке, чрезвычайно искусно сделан ной. Стены выложены из снежного кирпича. Сверху наложены палки, а Кренкель улыбнулся широкой обая тельной улыбкой и сказал: «Это моя собственная конструкция я, как ви дите, удачная». Радиостанция была разобрана в последнюю очередь, когда все иму щество уже было отправлено на ко рабли. Никогда не забуду, как Крен кель приступил к передаче рапорта руководителям партии и правитель ства. Ото было трогательно и очень величественно. А в 16 час., 21 мин. Эрнст сообщил в эфир: -«Всем, всем, всем. Радиостанция «Северный по люс» УПОЛ на этом заканчивает свою работу». Этот сигнал принял «наш радист Кулебакин в подтвердил 2. НАДПИСЬ НА КНИГЕ С Котцовым я плаваю с 1933 го да. Во всех ледовых походах с ним побывал. Плавал на Шпицберген, в бухту Ти.тую, в Белое море. В ѳтот незабываемый рейс к льдине Пала- нина пошел я с большой радостью. Наши штурманы зорко несли свою вахту. Мы держали правильный путь и шли, как выяснилось впоследствии, прямиком к льдине Папанпна. Его лагерь я увидел первый. Никогда в 1жизни не забуду ка^это произошло. I Была моя вахта. Как всегда, я ' оставался верен своей излюбленяой привычке — обязательно во время вахты слазить на мар?. Так было я 18 февраля. Я зорко ЗАШЕЕК. На делянках большое оживление. Лесорубы и возчики Зашейковскаго лесокомбината выео- ! кой производительностью отвечают на постановление Обкома ВКП(б) oN проведении стахановского месячни ка. на лесозаготовках. Развертывает ся соревнование за первенство на ле созаготовках, за перевыполнение программы. Стахановцы лесоучастка Восточная j губа тт. Тухкин и Мартынов, выд- випутые сейчас ппструкторами ста хановских методов, ежедневно выра батывают больше трех с половиной норм. Звено,т. Герасимова с участка Чирвис-губа выполняет нормы руб- , кі< на 300 процентов и вывозки — на 260 — 280 процентов. На лесо участке Уполокша первенство дер жат лесорубы тт. Паломанн и Белов, выполняющие до четырех норм в день. Высокую производительность дают стахановцы Пиренги. Соревну ющиеся между собой лесорубы тт. Антонен и Абрамов выполнили плаи первой декады стахановского месячника на 295 процентов. И все же стахановский месячник проходит неудовлетворительно; с 10 по 20 февраля лесокомбинат загото вил 19.225 фестметров вместо 35 тысяч фестметров по плану. Квар тальный план выполнен по заготовке на 27,4 проц. Также плохо идет вывозка древесины. Поражает спокойствие, с которым руководители лесокомбината и неко торых участков относятся к отстава нию лесозаготовок. Они ссылаются на нехватку рабочей силы, па плохую погоду, тлубокий снег, умал чивая о действительных причинах прорыва — плохой организации ра бот в лесу и слабом руководстве ста хановским движением. Рядом со стах&нонцамн, вырабаты вающими 3 — 4 нормы, работают лесорубы, не выполняющие и одной нормы. На Восточной губе из 597 рабочих только 109 стахановцев, на Пвренге — всего 42 стахановца. В лесу занято 1.610 рабочих, а стаха новцев только 211. Эти пифры кра сноречивее всего (говорят о том, что все дето в плохой организации тру да, в отсутствии заботы о создании рабочим стахановских условий рабо ты. Ие понята главная задача ста! хановсксго месячника — добиваться расширения стахановских радов, все общего под’ема производительности. в приеме. Кренкель и Кулебакин об- і смотрел вперед, указывая замечен- менялись благодарностями. I ныо разводья. Коіда мы подошли к Как уже известно, 'Папанин и кромке пакового льда, я изо всех сил Кренкель находились на борту «Мур--1напряг зрение. Гляжу — вдали раз мена». Мы встретили их очень хоро- г.евается флаг. Ветряк увидел, какую- шо. Кренкель, поднявшись на корабль, сразу направился в 'радиорубку. — О, у вас хорошо, тепло п не Дует. Вот бы мне такую радиостан цию, — засмеялся он. Мы с волнение* ловили каждое слово лучшего радиста двух полуша рий, знаменитого советского радиста Эрнста Кренкеля. Оя подробно рас сказал нам о своей работе по связи с радиолюбителями Советского Союза и иностранцами. А потом сказал: го черную группу. Это были люди. Заглушая шум ветра, я закричал:— Вижу лагерь!.. На корабле мне сначала не пове- рпли. На марс ко чтге поднялся дуб лер капитана тов. Ушаков. — Действительно лагерь, — под твердил он мои слова. Ну, лотом сошли па лед. Ос тальное известно. Радость непереда ваемая птицей билась в груди. Хоте лось петь, смеяться. Позже Иван Только сейчас в Зашейке догада лись выделить инструкторов стаха новской рубки леса, пл и в этом деле чувствуется косность. Нз Пи- ренге, налример, вместо четырех инструкторов выдАси один тов. Крн- вополенов. При всем желании одно му инструктору вряд ли удастся обеспечить инструктажем все пять подпунктов участка. Плохая погода и глубокий снег — отговорка, к которой могут прибегать To.Ti.Ko руководители кабинетного толка, страдающие лесобоязиыо. Ко нечно, было бы преступлением посы лать людей в лес в ураган. Но в ту самую «непогоду», па которую ссы лаются руководители комбината; стахановцы дают обычную высокую производительность. В буран лесо руб тов. Абрамов вырубает по 14 фестметров, выполняя норму на 325 — 330 проц. Стахановское зве- по тов. Алексина 16 февраля, кепда на «большинстве подпунктов работа была прекращена из-за непогоды, выполнило больше двух норм и на заготовке и на вывозке. Таких при меров трудового энтузиазма немало. В стахановский месячник, в пер вые же дни, особенно наглядно вы ступила наружу вся неподготовлен ность комбината к выполнению от ветственной программы лесозагото вок. В лесу неті запасных саней и упряжи, станков для лучковых пип, напильников. Лесорубы вынуждены работать тупыми пилами, в то же время напильники в достаточном ко личестве лежат на складе в Зашей ке. Нехватает и пил, вместо них ле сорубы получили пока только приказ директора комбината тов. Булычева о выделении участкам 300 лучко вых пил. I Хозяйственники не проявляют за боты о людях. До сих пор не закон чено строительство в лесу, нет даже сушилок, где бы можно было высу шить рабочую одежду. Лесорубы и возчики не обеспечены валенками я рукавицами. Вот что скрывается за ссылками на непогоду. Все эти большие и малые, провз- водствеяоіые н бытовые неурядицы мешают лесокомбинату быстро н ре шительно покончить с отставанием на лесозаготовках. До каких пор руководители комбината будут ми риться с этим отставанием? Б. ТИХАНИН. гт - -ІѴГЪО IUVID ияѵлі ыі ІІШІІІ «Я доротсюилм-и. ео«цписЕ.вепе Дш ч и и и я Пмотш BMnm ПТТГѴ э э ѵ п г т т з т л ч г п г ѵ т п р л гттл гтттгп тл Т л _ 1 г _ одну замечательную экспедицию. Те перь только и остаюсь, что побы вать на Южном полюсе». Fa второй день пребывания на «Мурмапе» Кренкель опять пришел в радиорубку, сел за приемник, выз вал радиста рации Ян-Майен и по благодарил его за хорошую связь. Для нас, радистов, этот рейс был серьезным экзаменом. Мы его выдер жали. Я и мои товарищи радисты Яровицин н Кулебакпн счастливы, что нам выпала честь держать связь на них брезент. Вся аппаратура ус- ; в эта* незабываемом рейсе, что нам удалось первыми увидеть папаннн- цев, повстречаться с замечательным тановлена в палатке на нартах. Когда рацию станции «Северный полюс» готовились увозить на борт корабля, она за несколько секунд I была вытащена одним человеком. радистом-героем Кренкелем. М. МАТЫЦИН — радист ледонола «Мурман». моряков: — Кто же нас первый заме тил? Ему сказали. Иван Дмитриевич крепко пожал мне рѵку и сделал на книге, ставшей для меня, 'благодаря этой надписи, самым дорогим сувениром, такие сло ва: «На память тов. Похмельнову — первому человеку увидевшему наш лагерь с борта «Мурмччна». Приношу большую благодарность за оказанную помощь в переноске лагеря. Папа нин. 19 февраля 1938 года». , А Эрнст Кренкель сделал на ітой книжке такую приписку: «Зоркому штурману — горячий привет». Эти незабываемые минуты я сох раню в своей памяти на всю жизнь. Виктор ПОХМЕЛЬНОЕ— второй помощник капитана леяокояа «Муркам». ПОНА СПОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ . .. Рейсовый товаро-пассажирский па роход по западному берегу ходит редко, не чаще одного раза в не делю. А в зимние месяцы случается, что пароход курсирует только два раза в месяц. Несмотря на такие большие пере рывы в курсировании судовг в ста новищах очень медленно происходит снятие грузов и особенно, пассажи ров с парохода н их посадка. На пример, в Ура-тубе пароход сгонт на якоре несколько часов потому, что пассажирам не подают карбаса вые хать на берег. Колхозники ура-губского колхоза «Тармо» неоднократно обращались в колхозпое правление и в сельсовет с просьбой приобрести специальный карбас для снятия грузов и пасса жиров с 'рейсовых пароходов. Но вме сто оперативного решения этого во проса сельсовет и правление колхоза затеяли длительный спор — кому отпустить- сродства для приобретения карбаса. Пока руководители спорят, паро ходы попрежнему бесцельно простаи вают па рейде. Колхозники справед ливо возмущены такой волокитой и вполне законно требуют быстрейше го приобретения транспортных средств для грузов и пасваашров. СУСЛОВ. НАН СНАБЖАЮТСЯ СУДОВЫЕ ЛАВНИ ТРАУЛЕРОВ Магазин >6 1 тралфлота снабжает товарами судовые лавки всех трау леров. Па 20 — 25 дней рейса артельщики запасают для моряков необходимые во время плавания про дукты. Казалось бы, магазин этот должен был иметь широкий ассортимент доб рокачественных товаров. По команды большинства судов чрезвычайно не довольны его работой. При отпуске продуктов артельщи ки их не просматривают н нередко они отпускаются недоброкачествен ными. Так, натгример, на траулер «Киров» в последний рейс были да ны 20 банок консервов «свинина тушеная», часть из них оказалась испорченными. Варенье яблочное также не пригодно для употребления. Очень плохого качества был отпу щен сыр, хотя стоил он 23 рубля килограмм. При отпуске колбасы продавец перемешал сорта и отпустил і ее по 17 рублей за килограмм, хотя • в числе отпущенных была и пизко- 1сортная. . Моряки тралового флота вправе требовать от своего магазина образ цовой работы и добросовестного снабжения судовых лавок продук тами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz