Полярная правда. 1938, февраль
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 38 (3408). 16 февраля 1938 г. IV С Е С С И Я ВЦИК XVI С О З Ы В А О проекте „Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР“ Доклад председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР тов. Н. А. БУЛГАНИНА Товарищи, настоящая IY Сессия ВЦИК’а созвана для обсуждения жроекта «Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР». Представляемый, на основании по- втановлепия Чрезвычайного XYII Всероссийского с’езда Советов, на рассмотрение Сессии проект Положе- шя о выборах в Верховный Совет Республики разработан в полном со ответствии с Конституцией Россий ской Советской Федеративной Социа листической Республики — детищем нашей великой Сталинской Консти туции. Положение о выборах в Верховпый Совет нашей Республики должно га рантировать неуклонное выполнение установленного Конституцией, в дан- вом случае Конституцией РСФСР, по рядка выборов. «Предстоящие выборы вто не про сто выборы, — говорил товарищ Сталин в речи на предвыборном соб рании избирателей Сталинского изби рательного округа гор. Москвы. — Это действительно всенародный нразд- жжк наших рабочих, наших кресть ян, нашей интеллигенции. Никогда в жире еще не бывало таких действи тельно свободных и действительно де. жократических выборов, никогда! Ис тория не енает-другого такого при мера. Дело идет не о том, что у нас Іудѵт выборы всеобщие, равные, тайные и прямые, хотя уже это само по себе имеет большое значение. Де ло идет о том, что всеобщие выборы будут проведены у нас как наиболее свободные выборы и наиболее демо кратические в сравнении с выборами любой другой страпы в мире». «Положение о выборах в Верхов пый Совет ІРОФСР» должно быть на уровне нашей Конституции, вырабо танной на основе ьеличайшего исто рического документа — Сталинском Конституции. V «Положение о выборах в Верхов пый Совет РСФСР» должно соответ ствовать Положению о выборах в Верховный Совет Союза ОСР, т. е. избирательному закону Союза Совет ских Социалистических Республик. Союзный избирательный закон про верен жизнью, проверен [миллионами советских граждан. Па его основе проводились самые демократические в мире л в истории человечества вы боры в Верховный Совет Союза. Он, этот закон Союза Советских Социа листических Республик, вполне соот ветствует Конституции СССР, твор цом которой является товарищ Ста лин. (Аплодисменты). Соответствует ли втим требовани ям предлагаемый на утверждение настоящей Сессии ВЦИК проект «'По ложения о выборах в Верховный Со вет РСФОР»? Йполне соответствует. Содиалистическая избирательная система шпредстоящие выборы в Верховный Совет РСФСР • В первой статье проекта Положе- жия говорится: «На основании статьи 138 Конституции РСФСР выборы де путатов в Верховный Совет РСФСР принимают участия в выборах того парламента, который издает законы, обязательные для этого населения. Во соех капиталистических стра- ироизводятся избирателями на основе пах существует так называемый всеобщего, равного и прямого нзби- ( ценз оседлости, согласно которого рательного права при тайном голою- граждане должны до выборов про жить в данной местности ие менее определганого количества времени вании». Товарищи! Если капиталистиче ский мир уже больше оотеи лет зна- З-sx месяцев в Великобритании и ет «всеобщее» избирательное право, Чехословакии, 6 месяце*, — в Бель- при чем в действительности ни одна’ из стран буржуазной демократии его ие имеет, то проект «Положения о выборах в Верховный Совет» нашей Республики (как и союзный избира тельный закон) устанавливает дей ствительную всеобщность выборов гии и Фрашри, от 2 до 3 лет — в Соединенных Штатах Америки и т. п. й только у пас, товарищи, только в стране победившего социализма введено на деле «всеобщее избира тельное право без всяких ограниче- іцепутатов. ний». (Ленин). Статья вторая проекта «Положе- ! Ваял проект избирательного закона ния о выборах в Верховный Совет обеспечивает равное избирательное РСФСР» гласит: { аРЛВ0- «Все граждане РСФОР, достигшие і ® стаігье третьей проекта Положе- 18 лет, незашеимо от расовой и на- ния говорится: «на основании статьи циональной принадлежности, веройс- НО Конституции РСФСР вьгбо- поведания, образовательного ценза, Р 11 депутатов являются равными: оседлости, социального пропехожде- каждый гражданин имеет один голос; ния, имущественного положения и все граждане участвуют в выборах прошлой деятельности, имеют право на равных основанияхв. участвовать в выбораіх депутатов и j основании Конституции, Вер- быть избранными в Верховны* Со- избирается вет РСФСР, за исключением умали- жіевных и лиц, осужденных судом с яппением избирательных прав». Дальше. В статье четвертой Поло жения специально предусмотрено из- гражданамн по избирательным окру гам. Все избирательные округа состав* ляютоя по одному принципу. 'Каждый избирательный округ из бирательное право женщин. В статье ( -сьілает одного депутата, пятой предусмотрено избирательное Принцип построения избнратель- жраво граждан, состоящих в рядах пых округов по равному количеству Рабоче-Крестьянской Красной Армии населения подчеркивает равенство в ѵ Военно-Морского Флота. Все это, товарищи, не похоже ва выборах. Все избирательные округа у нас жзбирательные законы «демократа- равномерны; все голоса равно- ческих» стран капитализма, где все- зпа/чащие. •бщноегь выборов торжественно про возглашается, а н а деле н е осуще ствляется. Паш проект избирательного зако на ие допускает такого положения, при котором избиратель голосовал бы Мы знаем, что в раде капитали- несколько раз на одних и тех же егичеешх стран — во Франции, выборах. Категорически запрещается Швейцарии, Югославии, Болгарии, нашим законом включение иэбирате- Греци-а, Японии и других капитали- ля более чем в один иэоирательный этических странах — женщины во- список (ст. 11 ). ісе лишены 'избирательных прав. | Между тем, известно, что в прак- В капиталистических странах ли- тике некоторых капиталистических пены избніраггедьньпх прав ж ©оенно- стран в Аишии, например, есть I «многоголосные» избиратели. Это В ряде стран— Франции, Англия, предприниматели, фабриканты ж за- Соединеаных Штатах Америки — в ®одчикп, которые имеют право по жзбирательвыж урнам до сих пор до- закону избирать как по месту жи- жускаются лишь жцз, владеющие тельства, так и по месту нахожде- «пределенной собственностью. , пня его предприятия, его имущества. Кроме того, мы ьидим и такие ! Проект Положения в соответствии факты, коща Британская Индия и с Конституцией устанавливает си- другяе доминионы н колонии Англии стему пряных выборов, про которой • населением свыше 400 мзн. не депутаты в Верховный Совет РСФСР изоираются ценосредствеппо па ме стах по избирательным округам. Товарищи! Каждому пз нас те перь ясно значение прямых выбо ров. Ясно, что прямые выборы под няли и поднимают выше авторитет органов советской власти, еще боль ше укрепили и укрепляют связь советской власти с широчайшими массами трудящихся. Выборы в Верховпый Совет Союза ССР уже наглядно показали пре имущества прямых выборов в смы сле непосредственной живой связи депутатов со своими избирателями. Наконец, в соответствии с Кон ституцией, проект Положения обес печивает тайное (голосование. Статья первая Положения говорит 0 том, что выборы депутатов в Вер ховный Совет РСФСР производятся избирателями при тайном голосова нии, а ст. ст. 67 и 68 Положения предусматривают такую органпзіцию выборов, при которой тайное голосо вание гарантируется законом. Закон о выборах обеспечивает, таким образом, проведение основного положения нашей социалистической избирательной системы — всеобщих, равных, прямых выборов при тай ном голосовании. Всеобщие и даже тайные выборы, как я уже говорил, имеют место и в некоторых капиталистических странах. Но чтобы убедиться в не реальности и лицемерии избира тельных законов капиталистических стран, достаточно посмотреть на классовый состав парламентов так называемых демократических стран. Вот, например, состав английской палаты общин поябрьских выборов 1935 года: капиталистов и рантье, : т. е. живущих на нетрудовые дохо ды, 306 чел., помещиков — 27 ' чел., адвокатов, чиновников и лиц : свободных профессий — 74, рабо чих и ремесленников — 5 чел. Состав французской палаты депу татов выборов 1936 года представ ляется в следующем виде: фабри кантов, судовладельцев и . помещи ков — 139 чел., адвокатов — 119 чел., лиц свободных профессий — 201 , рабочих и служащих — 63 чел. Если обратимся к составу III Го сударственной Думы бывш. царской России, то увидим в ее составе по мещиков - землевладельцев — 167, крестьян-землевладельцев, т. е. ку лаков — 67, духовенства — 47, торговцев и промышленников — 32, адвокатов, чиновников, врачей, про фессоров, литераторов и др. — 113, рабочих и ремесленников — 11 че ловек. Такое же положение было и в составе IV Государственной Думы. Таков состав парламентов, так называемых демократических страд в Западной Европе, а также Госу- 1дарственной Думы бывшей царской России, если вообще можно эту Ду- 1 му назвать парламентом. боры, зшже если они всеобщие, рав ные, тайные и прямые, вполне сво бодными и вполне демократическими выборами. У нас, в пашей стране, наоборот, выборы проходят в совер шенно другой обстановке. У нас нет гіапиталнстов, нет помещиков, стало быть, и нет давления со стороны имущих классов на неимущих. У нас выборы проходят в обстановке со трудничества рабочих, крестьян, ин теллигенции, в обстановке взаимного их доверия, в обстановке, я бы ска зал, взаимной дружбы, потому что у нас нет капиталистов, нет поме щиков, нет эксплоатаціш и некому, собственно, давить на нар'од для то- I го, чтобы исказить его волю. Вот почему наши выборы явля- 1 ются единственными действительно свсбодными и действительно демокра тическими во всем мире». ■ Результаты выборов в Верховный Совет Союза ССР показывают, что в той обстановке сотрудничества рабо чих, крестьян, интеллигенции, о ко торой говорил товарищ Сталин, на род действительно избрал лучших свсах представителей, полностью от ражающих интересы всех трудя щихся и всех национальностей. В этом великая сила нашей со циалистической избирательной си стемы. Порядок организации и проведения выборов в Верховный Совет РСФСР Основная задача проекта пзбира- общпть как заявителю, так и Со- Состав нашего социалистического парламента — Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик резко отличается от всех буржуазных парламентов. По офици альным дапным Мандатной Комиссии Совета Союза первой Сессии Верхов ного Совета СССР видно, что в чи сле 546 депутатов Совета Союза имеется: рабочих — 247 чел., кре стьян — 130 чел., служащих и со ветской интеллигенции — 169 че ловек. В число советской интелли генции входит 9 академиков, про фессора, научпые работники, писа тели, артисты. Среди них мы встречаем имена людей, которых знает пе только на ша страна, но и другие страны: таковы — академики Комаров, Бах, профессор Бурденко, писатели — Шолохов и Алексей Толстой, народ ные артисты — Москвин, Корчаги на-Александровская и другие. Все депутаты Совета. Союза, ра ботающие на производстве, являют ся стахановцами. Крестьяне-коліхоз- ники — депутаты Совета Союза, работающие в сельском хозяйстве, все являются стахановцами и знат ными людьми социалистических по лей. Среди крестьяп-допутатоь Совета Союза— 25 председателей колхозов. Среди депутатов Совета Союза — 242 депутата являются орденонос цами. 18 депутатов являются Ге роями Советского Союза. Таким об разом, в состав Верховного Совета СССР вошли самые передовые я самые активные представители тру дящихся, лучшие люди нашей страны. В СоветеНациональностей Верхов ного Совета Союза ССР представле ны русские, украинцы, белоруссы, 'азербайджанцы, грузины, армяне, туркмены,, узбеки, таджики, казахи, кирпазы, татары и др. Всего в со ставе Совета Национальностей Вер ховного Совета СССР представлено 54 народности. Товарищ Сталин, выступая на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа гор. Москвы, дал замечательное, очень популярное, как всегда всем попятное, об’яснение глубокой раз ницы между нашими выборами и выборами в так называемых демо кратических странах Запада. «Всеобщие выборы, — говорил то варищ Сталин, — проходят и имеют м^сто и в некоторых капиталистиче ских странах, так называемых, демо кратических. Но в какой обстановке там проходят выборы? В обстановке классовых столкновений, в обста новке массовой вражды, в обста новке давления на избирателей со стороны капиталистов, помещиков, банкиров и прочих акул капита лизма. Нельзя назвать такие вы- ветѵ (сті 20 ). Так обстоит дело с составлением списков избирателей. Следующий вопрос об избиратель ных участках. Ст.ст. 25, 26, 28 подробно 'Изла гают порядок образования избира тельных участков. Для приема избирательных бю.т- летеней и облегчения гражданам осу ществления их избирательного права рабочие поселки, селения и города, насчитывающие более 2 тысяч на селения, делятся на 'избирательные участки из расчета— 1 участок на 1500 — 2500 населения. В сельских местностях сельсовет, станица, деревня, аул с населением от 500 до 2.000 человек образует отдельный избирательный участок. В селениях или группе селений е населением менее 500 -человек, не не менее 300 чел., в тех случаях, когда расстояние от таких селенвв до центра избирательного участка превышает 10 км., могут быть обра зованы отдельные избирательные участки. Примером особой заботы об изби рателям является ст. 29, согласно которой в отдаленных северных я восточных районах, где преобладают мелкие поселения, допускается орга низация избирательных участков с количеством не менее 100 челоал* населения. Для национальных районов Севе ра, а также для горных и кочевых районов допускается, с разрешения Президиума Верховного Совета РСФСР, организация избирательных участков с населением менее 100 человек, однако не ниже 50 человьк. Организация мелких избиратель ных участков до 100 и даже до 50 человек обеспечивает, как само •>.- бой понятно, народностям северньо и других отдаленных районов факти ческую возможность принять уча стие в выборах. В противоположность буржуазным конституциям, устраняющим военно- тельного ,закона — это обеспечение за гражданами полной возможности осуществления ими свсстх избира тельных прав, предоставляемых им Сталинской Конституцией Союза и Конституцией нашей республики. Предлагаемый проект закона о вы* борах построен в точном соответ ствии со Сталинской Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР. Этот закон полностью обеспечи вает и гарантирует избирателям фактическое осуществление их прав избирать и быть избранными в Вер ховный Совет. Закон гарантирует действительное волепз явление народа. Ои ограждает избирателей от по пыток исказить результаты голосо вания. В специальных глава/х закона пре дусматривается ряд важных органи зационных моментов. _ Во-первых, это вопрос о списках избирателей. 'Мы уже из практики знаем, что осуществление избирателями своих праь зависит, прежде всего, от пра вильности составления списков изби рателей. Мы знаем, что только тот гражданин может голосовать, кто числится в этом списке избирателей ила тгеет «удостоверение на право голосования». Поэтому списки изби рателей являются документом огром ной важности. И вот ст. 7 проекта Положения предусматривает порядок составления избирательных списков. Проектом Положения выполнение этой ответственной задачи возла гается на Советы: в городах— на городские Советы; в городах с [район ным делением— на районные Со веты и в сельских местностях— на « сельские Советы. Советы обязаны включить в спис ки избирателей всех граждан, имею щих избирательное право, проживаю щих (постоянно или временно) на территории данного Совета и достиг ших .ко дню выборов 18 лет (ст. 8 ). В соответствии с Конституцией служащих от участия в выборах, РСФСР не вносятся в списки иэби- Положение обеспечивает участие в ратслей лица, лишенные избира - ' выборах командиров, комиссаров тельных прав по судеоным пригово рам, а также лица, признанные в установленном законом порядке ума лишенными (ст. 9). Пикто из избирателей не может быть внесен больше чем в один из бирательный список. За 30 дней до выборов Совет де путатов трудящихся должен выве сить списки избирателей для все общего обозрения или обеспечить избирателям возможность ознако миться с этими списками (ст. 14). Исполнительный Комитет Совета депутатов трудящихся обязан в трех- дпевный срок рассмотреть каждое заявление о неправильности в списке избирателей (ст. 18). Прн несогласии с решением Со вета заявитель может подать жалобу в народный суд (ст. 19), который бойцов Рабоче-Крестьянской Краевой Армии. Согласно ст. 31 Положения • выборах, воинские части и войгк-*- вые соединения составляют отдель ные избирательные участки с коли чеством ие менее 50 и не более 1.500 избирателей и входят в изби рательный округ по месту нахожде ния части пли войскового соедине ния. Имеются учреждения, работа ко торых не может быть прекращена во время выборов. Чтобы дать возмож ность больным, дежурному медицин скому н обслуживающему персоналу принять участие в выборах Верхов ного Совета, проект предусматриваем образование отдельных избиратель ных участков при больницах, ро дильных домах, санаториях, дожат обязан ь трехдневный срок рассмо- инвалидов с количеством избирате- треть жалобу и о своем решении со- 1 лей не менее 50 (ст. 32). (Продолжение доклада см. на 3 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz