Полярная правда. 1938, июль

г / С ' У Л 'И Л Р К С А . Э Н Г Е Л Ь С * - ! * Г С Е С 0 2 3 Г 0 Й Е И Г Л К О Т П ф Ц ).У Г:ЕНИНА ;0 V Ipdлетарии всех стран, соединяйтесь! ПОЛЯРНАЯ Орган Мурманского Окружкома и Горкома ВКП(б) и Окрисполкома Ѣ 151 (3521). 4 июля 1938 г., понедельник. Год издания XVIII, Цена 10 коо. Дружной подпиской на заем Третьей Пятилетки укрепим могущ ество единственного в мире социалистического государства! В * Страна должна получить мурманскую сельдь Яз года в год растет п совершен- в порядке, орудия лова готовы, я что ствуется рыбная промышленность оно в любую минуту могут переклю- Мурмана. Рыболовецкий флот попол- чіѵгьоя па дрифтерный лов. На деле няет^я новыми судами, оснащен- оказалось иначе. Потребовалось 11 нымл передовой техникой. Паш рыб- дней для вооружения судов дриф- ный бассейн завоевал всесоюзную терными сетями, известность, о славных долах наших j Сейчас в море работают 4 поиско- иередовых стахановских траулеров j ѣых судиа, после шторма переключи- «Киров», «Двина», «Москва» п мно- • .-»Е(.Ь лов сельди 4 дизельных гих других идет хорошая слава по траулера. Руководители промрлзвед- всей стране. кц и Морлова склонны оценивать, Партия и праштельсгво уделяют «что положеппе с подготовкой судов к исключительно большое внимание ' лову сельдл обеспечивает выполнение дальнейшему развитию рыбной про-; задачи. Следует предупредить протпв мышлепности на Мурмане, прояв-! подобной самоуспокоенности. Не ляют повседневную отеческую забо-; упуская ни одного дня, необходимо ^ ту о культурном п материальном ; точно проверить каждую деталь, ка- бдагополучлн моряков тралового ждую мелочь, чтобы потом не было флота, рыбаков-колхозшгков п всех • никаких задержек, нпкашх простоев, рабочих в инженерно-технических | Организация лова, сельди в от- ріботнпков нашего бассейна. Согре-: крытом море — дело сложноэ и тыс этой сталинской заботой и вни- хлопотливое, требующее от командно- маннем лучшие люди рыбного Мур- ’ политического состава поисковых п мана, не покладая рук, трудятся па : промысловых судов зналпя техники благо своей родины, па благо своему j лова, требующее повседневной упор- народу. I H0g работы над совершенствованием орудий лова, приемов и методов вы- меткп, уборкн сетігй и т. п. Прак­ тика показала, что у нас таких j кадров, овладевших техникой дриф­ терного лова, ^ше немного ц особен­ но на дизельныт. траулерах. Но это, однако, отнюдь не озна­ чает, что надо откуда-то дожидаться этих кадров, надеяться, -что таких людей можно подготовить путем курсов и т. д. Организация^ таких курсов, конечно, дело нужное и по­ лезное, но ведь кадры нужны сей­ час и поэтому готовить их надо среди тех же моряков и непосред­ ственно на лову, на практике. Ин­ структор дрифтерного промысла ор­ деноносец тов. Артамонов поступил именно так и добился бесспорных В соответствии с ростом рыбной промышленности, с ростом техниче­ ского оснащения, естественно, усло­ жняются и задачи хозяйственного руководства, к средним и младшим командирам пред’являются новые, еще более высокие требования. Огромные, необозримые просторы Варенцова моря таят в себе богат­ ства попстпне неисчерпаемые. За­ дача всех партийных и непартийных большевиков рыбного Мурмана со­ стоит в том, чтобы извлечь эти бо­ гатства ц дать их своей стране, своему народу. Траловый флот, осваи­ вая добычу рыбы тресковых пород, добился, бесспорно, больших резуль­ татов. Надо и впредь еще более энергично и настойчиво бороться за стахановские уловы, надо, чтобы все успехов. Моряки траулера «Мойва* корабли флота иэо-дня в день, нз прж помощи т. Артамонова довольно месяца в месяц перевыполняли го- в короткий срок научились, как надо гударственнь» задания по добыче обращаться с дрифтерными сетями, п рыбы. . теперь ухе могут помочь морякалс Партия я правительство постави- других ко;«абэ?й. . ли Перед рыбным Мурмааом новую Руководители Морлова и тралового почетную г ответственную задачу: фі0та обязаны в кратчайший срок в кратчайший срок организовать лов выделить яз числа стахановцев, сельди в открытом море и уже к концу 1938 года дать трудящимся нашей родины не менее 250 тысяч пентиеров сельди высокого качества, . разнообразного ассортимента. Известный приказ тов. А. И. Ми­ кояна о морском промысле сельди является боевой, повседневной про­ граммой деятельности каждой нашей рыбохозяйственной организации, ка­ ждого руководителя - хозяйственника, от капитана мотобота до управляю­ щего трестом. В этом приказе исклю­ чительно четко и ясно сказано, что надо делать п в кашэ сроки, чтобы добиться успеха. Средним и малым командирам рыбной промышленности Мурманского бассейна следует лишь точно, неукоснительно соблюдать указания тов. А. П. Микояна и ор­ ганизовать четкую, большевистскую проверку того, как на каждом уча­ стке работы осуществляется приказ г об организации лова сельди в от­ крытом море. Результаты промыслового плава­ ния поисковых судов «Авангард». «Ара», «Кекур» свидетельствуют, что сейчас имеются благоприят­ ные условия, все предпосылки для выполнения этой большой государ­ ственного значения задачи. Начиная с 13 июня, алг суда нылавлпвалп от 1 до 4 тонн сельди за дрейф. Два дня тому назад, вый­ дя в первый рейс после шторма. «Авангард» (капитан т. Едемский) поднял 3G центнеров сельди в 90 д;«фтгрных сетей. зпающих к любящих технику сель­ дяного промысла, техников-инструк­ торов. Такое мероприятие, безуслов­ но, принесет свои положительные результаты. Инженерно-технические работники рыбохозяйственных орга­ низаций должны помочь морякам тралового флота. Морлова, рыбакам- колхознпкам в совершенстве овла­ деть делом организации лова сельди в открытом море. Выполнение приказа тов. А. И. Микояна — задача государственной важности, задача хозяйственно-по­ литическая. Этого не елвдует забы­ вать руководителям политчасти: Мур- манрыбы и партийных организаций Териберского, Полярного и других рыболовецких районов. Па промысло­ вые корабли, находящиеся на лову сельди, нужно послать самые луч­ шие кадры политработников, агита­ торов, пропагандистов. Рыбаки-колхозники, рабочиі* за­ порных станций справедливо жалу­ ются на крайне плохое культурно­ бытовое обслуживание. С этим даль­ ше мириться нельзя. Руководителям Мурмапрыбы и профсоюза рыбпиков следует, немедля, ускорить ремонт и оборудование культбазы «Пищевик» н послать его на побс-режье. Этим, конечно, задача улучшения куль­ турно-бытового обслуживания рыба­ ков побережья еше далеко не исчер­ пывается. Надо двинуть туда все силы я средства, чтобы политиче­ ская, культурно-массовая работа за­ бита там ключом. ОТВАЖНЫЙ п е р е л е т с о в е т с к и х л е т ч и ц Наш перелет •г у л ТГГГ^IPS " •• : Лейтенант истребительной авиации орденоносец Полина ОСИПЕНКО. Ия АРХАНГЕЛЬСКА, 2 июля 1938 года МОСКВА. КРЕМЛЬ Иосифу Яшцэрионовичу - СТАЛИНУ Беспосадочный перелет Севасто­ поль— Архангельск выполнен. Го­ товы выполнить любое Ваше зада­ ние. ОСИПЕНКО, ЛОМАНО, РАСКОВА. Иа АРХАНГЕЛЬСКА. 2 июля 1938 года МОСКВА, КРЕМЛЬ Томріщги О Т Ш Я МПЛПТОЯУ. ВОРОШИЛОВУ, КАЛИНИНУ, КАГАНОВИЧУ, ЕЖОВУ С радостью сообщаем о выполне­ нии вашего задания — беспосадоч­ ного перелета Севастополь— Архан­ гельск. Готовы выполнить любое за­ дание партии и правительства. ОСИПЕНКО, ЛОМАНО, РАСКОВА. Нао давно увлекали своеобразие и трудности такого перелета — пере­ сечь нашу родину от Черного до Бе­ лого моря, через огромное простран­ ство суши на морской машине. Нашим перелетом лично заинте­ ресовался товарищ Ворошилов. 13 пюпя я получила от него теле­ грамму: «Вылет разрешаю, еще раз тща­ тельнее проверьте материальную часть. Желаю полного успеха. Во­ рошилов». Мы, как и советовал нарком, тща­ тельно подготовились к перелету, основательно проверили всю матери­ альную часть в изучили нашу не­ обычную трассу. Перед стартом мы отправили товарищу Ворошилову те­ леграмму: «Москва. Народному компссару обороны, маршалу Советского Союза товарищу Ворошилову. Дорогой Климент Ефремович! Стартуя ■сегодня на гидросамолете в разрешенный вами беспосадочный перелет пзд сушей по маршруту Се­ вастополь—Архангельск, выражаем уверенность в том, что поставлен­ ную вами задачу выполним. От всей души благодарим вав ва оказанное ван доверие и за ту по­ мощь, которая вам была окапана при подготовке перелета. Просим пере­ дать наш горячий привет прави­ тельству и вождю народов великому Сталину и передать им о том, что этот женский беспосадочный пере­ лет мы посвящаем Вам, .лучшему друту и соратнику великого Сталина, любимому наркому оборжы Союза ССР, маршалу Советского Союза Клименту Ефремовичу Ворошилову. Полина Осипенко, Вера Ломако, Марина Раскова». 2 июля в 4 часа* моторный катер на буксире вывел нашу машину в Черное море, и в 4 часа 36 минут самолет легко оторвался от воды. Первые,-минуты-полета были тяже­ лые, так как значительная нагрузка самолета и высокая темнература воз­ духа затрудняли набор высоты до 'I тыс. метров. От Севастополя до Ни­ колаева шли в легкой дымке, кото­ рая уменьшала видимость. Дальше полет проходил при сложной и весь­ ма неблагоприятной метеорологиче­ ской обстановке. От Ппколаева самолет шел в разрывных облаках и около Канеза вступил в сплошную облачность, к*_ торая нас не оставляла затем до Ар­ хангельска. Самолет приходилось ве­ сти в облаках, или пад облаками при высоте 4— 4,5 тыс. метров. Около Клева встретили грозовые облака, которые обошли стороной. Подлетая к Новгороду, пробили обла­ ва и спустились до 2000 метров. На высоте 2 тыс. метров прешли около 50 километров, затем опять поднялись до 4000 метров. Прж сну. ске около Новгорода самелет стал не­ много обледеневать. Обледенение также наблюдалось при полете над Онежским оаером. При подходе к Архангельску на­ чались просветы, и самолет шел s разорванных облаках. На высоте 1.500— 2000 метров подошли к Ар­ хангельску точно в назначенном ме­ сте. Посадка на озере Холмовском про­ шла хорошо. Материальная часть работала в пути безотказно. Мы прошли факти­ чески расстояние 2416 километров. Гордимся тем, что выполнили за­ дание партии и правительства. Старший лейтенант Лолина ОСИПЕНКО. Архангельск, 2 июля. Филиал мувея В. И. Ленина б Тбилиси ТБИЛИСИ, 2. Сегодня открылся Тбилисский филиал центрального sty- вея В. П. Ленина. Трудящиеся стог лицы Грузии проявляют огромны! ппте]юс к новому очагу пропаганда великих идей Ленина — Сталина, В первые 4 часа вдесь побывало свы­ ше 300 человек. Р музее собраны интереснейшие документы, характеризующие с и ­ ненный путь и совместную работу Ленина и Сталина. днипат самолета %Москван в Спасске СПАОСК, 2. Сегодня вечером екл- паж самолета «Москва» вернулся ив Владивостока в Снасск. Роет подпискина заем в Татарии КАЗАНЬ, 2. Из года в год растсв подписка на советские займы среди трудящихся Татарии. Первый заем индустриализации в 1927 году был распространен на 1 млн. 60 тысяч рублей, а на заем Укрепления Обо- ропы СССР в 1937 году— 48 «ли. 178 тысяч рублей. В 1931 году ей заем подписались 111.643 человека аі в 1937 году 838.963 человека. За последние 10 легг республике вьшлачево по займам 52 млн. 783 тьмячи рублей. КОЛХОЗЫ СДАЮТ ГОСУДАРСТВУ ХЛЕБ НОВОГО УРОЖАЯ АСТРАХАНЬ, 2. Колхозы Астра­ ханского округа приступили к сдаче I государству хлеба повою урезая. Колхов нм. Карла Кнотаев- ского района уже сдал 100 центне­ ров зерна. Колхоз «Путь животно­ водаг оканчивает выполнение плана поставок ржи государству. Партия л правительство, весь со- Траловый флот, Морлов и дрчтме 1ветский парод ожидают от партий­ ных п непартийных большевиков Мурмана подлинно большевистских дел во славу натш’й родины. Страна рыбохозяйственные организации: ока­ зались неподготовленными к сельдя­ ному промыслу, хотя до этого руко­ водители и инженерно-технические работники Морлова всюду я везде хвастались, что. дескать, у них все АРХАНГЕЛЬСК Старшим лейтенантам тт. ОСИПЕНКО, ЛОМАКО и лейтенанту т. РАСКОВОЙ Горячо поздравляем славных летчиц тг. Полипу Осипенко, Веру Ломако л Марину Раскову с успешным выполнением беспосадочного перелета па гидросамолете по маршруту Севастополь—Архангельск. Гордимся мужеством, выдержкой к высоким мастерством советских женщин-летчил, вписавших своим блестящим перелетом еще один рекорд в историю советской авшіщтн. Крепко жмем ваши руки. И. СТАЛИН. В. МОЛОТОВ. К. ВОРОШИЛОВ. М. КАЛИНИН. Л. КАГАНОВИЧ. Н. ЕЖОВ. Москва— Холмовское озеро СЕВАСТОПОЛЬ- АРХАНГЕЛЬСК Беспосадочный перелет военных летчиц ОСИПЕНКО. ЛОМАНО и РАСНОВОЙ 2 июля 1938 года в 4 часа 36 минут по московскому времени на одномоторном годросамолете «МП-1» военные летчицы: старший лейте­ нант Полина Осипенко, старший лейтенант Вера Федоровна Ломако и штурман лейтенапт Марина Ми­ хайловна Раскова пачали бес...................... посадочный перелет по маршруту должна получить мѵрманскѵю сельдь! \ г 1 ,г 1 1- • п _______ ....................... • ________ I Севастополь —- Іѵиев — Новгород— Архангельск. И трудящиеся Мурмана виполпят эту боевую и задачу. с честью НОЧ*“ПТѴЮ За два дня в Мурманской области размещено займа на 13.833,2 тыс. рублей За первые два дня подипскц. на рублей. Кпров-'кому. району — 2442 Заем Третьей Няти.мкп (выпуск тысячи рублей, Кандалакшскому рай­ ону— 2354 тыс. рублей. Мончегор­ ску — 1242 тыс. рублей, Саамско-і му раГмиу — 54 тыс. рублей, Тер­ пкому раГюпу - - 292 тыс. рублей, Кольскому рчйону— 523 тыс. руб.. Терибсрсімчу району—233 тыс. руб. первого года) оформили подписку 58.252 трудящихся Мурманской об- ллтп на сухчу 13833,2 тыс. руб. „ Но неполным данным, на 8 час. вечера 3 июля подписка составляла по гор. Мурмлпску — 0208,2 тыс. рублей, Н-лиряому району-—447 ты<\ В 15 часов 09 минут Осипенко благополучно произвела посадку на Холмовском озере (15 километров южнее Архангельска). Весь путь протяжением 2416 ки­ лометров пройден за 10 часов 33 .минуты со средней скоростью 228 километров в час. На участке Гомель — Витебск— Великие Лукп — Новгород полет происходил в облаках, вне видимо­ сти земли. От Водлозера до Архан­ гельска самолет шел под облаками, сверх облаков и большей частью в облаках. Советские летчицы тт. Осипенко, Ломако п Раскова блестящим образом выполнили поставленную перед ними задачу. Р а з г о в о р по т е л еф о н у Вскоре после посадки тдросамо­ лета «МП-1» на Холмовском озере (около Архангельска) между началь­ ником военно-воздушных сил РК£А командармом 2 ранга т. Локтионовым и летчицей т. Осипенко состоялся следующий разговор по телефону: Локтионов: — Здравствуйте, тов. Осипенко! Поздравляю вас с успеш­ ным завершением блестящего пере­ лета. Сообщите, как чувствует себя экипаж? Как проходил перелет? ! Осипвнки- — Мы чувствуем себя хорошо. Мы летели в неблагоприятных ус­ ловиях. От Севастополя до Гомеля самолет алел в дымке и местами в облаках на высоте 4.500 метров. Под Киевом нам встретился грозовой фронт. От Гомеля пробивались сквозь разорванные кучевые облака 8— 9 баллов. На той же высоте (4500 метров) шли от Оршп до Торопцг п только при похходе к Новгороду про­ били облава и снизились над горо­ дом до 2000 метров. В 50 кило­ метрах за Новгородом снова попали в облака. Пришлось вести машину между двумя облачными слоями. В этих условиях летели до Онежского озера, изредка встречая небольшие «окна» облачности. Облачность про­ должалась до Архангельска. На вы­ соте 1500— 2000 негров прооплп облака ц пошли на посадку. В 15 часов 09 минут наш гидросамолет ѵже бежал по Холмовскому озеру. Во время полета я и Ломако вели машину чередуясь. В полной облач- ГЕРОИЧЕСКИЕ ЖЕНЩИНЫ-ЛЕТЧИЦЫ В АРХАНГЕЛЬСКЕ АРХАНГЕЛЬСК, 2. Сілавныіі экапаж сковой созданы максимальные удоб- гидросамолета, совершивший беспо-! СТІ!а 11)Г отдыха. Однако отдых ча- смочшп перелет пз Сева«пп«< > „ „ м рвае ге , „ л ф т ы ж m s . Архангельск, окружен впимаипем п : г * . заботой. В доме отдыха на берегу I камгі 9То прредают на их имя Холмовского озера для Полипы Оси- 113 Москвы и Севастополя массу прп- н Ліч:ол-’Р‘,к**чу рикшу— 34 тыс. руб. • пенко, Веры Ломако н Марины Ра- ветствспных телеграмм. с П олин ой ОСИПЕНКО ности у штурвала сидела я. Раско­ ва работала замечательно. Она все время вела нас точно по курсу, проя­ вив большое мастерство в слепом полете. Ветер на трассе менялся. Временами он был попутным, време­ нами боковым. В баке гидросамоле­ та осталось еще 360 литров бензя- I на. Мотор, приборы и радиостанция — все оснащение самолета работало ’ превосходно. Локтионов: — О вашем замеча- • тельном перелете я с радостью сооб- . щил товарищам Огалшгу, Молотову, г Ворошилову. Осипенко: — Большое спасибо. Весь экипаж глубоко тронут тем доверием, которое нам оказали партия и пра­ вительство. Просим передать наш горячий привет п сердечную благо­ дарность любпмомѵ товарищу Ста­ лину, товарищам Молотову и Во­ рошилову. Обещаем выполнить любое задание партии и правительства, j Встретили нас здесь тепло и ра- ауідно. К месту посадки прибыли представители партийных к совет­ ских оргаппзапрй 'Архангельска, представители военных частей, j Локтионов: — Когда предполагаете возвратиться в Москву? Осиленко: — Нз Архангельска ду­ маем выехать в шкіде, примерно. 3 июля. ! Локтионов: — Не торопитесь*. Хо­ рошо отдохните. До свиданья. При­ вет экипажу! ПРОТРАВЛИВАНИЕ СЕМЯН ОЗИМЫХ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР Наркомэеаі Соит утвердил план- протравливания семян зерновы* культур к осеннему севу 1938 года. Озимой пшеницы в колхозах п сов­ хозах системы Наркомзема должна быть протравлено 1 млп. 839,2 ты­ сячи тонн, озимой ржи — 2 млн. 706,9 тысячи тонн и озимого ячме­ ня— 83,1 тысячи тонн. Протравливаются формалином се­ мена пшеницы на селекционных станциях районных семеноводческих хозяйствах, на семенных участках колхозов зі совхозов, а семена пше­ ницы. пораженной стеблевой голов­ ней повсеместно. Остальные семена пшезпщы, как п рожь, должны быть протравлены сухим способом. Посев непротравленнымн семенами вапрещается. х ' , РЕКОРДНАЯ ДОБЫЧА НЕФТИ БАКУ, 2. Славная армия бакин­ ских нефтяников одержала новую победу. В июне ст|«ана получила 1.938.592 тонпы иефтп— 102,7 проц. плана. Такой рекордной до­ бычи азербайджанская нефтяная про­ мышленность никогда не достигала. Успех бакинских иефтяппков был обеспечен нпіроким размахом пред­ выборного социалистического сорев­ нования за лучшую реализацию при­ казов сталипского наркома тов. Л. М. Кагановича. Тт. СПИРИН, ГРОМОВ, ДАНИЛИН И ЮМАШЕВ ВЕРНУЛИСЬ в МОСКВУ 2 июля в Москву возвратились Ге- шеву и Данилппу были вручены во­ рон Советского Союза Спирин, Гро - 1 логые медали за рекорды дальности мов, Данилин п Юмашев, которые ‘ полета по прямой п леманой лп- выезжалп в Берлин на 38 конфе- . ниям, установленные ими П|« пере- репцто Международной Авиационной Москвы через Северный по- Федерацин. На конференции былд вручены мі‘дали летчикам разных стран за люс в Соединенные Штаты Америки. На Белорусском вокзале героев (коію выдающиеся аспащтоппые. до- ( летчиков встретили родные, знако- стижеппл 1937 года. Громову. Юма- мые, представители печати. Пробег газогенераторных автомобилей СЕЛО СТАРАЯ РЯЗАНЬ (Гязап- ская область), 2. После трехчасового пребывания в Рязани колонна газо­ генераторных автомобилей двинулась дальше. Впереди ПІацк. Здесь первый пункт для пополнения запасов топ­ лива. В<*е машины в исправности. Учения ПВХО В Москве, Ленинграде, Баку, Минске, Хабаровске, Владивостоке началась массовые учения по про- тивовоатушпой и химической обо­ роне. Они продлятся до 15 июля. За лучшее проведение учений Центральный Совет Осоавиахпма СССР установил ряд премий. Городу, занявшему первой место в соревно-1 ваппях, будет присуждено переходят іцее враспое знамя ЦС Осоавиахима,. а также оборудование для городской школы ПВХО стоимостью в 50 тыс. рублей. Районы, занявшие первые три места, получат полное оборудование для учебпого пункта ПВХО, стои­ мостью в 20 тыс. рублей. 100 тыс. рублей выделено для награждения руководителей и участ­ ников соревновании за лучшую орга­ низацию учений ПВХО л выполне­ ние контрольных заданий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz