Полярная правда. 1938, декабрь

№ 278 (ЗВ48) 5 декабря 1938 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 Велики е права с о в етс к и х г р ажд а н п р а в ; о НА Т Р У Д „Граждане СССР имеют право на труд, то-есть право на получение гарантированн й работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд обеспечивается социалисти­ ческой организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы “. (Статья 118 Конституции СССР). ТВОРЧЕСТВО Золотыми буквами в Сталин - 1 скоіі Конституции записано право на труд для советских граждан; I Труд для пас представляет радость и удовлетворение. Л рассматри­ ваю свое великое право на труд, как право на творчество, на любую производственную инициа­ тиву. Так думает любой рабочий советского предприятия и потому с каждым днем у нас растет к о - . личество стахановцев. Я хочу рассказать о буднях нашего цеха. * j Кузнечный цех Судоверфи дол­ жен давать большое количество гвоздей для цеха деревянного су­ достроения. Мы поставили перед собой задачу — дешево н быстро изготовлять эту продукцию. На­ чалась творческая работа по вы­ работке новых методов труда. Рационализатор, начальник це­ ха Роман Трифонов, сконструиро­ вал пневматический станок. Я внимательно наблюдал за монта- жем станка, • интересовался каж­ дой его деталью. Когда станок был готов, я по­ дошел к изобретателю и попросиі его, чтобы мне разрешили освоить новый станок. Просьбу удовлетво­ рили. С первой же смены я стал легко управлять сіанком, дело пошло хорошо. Да иначе и быть не могло! Механизация производ­ ства' давно меня увлекает. В ноябре для цеха деревянного судостроения срочно и в большом количестве потребовались гвозди. Задержка в изготовлении гвоздей могла вызвать простой судострои­ телей. - ф Начальник цеха вызвал меня и спросил: — Можешь выполнить две нормы за смену? — Могу, — ответил я. II тут же вместе с начальни­ ком цеха мы разработали план на завтрашний день, тщательно под­ готовили рабочее место, провери­ ли станок. На работу я заступил с мыслью — во что бы то ни стало много­ кратно перекрыть норму, пе до­ пустить простоя судостроителей. Ко мие прикрепили подсобницу. Побеседовал с ней, раз'яеппл ка­ кая задача стоит перед нами, и приступили к работе. В конце смены подсчитали ре­ зультаты. О ни были отличными. Правильно организовав труд, я добилсЖ рекордной производитель­ ности труда: за смену выполнил шесть норм. В этот день я убедился, что станок имеет огромные резер­ вы, и что можно норму вы­ полнять за смену на 1000 про­ центов. Я постараюсь этого до­ биться. Для того, чтобы не остановиться на достигнутом, я все время учусь, повышаю свой технический уровень. Судоверфь для меня по­ служила прекрасной школой. Не­ сколько лет назад я был совер­ шенно неграмотным, а теперь научился читать и писать, изу­ чаю математику. Широко пользуясь великими правами советских граждан, *а- писанными в Сталинской Консти­ туции, я считаю своим первей­ шим долгом выполнять и перевы­ полнять производственную норму, помогать товарищам стать стаха­ новцами, совершенствовать мето­ ды труда. Сейчас весь коллектив нашей верфи борется за новый под’ем в работе предприятия на основе указаний соратника великого Сталина — Анастаса Ивановича Микояна. . С. ЛЕЩЕНКО — кузнец Судоверфи Главпищемаша. ПРАВО Щ А О Т ДЫ Х .Граж дан еІСССР имеют право на от ды х / Право на Іотдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим ы- служащим с сохранением заработной платы, предо­ ставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, кл убов '. (Статья 119 Конституции СССР). В С О Ч И Они оба учатся, осуществляя великое право на обрааованве. ^Скоро, закончив педучилище, отличница учебы комсомолка -А. И. ЦАПОВА будет педагогом. Комсомолец И. С. МАРМЕР учнтсядв Мортехникуме. Он хочет быть водителем кораблей. Фото^И. Марголина. □ = 1 ПРАВО НА О Б Р А З О В А Н И Е .Граждане СССР имеют’право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе,-обучением в ш к ола х на родном языке, организацией на заводах, в совхозах , машинотракторных станциях и кол х о за х бесплатного производственнвго, технического и агрономического обучения трудящихся “. (Статья 121 Конституции СССР). % % П Р Е Ж Д Е И Т Е П Е Р Ь ДОКУМЕНТЫ ДВУХ МИРОВ У н а с Срочно Т Р Е Б УЮТ СЯ 1 . Обга/ БУХГАЛТЕР а СЧЕТОВОД. 0 6 « )/ ° П Р А В К А . I.Кооператор". KyZ, _ _ ~ ' .« у у дана в "Полярную Правду « в том,что рост копгчйства трудяаюсся по Мурманокой Области в 1938 году против 1Р34 года Ьо^ ставляв» ео£ в против 1937 года le j^ /Т имофеев / . т»« • 6 7Гп УПР. CJ V V ' ю ш м я вчр га аи ялт " У Р Р Ы Б А КС О . і * Й ' S l S t f и *-п??А йс^а ‘“ “ д я я е е ТНСТНК. й-.г-яитьс*: пос. Порто*»*. 11 RTS ffffS S m. 4-a-uj L , . У н и Газеты капиталистических стран і пестрят об’явленпями людей, жаждущих получить работу. Ниже мы печатаем две замет­ ки из газет, которые выходят в стране, где трудящиеся не имеют права па труд: «Петер Пауль Белл, молодой фермер пз Луизианы, при­ шел в Сиэтг.т со езопм малень­ ким сыном Джеком. Белл покинул дом после смерти жены в декабре прошло­ го года. Неся своего сына на руках, он прошел 2500 миль в поисках работы. Более 2 ты­ сяч раз он обращался с прось­ бой дать ему работу, но он в«ю- ду получал отказ». (Газета «Дейли уоркер», США). «Джон Наргард, 47-летний безработный шофер, имеющий жену и троих детей, ищет по­ купателя на свой глаз. «Одного глаза мне будет доста­ точно, сказал он. — Работы я больше не получу. Мне нужны деньги для жены п детей, а кто-нибудь, наверное, нуждает­ ся в глазе». Жена его работает на фабри­ ке плетеной мебели, получает гроши, и это единственный до­ ход семьи». (Газета «Сэидей уоркер»). А вот об’ явленпе из греческой газеты «Эстиа»: Свыше 30 лет я работаю в школе. Первые годы педагогиче­ ской практики прошли в царской России, в глухой сельской школе. Сколько унижений человеческого достоинства, сколько горя к при­ теснений пришлось вытерпеть! История хранят много фактов и документов прошлого, показываю­ щих. кто мог учиться в старое время, как система образования в царской России лишала детей на­ рода возможности учиться. Со вре­ мен Александра ПІ извесп^ «по- лптическое дело» крестьянки Ананьевой, которая во время до­ проса посмела сказать о своем желании отдать сына в гимназию. На протоколе допроса разгневан­ ный царь написал: «Это-то п ужасно. Мужик, а тоже лезет в гимназию». И вскоре был издан позорный приказ о «кухаркиных детях». В этом документе произ­ вола и подлост^ было сказано «о недопущении в- средние учебные заведения детей лиц, занимаю­ щихся некоторыми предо»удитель- ными профессиями». В гимназию не допускали детей «кучеров, ла­ кеев, поваров, прачек и т. п.>. Три четверти (населения цар­ ской России было неграмотным. Особенно много неграмотных было , среди женщин. А сейчас? Радостен и благода­ рен труд учителе в советской стране, где право фа образование зашгеано в- 0бновяи»^3аконе, где учится свыше 40 миллионов че­ ловек! Партия и правительство подня­ ли дело народного образования па огромную высоту. И учить и учиться—сейчас легко и радостно. Согретый теплом сталинской за­ боты, прекрасно-, обеспеченный ма­ териально, окруженный всеобщем вппманпем работает-наш учитель. Из года в год. щ&ольнпки, кото­ рых я обучаю, хорошо успевают. ЦИФРЫ РОСТА На территории теперешней Мур­ манской области до . установления Советской власти было 24 школы, там обучалось 670 школьников, рабо­ тало 28 учителей. В 1938 году в Мурманской обла­ сти —*148 школ. В них обучается 37382 учащихся, работает 1281 учи­ тель. В области организовано 26 школ взрослых. Существует много школ ФЗУ, ликбеза, морской и горно­ химический техникумы,педагогическое и медицинские училища. все переходят в оледующий класс. Многих уже обучил я за свою долгую жизнь. За годы первой и второй пяти­ леток в 'стране построено 50.000 новых пщод. Много замечательных зданий выросло в Заполярья. Ты­ сячи школьников учатся в школах нашей области. Много старых учителей и молодых учительских кадров осуществляют всеобщее обязательное начальное обучение школьников. У пас, в Мурманске, педагогическое училище готовит своп кадры педагогов. По данным переписи 1897 г. во всей России попов, монахов и других служи­ телей культа было 295.000 — почти в четыре раза больше чем учителей. В школах пашей роди­ ны работает 950^000 учителей Отмечая вторую годовщину при­ нятия великого Сталинского За­ кона страны, каждый советский учитель еще раз горячо поблаго­ дарит коммунистическую партию и советское правительство ва осуществление одного из еамых чудесных и ярких прав гражда­ нина — права на ѳбразование. Г. СВИСТУНОВ — учитель школы № Ю г. Мурманска. Священный долг ' „Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан СССР". (Статья 132 Консти туции СССР). В одной из любимых песен со­ ветского народа есть простые и убедительные слова: «Человек всегда имеет право ІІа ученье, отдых и на труд». Только в нашей стране — в стране победившего социализма, эти права осуществлены н полно­ стью обеспечены. Они записаны г. величайшем документе нашей эпохи — в Сталинской Конститу­ ции. Одно из огромных завоеваний трудящихся нашей родины — право на отдых. Народ, который на одной шестой’ части земли по­ строил социализм, народ, который каждоднезно умножает богатства своей родины, имеет все условия для культурного отдыха. С огромной любовью и заботли­ востью относятся в нашей стране к людям, которые, как сказал наш любимый вождь товарищ Сталин, йвляются «самым ценным и са­ мым решающим капиталом». [ Профсоюзная организация тор- вого порта предоставила мне в ом году путевку па курорт & ’чи. На живописном берегу Чер- 0[0 моря построены красивые, лыѳ санатории и дома отдыха, прекрмм обставленные я обслу­ живаемые лучшими ірачами. Со всех концов советское земли лю­ ди различных профес*иі приез­ жают сюда, чтобы пополнить свои силы для дальнейшей плодотвор­ ной -работы на благо родины. Здесь встречался я со сталева­ рами, учителями, колхозниками. Как старые знакомые, как истинные большие друзья в теп­ лые южные вечера рассказывали мы друг другу о своих любимых городах н селениях. С искренией любовью и гордостью говорили мы о новых громадных цехах, о послушных п умпых машппах, о небывалых доселе урожаях. Я слышал рассказы о колхозной зажиточной жизни Украины, о новых прекрасных мастерах сельского хозяйства. Простые фрезеровщики, токари, литейщи­ ки с искренним увлечением го­ ворили о своих творческих иска­ ниях, о новых стахановских ме­ тодах труда. В этих простых, без- хигростпых рассказах слышался, подчас, подлинный' трудовой со­ ветский героизм. И казалось по­ рой, что герои рассказов—колхоз­ ники Украины, Поволжья, стале­ вары Магнитогорска, стахановцы Донбасса — сидят здесь рядом с нами. Каждый из нас радостно ду­ мал: «Как хорошо жить и рабо- ; тать в пашей стране, чувство- | вать себя хозяином пеоб’ятных просторов от моря Баренца до Черного моря, от Владивостока до (западных границ». Вот я, грузчик, с Крайнего Се­ вера приехал сюда в вечно зеле­ ный чудесный край. Как сотни и тысячи советских тружеников ; тепло встречен и окружен внима- ' нием. Спокойно н просто живу і красивом дворце. Все это жемогло бы и во сне присниться грузчику ‘ в проклятой царской России, £ сейчас жестокое прошлое уже кажется тяжелым сном. И не хочется думать о «прошлом Хочется смотреть ив отрываясь и-1- многоцветную россыпь явных цветов, на изумрудную эелень са­ дов и скверов. Хочется сіушаи простые и волнующие рассказ!.’ своих новых друзей о я і цв&гу щих полях, о ѵх новых фабриках и заводах. Хочется расссмать і себе, о своей работе. А время летит. Чистые звезд’ * засверкали в безоблачном, темно: небе, •:льется тонкий аромат Цвг ' тов. За тысячи километров по р.? ' дио доносится бой часов Креиіеі. ской башни. Как-то сразу мыслѵ уносятся туда,* в Москву, і Кремль. ' Чувство огромной благодарност!’ переполняет грудь и садго прои:<- носится всезначущеѳ дорогое сло­ во: Сталин! ! ' Г. ЗЕМСКОВ — бригадир молодежной бригада грузчиков торгового порта ФАКТИЧЕСКАЯ СПРАВКА | ’ Господин в возрасте 30 лет, у ч е н ы 'й , ншет какой-либо работы здесь или в ог'езд. * Выполняя почетную ебязан- ность гражданина СССР, наіодясь на обороне северных морских гра­ ниц, я повседневно ощущаю ве­ личие и силу самой демократиче­ ской в мире Сталинской Кон»ти- туцин. Находясь в боевом кол­ лективе корабля, я живу радост­ ной, культурной жизнью, успешно овладеваю военной техникой, изо дня в день повышаю свои полити­ ческие знания. За время службы *о флоте я хорошо изучил историю народов СССР. Сейчас самостоятельно ра­ ботаю над Историей ВКП(б). Я очень благодарен коммуни­ стической партпп, лично товарищу Сталину — творцу самой демо­ кратической Конституции в мире, за ту радостную жизнь, которой единой семьей живут народы на­ шей великой родины. Е. КУЧЕВ. ПИСЬМА КРАСНОФЛОТЦЕВ Я счастлив и рад, что выпол­ няю почетнейшую обязанность гражданина Союза ССР — нахо­ жусь на защито границ нашей любимой родины. С первых дней службы на флоте я энергично принялся за изучение боевой тех­ ники. Первым результатом моей упорной учебы была отличная от­ метка по боевой подготовке. Мо­ лодым бойцам хорошо помогают в учебе младшие командиры тг. Ха­ баров и Марков. Я поставил перед собой зада­ чу — быть отличником боевой и политической подготовки, чтобы в нужный момент уничтожать врага так. как уничтожали герои- дальпевосточппки японских саму­ раев. А. ИВАНОВ. Вот уже два года, как я служу на флоте. Мое пребывание в ря­ дах Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота совпало с приня­ тием Чрезвычайным V III Всесоюз­ ным с’ездом Советов величайшего исторического документа нашей эпохи — Сталинской Конститу­ ции, документально закрепившей завоевания социалистической ро­ дины. На нашем корабле, как и на других кораблях флота, служат граждане различных национально­ стей и все они дружно учатся и работают над укреплением мощи нашего флота, все они являютея полноправными гражданами брат­ ской семьи народов Советского Союза, под солнцем Сталинской Конституции изо дня в день укрепляют великую дружбу наро­ дов на основе ленинско-сталин­ ской национальной политики. П. ЦИМБАЛ. г В 1936 го д у по Мурмвнокоыу рыболов ­ кому беооейву СОЮЗОМ рыбников север * было иераоходовьи© 525 тысяч р уб л е й не приобретение п у т ѳ э о к ъ санатории и дома втдьаа для трудящлхо /г. В 1938 го д у эта. оумма возрѳоаа до 1 ,1 8 миллиона р у б л е й . ЕГ 1935 го д у в домах отды ха и а а н а г о - ри я х побывало 639 м у р л н е н и х ры б н и ко в ,а » 1936 год у -9 7 1 че л о ве к , в 1937 - 1417 , —* ЪѢ 11 меояцев 1938 года. - 1056 ч е л о м * . С отдельных траулеров э а . г о д поаьзова даоь путевками по 5 - 7 ч е л о в е к ; Вольшммуспехом ороди моряков и в се х рабочих рыбного Ыурмана п о л ь зуе тся деы отдыха Союза рыбников Север* в М^рмащах. В нем о начале 1938 года аобыведв 32637 * ¥ . • ’ Т . человѳ * . о е д а т е л ь О р г к о м и т е т сюза. рыбников о е в е р а -Ч ^ урмавсмои о б л а с т и : (Хл’еоашин) 3 0 /Х 1 -3 8 г . “і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz