Полярная правда. 1938, декабрь

Ж 287 (3657). 17 декабря 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ЦШШПЮ П О Б Е Д И Т Е Л И П О Д В О Д Н Ы Х Г Л У Б И Н ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА На всю жизнь запомнился иод’ ем краснознаменного ледокола «Малыгин», потерпевшего и 1932 году аварию на 78 градусе северной широты, у берегов Шпицбергена. Паю было не толь- затруднял ко снять судно с камней, но, за- прекратили делав у него пробоины, оживить і пока не механизмы и пе­ рейти самостоя­ тельно океан. Шли кругло­ суточные ашра- лы. Работы ус­ пешно продвига­ лись вперед. Мь’ авали, что за нами следит -вся страна, любимая партия больше­ виков, родной товарищ Сталин. Наконец, ледо­ кол был снят с камней и отве­ ден в Баренп- бург. Здесь, за­ делав пробоины. «Малыгин» тро­ нулся в далекий, тяжелый переход. рабль повернул В борьбе со льдами содрогался до было немедленно израненный корпув корабля. П ход дополнительные мощные помпы откачивали воду из трюма. От работы помп в трюме об­ разовались большое скопление га­ за. Едкий \ г ;]» раз'едал глаза, дыхание. Но мы работы до тех пор ликвидировали течь і этом трюме. Через два ча­ са в машинном отделении в в кочегарке от­ крылись новые пробоины. Коче­ гары работали по пояс в ледя­ ной воде. Уголь и шлак забира­ ли сетки водоот­ ливных шлангов. Вода прибыгала. Она заливала топки. Машина стала. Шедший дом с буксир «Руслан» взял ледокол на буксир. Ко- обратно. На­ пустить в водоотлив •ст - * ■ ! fV/X* • V> ' ■$ Тов. Я. Ф. КОШЕВ ★ Нас"поздравлял Сталин Нод’емом ледокола «Садко» п снятием «Малыгина» краснозна- і менный ЭНРОН завоевал миро­ вую известность. Я был участни­ ком экспедиции на под’еме «Сад­ ко». Это был первый круппый под’ем судна со дпа моря при ‘ j помощи жостках двухсоттониых цилиндрических поптопов, изго- ; товленпых отечественными заво- ; дами. ! Н* подемных работах но водо- і лазному режиму людям полага­ лось работать под водой пе более двух часов в сутки. Велико было •желание эцрошівиев в ы п о л іт і. То срзка задание партии и пра­ вительству задшие во.:икого Сталина. Каждый спу• к ів ія іікся под воду водолаз не выходил на­ верх, пока но перевыполнил ио- ручкнпой работы. Героическими усилиями всего состава экспедиции «Садко» был поднят. На его корм -2 взвился флаг победоносной страны социа- •лизма. Мы были Выдержка, спокойствие, находчивость В дни империалистической войны в Кольском заливе потер­ пел аварию транспортный паро­ ход «Буревестник». Через 20 лот Ссверпая экспе­ диция ЭПРОП’а подняла этот ко­ рабль и вернула его страпе Сове! тов. На под’еме «Буревестника* со мной произошел такой случай. Закончив основную раГвту и ж е - к 0101 >"е 1ва " аш“ х “ (" лап О'-мттреть помет*?'»::' вестника», я спустился і -------- ---- „ --- счастливы, что нами і °Дорл:;али победу. Но нашей радо­ сти не было границ, когда ми получили приветствие от родного Сталина и его боевых соратников товарищей Молотова, Кагановича и Ворошилова. Они писали: — Поздравляем героических _ работников советской подводной льды были побеждены — мы вы- ные средства. II вот здесь, в от - 1 шли в океан. Но цементные пла- крытом океане, среди бушевав -1 тѳхпш:иі краснознаменных эпро- стыри. закрывавшие пробоины, шего шторма, эпроновцы вновь &ом*е? с новым блестящим тру- Разыгравшийся девяти- показали чудеса героизма в борь- довым Гспеіом — под’ емом с шторм -------------------" — Водолаз спускается г ПОД .(ОДУ МИРОВОМ РЕКОРД В водолазпой практике зареги- Я был участником многих эюспе- стрировано очень немного случа-, дпций но спасению советских а иностранных гв, когда человек находится под водой в два-три «раза больше по­ ложенной нормы. Мне привелось бі.іть свидетелем исключительной выдержки и ‘высокого чартеретва, судов. И часто мне приходилось сталкиваться с фак­ тами. когда вырванные из водя­ ного плена корабли подвергались опасности быть потопленными в открытом море ослабли балльный окончательно разболтал установленные нами крепления. Океанские волны вы­ били пластыри во втором трюме, и вода фонтаном ударила в от­ крытую пробоину. Надо было любой ценой уст бе со стихией, ^се участпики экс­ педиции, от начальника до кока, ». Р И С К У Я жизнью На нод'еме одного буксирного парохода водолаз Слободенюк, ра­ ботая ночью на большой глубипе, запутался в стальпых тросах. В это время под водой нахо­ дился бригадир водолазов глубо­ ководник т. Обыденнов. Прорабо­ тав пять с половиной часов, он собирался уже подняться наверх. Но когда Обыденнов услышал по телефону о нѳсчастьи с то­ варищем, то, не задумываясь, попросился, чтобы его немед­ ленно с верхних слоев моря спустили па дно. Вторичный ,уге- _ галоп. В самый разгар прогулк:: иод вод »й. сверху мне перкали команду: —- Подымайтесь наверх. Я попросил, чтобы выбирали шланг-сигнал. Т вірищи. держав­ шие конеп, попытались вирать. но бегрчзу.титігтн-'. Ill ;анѵ где-то-'за­ путал'::!. Несколько минут я блу­ ждал по огромному салону, не находя выхода, по сигнальному шел до стены, дальше путь (*ыл закрыт. Шлапг-сигпал. стелясь по полѵ, уходил под стенку.—Что, думаю, за оказия, шел в откры­ тую дверь, а обратно пе выйти. Мне собирались па помощь спустить водолаза. Но, не терял присутствия духа, я решил вы­ браться сам. Обследовав степу, я п т і * п Н т т о т п ттт?ттттітл гг ттп т * а і ? п й л П Затем р<‘Ш»іл итти концу. Так я до- рукой натолкнулся на выступ. Потрогав его, вышли па аврал. Течь удалось u тяжелых условиях холодного, трудностями п риском для выкачать. приостановить, воду Ледокол был спасен. В Баренцбурге мы фундамен- _ тально заделалп повреждения. ва были лучшей наградой за на- ранить течь. Пластырная бригада «Малыгип» вповь вышел в океан. шу ударную работу, за наш ге- в со«тава меня, водолазного пн- Сильный шторм пытался еще раз роический труд. 1 погубить “ «труктора Хандюка, Каменского и Мальгина приступила к ликвида­ ции аварий. Пробоину мы заткну­ ли паклей, а, пока Мальгин и Ка­ менский заготовляли раепоры для пластыря, я собственной тя- ж е т ю давил на паклю, выбивае­ мую из отверстия сильным дав­ лением воды. В это же время возрожденный корабль, но воля болыпевиков-эпроиовцев оказалась сильнее етихпи. Крас­ нознаменный ледокол, t развева­ ющимся государственным флагом СССР, собственным ходом пришел в Мурманск. Это была одна пз знаменатель­ ных побед эпроновцев в Арктике. Я. Ф . КОШЕВ— бригадир плотников. морского дпа ледокола «Садко Эта ваша победа, одсряиінпая спуск был сопряжен с большими жнз- пп. Спустившись па корабль, он за десять мппут распутал концы, освободил водолаза и помог ему подняться до трапа. В этот день т. Обыденнов про­ был под водой свыше семи часов. • В. А. БЕЗРУЧКО — Севера, является выдающимся образцом большевистской работы, Э ти теплые приветливые сло- Д . М. ПОДСЕКИН - водолаз. бригадир водолазов. какой-то почувст­ вовал колебание стены. Я сразу ' догадался в чем дело. Дверь была ; загорожена буфетом, который мною был по неосторожности он -' рокинут. Ухватившись обеимп ру­ ками за край буфета, отодвинул его в сторопу п освободил выход. Только зпаппе техппкп, вы­ держка, спокойствие, находчивость и уверенность в своих силах спа­ сает пас при самых труднейших положениях. Н. К. П О Т ЕМ КИ Н - водолаз. ШТОРМОВАЯ НОЧЬ ДОЛГ Однажды во время онробова- Английскнй траулер наскочил ]}j ' 1 мпт°риых помп у моториста на банку у побережья Мурмана. |.',!,шлва пз РУК вырвало шлапг. Судно получило иробоппу г» носо- 1а мпиУта и вода попадет па вой части. Но при попытке снять­ ся собственными силами был сло­ ман винт. Налетевшим штормом корабль выбросило на отмель. Команда спаслась на шлюпках. Когда па место аварии прибы­ ли эпроновцы, из воды торчали капитанский мпстик, труба и мачты. Дождавшись малой воды, мы установили на верхней палу­ бе три моторных помпы и нача­ ли откачку из трюмов. Затем подвели букеир и, воспользовав­ шись приливом, ідвинули траулер « места. Отбуксировав судно на значи­ тельную глубину, частичпо раз­ грузив его и заделав пробоины, мы собрались в путь. В трюмах «пасенного траулера оставалось до 50 тонн испорченной рыбы. По пути в Мурманск нас за­ стал шторм. Рыба, оставшаяся в трюмах, от сильной качки пре­ вратилась ' в киселеобразную маесу. Рыбой забивало сетки шлангов. Вода в трюмах начала магнето дорогостоящего агрегата «Магирус». Мощная помпа вый­ дет из строя. Не размышляя, я п Иванов тотчас же бросились к номпе и прпкрылп ее своими телами. Сильная гтруя ледяпой воды "тг-ітывал.ч нас с головы до ног. Пика пе были выключены помпы, мы лежали обледенелыми на спасенпом агрегате. В. М. СУХОВЕЙ - бригадир мотористов. дола::а. раоотая па I падении су­ дов. ІІершй. -лучаіі цроп.іьшім 1 !|'Jl под’омо красно­ знаменного ЛОДО- кола «Малыгин.». Водолазный ин­ структор, ныне <рдепопосец. Фи­ липп Кокдратье- вич Хаидюк при температуре 30 і радусов ниже нуля пробыл под водой 8 часов. Он детально ос­ матривал подвод- пую часть кораб­ ля. Работа эта была исключи­ тельно тяжелой, но старый водо­ лаз. работающий по этой специ­ альности 25 лет, не вышел на­ верх до тех пор, пока не выпол­ нил задание. Через 3 года ученик т. Хандю­ ка водолаз-орденоносец т. Коп- стінтппов почти в 2 ‘ /г раза пе­ рекрыл рекорд своего учителя. В Кпльдинской салмп был поднят буксирпый пароход «Муссон». Его отвели па мелкое место. На­ до было наложить жесткие пла­ стыри па пробоины. В'-'е днище буксира было изрешотено. Тов. Копстаптинов взялся выполнить эту работу один. Он проработал под корпусом судная часов, установив мировой рекорд .1 пребы­ вания под водой в водолазном костюме. Многие даже не подозревают, что часто вся трудность спасе­ ния судна заключается не столь­ ко в снятии его с камней или подеме со дпа моря, сколько в перегоне с места аварид..,ц порт. Тов. М. В. САЛМИН ★ отвезти его или ]>азбнтыми штормами о при­ брежные скалы. Так было, на­ пример. с ледо­ колами «Маіы- гин», «Сибиря­ ков», с лесовозом «Алдан», транс­ портом «Буре­ вестник», паро­ ходом «Хауг- ланд» и други­ ми. О перегояе «Алдана» я и іочу рассказать. Он потерпел ава­ рию в норвеж­ ских шхерах. После снятия судна с камней мы должны бы­ в один из нор­ вежских портов для докового ре­ монта. II вот, во время перехода по открытому океану, вдруг от­ казались работать моторы. Прек­ ратилась откачка воды из трю­ мов. Течь увеличивалась. Через несколько мнпут кормовой трюм на половину заполнился водой. На судне об’явили аврал. Все участники экспедиции вооружи­ лись ведрами и бочками п вруч­ ную отливали воду из трюмов за борт. Был февраль. Северный'ле­ дяной ветер пронизывал насквозь, коченело тело, мерзли руки. Но ничто не могло остановить от­ важных моряков экипажа и эп­ роновцев, участвовавших в спа­ сении и •перегоне судна. Почти 12 ; часов люДи бессменно стояли на ответственной вахте, отстаивая корабль от гибели. II мы победи­ ли. «Алдан» был доставлен в порт. - М. В. САЛМИН - главный боцман. h r д н е Мы пршьнѵ.лн тоннель под ки­ лом «Буревестника». Рафгга иро- Осенью 1932 года у берегов Шпицбергена потерпел аварию ледокол «Малыгин». Эпроновцы показали образцы героизма, сняв с камней корабль. На снимке: Ледокол «Малыгин» на месте аварии. водилась на большой глубине. Тон- ноль был узкий и поэтому при­ ходилось работать- лежи Перед выходом наверх я вдруг почув- (Т.човіл. что не м*ту согнуться. Оказалось, что я сам себя '.«бро­ сал грунтом. Я попробовал рывком выско­ чить вперед, но безуспешно. Тог­ да решил струей воды, подавае­ мой '-верху, промыть себе дорогу. 1 Дело пошло быстро. Я выбрался из подводного плена. К. Ф. ТКАЧЕНКО — водолаз-глубоководник. СЛУЧАИ СО ШЛАНГОМ -0 1 5 л е т к р а с н о з н а м е н н о г о Э П Р О Н ‘ а Сегодня исполняется пятнадцать верной широты, у берегов Шпиц- лет со дня основания ЭПРОН’а, бергена, потерпел аварию красно- награжденного в 1929 году орде- знаменный ледокол «Малыгин», ном Трудового Красного Знамени. Правительство поручило ЭПРОН’у История ЭПРОН'а — это исто - 1 спасти судно. Несколько месяцев рня аварийно-спасательного дела ■ в0 льдах Арктики, несмотря на ского залива ЭПРОН поднял транс- арктическим, порт «Буревестник». Необычайно было положение этого судна под водой. Транспорт лежал на крутой скале, нос его находился на глу в СССР/ Возпикновенне этой ор-; жеотокпГі холод и мрак полярной бпне 45 метров, а корма — на ганизацип с в я з а н о с им ен ем Ф. Э . 1 почп, работали лучшие водолазы глубине 12 метров от поверхности прноывать. На нашу беду шторм Дзержинского. В 1923 году Ф. Э. н специалисты. Вопреки злове- моря. В Баренцовом море с глу иностранной весной 1933 ледовых об*- бипы в 67 метров был подпят рыболовный траулер «Мойва». До разрезанный этого на такой глубипе подвод- - пые работы в заполярном районе никогда не производились. Сейчас ........... ......... _ ...... _ . . , траулер «Мойва» вместе с други- водо.тазная техника была опи вскоре взялись за новую ра- ми судами тралового флота Мур- зм низком уровне. ЭПРОІІ ѵ і ботѵ — под ем на Белом море • мапрыбы промышляет в море. Бо­ л ---------------‘ роздящий воды рефрижератор и усилился, через палубу перекаты-іДзержинский предложил совет-|ЩИМ предсказаниям вались волны. То одна, то другая іским водолазам приступить к lIti 4 aTP’ «Малыгин» помпы переставали откачивать j нод’ему со дна морей мёталличе-, года ,,ыл выРван н 3 воду. j ского лома и целых кораблей. В Арктики и возвращен стра Тогда было отдано распоряже- наследство от дореволюционной нс- нііе переставить главную помпу, P ogc - пи ЭНРОН’у ничего пе оста- і Успех окрылил эпроновцев, в носовую часть судна, где соеди-(лось: нялся первый трюы с жилым, па само _ . , - кубриком. Здесь вода была чпс-.все До последнего впптпка при- ледокола «Садко», затонувшего той. Помпа моментально іарабо-, шлось создавать заново, тала, выбрасывая за борт десят- j ца Балтике и Каспии, па Чер- ки тысяч литров воды в час. Во І10М МОр£ „ Ледовитом океане, па ’второй трюм опустили бочку Белом. Каспийском, Баренцовом и с просверленными отверстиями, других морях нашей родины ра- j мы прекратили постоянное дотают отряды краснознаменного і Экспедиции подвод- особого назначения. в дрейфующих льдах, на Финском заливе был спасен наскочивший на кампп пароход «Буг». Особенно много пришлось пора­ ботать эпроновцам на Черном мо­ ре (подем кораблей Черноморско­ го флота, Ьатоплеппых во время интервенции). Эпроновцы спасли j 1111 и частями привели в Севастополь ! Их общее водоизмещение до­ стиг іет внушительной цифры — около 525 тысяч тонн. Многие пз поднятых судов затонули до революции или были затопле- пы в годы гражданской войны. Помощью эпроновцев пользова­ лись также суда многих государ- мпра. Но этим не ограничивается пополам транспорт вклад ЭПРОН а в народное хозяй- «Харьков». ство страны. Со дна морей, рек п За 11 месяцев этого года озер поднято свыше 33 тысяч ЭНРОН поднял со дна морей, рек тонн разнообразного металличе- Этим Басоренне шланга рыбой. Шторы уменьшался, наступал рассвет. Мы подходили к встрову Кальдин. Д . И. МИХАЙЛОВ — бригадир водолазов. ЭПРОНа пых работ Сейчас пет в нашей стране мо­ ря, недоступного советским водо­ лазам! В клпце 1932 года на 78° се- еще в дореволюционные годы. Эта экспедиция, как известно, тоже закончилась с успехом. «Садко» ходит ныне по ледяным морям Арктики. Еще более сложным было спа­ сение в прошлом году краснозна­ менного ледокола «Сибиряков», потерпевшего аварию у берегов Новой Земли. Северные моря отдали страпе немало кораблей. Пз глубины Коль- воды «Память Сергея Кирова» также спят с подводных камней эпронов- цами северной экспедиции. и озер 94 судна общим водоизме­ щением более 72 тысяч тоші. На Белом море в псключптель- сажирскнй пароход «Петр тонн За но трудных условиях эпроновцы , кий спасли иностранные суда «УѴк- валлей» и «А.ткаид», подняли землечерпалку «Чернышевский» и другие суда. В водах Балтики в 1928 году эпроновцы нашли и подпяли английскую подводную лодку «Л-55». В условиях, близких к В этом году одержана еще од- па крупная победа — у берегов Чорпого моря эпроновцами под­ нят первоклассный товаро-пас- Вели- тысяч 10 имеющий около водоизмещения, пятнадцать лет экспедиции ского лома. Пятнадцатилетие своего іцствованпя краснознаменный ЭПРОН отмечает новыми образ­ цами стахановской работы, за­ воеванием еще больших глу­ бин. недоступных водолазной тех­ нике капиталистических стран. Эпроновцы готовы на благо ма- п аваріійно-спасательпые отряды j терп-родппы и впредь работать в ЭПРОНа подняли со дна Mfv; ‘ Глѵбііпах морей и океанов, вьі- рей и спасли после аварий 43э і • . г к советских и цпостраввых еп«в пмяяя лю" ие 3” а" " я ' типов и партии Ленина—Сталина и со- Эпроновцы Северной экспеди­ ции больше, чем водолазы других партий, проводят судопод’емные и спасательпые работы в зимних условиях. Это в известной мере осложняет наш труд. Ко всем опасностям работы под водой здесь еще прибавляется одпа серьезная угроза — замерзание воздухопроводного шланга. Зимой 1935 года в Мотовском заливе мы® поднимали траулер «Мойва». Температура воздуха колебалась между 18 и 25-ю гра­ дусами. Но это нисколько не устрашало водолазов. На большой глубине, как это было на «Мойве», водолазу раз- решалорь работать только 30 ми­ нут, остальные 2—2,5 часа пре­ бывания под водой уходили на выдержки. Дело в том, что орга­ низм человека, находящегося под водой, насыщается азотом, п если водолаза сразу поднять наверх, то азот, закупоривает вены. В таких случаях может моменталь­ но наступить смерть. II вот однажды у водолаза MoiiGcenico во время пребывания под водой замерз шлапг. Малень­ кая крупинка льда закрыла про­ ходное отверстие. П почти одно­ временно остановился мотор. Компрессор прекратил подачу воздуха. Шлапг мы быстро пере, к лю чи л и па баллон с воздухом, по Су . 1 это не принесло никакой пользы. По телефону мы сообщили во­ долазу, что поднимаем его наверх ц предупредили, чтобы он не травил воздух. Через несколько минут Моисе- епко был поднят наверх. Замерз­ аний шланг мы быстро прогрелп и водолаз вновь спустился рабо­ тать па ту же глубину. Наверх Мои'-еенко вторично был поднят правилам водолазпой самых разнооиразных конструкций. по всем службы. во т с ко го прави тел ь с тва . Е. И. С М О Л И Н - брнгаднр водолазов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz