Полярная правда. 1938, декабрь
4 П О Л f i P H А В П Р А В Ц Ж * *ч и.жод>а<шиидмааив— ват** № 297 (3667) 29 деиабря '1938 г. ‘-'W№ Л П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь День секретаря парткома 23 декабря — обычный буд ничный день. Но он нѳ был обыч ным для секретаря парткома Су доверфи Главнищемаша т. Чури- лова. В этот день его не «вызы вали ни в политчасть, ни в гор ком партии, ли в другие органи зации. В 5 часов началось засе дание партийного комитета, оно длилось 6 часов. Рабочий день секретаря, как правило, начинается с 10 часов утра, а заканчивается он глубо кой ночью. Много времени отни мают посетители, приходящие в партком часто без всякой нужды. И со всеми секретарь подробно беседует. — Плаче нельзя, а то вдруг обвинят в нечутком отношении к людям, в бюрократизме... И партийный руководитель за нимается десятком мелких вопро сов, решить которые мог бы с успехом другой работник. Вернемся, однако, к дню 23 де кабря. Утро. Первым к секретарю пришел начальник отдела кадров Судоверфи. Он принес на подпись пачку производственных характе ристик. — Видите лр, — обращается начальник отдела кадров к секре тарю, — характеристики требует Главк и как-то неудобно, если они не будут подписаны руково дителем парткома. Подпиши сей час вот эти, а оставшиеся 120— •150 — «в следующий, раз. Немало времени ушло на это дело. Прежде чем подписать ха рактеристику, нужно было ее про читать, а в некоторые внести по правки. Не успел секретарь по кончить с этом делом, как к не му обратился новый посетитель, работник городского совета Осоа- впахима т. Шумилов, раньше ра ботавший на Судоверфи. — Я к вам, товарищ Чурвлов, — говорит он, — помогите полу чить причитающиеся мне деньги. — Присаживайтесь, освобо жусь, выясним в чем дело. ' Больше часа ушло «на это вы яснение. Потом пришли другие люди. П так в течение всего дня секретарь парткома выяснял, со гласовывал, подписывал, разре шал вопросы, которые совершен но sHe относятся к его прямым обязанностям. Один приходит в партком и заявляет о грубом отношении ко менданта к жильцам в 'Общежи тии Судоверфи; другой жалуется секретарю, что среди рабочих от дела снабжения низка трудовая дисциплина. На одном из ремон тируемых судов кто-то обнару жил, что к переносной лампочке поставлен «неподходящий по тех ническим соображениям» электро провод. II по этому вопросу приш ли за “выяснением в партком. За 4 часа нахождения секретаря в парткоме к нему обратились по различным вопросам 21 человек. Все эти жалобы, заявления и требования зполне основательные. Но почему дх обязательно должен разбирать секретарь партийного комитета? На Судоверфи есть ди ректор, инженеры, начальники от делов и профсоюзная организа ция. Однако, минуя тех, кто обя зан решать такие дела, люди хо дят в партком и обязательно к секретарю. Теряя дни на мелочные дела, не имея мужества правильно ре гулировать прием, секретарь парт кома перестает быть хозяином сгоего времени. И поэтому тов. Чурилов мало занимается пар тийной раблой, o j даже не имеет возможности повышать свой идейно-политический уровень, изу чать теорию марксизма-лениниз ма. Совершенно очевидно, что если бы партком по-большевист ски взялся за политико-воспита тельную работу среди работников верфи, помог улучшить работу отделов — визиты жалобщиков к секретарю резко бы совратились. По словам секретаря парткома тов. Чурнлова, он за время рабо ты руководителем парторганиза ции по-настоящему еще не изу чил ни одной главы «Краткого курса истории ВК1І(б)>, не про читал ни одного произведения классиков марксизма-ленинизма. Все это происходит только лишь потому, что секретарь парткома не смог обеспечить правильной организации своей работы. Партийный комитет должен по казать пример правильной орга низации .рабочего времени. Овла дение большевистскими методами руководства, культурой своего дела — одно из обязательнейших условий полноценной партийно политической работы. Этим дол жен серьезно и без промедления заняться каждый партийный .ра ботник. Н. ЗЫКИН. Пропагандисты тов. АНДРЕЕВ (справа) и ЕМАНОВА получают кон сультацию у заведующего парткабинетом политотдела Мурманского ж е лезнодорожного узла тов. ДАНИЛОВА. Фото И. Марголнна. Консультация ft. Бессоновой 26 декабря в парткабинете Мурманского горкома ВКЩб) со стоялась открытая консультация на тему: «Как работать над кни гой». Присутствовало около 60 человек. Консультант А. Бессоно ва рассказала собравшимся о за мечательном учебнике истории ВКП(б), заострила их внимание на необходимости самостоятельно го изучения этого величайшего научного труда. — Нужно учиться у Владими ра Ильича Ленина как работать над книгой. При изучении того или иного вопроса нельзя ограни читься только лекцией, беседой, консультацией. Нужно серьезно и вдумчиво прочесть материал, глу боко его осмыслить, прочитать еще раз и, только основательно усвоив, переходить к дальнейшему изучению. Тов. Бессонова указала, что, прежде чем приступать к работе пад книгой, нужно познакомиться ОБЛ\ЕН ОПЫТОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ МАРКСИЗМА- ЛЕНИНИЗМА Как я начал изучать „Краткий курс истории ВКП(б)" Я хочу поделиться некоторым ных рабочих и упадке промыш- опытом. работы на примере нзу- лунных предприятий с преобла- чения первого разтела первой данпем крепостного труда, о ро- главы «Краткого курса истории сте крестьянских выступлений за ВКЩб)». последние десятилетня' перед Начал я с того, что прочел крестьянской реформой. Все эти внимательно всю главу. Предва- фактические данные я нашел в рптельно я вновь перечитал нись- брошюре Мороховец «Крестьян- мо товарища Сталіша «Оо учеб | ская реформа 1861 года». (Изда- нике истории ВКП(б)». В этом ; пне Соцэкгпза, Москва, 1937 г.). письме дана ясная ориентировка, Анализ этих данных наглядно как надо диалектически подходить , показывает, что помещнки-крепо- к изучению и преподаванию исто-1 стпикп не в силах были, как 1 >пп ВКП(б). j сказано у Ленина, «удержать ста- Читая главу, я старался ѵло- рых, рушившихся форм хозяй вить глаиное в том или ином аб с ее паспортом, оглавлением и с введением. Предварительно про читав всю книгу, нужно начинать читать ее снова, делая пометки, подчеркивая, выделяя главные мы'-ли и т. д. А после впиматель- , ного прочтения и выяснения на консультации или лекции всех непопят ных мест — нужно па -1 ,чать конспектировать прочитан ный материал. ; На примере статьи товарища Сталина «Стиль в работе» т. Бес сонова показала как составлять конспект. После окончания консультации, слушатели отметили хорошее ее построение и умение т. Бессоно вой понятно и интересно преподне сти материал. Они просили про вести еще ряд таких консульта ций и показать практически, как составлять конспект, план и ве сти рабочую запись. Е. ГЕЛЬМАН. ДОКЛАД ДЛЯ АКТИВА Для коммунистов, комсомольцев и советской интеллигенции,само стоятельно изучающих историю ВКП(б), в Кольском районе орга низуется ряд докладов и консуль таций. 25 декабря секретарь РК ВКП(б) тов. С. А. Смирнов еде-. лал доклад на тему: «Борьба за создание социал-демократической рабочей партии в России». Докладчику был задан ряд во просов о различии между народ никами 70-х и 90-х годов, кре стьянской общине, о роли лично сти в истории н другие. ИНТЕРЕСНАЯ ЛЕКЦИЯ _____ . , » (ТУ • 27 декабря в враснооР уголке j pec к изучению истории больше- Судовѳрфи Глашшцемаща собра лась интеллигенция верфи. При сутствовало 112 человек — ин женеры, техники, экономисты, конструкторы и служащие. Они с большим вниманием прослушали организованную отделом пропа- вистской партии. Это ярко пока зала сегодняшняя лекция, сде ланная т. Зелениной, которую мы прослушали с большим интересом и вниманием. Людям, самостоя тельно изучающим историю ВКЩб), эта лекция принесла заце (и.тп группе абзацев) и за писать это в виде краткой фор мулировки. Так, например, в пер вом абзаце первой главы раз'яс- няется вопрос о прпчипах отме ны крепостного права. Я' запи сываю карандашом: «причины отмены крепостного права». В следующих пяти абзацах раз’яс- няется вопрос об остатках кре постнического хозяйства, которые лежали тяжелым бременем па плечах крестьянских масс, вызы вая разорение, обнищание послед них. Все эти обзапы я об’ едшшл общим тезисом: «Остатки крепо стнического хозяйства и положе ние крестьянских масс после от мены крепостного права». В таком же порядке я проана лизировал весь последующий текст первой главы. Так выгля дит первоначальная ступень моей работы над текстом учебника. Я лее или менее развернутого пла^ на главы. После этого, привлекая вспо могательные материалы, я пере- ства», что новые производитель ные силы, развившиеся в ведрах старою, феодального общества, властно требовали перехода от старых производственных отно- шеппй к новым. Крепостничество в России глав ным образом определило отста лость страны, отсталость полити ческую, экономическую. Вот по чему, как указывает товарищ Сталин, старую Россию «непре рывно били за отсталость» (Ста лин, «Вопросы ленинизма», изд. 10-е, стр. 445). Отсталость царской России в организации военного дела была следствием ее экономической от сталости. • Для того, чтобы глубже уяс нить это положение, я прочел некоторые главы книги Энгельса «Анти-Дюринг». В них подчерки вается зависимость организация военного дела от степени разви- l ~ ^ ілш ш я ѵ іг бы назвал это составлением бо|| :-тпя v w m „ Л РЛ ИЛИ МЙПЙЙ ПЯЯПЙПТТѴТГѴГА а- _ с ______ тт ТЧ г общения. Что могла Россия про тивопоставить англо-французско му паровому флоту на Черном море? Парусный флот! «Полптч- шол к составлению конспекта, па ческая сила на морѳ, покоящаявя основе текста учебника п перво источников. На этой ступени ра боты старался глубоко продумать и осмыслить содержание прочи танного. Возьмем, к примеру, вопрос об отмене крепостного права г раз витии промышленного капиталив на современных военных судах, оказывается вовсе не «непосред ственной», а прямо зависящей от экономической мощи, от высоко го развития металлургии, от на личности искусиьп техников и бо гатых угольных копей», — писал Энгельс в «Анти-Дюринге» (изд. ганды и агитации горкома ВКП(б)' много пользы, и партийным комитетом лекцию , Интеллигенция Судоверфи пред’- на тему: «Развитие капитализма явида серьезное требование пар- в России». Прочла лекцию тов. j тийному комитету — регулярно Зеленина. 1 D , * и последовательно организовывать Раоотник конструкторскою бю- „ - Г - - - для работников верфи лекции по разным вопросам героической ро Судоверфи т. Батраков оказывает: рас- — Наша заводская интелли-, истории Всесоюзной Коммуиисти- генция проявляет огромный инте- ческой Партии (большевиков). НАЗНАЧЕНИЕ СЕКРЕТАРЯ ПАРТКОЛЛЕГИИ КПК ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Решением Комиссии партийною контроля при ЦК ВКП(б) назна чен секретарем партийной колле-1В. И. Сабуров. гнр Комиссии партийного контро ля по Мурманской области тов. ма в России. При изучении его я Госполитиздата, 1938 г., стр. прочел прежде всею статью Ле- 1 142). Крепостническая Роосия не нпна «Крестьянская реформа» и обладала такой промышленностью, пролетарски - крестьянская ре- ц это наряду с гнилостью гогу- волюция» (Ленин, том XV, стр. дарственного аппарата явилось 141 148). одной из причин военного пора- Ознакомленпе со статьей Ленина жеппя царизма во время Крым- помогло мне глубже уяснить1ской кампании, сущь^тво вопроса. в учебнике «Истории ВКП(б)» Чтоби конкретно представить, сказано, что и после отмены кре- как сила экономическою рэдін- постного права помещики продол- тия стягивала Россию на путь жали угнетать крестьян. Прн капитализма и толкала к упичте-} изучении этого -вопроса я внима- женпю крепостного права, мнэ тольно ознакомился с некоторы- понадобплось ознакомиться с фак-! ки статьями Ленина по аграрно- тичеекпмп данными о росте вы- му вопросу. Прежде всего я про воза хлеба из России за границу чет первую главу из книги в 1-й половине XIX века, о росте Леі ига «Аграрная программа со- упогребления труда вольнонаем- циад-демократии в первой русской революции 1905 — 7 годов* (том XI, стр. 334—361) и статью Ленина «Сущность «аграрного во проса» в России» (том XV, стр. 502 — 505). Из этих работ я почерпнул данные о землевладении в старой России, что дало мне возможность точно установить основу кресть янской борьбы за землю после от мены крепостною права. В 1907 году Лопип писал: «У десяти миллионов крестьянских двооов 73 дшлл. дес. зачли. У двадцати восьми тысяч благородных и чу мазых лендлордов — 62 милл. десятин». (Том XI, стр. 337). Эти данные об’ясняют экономиче скую зависимость крестьянского хозяйства от помещика и сохра нение в громадных размерах ос татков крепостническою хозяй ства п после отмены крепостно го права. Громадные участки земли, на ходящиеся в руках помещиков, не могли быть обрабатываемы ц< - ликом инвентарем владельца и наемными рабочими. При таком положении и при крестьянском малоземелье помещики в боль шинстве местностей России жили главным образом за счет кабаль ной эксплоатации крестьянства. «Крупное капиталистическое земледелие, — пишет Ленин, — стоит ів чисто русских губернияі безусловно на заднем плане. Пре обладает мелкая культура на крупных латифундиях» (том XI, стр. 337 — 338), т. е. обработка помещичьей земли инвентарем мелкого крестьянина. Эти хозяй ственные отношения Ленин на зывал прямым «продолжением и пережитком барщинной системы хозяйства». Для того, чтобы более основа тельно разобраться в этом ленин ской положении, -я оаш»омн* 5 * по Ленину с основными чертами барщинного хозяйства (Ленин, т. ІП, стр. 139 и далее). Чтобы наглядно представить картину крайней отсталости сельского хозяйства, я поинтере совался данпымп об урожайности в дореволюционной России. Уро жайность в России был% самой низкой в Европе (по пшенице урожаи в России были в полтора раза ниже, чем в Румынии, в три с половиной раза ниже, чем в Англии, и в четыре раза ниже, чем в Дании). Фактическую справ ку об урожайности я взял из журнала «Пропагандист» Xs 1 за 1938 ' г. (стр. 24). В этой связи я прочел статью Ленина «Голод» (том XV, стр. 415—416). Пропагандист И. БУТИН. («Пограничный железнодо рожник», Хабаровск). Взаимодействие танков и авиации в современном бою Пехота, как это лишний раз пока зывает опыт воины в Испании п Китае, остается основным и решающим ро дом войск и в современной войне. Вместе с тем все большее значение приобретают такие мощные техниче ские средства борьбы, как артилле рия, танки, авиация. Однако, как бы силен ни был тот или иной вид боевой техники, он, ес ли взять его отдельно, имеет ряд слабых сторон. Всем известно, какой сокрушающей мощью обладает ар тиллерия. Нз большом расстоянии от себя она громит пехоту, артиллерию и танки противника. Но эта же ар тиллерия оказываетей чрезвычайно слабой, когда на ее позиции внезапно с фланга или тыла выходят танки. Танки уничтожают пулеметным ог нем артиллеристов, давят орудия. Современные танки в свою очередь несут большие потери от огня ар тиллерии, пока они не подойдут к ней на близкую дистанцию. Особенно опасен для танков огонь небольших подвижных скорострельных противо танковых орудий. Они отлично ма скируются, быстро прячутся и выд вигаются на открытые позиции, бьют в ѵпор иногда с самых неожиданных направлений. Танки, хотя бы п вооруженные пуш ками. имеют всегда худший обзор местности, чем противотанковые ору дия. По іму они обычно оказывают ся в норьвных условиях борьбы, если предоставлены только самим себе. Следовательно, для того, чтобы тан ки могли дойти до своих целей, нуж но настолько стеснить или ослабить огонь неприятельской артиллерии, чтобы она не смогла остановить тан ки. Эту задачу в бою выполняют артиллерия и авиация. * Авиация противника также пред ставляет значительную опасность для танков. Вынужденные работать в бою с закрытыми люками, оглушенные грохотом мотора, чужих и своих вы стрелов, танкисты не видят или слиш ком поздно замечают самолеты про тивника, идущие в атаку на танки. Современные самолеты, применяя пикирующее бомбометание, могут с достаточно большой высоты и с хоро шей точностью поражать отдельные танки, не говоря уже о тех случаях, когда танки идут в колонне один за другим, т. е. сравнительно плотной, уязвимой с воздуха массой. Самолеты забрасывают танки бомбами, которые рвут гусеницы и останавливают ма шины. Неподвижный танк становится легкой добычей артиллерии или пу шечных самолетов противника. Как видим, технические средства борьбы должны применяться в бою не изолированно, а совокупно, и в та кой комбинации, чтобы слабые сторо ны одного рода оружия перекрыва лись более сильными сторонами дру гого. Такое согласованное и одновре менное применение нескольких родов войск для достижения одной цели — уничтожения противника — называет ся взаимодействием этих poflcj войск. Для современного общевойскового боя характерно именно такое взаимодей ствие. * * * Каковы задачи авиации, взаимодей ствующей с танками? Их нетрудно себе представить, зная уже некото рые слабые стороны танков. Авиации прежде всего необходимо обезопасить танки от воздушных атак противника как во время подхода их к полю боя, так и во время боя. Эту роль выполняет истребительная авиа ция. Истребители дежурят в воздухе над районом прохода или действия танков и атакуют самолеты против ника при их попытке напасть на тан ки. * Для того, чтобы атака истребите лей была своевременной, они дежу рят на нескольких высотах, — толь ко в этом случае можно перехватить самолеты противника на одной нз наиболее вероятных высот их появле ния. Кроме того, истребители пре дупреждаются сигнальными полотни щами или дымовыми шашками с зем ли или по радио о приближении са молетов противника. Прикрытие танков требует, конеч но, большого количества истребите лей, но это совершенно необходимо, так как противник, установив угрозу танковой атаки, прежде всего попы тается сорвать ее контратакой с воз духа. Воздушное прикрытие танков па подходе к полю боя потребуется лишь при прохождении ими открытых участков, переправ и теснин. Одной авиации при этом мало: на открытых участках танки Должны прикрывать ся тают?- сильным зенитным огнем артнллср ’ и пулеметов. * • * \ Вторая задача авиации, приданной танкам, — разведка. Ограниченный обзор местности из танка, трудность ориентировки в бою делают эту за дачу ’авиации чрезвычайно важной и ответственной, в особенности когда танки дейстсуют отдельной группой и, зайдя в тыл противника, отрыва ются от своей .пехоты. Воздушную разведку выполняют одиночные само леты наблюдения. Сложность организации связи само лета с танками, базирующейся в ос новном на радио и лишь в некоторых случаях допускающей передачу ко ротких сигналов ракетами и эволю цией самолета (пикирование, горка, по качивание крыльями и пр.), требует тщательной договоренности на земле танкистов и летчиков. Авиация долж на знать, какую цель преследуют тан ки в данной операции. Процесс атаки танков можно раз бить на несколько этапов: выход тан ков иа исходные позиции для атаки, днижение до цели и преодоление переднего края обороны противника, выход в район цели, где нужно пода вить пулеметы, артиллерию или ре зервы противника, и, наконец, сбор после атаки. В соответствии с этими этапами возникают и задачи самолетов наблю дения. Выход танков в район, где они должны подавить намеченную цель, должен совпасть с прекращением своего артиллерийского г^ня по этой цсзз«. Самолет наблюдении д о л ж р н следить яа своевременным п°у>енос артиллерайсчого огня, указать танкам (пикированием, ракетой) ноьые цели и информировать коман ііы.і пункт о 1 проделанной танками работе. Выполнив свою задачу, танки, что бы привести себя в порядок, сосредо точиваются в определенном месте, на зываемом районом сбора. Очень часто этот район будет оказываться на территории, куда наши части еще не вышли. Поэтому самолеты наблюде ния обязаны предупреждать танки о грозящей им опасности (приближение танков противника, подход его бом бардировщиков и пр.). После проведенного боя и возмож ного повреждения радио командир группы танков может оказаться в затруднительном положении. Тогда самолет наблюдения явится единст венным средством связи танков с их; командным пунктом. При помощи вымпелов, подхватом донесения с земли или сигнальным полотнищем самолет может принять донесение командира танковой группы и пере дать ему с командного пункта новую задачу. Вторжение группы танков в распо ложение противника дезорганизует в полосе атаки всю систему его пу леметного н артиллерийского огня. Это обеспечивает несколько самолеты наблюдения от поражения зенитным огнем с земли и позволяет работать им на сравнительно небольших высо тах (800—1.500 метров). Но самолеты наблюдения требуют все же надежно го прикрытия с воздуха. Они могут работать только под защитой своих истребителей, прикрывающих атакѵ танков. Третьей и. пожалуй, самой важной задачей авиации является непосред- сі-енное боевое содействие танкам. Главный враг танков — артилле рия, огонь которой в Соединении с протиьотанковымя пропят-твпями мо ж е т о тановигь атаку танкоі т ногда одних усилий артиллерии недостаточ но для подавленпя артиллерии про тивница. Тут на помощь танкам при ходит авиация. Противотанковое ору дие, которое часто трудно рассмот реть с земли, легче обнаруживается с воздуха. Истребители, прикрываю щие район действия танков, пикируя, атакуют противотанковые орудия пу леметным огнем. Это могут делать и специально вызываемые штурмовики, а иногда и самолеты наблюдения. Цель таких атак не столько в том, чтобы уничтожить противотанковое орудие, сколько в том, чтобы заста вить его замолчать пусть даже на ?.—5 минут. Этого срока вполне до статочно для того, чтобы танки по дошли к орудию и уничтожили его. Такую же цель преследуют н ата ки позиции средних и крупных ка либров артиллерии противника. Груп пы бомбардировочной авиации выво дят из строя артиллерию на более Длительный срок и тем самым обес печивают подход танков с больших дистанций. >. Против танков, прорвавшихся в глубину расположения противника и ввязавшихся в бой с его артиллери ей или резервами, противник иногда будет высылать и свои танковые ча сти. Задача авиации — бить танки противника, как только они будут обнаружены. Большое значение для танков имеет также способность авиации ста вить дымовые завесы. При помощи небольшого числа самолетов авиация может закрыть дымом артиллерию или танки противника и тем лишить их возможности действовать на вре мя прохода наших танков. Опыт показывает, что, какую бы цель танки пи атаковали, результат их ата :н во мноіо рчз увеличивает ся, если цель предварительно, ?.а не сколько минут до этого, была атако ван! авиацией. Расстроенный против ник не может тогда оказать должно го противодействия танкам. Об этом свидетельствует опыт боев у озера Хасан. Едва успела разорваться пос ледняя наша авиабомба на высоте Заозерной, как на скатах уже появи лись идущие в атаку грозные совет ские танки. Японские захватчики долго будут помнить блестящий урок взаимодействия красной авиации и танкові Подобная двойная атака, как и вообще взаимодействие танков н авиации, требует чрезвычайно строгой увязки действий по времени и прост ранству. Взаимодействие не мыслимо, если летчик не знает природы танко вого боя, а танкист — всех возмож ностей своей авиации. Оно пе мысли мо, если люди, управляющие различ ными видами боевой техники, не про никнуты единым стремлением к вза имной выручке и победе. Наша военная мошь опирается иа несокрушимое единство советского народа, на могучую промышленность нашей социалистической родины, на передовую военную технику и па умелое применение этой техники па полях будущих сражений. Согласо ванные усилия всех современных средств поражения — важнейший фактор победы. Но основой взаимо действия и победы являются прежде всего люди—политически сознатель ные бойцы, полные ненависти к вра гу, мужественные, выносливые, овла девшие своей техникой, уверенные в своих силах, в своих танках, в своих самолетах. Именно такими и являются бойцы и командиры Рабоче-Кр°сть. і;Ской Красной Армии, беззаветно предан ные партии Лгнннз — Ст гин. и со- цпалнстическон ; эдиас. Полковник Ю. КОСТИН. * * *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz