Полярная правда. 1938, декабрь
Ж 287 (3657). 17 декабря 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ЦШШПЮ П О Б Е Д И Т Е Л И П О Д В О Д Н Ы Х Г Л У Б И Н ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА На всю жизнь запомнился иод’ ем краснознаменного ледокола «Малыгин», потерпевшего и 1932 году аварию на 78 градусе северной широты, у берегов Шпицбергена. Паю было не толь- затруднял ко снять судно с камней, но, за- прекратили делав у него пробоины, оживить і пока не механизмы и пе рейти самостоя тельно океан. Шли кругло суточные ашра- лы. Работы ус пешно продвига лись вперед. Мь’ авали, что за нами следит -вся страна, любимая партия больше виков, родной товарищ Сталин. Наконец, ледо кол был снят с камней и отве ден в Баренп- бург. Здесь, за делав пробоины. «Малыгин» тро нулся в далекий, тяжелый переход. рабль повернул В борьбе со льдами содрогался до было немедленно израненный корпув корабля. П ход дополнительные мощные помпы откачивали воду из трюма. От работы помп в трюме об разовались большое скопление га за. Едкий \ г ;]» раз'едал глаза, дыхание. Но мы работы до тех пор ликвидировали течь і этом трюме. Через два ча са в машинном отделении в в кочегарке от крылись новые пробоины. Коче гары работали по пояс в ледя ной воде. Уголь и шлак забира ли сетки водоот ливных шлангов. Вода прибыгала. Она заливала топки. Машина стала. Шедший дом с буксир «Руслан» взял ледокол на буксир. Ко- обратно. На пустить в водоотлив •ст - * ■ ! fV/X* • V> ' ■$ Тов. Я. Ф. КОШЕВ ★ Нас"поздравлял Сталин Нод’емом ледокола «Садко» п снятием «Малыгина» краснозна- і менный ЭНРОН завоевал миро вую известность. Я был участни ком экспедиции на под’еме «Сад ко». Это был первый круппый под’ем судна со дпа моря при ‘ j помощи жостках двухсоттониых цилиндрических поптопов, изго- ; товленпых отечественными заво- ; дами. ! Н* подемных работах но водо- і лазному режиму людям полага лось работать под водой пе более двух часов в сутки. Велико было •желание эцрошівиев в ы п о л іт і. То срзка задание партии и пра вительству задшие во.:икого Сталина. Каждый спу• к ів ія іікся под воду водолаз не выходил на верх, пока но перевыполнил ио- ручкнпой работы. Героическими усилиями всего состава экспедиции «Садко» был поднят. На его корм -2 взвился флаг победоносной страны социа- •лизма. Мы были Выдержка, спокойствие, находчивость В дни империалистической войны в Кольском заливе потер пел аварию транспортный паро ход «Буревестник». Через 20 лот Ссверпая экспе диция ЭПРОП’а подняла этот ко рабль и вернула его страпе Сове! тов. На под’еме «Буревестника* со мной произошел такой случай. Закончив основную раГвту и ж е - к 0101 >"е 1ва " аш“ х “ (" лап О'-мттреть помет*?'»::' вестника», я спустился і -------- ---- „ --- счастливы, что нами і °Дорл:;али победу. Но нашей радо сти не было границ, когда ми получили приветствие от родного Сталина и его боевых соратников товарищей Молотова, Кагановича и Ворошилова. Они писали: — Поздравляем героических _ работников советской подводной льды были побеждены — мы вы- ные средства. II вот здесь, в от - 1 шли в океан. Но цементные пла- крытом океане, среди бушевав -1 тѳхпш:иі краснознаменных эпро- стыри. закрывавшие пробоины, шего шторма, эпроновцы вновь &ом*е? с новым блестящим тру- Разыгравшийся девяти- показали чудеса героизма в борь- довым Гспеіом — под’ емом с шторм -------------------" — Водолаз спускается г ПОД .(ОДУ МИРОВОМ РЕКОРД В водолазпой практике зареги- Я был участником многих эюспе- стрировано очень немного случа-, дпций но спасению советских а иностранных гв, когда человек находится под водой в два-три «раза больше по ложенной нормы. Мне привелось бі.іть свидетелем исключительной выдержки и ‘высокого чартеретва, судов. И часто мне приходилось сталкиваться с фак тами. когда вырванные из водя ного плена корабли подвергались опасности быть потопленными в открытом море ослабли балльный окончательно разболтал установленные нами крепления. Океанские волны вы били пластыри во втором трюме, и вода фонтаном ударила в от крытую пробоину. Надо было любой ценой уст бе со стихией, ^се участпики экс педиции, от начальника до кока, ». Р И С К У Я жизнью На нод'еме одного буксирного парохода водолаз Слободенюк, ра ботая ночью на большой глубипе, запутался в стальпых тросах. В это время под водой нахо дился бригадир водолазов глубо ководник т. Обыденнов. Прорабо тав пять с половиной часов, он собирался уже подняться наверх. Но когда Обыденнов услышал по телефону о нѳсчастьи с то варищем, то, не задумываясь, попросился, чтобы его немед ленно с верхних слоев моря спустили па дно. Вторичный ,уге- _ галоп. В самый разгар прогулк:: иод вод »й. сверху мне перкали команду: —- Подымайтесь наверх. Я попросил, чтобы выбирали шланг-сигнал. Т вірищи. держав шие конеп, попытались вирать. но бегрчзу.титігтн-'. Ill ;анѵ где-то-'за путал'::!. Несколько минут я блу ждал по огромному салону, не находя выхода, по сигнальному шел до стены, дальше путь (*ыл закрыт. Шлапг-сигпал. стелясь по полѵ, уходил под стенку.—Что, думаю, за оказия, шел в откры тую дверь, а обратно пе выйти. Мне собирались па помощь спустить водолаза. Но, не терял присутствия духа, я решил вы браться сам. Обследовав степу, я п т і * п Н т т о т п ттт?ттттітл гг ттп т * а і ? п й л П Затем р<‘Ш»іл итти концу. Так я до- рукой натолкнулся на выступ. Потрогав его, вышли па аврал. Течь удалось u тяжелых условиях холодного, трудностями п риском для выкачать. приостановить, воду Ледокол был спасен. В Баренцбурге мы фундамен- _ тально заделалп повреждения. ва были лучшей наградой за на- ранить течь. Пластырная бригада «Малыгип» вповь вышел в океан. шу ударную работу, за наш ге- в со«тава меня, водолазного пн- Сильный шторм пытался еще раз роический труд. 1 погубить “ «труктора Хандюка, Каменского и Мальгина приступила к ликвида ции аварий. Пробоину мы заткну ли паклей, а, пока Мальгин и Ка менский заготовляли раепоры для пластыря, я собственной тя- ж е т ю давил на паклю, выбивае мую из отверстия сильным дав лением воды. В это же время возрожденный корабль, но воля болыпевиков-эпроиовцев оказалась сильнее етихпи. Крас нознаменный ледокол, t развева ющимся государственным флагом СССР, собственным ходом пришел в Мурманск. Это была одна пз знаменатель ных побед эпроновцев в Арктике. Я. Ф . КОШЕВ— бригадир плотников. морского дпа ледокола «Садко Эта ваша победа, одсряиінпая спуск был сопряжен с большими жнз- пп. Спустившись па корабль, он за десять мппут распутал концы, освободил водолаза и помог ему подняться до трапа. В этот день т. Обыденнов про был под водой свыше семи часов. • В. А. БЕЗРУЧКО — Севера, является выдающимся образцом большевистской работы, Э ти теплые приветливые сло- Д . М. ПОДСЕКИН - водолаз. бригадир водолазов. какой-то почувст вовал колебание стены. Я сразу ' догадался в чем дело. Дверь была ; загорожена буфетом, который мною был по неосторожности он -' рокинут. Ухватившись обеимп ру ками за край буфета, отодвинул его в сторопу п освободил выход. Только зпаппе техппкп, вы держка, спокойствие, находчивость и уверенность в своих силах спа сает пас при самых труднейших положениях. Н. К. П О Т ЕМ КИ Н - водолаз. ШТОРМОВАЯ НОЧЬ ДОЛГ Однажды во время онробова- Английскнй траулер наскочил ]}j ' 1 мпт°риых помп у моториста на банку у побережья Мурмана. |.',!,шлва пз РУК вырвало шлапг. Судно получило иробоппу г» носо- 1а мпиУта и вода попадет па вой части. Но при попытке снять ся собственными силами был сло ман винт. Налетевшим штормом корабль выбросило на отмель. Команда спаслась на шлюпках. Когда па место аварии прибы ли эпроновцы, из воды торчали капитанский мпстик, труба и мачты. Дождавшись малой воды, мы установили на верхней палу бе три моторных помпы и нача ли откачку из трюмов. Затем подвели букеир и, воспользовав шись приливом, ідвинули траулер « места. Отбуксировав судно на значи тельную глубину, частичпо раз грузив его и заделав пробоины, мы собрались в путь. В трюмах «пасенного траулера оставалось до 50 тонн испорченной рыбы. По пути в Мурманск нас за стал шторм. Рыба, оставшаяся в трюмах, от сильной качки пре вратилась ' в киселеобразную маесу. Рыбой забивало сетки шлангов. Вода в трюмах начала магнето дорогостоящего агрегата «Магирус». Мощная помпа вый дет из строя. Не размышляя, я п Иванов тотчас же бросились к номпе и прпкрылп ее своими телами. Сильная гтруя ледяпой воды "тг-ітывал.ч нас с головы до ног. Пика пе были выключены помпы, мы лежали обледенелыми на спасенпом агрегате. В. М. СУХОВЕЙ - бригадир мотористов. дола::а. раоотая па I падении су дов. ІІершй. -лучаіі цроп.іьшім 1 !|'Jl под’омо красно знаменного ЛОДО- кола «Малыгин.». Водолазный ин структор, ныне <рдепопосец. Фи липп Кокдратье- вич Хаидюк при температуре 30 і радусов ниже нуля пробыл под водой 8 часов. Он детально ос матривал подвод- пую часть кораб ля. Работа эта была исключи тельно тяжелой, но старый водо лаз. работающий по этой специ альности 25 лет, не вышел на верх до тех пор, пока не выпол нил задание. Через 3 года ученик т. Хандю ка водолаз-орденоносец т. Коп- стінтппов почти в 2 ‘ /г раза пе рекрыл рекорд своего учителя. В Кпльдинской салмп был поднят буксирпый пароход «Муссон». Его отвели па мелкое место. На до было наложить жесткие пла стыри па пробоины. В'-'е днище буксира было изрешотено. Тов. Копстаптинов взялся выполнить эту работу один. Он проработал под корпусом судная часов, установив мировой рекорд .1 пребы вания под водой в водолазном костюме. Многие даже не подозревают, что часто вся трудность спасе ния судна заключается не столь ко в снятии его с камней или подеме со дпа моря, сколько в перегоне с места аварид..,ц порт. Тов. М. В. САЛМИН ★ отвезти его или ]>азбнтыми штормами о при брежные скалы. Так было, на пример. с ледо колами «Маіы- гин», «Сибиря ков», с лесовозом «Алдан», транс портом «Буре вестник», паро ходом «Хауг- ланд» и други ми. О перегояе «Алдана» я и іочу рассказать. Он потерпел ава рию в норвеж ских шхерах. После снятия судна с камней мы должны бы в один из нор вежских портов для докового ре монта. II вот, во время перехода по открытому океану, вдруг от казались работать моторы. Прек ратилась откачка воды из трю мов. Течь увеличивалась. Через несколько мнпут кормовой трюм на половину заполнился водой. На судне об’явили аврал. Все участники экспедиции вооружи лись ведрами и бочками п вруч ную отливали воду из трюмов за борт. Был февраль. Северный'ле дяной ветер пронизывал насквозь, коченело тело, мерзли руки. Но ничто не могло остановить от важных моряков экипажа и эп роновцев, участвовавших в спа сении и •перегоне судна. Почти 12 ; часов люДи бессменно стояли на ответственной вахте, отстаивая корабль от гибели. II мы победи ли. «Алдан» был доставлен в порт. - М. В. САЛМИН - главный боцман. h r д н е Мы пршьнѵ.лн тоннель под ки лом «Буревестника». Рафгга иро- Осенью 1932 года у берегов Шпицбергена потерпел аварию ледокол «Малыгин». Эпроновцы показали образцы героизма, сняв с камней корабль. На снимке: Ледокол «Малыгин» на месте аварии. водилась на большой глубине. Тон- ноль был узкий и поэтому при ходилось работать- лежи Перед выходом наверх я вдруг почув- (Т.човіл. что не м*ту согнуться. Оказалось, что я сам себя '.«бро сал грунтом. Я попробовал рывком выско чить вперед, но безуспешно. Тог да решил струей воды, подавае мой '-верху, промыть себе дорогу. 1 Дело пошло быстро. Я выбрался из подводного плена. К. Ф. ТКАЧЕНКО — водолаз-глубоководник. СЛУЧАИ СО ШЛАНГОМ -0 1 5 л е т к р а с н о з н а м е н н о г о Э П Р О Н ‘ а Сегодня исполняется пятнадцать верной широты, у берегов Шпиц- лет со дня основания ЭПРОН’а, бергена, потерпел аварию красно- награжденного в 1929 году орде- знаменный ледокол «Малыгин», ном Трудового Красного Знамени. Правительство поручило ЭПРОН’у История ЭПРОН'а — это исто - 1 спасти судно. Несколько месяцев рня аварийно-спасательного дела ■ в0 льдах Арктики, несмотря на ского залива ЭПРОН поднял транс- арктическим, порт «Буревестник». Необычайно было положение этого судна под водой. Транспорт лежал на крутой скале, нос его находился на глу в СССР/ Возпикновенне этой ор-; жеотокпГі холод и мрак полярной бпне 45 метров, а корма — на ганизацип с в я з а н о с им ен ем Ф. Э . 1 почп, работали лучшие водолазы глубине 12 метров от поверхности прноывать. На нашу беду шторм Дзержинского. В 1923 году Ф. Э. н специалисты. Вопреки злове- моря. В Баренцовом море с глу иностранной весной 1933 ледовых об*- бипы в 67 метров был подпят рыболовный траулер «Мойва». До разрезанный этого на такой глубипе подвод- - пые работы в заполярном районе никогда не производились. Сейчас ........... ......... _ ...... _ . . , траулер «Мойва» вместе с други- водо.тазная техника была опи вскоре взялись за новую ра- ми судами тралового флота Мур- зм низком уровне. ЭПРОІІ ѵ і ботѵ — под ем на Белом море • мапрыбы промышляет в море. Бо л ---------------‘ роздящий воды рефрижератор и усилился, через палубу перекаты-іДзержинский предложил совет-|ЩИМ предсказаниям вались волны. То одна, то другая іским водолазам приступить к lIti 4 aTP’ «Малыгин» помпы переставали откачивать j нод’ему со дна морей мёталличе-, года ,,ыл выРван н 3 воду. j ского лома и целых кораблей. В Арктики и возвращен стра Тогда было отдано распоряже- наследство от дореволюционной нс- нііе переставить главную помпу, P ogc - пи ЭНРОН’у ничего пе оста- і Успех окрылил эпроновцев, в носовую часть судна, где соеди-(лось: нялся первый трюы с жилым, па само _ . , - кубриком. Здесь вода была чпс-.все До последнего впптпка при- ледокола «Садко», затонувшего той. Помпа моментально іарабо-, шлось создавать заново, тала, выбрасывая за борт десят- j ца Балтике и Каспии, па Чер- ки тысяч литров воды в час. Во І10М МОр£ „ Ледовитом океане, па ’второй трюм опустили бочку Белом. Каспийском, Баренцовом и с просверленными отверстиями, других морях нашей родины ра- j мы прекратили постоянное дотают отряды краснознаменного і Экспедиции подвод- особого назначения. в дрейфующих льдах, на Финском заливе был спасен наскочивший на кампп пароход «Буг». Особенно много пришлось пора ботать эпроновцам на Черном мо ре (подем кораблей Черноморско го флота, Ьатоплеппых во время интервенции). Эпроновцы спасли j 1111 и частями привели в Севастополь ! Их общее водоизмещение до стиг іет внушительной цифры — около 525 тысяч тонн. Многие пз поднятых судов затонули до революции или были затопле- пы в годы гражданской войны. Помощью эпроновцев пользова лись также суда многих государ- мпра. Но этим не ограничивается пополам транспорт вклад ЭПРОН а в народное хозяй- «Харьков». ство страны. Со дна морей, рек п За 11 месяцев этого года озер поднято свыше 33 тысяч ЭНРОН поднял со дна морей, рек тонн разнообразного металличе- Этим Басоренне шланга рыбой. Шторы уменьшался, наступал рассвет. Мы подходили к встрову Кальдин. Д . И. МИХАЙЛОВ — бригадир водолазов. ЭПРОНа пых работ Сейчас пет в нашей стране мо ря, недоступного советским водо лазам! В клпце 1932 года на 78° се- еще в дореволюционные годы. Эта экспедиция, как известно, тоже закончилась с успехом. «Садко» ходит ныне по ледяным морям Арктики. Еще более сложным было спа сение в прошлом году краснозна менного ледокола «Сибиряков», потерпевшего аварию у берегов Новой Земли. Северные моря отдали страпе немало кораблей. Пз глубины Коль- воды «Память Сергея Кирова» также спят с подводных камней эпронов- цами северной экспедиции. и озер 94 судна общим водоизме щением более 72 тысяч тоші. На Белом море в псключптель- сажирскнй пароход «Петр тонн За но трудных условиях эпроновцы , кий спасли иностранные суда «УѴк- валлей» и «А.ткаид», подняли землечерпалку «Чернышевский» и другие суда. В водах Балтики в 1928 году эпроновцы нашли и подпяли английскую подводную лодку «Л-55». В условиях, близких к В этом году одержана еще од- па крупная победа — у берегов Чорпого моря эпроновцами под нят первоклассный товаро-пас- Вели- тысяч 10 имеющий около водоизмещения, пятнадцать лет экспедиции ского лома. Пятнадцатилетие своего іцствованпя краснознаменный ЭПРОН отмечает новыми образ цами стахановской работы, за воеванием еще больших глу бин. недоступных водолазной тех нике капиталистических стран. Эпроновцы готовы на благо ма- п аваріійно-спасательпые отряды j терп-родппы и впредь работать в ЭПРОНа подняли со дна Mfv; ‘ Глѵбііпах морей и океанов, вьі- рей и спасли после аварий 43э і • . г к советских и цпостраввых еп«в пмяяя лю" ие 3” а" " я ' типов и партии Ленина—Сталина и со- Эпроновцы Северной экспеди ции больше, чем водолазы других партий, проводят судопод’емные и спасательпые работы в зимних условиях. Это в известной мере осложняет наш труд. Ко всем опасностям работы под водой здесь еще прибавляется одпа серьезная угроза — замерзание воздухопроводного шланга. Зимой 1935 года в Мотовском заливе мы® поднимали траулер «Мойва». Температура воздуха колебалась между 18 и 25-ю гра дусами. Но это нисколько не устрашало водолазов. На большой глубине, как это было на «Мойве», водолазу раз- решалорь работать только 30 ми нут, остальные 2—2,5 часа пре бывания под водой уходили на выдержки. Дело в том, что орга низм человека, находящегося под водой, насыщается азотом, п если водолаза сразу поднять наверх, то азот, закупоривает вены. В таких случаях может моменталь но наступить смерть. II вот однажды у водолаза MoiiGcenico во время пребывания под водой замерз шлапг. Малень кая крупинка льда закрыла про ходное отверстие. П почти одно временно остановился мотор. Компрессор прекратил подачу воздуха. Шлапг мы быстро пере, к лю чи л и па баллон с воздухом, по Су . 1 это не принесло никакой пользы. По телефону мы сообщили во долазу, что поднимаем его наверх ц предупредили, чтобы он не травил воздух. Через несколько минут Моисе- епко был поднят наверх. Замерз аний шланг мы быстро прогрелп и водолаз вновь спустился рабо тать па ту же глубину. Наверх Мои'-еенко вторично был поднят правилам водолазпой самых разнооиразных конструкций. по всем службы. во т с ко го прави тел ь с тва . Е. И. С М О Л И Н - брнгаднр водолазов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz