Полярная правда. 1938, февраль

ѵ^. Пролетарии всех стран , соединяйтесь! ------------------------------- “ ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА Орган: .Мурманского" Окружкомаи Горкома ВКП(б) и Окрисполкома № 32 (3402). 9 февраля 1938 г., среда. Год издания XVII. Ц»ка 10 иол. СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Передозэя: ОБРАЗЦОВО IIПОВЕСТИ ЗИМ- ИІОКІ НАВИГАЦИЮ. Ледокол «Мурман» на пути к льдине Папанина. (1 стр.). О катастрофе дирижабля «СССР В-С». (1 стр.). Меры английского правительства против пиратских действии па Средиземном море. (2 стр.). Кризис гитлеровского режима. (2 стр.). АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА. (2 стр.). Военные действия в Китае. Движение за боиког японских товаров в Америке. (2 стр.). Статья: П. ГРНЗНОВ. — Повысить ка­ чество учебы в кружках истории ВІШ(б). ■(3 стр.). ГРЕНЛАНДСКОЕ МОРЕ. (4 стр.). Образцово провести зимнюю навигацию С трибуны первой Сессии Верхов­ ного Совета СССР на всю страшу прозвучала резкая и справедливая критика работы Народного Комисса­ риата водного транспорта. В своей замечательной речи тов. А. А. Жда­ нов, наряду с критикой работы дру­ гих наркоматов, указал на основные пороки в работе Паркомвода, приз­ вав водников в самый кратчайший срок преодолеть спокойствие л бла­ годушие, начать работать значи­ тельно лучше, чем сейчас. Критические замечания о работе Наркомвода в целом, полностью от­ носятся к работе отдельных портов, 'загонов, пристаней, пароходств. В нашем Мурманском торговом порту также сильны характерные для ра­ боты водного транспорта недостат­ ки — длительная раскачка, неоправ­ данное благодушие, низкие темпы перевалочных работ. Открывая навигацию этого года, руководители торгового порта клят­ венно заверяли общественность в своей полной готовности во всеору­ жии встретить зимний грузопоток. Действительность показала, что все эти заверения не были подкреплены практической работой. С первых дней навигации в порту начались простои -судов и вагонов. Плохо приняв первые суда, порт в дальнейшем не преодолел первых -■‘рганизацпогошх неувязок, а с каж­ дым днем, с каждой пятидневкой все углублял наметавшийся прорыв. По оперативным данным за январь выясняется, что в первом месяце зимней навигации простои судов по ііине порта достигли колоссальной цифры — 507 часов. Сверх сталии- ного времени простояли большинство судов, посетивших порт в январе. Под выгрузкой импорт пароход «Турюсиб» простоял сверх графика 43 часа 50 юпгут. да еще 25 ча­ сов судно потеряло, став под по­ грузку. В ожидании причала 14 часов простояла «Десна», 32 часа простоя потерпел пароход «Циолковский» в ожидании рабочей силы: 44 часа сверх графика простоял «Пушкин». Позорный «рекорд» пришелся на долю парохода «Шилка». Это судно стояло в порту сверх графика 101 Час! ' • Что значит потерять бесплодно столько судо-часов? Отдают ли себе отчет командиры порта в том, какой ущерб наносит пашей промышлен­ ности и транспорту эта возмутитель­ ная задержка грузов в порту? От­ дают ли онп себе отчет в том, что каждый час простоя — это задери жанлые на борту парохода, па при­ чале, в окладе ценные грузы, кото­ рых ждет страна? Организация труда в порту пз рук вон плоха. Бригадиры и груз­ чики жалуются па сплошные пере­ броски с одного места работы на другое. Прп большой нехватке рабо­ чей силы руководители порта плохо организуют труд грузчиков, время и труд которых сплошь и рядом идут впустую. Жалуясь на недостаток рабочей силы, порт неправильно использует своп резервы. В течение нескольких дней с 17 января до 5 февраля бригада Лагутшна пи одного часа не провела на выпрузке пароходов Почти все время бригада работала па подсобных работах— выгрузке ва­ гонов, штивке -п т. д. и не выпол пяла норм. Когда 6 февраля эту бригаду поставили на выгрузку па­ рохода «Унжа», грузчики перевы­ полнили лормы. Учет труда поставлен плохо. В вахтенных журналах прорабов не фиксируется 'C достаточной чет­ костью, где п как работают бригады. Пикто по анализирует в порту при­ чин невыполнения плана многими бригадами. А между тем, паряду с бригадами Бондаренко, Черницкого п другими, на мімго перевыполняющими нормы, есть ряд бригад, которые нормативов не выполняют. Открывая навигацию, руководи­ тели порта говорили о полной под­ готовленности причалов, мехаппзмпд, складов. На деле получается иначе. В т.тенпе двух декад задерживался К ПАПАНИНСКОЙ ЛЬДИНЕ ция систематически задерживает по­ дачу крытых вагонов под скопив 4 шийся в порту импорт. Станция по­ дает вагоны пачками, зачастую не выдерживая сроков, не вьшолпяет требований портовиков — правильно распределять вагоны по местам выгрузки. Заверения портовиков о готовности механизмов также не подкрепились действительностью. Из-за неисправ­ ности механизмов 26 часов простоял пароход «Мета», в январе два кра­ на пр^ загрузке в 694 часа имели 794 часа простоя! Перегружатели концентрата простояли в январе 1Э56 часов. Велики и непроизводи­ тельны простои всех портовых меха­ низмов. Участились случаи брака, полом­ ки груза и судовых механизмов. По вине кладовщиков и весовщиков порта в январе было 15 случаев не­ догруза; весовщикп Бабий, Собков, Едаменко допустили несколько слу­ чаев засылок груза не по адресу. Пытаясь прикрыться об’ектавнымп причинами— недостатком причально­ го фронта — руководители порта почему-то упорно умалчивают о тех случаях, когда суда по их непосред­ ственной вине простаивают на рей­ де. Вчера мы печатали письмо одно­ го рабкора, который указывает па недопустимые случаи простоя судов на ренде из-за неоперативной, ха­ латной работы портовых надзирате­ лей. Нельзя умолчать о положении с судоремонтом. Надо сказать прямо, что директор судоремонтного завода Балтийского пароходства Прокофьев пе принимает необходимых мер для быстрейшего междурейсового и капи­ тального ремонта торгового флота. Моряки парохода «Вытетра» все вре­ мя сигнализируют о возмутительной волоките с ремонтом -судна. То же са­ мое заявляют моряки парохода «Су­ ра». Онп буквально обивают пороги кабинета директора, который в те­ чение четырех дней задерживает распоряжение о ремонте жилых по­ мещений «Суры»,— ремонта, без кото­ рого судно не получит права па пла­ вание. ,1 Среди работников порта п судоре­ монтного завода Балтаароходства много передовых знатных людей, стахановцев, много ударников, кото­ рые пе сегодня— завтра перейдут в высший класс социалистического со­ ревнования. Но эти люди не получа­ ют своевременной и достаточной по­ мощи местных партийных и проф­ союзных организаций. Рабочие справедливо жалуются на пеповоротлпвость ц медлительность портового комитета моряков, возглав­ ляемого т. МедяЕкшгым. Профсоюзные организации порта плохо заботятся о культурном и бытовом обслуживании портовиков, мало занимаются вопро­ сами социалистического соревнова­ ния. Необходима немедленная и реши­ тельная перестройка всех звеньев работы. Диспетчерский план,— стро. го продумаппый, детально разработан­ ный, — должеп стать непреложным законом для погрузо-разгрузочных работ. В постояппой и полной готов­ ности к погрузке-выгрузке должны быть все механизмы порта. Железно­ дорожники должны помочь водникам вывезти грузы, которые загроможда­ ют сейчас территории и склады пор­ та. Правильно организуя рабочий день грузчика, мехапизатора, возчи­ ка, сделав самый короткий в мире рабочий день самым производитель­ ным. — руководители порта могут и должпы добиться быстрейшего оборо­ та судов и вагонов. Надо улучшить культурно-бытовое обслуживание грузчиков и моряков .-.аполярного порта, чтобы веселый и культурный досуг обеспечит,ал вы­ соко . производительный и культур- пый труд. Водники, как образно выразился тов. Жданов, должны слезть с той «ели, на которой сидит ІІаркомвод в течение нескольких лет. Партия и правительство уделяют огромное впп- На дрейфующей льдине Папанина Радиограммы со станции «Северный полюс* Дрейфующая льдина с четверкой отважных советских полярных иссле­ дователей продолжает свой путь вдоль восточных беретов Гренландии. Энтузиасты науки, бесстрашные сы. пы нашей Роднны товарищи ІІапа- нин, Кренкель, Ширшов и Федоров не перестают заниматься научными наблюдениями. Эрпст Кренкель ак­ куратно, в установленные сроки, не­ додает результаты этих наблюдений по радио на Большую Землю. 7 февраля получены с дрейфую­ щей льдіпты следующие радиограммы: Станция «Северный полюс», 7 фе­ враля, 00 часов. Широта 73 граду­ са 19 минут, долгота 18 градусов 00 минут вест, небольшая облач­ ность, западный ветер менее одного балла, температура минус 13 граду­ сов. Станция «Северный полюс», 7 фе- Ер-эля 06 часов. Координаты без из­ менения, значительная облачность, дымка, западный ветер мепее одного балла, температура минус 12 граду­ сов!. Станция «Северный лонное», 7 фе­ враля, 12 чзссв. Координаты те же, сплошная облачность, северо-запад­ ный ветер 4 балла, температура ми­ нус 12 градусов. Местонахождение судна ,,Мурманец“ 7 февраля получеиа следующая радиограммз о местонахождении сто­ рожевого судна «Мурмапец», проби­ вающегося сквозь льды к дрейфую­ щей льддне Папанина: «В 01 час по Гринвичу (в 3 часа по московскому времени) — широта 70 градусов 30 минут, западная дол­ гота 07 градусов 18 минут. Сплош­ ная облачность, непрерывный слабый снег. Ветер восточпо-северо-восгоч- пый -силой 10 баллов, температура минус 7 градусов». „Мурманец" в дрейфе 7 февраля от капитана судна «Мурманец» тов. Ульяно й, получены следующие радиограммы: «7 февраля, 3 часа. Судно нахо­ дится 6 сжатии, дрейфует на за­ пад. Ветер восточный 8 баллов, тем­ пература воздуха минус 7 градусов». «7 февраля, 10 часов. Находимся в сжатии, крепкий шторм от 10 до 11 баллов. Снег, пурга. Начинает прокатываться небольшая зыбь». Погода в Гренландском море По сведениям Центрального ннсти- j ха — минус 11 градусов, тута погоды, 7 февраля в 20 часов В районе острова Ян-Майен в 20 в районе Мигг-бухты, на восточном і часов 7 февраля бы о также пасмур- побережье Гренландии, было пасмур- j но, шел снег. Дул севлро-вооточный но. Дул стрс-аосточный ветер си- і ?етер силой в 9, паллоі^Температура .той в 7 баллов. Температура возду- 1 возду.ха — 2 градуса мор*»за. В ПОСЛЕДНИЙ н\с ПОЛНЫМ ХОДОМ К ГРЕНЛАНДСКИМ ЛЬДАМ БОРТ «ТАЙМЫРА», 8 . (Радио). Резко снижающаяся температура воз- Дувшие свежие западные ветры сме­ нились юго-восточными, которые сбили волну. «Таймыр» пошел не­ медленно полным ходом к гренланд­ ским льдам. Долготные градусы бы­ стро опускаются к нолевому меридиа­ ну. В полночь были на 72 градусе 3 минуте северной широты, 8 гра­ дусе 2 0 минѵте восточной долготы. духа— верный показатель приближа­ ющихся льдов. У кромки льда будем, предполагаю, к вечеру. Авпалруппа начинает подготовлять материальные части. ОСТАЛЬЦЕВ— руководитель экспедиции на «Таймыре». Радиограмы с „Таймыра" По полученным 7 февраля г веде­ ниям, ледокольный пароход «Тай­ мыр» в 24 часа 6 февраля находил­ ся на 72 градусе 14 минуте север­ ной широты п 15 градусах 26 мину­ те восточной долготы. «Таймыр-* идет курсом на западо-северо-запад со скоростью 8,1 узла в час. Ветер юго-западный силой 3 балла. Темпе­ ратура воздуха плюс 1 градус и во­ ды плюс 6 градусов, ясно. Ледокольный пароход «Таймыр» держит крепкую связь с Москвой. 7 февраля в 6 часов утра руководи­ тель экспедиции на «Таймыре» тов. Остальцев сообщил: «Наши координаты 72 градуса 27 минут северной широты и 13 граду­ сов 35 <шпут восточной долготы. Ветер заладо-северо-западпый, си лой в 6 баллов. Температура воздуха плюс 1.1 градуса, температура воды плюс 4,9 градуса. Волнение усили­ вается. Груз в порядке». Но чем дальше на запад продви­ гался «Таймыр», тем сложпее ста­ новилась метеорологическая обстанов­ ка. 7 февраля в полдень «Таймыр» находился па 12 градусе 16 минуте восточной долготы и 72 градусе 37 минуте северной шпроты. Дул поры­ вами сегіеро-западный ветер силой в 7 баллов. По сообщению тов. Осталь. цева, «корабль кладет до 45 граду­ сов». В связи с ухудшением погоды, «Таймыр» сбавил ход до 3,2 мили. Несмотря па штормовые условия плавания, на корабле все в порядке. Твердо идем н намеченной цели БОРТ ЛЕДОКОЛА «ТАЙМЫР», 8 . (Наш спецкорр.). Всю ночь сегодня бушевал пгторм. Волны, с силой на­ падая на ледокол, сорвали левый трал ходового мостика и повредили его обшнвку. Корабль зарывался в волны. Внимание экипажа было при­ ковано к сохранению палубного гру­ за, особенно самолетов. Утром ве­ тер стих. Груз в пелости. Продолжаем птти к намеченной пе­ ли — дрейфующей станции «Север­ ный полюс». . * УМОВСКИЙ— помполит ледокола «Таймыр». Окатастрофедирижабля „СССР 8-6“ ремонт и ввод в эксплоатацпю трех | мание работе водного транспорта. П причалов. П бел того узкпй при­ чальный фронт загромождается гру­ зами. Пастилы завалены снегом, об- ѵдеяели. затрудняют проезд впутрл- іртового и железнодорожного транс- лорта. Свою «долю» к этим безобразиям прибавляет станина Мѵриале*. Стан­ ка эту заооту и внимание портовики обязаны ответить коренным и серьез­ ным улучшением работы. Мурмаи­ с те портовики имеют все возможно­ сти для того, чтобы в очередные дни текущей навигации начать работать Пі.-.новому, в срок и досрочно выгру­ жая все вагопы л пароходы. Вечером 5 февраля дирижабль . в «OOGP В- 6 », под командованием т. Гудованцева, вылетел пз Москвы в пробный, тренировочный полет по маршруту Москва— Мурманск—Мо­ сква с тем, чтобы в случае удачи этого полета п испытания мате­ риальной части дирижабля «СССР В- 6 », решить вопрос о направлении его для снятия экспедиции Папа­ нина, о чем экипаж дирижабля воз­ будил особое ходатайство перед пра­ вительством. Следуя по маршруту п имея регу­ лярную связь по радио с Москвой, Ленинградом и другими пунктами, дирижабль благополучно проследовал над Петрозаводском, Кемью и к 19 часам 6 февраля приближался к станции Кандалакша (277 километ­ ров до Мурманска). Продвижение дирижабля по марш­ руту регистрировалось по радио­ граммам т. Гудованцева, а также наблюдениями с зем.ти . при чем в 18 часов 56 минут 6 февраля был зафиксирован нолет дирижабля в райопіі ст. Жемчужная (39 километ­ ров до Кандалакши). После получения в 18 часов 56 минут радиограммы т. Гудован­ цева о благополучном коде полета, работа радиостанции «СССР В- 6 » внезапно оборвалась и на вызовы многочисленных наземных радиостан­ ций дирижабль ие отвечал. На участке пути до Яндозера ди­ рижабль шел на высоте 300 -метров, в нижней кромке облаков, затем — до Кемп — в облаках и приближался г. Кандалакше — при снегопаде, что условиях наступившей темноты ухудшило видимость. Около 20 часов поступили тре­ вожные сообщения от местных жи­ телей, наблюдавших около 19 часов полот дирижабля в районе ст. Белое море (19 километров до Кандалакши). Жителя слышали какой-то сильный гул, после которого прекратилась слышимость шума мотора дирижабля и сам он исчез из- поля зрения. В район предполагаемой аварии немедленно былн направлены поиско­ вые труппы из местных граждан и военнослужащих частей РККА на оленях и лыжах. Одновременно быт усилен и непре­ рывно велся поиск радиостанции ди­ рижабля в эфире, но давший, од­ нако. положительных результатов. На рассвете 7 февраля одна из поисковых труп обнаружила, что ди­ рижабль «СССР В- 6 » действительно потерпел катастрофу в 18 километ­ рах западнее ст. Белое море. По предварительным данным, ка­ тастроф;! наступила в результате то­ го, что дирижабль «СССР В- 6 » задел вершину горы вследствие недоста­ точной высоты полета и плохой ви ­ димости , прп безотказной работе ма­ териальной части во все время по­ лета. Нз общего состава экипажа дири­ жабля «СССР В- 6 » в 19 человек в результате катастрофы погибло 13 человек, 3 легко ранены и 3 невре­ димы. Прп катастрофе убиты товарищи: Гудовалцов И. С. — первый коман­ дир дирижабля «СССР В- 6 », Иань- Капитан «Мурмана» Иван Федорович КАТЦОВ. Ледокол „Мурмани на пути к льдине Папанина С. В. — первый помощник коман дира, Лянгузов В. Г. — второй по- мещнпк командира, Кулагин Т. С.— третий помощник командира, Рит- слянд А. А. — первый штурман. Мячков Г. Н. — второй штурман Коняшин Н. А. — старший бортме­ ханик, Шмельков К. А. — первый бортмеханик, Никитин М. В. — борт­ механик, Кондратов II. И. — бортме- ; ник, Чернов В. Д. — бортрадист. Градус Д. П .— бортенпоигик. Легко ранены: Почекип В. П. — четвертый помощник командира, По- виков К. П. — бортмеханик, Бурма­ кин А. II. — бортмаханик. Невредимы: Устпповпч В. А .— корабельный инженер, Матюнин И. Д. — бортмеханик и Воробье®— пвженер-радист. На место катастрофы из Мур­ манска направлена правительствен­ ная комиссия в составе: командира Энской авяаэскадрпльп — т. Кирса­ нова, начальника конструкторского дирижзблестроительного бюро'— т. Хаірабковского, старшего стартера Московского дирижабельного порта — т. Байбакова, тт. Тощенко п Боруд- і кипа. Тела погибших товарищей будут доставлепы для похорон в Москву. Похороны погибших приняты па государственный счет. О дне похо­ рон будет сообщено дополнительно. Правительством решено выдаті. семьям погибших воздухоплавателей по 10 тысяч рублей единовременного пособия и установить повышенное ков И. В. — второй командир, Демии . пенсионное обеспечение. Беседа с капитаном „Мурмана* тов. Согласно решения правительства, февраля из Мурманска, вслед за гвдрографігасгким б^ом.. «Мурмаяеп» несущем сейчас патрульную службу в Гренландском море и ледоколом «Таймыр», находящимся сейчас па пути к дрейфующей станции «Се­ верный полюс», отправлено ледоколь­ ное судно «Мурман». Как уже сообщалось, па ледоколе имеется большой запас угля — 1300 топя и шестимесячный запас продовольствия. Па судие отгружены лыжный самолет «П-5» и амфибия «Ш-2», способный садиться на лед и на воду. «Мурман» к дрейфующей станции «Северный полюс» повел опытный капитан Иван Федорович Катцов. Он уже несколько .раз бывал в Грен­ ландском море, хорошо знает усло­ вия плавания в полярных бассейнах. Старшим помощником капитана наз­ начен В. Д. Ушаков, комиссаром ко­ рабля — А. П. Пухов. На «Мур- мане» находятся летчики тт. Чере- вичный, Карабанов и Самойлов. 7 февраля в 13 часов 20 минут «Мурман» отдал швартовые и взял курс нз Мурманска на норд— к дрейфующей льдине тов. Папанина. Перед отходом в море капитан тов. Катцов сообщил следующее: — Весь личный состав ледокола с большой радостью принял весть о решении правительства снарядить «Мурман» для снятия героических сынов нашей великой Родины— от­ важных папанинцев. Для мепя это задание правитель- ства'тем более приятио, что мне уже однажды пришлось снимать Папа­ нина. Правда, это было прп других обстоятельствах. В 1932 году экспе­ диция Шмидта на «Седове» завезла в бухту Тихую первых зимовщиков. Начальником зимовки был Иван Дмитриевич Папанин. Там он пробыл год и в октябре 1933 года мне, в то время капитану «Таймыра», предложили снять Папанина и зимо­ вавших с ним товарищей. Октябрь — поэднпй месяц для плавания в Арктике. Это начало по­ лярной ночи, намного ухудшающей условия судовождения. Еще ни один корабль но ходил в арктические во­ ды с наступлением полярной ночи. Никто не знал, как достигнуть бухты Тихой в этих условиях. Я помню, как многие утверждали, что совершить такой рейс будет не­ возможно. Однако таймыровцы с ра­ достью взялпсь выполнить ответ­ ственное задание п благополучно, правда, пе без трудностей, доставили Папапипа и его товарищей на Боль- тую Землю. Плавание зимой в Арктике после того памятного рейса мы совершала неоднократно на «Таймыре», ходили туда и другие корабли. В 1935 готу ! зимой, посетив зичовкѵ в бѵхте Til- П. Ф. КАТЦОВЫМ хой, мы на «Таймыре» пропив Бри­ танским каналом иа север н во льдах достигли 82 градуса 11 эайгут сё' верной широты;" HEH-rw- время ледокол «Садко», идя в Кар­ ском море чистой водой, поднялся до 82 градуса 30 минут северной широты. Опыт плавания во льдах Арктики в любое время года сейчас приго­ дится нам. как нельзя лучше. В<сь личный состав корабля и я, как судоводитель, употребим все наши знания, всю энергию, чтобы снять дорогах всему передовому человече­ ству советских героев. «Мурман» — отличный корабль, ои плавает всего второй год. Его ле­ довые качества значительно лучше чем у «Таймыра». Мощность машин «Мурмана» в несколько раз превос­ ходит мощность машин «Таймыра». Как уже сообщалось в печати, «Тай­ мыру» при благоприятных условиях, надо 6 — 7 суток для перехода до кромки льда. «Мурману» для этой цели понадобится 4 — 5 суток. Та­ ким образом, «Мурман» и «Таймыр» подойдут к ледовой кромке почта одновременно. В зимних условиях самым тяже­ лым местом плавания в Баренцевом море является участок Нордкапа. «Таймыр», проходя Нордкап, встре­ тил там десятибалльный шторм и вынужден был лечь в дрейф. Мы думаем этот участок миновать бы­ стрее. «Таймыр», имея на палубе ящики с самолетами, боясь их повре­ дить, должен был менять курс, а за­ тем лечь в дрейф. Самолеты «II-5» и «ПЬ 2 » авиазвена, которым руко­ водит т. Черепичный, лежат в со­ бранном виде в трюмах «Мурмана» и не боятся штормовой погоды. Подойдя к кромке льда, мы уво репы, что найдем там ледяное поле- аэродром. Если же эго не удастся, пойдет в ход самолет амфибия. У нас есть все возможности для выполнения задания правительства н мы это задание выполним. Всю опе- раціпо но снятию папанинцев мы стремимся закончить до 2 0 февраля, ибо в эти дни может произойти вто­ рое торога*-ігігеі льда. Первое, как известно, произошло 1 февраля и. уменьшило размеры льдины папашш- цев. Спокойствие и стойкость героев- папаиешцев, которые л;ивут и рабо- 1 тают на маленькой льдине, сохранив всо результаты научной работы, их героическое поведение— ноистине невиданно в истории человечества. I В образе, папяпнпцев советский на! род еще раз показал миру, каких ле­ гендарных людей выдвигает сталин­ ское племя. Мы счастливы и горды тем. ’по первыми будем приветство­ вать отважную четверку великгсх сынов страны социализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz