Полярная правда. 1938, февраль

ІУЖЕСТВА И СЛАВЫ 'ЧМИ ХРАБРЕЦОВ а ★ Н е з а б ы в а е м ы й февральский рейс тяжелые льды мужественно шли навстречу {урман ". , капитаны Барсуков и Котцов. Исключительно гарьі и штурманы, радисты и механики, весь о-большевистски выполнили задание партии и ый полюс “ закончивших свою огромную научную дины , мужественных зимовщиков тт. Папанина, сажирам на борту идущих в Мурманск кораблей! ым морякам—командам „ Таймыра " и „ Мурмана“ ! Случай у маяка Вдали мерцал «ноль маяка. Шумел , апит.плеиа был уже на берегу ибой а волны ^юлишие, холодные, ! Просто! н веселый, отличный ые подбрасывали шлюпку. В этой товарищ — таким знают второ­ равной боірьбе море хотело показать го штурмана ледокола «Таймыр», лоьеку свою вековую силу. 1 Кроме обычных штурманских вахт, Шлюпку спустили с гадрографя- когда штурман полностью отве- ского судна. Штурману Усачеву чает за весь корабль и ведет его, оѵчзли доставить баллоны с аштн- ном для освещения маяка. Было мяо, но глаз полярного моряка, інівыкпгай и зимним постоянным меркам, увидел все— и берег, о лны, и главную цель— маяк, ко- рому во что бы то ни стало надо іло дать средства сигнализации. Шлюпка уже подходила к берегу, гда огромная мутная волна захле- нула ееи один нз баллонов в цен- jm газом пошел на дно. Баллон на­ било спасать. На шлюпке и на регѵ стали придумывать наиболее істрые способы извлечения пото- вшѳго баллона. Никто не обратал :имання, как ‘■румяный, круглолп- •ій человек в течение несколыких Корабль шел Норвежским морем, на», хорошо изучив мамину, Косто- Капнтан іел «Мурман» навстречу горов завоевал на корабле большой а напанмнекому лагерю. Все мысли заслуженный авторитет. Он яемногий команды были устремлены к втому из машинистов, который несет само- обломку льдины, все жаждали ско- стоятельно вахту без механика. в круг обязанностей второго помощ­ ника капнггана входят большие ■ от­ ветственные обязанности по снабже­ нию продовольствием, культинвента- рем и всем имуществом. Вспоминаются дни перед отходом «Таймыра». Словно какие-то семи­ мильные сапоги стремительно пере­ носили Усачева с борта корабля в склады п магазины города. Вместе с судовым врачей он осматривал и вскрывал каждый ящнх лимонов, апельсинов, печенья. — Какой это бѵдет оамечатель- рей принять на борт дорогих това­ рищей. Капитан и команда старались ускорить ход. Но свирепая северная стихия вставала на пути, грозила задержками. 10 февраля «Мурман» иоиал в полосу девятибалльного шторма и временно потерял рулевые управление. В море был об’явлен круглосуточ­ ный аврал. Машинист тов. Бра­ танов, кочегары от. Скутарев- ский и Селиверстов с риском дли жизни, мокрые, подгоняемые мет­ ром, пробрались на корму, опу­ стились в затопленное водоі рум- пельпое помещение, открыли люк и спустили воду. После 40 минут са­ моотверженной стахановской работы рулевое управление было исправлено и корабль вновь пошел по намечен­ ному курсу. Ни на один день не прервал ко­ рабль связи с материком. Радисты «Мурмана» тт. Яровпцнн, Кулеба- кин, Мотьщнн и Евсеев, несмотря на жестокую качку н повреждения ан- Иосиф Ровченя один из наиболее по­ жилых моряков «Мурмана». Но как .молод#, с каким под’емом и знтузн- азмом уходил старшин электрик ко­ рабля в втот замечательный рейс! Боцман Худяков, кочегар Яков За- блоцшй, вместе с помнолитом Андре­ ем Пуховым, с заместителем капи­ тана, старым моряком, участником гражданской войны, Виктором Уша­ ковым, вместе со всей командой ко­ рабля боролись за быстрейшее про­ движение ледокола. Героическая работа моряков увен­ чана большим успехом. От берегов далекой Гренландии, от дрейфующей льдины, на которой 9 месяцев зя- мовали четыре советских героя «Мурман» бок-о-бок с «Таймыром» взял и держит курс на Мурманск, в ный репс, — говорил он, перед вы- тенны обеспечили беспрерывную ра­ диосвязь с Большой Землей. ходом в море, — само назначение этого плавания благородное, прекрас­ ное. Кроме выполнения прямой за- •ротких мгновений разделся и ныр- I дача — снятая папанинцев— я жду •л в ледяную воду. j от этого похода многого для укрепле- 1 Набрав как можно больше возду- нпя своих штурманских знаний. На I, сдерживая дыхание, штурман судне установлены специальные на- ^ко нырнул в глубину. Его еры- вигаппонныѳ приборы, на , которых ок не был случайным и непоцго- придется работать впервые. >влениым. В руках Усачева был Рейс в Гренландское море будет для юс, конец 'Которого он завел под меня во всех отношениях интерес- іллои. Через несколько минут мо-в нътм, волнующим, незабываемым иа )ый, застывший человек с баллоном всю жизнь. V V НАПИ Т А,Н К О Т Ц О В Капитан яе покидал мостика не­ сколько дпей. Сосредоточенный, по­ худевший он зорко смотрел вперед. Надвигалась полярная ночь. Стоял первый город на Большой Земле, ко- октябрь. В такую пору еще ни одно которым оп командовал в гечеиев многих лет, такого человека, как Па- панин. . .Прошли многие годы. Сын ар­ хангельского лоцмана, 40 лет вьгво- торый~ліобовно ” и*"берёжно"снаряжал СУ ДН0 не І0 ДВЛ0 к удаленному и су- і дившего в море по узкому фарватеру корабли в ответственный рейс. Скоро Р0В0МУ аРІИЖ€Л4ГУ Земи Франца- красавицы Двины океанские яарохо- у прпч^льнон стенки нашего порта Иосифа. корабли отдадут якоря и по трапу Корабль медленно шел к мысу «Мурмана» на берег дорогой совет- Ф*®Раі У островов Нортбрука, Бри- ской земли ступит веселый Напаинн, таяешм каналом держал путь прославленный Кренкель, «временно л буггу Тихую. В оаля- разлученные» с Федоровым и Шир- ™ Котцова вставали трагические Отлично работал старший маши- ’ шовым, которые идут на «Таймы- нлпзоды, некогда происходившие в нист «Мурмана» Алексей Мпхайло- ре». Можно сказать с полной уве- 8X11 нестах. Капитан вспоминал о внч Костогоров. Вместе с механиком ренпостью — славные моряки этих зимовке англичанина Джексона, h o - т . Іобзиным, т. Колмогоров наблюдал кораблей никогда в жизни не забу- , торому правительство не дало воз- в Ленинграде за постройкой «Мурна- дут февральский рейс 1938 года. . можиостн закончить большую слоск- с м о р я і Т рйходили РАДИОГРАММЫ По мере приближения ледокола к дрейфующей льдине люди советской страны все с большим трепетным волнением ловили каждое слово, пе­ редавали из уст в уста вести о про- ианпгие. Были выполнены все его ную работу, мрекрѵив енровапие. Здесь одинокие, бессон­ ные ночи провел знаменитый Нан­ сен, который вместе с соотечествен­ ником своим Іогансеном пел на Се­ верный полюс, здесь на мысе Флора, ма камне, обращенном к северу, вы­ сечены имена отважныі исследова- требования и накануне отхода Борне I І 616® ®кспеицнп капитала Каньн. Иосифович с лолной уверенностью Здесь погиб мужественным Седов, сказал: — машппы в хорошем со­ стоянии, если надо будет, сможем хождении «Таймыра» и «Мурмана» форсировать ход. к папанннской льдине. Борне Иосифович морячит семиад- Никогда пе знавшие специальных цхтый год. Он сын потомственного морских выражений, люди точно я механика. В течение десятка лет і правильно произносили координаты иавал яа «Таймыре» старшим ме- , широт и долгот, спорили о силе вет- ханнком Иосиф Михайлов. После ра, о поведении корабля в сложной смерти старика место его занял сын ; метеорологической обстановке. Н все Борис, который также бережно я лю- По настоящему архипелаг Земли Франца-Иосифа был изучен только в наше время, советскими полярника мн. В 1929 году на Земле Фрапца- Іосифа ио постановлению советского ды, внук и правнук архангельских моряков, сам плавающим с 13 леъ — капитан Котцов снова ношел сни­ мать Папанина. Много славных рейсов 4 мродела* капитан за эти годы. 'B беспримерный в истории аркта- повторяли известную из радиограмм подтвержденную верным продвиже­ нием. корабля истину —; машины «Таймыра» работают безотказно. За этими простыми, короткими словами радиограмм стоят большие дела. Безотказную работу машин обесие- механпзмаш бовио ухаживает за вверенного ему судна. В работе Михайлову фгомогаю* другие члены машинной команды. Уже несколько лет плавает на «Тай­ мыре» второй механик Барандии. правительства была выстроена по- ческого плавания январский поход стоянная научно-исследовательская в Баренцбург водил капитан Котцо» станция. 29 июля на юя^ом берегу свой пароход в 1936 году. В суро- •строва Гукера, вблизи которого рас- вый месяц нордовых ветров и тяже- ноложена бухта Ъзхая, был водру- лых льдов ои посетил высоки* жен советский флаг. 30 августа то­ го же года первая зимовка в бухте Тихой через свое .радио сообщила всему миру о начале большой иссле­ довательской работе иа архппелаге. широты, доказав возможность зимне­ го плавания в ѳтом районе. В Заполярье спраиедливо счнтаюі, что капитан Котцов многое сделал для изучения и освоения западного С тех пор в бугге Тихой началась сектора Арктики. Никогда и никаких систематическая исследовательская трудностей не боялся этот, спокой- Радисты «Таймыра» (слева направо): гг. П. Д. ТИХОМИРОВ, стар­ ший радист П. С. СЕРГЕЕВ и радист И. Д. ГРАБЕЛЬПИКОВ. )ГИМ ДРУЗЬЯМ я трудящиеся Мурманска проводил 1кепмальпо сжатые сроли погружен ■ Таймыр» в Гренландское море, дав мбуикеровал. ноп команды, его выдвинули на должность механика. Семен Дмитрие­ вич Барандпн активный обществен- ловиях непосредственной опасно'уги, готовится к вступлению в пар- показали всему миру, на что способ- тою ны советские люди, — гордятся тем, что приняли посильное участие в вы­ полнении заданий правительства по і снятию папанинцев. Муірмаінцы — . - _ - і OrnoMuvio іработу все время проъо- взрослые и дети — с трепетным вол- оманде оосвоп наказ во что оы то »»‘ п ~ - дилп Мурманские связисты. Они пением и радостью ждут приоытия и стало спять нанапинцев. ; (^.(..прдрывцо держали связь с выш°д- отважной папаннжкой четверки. Было организовано также спеца- ц ^ н в море ледоколами. РаднггыОни будут счастливы первыми при- вспомогательные механизмы, пере^ Лное бкию погоды для обслуошві- мурманских раций прилагали псе встствовать героев на материке. ия экспедиций по снятию Напали- угнлня к тому, чтобы оказать . В дальнейших работах по оозое- а с усиленными дежурствами гп- максимальную помощь в большой ря- цию морских и воздушных севеірчых оптиков. Для обеспечения нормаль- 5 qTC< проводимой партией и прачп- путей трудящиеся нашего залоллр- ой радиосвязи с группой Папанина тельством по спятню с дрейфующей кого города будут работать тагже кораблями, вышедшими к дрейфу- льдины мужественных сынов напей нредапно_, онергнчно, с энтузиазмом. щеп льдине, президиум Мурманско- р0ІШШ — товарищей Папанина, ) Окрис.полкома издал специальное Кр(*ц«еля, Фе>дорова и Шпршова. UWU 1 ,VUJHJW Внимательный тпѵючюбикыі , к н- ”S . " * t L ' “ цпплиннрованпый * второй ыепнш " & “ ог.Т.сJ T T T ' вый' яо с бмьш,“ 'Ч тронпи ог- ские и гидрооиологические наблюде- ием и решимостью, человек. Он был нпя, различные ботанические, зооло- болен, когда ледокол «Мурман», ко- гьчесше я геологические изыскания, торым Котцов командует второй год» Деятельность станции бухты Тихой по решению правительства должен tuuuuu аіѵдш а и iu и _ и ч старший и р м н Бор.с ппп юа , «тороі Посифошч Михайлов. пользуете» всеобще, любовыо. Еще Когда «ТаВішр» гствялсл х рей- был А > 1937 году, как стахановца машин- су, механик неотлучно находился ш яяш ш шш яш пвж Отлично работает старший маши­ нист Хабаров. Ему доверяют само­ стоятельно стоять на вахте. Хабаров растущий, инициативный работник. Уходя в рейс, машинная команда «Таймыра» проверила главные и брала их, частично заменила. Меха- пики в тесном содружестве с маши­ нистами и кочегарами обеспечили бесперебойную работу машин. Когда Михайлов, прощаясь с семъ- еп, сказал своему пятилетнему сыну В борьбе со сгихпеп, в тяжелый ^ еве 0 тои> что он отправляется к и опасный момент четыре верных папанпнцам, мальчик сказал: —г я ^становление к принял моры по , Большую помощь в операциях, сына великой Родпны социализма ждать, папка, тебя и следить с странепню помех в радиопрлеме. j связанных со снятием папанинцев, показали себя богатырями мужеегьа, Но решении) правительств.! вслед оказывали командиры и кіраснофлот- большевистской стойкости и выдерж- ) «Таймыром» в Гренландское мо ^5 пы нагтто славного Северного фло- ки Общественность Мурманска, с ис- - і Мурманска выіпел ледокол «Мур- та, в особенности командующий ji.io - ключнтельноіі заботой и любосью ан».* Па н<‘.м были отправлены то- том, депутат Верхомого Совета пгннимавшая самое деятельное уча- мнительные сродства авиасвязи. тг'п- Дупкшов. ! стне в организации мероприятий по дно прінмло значительные заптсы Трудящиеся .Мурманского округа, спятаю папанинцев, передает геполм ля в продоіюльстия. Следует от- во -лпщепные опокопст.впем и стоп- свои горячий привет, готовятся к гить. что для агой цели «Мурман» коггыо геіроев-паиаііпмцов, которые, радостной встрече с доблестной папл- 'іл снят из очередного рейса, в мл- находясь на маленькой льдине в ус- кингкой четверкой. мамон, как работают ваши машппы. Смотрите, снимите с льдпны-холодп- пы папанппцев. Выполняя наказ страпы, участвуя в репсе к дрейфующей льдине, Бо­ рис Иосифович зорко следил за ра­ ботой машин. ІІп сыну, ни товари­ щам, пи жене пе придется краспегь за его большую и добросовест­ ную мботу. расширялась. И в октябре 1933 года был отправиться к дрейфующей капитан Котцов шел снимать оче- станции «Северный полюс». Но лич- редную группу зимовщиков бухты ное самочувствие ие остановило ка- Тнхой, которая провела здесь исклю- питана. Вместе с замечательно! чптельно интересные исследователь- командой судна, при помощп своего ские работы. Начальником зимовки дублера Виктора Дмитриевича Уша- был Иван Дмитриевич Папанин, в кова, помполита Нухова, старшего составе научных сотрудников стан- механика корабля — парторга Вла- ции был Федоров, совершивший боль- димира Лобзнна он повел «Мурмал» шой маршрут от бухты Тпхой до в Гренландское маре. острова Рудольфа, проделавший мно­ го замечательных геомагнитных ис- Жестокие штормы трепали ко- „ _ „ рабль, выходило из строя рулевоо следований. Закончив раооты, знмов- , управление, ветер обрывал антенну, щикп с петерпепнем ожпдали паро­ хода, который должен был их до­ ставить па Большую Землю. Иван Федорович тепло вспоминает об этом рейсе, о встрече с Папанп- ным. Полярная деятельность Папа­ нина только начиналась в те годы, по замечательные организаторские способности этого неутомимого, эпер- гнчпого волевого большевика помог­ ли ему, будучи впервые начальни­ ком полярпой станцип, выдвинуть ее в ряды лучших в системе Главсев- морпути. Капитан был горд и счастлив при- льды старались преградить путь. По выпеіняя боевое поручение великой Родины, опытный мореход все ближе- о ближе подходил к намеченной це­ ли. Капитан мечтал о встрече с па- иапипцамн. Особенно ему хотелось увидеть Папанина, человека, восхи­ тившего весь мир, полярнпка, обо­ гатившего поколения, начальника самой замечательной в мире зимовки, человека, сочетавшего в себе все благородные высокие качества, пат­ риота социалистической Годины, своего давнишнего знакомца и самого нять на борт ледокола с^айаырэ, д?;?г:го пассажира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz