Полярная правда. 1938, февраль
$ ДОСТИГНУТ ПОЛЮС 1 ВЕЛИКИМИ СЕРДЬ ★ ★ Качества большевиков К А П И Т А Н БАРСУКОВ В Гренландское море штурман Фе досеев уходил впервые. 22 января был оформлен его очередной отпуск. Уже вставал в глазах солнечны! бе рег Черного моря, санаторий в Сочи, ! привольный, радостный отдыі. Вече- I ром 22 января Леонид Михайлович узнал, что «Таймыр» готовятся вый ти к дрейфующему лагерю Напанж- на. 23 января он уже был на судне. К своему назначению в этот рейс Феюсеев отнесся с обычной высокой ответственностью. Он усиленно «на томился с повейпгиш лоциями Грен ландского моря, с материалам* ис следовательских экспедиций «Пер сея», «Книповжча» и других вкспѳ- двцвонных судов. Среди команды ледокол» много молодежи. Штурманский электрик Дмитрий Славный, комсорг корабля родился в 1913 году. Окончив тех- Было много портов, много рейсов Н 0 КУМ водных путей ■сообщения, бин, подсчета пройденного рассея ния должен до тонкостей внать ■ уметь поставить па службу судово дителю штурманский электрик. В высоких широтах, где компас рабо тает с известной поправкой, где пра вила кораблевождения усложняются метеорологической обстановкой, влек- тронасигацивнные приборы приобре тают особую важность. Тов. Славный был в Гренландском море четыре ра за. Свое пятое назначение в рейс в Гренландское море комсорг ледокола «Таймыр» сохранит в сердце как лучшую страницу своей морской практики. I Среди команды «Таймыра» мжог« замечательных коряков, горячих патриотов советского**севера, людей, квозь ветры и штормы, скво дрейфующей льдине славные ледоколы „Таймыр" и Уверенно вела корабла отважнь слаженно, самоотверженно и четко работали ку рядовой и командно-политический состав экипаж Команды „ Таймыра “ и „Мурмана * правительства, сняли с дрейфующей станции „Севе работу, доблестных патриотов социалистической . Кренкеля, Ширшова и Федорова. Привет папанинцам—замечательным п Привет стахановцам моря —славным севеі очень много дела, все надо было уб рать, ухраоить, привести в тот стро гий и приволлвый порядок, которым отличаются наши корабла, особенно те, где буфетчицами і уборщицами 1 >аботают советские морячки. „ — Наша Вера замечательный мо- f i t потерт интересы Рояны іы де № _ Тш о буфетчице Ивановой на «Таймы ре». Девушка плавает уже пятый Девушки „Таймыра" Вера ходила ж* судну озабоченная, . рища, выносливого и трудолюбивого взволнованная и радостная. Был# моряка. Во время выборов в Верхов- личных/ Таков ібоцман Хромцов (иод — Так значит бак—это полоска п И ' v - ' j -*-» —-----— ^ волос с одной стороны лица? Может и много задаппЗ. Но всю жизнь Бо- Славный работал на заводе. Молодой самолеты') я многие яіуѵгжв И3 Ежх ^ годаі жизаІ с лю~ быть ты скажешь, что такое полу- риса Дмитриевича привлекала Арк- , инициативный комсомолец проявил * • бовыо этплиишмугып птіямы- «Tafi- *ак? Тоже не знаешь. Об'яснн, что ! тика, суровые моря, в которых і се^я с самой лучшей стороны. ью ж преданностью о дан Тай Каждый на своем место отдавал мырушке». Так ласково называет такое беседка'/ — с детским ехидст вом продолжал черноглазый маль чишка.—Домик в саду 9 Сам ты до- мжк. А на чем матрос за бортом си дя работает? Может быть ты нам скажешь, как вьгбленочпый узел вя жется, а как беседочный? Ватервейс, что такое? Грот-мачта где шьваше- штурманское дело требует особого Отличную школу мужества ж за- все силы для того, чтобы быстрей девушка ставший ей домом корабль. внимания, инициативы находчиво- | ^^лки прошел Славный во время приттп к намеченной цели. В вместо «Аенщнна в моро беда», так сти. Несколько лет капитанил Бар- ■срочной и сверхсрочной службы на с капитаном Барсуковым, помполж- говорили в тупое ж дикое старое вре- суков на севере, а в 1937 году меч- Ф^°те. Здесь он квалифицировался тем Умовским, старпомом Королевым, мя. Девушке была закрыта дорога ва та об Арктике стала реальном. Борис как штурманский электрик. штурманами Федосеевым жУсачевым, корабль. Дмитриевич получил назначение ка- 1 «Таймыр» ѵшел в рейс, оснащен- кочегаром Лннником, матросом Чер- В море, на хорабле сформирова- пнтана па «Таймыр». ны,і новейшими электроиавігацжон- норецким, радистами Сергеевым, Гр»-, лась сознательная жизнь Веры Ива- Под его командой «Таймыр» со- ны*& приборами. Уход за этой тон- бельпиковым, Тихомировым славжыі новой. Здесь она вступил» в члены вершил большой и трудный арктнче- к°н п капризной аппаратурой — ги- коллектив корабля показал свои вы- ленинского хомсомола, здесь стал» ский поход осенью 1937 года. Этот ро-компасом, лагом, эхолотйг лежит сокие качества— мужестве, отвагу, хорошей, дисциплинированной, вы- рейс в труднейший район Арктакл к ua штурманском электрике. Точныо преданность и выдержку советскжх островам Земли Франца-Посифа с за- а сложные приборы измерения глу- моряков ходом на Шпицберген навсегда оста- му помещается? Ничего не знаете. Баталер, пряников из судового за паса Кольке не выдавать. У Еольш на глазах крупные сле зы. Во-первых, обидно за пряники— восхитительные сухие, черствые пря ники «судового запаса». По пусть их, пряники. Стыдно за посрамление перед лицом сверстников за свое незнание и особенно стыдно этого шустрого всезнающего черноглазого Борьку. Как только в его маленькой головенке умещаются все эти фок и грот-мачты, ванты, гюйсы, баки и полубаки! А Борька действительно знал все, что касалось моря и корабля. С за миранием сердца следил он за ухо дящими вдаль судами, всякий раз прибегал на якорную пло щадь Кронштадта во время смотров, по целым часам сидел на берегу и видел за серыми водами за лива просторы больших морей, ко рабли, уходящие в большие плава ния. Манила даль. В семье Барсуковых все были мо ряками лое ранение в японскую войну, и деды, и прадеды. Семнадцатилетппм мальчиком Бо- нется в памяти капитана. Непрерыв ные штормы, тяжелые льды прегра ждали путь ледоколу, іранили его старые, ім н о гим и водами омытые бор та. Снабдив зимовщиков в бухте Ти хой углем, «Таймыр» пошел Ав- БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ РДССКЯЗ КОЧЕГДРЯ ЛИННИКЯ держанной морячкой, здесь впервые познакомилась с хнигой, с литерату рой. Вера побывала ва Земле Фраж цз-Иосзфа, знает далекую бухту, где зимовал, когда-то Паланин — буасту Тихую. Вера был» много раз на Сердце старшего механика корабля сгрийскни каналом в архипелагу парторга Владимира Лобзина полно ГГіда щл&ваю. На. «Таймыре» ют ужо Земли Франца-Иосифа. Истощились горячей волнующей радостью. Па д£Тыд цд. запасы угля и «Таймыр» в' позднее борту ледокола «Мурман» — родного j Люблю я свой труд кочегжра. время, в надвигающуюся и сковы- лю^ИМ)ого судна находятся сейчас зкаЮі Ч1Ч> ючегар на судже — это вающую все окружающее полярную * ва человека, два нассалацра, кото- последний человек. Бесперебойна* ночь пошел в Баренцбург па Шпиц- стали родными и близкими всем ра5 ^ а механизмов от жас вависжт. Я » «Таймыре» саны* стары!. На «Таймыре» все 1891 тц а рощенжя. А ««чегаром Т*а*ают етТ опоюиую, шубогдмую ; стм jeay свое* страны тоже не першПесага* и г . С 1911 ®раіштщуюся со I замечательные -------------- ный Совет ССОР комсомолка Ивано ва была единодушно избрана членом судовой избирательной комиссии. С увлечением ж радостью уходилж девушки ледокола «Таймьфа»— Вер» Иванов» ж ее жодрут» мо работе ж отдыху молодая морячха Дуся Яхля- кова в Гренландское море, в этот не забываемый рейс. В маленькой каюте, где живут де вушка ледокола «Таймыр», образца вая чнстота.^На борту, над столихом —небольшая картинка — букет яр ких осенних багряных цветов. Это, пожалуй, единственная, «женская деталь». В числе фотографий, кото рые храпит Вера, жет ничего специ фически женского. Когда жы сказал об этом Вере, она улыбнулась ж про тянула одну нз фотографий: на неі был изображен старый, седой огром ный айсберг. На верхунгке его стояла девушка. Снимок был туманный— де лали его ках видно наспех, в поляр-- ную ночь. Но маленькая фигурка де^- вушкж даже на этой случайной ж простенькой фотографии выглядел» уверенно, прочно, мужественно. И стало понятным, что в-этом му жестве ж спокойствии, в преданно новые енсхие приметы до- своиіми обязанностями, хорошего това-^ втшех нашей страны. берген принять в опустевшие бунке ра уголь. В это время Барсуков по лучил распоряжение итги на выруч ку к затертым во льдах «Русанову», людям советской страны. На всем переходе от Мурманского порта до дрейфующей льдины. \ тов. Лобзин не отходил от машин. Он «Пролетарию» н «Рошалю». Всем знал сердце этого хорабля, все его памятны труднейшие ледовые усло вия 1937 года. Льды сковали «Тай- I механизмы хорошо и подробно. Ведь еще осенью 19$ 6 года т. Лобзин был мыр» уже на подходе к зажатым су- послан наблюдать за постройкой дам. 18 суток дрейфовало судно, бо- 1 «Мурмана». і і когда это мощное;, рясь с -суровой стихией. Команда красивое ледокольное судно сошло с о уже готова была к высадке па бе- стапелей судостроительного завода, per, так как грозные ледовые об’я- механик Лобзин перегонял его пз Ле тая угрожали кораблю. И в ото іінграда на .север, трудное время, необычайно сплотив- ’ Моряк любит свой корабль, при* шее всю^команду, Борис Дмитриевич называется к нему. Но особенной ког^а ^ Гф*ы- й месте с другими проявил себя волевым, рассудитель- любовью и нежностью полно отпо- дорогими думками ж воспоминанжя- ным, умным командиром. шенне к пароходу, когда сам при- ми •сохраню я навсегда в своем серд- ІІа помощь «Таймыру» пришел нимаепгь участие в его постройке, це память это,“ рейсе. Готовились Когда я выходил в «тот замечатель ный рейс, то говорил себе — смо тра, Василий Игнатьевич, хоть ж много ты плавал, а сейчас должен высший класс налагать. Никогда і лтезщ не падал у меня пар, никогда не ошеалл механизмы. И в этом рейсе я остался верен своим коче- гарскии навыкай. Ведь за гам рей сом следила вся стража. Большую я жизшь прожил. Многое у меня было. В гражданскую войну с 1918 но 1921 год участие принимал. Незабываемы ни «Ермак». Оп околол судно и помог когда вялишь его рождение. ему выитн из тяжелых льдов,, чтобы дальше самому следовать на Боль шую Землю. Этот рейс многому научил капи тана Барсукова. Мы с трепетом сле дили за курсом его Еорабля, когда он шел в большое и почетное плавапие к папанинекой льдине. Корабль трепа ли жестокие штормы, волны, как раз бушевавшиеся морские чудовища, кидались на капитанским мостик. Ц отец, получивший тяже- 1Судно крепило до 57 градусов. Оке; аиская зыбь л крупный шквалистый ветер задерживали ход. Волпы сорва ли левый трап ходового мостпка, по вредили его обшивку. По несмотря рис ушел добровольцем на флот. Был ца сложную метеоролотческую об- тогда 1919 год. Ловкий, подвижный становку, льды, ветры, плохую іви- матрос— он скоро стад рулевым. Были димость, йапитап твердо вел свой вихревые, волнующие годы граждан- корабль к памечепной цели. ской воины, годы борьбы за осво бождение молодой республики Сове тов от белобардитских свор. Люди спали тогда не раздеваясь, забывая об отдыхе и еде. Кроме Балтики Бар- 13 нем была большая и твердая рршкмость, оп был спокоен и уверен этот невысокий черноглазый чело век, с детства связавший себя с мо рем, с мечтой о большом плавании. Тов. Лобзин любит свой «Мурман» н горд за его команду, за капитана, за радистов н кочегаров, за всех то варищей, обеспечивших выполнение правительственного задания по сня тию папанинцев. Ча-у\) в рейсе вспоминался туман ный февральский день, когда «Мур- I мап» отдал швартовы ж взял курс х дрейфующей льдине. Весь личный состав корабля, летчики — все уча стники похода были полны вооду шевления и решимости. Старший ме ханик корабля знал, что па него возложена большая ответственность за работу машин. И он верил, что выучка, которую он приобрел, пла вая па флоте, сам обучаясь и обучая товарищей, не подведет его ж на этот раз. мы к нему с подемом ж вы п о л н и л и его па совесть. Члены славного экипажа ледокола «Таймыр», Вера ИВАНОВА ш Дуся ЯХЛЯКОВА. . - Фото П. Маргѳлжн». М урманск справедливо назван во ротами в Арктику. Из нашего незамерзающего порта'берут хурс » арктические просторы суда важней ших полярных экспедиций. Из Мур- ПОМОЩЬ ДОР( укомплектована из лучших моряков. манска уходил «Челюскин», «Сад- В трудных условиях зимнего плава- ко», сюда и отсюда шли пароходы ния, в штормах ж туманаі, малень- сквозным рейсом по всей трассе Ве ликого Северного морского пути. В дни, когда внимание всех граж дан нашей социалистической Родн- кое судно с честью несло свою па трульную вахту. ' Вслед за «Мурманцем», по ука занию правительства, в Мурманске ны было приковано х мужественной , началась подготовка ледокола «Тай- четверке на дрейфующей станции j мыр», .который имел прямое задание «Северный полюс», нашему городу выпала честь пронимать самое ак тивное участие в снаряжении экспе диций по снятию героев-папаниіщев. В течение нескольких дней Мур- Моряк с шестпадцатплетнего воз- мапокое территориальное управление раста, коммунист с 1919 года, пре- Севморпути подгіѵговило п снарядило дапный. дисциплинированный, -ста- ь Ре,”ІС '^от «Мурмапец». Мехашче- - , - скне мастерские строительства сѵдо- рателыіым корабельный механик тов. 1 1 п 1 1 ремонтного завода Севморпѵтя по- сукову пришлось поплавать на Чер- Живой ж нодвіжпый он был полоп _ г ________ ____________ _____ _ ном море, и только через несколько оптимизма, молодого и радостного Лобзин блешгще организовал работу стахановски отремонтировали судно, лет Барсуков пошел в специальную оптимизма люіеі молодой и прекрас- 1 машинного звена ледокола «Мур- Ю января «Мурмапец» под коман- морскую школу. Получил штуриап- ю і страны. Его оптічнзм был оп- май». Безотказная работа механнз- дой опытного капитана т. Ульянова ское образование, стал мастером ян- разданным. Он сдержал свое больше- мов во многом обеспечила успешное вышел в Гренландское море для об- тересяои і сложной вождения корабч. профессия — вжсхскео слово. Р. ТРОЯНКЕР. продвижение хорабля арктгтесгах морят. суровых следования хромки льда и несения 1 патрульной службы Команда была спять папанинцев. На ремонте н снаряжении этого судна Мурманская общественность еще раз показала свой патриотизм, свое горячее жела ние сдалать все незбходпмое для луч шего проведения этого рейса. Все продовольственные и экспеди ционные грузы были погружены в сжатые сроки. Ледокол стоял у стен ки порта в состоянии суточной го товности, чтобы по приказанию, в любую минуту ъыйтп в море. Надо было видеть, с какой огром ной любовью, с каким вниманием подготовлялся этот рейс! Разыскива- 1 питательные продукты, необходи мое выписывали из Ленинграда, вге тщательно проверялось и контроли ровалось. Каждый хотел внести своз долго участия в это общее дело. Луч шие бригады промкомбината отделы вали каюты «Таймыра», жены моря ков тралфлота старались получше об ставить помещение корабля, чтобы гостеприимнее, теплее и радостнее встретить папанинцев. Когда стало известно, что в ре зультате шестидневного шторма, 1 февраля ледяное поле в районе стан ции разорвано трещинами я мужест венная четверка осталась на облом ке льдины, в Мурманске, на месте были приняты посильные меры ока зания помощи. Для обеспечения свя зи, в море направили траулер «Гольфштрем», имеющий коротконог новую станиию. Па «Таймыре» про ИГ)вели последние подготовления » pf-ficy, ж в день приезда начальник' лись самые лучшие, самые -кусные : эксперта т. Остадьдем, і февра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz