Полярная правда. 1938, февраль
№ 48 (3418) 28 февраля 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А —. ч — і — В 1 ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ 10 января было получено прика зание «Таймыру» выйти в Гренлаш- •ское море ж снять героическую чет верку папанинцев. Мы испытывали •большую радость и гордость. Не ме- еее образовалась команда «Таймы ра», узнав о (Почетном задании. 11 января «Таймыр» был введен ш док. Мурманские іметаллвсгы в пя тидневный срок произвели необходи мый ремонт, выполнив его хорошо. 19 яшшря корабль, приняв полные запасы угля, воды, полярного снаря жения и полугодовой залас продо вольствия, уже стоял у причала Мурманского порта в ожидание при бытия самолетов и экспедиционного состава, находясь в суточной готов ности. 3 февраля, после прибытия экспе диционного состава во главе с на чальником тов. Остальцевым, в 14 часов «Таймыр», провожаемый мно гочисленными трудящимися ^Мур манска, отошел от причала в тяже лый и почетный рейс. Гренландское море, куда шел «Таймыр» и где он неоднократно бы вал, славится в ѳто время года свои ми грозными штормами. Район, куда шел «Таймыр», в феврале никогда (не мосещался кораблями. В м«ре пас встретила суровая и неприветливая погода. Уже 4 фев- іраля «Таймыр» попал в первый же- каждым маленьким разводьем, «Тай мыр» отвоевывал метр ва метром пути к папанинцам. Приступили к поискам аэродрома, чтобы совершить разведку льда. На* шли подходящее поле для аэродрома, но подойш вплотную к нему не мог- - ли и пришвартовались вблизи. Всю ночь таймыровцы расчищали аэрод ром, одновременно собирая самолеты «У-2» и «Ш-2». Утро принесло полное огорчение— аэродром поломало подвижкой льда ж мы принуждены были быстро разби рать самолеты, погрузить их на ко рабль и птти искать другое поле. Нашли небольшую льдину и решим сделать на ней аэродром. Спустили самолет «У-2» и расчистили пола. 15 февраля в 15 часов летчик тов. Власов поднялся в воздух, вечером он сел на аэродроме у ледокола «Мурман», который оказался лучше нашего. Тов. Власов летал на стан цию «Северный полюс», разведывая ледовую обстановку для ледоколов. Двинулись дальше, взяв на борт тов. Власова с самолетом, который после разведки сел вблизи «Таймыра». 19 февраля, пробившись на по лынью, мы увидели лагерь героиче ской четверки с развевающимся флагом. В 13 часов 30 минут ледо колы «Таймыр» и «Мурман», рас цвеченные флагами на расстоянии стокий шторм. Прежде чем достичь ; „ льда, ш и ^шплоГвщеряать б о * . . « « *Ч » . «у еще с треш. ж то рш ІГ В вЕь j ш0™ш и ГЭдааШ- , ва 7 февраля шторм достиг ураган- | Отдав ледовые якоря, люди быстро ■вой силы и огромным водяным валом сошли на лед, построились в «олон- ■•брупгался на корабль. Был частич- ^ и под-красными внаменами, через но сломан капитанский мостив и Р°пакл 0 торосы,^ направились к •снесены трапы с палубы. Всю ночь станции «Север®ый полюс». Недалеко ЧИІВ ш замечательные работы ж «таймыровцы» боролись с рассвире- 01 стат]ДЖ состоялась торжествен- несколько дней 4удтт в городе севшей стихией. j вая встреча команд кораблей с герои- j[PTOtlHa Низкая температура воды вызвала ческо° четверкой. На митинге пер- вдвойне счастливы передать сильное обледенение судна. То.іько 2ЕГ “ " " даем, когда шторм немного стих, В С Т Р Е Ч А В О Л Ь Д Я Х Дружески! шарж 0. Оеаухзоиь { Гордимся мужем и отцом I ДВИГАТЕЛЬ ПОБЕДЫ Радостью наполнены нашж сердца. Дорогие папанинцы успешно закон- личный и экспедиционный состав принялись за околку льда на верх нем палубе. Самолеты и бензин, на ходящиеся на верхней палубе, бла годаря самоотверженной работе «оманды, были сохранены ветствовал команды ледоколов и про изнес громкое, радостное «ура» в честь товарища Сталина. Через три часа корабли стояли борт о борт. В каюгкомпанпи «Тай мыра» состоятся товарищеский ужин, на котором присутствовали герое^па- Радисты тт. Сергеев, Брабелыгиков j пжинцы J* представителя двуі ле~ ж Тихомиров стремились как можно , доколов- вРемя У51™4 ыл °Рга скорее связаться* ют. Ерепкеле*. “ ,га;ш «меятельвыВ концерт. В Это удалось сделать тхиько10 фев-| ^ У ” ” ” Д»1^ раля тов. Грабельникову, С этой ми- им свои горячим искреннии привет. Когда «Таймыр» уходил в плава-, ние, мы всей семьей следили за еге продвижением ж твердо верили і успех этого рейса. О жегериешем ждем на прихода «Таймыра» и «Мурмана», чтобы го рячо приветствовать отца ж мужа м лично поздравить его с выполнением большого и почетного дела. Жена и дети капитана «Таймы ра» — Ж. К. БАРСУКОВА, ЭЛЕОНОРА И ГАЛОЧКА БАРСУ КОВЫ БОЛЬШОЕ ДОВЕРИЕ нуты до последней радиограммы, от правленной товарищу Сталину и его боевым соратникам, 'Кренкель держал «вязь с материком только через «Таймыр». Л 12 февраля корабль вошел в грен ландский лед на широте 71 градус 41 минута и долготе 15 градусов 53 минуты. От нас до Папанина ос талось около 100 миль. Это расстоя ние -мы должны были пройти в тя желом льду. Медленно продви гаясь вперед, лавируя между тяже лыми ледовыми полями, пользуясь вич Папанин, заражая всех весельем. своим Партия и правительство оказали величайшее доверие нашим мужьям, поручив им снять со льдины отваж ную четверку советских полярников. Уходя в исключительно ответствен ный рейс, онп были твердо уверены, (В ночь с 20 на 21 февраля к нам что задание партии и правительства подошел «Ермак», пуская ракеты и салютуя гудком. В 7 часов 21 фев раля герои-папанинцы и все их иму щество было передано на «Ермак». В 9 часов «Ермак» взял курс на юг. «Таймыр» и «Мурман» напра вились курсом на Мурманск. БАРСУКОВ — капитан «Таймыра». УМОВСКИЙ — помполит «Таймыра». ѵ Борт «Таймыра». (Радио). будет выполнено с честью. Очень часто мы собирались вместе и обсуждали возможные варианты быстрейшего подхода кораблей к дрейфующей льдине, а получая но вые сведения, измеряли по масштабу расстояние от судов до станции. И у всех нас была общая мысль: — скорее бы сняли папанинцев с дрей фующей льдины... Мы гордимся. нашими мужьями, с честью проделавшими исторический рейс в Гренландское море. А когда мы узнали, что моряков «Таймыра» и «Мурмана» приветст вовали велики! вождь трудящихся то варищ Сталин, руководителя партии и правительства — наша радость ж восторг удесятерились, frre сажая высшая награда. Хороший отдых ноеле напряжен ной работы готовим мы своим мужь ям. Мы увечны, что с іпредь они будут также образцово выполнять любые задания партии и правитель ства. Жена капитане «Мурмана» М. И. КОТЦОВА, жона ломполи- та «Таймыра» Н. А. УМОВ- СКАЯ, жена стармеха «Таймы ра» М. К. МИХАЙЛОВА. ЧЕСТЬ И СЛАВА! Никогда еще история мореплава- равлением капитана И. Ф. Котцова. | пляшущие волны бросают корабль кия в Арктике не имела таких пре- На этот раз была прослежена кромка как щепку. Иногда корабль кладет щендентов, когда суда в условиях льдов от широты 78 градуса и до градусов на 50 — 60 на борт. И зимнего времени бороздили бы Грен- шпроты 81 градуса. Корабль пересек если в это время находишься в кой- ландское море и совершали бы пла- j все Гренландское море на север и ке, то приходится головой и ногамн вания во льдах. Но начшная с зимы поднялся севернее Шпицбергена поч- упираться в противоположные стенки 1935 — 36 гг. наши советские ко- , ти на 100 миль, т. е. прошел в цен- каюты, иначе рискуешь совершить рабли «Таймыр», «Мурман» и «Мур- тральную часть Северного Ледовитого головокружительный полет, манец» ежегодно • то один, то океана. J Недаром Гренландское море назы- Третьим по счету плаванием — вается «гнездом штормов». Редко редко когда удается встретить здесь другой, зимой, в полярную ночь, бес страшно, не пугаясь штормов и тя- ^ыла экспедиция на гнцрографнче- желых ледовых сплошняков, совер- ском СуДне «Нерпа» (однотипное с шают репсы в Гренландское норе. , «Мурчанием») под управлением ка- В январе 19о6 года _ «Таймыр» питана Ульянова в ноябре— декабре под командованием П. Ф. Кстцова j 93 g roja_ Эта экспедиция произвела первыи раз в истории мореплавания ГИдр 0 Графаческпе разрезы от острова совершил поход в Барснцілрг ^ ej BCXHg п МЫс зЮцдКап (Шппц- (Шпнциерган) и доставил пашпм зп- 5 ерГен) л а з а д а д до кромки льдов, ыовщикам почту и грузы. Этот по ход нужно рассматривать, как Необходимо отметить, что плава- опытный, разведочный. Его задача нпе 18 Гренландском море очень тя- заключалась в выяснении возмож- ягвлое изо дня в день встречают корабль штормы силой 10 — 11 , а то и 12 баллов. У берегов Шпицбер гена дуют свирепые северо-восточ ные и восточные ветры, а на западе у кромки льда преобладают северные и северо-западные ветры. Трудно словами рассказать о та- В полдень 7 февраля наш корабль' мой день иохеда. Команда, шоеруаеев- жокинул берега Мурманска ж полным пая лопатами в кмрками, еж і|М » ходож пошел в Гренландское жоре* с почетной жутевкон партии и прави тельства — сиять с дрейфующей льдины отважную четверку папанин цев. Через три дня, следуя Норвежским жорем, мы попали в полосу необы чайного пггарма силою в 10 баллов. Корабль временами имел крен на 47 градусов, волны перехлестывали че рез палубу. «Мурман» потерях руле вое управление и его, как щепку, стало бросать по бушующим волнам. Серьезной опасности подвергались два самолета, находившиеся в трюме. Бт о чрезвычайно важно, чтѳбы туда не попала ни одна капля воды. Ге роическими усилиями всей команды жам удалось отстоял от пггерма м авиаснаряжение, о весь палубный груз. Но шторм же утихал. Судну грозила опасность. Нужно было при нять экстренные меры — срочно ис^ править рулевое управление. Силь ный океанский ветер сорвал на кор ме крышку от румпельного помеще ния, туда проникла вода. А для то-. гв, чтобы починить руль, нужно было спуститься в румпельное по мещение, затопленное водой. И вот кочегары тг. Скучаревский, Селивер стов и машинист т. Бритянов спу стились в румпельное помещение ж там, находясь по пояс ж воде, в ко роткий срок отремонтировали руль. Корабль получил управление ж мог следовать дальше. В Гренландском море, приближаясь к 8 меридиану западной долготы, мы предполагали встретить лед. До сих пор было известно, что начиная Л все свое знание, весь «вэі «гыт, все свое умение к тому, чтобы снять отважную четверку — депутатов Верховного Совета СССР тг. Папани- | с этого меридиана в Гренландском на, Кренкеля, Шпршова ж Федорова j море должен быть ледяной покров, со льдины. И эта задача и м и была На самом же деле мы встретили лед значительно дальше, когда подходили слава отважным морякам «Мурмана», «Таймыра» и «Мурманца»! Честь и слава отважным летчикам тт. Вла- хорошую погоду.. Большая часть вре мени падает на штормовые дни, а в условиях сплошной полярной ночи абсолютно ничего не видно. Так и в этом январско-февраль ском героическом плавании наших родных кораблей «Мурманца», «Тай мыра» и «Мурмана» погода пе ра довала отважных советских моряков. Пм пришлось испытать все «цре- і ^ще раз доказали всему миру, что выполнена блестяще. Преодолевая штормы, полярную к 16 меридиану. На этих меридиа ночь, пробиваясь во льдах, достигав- 1 Гренландского моря в феврале ших толщиной трех метров, славные паши корабли подошли ко льдине Папанина и приняли на борт кораб лей отважную четверку. Честь и не бывал ни один корабль, счита лось опасным вступать в борьбу с раз’яренной океанской стихией. Но советских моряков не смутили ни океанские штормы, ни малопзу- ностен в условиях жесточаишлх зим них штормив я полной полярной но- чп совершать такие плавания. Следует сказать, что опыт этого исхода подтвердился полностью и «правдал себя. Была доказана воз можность подобных плаваний. ченный фарватер. Они уверенно про- сову, Черевнтнону и другш Честь и „ й ’ слава командованию кораблей тт. Ос- j „ тальцеву, Котцову п Барсукову! j ^в^е суток корабль из-за шторма л ' пролежал в дрейфе вдали от берегов Отважпые сыны советского народа f уже лргтп» погоіы Гпетпиізского мооя 1ПЧ’Ѳ *0^ ‘т л и ВССМУ И РУ. 41-0 вались сквозь толстые торосы льда, лести» погоды 1репландского моря. Нам, партийным и непартийным Т 1 максимальная отѵгалппо- «Мурман», в результате шторма, до- большевикам, никакие трудности не ортанпзо- лита ѵшягаттч И лр \ гмгттп ___ _ тт ВЗННОСТЬ. НуЖНО бЫЛО ВвСТИ КО- стпгавшего силы урагана, временно страшны. Под руководством партии , чтойнЧмя™ п н й и * терял рулевое управление, которое Ленина—Сталина, под руководством Л 1 ледяные глыоы в опп -а ,тжмтг\от>члттл ______ _____А 13— 14 метров, уходящие под воду, все же было исправлено героической мудрого вождя и друга народов то' Следующее плавание в октябре — кой погоде — ветер свирепо рн'вет в ноябре 1936 года опять было совер- вантах корабля, сплошная снежная шено аа «Таймыре», снова под уп- ■пелена — пурга бьет в лицо, дико командой. Экипажи судов, отчетливо пони мая задачу, поставлетаѵю перед ни ми партией и правительством, при ложили все усилия, мобилиаомли варпща Сталина мы выполним любое задание, которое возложит на на« партия ж правительство. ВОЛЫНКИН — инженер-гидрограф. не повредили корпуса корабля. С этой задачей мы успешно справи лись. Мы начали искать подходящую льдину, чтобы на ней устроить аэро дром. Такая льдина размером Б00 на 999 метро* была найдена яа мер ными усилиями за жескольхо часок превратила дрейфующую льдину ш первоклассный аэродром. Іашуммі мотоір самолета и начались ж м е т ж лагерю Папанина. Іетать » условиях Арктики бым тяжело. Вот, например,' в очередну» авиаразведку вылетали тг. Череввж-і жый и Караганов. При отлете бшм хорошая видимость. Через 15 мжнум самолет сзади настиг туман и «брмг- ноуяе было возможности лететь. чикл вынуждены были сделать мо- садку на льдине. На следующий день, когда погода стала благоприятной* летчики пытались запустить моторе самолета, но ничего не^получилось. Тогда они стаж паяльной лампой ра^ зогревать мотор, но лопнул клапав насоса. Так и не удалось запустить мотор. Мужественные ихлоты гг. 1о- ревичпый- ж Карабаяов провелж две* суток на дрейфующей льднне, иож* к ним не пришел на помощь самолегг «У-2» с пилотом т. Власовых ■ штурманом т. Дорофеевым:, С аэродрома «Мурмана» пиле» т. Власов и штурман т. Дорофеев со вершили первый нолет к станция «Северный полюс». Авиаразведкм установила, что есть возможность подойти и Паланину кораблем. Двоо суток — днем и ночью — наш ко рабль с огромными усилиями про бивался сквозь льды к папанинцам. На десятые сутки похода мы гсм увидели красный флаг, развеваю щийся над станцией «Северный по люс». Ночью на горизонте заметив огонь: это папанинцы зажгли ко-1 стер. ; 19 февраля в 13 часов «Мурман* первый пришвартовался к льдинм папанинцев. Через несколько мннут к льдине подошел «Таймыр». Зада ние правительства было выполненоt папанинцы спасены! Да они и не могли быть не спасены. Выступая нм митинге на станции «Северный по люс», Иван Дмитриевич Папапиж сказал: «Советский человек никогда! и нигде не может пропасть. Бережет его вся страна, о нем заботится пар тия, правительство и товарищ Ста лин». Отправляясь в трудный ответст венный ледовый поход, команда ко рабля «Мурмана» знала, что за каж дой милей нашего продвижения впе ред следит вся страна и родной Ста-* лин. Это воодушевляло, вселяло в нав твердую уверенность в победе. В этом причина нашего успеха. КОТЦОВ— у капитан ледокола «Мурман», ] ПУХОВ— * помполит ледокола «Мурман*. j Б*рт «Мурмана». (Радио).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz