Полярная правда. 1938, февраль
ІУЖЕСТВА И СЛАВЫ 'ЧМИ ХРАБРЕЦОВ а ★ Н е з а б ы в а е м ы й февральский рейс тяжелые льды мужественно шли навстречу {урман ". , капитаны Барсуков и Котцов. Исключительно гарьі и штурманы, радисты и механики, весь о-большевистски выполнили задание партии и ый полюс “ закончивших свою огромную научную дины , мужественных зимовщиков тт. Папанина, сажирам на борту идущих в Мурманск кораблей! ым морякам—командам „ Таймыра " и „ Мурмана“ ! Случай у маяка Вдали мерцал «ноль маяка. Шумел , апит.плеиа был уже на берегу ибой а волны ^юлишие, холодные, ! Просто! н веселый, отличный ые подбрасывали шлюпку. В этой товарищ — таким знают второ равной боірьбе море хотело показать го штурмана ледокола «Таймыр», лоьеку свою вековую силу. 1 Кроме обычных штурманских вахт, Шлюпку спустили с гадрографя- когда штурман полностью отве- ского судна. Штурману Усачеву чает за весь корабль и ведет его, оѵчзли доставить баллоны с аштн- ном для освещения маяка. Было мяо, но глаз полярного моряка, інівыкпгай и зимним постоянным меркам, увидел все— и берег, о лны, и главную цель— маяк, ко- рому во что бы то ни стало надо іло дать средства сигнализации. Шлюпка уже подходила к берегу, гда огромная мутная волна захле- нула ееи один нз баллонов в цен- jm газом пошел на дно. Баллон на било спасать. На шлюпке и на регѵ стали придумывать наиболее істрые способы извлечения пото- вшѳго баллона. Никто не обратал :имання, как ‘■румяный, круглолп- •ій человек в течение несколыких Корабль шел Норвежским морем, на», хорошо изучив мамину, Косто- Капнтан іел «Мурман» навстречу горов завоевал на корабле большой а напанмнекому лагерю. Все мысли заслуженный авторитет. Он яемногий команды были устремлены к втому из машинистов, который несет само- обломку льдины, все жаждали ско- стоятельно вахту без механика. в круг обязанностей второго помощ ника капнггана входят большие ■ от ветственные обязанности по снабже нию продовольствием, культинвента- рем и всем имуществом. Вспоминаются дни перед отходом «Таймыра». Словно какие-то семи мильные сапоги стремительно пере носили Усачева с борта корабля в склады п магазины города. Вместе с судовым врачей он осматривал и вскрывал каждый ящнх лимонов, апельсинов, печенья. — Какой это бѵдет оамечатель- рей принять на борт дорогих това рищей. Капитан и команда старались ускорить ход. Но свирепая северная стихия вставала на пути, грозила задержками. 10 февраля «Мурман» иоиал в полосу девятибалльного шторма и временно потерял рулевые управление. В море был об’явлен круглосуточ ный аврал. Машинист тов. Бра танов, кочегары от. Скутарев- ский и Селиверстов с риском дли жизни, мокрые, подгоняемые мет ром, пробрались на корму, опу стились в затопленное водоі рум- пельпое помещение, открыли люк и спустили воду. После 40 минут са моотверженной стахановской работы рулевое управление было исправлено и корабль вновь пошел по намечен ному курсу. Ни на один день не прервал ко рабль связи с материком. Радисты «Мурмана» тт. Яровпцнн, Кулеба- кин, Мотьщнн и Евсеев, несмотря на жестокую качку н повреждения ан- Иосиф Ровченя один из наиболее по жилых моряков «Мурмана». Но как .молод#, с каким под’емом и знтузн- азмом уходил старшин электрик ко рабля в втот замечательный рейс! Боцман Худяков, кочегар Яков За- блоцшй, вместе с помнолитом Андре ем Пуховым, с заместителем капи тана, старым моряком, участником гражданской войны, Виктором Уша ковым, вместе со всей командой ко рабля боролись за быстрейшее про движение ледокола. Героическая работа моряков увен чана большим успехом. От берегов далекой Гренландии, от дрейфующей льдины, на которой 9 месяцев зя- мовали четыре советских героя «Мурман» бок-о-бок с «Таймыром» взял и держит курс на Мурманск, в ный репс, — говорил он, перед вы- тенны обеспечили беспрерывную ра диосвязь с Большой Землей. ходом в море, — само назначение этого плавания благородное, прекрас ное. Кроме выполнения прямой за- •ротких мгновений разделся и ныр- I дача — снятая папанинцев— я жду •л в ледяную воду. j от этого похода многого для укрепле- 1 Набрав как можно больше возду- нпя своих штурманских знаний. На I, сдерживая дыхание, штурман судне установлены специальные на- ^ко нырнул в глубину. Его еры- вигаппонныѳ приборы, на , которых ок не был случайным и непоцго- придется работать впервые. >влениым. В руках Усачева был Рейс в Гренландское море будет для юс, конец 'Которого он завел под меня во всех отношениях интерес- іллои. Через несколько минут мо-в нътм, волнующим, незабываемым иа )ый, застывший человек с баллоном всю жизнь. V V НАПИ Т А,Н К О Т Ц О В Капитан яе покидал мостика не сколько дпей. Сосредоточенный, по худевший он зорко смотрел вперед. Надвигалась полярная ночь. Стоял первый город на Большой Земле, ко- октябрь. В такую пору еще ни одно которым оп командовал в гечеиев многих лет, такого человека, как Па- панин. . .Прошли многие годы. Сын ар хангельского лоцмана, 40 лет вьгво- торый~ліобовно ” и*"берёжно"снаряжал СУ ДН0 не І0 ДВЛ0 к удаленному и су- і дившего в море по узкому фарватеру корабли в ответственный рейс. Скоро Р0В0МУ аРІИЖ€Л4ГУ Земи Франца- красавицы Двины океанские яарохо- у прпч^льнон стенки нашего порта Иосифа. корабли отдадут якоря и по трапу Корабль медленно шел к мысу «Мурмана» на берег дорогой совет- Ф*®Раі У островов Нортбрука, Бри- ской земли ступит веселый Напаинн, таяешм каналом держал путь прославленный Кренкель, «временно л буггу Тихую. В оаля- разлученные» с Федоровым и Шир- ™ Котцова вставали трагические Отлично работал старший маши- ’ шовым, которые идут на «Таймы- нлпзоды, некогда происходившие в нист «Мурмана» Алексей Мпхайло- ре». Можно сказать с полной уве- 8X11 нестах. Капитан вспоминал о внч Костогоров. Вместе с механиком ренпостью — славные моряки этих зимовке англичанина Джексона, h o - т . Іобзиным, т. Колмогоров наблюдал кораблей никогда в жизни не забу- , торому правительство не дало воз- в Ленинграде за постройкой «Мурна- дут февральский рейс 1938 года. . можиостн закончить большую слоск- с м о р я і Т рйходили РАДИОГРАММЫ По мере приближения ледокола к дрейфующей льдине люди советской страны все с большим трепетным волнением ловили каждое слово, пе редавали из уст в уста вести о про- ианпгие. Были выполнены все его ную работу, мрекрѵив енровапие. Здесь одинокие, бессон ные ночи провел знаменитый Нан сен, который вместе с соотечествен ником своим Іогансеном пел на Се верный полюс, здесь на мысе Флора, ма камне, обращенном к северу, вы сечены имена отважныі исследова- требования и накануне отхода Борне I І 616® ®кспеицнп капитала Каньн. Иосифович с лолной уверенностью Здесь погиб мужественным Седов, сказал: — машппы в хорошем со стоянии, если надо будет, сможем хождении «Таймыра» и «Мурмана» форсировать ход. к папанннской льдине. Борне Иосифович морячит семиад- Никогда пе знавшие специальных цхтый год. Он сын потомственного морских выражений, люди точно я механика. В течение десятка лет і правильно произносили координаты иавал яа «Таймыре» старшим ме- , широт и долгот, спорили о силе вет- ханнком Иосиф Михайлов. После ра, о поведении корабля в сложной смерти старика место его занял сын ; метеорологической обстановке. Н все Борис, который также бережно я лю- По настоящему архипелаг Земли Франца-Иосифа был изучен только в наше время, советскими полярника мн. В 1929 году на Земле Фрапца- Іосифа ио постановлению советского ды, внук и правнук архангельских моряков, сам плавающим с 13 леъ — капитан Котцов снова ношел сни мать Папанина. Много славных рейсов 4 мродела* капитан за эти годы. 'B беспримерный в истории аркта- повторяли известную из радиограмм подтвержденную верным продвиже нием. корабля истину —; машины «Таймыра» работают безотказно. За этими простыми, короткими словами радиограмм стоят большие дела. Безотказную работу машин обесие- механпзмаш бовио ухаживает за вверенного ему судна. В работе Михайлову фгомогаю* другие члены машинной команды. Уже несколько лет плавает на «Тай мыре» второй механик Барандии. правительства была выстроена по- ческого плавания январский поход стоянная научно-исследовательская в Баренцбург водил капитан Котцо» станция. 29 июля на юя^ом берегу свой пароход в 1936 году. В суро- •строва Гукера, вблизи которого рас- вый месяц нордовых ветров и тяже- ноложена бухта Ъзхая, был водру- лых льдов ои посетил высоки* жен советский флаг. 30 августа то го же года первая зимовка в бухте Тихой через свое .радио сообщила всему миру о начале большой иссле довательской работе иа архппелаге. широты, доказав возможность зимне го плавания в ѳтом районе. В Заполярье спраиедливо счнтаюі, что капитан Котцов многое сделал для изучения и освоения западного С тех пор в бугге Тихой началась сектора Арктики. Никогда и никаких систематическая исследовательская трудностей не боялся этот, спокой- Радисты «Таймыра» (слева направо): гг. П. Д. ТИХОМИРОВ, стар ший радист П. С. СЕРГЕЕВ и радист И. Д. ГРАБЕЛЬПИКОВ. )ГИМ ДРУЗЬЯМ я трудящиеся Мурманска проводил 1кепмальпо сжатые сроли погружен ■ Таймыр» в Гренландское море, дав мбуикеровал. ноп команды, его выдвинули на должность механика. Семен Дмитрие вич Барандпн активный обществен- ловиях непосредственной опасно'уги, готовится к вступлению в пар- показали всему миру, на что способ- тою ны советские люди, — гордятся тем, что приняли посильное участие в вы полнении заданий правительства по і снятию папанинцев. Муірмаінцы — . - _ - і OrnoMuvio іработу все время проъо- взрослые и дети — с трепетным вол- оманде оосвоп наказ во что оы то »»‘ п ~ - дилп Мурманские связисты. Они пением и радостью ждут приоытия и стало спять нанапинцев. ; (^.(..прдрывцо держали связь с выш°д- отважной папаннжкой четверки. Было организовано также спеца- ц ^ н в море ледоколами. РаднггыОни будут счастливы первыми при- вспомогательные механизмы, пере^ Лное бкию погоды для обслуошві- мурманских раций прилагали псе встствовать героев на материке. ия экспедиций по снятию Напали- угнлня к тому, чтобы оказать . В дальнейших работах по оозое- а с усиленными дежурствами гп- максимальную помощь в большой ря- цию морских и воздушных севеірчых оптиков. Для обеспечения нормаль- 5 qTC< проводимой партией и прачп- путей трудящиеся нашего залоллр- ой радиосвязи с группой Папанина тельством по спятню с дрейфующей кого города будут работать тагже кораблями, вышедшими к дрейфу- льдины мужественных сынов напей нредапно_, онергнчно, с энтузиазмом. щеп льдине, президиум Мурманско- р0ІШШ — товарищей Папанина, ) Окрис.полкома издал специальное Кр(*ц«еля, Фе>дорова и Шпршова. UWU 1 ,VUJHJW Внимательный тпѵючюбикыі , к н- ”S . " * t L ' “ цпплиннрованпый * второй ыепнш " & “ ог.Т.сJ T T T ' вый' яо с бмьш,“ 'Ч тронпи ог- ские и гидрооиологические наблюде- ием и решимостью, человек. Он был нпя, различные ботанические, зооло- болен, когда ледокол «Мурман», ко- гьчесше я геологические изыскания, торым Котцов командует второй год» Деятельность станции бухты Тихой по решению правительства должен tuuuuu аіѵдш а и iu и _ и ч старший и р м н Бор.с ппп юа , «тороі Посифошч Михайлов. пользуете» всеобще, любовыо. Еще Когда «ТаВішр» гствялсл х рей- был А > 1937 году, как стахановца машин- су, механик неотлучно находился ш яяш ш шш яш пвж Отлично работает старший маши нист Хабаров. Ему доверяют само стоятельно стоять на вахте. Хабаров растущий, инициативный работник. Уходя в рейс, машинная команда «Таймыра» проверила главные и брала их, частично заменила. Меха- пики в тесном содружестве с маши нистами и кочегарами обеспечили бесперебойную работу машин. Когда Михайлов, прощаясь с семъ- еп, сказал своему пятилетнему сыну В борьбе со сгихпеп, в тяжелый ^ еве 0 тои> что он отправляется к и опасный момент четыре верных папанпнцам, мальчик сказал: —г я ^становление к принял моры по , Большую помощь в операциях, сына великой Родпны социализма ждать, папка, тебя и следить с странепню помех в радиопрлеме. j связанных со снятием папанинцев, показали себя богатырями мужеегьа, Но решении) правительств.! вслед оказывали командиры и кіраснофлот- большевистской стойкости и выдерж- ) «Таймыром» в Гренландское мо ^5 пы нагтто славного Северного фло- ки Общественность Мурманска, с ис- - і Мурманска выіпел ледокол «Мур- та, в особенности командующий ji.io - ключнтельноіі заботой и любосью ан».* Па н<‘.м были отправлены то- том, депутат Верхомого Совета пгннимавшая самое деятельное уча- мнительные сродства авиасвязи. тг'п- Дупкшов. ! стне в организации мероприятий по дно прінмло значительные заптсы Трудящиеся .Мурманского округа, спятаю папанинцев, передает геполм ля в продоіюльстия. Следует от- во -лпщепные опокопст.впем и стоп- свои горячий привет, готовятся к гить. что для агой цели «Мурман» коггыо геіроев-паиаііпмцов, которые, радостной встрече с доблестной папл- 'іл снят из очередного рейса, в мл- находясь на маленькой льдине в ус- кингкой четверкой. мамон, как работают ваши машппы. Смотрите, снимите с льдпны-холодп- пы папанппцев. Выполняя наказ страпы, участвуя в репсе к дрейфующей льдине, Бо рис Иосифович зорко следил за ра ботой машин. ІІп сыну, ни товари щам, пи жене пе придется краспегь за его большую и добросовест ную мботу. расширялась. И в октябре 1933 года был отправиться к дрейфующей капитан Котцов шел снимать оче- станции «Северный полюс». Но лич- редную группу зимовщиков бухты ное самочувствие ие остановило ка- Тнхой, которая провела здесь исклю- питана. Вместе с замечательно! чптельно интересные исследователь- командой судна, при помощп своего ские работы. Начальником зимовки дублера Виктора Дмитриевича Уша- был Иван Дмитриевич Папанин, в кова, помполита Нухова, старшего составе научных сотрудников стан- механика корабля — парторга Вла- ции был Федоров, совершивший боль- димира Лобзнна он повел «Мурмал» шой маршрут от бухты Тпхой до в Гренландское маре. острова Рудольфа, проделавший мно го замечательных геомагнитных ис- Жестокие штормы трепали ко- „ _ „ рабль, выходило из строя рулевоо следований. Закончив раооты, знмов- , управление, ветер обрывал антенну, щикп с петерпепнем ожпдали паро хода, который должен был их до ставить па Большую Землю. Иван Федорович тепло вспоминает об этом рейсе, о встрече с Папанп- ным. Полярная деятельность Папа нина только начиналась в те годы, по замечательные организаторские способности этого неутомимого, эпер- гнчпого волевого большевика помог ли ему, будучи впервые начальни ком полярпой станцип, выдвинуть ее в ряды лучших в системе Главсев- морпути. Капитан был горд и счастлив при- льды старались преградить путь. По выпеіняя боевое поручение великой Родины, опытный мореход все ближе- о ближе подходил к намеченной це ли. Капитан мечтал о встрече с па- иапипцамн. Особенно ему хотелось увидеть Папанина, человека, восхи тившего весь мир, полярнпка, обо гатившего поколения, начальника самой замечательной в мире зимовки, человека, сочетавшего в себе все благородные высокие качества, пат риота социалистической Годины, своего давнишнего знакомца и самого нять на борт ледокола с^айаырэ, д?;?г:го пассажира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz