Полярная правда. 1938, декабрь

№ 274 (3644). 1 декабря 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 „Нет на нашей советской земле ни одного такого уголка, где бы не горела новая , коммунистическая, большевистская работа , созидающая новую, социалистическую жизнь ... Там, где вчера были пустыни, необитаемые места, ныне воздвигаются гиганты и н д у с т р и и * £ к И Р О В Фь&Лшф. V■*■ ДРУГ ПОЛЯРНИКОВ . j; • « ■- V - . . . . г Сергеи Миронович КИРОВ на встрече челюскинцев. С рисунка С. П. Дагиса Б о л ь ш е в и к Личный состав был построен. Все с великим нетерпение* ожи­ дали появления любимых нашим народом товарищей Сталина, Во­ рошилова и Кирова. II вот они появились — такие близкие, род­ ные. наши вожди и боевые руко­ водители. Великий Сталин при­ ветствовал нас — краснофлотцев, командиров и политработников, направленных партией и прави­ тельством на охрану северных морских рубежей страны. Потом выступил с речью тов. Вороши­ лов, а затем Сергей Миронович Киров. Товарищ Киров рассказал нам. чем вызвана необходимость соз­ дания крепкой несокрушимой обо­ роны Крайнего Севера. Громад­ ные богатства в недрах Коль­ ского полуострова и Бареицова моря должны охраняться надеж­ ными, до конца преданными сы­ нами нашей великой родины. Сергей Миронович говорил очень просто, но каждое слово его вдохновенной речи глубоко запоминалось іі усваивалось как боевое приказание. которого нельзя не выполнить. Он интере­ совался всеми вопросами жизни и быта краснофлотцев, вникал во все детали деятельности корабля. Никвгда в жизни не аабудут моряки Северного флота этой *а- мечательной встречи. Это было пять лет тому назад. Призыв незабвенного Мнропы- ча крепить оборонную мощь се­ верных рубежей осуществлен. Сегодня мы сильны гак, что ни­ какие вражеские происки нам не страшны. Враг будет уничтожен там. откуда оп посмеет высунуть свое свиное рыло. За эти годы наш флот стал неузнаваемым. Выросли сотни отличников боевой и политиче­ ской подготовки, молодые кадры выдвинуты па ответственные • должности. Мы учимся быть та­ кими же стойкими ленннцамн- гталинцами, каким был товарищ Киров, такими же беспощадными к врагам парода, каким был он. От злодейской руки фашист­ ской гадины погиб славный непоколебимый большевик Сергей Миронович Киров. Но его дела, его страстная большевистская воля живут в сердцах каждого из нас и вдохновляют па дости­ жение еще больших побед в строительстве могучего океан­ ского флота. н. хохольков — старшина группы Сеіерног* флота. Немногим больше пяти лет на­ зад Мурманск посетили тогарнщн Сталин, Ворошилов и Киров. Люди великих революционных масштабов, они по достоинству оценили перспективы развития города, находящегося у ворот в Арктику. Тогда вместе с великим Сталиным, с железным паркомом Ворошиловым товарищ Киров па- метил вехи хозяйственного освое­ ния Северного морского пути. А через две недели, когда «на­ ряжалась экспедиция на «Челюс­ кине», Сергей МІіроноішч лично следил за тем, чтобы заводы п фабрики Ленинграда своевременно доставили все необходимое *для труднейшего арктического похода. Он интересовался ходом погрузоч­ ных работ, устранял все помехи. Воем намятиы волнующие дни челюскинской эпопеи. Советские люди в далеких районах Чукот­ ского моря жили на льдине, му­ жественно, героически перенося все трудности и невзгоды. В то время в Ленинграде -готовился в рейс мощный краснознаменный ле- дічсол «Красин». Оп должен был оказать помощь челюскинцам. Су­ достроители Балтийского завода ремонтировали ледокол. Работу, на которую обычно требовалось 4 ме­ сяца, нужно было закончить в минимальные сроки. Воодушевлен­ ные повседневным руководством этими работами Сергея Мироновп- ‘ ча, балтийцы закончили ремонт при высоком качестве за невидан -1 но короткое время — 18 дней, і В 1934 году ледорез «Іитке» завершил сквозное плавание Се­ верным морским путем с востока на запад. Товарищ Киров, пере­ груженный большоі государствен­ ной работой, находил время сле­ дить за всеми этапами этого исто­ рического перехода. Не успел «Хатке» воіти в во­ ды Кольского залива, как наш ра­ дист, ныне орденоносец тов. Кук- с ін , принял по радио приветствие руководителя ленинградских боль­ шевиков тов. Кирова. В кают-компании состоялся ми­ тинг. С большим волнением слу­ шали мы теплые слова привета ближайшего соратника товарища Сталина — любимого нами Сергея Мироновича. — «Ленинградский областной и городской комитеты ВКП(б), — писал товарищ Киров, — горячо приветствуют мужественный кол- лектйв ледореза «Ф. Литке», внп- савший новую блестящую страни­ цу в историю освоения суровой Арктики. Ваш успешный переход из Владивостока в Мурманск в одну навигацию — блестящая демон­ страция выросшей иаучно-техпн- ческои мощи социалистическою отечества, никое доказатольѵгво того, что ноистине «нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять». Ленинградский областпой и го­ родской комитеты ВКП(б) выра­ жают твердую уверенность, что коллектив ледореза «Ф. Литісе» будет н впредь в первых рядах борцов за окончательное освоение советской Арктики, в боях за по­ строение социализма. Да здравствуют мужественные сыны пашен великой родппы! Да здравствует иепобе цімая ле­ нинская партия н ее ге.шкнй вождь товарищ Сталин!1». В ответной телеграмме, пмлал- ііой нами товарищу К#]*>ігу. мы благодарили его за заботу о мо­ ряках, за его отеческую чуткость и за это замечательное привет­ ствие,' .которое подняло в нас большевистский дух на дальней­ шую борьбу за осбсепне Северного мо| ского пути. Указания товарища Кирова со­ ветские полярники с честью вы- нодшікѵг. -Иуті.. но которому четы­ ре к-да назад прошел «Литке, бо­ роздят теперь десятки торговых судов. ІІа|ч>ходы «Ilcaq-a». «Ван- цеттн», «Моссовет», «Сталин­ град», «Анадырь», «Володарский», «Рабочий». «Крестьянин», « 11 |>ан- да» н другие прошли но Северно­ му морскому пути ив Мурманска и Архангельска во Владивосток и обратно. Арктика теперь покорилась во­ ле большевиков. Вооруженные первоклассной техникой советские полярные моряки «были и будут на передовых позициях мирной со­ циалистической стройки и, если нужно будет, по призыву партии и советской власти, займут пере­ довые и ответственнейшие пози­ ции в вооруженной іащпте на­ шего йеликого Советского Союза против империалистических раз­ бойников...» Эти замечательные слова пла­ менного трибуна революции, бор­ ца за освоение Арктики, нашего любимого Сергея Мироновича Кирова, свято хранят в своих сердцах все партийные и непар­ тийные большевики — моряки по- лярпого флота, зимовщики поляр­ ных станций, все те, кому партпя поручила изучить Арктику для ис­ пользования богатств севера па благо нашей прекрасной родины. И. Р. л и п н и ц к и й — старший электрик ледокола „Литке", орденоносец . С. В. Г У Д И Н - старший помощник капитана „Литке",^орденоносец . Магистраль имени Кирова Кровавое правительство ІІпко -. леблющимся. теряющим ленин -1 поезда от Мурманска до Леиин- лан Ромапова, затеяв грабитель- J скую перспективу. | града ходили по 6 —S суток (при скую империалистическую войну. Начинается бурное развитие j чем пассажиров возили в товар- искало свободного незамерзающего ленинградской промышленности и j пых вагонах), то теперь комфпр- морского выхода в Европу и дру- всего хозяйства области, куда вхо- табелыю оборудованная «ІІоляр- піс части света. Таким портом,: днл бывший Мурманский округ и обеспечивающим подвоз военных наша железнодорожная маіи- грузов, мог быть порт, построен- ■стра.іь . Сергей Миронович уделял ныіі на Кольском заливе в районе очень много внимании развитию нынешнего Мурманска. И вот в [производительных сил Кольского в Леппн- спешпом порядке царские генера­ лы 'начппают строить дорогу от Петрозаводска до Романова-на- Мурмане. На костях во­ еннопленных ав­ стрийцев. широ­ ко эксилоатнруи китайцев и на­ сильно мобилизо­ ванных рабочих Средней Азии, была построена времянка протя­ женностью в ‘.1ST км. Порван лопа­ та земли была взята в начале июня НИ 3 года, а укладка сквоз­ ного рельефного пути от Петроза­ водска к берегам Ледовитого океа­ на была законче­ на 3 декабря 1916 года. Чі*> представляла эта дорога? То была «классическая» времянка. В начале предполагалось про­ пускать по дороге 13 пар поездов, но эти проектные данные не бы­ ли, конечно, осуществлены, -ведь тов. Киров говорил: «... далек» от по таким путям еле-еле ходили Ленинграда, ва Полярным кругом, дрезины и пара—другая поездов, развертывается и протяжении По кировской магистрали, от Кандалакши до ст. Оленья, ходят электровозы. Фото И. Марголина паи стрела» приходит град на вторые сутки. В намять о великом революцио­ нере. пламенном трибуне, вырван­ ном из наших рядов злодейской рукой черных по­ донков фашизма, Мурманская до­ рога называется Кирошсой. Кол­ лектив железно­ дорожников с честью носит имя С. М. Кирова. Как памятник .ему. нровОДятся большие работы ш> реконструк­ ции дороги, на­ чатые еще при жизни Сергея Мироновича и по его инициативе. Участок Каи-’ далакша — Му]>- манск перево­ дится на элект­ ротягу. Уже сейчас электро­ возы водят поез­ да от Кандалак­ ши в Оленью и Кировек. Элект­ рическая тяга преобразила ли­ цо дороги. Все крупные стан­ ции электрифи­ цированы, ос- н» малюсеньких американских па* ровозах. Иггервенцня вконец ра­ зорила эту'неблагоустроенную до­ рогу. Враги народа троцкисты, буха- ринцы, пользуясь временным упад­ ком хозяйства страны после им­ периалистической и гражданской войн, настаивали на полной кон­ сервации дороги и прекращении движения на северном конце Мур­ манской дороги от Петрозаводска до Мурманска. Тем самым они хо­ тели лишить центральные про - 1 мышлеиные районы Союза неза-! мерзатошего порта. В 1920 году во главе градской партийной организация теперь это количество увеличп- партия ставит замечательного большевика тов. Кирова, заявив­ шего, что социалистическое обще­ ство в нашей стране мьг построим вопреки всем сомневающимся, ко- полуострова и реконструкции до-, вещены семафоры, стрелки, стан- роги. В январе 1932 года на об- цнонные здания, жилища рабочих, ластиой партийной конференции клубы и т. д. Враги народа — шпионы, дивер­ санты, убийцы, троцкистьке-буха- ринское «требье—пытались всяче­ ски сорвать и расстроить работу дороги и мероприятия по _ее реконструкции. Не вышло и никогда не выйдет! Враг про­ считался. Вражеские гнезда разгромлены. Под руководством сталинского наркома тов. Кагано­ вича проделана большая работа по ликвидации последствий под­ рывной деятельности врагов. Во главе Кировской дороги постав­ лен кривоносовец-железнодорож- ник т. Богданов, который сумел мобилизовать весь коллектив ки­ ровцев па лучшую работу. II сейчас дорога, посяіцая пмя ве­ ликого сына партии Сергея Мироновича Кирова, своей рабо­ той, своей техникой, своими за­ мечательными кадрами вышла в число передовых дорог ССОР. И. А. ВЫС0К0В — инженер по электрификации . \ Кировской железной дороги- последних двух лет огромнейший Хибинский комбинат (апатиты)». И дальше: «Это нагляднейшее до­ казательство того, что в итоге свержения капиталистической сис­ темы создается невиданный раз­ мах развертывания производитель­ ных сил. Мы во второй пятилетке покажем, что нет такого места на земле, которое нельзя было бы поставить на службу социализму». Бурный расцвет строительства на Крайнем Севере замечательным образом отразился на развитии железнодорожной магистрали. В ! 1925 году по Кировской дороге ленда- проходили 3—4 поезда в суткп, лось в десятки раз. УГоща основ­ ным локомотивом дороги являлся малосильный паровоз серии ОВ, теперь дороіа имеет передовые мощные, паровозы и электровозы. Если в 1925 году пассажирские В Е ЛИ КИЙ ПАМЯТНИК П я т ь л е т н а з а д Это было в 1933 году. По водам только что выстроенного Беломор­ ско-Балтийского канала шли во­ енные корабли па север. В одном пз портов краснофлотцы узнали радостную весть — приехали то­ варищи Сталин, Ворошилов и Киров. Мы были бесконечно счастливы. Наша радость стала еще большой, когда перед строем бойцов высту­ пили •великий Сталин и его бое­ вые соратники — Ворошилов п Киров. Они говорили о том, что Север наш богат полезными ископаемы­ ми, которые надо поставить на службу социализму. Они призыва- іи нас зорко охраняіь эти богат­ ства и, если понадобится, дать со­ крушительный отпор подлому врагу. Сергею Мироновичу Кирову не удалось увидеть плодов своих не­ устанных большевистских забот о создании на северной окраине на­ шей замечательной родины силь­ ного военно-морского флота. Та­ кой флот создан. Мы готовы по первому аову выйти на боевую линию огня и беспошадно громить подлых фа­ шистских гадов. Флот, за созда­ ние которого вместе с великим Сталиным боролся Сергей Миро- иович Киров, в нужную минуту обрушит на голову врага всю СБОЮ силѵ и мощь. А. ЧАЯНОВ - поямтработвмн Северного флота. Первый русский академик М. В. Ломоносов с прозорливостью гения приводил доказательства того, что «в северных земпых недрах про- странпо и богато царствует нату­ ра». Оп писал, что «...металлы и минералы сами па двор не придут. Они требуют глаз и рук в своих поисках». Но у царского прави­ тельства ни глаз этих, пи рук не оказалось. Только после револю­ ции Сергей Миронович Киров под руководством И. В. Сталина от­ крыл великий поход большевиков на север. Он горячо призывал уче­ ных пойти п» следам высказыва­ ний и догадок Ломоносова. Несколько раз Киров лично выезжал на севео. Первую свою поездку на Кольский полуостров он совершил в такое время, когда полуостров был нанесен на карту, как сплошное белое пятно. Для поездки он выбрал самое трудное I время года — декабрь, полярную I ночь: он хотел сам пройти через I все труіности, которые могли встретиться на пути будущих строителей. С левинско-сталинской прозорливостью показывал Киров способы для преодоления препят­ ствий, могущих возникнуть на пу­ ти мощного северного- строитель­ ства. После того, как Киров побывал в Хибинских горах, здесь на базе найденного огромного, единствен­ ного в мире, месторождения апа­ титов развернулась крупная стройка. Киров буквально вырвал из диких гор богатства Хибин, до тех пор скрытые от человечества. В Хибииской тундре вырос город, носящий имя своего основателя — Кировск, выросли мощная обо­ гатительная фабрика, рудник, вы­ дающий на-гора миллионы тонн руды. Сейчас из Хибин по всей стране развозятся фосфоритные удобрения, которые прежде ввози­ лись иэ заграницы. Люди, посланные партией для работы на севере, постоянно под­ держивали тесную связь с Киро­ вым. Эти люди рассказывают, как часто «ни заходили в тупик, как маскировавшиеся вредители, те­ перь разоблаченные органами НКВД, хитро и подло пытались срывать строительство, сеять па­ нику. как они преувеличивали трудности. Для борьбы с гнусным вредительством троцкисте**-буха­ ринских мерзавцев, для преодоле­ ния трудностей приходилось об­ ращаться к Сергею Мироновичу Кирову. И он постоянно с такой ясностью указывал выход из ту ­ пика, что людям, искавшим у не­ го помощи, казалось, будто их. как заблудившихся путников, твердой рукой вывели пз темного леса на единственно правильную дорогу. Киров поражал своих со­ беседников широким знанием де­ талей строительства, порой самых мелких. Рабочий кабинет Сергея Миро­ новича -в Смольном был всегда за­ ставлен образцами различных ми­ нералов и металлов, найденных на севере. Он требовал, чтобы ему немедленно доставлялись образцы всего, что обнаружено поисковыми партиями геологов. Часто малей­ шая находка, попав в руки Киро­ ва, сделавшись предметом его пристального внимания, станови­ лась ключом к открытию большо­ го богатства, необходимог# стране. По ничтожным следам организо­ вывал Сергей Миронович поиски, и в результате ѳтого на Кольском полуострове были раскрыты апа- тито-нефелиновыѳ месторождения мирового значения, два кряжа с крупными залежами железа, ни­ кель. ловчоррит. ванадий и т. д. При непосредственном участии Кирова втроился Беломорс&ѳ-Бал- ѵ ііс к и і каіал кмаиі Сталина, связавший Балтийское море и Ле­ нинград с Белым морем, с Север сьгм ледовитым океаном. Незамер­ зающий порт Мурманска стал од­ ним из крупнейших северных пор­ тов и воротами в Арктику. Город Мурманск превратился в большой культурно-промышленный центр севера, в один из мировых центров рыбных промыслов. Симе­ нем С. М. Кирова связано строи­ тельство мощных гидроэлектриче­ ских станций на реках Нива и Тулома, на Печоре, создание кре­ пости «оциализма на севере — Северного Военно-Морского флота, строительство Мончегорска. С. М. Киров деятельно работал над тем, чтобы советские люди не только жили ва севере, но имели условия не худшие, чем те, ко­ торые предоставляются больши­ ми, благоустроенным^ городами. При закладке каждого нбвого стро­ ительства Киров требовал и до­ бивался одновременной стройки больниц, яслей, школ и клубов. Против страшного врага человека на севере '— цынгп — Ки­ ров выдвинул идею создания овощ­ ных и молочных совхозов. Эта идея была блестяще осуществлена передовыми советскими учеными. На Вольском полуострове, на Печоре и в Карелин, а теперь и вдоль всего побережья Ледовитого океана, в некогда «гиблых ме­ стах» снимаются сейчас опытные урожаи ржи, растут помидоры, ♦гірды, реце, салат. За послед­ ние годы на Кольском полуостро­ ве, на котором поселились* уже сотни тысяч людей, не было ни одного случая заболевания цынгой. В Баренцовом море еще при жиз­ ни Кирова ежегодно ловилось та­ кое огромное количество рыбы, какое в дореволюционное время не могли выловить за много лет. Недавно в одном из самых мо­ лодых городов Советского Союза — в Мончегорске — начал ра­ ботать медно-никелевый комбинат. Первые тонны руды уже пере­ плавлены, первый никелевый по­ луфабрикат уже получен. Комби­ нат этот сыграет крупную роль в экономике нашей страны. Поиски никеля на Кольском по­ луострове начались благодаря Сер­ гею Мироновичу Кирову. Сергей Миронович Киров не дожил до за­ вершения начатого по его ини­ циативе строительства медно-йи- келевог® комбината. Не увидел Ки­ ров завершения и многих других дел, начатых нм на севере. Под­ лая рука наемного фашистско- троцкистского убийцы оборвала пламенную жизнь большевика. Бандиты, из-за угла стрелявшие:н Кирова, надеялись ?вместе с н и м сорвать и его великие дела/; Э?о им не удалось. Дела Кирова будут жить вечно. Все созданное им на севере — великий памятник его беззаветному служению сопиа- лизму. В. СЕРГЕЕВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz